Обзор обновлённых «Цитаделей»

В последнее время наше общество, как кажется, имеет слабость к ремейкам фильмов. Идет ли речь о радикальной переработке, современном пересказе или «косметическом ремонте», мы бросимся в кино его смотреть (даже если по дороге будем ворчать, что оригинал улучшить невозможно). Хотя и не так масштабно, развлечения развиваются схожим образом.
Ради удовлетворения ностальгической потребности или чтобы использовать возможности развитых технологий, все больше старых проектов попадают в репринт, а то и полностью переpaбатываются. Уже ставшая классикой Цитадели (2000) Бруно Файдутти – одна из свежих переделок, и находится в ведении Windrider Games, недавнего ответвления Asmodee, в каталоге которых уже есть три более ранних ремейка популярных игр. Подробнее о новшествах последней версии в обзоре Джейсона Мейерса (и переводе Екатерины Александровой).
Старое уходит, приходит Новое (и Старое)
На тот случай, если вы не знакомы с оригиналом разбойничье минималистичной сути игры Файдутти, Цитадели – это ролевая и строительная игра. Но на самом деле, это ролевая игра. Вы – один из великих строителей королевства, работающий с другими на возведении нового города. Под словами «работающий с другими», я имею в виду «вонзающий им в спину нож и шарящий у них по карманам, пока они валяются на земле, истекая кровью». Исключительно метафорически выражаясь, конечно.
Цитадели – это, как будто бы, строительная игра, потому что вы заpaбатываете очки за строительство районов города, представленных картами. Цель – иметь больше всего очков, когда вы или кто-то другой построите восьмой квартал (для 4-8 игроков в новом издании это будет седьмой), запуская последний раунд игры. Вы начинаете с четырьмя такими картами и парой золотых. Каждый ход вы можете либо получить два золотых, либо вытянуть две карты районов, добавив одну из них к своим картам. В норме, вы можете строить один район за ход, заплатив цену, указанную на карте, которая также указывает количество очков. Вы можете набирать бонусные очки, построив максимальное количество районов, имея хотя бы один из пяти видов районов (кварталы знати, религиозные, торговые, военные и уникальные) и с определенными уникальными картами районов.
Но весь изюм, соль и жемчуг игры, однако, в выборе роли. В начале каждого хода, перед тем, как действовать, игроки тайно выбирают карты персонажей, которые дают им специальные возможности на этот ход. Роли всегда играются в определенном порядке.
В оригинальной игре Ассасин может убить другого персонажа (вы не называете конкретного игрока), лишая его всего хода. Вор крадет золото некоторого персонажа. Маг может обменяться картами с колодой или другим игроком. Король получает дополнительный золотой за каждый знатный район, которым владеет, и первый выбор роли в следующем раунде. Епископ заpaбатывает дополнительный золотой за каждый имеющийся у него религиозный квартал и не может быть атакован Военачальником. Купец получает один золотой плюс по одному за каждый торговый квартал. Архитектор вытаскивает и может сохранить две лишние карты районов и может построить вплоть до трех районов, если имеет достаточно средств. Наконец, Военачальник получает по дополнительному золотому за каждый военный район и может разрушить район другого игрока, заплатив его цену за вычетом одного золотого.
В расширении 2004 года Dark City были добавлены восемь новых персонажей со способностями, аналогичными их предшественникам, плюс две девятые роли, чтобы использовать взаимозаменяемо или в игре на трех или восемь игроков.
Строительство города, по сути, служит как показатель того, насколько хорошо вы справляетесь с выбором ролей и связанными с ним размышлениями, блефом и взаимодействием. Это не стратегическое мероприятие с долгосрочными последствиями, но тактическое противостояние, в котором приходится постоянно следить за развитием ситуации. Персонаж, который кажется наиболее очевидным выбором на первый взгляд, может оказаться не столь уж удачным для вашей позиции среди других игроков за столом.
Вы будете тащить ту роль, которая требуется для определенной задачи? Или схватите ту, которая, как вам кажется, нужна другому игроку, ради того, чтобы лишить его этого удовольствия? Выберете атакующую роль, просто чтобы быть безжалостным и жестоким или осадить другого игрока? Или возьмете карту, потому что думаете, что другой игрок, который охотится за вами, не подумает, что вы возьмете этого персонажа; надеясь, что он выберет не того персонажа для убийства и грабежа? Или может быть они уже знают, что вы это знаете, так что «вы не можете выбрать бокал передо мной»! Цитадель бурлит мыслительной борьбой, психологической метаигрой и подспудным напряжением.
Также игра полна острого и прямого взаимодействия – потенциально даже больше с новыми персонажами пересмотренной версии. Для некоторых игроков это может составить определенные трудности. Тем не менее, тут сложно перейти на личности. Ассасин и Вор должны выбирать для убийства и грабежа персонажей (не одного и того же за ход), а не конкретного игрока. Таким образом, на персонажей как правило нападают, чтобы перебить их способности, а не для того, чтобы атаковать другого игрока, что и получается не так злобно. Ну даже если слегка. Это также позволяет ограничить комaндную игру вокруг лидера или по крайней мере дает возможность с ней бороться. Многие другие нюансы, связанные с ролями, включают определенную цену или компромисс, чтобы они не казались слишком усиленными и смешными. В конце концов, у вас есть ровно столько же возможностей атаковать других или блокировать их ходы, превентивно выбрав правильную роль. И если все провалилось в этом ходе, что ж, месть и правда сладкое и холодное блюдо!
Новое пересмотренное издание 2016 года одновременно основательное и декоративное. Если вы не хотите никаких ухищрений и новых художественных решений, вы можете выбрать классическое издание в меньшей коробке без всяких изменений. Но я рекомендую обновленное.
Различие, которое сразу бросается в глаза, это подача. Новые иллюстрации – потрясающие, гораздо более яркие и веселые, чем загадочно скучные оригинальные картинки, в которых, как кажется, так и не проявилось полных возможностей цветового спектра. Новые иллюстрации напоминают более традиционные, которые вообще можно было бы повесить в рамку. Карты персонажей больше – размера карт Таро. К тому же графика занимает всю поверхность карты до краев. Никаких черных рамок, которые быстро затираются. Маркер Короля изящная пластиковая корона – не обязательная, но приятная деталь. И в новом издании есть жетоны персонажей, которые можно выложить, чтобы помнить, какие персонажи участвуют в данной игре, в каком порядке они играют и чтобы выбирать цели.
Помимо этого внешнего лоска, Файдутти и компания немного подкрутили классику, замешав горсть старых уникальных районов, добавив новые и разработав набор из девяти новых персонажей. Эти изменения в целом убыстряют игру и увеличивают накал страстей.
Новое издание исключило несколько районов, дающих специальные возможности. Ушла Бальная Зала, где вы должны были обращаться к ее владельцу «Спасибо, Ваше Превосходительство», каждый раз, когда он/она провозглашали вашу роль или лишали вас хода. Это было скорее бессмысленно, чем игриво. Другие также выбыли из игры, как, например, Госпиталь (персонажи, подвернувшиеся покушению, все еще могут совершить ход), Колокольня (больше не требуется, поскольку финальный раунд запускается седьмым районом) и Тронная Зала (получить золото каждый раз, как корона переходит в другие руки).
Ничего чрезвычайно страшного с этими районами не было связано, но что-то старое все же должно уступить место новому. В целом, добавленные карты несколько проще по механике, но также помогают строить быстрее и лучше. Например, Конюшни – быстро строящийся район, стоящий 2 золотых, который не считается относительно вашего строительного лимита на ход. Некрополь, стоящий 5 золотых, может быть построен простым разрушением одного из построенных вами ранее районов. И если у вас уже есть построенный Каркас (стоит 3 золотых), вы можете заменить его другим районом из руки вне зависимости от стоимости последнего!
В то время как обновленные районы способствуют ускорению игры, возрастанию ее темпа и, потенциально, более быстрому набору очков, новые персонажи усиливают взаимодействие. Магистрат (1) и Шантажистка (2) могут поместить маркеры ордера и шантажа соответственно на жетон игрока. Один на самом деле, а другие – блефуя. В случае с Магистратом настоящий ордер открывается, когда попавший под него игрок строит район, который в этом случае Магистрат может забрать себе бесплатно! Обманутый игрок по крайней мере получает обратно стоимость района. Игроки, получившие угрозу от Шантажистки, могут отдать ей половину своего золота, получая свой ход. Если они не заплатят и окажутся настоящей мишенью, потеряют все свое золото!
Другие роли дают новые способы взаимодействия. Провидица (3) берет случайную карту у каждого игрока и перераспределяет их, как ей видится, конечно, оставляя себе ту, которая нравится. Маршал (8) может захватить завершенный район стоимостью 3 золотых или меньше, выплатив возмещение оскорбленному дону. И мой любимый, Кардинал (5) может воспользоваться чужим золотом, чтобы покрыть разницу в строительстве района, который в данный момент он не может себе позволить. Он возмещает спонсору расходы картами в том же количестве, равном реквизированному золоту. Динамический эффект этих ролей не только в том, что они усложняют интригу и блеф, но и позволяют игрокам строить или получать лишние районы каждый ход.
Книга правил рекомендует шесть последовательностей персонажей и 14 уникальных районов им в придачу, имея в виду разные стили игры. Один список фокусируется на том, чтобы быстро построиться, другой дает сильную защиту и собирание ресурсов, в то время как третий дает большие профиты от взаимодействия роли и районов. Другие три усиливают взаимодействие и ориентированы на маневр, блеф и противостояние. И, конечно, вам только на пользу смешивать разные стили и экспериментировать со своими собственными. Это – всего лишь помощь с новым изданием, нацеленная на ускорение игры и развитие взаимодействия игроков.
Называть Цитадели элегантной игрой, возможно, неуместно из-за ее соревновательного духа, и все же она столь обтекаема, что хаpaктеристика кажется подходящей. Ей легко обучить, и новые игроки быстро схватят суть игры и способности различных персонажей после всего лишь нескольких ходов. Дизайн игры – шедевр простоты и взаимодействия, хрестоматийный пример поговорки «Лучше меньше, да лучше», если такой вообще существует.
Файдутти создал невероятно веселую и доступную игру, просто отказавшись перегружать ее громоздкими и поверхностными элементами. Я не удивляюсь, что на нее пал выбор для обновления. К счастью, новое издание сохраняет сердце и душу, придав больше тонкости и завершенности механике и изумительным картинкам. Но, конечно, вы все еще будете выглядеть также, лежа лицом в луже с кинжалом в спине. Некоторые вещи не меняются никогда.
За:
- Так много игры в такой простой упаковке
- Новое издание играется несколько быстрее
- Более интеpaктивно
- Прекрасные иллюстрации и улучшенные компоненты игры
Против:
- Вариантам на 2 и 3 игроков все еще не достает духа взаимодействия.
Комментарии:
В коробке с игрой всего 5 дел. Повторно их проходить, полагаю, будет неинтересно (если уже известно, что убийца — садовник, зачем его искать?), но обещают, что в приложении будут появляться новые сценарии и новые дела. Благо компоненты позволяют безболезненно изготавливать и отыгрывать новые сценарии без добавления в игру новых карточек. Правда, все дополнительные плюшки скорее всего будут за отдельную плату. Но что-то подсказывает, что оно того стоит!...
02 12 2025 20:34:29
«Замес: Мимими» отправляет в бой самых милых существ во вселенной! Котики делают большие няшные глазки, подчиняя волю вражеских приспешников. Принцессы сбивают с ног своей красотой и королевскими манерами. Феечки устраивают настоящий хаос, обрушивая на врагов волшебную пыль. Ну а табуны несокрушимых пони доминируют и властвуют с помощью силы космической дружбы!...
30 11 2025 0:25:40
Отдельно надо упомянуть оформление коробки и правил. Я, признаться, очень не люблю встречающийся иногда "юмористический" стиль написания правил и текстов карт. Мне кажется, что это затрудняет быстрое понимание правил и может вызвать двоякое толкование в сложных местах. В данном случае наполненность правил "шутками" было принципиальным требованием заказчика. Моя супруга весьма успешно и аккуратно справилась с этой задачей. Но по моему настоянию была издана двухсторонняя книга правил: с одной стороны "веселые" правила, с другой стороны обычные....
29 11 2025 4:40:58
Всероссийский чемпионат по игре Манчкин...
27 11 2025 7:13:50
В этой игре мы должны избавиться ото всех своих карт первым, чтобы победить. Да, прямо как в Uno. Нет, на самом деле совсем не как в Uno. Кроме сброса карт, вам предстоит составлять предложения из случайных слов. Запоминать разные штуки. Возможно, рисовать всякую чушь. Но больше всего прочего вам предстоит веселиться, по крайней мере, у нас было именно так....
24 11 2025 16:10:40
Настольная игра Caylus впервые была издана в 2005-ом году. Кем, когда, почему и остальной geekstuff можно посмотреть на сайте boardgamegeek.com, чтобы не писать лишнее. Добавлю от себя только одно: в нашей компании настольщиков игру незаслуженно игнорируют вниманием и вполне понятно почему. Игровой процесс нагнетает тяжбу, увеличиваясь в своих возможностях с каждым новым ходом. Совладать и контролировать лавину возможностей, чтобы более-менее успешно достигать запланированного результата первые партии очень непросто. ...
23 11 2025 16:15:21
Будем надеяться, что грядущие локализации нас порядуют больше. По слухам уже летом появится русская версия Игры престолов, а к концу года у нас выйдет StarCraft....
22 11 2025 20:11:37
Runebound (Third Edition) (2015)
– Автор: Lukas Litzsinger
– Тематическая, 2-4 игрока, 150 минут
– Adventure, Exploration, Fantasy
– Deck / Pool Building, Dice Rolling, Variable Player Powers
– Игроки TTS: 7987
– Игроки BGG: 2783
– Список игр на BGG
Сказочные приключения....
21 11 2025 18:12:11
В начале игры все игроки закрывают глаза и кладут кулаки на стол перед собой (существует приложение для смартфонов, способное провести игроков через этот этап быстрее и удобнее). Затем все фашисты открывают глаза, чтобы увидеть, кто из игроков – их союзники. Гитлер не открывает глаза, но на своем кулаке поднимает большой палец, чтобы фашисты знали, кто он. Кроме варианта игры впятером/вшестером, Гитлер не знает в лицо своих союзников. Ну а либералам остается принять горький факт, что всю игру они будут оставаться в неведении относительно своих врагов и союзников....
20 11 2025 22:41:13
Карты же жителей города, выполненны на таком уровне, что рассы населяющие мир Blue Moon, а всего их 8, начинаешь различать уже со второй-третьей игры. Причём дело вовсе не в цвете карт, дело в том что все они настолько оригинальны и обладают такой индивидуальностью, что невольно начинаешь придумывать им историю и хаpaктерные черты. И краем глаза принимаешся искать на книжной полке книги по Blue Moon....
19 11 2025 13:24:20
Игрок, занявший первое место в области (область состоит из 2 карточек) может выбрать одну из карточек (заpaбатывает количество очков, указанное на участке, получает мецената, и в следующем сезоне сможет его использовать) или занять комнату в музее. Тот, кто занял второе место, также берет карточку или идет в музей; если в области остались карточки, то игроки на 3 и 4 местах имеют право взять только карточку (в музей пойти они не могут)....
18 11 2025 17:58:36
Но всё равно, такая локализация – это очень круто....
17 11 2025 1:45:59
Карточные Колонизаторы – отнюдь не жалкий клон своей настольной прародительницы, а полноценная и серьезная стратегия. Под оба формата игры выпущено достаточное количество дополнений. Однако остановимся на базовых версиях....
16 11 2025 21:14:31
Требуются сканы дополнений для «Runebound»...
15 11 2025 1:20:16
Во-вторых, победителями мировых чемпионатов по этой настолке чаще всего оказываются голландцы...
14 11 2025 23:13:33
Игроки развивают три провинции острова в той же, исторической, последовательности, сея пшеницу и обpaбатывая древесину, чтобы, построив корабли, выйти на внешние рынки. Конкуренция жестока и игрокам приходится постоянно принимать непростые решения, чтобы выбиться в лидеры. В игре используется новая механика использования кубиков для достижения своих целей. Кроме того, следует стараться выполнить условия, поставленные королём....
11 11 2025 18:44:44
Механическая сторона Doomtown выделяется на фоне карточных игр того (да и нашего) времени. Изюминка игры в перестрелках, без которых и ряды противоборствующей группировки не проредить, и город не захватить. Определившись с участниками перестрелки с обеих сторон, игроки разыгрывают карты с рук и применяют свойства уже лежащих на столе карт, чтобы склонить чашу весов в свою сторону. А затем, основываясь на результатах предыдущего шага, набирают некоторое количество карт из колод в руки и пытаются составить из них по покерной комбинации. Игрок, проигравший в «покер», проигрывает и перестрелку, а разница в силе собранных покерных комбинаций превращается в потери его людей....
10 11 2025 15:36:23
Под правилами скрывается ещё одна книженция такого же формата. Это — список из 10 сценариев....
09 11 2025 0:29:12
Коробка и ее размер красноречивы, ориентирована она горизонтально. С обложки своими горящими глазами на нас смотрит один из колдунов. Но не он один, поскольку на правой стороне расположено пять окон, и через них пять героев смотрят во внешний мир. Сама коробка также напичкана до краев и мы легко узнаем миниатюры. Здесь не только герои, но и горы пластиковых монстров. Они заполняют всю поверхность коробки, но только на один уровень. Ниже мы найдем и другое содержимое....
06 11 2025 12:33:11
Более-менее ещё пошла Elder Sign («Знак древних»), но только из-за того, что в ней всё куда проще и быстрее...
05 11 2025 16:39:58
Скачать материалы для игры Raise Your Goblets — карты, жетоны, правила...
04 11 2025 14:20:15
Внутри — не так уж много компонентов. Листок с правилами, пакетик с жетонами, да небольшая стопка карт травы и грибов. Сами эти с позволения сказать «карты» — несколько необычные. Это скорее небольшие планшеты....
02 11 2025 9:26:38
Помимо «девелоперов», в игре участвуют два независимых персонажа: каждую стройку может посетить как Проверяющий, так и Самый Главный. И тогда прогнозировать ход строительства пpaктически невозможно. Бизнес -интрига и непредсказуемые действия чиновников, точный расчет и внезапная удача – в игре «Коммерсантъ. ДЕНЬГИ» -все как в жизни. Действия участников иллюстрирует уникальный фоторяд – снимки из архива газеты «Коммерсантъ»....
31 10 2025 11:10:26
Пока что GoW позиционируется как кооперативная игра, но учитывая тягу FFG к выпуску дополнений, не исключено, что в обозримом будущем нам будет представлена возможность порулить и монстрами по системе "один игрок против всех остальных", которая также задействована в Doom....
28 10 2025 14:14:17
Во-вторых, к работе мы приступим после 20 августа, так как на этот день запланирован финальный тест с видавшими виды киевскими настольщиками (smilek, dj-doom, abra, ELON). Завершение работы планируется к новому году... постараемся сделать подарок под елочку, так сказать 🙂...
27 10 2025 5:13:57
Количество игроков: 3-5 Тип игры: абстpaктная карточная игра Сложность освоения: низкая Динамика игры: высокая Время на изучение правил: 2 минуты Длительность партии: 15 минут Прострaнcтво для игры: 50 см х 50 см Похожие настолки: нет данных Похожие комп. игры: нет данных Стоимость: $15 Коротко об игре: отличная настолка Состав игры: ...
26 10 2025 2:40:59
Игра заканчивается немедленно, когда кто-то получает определенное количество золота, в зависимости от количества игроков. Если один из игроков становится слишком близок к победе, вы можете сосредоточить свои усилия на уничтожении его грабителей. Ключ к победе — это тонкий баланс между поиском золота и битвами....
25 10 2025 20:11:50
Размышления о конкурсе на создание логотипа...
24 10 2025 19:21:14
Оригинальный размер карт 63х89 мм. Карты земель двойного размера. В pnp есть защита карт 0,5 см от смещения печати. Также присутствуют оригинальные названия карт для удобства.
Перевод отличается от офф локализаци, перевод правил не предвидится....
23 10 2025 23:32:24
Действие будет происходить на большой карте мира, где герои или гоняются за артефактами наперегонки (соревновательный режим), или пытаются раздобыть сокровища раньше нацистов (кооперативный режим, в который можно будет играть и соло)....
21 10 2025 21:51:14
«Настольная идиллия молодой фамилии» — ещё один сайт о настолках...
17 10 2025 9:34:26
Ещё кое-что о «World of Warcraft: The Adventure Game»...
16 10 2025 22:38:44
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку