Обзор игры «Из грязи в князи»

В Заметках новосибирского настольщика появился обзор игры Из грязи в князи. Михаил пишет, что эта игра оставила у него приятные впечатления. Мало того, что она вызывает ностальгию по дворовым карточным играм, так и ещё оформлена очень даже хорошо.
Рассуждая о премии «Тесера», я упомянул, что считаю лучшим оформлением 2010 года «Из грязи в князи» от «Игрологии»… и посетовал на совершенно конские цены в Новосибирске. На днях мне совершенно внезапно пришла посылка, отправителем которой значился Тимофей Бокарев, а внутри обнаружилась та самая игра. За подарок, разумеется, огромное спасибо — тем более, что это редизайн известнейшей карточной забавы времён моего детства… а ностальгия, как известно, страшная штука.
По такому случаю просто грех не рассказать об игре, особенно с учётом того, что рассказ этот непосредственно касается настольной истории. Прототип в конце 1970-х и 1980-х пользовался у детей и подростков просто бешеной популярностью, до которой многим нынешним играм как до неба — это я свидетельствую по собственному опыту. 🙂
Вот только название подкачало… 😉 впрочем, давайте обо всём по порядку.
Дело в том, что тот прототип конца ХХ века был повсеместно известен как «Король и гoвно». Ну, или для краткости просто оно самое. 🙂 И сразу нужно сказать, что это в нынешнем понимании не настолка. И даже, строго говоря, не карточная игра. Это компанейская забава (идеальная для дворовых и студенческих компаний), построенная на движке подкидного Дypaка. А по сути — самая настоящая ролевая игра.
Причём, что немаловажно, — игра, подразумевающая одинаковый статус участников. С начальством в это не шибко поиграешь, ибо весь ролевой отыгрыш, собственно, построен на взаимных приколах и, говоря по-современному, троллении. 🙂
Вариантов игры в это самое было множество, у каждой компании свой, а общая суть заключалась в том, что игроки изображали собой общество… мн-э-э… комического средневековья. В обществе этом было три ключевых роли: Король (или Царь), Палач (или Солдат) и оно самое. Но втроём обычно никто никогда не играл (разве что начинали игру, в ожидании пока подтянутся другие желающие), и в зависимости от числа играющих в общество добавлялись новые роли. Типичное общество из шестерых игроков, к примеру, выглядело так: Король, Священник, Шут, Палач, Дворник и оно самое. В дальнейшем рассказе я буду для определённости придерживаться именно этой иерархии, хотя играть вполне могло аж до пятнадцати человек. При необходимости новые роли влёгкую придумывались «с нуля».
Играли вкруговую, места за столом были привязаны к ролям. Слева от Короля восседало оно самое, и далее по часовой стрелке статус возрастал. Меняя свой статус, игроки менялись и местами.
Перемена же статуса выполнялась, как было отмечено, с использованием всем известного карточного движка. Заход всегда шёл под первого игрока слева от себя, у которого на руках были карты. Сначала заходил Король под это самое, затем оно самое под Дворника и т.п., вплоть до Священника под Короля.
Соответственно, все кроме Короля сначала отбивались от захода справа, и в случае успеха заходили под сидящего слева (игрока с более высоким статусом). Завалив вышестоящего, можно было подняться в собственном статусе — ну а тот, соответственно, опускался.
Правила подкидного Дypaка известны всем, и тут ничего пояснять не нужно. Они, правда, использовались с некоторыми модификациями: козыри назначались Королём (у игры имелись варианты, когда другие могли наложить на королевский выбор вето), и подкидывать можно было только с королевского разрешения (хотя были персонажи, на которых это правило не действовало — например, Генерал). Король же, оставшись с одними козырями на руках, мог в качестве монаршей милости раздать их своим верноподданным, тем самым гарантированно оставаясь Королём на следующий кон: ведь под него из-за пустых рук зайти было уже нельзя. Обычно львиная доля такого наследства доставалась этому самому, ибо сие хорошо стимулировало классовую борьбу. 🙂
Основной же кайф игры заключался в ролевом отыгрыше. Во-первых, категорически запрещалось неигровое общение: обращаться друг к другу следовало только и исключительно по игровым ролям или соответствующим титулам, в полагающейся манере и с приличествующим статусу подобострастием. 🙂 Во-вторых, категорически запрещалось делать что бы то ни было, не соответствующее роли. Дворнику полагалось собирать битые карты, этому самому — сдавать карты, Королю — первому брать свежесданные карты и т.п. И боже упаси нечаянно нарушить!
Для мелких нарушений как раз имелся Палач, каравший нарушителей по королевскому распоряжению. Наказанием обычно служило некоторое количество щелбанов, и тут действовало негласное табу: наказание не могло быть унизительным и реально болезненным. Смешным — сколько угодно, всё зависело от изобретательности Короля. Это самое наказывалось особо — Дворником, а не Палачом. 🙂
За серьёзные нарушения можно было просто-напросто отправиться на это самое. 🙂 В том числе и Королю, который тоже запросто мог чего-нибудь нарушить. Например, взяв карты непосредственно из рук его сáмого… что считалось Ужасно Неприличным Поступком. 🙂 Интересно, что в насмешках над лузером кто-нибудь часто проговаривался его именем или кличкой, за что сам немедленно и страдал. 🙂
Другой стороной отыгрыша были творческие задания. Обычными жертвами были Шут (которому просто по должности полагалось всех смешить, за неисполнение чего можно было и с Палачом познакомиться поближе) и, как ни странно, Палач. Тролление Палача вообще принимало формы, весьма напоминавшие актёрские этюды… например, ему приказывалось предать кого-либо казни через сожжение, утопление, потоптание слонами и т.п. — и надо ж было это адекватно и смешно изобразить! Вот попробуйте сами отыграть три названные казни — слабо? 🙂 Если же получалось не смешно, то наказывать сам себя Палач как бы не мог, и тогда обычно Священнику приказывалось наложить на него епитимью за ненадлежащее исполнение. Ну, тот и накладывал. Играть, к примеру, два кона, стоя на одной ноге и держа себя правой рукой за левое ухо. «Крагморта» отдыхает.
В общем, вы поняли идею. Конечно, такая «ролёвка» могла зародиться лишь в условиях дворовых компаний, с недостатком «правильных» игр, при отсутствии компьютеров/видео и всякого интереса к телевизору. Но из всех игр 1970-80-х годов по доставленному удовольствию с ней вряд ли что-то может сравниться. Не говоря уже о том, что она великолепно учила находчивости и развивала подвеску языка. Прошедшие такую школу не лезут за словом в карман, и с ними не бывает скучно в компании. 🙂
И вот в конце 2010 года «Игрология» попыталась возродить описанное действо под названием «Из грязи в князи». Получится ли у них? Не знаю. Всё-таки другое время, другие понятия, другие условия. Но за саму попытку — низкий им поклон. А те снобы от настолок, кого это шокирует, могут молча отправляться прямо наэто самое.
Исполнение же получилось на пять с плюсом — я это уже говорил и скажу ещё. Работа художника совершенно безупречна, за что ему отдельный поклон.
Предлагаемый комплект рассчитан на 12 игроков максимум, но за счёт бланковых карт может быть расширен ещё тремя ролями. В каждой из четырёх мастей здесь по 18 карт, просто пронумерованных числами (в большинстве известных мне вариантов «картинки» не имели никакого значения). Масти имеют собственные названия, что может быть использовано для генерации хохм при игре «с летописью». Названия ролей выдержаны в «славянском» духе: Царь вместо Короля, Воевода вместо Генерала и т.п.
Описанный в правилах вариант не отходит далеко от версий, памятных мне по детству. Собственно, там переход между версиями при смене компаний происходил легко и непринуждённо, никаких проблем это никогда не вызывало. Коробка уже содержит карты с различными типами «государственного устройства», слегка меняющими роли в ту или иную сторону, и никто не мешает вводить свои собственные.
Введены три категории ролей: чернь, мещане и знать, что позволило более аккуратно сформулировать некоторые аспекты их отношений со всякими бунтами. Это самое здесь деликатно называется Холопом и относится, естественно, к черни. 🙂 Ради обострения классовой борьбы сильно занижен статус Дворника, который, в общем, от Холопа отличается чисто символически. 🙂
Ну и самое заметное нововведение — это карты «царской милости». Которые, как следует из названия, раздаются действующим Царём и могут разово помочь своим владельцам в трудных ситуациях. Естественно, при смене Царя всё розданное предшественником немедленно отбирается — а чего ж вы хотели?! Царская милость зело преходяща есмь. 🙂
Короче, поxyлить не в чем. Шикарное исполнение достопамятной забавы. Я далеко не уверен, что смогу найти на эту забаву компанию, но у меня давно зудели ностальгические чувства, намекающие на то, что они весьма не против иметь это в коллекции.
Ну что ж… вот, теперь есть. Еще раз спасибо, «Игрология»!
Комментарии:
На современном этапе развития общества актуальным является поиск новых способов и технологий воспитания и совершенствования индивидуальных способностей человека, а также мopaльных качеств, которые необходимы ему в процессе борьбы за самого себя, за утверждение себя как разносторонней и гармонично развитой личности....
13 12 2025 19:26:33
Были вот «Три мушкетёра» и «Терминатор» от «Звезды». Игры небесспopные, но привлёкшие к себе многопозитивного внимания. «Мушкетёры» даже отметились на международном уровне, и хотя эта игра не совсем в моём духе, отрицать её семейную общеполезность нельзя. А вот с «Терминатором» странно… явно любопытная игра, про которую, к сожалению, сказать мне абсолютно нечего. Просто потому, что её немыслимо найти в новосибирской продаже. И дело даже не только в ней — это ко всей игровой продукции «Звезды» относится! Не знаю, как за другие города, а вот за Новосибирск игровые маркетологи «Звезды» оч-ч-чень хорошо заслужили по шее. Как бы третий по численности российский город, а не чешутся…...
12 12 2025 22:57:13
Тем не менее, если ваша компания любит несложные карточные игры, а в Свинтуса вы уже наигрались, Корова 006 — это лучшее, что вы можете найти на российском рынке....
06 12 2025 5:35:39
А ещё тут совершенно безрандомные бои. Представьте, как Eclipse, где нет кубиков, а есть только конструктор кораблей. Вот и в Mage Knight можно и нужно собирать такую боевую руку, чтобы ещё до боя было точно понятно: ты выйдешь победителем. Ну и на десерт: в игре очень много компонентов. Карточки, жетоны, фрагменты игрового поля. Даже пластиковые миниатюрки героев, и они изначально покрашены....
05 12 2025 7:43:15
Новая версия разговорного суперхита для вечеринок прямиком из будущего (или прошлого)!...
03 12 2025 22:48:25
После этого один игрок берёт шесть карт агентов ЦРУ, а другой – КГБ и кладёт их перед собой в стопку лицом вниз. Эта стопка называется штаб. Карты ЦРУ и КГБ не отличаются друг от друга, но вы можете определить жребием кто за кого будет играть....
02 12 2025 0:17:35
Игровое видео “Memoir ’44», часть вторая...
01 12 2025 2:36:33
Я слышал о Legend of the Five Rings еще в те времена, когда это была старая ККИ, но я в те годы не был увлеченным настольщиком, так что она прошла мимо меня. Мне понравился визуальный стиль и сеттинг, поэтому, когда я услышал, что FFG приобрели лицензию и объявили о перезапуске, я заинтересовался и приобрел себе коробку, как только игра стала доступна в Великобритании....
30 11 2025 20:20:18
Ticket to Ride: Europe + Europa 1912 — ...
29 11 2025 23:40:53
Экспортный ролик о «Великой Отечественной»...
28 11 2025 6:28:13
Игра рассчитана на 3-5 игроков,
Время: 3-5 минут.
Компоненты: 18 карт, 10 деревянных маркеров, 5 карточек с подсказками...
26 11 2025 22:30:25
Северное море вознамерилось затопить Нидерланды. Игроки должны работать сообща и построить серию дамб и ветряных насосов, чтобы защититься от наводнений. Основная задача в игре успеть построить четыре современные гидравлические конструкции до того, как вода начнет наступление на береговую линию. По старой Pandemic-традиции, каждый игрок получает свою особую роль и набор карт. Каждый ход состоит из следующих шагов:...
25 11 2025 3:47:20
Но вернёмся в 2004-й год. В то время настолки для меня были в новинку. Каждая игра была чем-то новым, особенным, открывала новые горизонты и радовала новыми механиками. Помню, как я радовался, впервые прочитав правила глобальной стратегии Сумерки Империи. Ещё бы, тут и война в космосе, и политика, и технологические усовершенствования, и даже торговля. Какой примитивной игрой на её фоне казались Колонизаторы: всего-то бросок кубика, да обмен или строительство....
24 11 2025 23:30:52
Кооперативная игра Magic Maze проходит в режиме реального времени. За отведённое количество минут игроки, каждый из которых может направлять четырёх сказочных персонажей только в одном направлении (один на север, другой на юг, и т. д.), должны найти выход из волшебного супермаркета. Для опробования доступен один официальный пнп-сценарий....
23 11 2025 11:23:12
Ещё встречи. Раньше было очень интересно — были отличные встречи, которые проводил либо я сам в кафешках, либо знающие толковые гeймеры с коллекцией. Сейчас в Питере творится ахтунк — либо пати-гeймеры (ночью и днём), либо дети с мамашами (игроведовские вечеринки). Домой зову уже давно, но приходится ограничиваться 2-3-я гостями, т.к. дом — не кафе, и нужды устраивать тут несколько столов нет. С закрытием Castle стало совсем грустно. ...
22 11 2025 0:12:17
Сейчас объясню, почему я решил, что эта игрушка не для меня. Видите ли, есть у меня такая особенность — слишком простые игры мне не нравятся. А слишком простыми мне, в том числе, кажутся настолки, в которых нужно выполнять однообразные действия. Сюда относится и выкладывание тайлов в Каркассоне, и выставление кубиков на карту в Hansa Teutonica. Так что, боюсь точно такое же впечатление на меня произведёт и Survive. При случае, я, конечно, с удовольствием сыграю в эту настолку, но приобретать её вслепую точно не буду....
18 11 2025 16:42:41
Игра необычна тем, что предполагает наличие двух комaнд по 4 человека, причем каждый члeн комaнды отыгрывает свою особую роль. Каждому игроку выдается индивидуальный планшет и фломастер. Между двумя комaндами устанавливается ширма, чтобы игроки не видели, что делает другая комaнда, но зато они будут слушать друг друга....
16 11 2025 0:10:46
Сегодняшний обзор посвящён игрокам в Magic, которые не ищут лёгких путей. Присоединяйтесь к нашему экскурсу по самым диким способам победить в магическом поединке....
15 11 2025 9:56:42
Так вот, если у вас в компании Соня начинает орать, как только кто-то сделал ход, который ей не нравится; или Вася требует «не смей брать это дерево, оно мне нужно»; или Лера бежит агрить мобов, хотя все аргументированно убеждают этого не делать – это не «проблема альфа-игрока». Это просто грубые, глупые или эгоистичные игроки. Эти люди точно так же могут создавать неприятные ситуации и в соревновательных играх, и даже без игр....
14 11 2025 12:45:50
— игровое поле;
— 4 фишки героев;
— 4 подставки под фишки героев;
— 1 кубик;
— 30 фишек жемчужин;
— правила игры....
11 11 2025 12:27:34
PnP-набор от Panfivan
Версия от UnShame
Дополнение от EugeneFM
Версия от Dalish
Star Realms: Colony Wars от cleric13...
10 11 2025 3:46:13
Упряжки, представленные в игре деревянными фишками, управляются при помощи карт. Каждый игрок располагает своей собственной колодой из двадцати карточек с нанесёнными на них цифрами — от 1 до 5. Карточки кладутся рубашкой вверх и пять из них берутся в руку....
09 11 2025 5:29:29
Принцип таков: игроки разыгрывают карты по очереди и, как только на одном тусовщике скопятся карты действия на сумму, равную значению тусовщика, он уходит со стола. Если это были зелёные карты — его забирает игрок, сыгравший последнюю карту. Если красные — выбывает из игры. Важно, что на одного и того же тусовщика могут разыгрывать карты все игроки. Но достанется он только тому, кто положит самую последнюю карту и доведёт сумму действий до уровня тусовщика. Например, на столе лежит тусовщик к красной пятёркой и зелёной семёркой. Если на него будут сыграны зелёные карты действия на общую сумму 7 очков, этот тусовщик уйдёт к игроку, сыгравшему последнюю карту. Причём, последняя карта должна довести общую сумму действий точно до уровня тусовщика. Например, если на тусовщике с зелёной семёркой уже есть зелёные карты на сумму 6 очков, то теперь на него можно сыграть только зелёную "1". Вот и все основные правила. Игра идёт до тех пор, пока не кончатся карты тусовщиков. Потом все подсчитывают очки и определяется победитель....
08 11 2025 13:11:53
63 карты;
схема Последовательности великого делания;
правила игры.
Правила игры:
Правила игры Зельеварение. Гильдия Алхимиков на русском языке (html)...
07 11 2025 17:37:34
В Казани появился клуб любителей настолок...
06 11 2025 5:37:51
Сергeй Мачин (в центре) с ребятами из Настолкомании...
05 11 2025 15:20:25
Для собственных нужд сделал комплект жетонов (под лист 15*20, осталось место, повторил некоторые для того, чтобы иметь запас). При этом заменил некрасивые, на мой взгляд, жетоны разбойников на фотку из интернета (фотка в комплекте); для всех камней взял оригинальный жетон Звезды Африки, раскрасив инструментом "распылитель" в разные цвета ( opгинальные камни показались невыразительными). Саму Звезду Африки сделал на основе фотографии бриллианта....
04 11 2025 1:52:19
Игра ведется на гексагональном поле, а целью игры является уничтожение базы противника. В начале игры каждый игрок кладет гекс своей базы в любое пустое место поля. Каждая база имеет 20 HP. По факту уничтожения базы, соответствующий игрок выходит из игры (в случае игры на троих) или объявляется конец партии (в случае игры на двоих или вчетвером)....
01 11 2025 12:35:44
Сверстанный перевод «7 Wonders» + «Leaders»...
31 10 2025 1:48:38
Поддержать проект на CrowdRepublic...
29 10 2025 22:34:29
На каждом повороте трассы указано, сколько остановок автомобиль должен сделать в его пределах, и меньше положенного количества чревато ущербом автомобилю. У каждого автомобиля 6 различных хаpaктеристик, начиная с состояния шин и заканчивая тормозами, и при полном разрушении любой из шести хаpaктеристик машина выбывает с трассы. При стандартной продолжительности заезда в два круга, в пит-стоп можно заехать лишь один раз....
27 10 2025 4:29:37
Первый подкаст Сергея Рябухина из Питера...
26 10 2025 12:44:57
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку