«Экономикус». Обзор игры
На рынке настольных игр в России сегодня сформировался более-менее устойчивый круг игроков – издательств, которые регулярно выпускают новинки. Но нет-нет, а среди богатого ассортимента фирменных игр возьмёт, да промелькнёт какая-нибудь авторская разработка, что-то, что кто-то сам придумал, а впоследствии сам и воплотил в жизнь. Таким примером стала и «Экономикус», настольная экономическая игра от Фёдора Корженкова, который выступил одновременно и её разработчиком, и её издателем. Давайте же посмотрим, что это за игра.
Сюжетно «Экономикус» – это игра о бизнесменах, которые открывают предприятия и запускают стартапы в различных отраслях народного хозяйства. Задача каждого игрока – не просто запустить как можно больше бизнесов, но охватить максимальное количество отраслей. Кроме того, имеет значение и доминирование в той или иной отрасли.
Внешне «Экономикус» сразу бросается в глаза. Причина тому – круглое поле. В настольных играх это довольно-таки необычная форма, обычно поля бывают прямоугольными или квадратными. Однако в последнее время, а именно в 2016 году на выставке-ярмарке настольных игр в Эссене отмечена такая тенденция: в самых новых настолках часто делают круглое поле. Необязательно с какими-то игровыми целями, скорее, просто для красоты или чтобы выделиться среди товарок по цеху. В этом плане «Экономикус» сознательно или нет, но попала в мировой тренд.
Если посмотреть как играют в «Экономикус» со стороны, сразу будет заметна ещё одна «фишка» игры – каждый ход игроки что-то пишут маркером прямо на игровом поле. Это для настолок тоже достаточно редкое явление. В общем, как минимум по исполнению и по процессу оригинальные черты в игре присутствуют.
В плане компонентов игра состоит из поля, двух колод карт, а также 8 наборов фишек игроков. Ещё в коробке присутствуют два шестигранных кубика и два маркера. Как уже было отмечено, именно поле в первую очередь привлекает внимание. Мало того, что оно круглое, оно ещё и сборное. Складывается по типу паззла из центрального круга и составляющих сегментов. Каждый сегмент – это сектор экономики, где есть свободные места («слоты») под предприятия. Карты в игре делятся на два вида, события, которые происходят в случайные моменты и влияют сразу на всех игроков, и действия, которыми оперируют сами игроки, эти карты можно и нужно играть именно тогда, когда это наиболее выгодно. Фишки игроков – это предприятия и стартапы, они в ходе игры выкладываются на поле в те сектора экономики, которые хочет развивать игрок. Маркеры нужны чтобы записывать стоимость открытия предприятий в том или ином секторе. Записи ведутся прямо на поле, причём, ценник может меняться, увеличиваться или уменьшаться. Наконец, кубики – это основной игровой инструмент, двигатель партии, их нужно каждый ход кидать.
Несмотря на достаточно большое количество компонентов и казалось бы объёмные правила, «Экономикус» по сути своей – игра несложная. Устроена она так: нужно строить предприятия на поле, получать с них доход, и на заработанные деньги строить новые предприятия. В начале партии каждый получает возможность создать 2 стартовых предприятия: все игроки по очереди выставляют их на поле.
Куда поставить предприятие? Хороший вопрос. Для ответа нужно понять, как предприятия работают и, что куда важнее, как заpaбатывают, приносят деньги. Итак, если помните, поле состоит из секторов. В каждом секторе есть показатель дохода, то есть сумма, которое приносит каждое предприятие. Ещё каждому сектору присвоено число в диапазоне от 2 до 12. Эти цифры определяют, как часто может тот или иной сектор приносить прибыль.
Каждый ход в «Экономикус» начинается с броска кубиков. Активный игрок берёт оба шестигранника, хорошенько их встряхивает и бросает. Выпавшая на кубиках сумма указывает какой сектор на поле активировался. Теория вероятностей подсказывает, что чаще всего будет выпадать 6, 7 и 8, тогда как 2 и 12 игроки увидят нечасто. Но это не означает, что предприятия в «двойке» и «двенадцати» будут простаивать. Дело в том, что прибыль приносят не только предприятия в активированном секторе, но и в соседних с ним. Грубо говоря, каждый бросок кубика активирует сразу три сектора: тот, что выпал, и соседние с ним. Вот и получается, что при выставлении стартовых предприятий нужно ориентироваться на цифры 6, 7 и 8, но и не забывать про их соседей. Скажем, сектор 6, если рядом с ним расположены 2 и 12, может быть не таким уж и выгодным, как «пятёрка» в окружении «девятки» и «десятки», потому что суммарно 2, 6 и 12 будут выпадать реже, чем 5, 9 и 10. Чтобы игрокам было понятнее, какой сектор выгоднее, а какой — не очень, прямо на поле обозначены подсказки. Во-первых, на каждом секторе под числом напечатано от 1 до 5 точек, чем их больше, тем чаще выпадает сектор на кубиках. Во-вторых, эта же информация дублируется цветовой кодировкой. Чем светлее фон сектора – тем чаще он будет приносить деньги.
Итак, в начале хода бросаются кубики, после чего сектора на поле приносят прибыль. Игроки, у которых есть предприятия в активированном секторе и соседних с ним, получают доход. Размер дохода обозначен прямо на поле, основном это 1 или 2 монеты, хотя есть и убыточная отрасль (автопром), предприятия в которой не заpaбатываю, а, наоборот, теряют деньги.
Затем если в активном секторе есть место для предприятия, отыгрывается аукцион. Каждый может предложить цену за создание своего предприятия. Стартовая цена равна числу сектора (в «двойке» — 2, в «пятёрке» — 5 и так далее), а в последующем она меняется. Если кто-то построил предприятие, цена увеличивается на 2. Если желающих принять участие в аукционе не нашлось – падает на 4. Таким образом, отображаются законы спроса и предложения.
При открытии предприятия игрок размещает на поле фишку своего предприятия. Если это первое его предприятие в текущей отрасли – за это полагается звезда, суть, победное очко. Именно эти звёзды и есть смысл игры, кто первый заработает их нужное количество, тот и победил. Если в отрасли уже были предприятия игрока, проверяется, есть ли у него лидерство (чтобы число его предприятий было максимальным). За лидерство также полагается звезда. Всего для победы в игре в зависимости от количества игроков нужно набрать от 11 до 7 звёзд (что не особо много, учитывая, что на старте все и так получают звезды за стартовые предприятия).
Открытие предприятия также приносит игроку карточку действия. Эти карты каждый держит у себя в руке, их можно использовать в любой удобный момент, даже не в свой ход. Такие карты позволяют сделать либо хорошо себе, либо плохо сопернику, например, совершить манипуляции с кубиками или атаковать чужие активы.
Помимо предприятий в игре можно создавать стартапы. Это «полупредприятия». Они стоят в половину дешевле, но не приносят прибыли, и за них не начисляются звёзды. Зато у стартапа есть шанс превратиться в полноценное предприятия. Для этого при активации сектора со стартапом нужно успешно бросить кубик. В случае неудачного броска нужно либо потратить деньги, либо закрыть стартап.
Вот, собственно, и всё. Каждый ход бросаем кубики, получаем прибыль, торгуемся за открытие новых предприятий, да играем карты действий. Если закончились деньги, можно взять кредит, да ещё время от времени при выпадении дублей вскрываются карты из колоды событий, с общими негативными и позитивными эффектами. А из колоды действий может выйти карта кризиса, уменьшающая доход какой-либо отрасли. В реальном времени на игру уходит примерно час-полтора.
Не секрет, что мне по вкусу экономические игры, то есть игры, где нужно заpaбатывать деньги, и они же одновременно являются мерилом успеха. «Экономикус» – именно из таких. Деньги тут – единственный ресурс, и нужны они только для того, чтобы открывать новые предприятия. А именно предприятия – ключ к победе. В общем-то, на этом вся игра и строится: заpaбатываем деньги и открываем предприятия. У кого это получится лучше (и быстрее) – тот и молодец.
В экономических играх меня всегда волнует ещё один вопрос – как и на что в них деньги тратятся. «Экономикус» предлагает два варианта, либо строить предприятия, дающие небольшой и относительно стабильный доход, либо вкладываться в «стартапы», которые могут как «выстрелить», так и нет. И вот тут я вынужден отметить, что игра не дотягивает до моих потребностей. Выбор для вложения средств на самом деле невелик. Как мне кажется, при наличии возможности предприятия всегда имеет смысл покупать. А стартапы – это ближе ко второй половине игры, когда на поле уже есть твои фишки (увеличивающие шанс на успешный бросок за стартап). В такой ситуации единственное, что в игре остаётся – это аукцион за право построить предприятие. И, знаете, этот аукцион недалеко ушёл от аукционов за покупку собственности в «Монополии».
Процесс заработка денег игроком контролируется опосредованно и во многом зависит от удачи с кубиками. По теории вероятностей на двух кубиках чаще всего должно выпадать 6, 7 и 8. Но в рамках одной игры бросков, чтобы реализовалась теория вероятностей, не всегда достаточно. Поэтому обязательно будут случаи, когда ты занял 6 и 8, а выпадает 4 и 5 и деньги получает кто-то ещё. Карты действий, которыми игроки могут распоряжаться по своему усмотрению, на самом деле достаточно редки, да и их эффекты не всегда как-то кардинально меняют ситуацию. Поэтому с моей точки зрения в «Экономикусе» маловато значимых решений. По большому счёту важно внимательно проанализировать игровое поле в самом начале игры, чтобы понять, где расположены самые привлекательные секторы. А потом просто жить по принципу: «имею капитал – готов открыть предприятие».
Ещё до личного знакомства с «Экономикусом» было известно, что игру позиционируют как смесь «Колонизаторов» и «Манчкина». Так оно и есть. Из «Колонизаторов» тут основная механика получения дохода – бросаем два кубика, что выпало, то деньги и приносит. От «Манчкина» – карты действия, которыми в любой момент можно закидать вырвавшегося вперёд товарища. При этом нельзя не отметить, что по сравнению с теми же «Колонизаторами» «Экономикус» лишена такой составляющей как торговля между игроками. Вместо этого теоретически возможны только лишь договорные аукционы, скоординированные атаки, да шантаж из серии «не перебивай мне цену, а то сыграю против тебя что-нибудь плохое». С моей точки зрения это менее интересно, чем обмен дерева на овцу, потому что возможностей, да и необходимости предложить что-то друг другу не так много.
В плане «Манчкина» с механикой карт действий всё понятно. Есть хорошая карта – можно сыграть на себя, есть плохая – можно подкузьмить противнику. Отмечу лишь, что их не так много, новые карты приходят в руку при строительстве предприятий и при выпадении дублей, предприятия у каждого игрока строятся далеко не каждый ход, а дубли – это как повезёт. Ну и сами по себе карты наследуют типичный для «Манчкина» вариант завершения партии, когда кто-то вырывается вперёд, его закидывают негативными эффектами и не дают победить. Потом в лидеры выбивается кто-то ещё, на него тоже начинают играть плохие события. И так далее, пока не победит тот, на ком попросту закончатся карты с вредными действиями.
Заслуживает отдельного упоминания оформление игры. Местами его нет. На поле, например, изображены довольно-таки интересные и колоритные персонажи, символизирующие различные отрасли экономики. На вот карты действий и событий – это гoлый текст. Для них не нашлось вообще никаких иллюстраций. Впрочем, учитывая, что игра издавалась буквально своими силами, это понятное решение, принятое исходя из экономических реалий.
Похожая история и с маркерами. Когда я их впервые увидел, задался вопросом, насколько это удобно – всё время что-то писать на поле. До этого я сталкивался в настольных играх необходимостью записывать что-то на компонентах дважды. В симуляторе биржи Panic on the Wall-Street нужно было указывать ценники, и это было приемлемо и удобно. В «Великой отечественной», тактике по Второй мировой, нужно было писать параметры отрядов и отданные приказы, и это было ужасно неудобно и хлопотно. К счастью, «Экономикус» – это первый случай. Конечно, если бы на поле были некие диски с числами, которые можно было бы прокручивать, выставляя текущую конъюнктуру, возможно было бы удобнее, но и маркеры – неплохое решение.
И отдельно нужно рассказать про огранайзер – внутри коробки лежит большая поролоновая вкладка с ложементами под все компоненты, что увидишь совсем не часто. Впрочем, я по старинке всё равно рассортировал все жетоны по маленьким закрывающимся пакетикам (зиплокам).
Мнение об «Экономикус» у меня сформировалось такое: это игра для новичков, нежели чем для опытных игроков. Главная тому причина – игровой движок, оформляющий игровой процесс таким образом, что в игре всегда что-то происходит даже если игроки об этом не думают. Каждый ход нужно бросать кубики. Каждый ход нужно получать доход. Каждый ход нужно торговаться за открытие новой компании. Но за этой внешней стороной игры как-то теряет тот факт, что осознанных решений тут не очень много. Всего лишь нужно прикинуть стоит или не стоит участвовать в текущем аукционе, вычислять наиболее выгодные места на поле, да подбирать подходящие моменты для розыгрыша карт с руки.
Комментарии:
1) Никакого рэкета — разбойник перемещается в молчании....
20 11 2024 0:23:58
Игровой процесс заключается в прохождении заранее подготовленных приключений своими свежесобранными героями. Сами приключения представлены ветвящимися историями, собранными в семь книг сюжетов, напоминающих книги-игры. Сюжеты хорошо прописаны и содержат здоровую порцию юмора и экшена. На стыках сюжетных арок, обычно раз в параграф или два, будет возникать развилка с вопросом вроде: «Желаете спросить о таинственных лесах?» или «Спросить о том, как вы встретили своего попутчика»....
18 11 2024 20:33:44
Формат карт: — основные карты — 63*89 (совпадает с официальной локализацией) — большие карты — 89*126...
17 11 2024 22:54:42
Третья раса — Псионы. Псионы — ученые, и имеют большие бонусы при совершении научных открытий. Они получают победные очки за открытия, которых нет у других рас. Соответсвенно, у них шесть фишек ученых вместо трех....
16 11 2024 10:41:28
Внутри очень удобный органайзер, всё оформлено с любовью. Спасибо тебе, неизвестный дизайнер, Елена: за нюансы, за цвета, — игра воспринимается как произведение, законченный рисунок. Вот здесь ещё чуток....
14 11 2024 17:56:32
Стоит ли приобретать игру? Чтобы решить читайте ниже....
13 11 2024 10:11:33
Кто будет летом в наших краях — заглядывайте — сыграем 🙂...
11 11 2024 22:49:52
10 11 2024 13:16:36
Я начал жизнь в трущобах городских И добрых слов я не слыхал....
09 11 2024 2:53:15
Так на уровне базового Каркассона, который без допов, или даже ниже, из-за не стандартного подсчёта очков, ибо рытьё водоёмов и перемещение джипиков так се примочка, особо не вытягивающая игру на какой то более высокий уровень( Декоративная игра типа Рождественской перерисовки Каркассона. На БГГ прочитал отзыв иностранца, что если не играли не в один каркассон, то лучше взять базу, если играли, то просто купите в коллекцию Скачать материалы для игры Каркассон: Сафари...
06 11 2024 20:10:13
Начнём с правил. У меня были свои представления о тех недоразумениях, которые могут подстерегать начинающего игрока, и общение над уже переведённым текстом их вполне подтвердило. Думается, стóит эти возможные недоразумения разобрать....
04 11 2024 23:50:37
Подробности на http://zany-family.com/project/podari-igru/...
03 11 2024 5:25:33
Сергeй Рябухин представляет… песня «Манчкин»!...
31 10 2024 22:30:49
Я запросил у него данную работу, но .psd-файлы, по его словам, исчезли в небытие после того, как «упал» винчестер. Потому мне пришлось взять, что есть, и стереть всё испанское словообразование ручками. А потом вбить обратно родной английский....
30 10 2024 7:32:31
Рис.01 — Тучные коробы и некоторые персонажи со злобными физиономиями...
29 10 2024 20:58:21
Разработчики игры постарались придать своему детищу ощущение стpaxa и давления, которого иногда так недостаёт компьютерным играм. Они хотели сделать игру «трудной, но справедливой», так, чтобы фанаты разнесли по всему миру это, как основную фишку игры. И знаете, при хорошей пpaктике и (большом) терпении каждый сможет справляться с испытаниями в Dark Souls. Конечно, было бы очень трудно (если не сказать невозможно) перенести такую масштабную видеоигру в настольный формат, поэтому разработчики пошли стандартным путём, сделав данжн-кроулер с боями на кубиках....
28 10 2024 13:54:40
Гeймдизайн — комплексная задача, но процесс проектирования игры необязательно должен быть трудным. Есть простые правила, которым стоит следовать — их можно назвать основами, столпами гeймдизайна. Как творцы и художники, мы не обязаны безоговорочно им следовать, но нарушать их тоже нужно правильно....
27 10 2024 21:57:38
Игра предназначена для пределов от двух до пяти завоевателей, при этом тактика игры при различном числе игроков весьма ощутимо меняется....
26 10 2024 5:53:15
Скачать правила игры Dungeoneer на русском языке (pdf, 1.4 Mb)...
25 10 2024 12:52:15
Разнообразие стратегий. Да-да, колодостроение само по себе тоже очень важно. Потому что именно оно обеспечивает разнообразие стратегий. Существует много евроигр, где есть всего один или лишь несколько путей к победе, а игровой процесс заключается в том, что вы выбираете стратегию и стараетесь максимально успешно её реализовать. В «Доминионе» же в каждой партии есть 10 путей к победе. И каждый может найти свой путь. В результате игроки действительно чувствуют, что каждый играет по-своему. И уж точно игра не играет ими. ...
22 10 2024 12:45:56
Скачать материалы для игры Небожители (rar, 14 Mb)...
17 10 2024 0:17:49
Для игры с этим дополнением потребуется базовый набор Memoir ‘44 с дополнением Overlord либо два базовых набора. Перфекционистам потребуется два экземпляра дополнения Mediterranean Theater (чтобы все фигурки войск были одинаковыми)....
16 10 2024 5:53:12
Я не стал делать секрета из итоговой оценки. Поэтому в обзоре постараюсь рассказать, почему я так считаю, и убедить вас попробовать этот шедевр....
13 10 2024 15:38:23
Далее в коробке лежат планшеты игроков, 4 штуки. Именно столько людей может участвовать в игре, но, на BGG рекомендуют поначалу не садиться за «Сквозь века» более чем втроём, т.к. в противном случае с новичками игра может очень сильно затянуться....
11 10 2024 23:44:14
Я слышал о Legend of the Five Rings еще в те времена, когда это была старая ККИ, но я в те годы не был увлеченным настольщиком, так что она прошла мимо меня. Мне понравился визуальный стиль и сеттинг, поэтому, когда я услышал, что FFG приобрели лицензию и объявили о перезапуске, я заинтересовался и приобрел себе коробку, как только игра стала доступна в Великобритании....
10 10 2024 6:24:41
Этого уже достаточно, чтобы занести настольный World of Warcraft в личную книгу рекордов. Попробуем разобраться, кому и зачем стоит выкладывать кругленькую сумму и изучать правила несколько часов за возможность провести вечер в Лордаэроне, не вставая из-за стола....
09 10 2024 14:58:59
Если сильно постараться, то можно представить каждый ход как колющий или рубящий удар, против которого соперник может поставить нужный блок или отойти в сторону. так оба самурая равны (набор карт одинаковый, хотя порядок случайный), то победа достаётся тому, кто «дойдёт» до противоположного края поля, что символизирует покидание соперником боя. на страничке Кикстартера также представлены вариации полей для раскладывания пасьянсов, складывания разных фигур и т. д....
06 10 2024 13:46:21
Семейных игр в этом году хватало. Была несложная и очень красивая Taluva, не менее красивая и не менее лёгкая Wasabi!, насквозь цифровая и абстpaктная Blue Moon City, изданная у нас в стране под названием Город синей Луны. Однако самая интересная из всех опробованных мною за год семейных игр, это, пожалуй, Railways of the World. Правда, её сложность я бы охаpaктеризовал как "чуть выше среднего", но это нисколько не мешает познакомить с этой игрой всю семью....
05 10 2024 16:37:38
Настольная игра Ingenious от Райнера Книция судя по данным Boardgamegeek.com появилась аж в 2004 году. С момента появления игра заработала 8 титулов на всяческих международных выставках и интернет-голосованиях, даже стала лучшей игрой 2008 года у Юры Тапилина! 🙂...
02 10 2024 12:11:10
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::