Древесина корабельной сосны использовалась и используется в настоящее время в судостроении. Для неё хаpaктерна прочная и смолистая структура, которая достигает своих максимальных показателей качества спустя многие десятилетия. Самые «элитные» экземпляры упомянутых растений произрастают в Северной Америке и они востребованы в качестве дорогостоящего строительного и отделочного материалов.
Содержание статьиПоказатьСкрыть- Ботаническое описание и особенности дерева
- История названия
- Где растут в России и почему охраняются
- Виды корабельных сосен
Ботаническое описание и особенности дерева
Сосны — это вечнозелёные хвойные растения. У корабельных — хвоя мягкая, собрана в пучки, каждый из которых формируется из 2–5 хвоинок. Семена в виде орешка созревают в шишках. Длина последних составляет около 12 см.
Знаете ли вы? Последней работой великого художника И.И.Шишкина является знаменитое полотно «Корабельная роща», которое можно увидеть в Государственном Русском музее.
Корабельными называют хвойные растения, отвечающие определённым критериям:
- Крепкая древесина с определёнными физико-механическими хаpaктеристиками.
- Высота — не менее 40 м в возрасте 100 лет.
- Ровный, однородный по высоте ствол, диаметром от 0,5 м, с отсутствующими cyчками.
- Смолистость — выше средней.
- Лёгкость древесины.
Структура древесины имеет оригинальный природный узор. Оттенок самих волокон может быть от жёлтого до насыщенного красного. Растения, как правило, растут не одиночно, а в условиях благоприятного климата они создают целые рощи. Лучшей почвой для произрастания являются пески, болотистые и торфяные участки, в которых отсутствует природный гумус.
История названия
Корабельную сосну можно встретить под другим названием — «мачтовая». Дерево получило такое наименование из-за своих природных особенностей, которые делают его идеальным материалом для постройки кораблей. Помимо досок, из ядра дерева изготавливают мачты для парусников. Ядро — самая крепкая часть растения. Особо крепкие фрагменты древесины применяют для изготовления корпусов и обрешётки плавсредств.
Важно! Плотность древесины корабельной сосны значительно превышает плотность древесины других представителей хвойных деревьев.
Смола из дерева тоже особенно ценная. Ею обpaбатывают канаты, пропитывают паруса и некоторые детали.Такие хвойные экземпляры не теряют своих свойств при сплавлении по рекам. Смола препятствует процессу гниения, защищает от вредителей, а лёгкий вес делает процесс трaнcпортировки удобным. Отсутствие cyчков позволяет разрезать ствол на длинные и равноразмерные доски.
Где растут в России и почему охраняются
Хвойные растения, сырьё которых отлично подходит для судостроения, предпочитают произрастать в холодном, сухом или горном климате. На территории России описываемые экземпляры можно увидеть на Северном Кавказе и в тайге. Корабельные сосны защищены от вырубки на законодательном уровне, так как популяция описываемых растений восстанавливается крайне медленно, и для поддержания лесных ресурсов прибегают к созданию охраняемых объектов.
Важно! За несанкционированную вырубку мачтовых деревьев грозит наказание в виде крупного штрафа, а в некоторый случаях — лишение свободы сроком до 5 лет.
Для их сохранения были организованы специальные заказники, например, на границе между Архангельской областью и Республикой Коми, где учёными были выявлены рощи с деревьями, которые достигают 300-летнего возраста. В Воронежской области существует природный памятник под названием «Мачтовый бор», созданный в 1998 году.
Виды корабельных сосен
Достойные, на первый взгляд, экземпляры нужно проверить на наличие вредителей, прежде чем относить их к корабельным.
Знаете ли вы? Впервые семена мачтовых сосен были искусственно высажены на территории Выборгского уезда по приказу царя Петра I.
Существует 3 вида сосен, которые имеют все необходимые хаpaктеристики, чтобы считаться мачтовыми:
- красная;
- белая;
- жёлтая.
Красная предпочитает для роста суглинистые почвы. Плотная, мелкослойная, смолистая древесина имеет жёлто-красный оттенок. Чаще всего растение можно встретить на севере России. Использование в судостроении предусматривает создание внутренней и внешней обшивки, отделки трюмов и кают. Древесина белого вида сосен не такая плотная, как у красного. Растение предпочитает болотные и сырые места в низинах. Для белой сосны хаpaктерна древесина жёлтого оттенка, который более бледный, чем у жёлтой сосны. Обработка белой проходит хорошо, но ей присуще коробление. Чаще использовалась для подставок и элементов декора. Жёлтую сосну можно встретить ещё под названиями «орегонская» и «тяжёлая». Зрелое дерево имеет высоту от 40 до 80 м. Ствол — широкий, диаметром до 1,2 м. Крона подобна конусу. Окрас коры может быть оранжевым, ближе к красному. С возрастом она покрывается глубокими трещинами. Хвоя закрученная, длинной от 7 до 25 см. Семена созревают один раз в 2 года. Из дерева делают рангоут для судов. Корабельные сосны ранее считались самым ценным сырьём для кораблестроения из-за специфических особенностей дерева. Сейчас использование природного ресурса регулируется на законодательном уровне, что не позволяет широко применять хвойные растения в промышленных целях. Большинство экземпляров можно увидеть в заповедниках или же в горах.