«Liar’s Dice» — игра Пиратов Карибского моря

На сайте Заметки новосибирского настольщика опубликована статья, рассказывающая об игре в кости, попавшей на киноэкран во второй части к/ф Пираты Карибского моря. Как пишет Михаил, эта игрушка называется Liar's Dice, и встречается она со всякими модификациями много где. Так, ещё в 80-х она была известна в СССР, а в 1993-м её вариант, изданный под названием Bluff, получил Spiel de Jahres.
Неисповедима судьба выложенных в открытый доступ текстов. Я вот некоторое время назад рассказал про «Zombie Dice», а намедни там в комментах попросили подробнее осветить вскользь упомянутую игру на кубиках из вторых «Пиратов Карибского моря». 🙂 Что ж, давайте осветим, почему бы и нет.
Игра эта весьма старая, она появилась на свет в среде испанских моряков аж в начале XVI века, и тогда носила название «Dudo» (исп. «сомневаюсь», «не верю»). Как это обычно и бывает, она быстро обзавелась множеством вариантов, часть которых дожила до наших дней. В настоящее время эти варианты известны под английским собирательным названием «Liar’s Dice», сиречь «Брехунские кубики».
Инвентарь минималистичен: на каждого игрока требуется пять самых обычных кубиков «d6» и какой-нибудь непрозрачный стакан. Кстати сказать, почему именно пять? А очень просто: если бросить пять кубиков, то при любом исходе найдётся хотя бы одно число из диапазона 1-6, которое не выпадет.
Суть игры во всех вариантах одинакова: игроки бросают свои кубики так, чтобы результат скрывался под опрокинутым стаканом. Каждый может смотреть под свой стакан, но никто не может смотреть под чужие. Затем по кругу заявляются предположения о том, что же скрывается под всеми стаканами. Когда очередная заявка сделана, у следующего по кругу игрока есть два варианта на выбор. Он может либо повысить заявку, либо объявить заявителя брехуном и проверить его предположение.
Играют, допустим, трое. Джон, посмотрев под свой стакан, говорит: «Ну, пожалуй, тут под всеми нашими стаканами найдутся три шестёрки». (Напомню, что совокупно тремя игроками брошено 15 кубиков!) Билл, также посмотрев свой бросок, повышает: «Да тут и все четыре шестёрки найдутся!» После чего Джек утверждает: «Врёшь ты всё, Билл, нет тут четырёх шестёрок!» Стаканы поднимаются. Если там есть четыре шестёрки, то Билл выиграл, а Джек проиграл. Если нету, то наоборот. Результат Джона нейтрален: не выиграл и не проиграл. Вот и вся суть.
Нюансы связаны с мелочами, и главный из них касается повышения заявки. Больше всего были распространены два правила о повышении:
- Можно назвать такое же количество бóльшего номинала или бóльшее количество любого номинала. Например, после «двух пятёрок» можно заявить «две шестёрки» или «три/четыре/etc (чего угодно)».
- Можно назвать любое количество и любой номинал, лишь бы бóльшее из этих двух чисел превышало бóльшее из двух чисел предыдущей заявки. Например, по этому варианту можно после «двух пятёрок» заявить «одну шестёрку», чего в предыдущем варианте делать нельзя.
Иногда игралась усложнённая и удлинённая версия: в свой ход каждый игрок мог поднять свой стакан и оставить из-под него некоторое количество кубиков (не менее двух) на всеобщем обозрении, а остальные перебросить — опять же под стаканом, втайне от других. Понятно, больше двух раз такое не проходило.
Прочие нюансы относятся к определению выигрыша. Был, например, вариант с «джокерами»: выпавшие единицы можно было объявить чем угодно. Был вариант «все проигрывают»: если в приведённом примере с тремя игроками поднятие стаканов показывало ровно четыре шестёрки, то выигрывал, естественно, Билл, а Джон и Джек проигрывали оба. Ну, и так далее.
Играли, кстати, чаще всего вдвоём, реже втроём — это было связано с присутствием «нейтрального» результата, который осложнял денежные расчёты. Для троих обычно применялся следующий метод: проигравший платил победителю условленную ставку, из которой малую долю забирал «нейтрал». Например, если при ставке пять монет Билл проигрывал Джеку, то Джек получал четыре монеты, а Джон одну.
Потом для игры более чем вдвоём придумали питейно-тpaктирный вариант, но он по понятным причинам был чисто «сухопутным».
Идея заключалась в том, что играющие заказывали некоторое число дринков, которое не делилось между ними поровну. Например, 11 кружек пива на троих. После каждой партии проигравший выпивал одну кружку и ставил её, опустевшую, возле себя. Когда всё оказывалось выпитым, заказ целиком оплачивал тот, перед кем пустых кружек было больше всего. При «ничьей проигравших» (например, 4:4:3) горе-алканавты складывались.
Этот вариант считался чрезвычайно джентльменским и благородным, к чему действительно были основания. Во-первых, проигравший утешался тем, что из оплаченной им выпивки он сам потрeблял больше всех. Во-вторых, при такой системе не было никакого смысла выигрывать «всухую», так что более опытные игроки ради дармовой выпивки вынуждены были до некоторой степени поддаваться менее опытным, а это в определённой мере уравнивало шансы.
Был, впрочем, и гораздо более жёсткий «питейный» вариант. В нём количество партий заранее никак не ограничивалось, после каждой из них проигравший также выпивал один дринк, а вот глобально проигравшим считался тот, кто первым вырубался. Напитки здесь обычно использовались покрепче пива. Недостаток такой системы очевиден: ну, вырубился ты, а более удачливые игроки радостно выпили за твоё здоровье (да ещё, не дай бог, всех присутствующих угостили!). Платить-то за это тебе придётся, да ещё поди докажи, что мерзавец-тpaктирщик не включил в счёт чего-нибудь сверху от себя!.. 🙂
Много позже «брехунские кубики» обзавелись ещё одной любопытной разновидностью — это произошло, когда деньги стали печатными и на них появились номера. Вместо броска кубиков игроки зажимали в руках банкноты одинакового достоинства, наугад вытащенные из кошельков, а игра велась по номерам этих банкнот. Здесь и номинал уже был 0-9 вместо 1-6, и количество цифр стало побольше… Проигравший отдавал свою банкноту победителю.
Свидетельствую по своему опыту, что такой игрой баловались советские школьники в 1980-е годы. Доходило до извратов, когда у родителей выпрашивались рублёвые купюры с номерами «поиграбельнее», а школьные учителя боролись с пагубной забавой путём рекомендаций родителям: дескать, выдавайте детям деньги монетами, а не купюрами… 🙂
Тогда же, в 1980-е годы — только уже отнюдь не в СССР, — старая азapтная игра была несколько раз издана в качестве настолки. Наиболее известно издание от Ричарда Борга («Liar’s Dice», 1987), которая даже ухитрилась получить Spiel des Jahres ‘93; её реинкарнация под названием «Bluff», всё ещё иногда встречается на прилавках.
А вот по этой ссылке можно поиграть в пиратском антураже из фильма против двух виртуальных соперников. Именно оттуда взята иллюстрация в шапке этой статьи. Но соперники там реализованы кое-как, чисто «чтоб было». Не выиграть у них — это надо быть полным дeбилом. 🙂
Комментарии:
Все поданные на конкурс обзоры будут опубликованы у меня на сайте (обзор победитель — в последнюю очередь)....
02 12 2025 12:50:44
Ход (Последовательность действий)
— Открыть новую карту благословение из колоды благословений
— Обменять/отдать карту (другому персонажу в том же районе).
— Передвинуться (переместить персонажа в другой район).
— Исследовать район (открыть верхнюю карту района)
— Попробовать закрыть район (если в районе нет карт)
— Обновить руку. (сбросить карты по желанию, добрать карты до полной руки).
— Конец хода....
01 12 2025 4:49:55
В 7 Wonders мы сыграли две партии. Надо сказать, что именно так мы обычно в неё и играем – по две партии за раз. Одна игра – это слишком мало, на неё уходит всего порядка 30 минут и у всех тут же возникает желание сыграть ещё. А вот две партии для нашей компании выходит самый раз. После второго раза желания продолжать уже нет. Поэтому мы и играем по две игры. Потом делаем паузу и через какое-то время можем продолжить....
30 11 2025 0:56:34
Готовится к изданию новое дополнение для Runebound — Unbreakable Bonds ?...
29 11 2025 2:24:17
Присоединяться к Аллегрису с его Днём игры (последние выходные июня) мне тоже кажется неправильным. Ну что это за мероприятие? Выставка-продажа миниатюр Вархаммера, где где-то с краю приютились наши настолки? Нет, не вариант. Да и летом многие, действительно, или в отпуск уезжают, или на дачу, или на природу. Куда там до настолок....
28 11 2025 17:40:14
«Мир Хобби» издаст русскую версию «Sid Meyer’s Civilization»...
27 11 2025 1:33:55
Ну и, наконец, «Кодовые имена: Дуэт». Прекрасный вариант «Кодовых имён» для двоих. Для меня это не новинка, мы уже успели опробовать её на «Игроконе», так что заявляю ответственно: игра – огонь! Мало того, что она сама по себе хороша, так в ней ещё куча новых слов, которые можно замешивать в обычные «Кодовые имена»!...
26 11 2025 10:47:38
Для меня это очень хорошие новости...
25 11 2025 4:50:37
Идея игры довольно проста. Вы сочетаете элементы и создаёте зелья, затем смешиваете зелья и создаёте эликсиры, а затем смешиваете эликсиры и создаёте талисманы и мифических существ, а также салат тако. Чем сложнее ваше варево, тем больше оно приносит очков. Вы даже можете использовать то, что приготовили ваши противники, но в этом случае они получают очки за позаимствованные компоненты....
22 11 2025 6:45:39
Когда-то я ставил себе задачу сделать из BoardGamer.ru «утреннюю газету» для настольщика. Чтобы каждый день была возможность залезть в интернет и прочитать что-нибудь новое и интересное о настольных играх. В силу неразвитости настольного рунета в принципе заодно получилось ещё и аккумулировать в одном месте пpaктически все публикации о настолках в принципе. Многие сайты, обзоры с которых публиковались на BoardGamer.ru, уже давно канули в лету. И я рад, что эти материалы удалось сохранить. За 10 лет из проекта в компьютерной сети BoardGamer.ru удалось проникнуть и в реальную жизнь. На коробках с некоторыми играми появились логотипы награды «Игра года», которая ежегодно присуждается на сайте. Проект стал официальным информационным спонсором настольного фестиваля «Игрокон»....
21 11 2025 16:19:13
Добавлю, что сложность составляли не только правила, игра сама по себе непроста. В неё по-настоящему ТРУДНО выиграть. Надо напрягать мозги, надеяться на удачу, планировать и осуществлять совместные забеги. К слову, даже наполненный лишениями и неудачами путь приносит львиную долю фана. Редкий случай, когда можно испытать настоящее удовольствие от игры, даже позорно проиграв 🙂...
19 11 2025 3:30:21
Самодельный набор Memoir '44. Ежи из спичек — это нечто!...
18 11 2025 15:16:51
Турнир по «StarCraft» в московском клубе «Единорог»...
17 11 2025 15:30:11
Настольная игра El Grande — кубики завоевывают Испанию...
16 11 2025 0:51:44
Перевод правил для «Battlestar Galactica Pegasus Expansion»...
14 11 2025 15:40:51
Наиболее частый вопрос, задаваемый мне про Феод – проигрывал ли я когда-нибудь? Ведь если я придумал игру, то ключи к победе должны быть припрятаны где-то за пазухой. Но по правде, было потрачено столько лет, чтобы создать множество путей к победе. И в результате этого, с одной стороны, увеличилась реиграбельность. Но с другой, когда вы спросите меня, как победить, то я не смогу дать какого-то вразумительного ответа. Я не знаю, как побеждать, только вы сможете разработать свои комбинации подходов, позволяющие достичь успеха. И мои дальнейшие советы не воспринимайте, как раскрытие завесы, это всего лишь повод к обсуждению. Возможно, вы придумаете более хитрые и эффективные способы достижения результата....
11 11 2025 5:54:45
Скачать материалы для игры Футбол на бумаге...
10 11 2025 4:39:59
С deja vu решительно покончено, краткий отчет... ...
09 11 2025 7:49:27
Вам нужно не только выжить, но и добраться до финиша, по пути собрав побольше победных очков, которые даются пpaктически за все учиненные вами разрушения. Допустим, едите вы на вашем автомобиле, и вдруг перед вами выскакивает старушка с протезом вместо ноги, если вы затормозите и подождете, пока бабулька пройдет, то ваши соперники оторвутся от вас очень далеко, значит, есть единственный вариант, сбейте бабуську. Конечно, на вашей машине останется много крови и возможно человеческие конечности, но ничего страшного, ведь вы все еще первый....
07 11 2025 18:20:58
Настольная игра «Fluxx Ктулху» — лучшее средство, чтобы преодолеть безысходность. Тяни карту, играй карту, прикрывайся Знаком Древних и охоться на пингвинов и шогготов на Хребтах Безумия… Но вот правила поменялись, и только вовремя пробудившийся Йог-Сотот принесёт тебе победу. И гибель всему человечеству — за компанию!...
06 11 2025 17:24:54
Общий набор игры: две карты, правила на Китайском языке, набор монет, рас, карт рас, карт способностей, карт местности. Коробка сделана под фишки, у каждого типа свое место. Вынимающийся блок под юниты рас отсутствует . Либо ошибка конкретно моего экземпляра, либо общий бpaк!...
04 11 2025 5:43:50
Ранним утром, когда город еще спал, на дороге стоял мужчина в плаще. Он ловил такси, но, ни одной машины за те несколько минут, что он стоял, еще не проехали мимо. Неожиданно, вдали показалась машина, она неслась прямо по встречной полосе. Мужчина охнул, и машина снесла его с тротуара. Раздался скрежет металла, и тишина на улицах просыпающего города возобновилась....
03 11 2025 7:40:20
Решил сделать портабл ПнП, хотя мне и сообщили, что на форуме у Юры уже сделал кто-то. Но в своём ПнП я карты сделал под любимый мой размер протекторов + подтянул их и поле + замазал на поле сгибы....
01 11 2025 14:18:35
— настольные игры из России на мировом рынке;...
30 10 2025 8:24:37
Сначала, однако, я не удержусь от некоторой рассуждалки по поводу игры вообще. Собственно, рассуждалок будет даже целых две....
29 10 2025 10:52:36
28 10 2025 1:46:40
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша....
27 10 2025 19:21:26
Скачать материалы для игры Surviving. One Month In...
26 10 2025 22:59:22
Но, может быть мои читатели используют эту вкладку достаточно активно, и если убрать её с главной страницы, то сайт станет менее удобным? Мне интересно ваше мнение по этому поводу, поэтому я организовал голосование по данному вопросу. ...
25 10 2025 19:16:49
Ведь так уже было с Охотниками и собирателями, Колонизаторами и другими играми...
24 10 2025 8:10:20
Однако, будьте внимательны: враг может оказаться гораздо ближе, чем Вы думаете…
...
23 10 2025 0:33:31
Как отмечает бывший заключённый Мика Дэвис (Micah Davis), к D&D в его тюрьме относились очень серьёзно....
22 10 2025 12:52:19
Ticket to Ride: Europe + Europa 1912 — ...
21 10 2025 19:28:28
Ее собаки, немецкая овчарка и ищейка, умерли от голода, так как женщина, увлеченная приключениями великанов, гномов и людоедов, забывала покормить их. Тела собак, лежавшие прямо в столовой, разлагались более двух месяцев. Трое детей, 9-ти, 10-ти и 13-ти лет, питались консервированной фасолью, доставая ее руками из банок....
18 10 2025 7:17:36
На деле всё намного проще. Сегодня есть несколько подобных игр от разных издателей, и все они строятся на сходных идеях. Игра, это, по сути, колода карт с различными задачами и загадками. Игроки должны сообща искать решения, переходить к следующей загадке и так далее, пока не будет найден финальный ключ. Вот и Exit, это, фактически игра на картах. В коробке тут есть три колоды: загадки, ответы и подсказки. Игрокам в основном придётся оперировать картами загадок. Колода ответов нужна, чтобы проверять свои версии и, если всё верно, переходить к следующим загадкам. Ну а зачем нужны подсказки, полагаю, объяснять не нужно....
17 10 2025 15:26:40
«Какого дьявола здесь происходит??» — пробасил Иван, предварительно распинав по сторонам разноцветные фигурки и «банк» с картонной наличностью, — «Вы вообще читали отзывы?? Бордгeймергик.ком не врет, слышите меня, шкеты? Есть целых пять с лишним тысяч игр более достойных, чем эта архаичная, примитивная фигня! Проклятые дилетанты…». В течение следующих пяти минут мирный ночной сон обитателей станции еще несколько раз прерывался забористой матерщиной и руганью. В какой-то момент всё снова стихло и человек, более известный под никнеймом “Ivan The Dicemaster” в совсем далёкой и уже полузабытой прошлой жизни на «поверхности», прошел в соседнюю секцию палатки, скинул с плеча набитый хабаром вещмешок армейского образца и повалился на раскладушку, даже не стянув с тела «походную» спецодежду. С каблука поношенного кирзача одиноко свисала прилипшая банкнота номиналом 500 «чего-то там» зеленого цвета, а если точнее, то уже коричневато-зелёного… ...
16 10 2025 22:25:20
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку