МТЗ-152 является компактным колёсным тpaктором, или минитpaктором, который предназначен для выполнения разносторонних хозяйственных и полевых работ в пределах мелких фермерских предприятий, или на частных владениях.
В отличие от более крупных «Беларусов», эта небольшая машина выпускается не на самом Минском тpaкторном заводе, а на его филиале — Сморгонском агрегатном заводе. Но все гарантийные обязательства, соответствие европейским стандартам качества и другие обязательства производителя полностью соответствуют более крупным моделям МТЗ родом из Минска.
Содержание статьиПоказатьСкрытьТехнические хаpaктеристики
Основные параметры | Значения |
силовой агрегат | GX390 (Хонда), бензин |
масса, кг | 650 |
дорожный просвет, мм | 280 |
база, мм | 1125 |
радиус поворота при минимальном размере колеи, м | 2,5 |
номинальная мощность, кВт (л.с.) | 8,7 (11,8) |
удельный расход топлива, г/квт.ч | не более 313 |
габаритные размеры, мм | длина — 2450, ширина — 980, высота — 1350 |
Конструкция и габариты
Белорусский тpaктор построен по безрамной компоновке. То есть, картеры переднего и заднего мостов, корпус коробки передач и являются несущей платформой всего тpaктора. Среди конструктивных машины — это использование всех четырёх колес одинакового размера. Среди главных преимуществ такой конструкции — простота, унификация и удешевление в эксплуатации. Все версии «Беларус-152» имеют безкабинную компоновку. Таким образом тpaкторист подвержен всем природным стихиям.
Все органы управления, панель приборов, рулевое колесо и пр. выполнены пыле- и влагозащищенными, так что машина, в принципе, не боится внешних осадков. Но мы все жё рекомендуем по возможности хранить колесный тpaктор в гараже, под навесом, или за неимением «крыши» для сельхозтехники хотя бы на период невзгоды накрывать его тентом, или брезентом.
«Беларус» поставляется с завода с дугой, которая призвана защищать водителя при переворачивании, а также от веток и пр. Благодаря низкому центру тяжести перевернуть машину будет трудно, но элемент пассивной безопасности, предусмотренный заводом-изготовителем, лишним не будет, и его игнорировать не стоит.
Минитpaктор имеет очень скромные габариты: длину в 2450 мм, ширину — менее метра, и высоту без дуги — на уровне 1350 мм. В сочетании с минимальным радиусом поворота в 2,5 метра мы получаем очень маневренный аппарат. Эта хаpaктеристика особенно ценна в коммунальной сфере — при уборке тротуаров и узких дорог от снега, вывозе мелкого мусора, поливе клумб и пр.
Вам будет интересно почитать также обзор тpaктора МТЗ-320, технические хаpaктеристики и описание.
Двигатель
На МТЗ-152 безальтернативно устанавливается очень простой и надёжный бензиновый двигатель японского производителя Honda, модели GX 390. Для упрощения конструкции он имеет воздушное охлаждение, смазывание двигателя маслом методом разбрызгивания, а также карбюраторную систему подачи топлива в единственный цилиндр. Одновременно с этим тpaктор снабжён электростартером, что упрощает пуск мотора и эксплуатацию в целом.
Чтобы максимально сохранить двигатель от попадания в него пыли, на двигателе установлена двойная система очистки воздуха: первым идёт бумажный сменный фильтр, а за ним — поролоновый, который можно периодически мыть и продувать сжатым воздухом. Несмотря на небольшую мощность, всего 12 л. с. и рабочий объём в 389 кубических сантиметров, тpaктор имеет максимальную скорость переднего хода в 18,5 км/ч и заднего — на уровне 14 км/ч. В рабочем диапазоне удельный расход топлива не превышает 310–315 грамм на 1 кВтч.
Хаpaктеристики трaнcмиссии
Детальней о коробке передач и переднем и заднем мостах.
Коробка передач
На минитpaкторе установлена механическая коробка передач, которая имеет четыре ступени вперёд и три передачи заднего хода. Tрaнcмиссия имеет синхронизаторы, так что пользоваться машиной сможет даже не самый опытный водитель. Рядом с рычагом трaнcмиссии установлен рычаг подключения переднего ведущего моста.
Передний и задний мосты
По умолчанию весь крутящий момент от двигателя передаётся на заднюю ось. При необходимости тpaкторист может принудительно активировать межколёсную блокировку на заднем мосту рычагом на панели управления. Эта функция полезна при выполнении различных операций в поле, или при передвижении по раскисшему грунту. Если и этого покажется недостаточно, то можно принудительно подключить передний мост.
Читайте также хаpaктеристики и описание тpaктора John Deere-8430
Вал отбора мощности, гидросистема и рулевое управление
Тpaктор снабжён гидросистемой, в которой установлен насос с приводом от силового агрегата производительностью до 8 литров в минуту. Вал отбора мощности выведен только за заднюю ось, и предназначен для подключения навесного оборудования с максимальной грузоподъемностью до 200 кг. По умолчанию минитpaктор имеет рулевое управление без усилителя, но в качестве опции машину можно дооборудовать гидроусилителем руля.
Тормозная система и электрика
Тормоза у тpaктора — дисковые, которые действуют только на заднюю ось машины. Дополняет их и ручной механический тормоз, который имеет собственный привод, действующий также на заднюю ось. Электрика «Беларуса» имеет напряжение в 12 Вольт. Среди дополнительного оборудования — системы переднего и заднего освещения, указатели стопов, поворотов и габаритная световая сигнализация.
Навесное оборудование
Заднее навесное устройство имеет трехточечный вывод и отдельно установленное тягово-сцепное устройство, позволяющее буксировать прицепы с максимальной массой в 300 кг. Вал отбора мощности имеет одну стандартную скорость. Рядом на задней панели устанавливается универсальная 12-вольтовая розетка, которая позволяет подключать электрооборудование навесных приспособ. Также рядом предусмотрена розетка для подключения переносных ламп, компрессора подачки шин и пр.
Особенности эксплуатации
При первом беглом взгляде никаких особенностей эксплуатации МТЗ-152 на ум не приходит. Но если присмотреться внимательнее, то оказывается, что отсутствие крыши в угоду экономии веса и цены сказывается на универсальности и всепогодности машины. В сильный ветер, или даже мелкий дождь работать на небольшом «Беларусе» некомфортно.
Вторая особенность — это небольшая производительность. Цели и задачи машины диктуют ее технические хаpaктеристики и, соответственно, скромные объёмы выполненной работы. Но он и не создавался для безостановочной работы в поле, или на дорогах общего пользования.
Почти идеальная маневренность отлично скажется на небольших площадках дворов и агрохозяйств, где понадобится исполнение задач погрузчика, тягача, толкача и пр.
Плюсы и минусы
- Среди главных преимуществ колёсного минитpaктора «Беларус-152» стоит выделить:
- надёжный и экономичный японский силовой агрегат;
- отличная маневренность и компактность габаритов позволяют механизировать ручной труд;
- широкий выбор дополнительного и навесного оборудования, который по крепежу унифицирован с аналогами китайского производства.
- К главным недостаткам стоит отнести:
- отсутствие закрытой кабины, как ограничивающий фактор работы в холодное время года;
- отсутствие задней фары в стандартной комплектации, что затрудняет работу в темное время суток;
- небольшая максимальная скорость переднего хода.