Альтиплано. Первые впечатления
«Альтиплано» — очередная евро-игра. Снова унылое накопление ресурсов, обмен шила на мыло и получение победных очков. Так мог бы начинаться отзыв о новинке, написанный даже без вскрытия коробки. Но это – не наш метод. Новую игрушку следует опробовать, желательно, распробовать, а после – поделиться впечатлениями, отметив, что понравилось, а что – не очень. Вот об этом и поговорим.
Краткая история вопроса. Была такая игра «Орлеан», про житьё-бытьё Средневековой Франции. У этой настолки была отличительная особенность, основная механика игры была построена на мешочках, в которые нужно было отправлять цветные кружочки, а затем тянуть их оттуда и собирать в необходимые комбинации для выполнения разнообразных действий. «Орлеан» оказался достаточно успешным, отхватил кучу номинаций в различных настольных премиях, до сих пор имеет оценку 8.1 из 10 на крупнейшем в мире портале настольных игр Board Game Geek. А затем, как будто бы, случилось вот что: автор «Орлеана» сел и задумался, а почему бы не сделать ещё одну точно такую же игру, только другую? Так, возможно, и появилось «Альтиплано».
Из Франции мы переносимся в Латинскую Америку, высоко в горы. Но сельское хозяйство – оно везде примерно одинаково. Нам всё так же предстоит добывать еду, ловить рыбу, рубить дерево в лесах, добывать руду в шахтах. Разве что ощущается местный колорит – вместо каких-нибудь стандартных коров тут будут относительно экзотические ламы. Основная механика игры остаётся той же: мешочек, россыпь цветных жетонов, которые нужно оттуда тянуть и раскладывать на личном планшете в нужных комбинациях, а затем совершать действия. Заниматься придётся привычными вещами – добывать всякие ресурсы, а потом стараться превратить их в максимум победных очков. Вдаваться прям в детальные подробности смысла нет, в базовой своей идее игра очень проста, так что пробежимся по ключевым позициям из разряда «понравилось» / «не понравилось».
Сначала о хорошем.
Понравилось красивое оформление. Тот же «Орлеан» помнится серо-коричневой игрой с весьма суровой цветовой гаммой. «Альтиплано» в этом плане веселее, цветастее, ярче. Более, семейная, что ли, или даже более девчачья. В общем, глазу просто приятнее. Удивительная вещь, художник и в «Орлеане» и в «Альтиплано» один и тот же – Клеменс Франц, но выглядят они совершенно по-разному. «Альтиплано» — добрая, весёлая, приятная в стиле «Агриколы».
Понравилось качество компонентов. Игра – это большая куча картона, множество жетончиков и планшетов разных форм. Перед первой партией все их надо выдавить из листов и – удивительная ведь – давится всё чётко, аккуратно, без бахромы и обрывков. Прямо-таки красота. Мы даже задались вопросом, наверняка это зарубежный тираж, а в России собрали только коробку и напечатали правил. Даже не верится, что такая замечательная вырубка сделана на местных станках.
Понравилась базовая простота. На первый взгляд игра может испугать. Коробка – тяжёлая, компонентов в ней море, да и на столе выглядит всё весьма и весьма пёстро. Однако несмотря на это, игроку не приходится перенапрягать мозги и запоминать объёмные правила со множеством нюансов. Базовые правила – вот мешок, вот планшет. Тянешь жетоны из мешка и кладёшь их на планшет. Жетоны с планшета используешь чтобы получать другие, более полезные жетоны. Всё использованное с планшета и приобретённое попадает в специальный ящик. Закончились жетоны в мешке – высыпаешь туда всё из ящика. Получается такой круговорот: мешок – планшет – ящик – мешок.
Понравилось разнообразие ресурсов. В игре порядочное количество ресурсов, штук 10 точно. И выходит так, что не всем они могут и понадобиться. На пpaктике это выглядит так, что кто-то за всю игру может не выловить ни одной рыбы, а кто-то – вообще не касается лам или дерева. Временами, конечно, что-то требуется, но в целом можно вполне безболезненно просуществовать и без какого-то ресурса на протяжении всей партии. Отсюда и обратная ведь, если чего-то у тебя нет, что-то, наоборот, имеется в избытке.
Понравилась возможность развития. Поскольку ресурсов в игре много, всё всё равно не охватить. И есть возможность сосредотачиваться на добыче чего-то конкретного. Более того, локацию, откуда берутся ресурсы, можно развивать, открывая в ней для себя новые и более эффективные действия. Это позволяет, скажем, развивать ловлю рыбы, а в последующем получить возможность обменивать рыбу на более ценные ресурсы, которые другие игроки будут получать не на речке, а других локациях и через другие производственные цепочки.
Понравилось разнообразие партий и специализация. На старте каждый игрок получает роль, что позволяет ему проще и легче добывать какие-то ресурсы. Плюс локации располагаются на столе всегда несколько иначе. Всё это означает, что со старта для каждого участника игры намечается некая ветка развития со специализацией в тот или иной ресурс, плюс расклад текущей партии всегда заставляет придумывать что с чем лучше комбинируется и какие локации можно будет чаще посещать и как выжать из них максимум.
Понравилось, что в игре пpaктически нет провисаний. В начале хода все «программируют» свои планшеты, раскладывая вытащенные из мешочка цветные кружки по различным действиям, а затем по очереди все эти действия выполняют. Выходит, что сперва все одновременно думают (в этот момент иногда может получиться, что кто-то справился чуть быстрее, но ждать товарищей сильно долго не приходится), а после все выполняют по очереди по одному микро-действию, пока все не спасуют.
Теперь поговорим о том, что не очень понравилось.
Механика программирования действий. Субъективный фактор, это далеко не самая моя любимая механика. Всякие там Lords of Xidit, Robo Rally, Colt Express, где нужно сперва продумать свои действия на целый ход вперёд, а потом, одно за одним их выполнять. В принципе в этом нет ничего страшного, но в «Альтиплано» зачастую надо спрогнозировать 3-4 действия, да ещё и с перемещением между локациями и субъективно это многовато. Скажем, в какой-нибудь Room 25, Oh My Goods или Wings of War тоже надо программировать свои ходы, но там действий загадывается наперёд очень мало, и это – легче.
Перемещение между локациями. Тоже не сказать, что это сильно большой минус, но в игре на механику раскладывания жетонов из мешка по комбинациями накручена ещё и механика активирования локаций. Грубо говоря, вы не можете выполнить всё, что захотите и на что у вас хватило жетонов на планшете. Каждое действие привязано к конкретной точке игрового поля и перед тем как его выполнить, на эту точку нужно ещё прийти. А перемещения – это тоже как бы действия, которые тоже заранее нужно программировать.
Длительность партии. Тот же «Орлеан» укладывался в час-полтора. «Альтиплано» официально длится до 2 часов, что означает на пpaктике возможно и два с половиной часа и даже три. Для такой игры – это слишком долго. Прошу прощения, но за два часа можно сыграть в «Агриколу», а за три с половиной – в Eclipse. Ничего не хочу сказать плохого в адрес «Альтиплано», но по эпичности до перечисленных настолок она явно не дотягивает, а времени кушает порядочно.
Общая евро-направленность. Не сюрприз, но заниматься в игре нужно именно тем, чем и казалось: добывать ресурсы, а потом обменивать их на победные очки. И даже если не обменивать, всё равно в конце игры очки получишь. То есть всё, что нужно делать – это добывать новые ресурсы. А чтобы заработать за них дополнительные очки, нужно отправлять ресурсы на склад или на выполнение задания. Звучит несколько интригующе, но на деле что склад, что задания – это просто дополнительный планшет куда нужно положить требуемую комбинацию цветных кружков, и они остаются там до конца игры. Отсюда и замечание – не ощущается, что на протяжении всей партии ты создаёшь что-то масштабное. Да, точечное развитие есть, можно улучшать действия локаций, но в глобальном плане от начала и до конца партии ты занимаешься одним и тем же – добываешь новые жетончики ресурсов и отправляешь их потом на склад или на выполнение заданий. Прям словно какое-то промежуточное звено, получил – отправил.
Подсчёт очков в конце игры. В финале партии приходит ощущение, что чтобы ты не делал, всё равно получишь очки. И категорий, в которых они начисляются так много, что и не уследить. Субъективно показалось, что подсчёт раза в два сложнее, чем в 7 Wonders, где и так учитывать приходится немало всего. В «Альтиплано» не только куча позиций, приносящих очки, но и значения в каждой могут быть двухзначными. Для определения победителя без калькулятора не обойтись!
В целом вот ощущения такие. Игра хорошо оформлена, проста и красива, но несколько затянута, из-за чего может показаться слишком долгой и возникнуть ощущение «ну когда же уже доиграем». Стоит отметить, что о подобных претензиях часто упоминают именно применительно к первой партии и утверждают, что дальше получается лучше. Чем больше у игроков опыта, чем плотнее они знакомы с игрой, тем быстрее получаются партии. Вроде как через 2-3 сессии в два часа одна игра будет гарантированно укладываться.
Пока что сравнивая «Альтиплано» с «Орлеаном» можно отметить, что обе они хороши. Но именно пока что «Орлеан» нравится больше, потому что в нём более прямолинейная механика пусть даже при менее привлекательном оформлении. Да и партии получаются быстрее. С другой стороны «Альтиплано» больше подходит для более широкой аудитории. Графическое решение игры привлекает внимание, ми-ми-ми-шные ламы играют на пользу женской части, а сама игровая механика хотя и приобрела некоторые навороты, при этом осталась достаточно простой, чтобы быть доступной даже для новичков.
В общем, евро, ещё одно хорошее евро с красивым оформлением.
Комментарии:
Fate/Grand Order Duel (2018) – Настраиваемая, 2 игрока, 60 минут – Collectible Components, Fantasy – Action / Movement Programming, Area Control / Area Influence, Deck / Pool Building – Игроки TTS: 2374 – Список игр на BGG Сражение двух отрядов бойцов....
20 11 2024 18:13:30
Был ли он убит или совершил самоубийство? А может быть с ним произошёл несчастный случай? Или же причина случившегося гораздо более загадочна и связана со старинным родовым проклятием и призpaками замка?...
18 11 2024 23:41:44
Авторы всех отчётов будут упомянуты в правилах игры, а десять наиболее активных тестировщиков получат по экземпляру Свинтуса 2...
17 11 2024 16:58:31
Действие романа Бориса Акyнина «Коронация» происходит в 1896 году, накануне коронации последнего императора Российской Империи Николая II, и отлично передает атмосферу того трагического времени. Коварный злодей – таинственный Доктор Линд похитил четырехлетнего отпрыска императорской семьи и требует в качестве выкупа бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр. Коронация под угрозой срыва и царская семья идет на отчаянные меры, чтобы спасти положение. Только храбрость, упорство, и недюжинные аналитические способности помогают нескольким героям книги спасти авторитет престола Российской Империи....
16 11 2024 10:41:28
Правила «Ticket to Ride: Alvin & Dexter» на русском языке...
13 11 2024 12:33:42
Ну и сейчас, прямо скажем, недостатка в настолках нет. На полках лежит не одна игра всё ещё в плёнке! И не первый год. Это и Thunder Alley, и Kemet, и Automobile. Не играны дополнения к Railways of the World, второй Андор, Терра Мистика. И это только то, что лежит дома. А, ведь, есть ещё и игры у товарищей. Вот, имея в шаговой доступности Blood Bowl: Team Manager, Xia и Seafall, я даже на них не смотрю. И мы так и не допрошли первый сезон «Пандемии. Наследие». Куда уж тут что-то ещё покупать. В общем, эта чёрная пятница – без меня....
12 11 2024 8:21:53
Грядут онлайн-версии «Twilight Struggle» и «Labyrinth: The War on Terror»...
11 11 2024 22:52:57
Цель играющих в Z Game: Fast & Dead – за партию (восемь ходов) выполнить больше остальных игроков заданий, которые рандомным образом возникают каждый ход. Впрочем, можно закончить и досрочно, если кто-то раньше насобирает восемь или более выполненных целей....
10 11 2024 11:47:12
2. Выбираем «Russian Fairy Tales» и три других фpaкции на своё усмотрение....
08 11 2024 4:36:39
Единственное нарекание, которое эта настолка вызывает у Скотта — неудачная концовка. По правилам, побеждает игрок, первым собравший четыре артефакта. Скотт говорит, что погоня за ними часто растягивается и партия сильно затягивается, поэтому он рекомендует играть по упрощённым правилам и лбъявлять победителем того, кто первым соберёт два артефакта....
06 11 2024 12:30:23
Суть игры во всех вариантах одинакова: игроки бросают свои кубики так, чтобы результат скрывался под опрокинутым стаканом. Каждый может смотреть под свой стакан, но никто не может смотреть под чужие. Затем по кругу заявляются предположения о том, что же скрывается под всеми стаканами. Когда очередная заявка сделана, у следующего по кругу игрока есть два варианта на выбор. Он может либо повысить заявку, либо объявить заявителя брехуном и проверить его предположение....
05 11 2024 22:57:30
Несомненно, то, что игра рассчитана на 4х игроков намекает на мысль покупки дополнения, т.к. более привычно видеть игры с максимальным числом игроков в 5. Многие хвалят экспеншен игры и я готов доверится их мнению! Игра великолепно сбалансированна. В конце игры расклад может решить лишь одно деление на шкале подсчета. Игрой остались довольны и она обещает быть завсегдатой на нашем игровом столе....
04 11 2024 10:53:54
1. У каждого персонажа есть уникальная способность. Даже прачка и тpaктирщик будут полезны следствию....
03 11 2024 4:18:29
Правда, рейтинг Blue Moon всё-таки на целый балл выше у "Царей", поэтому если есть возможность, покупайте Гoлyбую луну. Если такой возможности нет, а поиграть в абстpaктную карточную игру на двоих очень хочется, берите Царей скарабеев, а если она вам понравится — докупайте Царей минотавров, благо цена этих настолок позволяет экспериментировать....
01 11 2024 17:29:55
Ещё один жирный плюс – до конца партии никто не выбывает из игры. Вы либо вместе побеждаете, либо вместе проигрываете. Я считаю, что это правильно, хотя кто-то может и возразить, что пожарные могли бы погибать при взрывах. Для нашей семьи нет ничего хуже, чем когда большую часть времени кто-то просто сидит и смотрит, как остальные наслаждаются игрой. Это особенно важно, когда ты играешь с семьёй и с маленькими детьми. Тогда как жертвы могут погибнуть, пожарные просто отправляются в машину скорой помощи и уже в следующем ходу могут вернуться в здание. Из-за этого успех в игре зависит от действий всех игроков, и если вы подыскиваете настолку, в которой все вовлечены в действие до конца игры, то Flash Point – это отличный выбор....
31 10 2024 21:18:31
Q: Может ли игрок построить больше 8 зданий (например, используя свойство Архитектора)? A: Почему нет? Q: Может ли игрок построить два одинаковых здания (с одинаковым названием и иллюстрацией)? A: Нет...
28 10 2024 4:30:17
Сетап занимает несколько минут: выкладываем, как показано на рисунке в правилах, карты целей (их выполнение и принесет счастливчикам ПО), и выдаем каждому игроку стартовую руку (ее размер зависит от количества игроков). Затем принимаемся за драфт: каждый игрок выбирает карту, ориентирует ее нужной ему стороной вверх (поскольку на каждой карте изображено два разных бога), после чего все игроки одновременно вскрывают и выкладывают карту перед собой. Для наглядности богов лучше располагать согласно табели о рангах, начиная с Одина и заканчивая Хеймдаллем. После этого оставшиеся карты передаются игроку слева (во втором раунде – игроку справа), и все повторяется до тех пор, пока боги на руках не закончатся....
27 10 2024 16:25:49
Правила игры «Kingdoms» [Королевства] на русском языке...
26 10 2024 14:35:42
Лучшее оформление – Scythe (ещё претенденты Inis и Mechs vs. Minions);...
25 10 2024 1:38:43
Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало....
19 10 2024 16:40:58
Скачать материалы для игры Эльфийские письмена (rar, 6.9 Mb)...
16 10 2024 10:45:43
— Баллиста в начале игры заряжена — Чтобы воспользоваться Б, надо на нее встать воином и выполнить действие этого воина в рамках правил. Выстрел составляет одно действие. — Стреляет баллиста по прямой в любую сторону подобно лучнику, но без ограничения дальности. Наносит 2 очка урона. Если первый воин умер при нанесении 1 урона, то второй урон получает стоящий за ним по прямой. — Чтобы Б еще раз выстрелила, надо ее зарядить. На это тратиться также одно действие стоящего на ней воина. (можно отмечать спец жетончиком факт того, заряжено или нет). — Квeблир не может стрелять и заряжать Б, но может угнать орудие. Для этого ему надо зайти на гекс орудия и (уже в другом ходе) потратить два своих доступных действия на передвижение орудия на 1 ячейку. — Защита у воина на орудии НЕ работает, так что наложить щит нельзя....
15 10 2024 20:24:30
Но и это не очень помогло, ГЕЙМ ОВЕР постоянно висел над нашими головами. В итоге после 3х часов мытарств мы всё же выиграли, причём финальный бой оказался очень лёгким и не принёс эстетического наслаждения. В общем не советую....
13 10 2024 18:45:58
Суть игры: Игроки разбиваются на комaнды по парам. Собирают 4 одинаковые карты. Ваш напарник доложен понять, когда вы собрали крабов, передав ему зрительный сигнал. Побеждает та комaнда которая набрала больше очков....
11 10 2024 20:44:35
«Leonardo da Vinci» — распечатай и играй...
09 10 2024 3:58:19
Тем не менее, если ваша компания любит несложные карточные игры, а в Свинтуса вы уже наигрались, Корова 006 — это лучшее, что вы можете найти на российском рынке....
08 10 2024 9:18:59
Обсуждение петиции на Boardgamegeek.com....
06 10 2024 6:12:40
Состав архива: 1) Перевод правил+условий сценариев 2) Перевод всех игровых карт 3) Энциклопедия местности 4) Энциклопедия свойств...
05 10 2024 22:57:32
Коротко пробежимся по отличиям. Сперва – коробка. На ней немного иначе указаны выходные данные (сверху – первое издание, снизу – второе)....
03 10 2024 11:21:27
В игре – 170 уникальных карт с птицами, обитающими в Северной Америке. В дополнениях будут представлены птицы других континентов. Давайте разберёмся, чем ещё, помимо несомненной красоты, привлекла эта игра всех игроков....
02 10 2024 1:19:15
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::