Игра года – 2016
До окончания декабря осталось совсем немного, а, значит, пришло время оглянуться назад и отметить самые лучшие настольные игры уходящего 2016 года. А посему – представляю победителей премии «Игра года» по версии сайта BoardGamer.ru в 2016 году.
Поехали!
Первая номинация – это «лучшая семейная игра». В этом году мы пробовали немало хороших настолок семейного уровня. Это и Chicago Express, и Сабурбия, и Among the Stars. Но безоговорочный лидер в этой категории – старая добрая «Агрикола», которую в этом году в обновлённом виде на русском языке выпустило издательство Hobby World.
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша.
Следующая номинация – «лучшая игра для двоих игроков». Здесь не наблюдается даже подобия конкуренции. Год назад эта премия досталась 7 Wonders: Duel, которая в 2016-м вышла на русском языке благодаря издательству «Стиль Жизни», плюс по этой игре стараниями простых настольщиков под предводительством Михаила Лойко организовали всероссийский турнир. В этом же году хороших игр для двоих, пожалуй, была всего одна – «Пэчворк». Красивая, умная, быстрая и хорошая, да ещё и издана на русском языке. Простая и приятная. Достойная награды. И пусть мы раскладывали «Пэчворк» не так уж часто, зато каждая партия – это полное погружение в игру и очень хорошие ощущения.
Лучшей игрой для компании в этом году можно было бы признать «Кодовые имена», только награда уже досталась этой игре год назад. Но и без «Кодовых имён» достойных претендентов достаточно. В первую очередь это «Визуал», игра на объяснение слов с уникальными прозрачными карточками, позволяющая создавать анимированные изображения. Ещё это Time’s Up!, ещё одна классная объяснялка для компании, где одни и те же слова нужно раз за разом объяснять по-разному. Time’s Up! мы пробовали неоднократно в самых разных компаниях и везде результат был просто отличным. Благодаря ей у нас в компании даже появилось несколько локальных мемов («путешественник Владимир Позднер» и «сын-чай»).
С оценкой детских настольных игр я испытываю определённые сложности, но из того, что было в уходящем году однозначно лучшая игра – «Айс-класс», представленная на российском рынке компанией «Стиль Жизни». «Айс-класс» – игра про пингвинов, в которой нужно щелчками отправлять их в путешествие по оригинальному игровому полю, складывающемуся из нескольких коробок-в-коробке(!). А ещё конструкция пингвинов позволяет проделывать с ними различные трюки: щёлкать так, чтобы они прыгали через стены или летали не по прямой линии, а по хитрой траектории.
На звание лучшей карточной игры в этом году есть несколько претендентов. Это и Hero Realms, вариация «Звёздных империй» (прошлогодней «Игры года»), только в стилистике фентези вместо космоса. Это и «Порт-Ройал» – крайне приятная пиратская игра с механикой «испытай удачу». Это и «Ханаби» – простенькая, но уникальная крайне интересная игрушка, которая заставляет напряжённо размышлять целую компанию. А поэтому именно она – лучшая!
В уходящем году также было несколько неплохих филлеров. В первую очередь это Between Two Cities, которая вроде и быстрая, и приятная, но у нас в компании как-то не пошла. Ещё мы играли в Tides of Time и Deep Sea Adventure, обе они – хорошие и довольно оригинальные микро-игры, но надолго у нас не задержались. Ещё были «Прогулки в подземелье», приятная игрушка про героев в подземельях. Но больше всего из быстрых игр нам понравилась Grizzled, простенький карточный пасьянс про Первую мировую войну. Мы пробовали его в разных условиях, в разных компаниях и всегда в ответ от новых игроков слышалось одно и то же – «А давайте сыграем ещё».
В прошлом году номинация «лучшая отечественная игра» не досталась никому. А вот в этом претендентов хватает. У нас есть Master of Orion, громкий релиз мирового уровня от Hobby World, представляющий собой карточную игру уровня «Поселенцев». Присутствует «Стальная арена» – не столь громкая, как Master of Orion, но также замеченная на мировой арене игра от GaGa Games про сражения огромных роботов. Но лучшей отечественной игрушкой я, всё-таки, назову «Взлёт разрешён!», игру про вывод самолётов из аэропорта в небо. Как написано на коробке – это достойная игра мирового уровня 🙂 Да ещё и выпущена она не крупным издательством, а разработчиком самостоятельно.
Насчёт лучшей локализации никаких сомнений даже и не было. «Эволюция. Естественный отбор», игра про развитие животных и их приспособление к меняющейся игровой ситуации. Игрушка с непростой судьбой. Впервые изданная в России, она была серьёзно переработана в США и выпущена там, а затем вновь попала на родину уже в изменённом виде. В новом варианте игра обзавелась очень хорошим оформлением, доработанными правилами и стала ещё лучше, чем была.
Хороших дополнений в этом году было немало. Мы освоили Shadow of the Rift для Eclipse с новыми видами инопланетных угроз и невиданными доселе космическими расами. Мы попробовали двухцветные карты для Star Realms в наборе United. Мы познакомились с новыми механиками для Race for the Galaxy в дополнении Xeno Invasion. Но самым лучшим дополнением стал, конечно же, набор Alternate Histories для Quartermaster General. Это дополнение подняло интерес к игре на новый уровень, а партии в «Генерала» стали с ним ещё более разнообразными.
Как только это дополнение появилось в цифре, я тут же сделал перевод карт и напечатал их, а также вылепил из полимерной глины фишки, и какое-то время мы играли в «Генерала» именно в таком виде. И когда чуть позже приехал официально изданный комплект, мы даже оставили некоторые самодельные фишки в игре, настолько они оказались удобными. Очень хорошее дополнение для очень хорошей игры.
В номинации «самая инновационная игра» в этом году, увы, пусто. Ничего особо инновационного за 2016 год в плане настольных игр опробовать не удалось. Хороших игр было достаточно, но ни одна из них не отличалась чем-то принципиально новым от того, во что мы уже играли. Поэтому звание «самой инновационной игры» в 2016 году не достаётся никому.
В уходящем году я познакомился с тремя играми, от которых ждал какого-то «вау-эффекта», но по факту его не получил. Первая игра – Impulse от Карла Чудыка. Это космическая 4Х-стратегия, полностью построенная на картах с разнообразными эффектами. В игру заложены интересные идеи, вот только чтобы оценить их, нужно потратить очень много времени и сил, чтобы полностью разобраться в правилах и осознать, как и что в игре работает. Не уверен, что оно того стоит.
Вторая – Baseball Highlights: 2045, оригинальная колодостроительная игра про бейсбол, в которой на самом деле никакого колодостроения не ощущается и комбинаций карт обнаружить не удалось. По факту игрушка получилась занимательная, она довольно проста, даже несмотря на то, что от бейсбола мы очень далеки, но играть в неё как-то совсем не тянет.
И, наконец, Scythe. Выглядящая 4Х-стратегией, она оказалась бaнaльной евроигрой с низким уровнем взаимодействия между соперниками. Да, компоненты в ней шикарные, да, внешне всё замечательно, но если копнуть глубже – ничего особенного нет. И, несмотря на большое количество поклонников, меня она разочаровала.
Будучи весной в Казани, я зашёл в магазин настольных игр и в качестве сувенира приобрёл «Порт-Ройал». И не прогадал! Игрушка оказалась увлекательной и интересной. Вскрываем карты, нападаем на корабли и набираем себе комaнду. Партий в неё за год наиграно не очень много, но каждый раз когда она появляется на столе, все остаются довольны.
Насчёт лучшей игры для опытных игроков у меня было несколько претендентов. Это Mare Nostrum 2016 года издания, вызывающая ностальгические чувства, но не более (играть в неё не тянет). Это Cry Havoc, расхваленная новинка от поляков, которая хотя и предлагает ряд интересных механик, уступает Nexus Ops в динамике и сбалансированности. Это и Star Wars: Rebellion, масштабная стратегия, сделавшая со «Звёздными войнами» то же самое, что и War of the Ring с «Властелином колец», – сагу очень классно полностью перенесли в настольный формат. Но лучшей игрой для опытных игроков я авансом называю Pax Pamir. Маленькую коробочку, в которой скрывается огромная игра. Я ещё не уверен, что она мне понравится, потому что недостаточно близко с нею знаком, но то что я уже увидел вызывает большое уважение. Разработчики Pax Pamir – молодцы, у них получилось уместить большую стратегию в крайне небольшой набор компонентов.
Ну а с лучшей игрой года всё просто. В 2016–м случилось невиданное. В настолку с партиями на час-полтора-два мы сыграли 68 раз. Это игра про Вторую мировую войну, которая называется Quartermaster General. Мы с ней познакомились на «Игроконе» осенью 2015 года, и с тех пор играем регулярно, буквально каждую неделю. В нашей компании есть люди, которым «Генерал» уже надоел, но вот что удивительно – каждый раз получается собрать за столом 6 человек.
Quartermaster General – удивительная игра. Достаточно простая в освоении, захватывающая, и невероятно разнообразная. А ещё она многим у нас нравится потому, что играть нужно не по принципу «каждый сам за себя», а комaндами, Союзники против Оси. Повторюсь, за год мы сыграли в неё почти 70 раз, и в следующем году будем играть ещё. Если только не переключимся полностью на Quartermaster General: 1914 – вариант про Первую мировую с усовершенствованной игровой механикой.
«Лучшая игра года» – для меня особенная награда. Она достаётся только самым-самым играм, оставившим заметный след и много-много положительных впечатлений. Quartermaster General – именно из таких.
* * *
Список победителей предыдущих лет:
Комментарии:
«Какого дьявола здесь происходит??» — пробасил Иван, предварительно распинав по сторонам разноцветные фигурки и «банк» с картонной наличностью, — «Вы вообще читали отзывы?? Бордгeймергик.ком не врет, слышите меня, шкеты? Есть целых пять с лишним тысяч игр более достойных, чем эта архаичная, примитивная фигня! Проклятые дилетанты…». В течение следующих пяти минут мирный ночной сон обитателей станции еще несколько раз прерывался забористой матерщиной и руганью. В какой-то момент всё снова стихло и человек, более известный под никнеймом “Ivan The Dicemaster” в совсем далёкой и уже полузабытой прошлой жизни на «поверхности», прошел в соседнюю секцию палатки, скинул с плеча набитый хабаром вещмешок армейского образца и повалился на раскладушку, даже не стянув с тела «походную» спецодежду. С каблука поношенного кирзача одиноко свисала прилипшая банкнота номиналом 500 «чего-то там» зеленого цвета, а если точнее, то уже коричневато-зелёного… ...
20 11 2024 2:55:34
Каждый ход возникает один и тот же мучительный вопрос: рискнуть и отправиться дальше вглубь опасных, полных ловушек пещер или вернуться в лагерь с уже найденными сокровищами?...
17 11 2024 16:48:33
Разыскиваются правила игры «Ниндзя против самураев»...
16 11 2024 2:23:44
Предыдущая замена фишки произошла в 2013 году, когда из набора фишек выбыл утюг, а вместо него появилась кошка....
15 11 2024 14:45:23
– Авторы: Steven Aramini, Danny Devine, Paul Kluka...
13 11 2024 1:17:30
По словам издателя: «Root представляет собой следующий шаг в развитии асимметричного дизайна. Как и Vast: Crystal Caverns, каждый игрок в Root имеет уникальные возможности и собственное условие победы.»...
12 11 2024 8:10:29
Новинка запланирована к изданию на 4 квартал 2017 года....
11 11 2024 9:46:46
Отвечу честно: «Не убьёт, но усложнит сильно». А как иначе? Если компания ставит планку всего в пятьдесят-сто тысяч за законченный и интересный продукт, а Василий половину миллиона за полупрототип, то кого выберет потребитель?...
10 11 2024 14:42:19
Подарить в подарок настольную игру можно защитникам любого возраста — как юным, так и взрослым. Играть в настолки можно как с семьей, так и с друзьями, как дома, так и в путешествии....
09 11 2024 3:13:47
В начале хода в руке у игрока есть пять карт. Это означает, что он может провести один из пяти доступных приёмов. Но просто выбрать понравившуюся карту и разыграть её нельзя. И здесь мы подходим к ключевой механике Бойца — системе использования приёмов....
07 11 2024 22:31:49
Дело в том, что тот прототип конца ХХ века был повсеместно известен как «Король и гoвно». Ну, или для краткости просто оно самое. 🙂 И сразу нужно сказать, что это в нынешнем понимании не настолка. И даже, строго говоря, не карточная игра. Это компанейская забава (идеальная для дворовых и студенческих компаний), построенная на движке подкидного Дypaка. А по сути — самая настоящая ролевая игра....
05 11 2024 3:37:55
Разыскивается игра «Рыцарское сражение»...
03 11 2024 11:47:25
Следом идёт игрушка MauseZocken, которая выйдет на русском под названием Берегись мышей!. Если я ничего не напутал, то это небольшая сенсация — игра разработана Райнером Книзя специально для Звезды и будет издаваться как у нас в стране, так и за рубежом под маркой "Сириуса"....
02 11 2024 22:47:34
Скачать материалы для игры «Шотландский поединок»...
31 10 2024 13:24:57
Отчёт о волгоградском турнире по «Цитаделям»...
28 10 2024 8:16:37
Турнир по «Кубе» в клубе «Единорог» (Москва)...
27 10 2024 8:21:19
Мавзолей создается в начале игра, каждый игрок прячет сокровища, ловушки и монстров в каждый склеп втайне от других игроков. Вы помните где оставили сундук с золотом? Надейтесь, что ваш противник не поставил “Пожиратель Боли” в том же склепе! Нет сегодня воров в Гостинице? Надейтесь, что не попадете в ловушку с отравленными дротиками! “Мавзолей” передает динамичное ощущение “приключения в подземелье” без затраты часов на предварительную подготовку. Просто хватай свою партию и вперед....
26 10 2024 14:48:49
Adversary / Враждебная – мусульманская страна, настроенная против Соединённых штатов (4.2.3)....
24 10 2024 16:30:52
Оформление я оцениваю как отличное: все иллюстрации очень качественные, а цветовая дифференциация помогает быстро оценивать ситуацию. Коробка Манчкинского размера, верх-низ, чего и ожидали от Мира Хобби (у них вообще когда нибудь были коробки сундучками?) Да и вообще мне кажется, что только Мир Фэнтези на данный момент способен качественно что-нибудь оформить, имея штат собственных художников. Я специально упомянул Мир Фэнтези, тк именно эта часть тандема МФ+Смарт делает собственные игры и позволяет не забыть об отечественном игропроме....
23 10 2024 19:35:48
Правда же такова, что ни одной игре не удалось идеально раскрыть тему и понравиться сразу всем (ну по большей части). И это неудивительно, т.к. вот какие требования типично предъявляют к играм "про Цивилизацию":...
22 10 2024 6:32:11
Знакомство с «Ticket to Ride: Европа» в клубе «Единорог»...
19 10 2024 16:37:43
Этот же игрок вытягивает по одной из трёх карт А и Б, которые будут отвечать за сюжет партии, или если по русски — одна карта устанавливает правила для использования Предметов в процессе партии, а вторая особые условия для подсчёта очков по окончании партии. Выглядит это так:...
18 10 2024 13:58:31
Кое-что о дополнениях к «Колонизаторам»...
17 10 2024 5:50:12
Для распечатки я предлагаю различные наборы игровых компонентов. Думаю каждый сам сумеет определить то, что ему нужно....
15 10 2024 2:43:35
В первые три хода каждый игрок в тайне от остальных определяет по одному числу с выпавших кубиков, которые он будет исключать при дальнейших бросках (всего три значения). Это должно быть три уникальных числа, игрок их записывает в таблицу "5-й кубик" и отмечает их выпадение. Остальные четыре кубика игрок попарно складывает (по своему усмотрению) и отмечает два получившихся числа в таблице слева....
14 10 2024 17:40:12
Игра Рутения представляет собой стратегическую игру на историческую тематику времен Киевской Руси. В игре присутствует постоянная военная экспансия, передел влияния, строительство, дипломатия и боевая составляющая. Все это достаточно тесно переплетено, но когда понимаешь общую картину, то всплывает все больше и больше тактических возможностей....
13 10 2024 17:32:48
2. Расскажите о теме игры в целом. Обрисуйте игровой мир, объясните роль каждого игрока и цель, которую он должен достигнуть для победы....
12 10 2024 7:45:16
Ice Cool впервые выпущена латышским издательством Brain Games в 2016 году. Это крупный успех на постсоветском прострaнcтве. Надеюсь, в будущем мы увидим ещё немало отличных игр от российских разработчиков и из ближнего зарубежья!...
07 10 2024 20:40:47
Итог: несмотря на абстpaктность и простоту, перед нами — весьма увлекательный способ провести время с другом. Если вам нравятся шахматы, го и компьютерный «водопроводчик», то Trax, возможно, станет одной из ваших любимых игр....
04 10 2024 12:19:27
Итак, у вас есть корабль с уникальным свойством. Один пират за штурвалом, он правит кораблём. И ещё четыре на палубе. А рядом, с разных сторон плывут корабли других игроков. А теперь открывается колода приказов и вы начинаете выкрикивать их названия! Кто раньше разглядит и выкрикнет приказ своего цвета, тот и получит карту. Тут же открывается новая карта, и крик продолжается! Каждая выигранная карта копит вам бочки. Когда накопите на целый приказ, вы немедленно выполняете его. Для этого вы берёте его карту подсказки и сверху вниз выполняете её инструкции. Всё просто!...
02 10 2024 8:12:58
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::