Интервью с Константином Кривенко, руководителем компании «Звезда»
Недавно руководитель компании Звезда Константин Кривенко любезно согласился ответить на несколько моих вопросов. В результате небольшой переписки родилось интервью, которое я предлагаю вашему вниманию.
Константин, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью. Для начала расскажите коротко о себе и о «Звезде».
Как так вышло, что российская компания стала одним из ведущих производителей миниатюрок в мире?
Чтобы добиться успеха в любом деле – нужно просто много работать.
Как руководитель одной из крупнейших детско-игровых компаний, вы наверняка видите настольный бизнес в масштабах всей страны. Расскажите, много ли в России издаётся настольных игр?
На мой взгляд, в России издается слишком много настольных игр, и некоторые из них – лучше бы не выпускались. Примитивные игры — бродилки, напечатанные на куске плохого картона, с полем, которое невозможно разложить на столе и правилами, напечатанными чуть ли не на туалетной бумаге, снижают общий уровень российских настольных игр. И лучше бы они не издавались вовсе. Очень приятно, когда российские издатели выпускают хорошие, качественные игры. К сожалению, таких не много.
Говорят, что издавать настольные игры невыгодно. Якобы, гораздо проще заработать на продаже одежды, техники или каких-нибудь других товаров. Почему же «Звезда» решила заняться этим направлением?
А еще выгоднее торговать оружием и наркотиками… Каждый занимается тем, что ему интересно. Перед нами никогда не стояла задача – просто заработать денег.
С какими трудностями пришлось столкнуться при издании настольных игр? Что проще: выпустить отечественную разработку или локализацию?
Локализации издавать на порядок проще. Уже есть готовый дизайн, все отыграно, отработано и проверено на рынке. Ведь до момента локализации игры в России она уже более года успешно продается на Западе. С собственными разработками все сложнее – требуются вложения в отработку дизайна, правил, технических и технологических решений. К тому же, мы стараемся учитывать экспортный потенциал игры – что еще сложнее.
В прошлом году «Звезда» объявила набор тестировщиков для апробирования новых настолок. Чего удалось добиться с помощью тестеров?
Надеюсь, что с появлением тестеров нам удалось добиться лучшего баланса и более высоких игровых качеств с точки зрения механики игры.
За последнее время Звезда выпустила несколько игр, разработанных Райнером Книциа. Стоит ли нам ожидать игр от других зарубежных разработчиков?
Конечно будут, и с Райнером Книциа, и с другими авторами.
Игры от «Звезды» очень разнятся по качеству компонентов. Есть великолепные «Три мушкетёра» с идеальным полем, жетонами из плотного картона и красивыми фигурками. Есть «Терминатор» и прочие «Черепашки-ниндзя», выпускаемые в «обувных коробках» с полями из картона не очень высокого качества. Чем обусловлены эти различия?
Индустрия настольных игр развивается, не стоит на месте. В какой-то момент и наши сегодняшние топовые позиции по качеству будут не соответствовать реалиям времени. Изменить конструкцию коробок и переверстать все старые проекты в новое качество очень дорого и очень долго. Что-то остается, а мы идем вперед. Все последующие игры мы будем выпускать исключительно по более высоким стандартам качества.
Многие российские издатели (и, как следствие игроки) становятся жертвами типографского бpaка, который чаще всего выливается в разные оттенки карт или их рубашек. По-моему, «Звезда» ни разу не сталкивалась с такими проблемами. Откройте секрет, как Вам это удаётся?
Мне скорее непонятно, как другим удается выпускать продукт с низким качеством.
Недавно в Москве состоялся турнир по «Великой Отечественной». Планируете ли вы проводить регулярные соревнования по этой или каким-нибудь другим играм от «Звезды»?
В 2011 году пройдут турниры по «Великой Отечественной. Лето 1941», первый большой турнир намечен на 7 мая. В дальнейшем соревнования по этой игре будут проходить не только одновременно в нескольких городах России, но также запланированы турниры по Barbarossa в США.
Обязательно проведем турнир по игре «Коммерсантъ. Деньги».
Расскажите, что вы считаете самым большим успехом Звезды за последние несколько лет?
Во-первых, это выход нашей компании с играми на международный рынок. «Звезда» — единственный в России производитель, экспортирующий настольные игры. Во-вторых, внедрение новых технологий производства вывело нас на новый уровень качесива сборных моделей. По итогам 2010 году крупнейшие международные эксперты в области моделизма (журналы Kit, Modell Fan, Mojoon) признали компанией, которая задает уровень качества мирового моделизма.
Играете ли вы в настольные игры? Как часто? Что за компания собирается за вашим игровым столом?
Играю, конечно, в разные игры, с разными компаниями. Сейчас играю очень редко, потому что катастрофически не хватает времени.
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего?
Из игр «Звезды» — «Великая Отечественная» безусловно нравится, т.к. это моя собственная разработка, также нравится «Три мушкетера», «Эй! Это МОЯ рыба!», «Терминатор».
Нравятся ли вам какие-нибудь настолки других российских производителей?
В чисто российские игры других издательств играть не доводилось, нравится локализация «Цивилизации». К сожалению, сейчас совсем нет времени. Раньше играл в «Берсерк», фанатом никогда не был, но играл, нравилось.
Константин, спасибо большое за интервью. В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Желаю всем жизненных успехов, чтобы оставалось больше свободного времени, которое удавалось бы провести за любимым увлечением. И обычных человеческих радостей: здоровья, счастья. Если этого не будет, не нужны будут и никакие игры.
PS: интервью подготовлено до публикации интервью с Константином Комаровым, так что можно снова пенять на мои вопросы 🙂
Комментарии:
Изменения лишь косметические. Перед нами та же самая игра, в которой местами подправили правила. В целом всё осталось прежним, и хорошее, и плохое. По большей части плохое. Дизайн рас тот же самый, что мы видели в TI3, никаких новых идей насчёт создания новых свойств, соответствующих концепциям каждой расы. Внедрены улучшения юнитов и карты обещаний, но это лишь попытка скрыть тот факт, что фундаментально игра не улучшилась....
14 04 2024 1:26:50
Как мы уже заявляли, настольная игра Метро 2033 – для нас это, в некотором роде, пробный шар. Как вы знаете наша компания до этого не занималась изданием больших и красивых настолок a la Fantasy Flight, но вот мы решили попробовать сделать игру по этой замечательной книге, атмосфера и персонажи которой сами напрашиваются на создание по ним настольной игры....
12 04 2024 19:54:54
С deja vu решительно покончено, краткий отчет... ...
11 04 2024 17:50:18
Многие разработчики пишут правила только когда игра полностью готова, оттестирована и её уже можно нести издателю. Это не мой вариант. Как написать правила полностью – это одно из первых, о чём я начинаю думать применительно к новой игре, возможно даже ещё до того, как сделаю первый прототип. Затем после каждого тестирования я обновляю правила и присваиваю новой версии номер, примерно как с компьютерными программами. Например, если посмотреть на две мои последние изданные игры, Greedy Kingdoms и Fist of Dragonstones, у них версии правил 2.3 и 3.10 соответственно. В конце года выйдет ещё одна моя игра, Minstrels, её правила доросли до версии 7.5. Любое, даже небольшое изменение в игре, приводит к тому, что я перечитываю большую часть правил, часть переписываю и, заодно, смотрю, где их можно подсократить и сделать понятнее. Единственный минус такого подхода – приходится быть очень внимательным, чтобы в новой версии правил не осталось что-нибудь из старой версии. Такое иногда случается....
05 04 2024 0:57:42
Немного истории. Дома уже имеется Ticket to Ride: Europe, но захотелось карту для 2-3 человек. Как известно, в Европу рекомендуется играть вчетвером-пятером, а мы часто играем и вовсе вдвоём. На момент горячих поисков Северные страны ещё можно было найти в продаже, но они как-то сразу отпали: зачем нам ещё один набор вагонов и карт? Перерыв кучу ресурсов, я понял, что нормальных материалов для распечатки нет. Распечатав пробный вариант, найденный на просторах интернета и посмотрев на него, захотелось выброситься из окна: качество картинки на четырёх А3 было ужасающим. Было принято решение подрихтовать картинку....
04 04 2024 17:21:53
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша....
03 04 2024 7:13:46
При пересечении линии фронта цеппелин замечают английские наблюдатели и в воздух на перехват поднято 4 английских истребителей....
29 03 2024 1:51:20
Прежде всего – похвала дизайнерам. Оформлена игра очень приятно, смачно! В таком специфическом летнем стиле. Светлые цвета, фрукты-ягоды, банки с вареньем… Глаз радуется. Коробка небольшая, раздвижная. Карты в меру плотные, а вот карточки очков (о них – речь ниже) могли бы быть и толще. Но в целом внешний вид «Варенья» произвел однозначно хорошее впечатление....
28 03 2024 22:14:38
Зельеварение. Пpaктикум — ...
27 03 2024 21:33:54
The Red Dragon Inn 1-7 (2007-2018) – Авторы: Cliff Bohm, Geoff Bottone, Cold FuZion Studios, Colleen Skadl – Тематическая, 2-4 игрока, 60 минут – Card Game, Fantasy, Humor, Medieval, Party Game – Betting/Wagering, Hand Management, Player Elimination, Take That, Variable Player Powers – Игроки TTS: 4433 – Игроки BGG: 9315 – Список игр на BGG Соперничество искателей приключений в таверне....
24 03 2024 19:39:12
Фрагмент игрового поля:...
19 03 2024 16:16:44
Все карточки идентичны по цветам. Единственное, что отрисовано в Corele имеют более четкие контурные линии. Но при игре, разнице нет. Вообщем, сам напечатал на лазернике OKI, качество мне понравилось. Думаю, любителям игры придется по вкусу!!!...
18 03 2024 20:47:41
При каких обстоятельствах «Эволюция» попала в «Правильные игры»? Быстро ли решился вопрос с изданием игры? Изменялась ли игра на этом этапе?...
14 03 2024 21:25:24
Охотники побеждают убив либо графа, либо всех его невест. Дpaкула побеждает, если уничтожит или превратит в вампиров всех охотников....
12 03 2024 6:27:42
3. Игровое поле теперь двухсторонее. Раньше они складывалось из двух двухсторониих частей, комбинируя которые можно было получить различные поля для 3-х, 4-х и 5-ти игроков. Теперь поля, фактически два. Для 2-3-х игроков и для 4-5-ти игроков. Да, теперь в ЭВО можно играть и вдвоём....
11 03 2024 15:30:17
Добавлены: — жетоны городов, поселков, дорог, разбойник; — карты «Самый длинный тpaкт» и «Самое большое войско»; — удалены все метки на картах (мне они только мешали, но имейте в виду)....
09 03 2024 0:39:27
Expedition: The Roleplaying Card Game (2016) – Авторы: Scott Martin (III), Todd Medema – Тематическая, 1-6 игрока, 55 минут – Adventure, Card Game, Fantasy, Print & Play, Real-time – Cooperative Play, Deck / Pool Building, Dice Rolling, Role Playing – Игроки TTS: 1998 – Игроки BGG: 273 – Список игр на BGG Совместные приключения с помощью смартфона....
08 03 2024 18:41:30
В остальные упомянутые в списке игры я не играл, но, уверен, они также заслуживают внимания...
07 03 2024 11:29:56
Игра проходит в 6 раундов, каждый из которых состоит из 3 фаз. В первую фазу каждый игрок забирает со стола набор из 8 карт (6 из которых лежат лицом вверх, 2 — рубашкой), а потом сбрасывает лишние карты, оставляя на руке 7 штук. На любой карте, кроме джокеров, изображён один из шести персонажей (архитектор, торговец и т.д.). Вторая фаза состоит из шести шагов — по одному на персонажа. Персонажи дают доступ к определённым действиям, и каждый игрок решает, тратить ли на них карты с руки....
06 03 2024 23:24:55
Первые три места по итогам турнира распределились следующим образом:...
04 03 2024 20:28:11
В этом есть и плюсы, и минусы. Освоение игры даётся тяжеловато, особенно для любителей несложных игр. Продвинутым игрокам тоже придётся нелегко. Великая Отечественная тяжелее как чем очень простой Memoir ’44, так и чем более сложная Tide of Iron....
03 03 2024 23:10:34
Итак, цель игры – выращивание цветов, разведение бабочек и их же поимка. За все это, а также за купленные карты даются победные очки....
29 02 2024 16:46:14
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::