Обзор обновлённых «Цитаделей»
В последнее время наше общество, как кажется, имеет слабость к ремейкам фильмов. Идет ли речь о радикальной переработке, современном пересказе или «косметическом ремонте», мы бросимся в кино его смотреть (даже если по дороге будем ворчать, что оригинал улучшить невозможно). Хотя и не так масштабно, развлечения развиваются схожим образом.
Ради удовлетворения ностальгической потребности или чтобы использовать возможности развитых технологий, все больше старых проектов попадают в репринт, а то и полностью переpaбатываются. Уже ставшая классикой Цитадели (2000) Бруно Файдутти – одна из свежих переделок, и находится в ведении Windrider Games, недавнего ответвления Asmodee, в каталоге которых уже есть три более ранних ремейка популярных игр. Подробнее о новшествах последней версии в обзоре Джейсона Мейерса (и переводе Екатерины Александровой).
Старое уходит, приходит Новое (и Старое)
На тот случай, если вы не знакомы с оригиналом разбойничье минималистичной сути игры Файдутти, Цитадели – это ролевая и строительная игра. Но на самом деле, это ролевая игра. Вы – один из великих строителей королевства, работающий с другими на возведении нового города. Под словами «работающий с другими», я имею в виду «вонзающий им в спину нож и шарящий у них по карманам, пока они валяются на земле, истекая кровью». Исключительно метафорически выражаясь, конечно.
Цитадели – это, как будто бы, строительная игра, потому что вы заpaбатываете очки за строительство районов города, представленных картами. Цель – иметь больше всего очков, когда вы или кто-то другой построите восьмой квартал (для 4-8 игроков в новом издании это будет седьмой), запуская последний раунд игры. Вы начинаете с четырьмя такими картами и парой золотых. Каждый ход вы можете либо получить два золотых, либо вытянуть две карты районов, добавив одну из них к своим картам. В норме, вы можете строить один район за ход, заплатив цену, указанную на карте, которая также указывает количество очков. Вы можете набирать бонусные очки, построив максимальное количество районов, имея хотя бы один из пяти видов районов (кварталы знати, религиозные, торговые, военные и уникальные) и с определенными уникальными картами районов.
Положите в корзину сейчас:Но весь изюм, соль и жемчуг игры, однако, в выборе роли. В начале каждого хода, перед тем, как действовать, игроки тайно выбирают карты персонажей, которые дают им специальные возможности на этот ход. Роли всегда играются в определенном порядке.
В оригинальной игре Ассасин может убить другого персонажа (вы не называете конкретного игрока), лишая его всего хода. Вор крадет золото некоторого персонажа. Маг может обменяться картами с колодой или другим игроком. Король получает дополнительный золотой за каждый знатный район, которым владеет, и первый выбор роли в следующем раунде. Епископ заpaбатывает дополнительный золотой за каждый имеющийся у него религиозный квартал и не может быть атакован Военачальником. Купец получает один золотой плюс по одному за каждый торговый квартал. Архитектор вытаскивает и может сохранить две лишние карты районов и может построить вплоть до трех районов, если имеет достаточно средств. Наконец, Военачальник получает по дополнительному золотому за каждый военный район и может разрушить район другого игрока, заплатив его цену за вычетом одного золотого.
В расширении 2004 года Dark City были добавлены восемь новых персонажей со способностями, аналогичными их предшественникам, плюс две девятые роли, чтобы использовать взаимозаменяемо или в игре на трех или восемь игроков.
Купи сейчас:Строительство города, по сути, служит как показатель того, насколько хорошо вы справляетесь с выбором ролей и связанными с ним размышлениями, блефом и взаимодействием. Это не стратегическое мероприятие с долгосрочными последствиями, но тактическое противостояние, в котором приходится постоянно следить за развитием ситуации. Персонаж, который кажется наиболее очевидным выбором на первый взгляд, может оказаться не столь уж удачным для вашей позиции среди других игроков за столом.
Вы будете тащить ту роль, которая требуется для определенной задачи? Или схватите ту, которая, как вам кажется, нужна другому игроку, ради того, чтобы лишить его этого удовольствия? Выберете атакующую роль, просто чтобы быть безжалостным и жестоким или осадить другого игрока? Или возьмете карту, потому что думаете, что другой игрок, который охотится за вами, не подумает, что вы возьмете этого персонажа; надеясь, что он выберет не того персонажа для убийства и грабежа? Или может быть они уже знают, что вы это знаете, так что «вы не можете выбрать бокал передо мной»! Цитадель бурлит мыслительной борьбой, психологической метаигрой и подспудным напряжением.
Также игра полна острого и прямого взаимодействия – потенциально даже больше с новыми персонажами пересмотренной версии. Для некоторых игроков это может составить определенные трудности. Тем не менее, тут сложно перейти на личности. Ассасин и Вор должны выбирать для убийства и грабежа персонажей (не одного и того же за ход), а не конкретного игрока. Таким образом, на персонажей как правило нападают, чтобы перебить их способности, а не для того, чтобы атаковать другого игрока, что и получается не так злобно. Ну даже если слегка. Это также позволяет ограничить комaндную игру вокруг лидера или по крайней мере дает возможность с ней бороться. Многие другие нюансы, связанные с ролями, включают определенную цену или компромисс, чтобы они не казались слишком усиленными и смешными. В конце концов, у вас есть ровно столько же возможностей атаковать других или блокировать их ходы, превентивно выбрав правильную роль. И если все провалилось в этом ходе, что ж, месть и правда сладкое и холодное блюдо!
Новое пересмотренное издание 2016 года одновременно основательное и декоративное. Если вы не хотите никаких ухищрений и новых художественных решений, вы можете выбрать классическое издание в меньшей коробке без всяких изменений. Но я рекомендую обновленное.
Купите сейчас:Различие, которое сразу бросается в глаза, это подача. Новые иллюстрации – потрясающие, гораздо более яркие и веселые, чем загадочно скучные оригинальные картинки, в которых, как кажется, так и не проявилось полных возможностей цветового спектра. Новые иллюстрации напоминают более традиционные, которые вообще можно было бы повесить в рамку. Карты персонажей больше – размера карт Таро. К тому же графика занимает всю поверхность карты до краев. Никаких черных рамок, которые быстро затираются. Маркер Короля изящная пластиковая корона – не обязательная, но приятная деталь. И в новом издании есть жетоны персонажей, которые можно выложить, чтобы помнить, какие персонажи участвуют в данной игре, в каком порядке они играют и чтобы выбирать цели.
Помимо этого внешнего лоска, Файдутти и компания немного подкрутили классику, замешав горсть старых уникальных районов, добавив новые и разработав набор из девяти новых персонажей. Эти изменения в целом убыстряют игру и увеличивают накал страстей.
Новое издание исключило несколько районов, дающих специальные возможности. Ушла Бальная Зала, где вы должны были обращаться к ее владельцу «Спасибо, Ваше Превосходительство», каждый раз, когда он/она провозглашали вашу роль или лишали вас хода. Это было скорее бессмысленно, чем игриво. Другие также выбыли из игры, как, например, Госпиталь (персонажи, подвернувшиеся покушению, все еще могут совершить ход), Колокольня (больше не требуется, поскольку финальный раунд запускается седьмым районом) и Тронная Зала (получить золото каждый раз, как корона переходит в другие руки).
Положите в корзину сейчас:Ничего чрезвычайно страшного с этими районами не было связано, но что-то старое все же должно уступить место новому. В целом, добавленные карты несколько проще по механике, но также помогают строить быстрее и лучше. Например, Конюшни – быстро строящийся район, стоящий 2 золотых, который не считается относительно вашего строительного лимита на ход. Некрополь, стоящий 5 золотых, может быть построен простым разрушением одного из построенных вами ранее районов. И если у вас уже есть построенный Каркас (стоит 3 золотых), вы можете заменить его другим районом из руки вне зависимости от стоимости последнего!
В то время как обновленные районы способствуют ускорению игры, возрастанию ее темпа и, потенциально, более быстрому набору очков, новые персонажи усиливают взаимодействие. Магистрат (1) и Шантажистка (2) могут поместить маркеры ордера и шантажа соответственно на жетон игрока. Один на самом деле, а другие – блефуя. В случае с Магистратом настоящий ордер открывается, когда попавший под него игрок строит район, который в этом случае Магистрат может забрать себе бесплатно! Обманутый игрок по крайней мере получает обратно стоимость района. Игроки, получившие угрозу от Шантажистки, могут отдать ей половину своего золота, получая свой ход. Если они не заплатят и окажутся настоящей мишенью, потеряют все свое золото!
Положите в корзину сразу, потом забудете:Другие роли дают новые способы взаимодействия. Провидица (3) берет случайную карту у каждого игрока и перераспределяет их, как ей видится, конечно, оставляя себе ту, которая нравится. Маршал (8) может захватить завершенный район стоимостью 3 золотых или меньше, выплатив возмещение оскорбленному дону. И мой любимый, Кардинал (5) может воспользоваться чужим золотом, чтобы покрыть разницу в строительстве района, который в данный момент он не может себе позволить. Он возмещает спонсору расходы картами в том же количестве, равном реквизированному золоту. Динамический эффект этих ролей не только в том, что они усложняют интригу и блеф, но и позволяют игрокам строить или получать лишние районы каждый ход.
Книга правил рекомендует шесть последовательностей персонажей и 14 уникальных районов им в придачу, имея в виду разные стили игры. Один список фокусируется на том, чтобы быстро построиться, другой дает сильную защиту и собирание ресурсов, в то время как третий дает большие профиты от взаимодействия роли и районов. Другие три усиливают взаимодействие и ориентированы на маневр, блеф и противостояние. И, конечно, вам только на пользу смешивать разные стили и экспериментировать со своими собственными. Это – всего лишь помощь с новым изданием, нацеленная на ускорение игры и развитие взаимодействия игроков.
Называть Цитадели элегантной игрой, возможно, неуместно из-за ее соревновательного духа, и все же она столь обтекаема, что хаpaктеристика кажется подходящей. Ей легко обучить, и новые игроки быстро схватят суть игры и способности различных персонажей после всего лишь нескольких ходов. Дизайн игры – шедевр простоты и взаимодействия, хрестоматийный пример поговорки «Лучше меньше, да лучше», если такой вообще существует.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:Файдутти создал невероятно веселую и доступную игру, просто отказавшись перегружать ее громоздкими и поверхностными элементами. Я не удивляюсь, что на нее пал выбор для обновления. К счастью, новое издание сохраняет сердце и душу, придав больше тонкости и завершенности механике и изумительным картинкам. Но, конечно, вы все еще будете выглядеть также, лежа лицом в луже с кинжалом в спине. Некоторые вещи не меняются никогда.
За:
- Так много игры в такой простой упаковке
- Новое издание играется несколько быстрее
- Более интеpaктивно
- Прекрасные иллюстрации и улучшенные компоненты игры
Против:
- Вариантам на 2 и 3 игроков все еще не достает духа взаимодействия.
Комментарии:
По этим же самым правилам в Codenames: Duet теоретически можно играть и комaндами....
23 04 2025 8:49:34
В Викингах есть множество способов получать победные очки (которые, кстати, можно по ходу дела тратить, при необходимости меняя на деньги), а значит, есть довольно большой простор для принятия тактических решений и выбора общей стратегии. Кроме того, в игре использованы сразу несколько оригинальных элементов игрового механизма, причём все они вместе (по крайней мере, на первый взгляд) работают довольно гладко. ...
22 04 2025 22:33:58
Ссылка на статью, с которой я бы хотел полемизировать, тут. Но на курок нажала эта статья, которая ссылается на первую. Пропустив через себя понимание того, что в интернете кто-то не прав, решил вставить свои пять копеек....
19 04 2025 8:32:40
Будьте внимательны — ваши соперники тоже хотят себе такого друга, как Ам Ням! Придётся проявить осторожность, расчёт, а также внимательно следить за остальными игроками, чтобы не отдать им победу!...
18 04 2025 23:39:15
Жетоны – обычные. Не большие, и не маленькие. Не толстые, и не тонкие. Нормальные такие. Вполне удобные....
17 04 2025 7:27:31
Покупка дополнительных складов/кораблей хоть и важна, но не вносит в тактику сильного разнообразия. Системе обмена товаров на карточки с победными очками не хватает комплексности – в ней все товары, условно говоря, одной стоимости (важно только количество единиц одинакового товара). А это делает охоту за ними гораздо менее интересной....
16 04 2025 18:48:13
Я не говорю, что в каждой игре с размещением кубиков должно быть так же. Блокирование интересов оппонентов – одна из основных хаpaктеристик игр с механикой размещения рабочих. Однако The Voyages of Marco Polo ощущается менее напряжённой из-за отсутствия этого аспекта....
15 04 2025 14:15:59
Вот они, два листа жетонов. На них встречаются жетоны пяти видов: две разновидности монет (серые достоинством 1 и жёлтые достоинством 3), три разновидности жетонов побед (достоинством 1, 3 и 5) и жетоны поражения (-1)....
10 04 2025 13:24:34
В этом дополнении к культовой настольной игре «Борьба за галактику» вас ждут новые карты миров и разработок, а также множество нововведений....
09 04 2025 16:56:52
Пользуясь случаем, хотел бы спросить, может, кто-нибудь посоветует что-нибудь быстрое на двоих, а так же выразить благодарность товарищу Random Phobosis за всё 🙂...
08 04 2025 12:22:51
Персонажи бывают 3 видов: постоянно говорящие правду (зелёный фон), постоянно врущие (красный фон) и те, которые или лгут, или говорят честно, как им вздумается (синий фон):...
06 04 2025 20:54:38
Черепашки-нинздя. Цитадель Шреддера — ...
04 04 2025 22:44:35
Вы пытаетесь спасти моряков (цветные пешки) с тонущего корабля и высадить их на острова на другом конце игрового поля. Некоторые спасательные шлюпки по пути дают течь и не могут продолжить движение....
03 04 2025 1:47:42
Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»...
02 04 2025 0:33:17
Напомню, что не так давно я публиковал ссылку на бета-версию этого обзора, выложенного также на сайте «Art of Tactics«...
01 04 2025 7:42:42
Надеюсь, ценителям игры понравится идея и само оформление карт и оно придаст игре еще более захватывающий хаpaктер!...
30 03 2025 15:31:41
А как относитесь к компонентам настольных игр вы? Допускаете ли еду и напитки за столом? Переживали ли "потопы" и заляпывания жиром/соусом/едой?...
29 03 2025 0:35:15
Скачать материалы для игры Carta Imperia Victoria...
28 03 2025 7:47:35
Hyperspace (2019)
– Автор: Sandy Petersen
– Стратегическая, 2-6 игроков, 75 минут
– Civilization, Fighting, Science Fiction, Space Exploration, Wargame
– Area Control / Area Influence, Dice Rolling, Modular Board, Variable Player Powers
– Проект заканчивается: 22 февраля
– Помощники: 1395
– Список игр на BGG
Соперничество развивающихся галактических цивилизаций....
26 03 2025 9:35:43
И третья технология, самая важная и пpaктичная: Наткнулся на статью http://www.boardgamer.ru/Samostoyatelnoe-izgotovlenie-igrovy. Узнал оттуда про фоторезак, начал искать. А ещё недавно была статья http://www.boardgamer.ru/obrezchik-uglov-devajs-dlya-lyubitelej-pnp....
25 03 2025 9:10:28
Правила игры «Last Night on Earth: The Zombie Game»...
24 03 2025 15:36:17
В отличие от большинства подобных игр, в которых каждый игрок просто что-то записывает в своём личном бланке, и все подобные игры похожи на групповые пасьянсы, здесь все игроки дополнительно чертят свои маршруты на общей карте города – примерно так, как игроки строят свои маршруты в играх серии Ticket to Ride. И если в играх с проездным билетом есть ограничение на число вагончиков, занимающих каждый отрезок сети, то в игре с автобусными маршрутами действует другое правило. Если игрок хочет проехать по той же улице, по которой ранее уже проехал другой игрок, то ему приходится отмечать это на своём бланке. Тот из игроков, кто за всю игру чаще других способствовал увеличению числа пробок в городе, штрафуется – от 3 очков при игре вдвоём до 5 очков при игре вчетвером-впятером. Если же игрок, наоборот, за всю игру ни разу не проехал по чужому маршруту, он поощряется тремя очками....
23 03 2025 17:46:20
Ещё книга правил. И вот её 50 страниц правил вполне могут напугать неискушённого( каким являюсь и я) игрока. Но, кроме того, что в первый раз мы убили больше 2-х часов на расстановку и объяснение правил, ничего особо криминального там не оказалось. Криминального очень много в самой игре....
22 03 2025 4:22:32
Ошибки и опечатки (вероятно) в наличии. Пишем о них сюда, в личку или на почту....
19 03 2025 0:10:30
Если копнуть чуть глубже (хотя копать в этой игре по большому счёту некуда), помимо вскрытия новой карты из колоды, в свой ход можно ещё играть сколько угодно карт с руки. Они довольно разные, но все объединены одной задачей – уменьшить шансы на вылет. Например, можно подсмотреть карты в колоде. Перемешать их, если подозреваешь, что перед тобой лежит взрывной котик. Можно стащить карту у соперника или даже поднять карту из отбоя. А ещё можно отменить розыгрыш чужой карты. Вот, в общем-то, и вся игра. Играем карты, тянем карты и стараемся не взорваться. На всё про всё уходит порядка 15-20 минут реального времени....
17 03 2025 6:42:54
Wanted: четвёртая редакция правил «Kobold Ate My Baby»...
16 03 2025 7:37:26
Иногда я не играю в настольные игры. Так бывает достаточно редко, примерно раз-два в год, не больше. И эта неделя — как раз из таких. За прошедшие семь дней мы ни разу не разложили ни одну настолку. Хотя могли....
15 03 2025 10:28:45
Но тут есть нюансы. Во-первых, материал иногда не «прорезан» лазером до конца. И не выпадает из листа, а требует выдавливания. И тут нужно проявить аккуратность, потихоньку надавить с краёв. А то, знаете, иногда бывает, картонные жетоны когда выдавливаешь, на них «бахрома». Так, вот, с деревянными она тоже может случиться. Тогда придётся удалять лишние волокна (я для этого пользовался канцелярским ножом). Ещё иногда бывает, по неосторожности, всё-таки, отломается немного дерева. И тогда как бельмо на глазу на тёмном фоне маячит небольшое пятнышко некрашенной древесины, буквально 1х1 мм, но вот оно, прямо перед тобой. Я такие дефекты собственной сборки скрывал чёрным перманентным маркером. Ткнул им в такое пятнышко, и вот его уже и не видно....
13 03 2025 19:41:12
Правила игры «Conquest of the Fallen Lands»...
12 03 2025 6:27:28
Во второй фазе раунда игроки начинают выставлять своих учеников (и мастера) в разные секции поля и\или в свои лаборатории. При этом принимается во внимание последовательность выставления фишек игроками, а также то, что единожды выставив учеников в отдельную зону, доставить туда же позже дополнительные силы будет уже нельзя (как в “Stone Age”). Исключение – это мастер, которого можно выставить и добавить к нему позже учеников или, наоборот, присоединить к выставленным ранее ученикам. Это действо проходит по часовой стрелке до тех пор, пока все не спасуют....
11 03 2025 23:37:19
Игровой процесс заключается в прохождении заранее подготовленных приключений своими свежесобранными героями. Сами приключения представлены ветвящимися историями, собранными в семь книг сюжетов, напоминающих книги-игры. Сюжеты хорошо прописаны и содержат здоровую порцию юмора и экшена. На стыках сюжетных арок, обычно раз в параграф или два, будет возникать развилка с вопросом вроде: «Желаете спросить о таинственных лесах?» или «Спросить о том, как вы встретили своего попутчика»....
08 03 2025 17:29:37
Стоит ли приобретать игру? Чтобы решить читайте ниже....
07 03 2025 1:17:44
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::