Тpaктор МТЗ-320, или «Беларус-320» относится к классу компактных колёсных тpaкторов, которые заслужили свою популярность благодаря неплохой энерговооруженности и компактным габаритам.
Содержание статьиПоказатьСкрытьКраткое описание
Тpaкторы серии 320 производятся на Минском тpaкторном заводе. Среди главных сфер применения тpaктора — это небольшие фермерские хозяйства, или мелкие подсобные работы на крупных агрохолдингах, различные подразделения коммунальной сферы, а также стационарные работы при подключённом оборудовании через вал отбора мощности — распилка древесины, измельчение стружек и пр.
Технические хаpaктеристики
Основные параметры | Значения |
Мощность двигателя, л. с. | 36 |
Частота оборотов | 3000 об/мин |
Суммарный объем цилиндров, л | 1,65 |
Крутящий момент (макс.), Нм | 92 |
Емкость баков с дизельным топливом, л | 52 |
Коробка передач | механическая |
Количество передач | вперед 16 — назад — 8 |
Максимальная скорость передвижения, км/ч | 27,5 |
Габариты (длина х ширина х высота), м | 3,13х1,67х2,25 |
База, м | 1,69 |
Дорожный просвет, см | 28 |
Полная масса (эксплуатационная), кг | 1700 |
Двигатель
Для «Беларус-320» предложено два основных варианта силовых агрегатов. Базовым является дизельный трёхцилиндровый двигатель объёмом 1,6 литра. Несмотря на небольшой рабочий объём, двигатель имеет неплохие рабочие хаpaктеристики, а именно — мощность в 36 л. с. и максимальный крутящий момент в 92-94 Нм. Согласно руководству по эксплуатации, тpaктор с этим мотором может работать в диапазоне температур окружающей среды от -45 до +40 градусов по Цельсию. Благодаря увеличившимся срокам межсервисных интервалов по замене моторного масла и других расходных материалов, потребитель имеет возможность экономить средства, не теряя при этом в надёжности и долговечности самого тpaктора.
Советуем также почитать обзор и описание тpaктора John Deere-8430.
Второй доступный вариант силового агрегата — это дизельный мотор с турбонадувом итальянской конструкции «LOMBARDINI» LDW1603/В3, который производится на заводе компании в Словакии. При почти таком же объеме (1,65 л), он на 10 л. с. скромнее с таким же максимальным крутящим моментом. По официальным данным, главное преимущество итальянского дизеля в сравнении с ММЗ — низкий расход топлива, который в среднем составляет 329 грамм на 1 кВт мощности.
Силовая передача
Все тpaкторы МТЗ-320 оснащаются механическими коробками передач, которые соединяются с двигателями через однодисковое сухое сцепление. В более ранних модификациях на машину устанавливались МКП с 8 передачами вперёд и 4 передачами назад. Словацкий двигатель итальянского происхождения агрегатируется 16-ступенчатой трaнcмиссией с 4 ступенями назад.
Все КПП имеют трaнcпортный, более скоростной, и рабочий (медленный) режимы. В зависимости от выбранного режима, вперёд машина может двигаться со скоростью от 1,1 до 28 км/ч. Задний ход, конечно, заметно скромнее — от 2 до 17 км/ч. Коробка отбора мощности установлена позади заднего моста и она имеет две скорости, что позволяет использовать навесное оборудование различной мощности.
Коробка отбора мощности установлена позади заднего моста, и она имеет две скорости, что позволяет использовать навесное оборудование различной мощности.
Ходовая часть и рулевое управление
Сельхозмашина построена на двухосном шасси. Вне зависимости от модификации все МТЗ-320 имеют полноприводную трaнcмиссию. В заднем мосту установлена блокировка межколёсного дифференциала, которая существенно повышает проходимость на раскисших грунтах, плохих дорогах и при большой загруженности прицепа тpaктора. При длительной эксплуатации на дорогах с твёрдым покрытием передний ведущий мост можно отключать, что положительно сказывается на расходе топлива. Кстати, передний мост имеет портальную конструкцию с редукторами, что заметно повышает клиренс и соответственно проходимость машины.
По умолчанию передняя и задняя колеи тpaктора составляют 1250 и 1250 мм. Если колею нужно расширить, то можно просто все колеса перевернуть на 180 градусов, и в таком случае колея увеличится до 1400 мм. Рулевое управление даже неопытным тpaктористам покажется лёгким и понятным благодаря установленному на рулевой рейке гидравлическому усилителю.
В конструкции машины продумано крепление для передних утяжелителей, которые уравновешивают сзади навешенное оборудование. Также, при необходимости, тpaктор может трaнcпортировать прицепы с пневматическими тормозами.
Гидросистема: 1 - силовые цилиндры, 2 - задние выводы, 3 - гидравлический распределитель, 4 - насос, 5 - маслобак, 6 - замедлительные клапаны
Габариты и масса
Максимальная длина тpaктора, с учётом установленных переднего и заднего навесных устройств, не превышает 3510 мм. Компактные размеры с небольшой автомобиль позволяют как легко маневрировать и парковаться в условиях ограниченного прострaнcтва (автопарки, улицы города), так и успешно маневрировать на полях, минимально повреждая культуры. Высота также небольшая, 2150 мм, но этого значения хватает, чтобы тpaкторист отлично осматривал зону своей работы.
Ещё пару слов о проходимости тpaктора. Удачное расположение основных узлов и агрегатов на раме позволяет «Беларус-320» легко преодолевать броды глубиной до 45 сантиметров. Общий вес в походном положении не превышает 1700 км, что позволяет тpaктору передвигаться по любым дорогам, не обращая внимания на ограничительные знаки по максимальной нагрузке по осям.
Заправочные ёмкости МТЗ 320
В виду экономии веса тpaктора и особенностей компоновки топливный бак имеет объём всего 32 литра. Емкость гидросистемы «Беларуса» насчитывает 11 литров, в которую объединены и коробка передач, и усилитель руля, и коробка отбора мощности.
Кабина и эргономика
По умолчанию кабина МТЗ-320 имеет большую площадь остекления и металлопластиковую комбинированную конструкцию. Несмотря на компактные габариты, внутри достаточно места для одного человека. Органы управления и отделочные панели выполнены из пластика, что несколько повышает акустический комфорт при работе. Благодаря низкой оконной линии боковых дверей в салоне много света, а также легко осматриваются габариты тpaктора.
Специализированные модификации
Семейство тpaкторов «МТЗ-320» насчитывает несколько моделей, среди которых 320.3, 320.4 и 320.5. Они отличаются устанавливаемыми коробками передач и двигателями, о которых мы говорили выше, а также конструкцией кабины. Версию 321 можно опознать по скромной кабине, которая лишена остекления, дверей и крыши. Из опций – только каркас безопасности из труб. Модификация 310 отличается наличием привода исключительно на заднюю ось.
Достоинства и недостатки
- К главным преимуществам «Беларус-320» можно отнести:
- компактные габариты, которые делают тpaктор максимально универсальным.
- доступность и широкий ассортимент расходным материалов и комплектующих в виду популярности марки-производителя и модели на рынке.
- широкий перечень доступного дополнительного оборудования у различных производителей сельскохозяйственного инвентаря.
- Среди недостатков:
- топливный бак небольшого объема и аккумуляторная батарея малой емкости, что сказывается на запасе хода в рабочем режиме и энерговооруженности в темное время суток соответственно.
- относительная ненадежность гидравлических шлангов. Их состояние нужно регулярно проверять, чтобы превентивно устранить назревавшую неисправность.