История русского варгeйма (2/2)

Публикую вторую половину объёмнейшего материала про историю отчественных военных игр с сайта «Поле боя». Если первая половина была посвящена играм до начала 2000-х годов, вторая немного затрагивает конец XX века (немного под иным углом), а затем рассказывает о современных военных играх.
"Особое мнение ГлавВреда" или
Часть 3. "Новейшая история русского варгeйма".В очередной раз я не могу удержаться, чтобы не дополнить статью своим "особым мнением". Статья, на самом деле, замечательная, но, к сожалению, по сути обрывается началом-серединой 2000-х годов и к тому же очень уж поверхностно описывает ситуацию с "варгeймерской тусовкой" на пост-СССР и теми правилами и игровыми системами, которые "варились" в этой тусовке в 90-х-2000-х и варятся по сей день (порой это проекты намного более профессиональные по исполнению и более "долгоиграющие", чем то, что делали "серьёзные коммерческие фирмы", хотя и распространяются чаще всего на некоммерческой, бесплатной основе).
"Пластилиновые войны" в начале 2000-х. Если мне не изменяет память, то это клуб "Виртуоз".
Множество фотографий с этой игры можно увидеть тут.Во-первых, я хотел бы немного по-другому "выставить акцент" на игры с пластилиновыми солдатиками. Про проволочных солдатиков ничего не скажу — не сталкивался, только по "рассказам старых динозавров" знаю. А вот с пластилином — сталкивался и "своими руками щупал". Дело в том, что пластилиновые солдатики это не только "детское увлечение" (которое было, наверно, у каждого второго из нас, чьё детство пришлось на 70-е-80-е годы), но и вполне культовое увлечение "взрослых дядь" в конце 90-х — начале 2000-х (а подозреваю, что и до сих пор оставшееся). Так вот, тогда, когда я познакомился с этим вариантом варгeйма, это было увлечение вполне серьёзных мужиков, по большей части так или иначе связанных с реконструкцией (в основном на "наполеонику" — как они любили говорить, "да мы в одном полку служим") или их друзей. Во главе этого движения, как я понимаю, стоял известный в кругах реконструкторов Семибратов, хотя непосредственно к правилам, по которым они играли, приложил руку и такой известный в России гeйм-дизайнер как Алексей Разыграев.
Фигуры для этих игр лепились "с душой и самоотдачей" из цветного пластилина — понятно, что в меру таланта разных лепщиков, но некоторые из них были столь хороши, что достойны оформления их фактически в музейные композиции (см. например, про фигуры покойного Сергея Викторовича Киселева). Это хобби ну никак нельзя отнести к "промежуточному", так сказать "на пути к серьёзным оловянным солдатикам" — дело в том, что многие из игравших в этой тусовке уже давно были знакомы с оловянной и пластиковой миниатюрой, и, более того, на фотографиях с "пластилиновых игр" вы можете увидеть и настоящих "мастеров кисти" ;). Просто это другое увлечение ;).
Во-вторых, на мой взгляд, не совсем справедливо, упомянуть только систему АоТ Алексея Калинина из множества оригинальных разработок правил, сделанных силами русскоязычных варгeймеров (а это не только российские варгeймеры, но и украинские, и белорусские — живём-то мы теперь в разных странах). Это и по отношению к самому Алексею не верно, т.к. АоТ это только одна из игровых систем, которые он разработал. А кроме того, он отнюдь не единственный успешный разработчик варгeймов на территории пост-СССР.
Есть немало городов на пост-СССР, где очень "плотные" и дружные варгeйм-тусовки, и во многих из них "пилили свои правила". Вообще, это известная "болезнь" почти всех историко-варгeймеров — если не каждый первый, то каждый второй точно хотя бы раз в жизни сделал свой "хоум-рул" каких-то официальных правил, а то и разработал собственные. Большинство этой работы идёт "в стол", т.к. востребовано только "близкими друзьями" и в ограниченный период времени — на большинство тем в мире существует уже столько разнообразных правил, что чтобы пытаться "выделиться на общем фоне" надо сделать что-то действительно оригинальное и очень интересное (что требует и таланта, и игрового опыта, и огромного вложения сил и времени). Поэтому имеет смысл говорить в данном случае только о действительно хорошо проработанных проектах, которые существуют достаточно давно и смогли привлечь немало поклонников. А это зачастую было связано с "шириной местной аудитории". Так вот, хотя на пост-СССР немало городов, где активно играют в историко-варгeймы — например, Харьков, Екатеринбург, Минск, Пермь, Полоцк, Нижний Новгород (можно перечислять долго), но три крупнейших "центра исторического варгeйма на пост-СССР" это всё-таки Москва, Питер и Киев. Имхо. И наиболее интересные и известные проекты (опять же – имхо) всё-таки выходили именно из этих "котлов".
Вот так играли в Киеве в модифицированную "Эпоху битв" в 2003 году.Начну с Киева. С киевской тусовкой я познакомился на заре становления нашего сайта в 2002-2003 годах – они присылали чудесные репортажи с массой отличных фотографий прекрасно открашенных фигур 28мм с шикарно-литературными текстами. В те времена они пытались "пилить" звездовскую "Эпоху битв" до приемлимо-удобоваримого варианта. При этом киевская тусовка, в отличие от большинства "пильщиков" Эпохи в других городах, уже имела многолетний опыт различных игр (в основном, судя по всему, пофигурного и вахоподобного "олдскула"), но, помню, что их "зацепила" звездовская система с карточками. В итоге результат их "перепила Эпохи" получался изрядно "ваховским" (на мой взгляд).
А это чудесный МУЛЬТФИЛЬМ от Деза из всё того же 2003 года. Кликните для просмотра.В конце концов, ребята разочаровались в политике "Звезды" (после очередной новой редакции ЭБ, которая им категорически не понравилась) и начали делать свои самостоятельные правила. Насколько помню, назывались они "Европа-XV".. Но не успели они ещё толком "выйти в свет", как случился "большой киевский раздрай" — группа товарищей во главе с Андреем Цупником выкатила очень серьёзные претензии к камраду Дезу, конфликт развивался в том числе и на форуме ПБ, коммьюнити Поля встала на защиту Деза, как результат Цупник "со товарищи" очень "громко хлопнул дверью" — сняв все материалы с нашего сайта.. Ну что сказать — "на обиженных воду возят" (с)..
Что происходило дальше с "Европой-XV" я, честно говоря, не отслеживал. А вот камрад Дез, двигаясь шаг за шагом, создал свои правила «Obitis Equitis» (Закат рыцарства), выдержавшие уже 3 редакции. На мой взгляд, это один из самых успешных некоммерческих проектов исторических варгeймов на пост-СССР: по этой системе играют уже более 10 лет, играют разные люди из разных городов. То, что по «Obitis Equitis» регулярно играют в совсем другом центре русского варгeйма — в Питере, и играют "старые опытные игроки", уже говорит о многом. Кто-то возможно "скривит нос", что, мол, это "пофигурщина и олдскул" и "не модно в свете современных тенденций", но чем плох "олдскул", если игра несёт удовольствие игрокам?? "Олдскул" вообще, по-моему бесcмepтен — у него всегда была и будет своя аудитория.
А так играли в «Obitis Equitis» в Питере в 2015 году. "10 лет — полёт нормальный!! (с).Теперь переместимся в другой старейший центр российского варгeйма — в Санкт-Петербург. В Питере всегда умели играть "всерьёз и со вкусом" — лили оловянную миниатюру (как копии коммерческих фигур, так и собственные авторские фигурки). Одно из старейших варгeймерских объединений Питера — "Десятый легион" существовало аж с начала 80-х годов прошлого века. Было время, когда они со своими фигурами и "Правилами типажей" очень даже "громко звучали". И через эту тусовку прошло немало нынешних питерских "старых варгeймеров".. Конечно, от многих из них я слышал, мягко говоря, очень эмоциональные высказывания в адрес "руливших процессом" — но, раздраи, по-моему, это вообще неизбежное зло в среде варгeймеров — как может быть иначе, если в душе каждого второго варгeймера живёт "маленький Наполеон", а каждый первый как минимум "дерётся потому что дерётся" (с)? 😉
Что же интересного происходило в питерской тусовке за эти 30 лет? Конечно, лучше бы "написанием питерских мемуаров" занялся кто-то из имеющих непосредственное отношение, но мне, как "стороннему наблюдателю" были интересны как минимум несколько проектов. С 1999-го, например, там играли кампанию "Баронские войны" по правилам ВИО "Трумф" (о которой я слышал тёплые ностальгические отзывы от участвовавших). Была в Питере и своя комaнда тоже занимавшаяся "пилкой ЭБ" — как результат получилась "Питерская Эпоха" — камрады двигались совсем другими путями, чем киевляне, и результат был существенно иной. Возможно, наиболее близкий к изначальной концепции ЭБ вариант, при этом достаточно отлаженный для игры (в отличие от оригинальных правил "Звезды", которые так никогда и не избавились от "сырости").
Впрочем, и данной комaнде, в конечном счёте, это направление надоело и они ушли в другие системы — кто-то как Тенгель перешёл под DBA, кто-то как Сергeй-Soser стал пилить уже свою систему ("Стратег" Soser'a прошёл за эти годы немало редакций, получал неплохие отзывы от игроков, но пока так и не выбрался из ниши "игры для очень узкого круга"). Другая часть питерцев (прямо скажем, значительно большая) была известна своей многолетней приверженностью к правилам Bruce Quarrie "Napoleon's Campaigns in Miniature" — в питерской переделке-доводке эти правила получили название "Эпоха славы".
На игровом столе — "Свицовые кружева". Одна из игр 2015 года.Однако, со временем питерцы перешли на множество различных систем в разных масштабах фигур (от 15 мм до 28 мм, от эпохи "мушкета и пики" до Второй Мировой) — что мне всегда нравилось в их подходе, так это то, что они всегда "играли со вкусом" — тщательно готовя террейн и фигуры (это не относится разве только к старому разгильдяю Сосеру, который, помнится когда-то декларировал, что в случае чего и "литниками играть готов" 😉 ). Часто нынче они играют по различным западным системам (активно переводя их), но в последние годы появилась в Питере и несколько собственных оригинальных разработок..
Тут надо упомянуть, конечно же, "Свинцовые кружева" и «Ready! Present! Fire!» — две серьёзно проработанные и фактически конкурирующие системы (и тут как водится в своё время тоже не обошлось без эпического варгeйм-раздрая). Системы интересные и питерцы играют по ним "очень вкусно", всегда приятно смотреть их репортажи с массой красивых фотографий, но всё-таки пока ещё прошёл не такой уж большой промежуток времени с их создания, чтобы понять, пройдут ли они самый главный тест — проверку временем (хотя вообще-то "Свинцовые кружева" уже прошли немалый срок в 3 года с момента их первого представления широкой публике). Безусловно, только этими системами интересы питерцев вовсе не ограничиваются — как говорится, читайте питерские блоги — там много интересного можно почерпнуть.
А это фото с игры по правилам «Ready! Present! Fire!».Ну и закончим описание "трёх самых крупных варгeйм-центров пост-СССР" Москвой. В Москве всё не так как в Питере и Киеве — если в Питере очень сплочённые большие тусовки, в которые порой собирались вместе едва ли не все серьёзные варгeймеры города, то в Москве постоянная движуха и куда более мелкий раздрай — кто-то с кем-то "дружит", а с кем-то активно "не дружит".. Тусовки и клубы создаются, существуют и через какое-то время разбегаются..
Наиболее устойчивые группы обычно от 2-3 человек до 10 или немного больше, всё что крупнее — склонно к довольно быстрому распаду. Ну, если, конечно, не брать в расчёт коммьюнити таких западных коммерческих проектов, как "околоисторическая" SAGA или фэнтезёвых наподобии "MalifauX", которые поддерживаются "клубами-магазинами", проводящими регулярные турниры, лиги и т.п. (и худо-бедно, но заpaбатывающие на продажах фигур и аксессуаров для этих игр).
Но это "отдельная история" — в ту же Сагу может играть довольно много людей, пересекающихся друг с другом на турнирах, но часто это "разные тусовки", мало связанные друг с другом. Что же касается именно исторических варгeймов (и не завязанных на прямую коммерцию систем), то тут всё-таки уклон на небольшие тусовки — люди играют в разных местах и в самое разное, от DBA и игр Борга до "суровых фишечных варгeймов" ;). На самом деле, у московского варгeйма, как и у питерского немалая предыстория — "московские динозавры" тоже начинали играть ещё как минимум в конце 80-х — но я эту историю пpaктически не знаю, поэтому не буду врать, лучше распрашивать у тех, кто был причастен к клубу "БУМ" и тем временам — Калинина, Разыграева, Литсиоса, Лукина, Кудряшова.
"Art of Maneuvre", фото с игры 2014 года.Самое большое сообщество 200-х, завязанное под некоммерческие проекты, в Москве в какой-то момент удавалось сколотить, пожалуй, как раз Алексею Калинину — оно не ограничивалось наиболее "прозвучавшей" его системой «Art of Tactics», но в ходу было целое "семейство" его игр — «Art of Maneouvre», «Art of Batalia» и других (подробнее можно посмотреть на http://artofwargame.ru/). В какой-то момент в игры Алексея играло довольно большое московское коммьюнити, пробовали их и в других городах, но.. Москва переменчива..
Сейчас «Art of Tactics», например, поддерживается, похоже, только в клубе "Пограничник", благодаря двум верным энтузиастам этой системы – Ивану Baraka Галушко и Игорю Стрекалову, работающими с детьми (тут, кстати, забавный момент — Игорь был одним из главных разработчиков первой редакции звездовской "Эпохи битв", а теперь поддерживает её фактически "конкурента" из тех времён — кстати говоря, я не согласен с мнением камрада Семаргла, что АоТ появилось из переделки ЭБ — АоТ игра совсем с другой концепцией и подходами). При этом это коммьюнити играет фигурами 72-го масштаба, от которых сам Алексей в своё время категорически ушёл. Про другие правила Калинина, честно говоря, не знаю, насколько активно они сейчас играются — когда-то они широко обсуждались в российском варгeйм-коммьюнити, но судя обновлениям сайта систем Алексея, сейчас активно поддерживается в основном АоТ — усилиями Вани-Баpaки прежде всего…
"Огнём и мечом" — игра Алексея Разыграева. Фото 2012 года.Не стоит, однако, думать, что в Москве не было других интересных некоммерческих разработок, кроме игр Алексея Калинина. Другой известный московский гeйм-дизайнер Алексей Разыграев, например, разpaбатывал свою систему "Огнём и мечом". И на мой вкус это были самые интересные правила на эпоху Античности и Средневековья (да-да, "не верь названию", как говорится — как минимум изначально механика была на широчайший период) из российских разработок, которые мне встречались в 200-х годах. К сожалению, игра так и не вышла на широкую публику из "узкого круга допущенных к тестированию" — по сути она осталась известна в основном лишь в среде "старых московских варгeймеров", которые хорошо знают Алексея (а тем временем поляки уже активно заюзали данное название под свою игру 15мм фигурами)..
Вообще, за прошедшие годы было немало различных правил, которые делали московские варгeймеры. В своё время, например, меня немало заинтересовала система "Баталия" от такого авторитетного варгeймера как Илья Литсиос, но, к сожалению, так и не довелось в неё сыграть. А из новинок, например, появившихся в 2016 году, очень "вкусно" смотрятся фотографии с игр по правилам "Буканьеры" от Кости Aius locuens. Сам же я по-прежнему не торопясь с помощью друзей допиливаю своих "Гладиаторов и Ланист" (игра где-то на стыке варгeйма и настолки). Но всё это, конечно, игры, так и не вышедшие из сегмента "игр для узкого круга".
"Гладиаторы и Ланисты" — показ на Игроконе-2016.Завершить же рассказ о некоммерческих российских проектах я хочу упоминанием о "ColoRdicE 2: SAMURAI", разработанных Seagurt'ом и Alikor'ом при участии других пермских камрадов. Это, кстати, пример того, что "российская варгeймерская мысль" развивается не только "в столицах". Это, кстати, не единственные правила из других городов, о которых я знаю, но конкретно о "ColoRdicE" мне захотелось упомянуть в этом обзоре, потому что Михаил-Seagurt один из наиболее глубоко погружённых в тематику Сэнгоку Дзидай варгeймеров в нашем "полебоевском сообществе", перевёл немало правил на эту тематику, а его собственный подход существенно отличается от большинства "широко распространённых".
Сэнгоку Дзидай в 72-м масштабе в версии от камрадов из Перми.Ну что ж, закончив небольшой обзор российских некоммерческих правил, перейдём к играм, которые выпускались на пост-СССР на коммерческой основе. В первую очередь рассмотрим "миниатюрный сегмент" — игры привязанные в первую очередь к миниатюрам (часто в таком случае собственно правила служат лишь "локомотивом для продаж" фигурок). Одним из "пионеров" этого направления были упомянутые выше камрадом Семарглом миниатюры от «Magister Militum», которые планировалось выпускать в связке с правилами Алексея Калинина. И это был редкий случай, когда игровая система оказалась интереснее и живучей собственно фигур. Обычно происходит наоборот — когда фигуры могут продаваться и через годы после того, как игра уже давно "сошла с дистанции".
Подобных попыток впоследствии было немало — навскидку мне вспоминается, например, из середины 200-х скирмиш "Ратица" по миру "Беловодья", в которой использовались фигуры хорошо нам всем знакомого камрада Thorwarda. Но эта игра, как и множество других подобных игр, так и не дошла до серьёзного выпуска.. А вот украинский проект "Властелин мира" от компании "ЯЛ" был, пожалуй, самым крупным фэнтези-проектом на пост-СССР, если мерить по размеру "линейки фигур". Собственно в правилах я там чего-то особо интересного для себя не нашёл, а вот фигуры в их линейке встречались прелюбопытнейшие. Проект начинался где-то во второй половине первого десятилетия этого века, наибольшая активность по нему была где-то на рубеже первых двух десятилетий, но и сейчас он всё ещё живёт, что очень неплохой показатель "долгоживучестви" (хотя, конечно, нынче активность вокруг проекта явно ниже, чем когда-то)..
Некоторые фигурки из "Властелина мира" от ЯЛа.Начало второго десятилетия этого века ознаменовалось появлением полноценных "коробочных игр с миниатюрами" от новых фирм до этого не работавших в этом сегменте. Наверно, первым наделал немало шума "Сталкер: зона конфликта" от кампании "З.О.В. Хабара". Беспроигрышная тема "сталкеризма", очень популярного в те годы, должна была сделать проект коммерчески успешным, но.. Не знаю, насколько проект оказался выгодным финансово, но в целом отзывы о нём были так себе — от мягкой формулировки "непритязательная" — об игровой механике до матов о хрупкости смоляных фигур от казуалов не имеющих никакого отношения к моделизму и варгeйму и, соответственно, слабо понимающих специфику материалов. Понимающие люди, впрочем, фигуры хвалили.. но этим в основном хорошее и заканчивалось. Ещё этот проект запомнился забавным скандалом между разработчиком правил и издателем..
Следующим проектом, о котором мне хочется упомянуть, стал "WARMATUS". Опять таки скирмиш. На этот раз по фэнтези миру. Симпатичные смоляные фигуры (вроде бы 40мм размера) и.. не знаю, что ещё добавить.. Разработчики уже который год двигают эту систему, но пока я не вижу чтобы она "массово" взлетела.. По игровой механике отзывы не слишком впечатляющие, а вот фигуры нравятся многим.. С другой стороны упорство разработчиков оставляет надежду на долгоживучесть проекта.
Вообще, надо сказать, в похожем "жанре" (некоторое количество красивых миниатюр, обычно в смоле, на фэнтезийную или фантастическую тематику + некие правила для игры) сейчас работает несколько разных комaнд. Те, кто интересуется подобной тематикой сразу же вспомнят "Обратный отсчёт", "Легенды Сигнума" и наделавшую последнее время немало шума "Гидрофилию". Тематика этих игр, честно говоря, совсем "не моя", поэтому не буду подробно на них останавливаться. Скажу лишь, что фигурки красивые, а "Гидрофилия" смогла неплохо выступить на "Бумстартере", собрав 326 тысяч вечно деревянных (при минимуме в 200 тысяч) — для нашего "чахоточного рынка" это очень неплохо, хотя и совсем не сравнимо с тем, как размещаются подобные западные игры с миниатюрами на "Кикстартере" (есть расхожее мнение, что хорошие фигурки позволят продать через "Кикстартер" любую игру).
Среди всего это "шабаша фантастических скирмишей" 😉 внезапным "бальзамом на душу исторического варгeймера" стало продвижение в конце 2016 года игровой системы "Cold Peace". Игра пытается занять ту нишу "гипотетической войны СССР с Западом в 80-х", которую относительно недавно бросила "Звезда" со своей "Битвой за нефть" (выходившей под лейблом "Hot War" 😉 ). Вообще-то, это не первый случай, когда игроки "с матами и ломами" пытаются используя неплохие звездовские фигуры и девайсы сделать что-то своё в игровом смысле. Но в данном случае разработчики вроде бы собираются сделать коммерческий продукт на основе наборов "Звезды", смоляных фигур Александра Гусева (прекрасно известного в нашем сообществе как Алекса) и маркеров, которые, насколько понял, должны выпустить "Правильные игры". Несколько пугает, что издателем игры заявлена Pandora's Box Studio, не имеющая опыта издания подобных игр (да и вообще занимающаяся продажей в основном аксессуаров для игр). Как, впрочем, удивительно, что смоляные фигуры Алекса (чудесные, но очень хрупкие) запланировано использовать как игровые. Но о самой игре я слышал неплохой отзыв от камрада Hostum'а, попробовавшего её на Skirmish Day 2016.
Фотография показа "Cold Peace" на "Игроконе-2016"."Пунктиром" пройдясь по проектам новых небольших комaнд и компаний теперь я хочу вновь вернуться к "монстру" игровой индустрии России — "Звезде". Дело в том, что камрад Семаргл в своей статье остановился лишь по сути на трёх игровых системах от "Звезды" — "Эпохе битв", "Кольце власти" и "Звёздном десанте". На самом деле их было больше — были в своё время "гексостратегии", была отдельная игра по Сэнгоку Дзидай со "старыми" японскими наборами в 1:72 (даже подзабыл уже название этой игры), была "Полтава", которую Семаргл упоминал в статье про "Эпоху битв" , но которая принципиально отличалась по движку от других игр "линейки ЭБ". Но это всё "дела давно минувших дней" — я же хочу упомянуть об играх выпускавшихся относительно недавно.
"Великая Отечественная" — первая игра в звездовской линейке "Art of Tactic".Да-да, я хочу напомнить в этом обзоре об играх линейки "Art of Tactic". По какой-то загадочной причине "Звезда", запуская свою "Великую Отечественную", первую игру этой серии, решила использовать название пpaктически полностью повторяющее название игровой системы Алексея Калинина (разница в одну букву "s"). Абсолютно непонятно, зачем это было сделано — ничего, кроме зубоскальства по этому поводу в среде опытных варгeймеров, "Звезда" от такого демарша не приобрела. Скандал на абсолютно ровном месте. Хотя, конечно, "чёрный пиар это тоже пиар" (с).
В любом случае "Великая Отечественная" получилась относительно неплохой игрой для своего сегмента — прежде всего для детей и подростков. В минусе была сложная сборка некоторых наборов (с ужасом я вспоминаю, как собирал сыну советскую зенитку в ещё журнальном варианте, с которого всё начиналось), но в целом таких сложных наборов было не так уж и много. В плюсе — красивые миниатюрки и модели (и не такая уж сложная игровая механика, хотя с историчностью там, конечно, вопросов было "выше крыши", как обычно). Надо сказать, что "Звезда" удачно "попала в струю" с этой игрой — мини-наборы фигур в 72-м масштабе закрывали многие темы, которые ещё были не раскрыты (хотя "сидящие под 72-м" и материли "Звезду" за безбожный ценник в пересчёте на фигуру), а техника в 1:100 прекрасно подходила и для играющих 15мм в "Flames Of War" — систему популярную во всём мире (хотя и дико "попсовую" на мой вкус)..
На волне этого успеха "Звезда", как это бывало уже не раз, вместо того, чтобы "добивать тему", бросилась "охватывать новые сегменты". На том же движке была заявлена упомянутая выше "Hot War", а также "Сёгун. Битвы Самураев". Причём, вторые включали в себя как игру по правилам Кривенко, так и игру по правилам Ричарда Борга. Под этот проект "Звезда" не побоялась вложиться и выпустить новые мини-наборы самураев и асигару, хотя у неё были три прекрасных больших старых набора.
Я написал в своё время и обзор по содержимому коробки, и обзор игры Борга. Добавить что-то сложно, разве что могу сказать, что собственно своя игра по самураям у "Звезды" вышла довольно сырой, фигуры получились крайне сложные в сборке для казуалов (которые должны были стать основными потребителями игры), пластик был слишком хрупкий (больше подходящий для диорамщиков, а не игроков). Вообще, с чисто коммерческой точки зрения, на мой взгляд были допущены ошибки — выпусти Звезда игру чисто Борга, имхо, она могла бы сократить расходы раза в полтора, а продавалась бы она ничуть не хуже чем "2 игры в 1 коробке". Закончилось всё предсказуемо — "Звезда" закрыла самурайский проект, как, впрочем, и "Hot War" (почему "не пошла" и эта тема — это уже отдельный разговор.)..
Последней игрой линейки "Art of Tactic" стала "Непобедимая Армада" — игра про морские бои (всё-таки игры, где с каждой стороны по 1-3 корабля я не готов называть "сражениями"). Почему Константин Кривенко решил продвигать эту игру под тем же лейблом, что и "Великую Отечественную" и "Hot War" мне не совсем понятно — игровая механика, конечно, там была совсем другая (впрочем, тут, похоже, была та же логика, что и с "Полтавой). Хотя, надо отметить, что на коробке был и ещё один лейбл — "The Ships. Historic Wargame".
Мне довелось немного поиграть в эту игру. На мой вкус она довольно забавна, хотя, как водится, и не без косяков. Как и следовало ожидать от "Звезды", для игры были сделаны весьма симпатичные модели кораблей. Они казались несколько крупноватыми в сравнении с традиционно используемыми для подобных игр корабликами, но для боя "малых групп" или "1 на 1" вполне годились. Многие начали собирать эту серию, но… по последней информации "Звезда" закрыла и её :(. В итоге на данный момент "на плаву" осталась только "Великая Отечественная", первая игра когда-то большой линейки игр..
"Куликовская битва" от Алексея Разыграева.До этого момента я рассказывал о варгeймах с миниатюрами. Думаю, что рассказал, далеко не о всех играх этого жанра, но всё же, надеюсь, "обозначил тренд" ;). Однако, жанр варгeймов не ограничивается только играми с фигурками — в мире не менее известны и чисто "картонные варгeймы". В России как-то уж так сложилось, что у играющих в них более "хардкорная репутация" и "узок их круг, страшно далеки они от народа" (с).
Тем не менее, появившаяся в 2009 году компания "Status Belli" рискнула работать в этом непростом сегменте варгeймов. Компания успела выпустить несколько игр Алексея Разыграева — "Курск 1943. Огненная дуга.", "Куликовская битва, 1380.", "Полтавская битва, 1709." , "Бородинское сражение, 1812" , "Сражение" и "Смуту, 1605-1612" (последняя относится к настолкам стратегического плана, а не варгeймам-сражениям). А также "Оборону Порт-Артура" (автор Tetsuya Nakamura). К сожалению, дальнейшая судьба компании мне не известна — давно не слышал о ней каких-либо новостей, а судя по тому, что сайт её не работает, а группа ВКонтакте закрыта, то ждать чего-то уже не приходится.. А жаль, когда-то компания планировала издать ещё множество игр, в том числе и западных..
Компьютерная игра в стилистике варгeйма.А закончить я бы хотел вообще отсылкой к редкому в российском варианте варгeйму — компьютерному. Сами по себе компьютерные варгeймы не особая редкость — но вот для российских разработчиков это, прямо скажем, не слишком-то знакомая тема. А тут присылает мне Игорь-Foger ссылку на такой варгeйм — а там разработчики-то наши отечественные, что хаpaктерно — из города Орла. И даже уже можно купить.
В общем, если повспоминать, да свести всё вместе, то выходит, что много чего происходило и происходит в русском варгeйме. 😉
P.S. Вот так получилось, что я взялся написать комментарий, а написал ещё одну часть к статье камрада Семаргла. Нагло набился, получается, в соавторы. 😉 При этом совершенно не уверен, что всё описал корректно — может быть был где-то предвзят, что-то описал некорректно или недостаточно подробно. Поэтому предлагаю всем, кому есть что добавить по "новейшей истории русского варгeйма" — написать об этом на форуме. 😉
P.P.S. Камрады указали мне, что рассказывая при игры с миниатюрами начала 201-х я не указал достаточно известный стимпанк-проект "Викториум". Проект, к сожалению, загнулся ещё в начале 2013 года, хотя фигурки из него, как нынче говорится, "доставляли"..
Также хочется ещё уточнить к второй части статьи Семаргла, что правила "на кораблики" из книги Попова и Орлова ранее (в первой половине 80-х) публиковались в журнале "Костёр", поэтому многих "старых варгeймеров" зацепили намного раньше по времени.
Комментарии:
Но в плюс игре, что события подобраны неплохо, даже с цитатами из классиков. И, как итог, в тот момент, когда я нашел стул с сокровищами, ситуация в игре была такова, что выиграть мог любой, кому попадется этот стул. Так что (скажу еще раз) победителя выбрал рэндом, моих заслуг никаких....
04 12 2025 8:32:30
Каждая постройка приносит определённое количество очков или иных бонусов. Некоторые очки подсчитываются и отмечаются на треке очков сразу же, другие – по окончанию партии. Тыкать куда попало постройки тоже не получится: каждая новая постройка должна одной стороной примыкать к ранее возведённой. Разнообразие строений крайне велико, а различные приносимые бонусы сразу и не запомнить. Некоторые строения приносят бонусы лишь в сочетании с другими, так что придётся отыграть несколько партий прежде, чем всё запомниться и можно будет именно планировать свои действия, а не решать на месте после консультации с правилами, как в первых партиях....
03 12 2025 5:47:30
Отныне фильтр такой: гарантированно хорошие игры и всё остальное....
02 12 2025 18:21:47
Пополнение моей коллекции — «World of Warcraft»...
01 12 2025 13:10:58
Буду еще допиливать, например Тролль, который получает урон только от огня ну никак не вяжется с мифологией, вероятно заменю на вампира, как наиболее подходящего, так же есть мысли по изменению элементалей. Например элементаль воды за редчайшим исключением крайне бесполезен....
29 11 2025 20:21:44
Все сценарии в игре уникальны, садиться второй раз за одно и то же дело резона нет, ведь уже известно кто убийца. Всего в приложении 5 сценариев, в будущем обещают добавить новые расследования. Правда, не бесплатно. За каждое новое дело будут просить денег. Но, вероятно, не очень много....
27 11 2025 21:16:17
Правда, рейтинг Blue Moon всё-таки на целый балл выше у "Царей", поэтому если есть возможность, покупайте Гoлyбую луну. Если такой возможности нет, а поиграть в абстpaктную карточную игру на двоих очень хочется, берите Царей скарабеев, а если она вам понравится — докупайте Царей минотавров, благо цена этих настолок позволяет экспериментировать....
25 11 2025 4:51:14
3. В отличие от предыдущего конкурса, ограничения на формат отсутствуют. Можете писать прозу, хотите — рифмуйте текст, есть желание — используйте белый стих или даже хайку 🙂...
23 11 2025 13:34:37
Созданием игры занимался Алексей Разыграев. Сначала я думал, что никогда не слышал о таком разработчике, а потом вспомнил, что, вообще-то у меня в коллекции есть одна игра Алексея — Шпионы. Вышла она, если я не ошибаюсь, в 2006-м году и представляет собой не очень хорошую стратегию про борьбу разведок в 30-х годах XX века. В Шпионов я сумел заставить себя сыграть всего один или два раза, после чего игра навсегда перекочевала в далёкий шкаф и с тех пор оттуда не появлялась. Звучит не очень-то оптимистично. Но будем надеяться, что с варгeймами у Алексея дела обстоят лучше, чем с обычными настолками....
21 11 2025 6:44:41
1 Pdf файл с материалами для игры Колонизаторы + Колонизаторы: Мореходы (поселения, города отрисовывал сам. Карточка цен переведена на русский); 1 Pdf файл с картами ресурсов (делал под удобный мне размер карточек); 1 Pdf файл с рубашкой для карт ресурсов (хотя лично себе печатал без рубашек); 2 Pdf файла с номерными жетонами для 3-4 и 5-6 игроков (в общем то можно распечатать и один комплект для 5-6 и убирать лишние жетоны когда и играешь 3-4 игроками, но как по мне, потратить один лист и разложить в два коробка жетоны, чтобы потом не парится, гораздо проще); 1 Pdf файл с картами развития (переведены на русский язык); 1 Pdf файл с рубашкой под карты развития (рубашки к сожалению из другой версии Колонизаторов); 3 Pdf файла с правилами для Колонизаторов и правилами к Мореходам. Кроме этого, есть архив со всем необходимым для мини-дополнения «Рыболовы Катана», которое входит в «Купцы и Варвары». Три листа, с переведёнными карточками рыболова, жетонами рыбы и собственно локациями. Также в комплекте правила к этому дополнению. Пробовали играть вместе с базовыми Колонизаторами, довольно интересно....
20 11 2025 16:19:54
Настольная игра «Сильное колдунство» уже в продаже!...
18 11 2025 12:58:23
Размер карт: 69х120 // Кол-во карт: 25 + 5 подсказок.
Печать: Нечетные — лицо, Четные — рубашка. // Всего страниц для печати: 5 + 1 стр. жетонов....
16 11 2025 21:35:12
В начале партии все игроки получают по пять карт из общей колоды существ. Ходы делаются одновременно: каждый игрок выбирает одного бойца из руки и кладет его перед собой рубашкой вверх. Затем все существа переворачиваются и сравниваются их показатели защиты и атаки (по правилам это нужно делать последовательно, каждым игроком по очереди, но для экономии времени все проверки можно также проходить одновременно). Если у кого-то есть существа, чья сила атаки больше показателя защиты вашего выложенного защитника, этот игрок пропускаете удар и продвигает счетчик ран своего персонажа вперед на одно деление. За каждую нанесенную рану игрок получает трофей и также двигает счетчик трофеев своего персонажа вперед....
15 11 2025 9:21:44
Игра рассчитана на игроков от 8 лет, а партия продлится не более 20 минут...
13 11 2025 4:38:12
Как вы могли заметить мы крайне редко сейчас употрeбляем термин «лучший», ибо вы нам сделали замечание в свое время, мы вас услышали и согласились на то, что каждый сам должен решать, что для него the best, а что нет....
11 11 2025 13:25:18
Сегодня я расскажу об игре, в которую не играл никто, кроме 17 человек из Halfbrick. Это интересная история, но в ней не будет научных фактов и проверенных приёмов создания проекта....
10 11 2025 0:10:35
53 место: Doom: the Board Game
Настольная версия «Doom» сохранила все плюсы компьютерной игры и открыла новые горизонты перед игроками, которым всегда хотелось побыть на стороне «плохих парней»....
07 11 2025 17:10:45
Ещё встречи. Раньше было очень интересно — были отличные встречи, которые проводил либо я сам в кафешках, либо знающие толковые гeймеры с коллекцией. Сейчас в Питере творится ахтунк — либо пати-гeймеры (ночью и днём), либо дети с мамашами (игроведовские вечеринки). Домой зову уже давно, но приходится ограничиваться 2-3-я гостями, т.к. дом — не кафе, и нужды устраивать тут несколько столов нет. С закрытием Castle стало совсем грустно. ...
06 11 2025 0:47:23
Доступ в систему управления сайтом произошёл 29 июля 2008 года в 16...
04 11 2025 20:50:10
Фотографии «Dungeon Twister — Paladins & Dragons»...
02 11 2025 8:48:34
«Цель Hasbro — к 2010 году стать лидером на российском рынке игр и игрушек», — сообщил Геррит Вервей....
01 11 2025 1:31:20
Мини сказка. Жила-была компания Кулмини ор Нот. И все у неё было хорошо, а после прихода 4кк твердозелённых от "Восходящего Солнца" стало еще лучше. Но чего-то им всё-таки не хватало для полного счастья, совсем какой-то мелочи... и они эту мелочь от нас получили:)
И вот денежка из далекой Сайбирии (России) капнула им на счет и стало им так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать, в общем нашли они свой дзен и потопали прямиком в персональный астрал (5*). Но правда и нам кое-чего перепало. Вернее перепали — файлы для перевода:)...
31 10 2025 13:26:47
19:00 — Survive: Escape from Atlantis!...
30 10 2025 17:46:22
Если быть честным, рассматриваемая игра не лишена некоторых недостатков. Но имейте ввиду, что мои критерии хорошей игры могут отличаться от ваших....
27 10 2025 3:44:55
Собираемся двигаться на фестиваль, но тут подъезжают московские друзья с маленькой дочуркой. Ребята вырвались ненадолго, так что идём по Гостиному двору, показываем что и где. В принципе, год назад аналогичную экскурсию мы уже проводили, что-то принципиально новое продемонстрировать сложно. Та же сцена, те же косплееры, костюмы, конечно, новые, но в целом — то же самое. Показываем стенд со стрельбой из лука, фотографируемся на стенде «Океании» и в фотобудке. О ней, кстати, как будто никто и не знал, и только когда мы подошли стала образовываться очередь, оставшаяся и после того, как мы ушли с отпечатанными прямо на месте снимками. Взяли ребёнку шарик, показали пару простеньких настолок от Ravensburger, но пока сложно. Все-таки, до двух лет настольные игры воспринимать еще тяжело, нужно немного подождать....
24 10 2025 20:44:26
Иконографика работает превосходно, игроки могут видеть, что должно выполнять каждое действие. Хотя для некоторых строительных фишек требуется дополнительное пояснение, поскольку иконку можно истолковать по-разному....
23 10 2025 6:48:31
Помимо гексов, где можно что-то купить, хватает гексов, дарующих карты событий, причем ты можешь взять сразу несколько и выбрать наиболее нужную. Такие карты относятся к категориям Лобби, Государство, Подстава и Суд. Забавно, кстати, что в суде исход решения зависит только от того, сколько денег заплатят участники слушания....
21 10 2025 18:28:19
20 10 2025 3:11:16
А плюс к этому мы нашли на bgg отличные гексагональные игровые поля для Диксит и решили также подготовить их для турнира. Конечно, можно было обойтись и без них, но выглядит красиво. =))) (кстати, с тех пор мы сами пользуемся только таким полем, очень удобно) ...
19 10 2025 22:42:15
7 белых кубиков партии;
7 чёрных кубиков подземелья;
1 десятигранный кубик уровней (в распечатке заменен на бумажный планшет с 10 комнатами);
36 жетонов сокровищ;
24 жетона опыта;
8 карт героев;
4 памятки;
правила игры.
В Сундучке будут хранится жетоны сокровищ. Но его можно заменить на какой-нибудь непрозрачный мешочек или же попробовать сделать самому....
18 10 2025 12:53:46
Проект «Правильные игры» предложил нашему вниманию новую российскую разработку — так давайте же подробно рассмотрим её....
16 10 2025 12:33:49
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку