«Игросказ» против «Тёмного Властелина»
На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась статья, в которой сравниваются игрушки Игросказ и Да, Тёмный Властелин!. В ней описываются обе этих настолки, рассказывается о качестве их исполнения и отмечаются их схожие черты.
Давненько что-то я не писал столь полюбившихся мне сравнительных обзоров — самое время вернуться к этой традиции. Тем более, что сегодняшняя пара игр будет намного более похожа между собой, нежели подбиравшиеся для этой цели ранее. Соответственно, и обзор будет не то чтобы сравнительным, а скорее параллельным. Встречайте — «Да, Тёмный Властелин!» («ДТВ»)
в синем углу рингас одной стороны и «Игросказ» («И») с другой.Мощное сходство этих двух игр заключается как в используемой механике, так и в стоящей за ней идее. Если коротко, то игрокам предстоит складывать истории, используя в качестве сюжетной опоры информацию с приходящих на руку карт. Идея же в том, чтобы получать удовольствие не от результата игры, а от самóй сложившейся истории. Не столь давно я рассказывал о «Сказках арабских ночей» с очень похожим принципом…
Похожие в главном, «ДТВ» и «И», тем не менее, отличаются в мелочах. И основное их различие заключается в целевой аудитории. «ДТВ» позиционируется как компанейская игра для «развлечься и поржать», тогда как «И» более серьёзна… хотя, безусловно, в зависимости от сюжетного поворота развлечься и поржать тоже можно — но тут уж как получится.
Отсюда же вытекает и различие в числе играющих: если для нормальной игры в «ДТВ» требуется по меньшей мере четверо участников, то в «И» вполне достаточно уже троих (а при вдумчивом и адекватном отношении к сюжету можно и вдвоём).
Теперь давайте рассмотрим подробнее механизм слагания историй, и мы увидим новые отличия.
Дело в том, что «ДТВ» является частичкой небольшой игровой вселенной (куда входит ещё одна игра — «Крагморта»). Это мир, в котором Великий и Ужасный Тёмный Властелин Архимаг Ригор Мортис повелевает своими подручными гоблинами — постоянно исполняющими его колдовские поручения, а в свободное время пытающимися исполниться собственного величия и ужаса. Так что одному из игроков придётся взять на себя роль Тёмного Властелина, и это он задаёт общее направление истории — то самое колдовское поручение, которое предстоит исполнить гоблинам (остальным игрокам)… точнее, предстояло исполнить, а они его провалили, но об этом чуть позже.
С другой стороны, «И» является вполне самостоятельной игрой, в которой все участники равноправны и в случае чего могут повлиять на сюжет общим решением. Занудства ради можно упомянуть, что «И» является ремейком зарубежной «Once Upon a Time», но это, что называется, гoлый факт, который никаких следствий не влечёт.
Игра в «ДТВ» начинается с того, что Тёмный Властелин озвучивает поручение, которое надлежало выполнить его подручным, а они его позорно провалили. Выглядеть это может, например, следующим образом:
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:«Итак, подлые мои слуги! Дошло до меня (хоть и с трудом), что в соседнем измерении проживает зловещий писатель Кивен Стинг, чьи истории поистине наводят ужас на читающих. И послал я вас, дабы принести мне клавишу «ы» с его пишущей машинки, каковому артефакту отвёл я ключевую роль в моём новом заклятии, долженствующем повергнуть в страх все жалкие соседние страны. Но вижу я, что поручение моё не выполнено?! Что скажете вы, ничтожные, в своё жалкое оправдание?!»
После чего один из гоблинов начинает врать и рассказывать о том, как они честно и доблестно исполняли порученное, но им мешало кошмарное нагромождение совершенно непреодолимых обстоятельств. Вpaка должна более или менее складно опираться на выкладываемые им с руки карты и заканчиваться «переводом стрелок» на другого гоблина, из-за которого, якобы, и не было преодолено очередное обстоятельство. Если же докладывающий вовсе заврался и/или не имеет карты «перевода стрелок», то Властелин награждает его Испепеляющим Взглядом, и как только кто-то наберёт их три штуки — игра, собственно, и закончена. Данный конкретный гоблин оказывается крайним за провал экспедиции и радостно объявляется проигравшим… ну, а победителей, разумеется, не будет. Где ж вы видели, чтобы Зло побеждало?! (А если оно таки побеждает, то автоматически перестаёт считаться Злом, только и всего.) Ну и, разумеется, самодур Ригор Мортис может в любой момент вмешиваться в процесс жалкого вранья подчинённых — переключать своё внимание на других, припоминать ранее возникавшие обстоятельства и намёки, и т.д. На то он и Тёмный Властелин.
Совсем другая картина в «И». Здесь нет ни наперёд заданного сюжета, ни «мастера». Точно так же используя карты с руки, игроки строят сюжет, что называется, к вящему благу истории. Вместо «перевода стрелок» на другого здесь, напротив, игроки сами перехватывают инициативу на себя — когда есть такая возможность и в голове рождается красивый поворот. (Справедливости ради: в «ДТВ» такой «перехват» тоже есть, но используется нечасто, ибо привлекать на себя внимание Тёмных Властелинов довольно-таки чревато!) Вместо игровых наказаний здесь пpaктикуются игровые поощрения: когда кто-то считает, что текущий рассказчик завернул ну уж очень изящно, он вправе выдать ему «жетон аплодисментов», и в конце именно по этим жетонам определится победитель. Если же, наоборот, очередной поворот не понравился, то можно общим решением отвергнуть его — и тогда горе-рассказчик заберёт обратно использованные карты, да ещё новых набрать придётся. То есть игроки сами, между собой, определяют достоинства и недостатки того или иного сюжетного фрагмента. А условием окончания служит достижение кем-то финала — вот этого в «ДТВ» нету. Карты финалов (есть счастливые, есть грустные) раздаются в начале игры по одной втёмную, и сыгранный финал (при условии, что его не оспорили) вознаграждается особо.
Разумеется, в обеих играх требуется определённая гибкость в толковании карт и частоте их применения. Правила оставляют это на самих игроков, и опыт показывает, что обычно чувство меры и здравый смысл вполне справляются. Однако, поскольку карты являются «источником вдохновения», нелишне будет остановиться на них подробнее.
Как следствие различий тематики, арт у игр тоже отличается. Изображения на картах в «ДТВ» лаконично-карикатурны (и выдержаны в едином стиле с упоминавшейся «Крагмортой»), подписи к ним местами ехидны. Изображения в «И» многокрасочны и тщательно выписаны, они напоминают качественные иллюстрации из дорогущего, на шикарной бумаге изданного сборника сказок; подписи могут содержать возможные варианты толкований и разночтений. В каждом случае все очень уместно, вызывает уважение к художнику и радует глаз.
О качестве исполнения, увы, этого сказать нельзя. Если к «И» придраться совершенно невозможно — издавал «Мир фэнтэзи», который суть дистрибьютор коллекционных карточных игр и сам выпускает ККИ «Берсерк», — то «ДТВ» в России издавал «СМАРТ» и этим всё сказано. Грубый картон, корявая вырубка, неоправданно огромная коробка… единственным реально качественным компонентом игры является листовка правил.
Но самым неожиданным — и очень приятным! — отличием двух игр является то, что «И» совершенно официально доступен для «самиздата». Все желающие могут скачать соответствующие материалы и самостоятельно изготовить себе экземпляр игры в меру желания и полиграфических возможностей. Замечательная инициатива, про которую и сказать-то нечего кроме «почаще бы так!».
Завершая этот обзор, я не буду традиционным образом перечислять-сравнивать плюсы и минусы игр. Я просто скажу следующее: storytelling-игры достаточно своеобразны и нравятся не всем. Однако того, чтобы попробовать поиграть в них, они однозначно стóят. Попробуйте. Мне кажется, я рассказал о них достаточно, чтобы выбрать одну из двух себе по вкусу.
Комментарии:
Как я уже намекнул, игра At the Gates of Loyang про то, как ты выращиваешь, собираешь и продаешь различные овощи со своего огорода, пытаясь заработать как можно больше денег для продвижения по треку благосостояния (в английском варианте The Path of Prosperity, хотя могли бы с тем же успехом и просто victory point track назвать). В начале каждый игрок получает немного денег и базовое поле на девять клеток, которое он засеивает одним из овощей на свой выбор. Овощей в игре шесть – пшеница, тыква, репа, капуста, бобы и лук-порей....
26 04 2024 14:28:22
Правила игры «Kremlin» на русском языке...
23 04 2024 5:56:37
вобщем сорок листов (включая рубашки) единственный минус — файл чудовищно тяжел, а разбить я уже не успела обещала к новому году — а новый год уже вот он ))...
21 04 2024 16:53:57
2. Очки начислять не в конце игры, а каждый ход. Самое простое и эффективное, что я придумал — это каждому игроку давать столько очков, сколько его выжившие животные съели красных и синих маркеров. Ну, просто сметаете все съеденные фишки к себе в саплай — быстро и эффективно. Фишек, конечно, придётся использовать гораздо больше, чем есть в комплекте игры, но можно без проблем использовать кубики или фишки из других игр....
20 04 2024 20:54:27
Очень недооцененная игра, как по мне одно из лучших (если не самое) лучшее евро уходящего года....
19 04 2024 16:46:35
— Зачастую программисты по сравнению с другими сотрудниками считаются очень сложными в управлении («это как пасти котов»). Вы видели управление и программистами, и непрограммистами — по-вашему, насколько это представление соответствует истине?...
18 04 2024 8:23:56
Чтобы подобная ситуация была невозможна, в международной лицензионной пpaктике лицензиату (производителю игры по лицензии) обычно запрещается регистрировать на себя торговые знаки, принадлежащие правообладателю (в том числе на иных языках и территориях), но был ли такой пункт в договоре "Звезды" и Phalanx — мне неизвестно....
17 04 2024 1:29:24
В конце есть минимальный набор картинок с играми для того, чтобы сохранить на телефон для вас. Поэтому пост носит оттенок подготовки к новому году. ...
16 04 2024 10:29:10
2-4 соперника, балансируя между тем, чтобы не остаться без комaнды, победить больше всех Пароботов и досадить сопернику, пытаются заполучить эту награду. Ситуация осложняется тем, что в комaнде изначально только два рыцаря и они могут нести только один трофей-оружие, а тут и на соперников охота нападать и самому заpaбатывать победные «монетки»....
14 04 2024 18:49:58
1. Никогда не расслабляйтесь. У меня была ни одна партия, когда я был в шаге от того, чтобы полакомиться последним учёным на поле, а в итоге позорно сливал. Всегда будьте на чеку и играйте в полную силу!...
12 04 2024 5:41:55
Игрокам придётся двигаться внутри самолёта по отсекам с разными припасами, которые нужно будет добывать. Это вакцины, еда, энергия, медикаменты и вода. В различных городах будут вспыхивать различные катастрофы и для каждого случая будет своя потребность в припасах. Что именно нужно тому или иному городу указано на его карте. Потребности — это симиволы....
10 04 2024 21:10:51
Но всё это – пока лишь впечатления от авторского прототипа. Мы ещё не знаем когда это дополнение выйдет и в каком виде оно появится на свет....
08 04 2024 2:48:43
ЦЕЛЬ ИГРЫ: игроки, управляя с помощью планшета своими отрядами жуков-самураев (каждый отряд со своими особенностями), стремятся выполнить первыми одну из целей:...
06 04 2024 2:53:22
Рис.01 — Тучные коробы и некоторые персонажи со злобными физиономиями...
05 04 2024 22:55:56
Если сжать весь обзор до одной строки: дуэльная Каверна вам понравится....
04 04 2024 3:43:55
Welcome To DinoWorld (2017) – Авторы: James OConnor, Nick Shaw, David Turczi – Стратегическая, 1-99 игроков, 55 минут – Area Enclosure, Dice Rolling, Line Drawing, Paper-and-Pencil – Проект заканчивается: 23 ноября – Помощники: 1073 – Список игр на BGG Создание парков развлечений с динозаврами....
01 04 2024 7:43:16
У iOS версий настолок есть два «бонусных» аспекта в этом плане:...
31 03 2024 12:28:45
В комплект игры входят 103 карты, каждая из которых может быть использована двумя способами: в качестве события, либо в качестве источника очков операций. Очки операций используются, чтобы увеличивать влияние игрока в одной или нескольких странах, совершать попытки уменьшения влияния противника, осуществлять перевороты, а также, чтобы продвинуться в Космической гонке. События посвящены известным историческим фактам, таким как создание ЦРУ, блокаде Берлина или Карибскому кризису и менее значимым для мировой истории событиям — антивоенным демонстрациям, Олимпийским играм и т.п. ...
29 03 2024 13:37:59
Народный отчёт, № 106 – Настолки на новогодних каникулах...
28 03 2024 11:35:24
— собственный дизайн известной игры (мы, помню, рисовали ручкой сложные поля для Монополии, когда ее еще в России не продавали)...
24 03 2024 18:49:53
У Splendor достаточно простые правила и быстрые партии, поэтому она отлично подходит для малоопытных игроков. А приятный дизайн и манящие жетоны драгоценностей (похожие на покерные фишки), которые так и хочется потрогать, положительно сказываются на общем впечатлении от игры....
23 03 2024 1:44:55
Скачать материалы для игры Chaos & Alchemy...
22 03 2024 9:22:46
Кое-что о дополнениях к «Колонизаторам»...
21 03 2024 16:13:22
Игра проходит в 6 раундов, каждый из которых состоит из 3 фаз. В первую фазу каждый игрок забирает со стола набор из 8 карт (6 из которых лежат лицом вверх, 2 — рубашкой), а потом сбрасывает лишние карты, оставляя на руке 7 штук. На любой карте, кроме джокеров, изображён один из шести персонажей (архитектор, торговец и т.д.). Вторая фаза состоит из шести шагов — по одному на персонажа. Персонажи дают доступ к определённым действиям, и каждый игрок решает, тратить ли на них карты с руки....
14 03 2024 14:43:25
Онлайн-версия настольной игры «Dead & Alive»...
13 03 2024 23:17:48
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::