Дмитрий Кибкало о своём настольном бизнесе

В журнале Forbes опубликовано интервью с Дмитрием Кибкало, основателем и совладельцем магазина настольных игр Мосигра, который рассказывает об истории создания собственного бизнеса в сфере настолок.
Совладелец сети магазинов настольных игр «Мосигра» Дмитрий Кибкало — о том, как открыть свою «золотую жилу»
Если бы Дмитрию Кибкало, основателю компании «Мосигра», в 2008 году сказали, что за пару лет он с нуля создаст бизнес с выручкой 15 млн рублей в месяц, он бы не поверил. Два года назад Кибкало работал исполнительным директором продюсерской фирмы «Колизей» (концерты, фестивали, гастроли) и был всем доволен. Но однажды ему захотелось выпустить за свои деньги настольную игру про пиратов — по образцу той, в которую его в детстве научил играть отец. Из этого доморощенного проекта и выросла «Мосигра» — розничная сеть, специализирующаяся на настольных играх (33 собственных и франчайзинговых магазина в Москве, крупных городах России и ближнего зарубежья). Дмитрий Кибкало рассказал Forbes, что делать, если вдруг находишь «золотую жилу».
Изначально я не думал о бизнесе. Просто игра про пиратов, которую я сделал со своим другом Димой Борисовым, получилась слишком дорогой. Нам нужно было от силы 10 штук для себя и на подарки, но пришлось платить за компоненты на 100 комплектов — минимальный объем заказа. Себестоимость игры в результате составила 5000 рублей за штуку. Когда мы попытались пристроить излишек в розницу, везде нам отказали. Говорили, что продать такой товар нереально. Тогда мы решили: раз все сомневаются, надо попробовать доказать обратное. Почему бы не открыть интернет-магазин настольных игр? Мы сконструировали сайт и закупили 20 самых ходовых игр, потратив на все про все 400 000 рублей. В ноябре 2008 года начали торговать… и обнаружили, что спрос-то приличный!
Спустя две недели после запуска мы получали по 5-10 заказов в день. Я занимался раскруткой магазина, Дима — закупками и доставкой, его жена принимала заказы, моя — фотографировала игры для сайта. В декабре-январе наторговали на миллион рублей (кстати, распродали весь тираж пиратской игры) и окончательно поняли, что тему нужно развивать. В феврале 2009 года была открыта первая точка для покупателей, желающих забрать товар самостоятельно. Параллельно я работал в «Колизее» — уволился только летом 2009 года, когда понял, что могу сам платить себе зарплату без ущерба для развития своего бизнеса. До того уходить было как-то боязно: все-таки семья, двое детей, а в «Колизее» — стабильная зарплата, отличная комaнда, и мои котировки как менеджера росли. С другой стороны, директор-«наемник» должен вписываться в установленные графики и правила. А если у тебя свое дело — ты сам решаешь, как тебе удобно. Мое самое сильное ощущение от погружения в собственный бизнес — я становлюсь более свободным.
Первого сотрудника в компанию я нашел среди знакомых. Сейчас в «Мосигре» работают около 100 человек, и среди них десять моих приятелей по университету. Я знаю, что со знакомыми бывает сложно работать. Зато изначально есть доверие. Решение тут принимается просто: если ты понимаешь, что не сможешь сказать другу «ты работаешь плохо, работай лучше» — лучше не приглашай. Пока у меня не было и, надеюсь, не будет проблем. Мои друзья открывают франчайзинговые магазины «Мосигры». Разумеется, я даю франшизу тому, в ком уверен. Например, один мой старый знакомый «взял на откуп» Казахстан и заpaбатывает там очень хорошо. Я получаю от него прибыль меньше, чем он сам, зато точно знаю — он будет держать этот рынок.
До «Мосигры» я смутно представлял себе, что такое розница. Пришлось обложиться нужными книгами — и читать, читать, читать. Консультантам я не вполне доверяю, у них главный интерес — проработать как можно дольше, чтобы получить больше денег. С консультантами я связался только год назад, когда понадобилось упорядочить бизнес-процессы, и обратился к тем людям, которых мне очень сильно рекомендовали (причем сразу предупредил, что буду спрашивать за каждую копейку). А деловые книги я читаю до сих пор. У нас в компании даже есть библиотека, куда каждый приносит какую-то полезную книгу и оставляет свою рекомендацию — почему ее стоит прочитать.
Бизнес-планирование у нас строго обязательно: есть подробный план на год и примерный — на три. На каждый период я ставлю самую большую цель, о какой только можно мечтать. Цель «на грани», исходя из ощущения — если очень повезет, она будет достигнута. Главное, нельзя показывать даже тени сомнения в том, что план-мечта сбудется. Он в результате не сбудется, но процентов на 10-20. В сравнении с любым консервативным планом все равно получится рост в разы. Первый полноценный магазин у «Мосигры» появился в марте 2010 года (до того продажи шли через три точки самовывоза). С тех пор магазины у нас прирастают «пачками»: собственных сейчас восемь, до конца года хотим открыть еще десять. Моя сверхзадача — чтобы в каждом российском городе с населением от 300 000 человек была как минимум одна «Мосигра». Это не значит, что мне нужны все деньги мира. Мне в целом на жизнь хватает (нужна только квартира, но на квартиру я пока не заработал). Я могу купить себе крутую тачку, но фундаментально ничего нового не получу.
Фундаментальное для меня — это удовольствие, которое я получаю от своего дела. Приятно заниматься тем, что радует тебя и твоих покупателей. Впрочем, чем дальше, тем больше ощущение ответственности. Все может случиться. Потерять один магазин или тридцать — это разная сила падения. Однако в бизнесе нельзя просто так взять и остановиться. Как на велосипеде: не будешь крутить педали — упадешь. Кажется, если дела идут хорошо, можно расслабиться и наслаждаться моментом. Не выйдет. Чуть расслабился — и все, на свалку. С некоторыми компаниями, которые стартовали раньше нас, так и случилось.
Комментарии:
Прежде, чем пускаться во все тяжкие, сделаю маленькую оговорку – все, написанное ниже, касается первой редакции Dungeon Twister. Текущая редакция – вторая, но разница достаточно незначительна, поэтому в общем и целом на этот обзор можно ориентироваться. Об известных мне различиях напишу в конце....
14 12 2025 2:31:29
Четвёртое. Наконец, в выходные произошло ещё одно не очень приятное событие. Когда я получал посылки, мне сообщили, что для меня было ещё одно отправление, которое я не успел забрать, в связи с чем оно ушло назад. Уже потом я нашёл почтовое извещение и на нём, к счастью, было обозначено, что это не посылка, а какое-то письмо от какой-то компании. ...
13 12 2025 3:48:22
И это при том, что на английском она не издавалась (на BGG в базе упоминаются немецкое и голландское издания)...
12 12 2025 12:43:27
Oceanos – это быстротечный гeйтвей, основанный на драфте карт. И играется он (как ни странно) в три раунда. В начале каждый получает планшет подлодки, оборудованной для морских экспедиций....
10 12 2025 23:29:34
Я привёз несколько прототипов, в основном в небольших коробках, умещающихся в мой багаж. Как мне кажется, больше всего интереса вызвали два, Lifestyles и Vintage. Возможно, как это было в прошлом году после поездки в Корею, вскоре одна из моих игр впервые будет издана на русском языке....
09 12 2025 17:33:45
Игра хотя и называется карточной, оперирует не то чтобы картами, а скорее карточками. Квадратными такими. На то есть две причины. Первая — это раскладка: взаимное расположение карточек имеет значение, и квадратная форма несколько упрощает её, делая более компактной. Вторая более интересна: поворотом некоторых карточек предлагается отмечать количество хранящихся на них ресурсов (разные количества указаны вдоль разных сторон), так что здесь прямоугольная форма была бы неподходящей....
03 12 2025 22:36:44
Более 5 миллиардов маленьких зеленых домиков было построено с 1935 года...
02 12 2025 11:59:11
Скачать материалы для игры Saboteur 2 (rar, 17.5 Mb)...
01 12 2025 5:32:39
С помощью данных портала BGG мы можем узнать, какое количество игроков играли в ту или иную игру в какой-то год. Просуммировав эти данные, мы получим общий интерес к каждой игре. Как правило, игроки просто играют в игру в течение её года выхода. Однако у каждой игры появляются её преданные поклонники, которые продолжают играть в неё и в последующие годы. Если разделить общее число игроков за все годы, на количество уникальных (не повторяющихся) игроков среди них, то мы получим среднее число лет, в течение которых в игру играют. Конечно, сравнивать между собой следует лишь игры, вышедшие в один и тот же год. Предлагаю вашему вниманию итоги. Слева – игры с наибольшим суммарным количеством игроков, за все годы, с 2004-го по 2018-й, справа – игры с наибольшим средним числом лет, в течение которых в эти игры играют (для 2018-го года у всех игр, естественно, этот показатель пока равен 1):...
30 11 2025 12:39:50
Анонс волгоградского турнира по «Цитаделям»...
28 11 2025 15:40:20
Игровое поле разделено на клетки трех цветов, которым соответствуют определенные игровые карточки: желтый — принимаешь указанное вещество, от довольно невинного кофеина до экзотического (но не запрещенного) 2С-Е; синий или красный — выполняешь специальное задание. «Синие» задания — на воздухе: например, пойти в супермаркет, найти самое чистое и блестящее яблоко и заявить об этом на весь торговый зал. «Красные» же выполняются на месте и тоже вполне невинны — запрограммировать видеомагнитофон или разговаривать в течение двадцати минут от третьего лица. Заданий вроде «вырезать на лбу букву Z» или «бросить купающемуся другу в ванну работающий магнитофон», по счастью, нет. Выигрывает тот, кто быстрее всех дойдет до последней клетки (кружка), желательно целым, невредимым и в полном рассудке....
27 11 2025 20:27:50
Так же как и для Великой Войны ищутся переводчики или если кто-то знает где уже ведется перевод просьба поделиться ссылкой....
26 11 2025 8:33:25
В своём меню я постарался коротко охаpaктеризовать каждую из выбранных мною игр, в двух словах описав, почему она достойна моего времени и, возможно, вашего внимания....
24 11 2025 21:11:40
Shards of Infinity (2018)
– Авторы: Gary Arant, Justin Gary
– Стратегическая, 2-4 игрока, 30 минут
– Fantasy, Science Fiction
– Deck / Pool Building
– Игроки TTS: 718
– Игроки BGG: 926
– Список игр на BGG
Соперничество сказочных героев....
23 11 2025 20:18:24
В Caylus сели играть втроём, с опытными настольщиками, которые до этого игру в глаза не видели. Пришлось потратить некоторое время на объяснения правил, которые, несмотря на обилие информации, были усвоены без затруднений. Кайлюс же относительно прост: добываем ресурсы и тратим их на здания, приносящие победные очки, позволяющие добывать ресурсы более эффективно и добывать с их помощью ещё победные очки. Концепция игры тоже относительно несложная: выставляем рабочих, а потом выполняем действия. "Клетки действий" (в игре это здания) всегда "сpaбатывают" строго последовательно, а количество активируемых зданий может изменяться в зависимости от положения фишки "надзирателя". Здания, до которых он не добрался "не работают"....
22 11 2025 19:45:53
И это ещё не всё! По некоторым данным нас ожидают ещё несколько локализаций. Все подробности я обязательно сообщу в ближайшее время, а пока будем с нетерпением ждать ноября и новых настолок....
20 11 2025 6:21:35
А теперь, собственно, самые популярные игры мая – то есть те игры, в которые играло наибольшее количество игроков. Полные данные обо всех лидерах месяца по всем параметрам можно посмотреть в файле, который находится в этой папке, а на следующем рисунке показаны только 30 лидирующих игр. В таблице указаны – текущее место, место в прошлом месяце, наивысшее достигнутое место, количество месяцев в «Топ-100», название игры, год издания, средний БГГ рейтинг, ранг на БГГ, число участвующих игроков, наилучшее число игроков, рекомендуемый минимальный возраст игроков и количество игроков в мае:...
19 11 2025 20:33:53
10х15, 20х30 — файлы для заказа фотографий 10х15 и 20х30 см;
30х45 — вариант с более крупными полем и жетонами пиратов/сокровищ;
box.pdf — коробка для карт;
aid.pdf — памятки;
printer.pdf — файлы для печати на принтере (на выбор: рубашки с метками и без, поле двух разных размеров);
rules.pdf — правила.
...
18 11 2025 0:14:44
Через некоторое время у нас в городе Архангельске начали проводиться игротеки, я познакомился с другими настольщиками города и их играми. На наших игротеках я постоянно фотографирую игроков и игры. И это мне нравится, в связи с чем я решил создать свой блог, куда я бы мог помещать фотографии игр, ну и писать о них различные обзоры. Настольный клуб называется "Феникс"....
17 11 2025 9:15:14
Eminent Domain — на редкость гармоничная смесь из Dominion, Glory to Rome и RftG. Вариативностью игра не дотягивает до RftG, но для многих-многих настольщиков это даже хорошо. При сравнении с Dominion все игроки выбрали Eminent Domain. Мне самому кажется, что обе эти игры находятся на одном примерно уровне, просто в Dominion народ несколько переиграл....
16 11 2025 19:49:28
Кубики в игре очень качественные. Квадратные, с "острыми" (не скруглёнными) углами. Точки видны хорошо. Мне нравится....
15 11 2025 22:58:46
В игре есть две основных составляющих, поле с фишками и колоды карт. В плане поля и фишек всё отлично. Наборы танков и корабликов разных цветов, как и в оригинале, выполнены из дерева. Поле – точно такое же, только все регионы на нём подписаны по-русски....
14 11 2025 19:53:45
Посты по пнп-материалам по перечисленным играм я оставил, но ссылки на подборки теперь ведут в никуда. Кстати, пнп-подборок для 7 Leaders было довольно много, в т.ч. в комментариях, так что я мог что-то пропустить. Если кто-то вдруг наткнётся на действующую ссылку, дайте знать, я её тоже уберу....
12 11 2025 20:11:46
Изюминка игры – механика разрушения колоды. Как бы колодостроение наоборот. В начале колоды у игроков хорошие, но постепенно они истощаются. Мощные карты разыгрываются и выбывают из игры, а карточки послабее замешиваются в колоду повторно. Возможно, звучит несколько знакомо? Да это же почти как в «Генерале», где колоды тоже со временем становятся слабее....
09 11 2025 21:48:39
Я знаю что тут есть люди дружащие с фотошопом и другими редакторами. Материалы в игре уже в редизайне, но вот моё предложение — кто может улучшите карту, добавьте графики для локацей, чтобы игра стала красивее, подёргав графику из старшей игры Arkham Horror (материалов полно на BGG), и карты персонажей. Буду за это очень признателен, ибо игра интересна и заслуживает лучшего графического исполнения....
07 11 2025 7:53:20
Я не стал делать карты библиотеки — они вносят дисбаланс в игру и делают её более хаотичной. Если всё-таки захотите их сделать, то их перевод уже публиковался, да и я могу его выложить тоже....
06 11 2025 22:15:36
Игроки в «Бумтауне» — это золотодобытчики, каждый из которых стремится преуспеть более других. Там, где происходит всё это безобразие, имеет место быть пять городишек, вокруг которых натыканы прииски, и именно отсюда всё проистекает....
05 11 2025 0:12:37
Ещё я поначалу подумал, что можно играть только дополнением. Мол, тогда карты будут все новые, «пластиковые». Но ведь есть ещё стартовые колоды. Тогда, печаль, при перетасовывании карт всегда будет видно что лежит сверху, базовая карточка или из допа....
04 11 2025 10:11:36
Каждый игрок выступает в роли самого могущественного и опасного мага во всем мире. И то, что другой парень заявляет ровно то же самое, совершенно бессмысленно. В конце концов, если вы самый крутой маг, то как может он быть самым крутым магом? У него явно острая фаза старческого маразма, и надо срочно положить этому недоразумению конец! Именно поэтому вы вызвали его (или все-таки он вас?) на магическую дуэль, чтобы раз и навсегда поставить точку в этом абсурдном споре....
01 11 2025 18:49:45
«Манчкин 4» и «Манчкин 5» — правила на русском...
31 10 2025 14:31:15
Игровой процесс несложен: карточки элементов набираются из общей кучи и по очереди выкладываются в игровую зону. Далее проверяется состояние электрической схемы, добавляются/убираются очки свечения, и игра переходит на новый раунд. Также мы подготовили предварительную версию Правил....
30 10 2025 21:36:24
Отчёт за неделю с 11 по 17 февраля 2008 года...
29 10 2025 7:59:48
Первый вопрос — почему именно Эй! Это моря рыба!? Что, другие игры экспертиза забpaковала или психологи увидели только эту игрушку и её же и одобрили? Ответ на него прост — экспертиза проводилась без ведома Звезды. То есть кто-то взял произвольный набор детских товаров, куда попала в т.ч. и настолка Эй! Это моя рыба! и отдал их на экспертизу....
28 10 2025 10:48:19
Для тех, кому не охота смотреть распакуйку расскажу текстом. Внутки коробки мы имеем:...
27 10 2025 19:22:24
Для меня это единственный существенный недостаток – из-за случайности партия может затянуться. Но мы играли впервые и, может быть, когда мы освоимся в игре, партии будут быстрее....
26 10 2025 8:38:15
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку