«Марш муравьёв». Первые впечатления

«Марш муравьёв» я заполучил случайно, экземпляр на обзор достался на «Игроконе». До этого я только мельком слышал, что есть такая игра. Вроде как 4X-стратегия про муравьёв, которые разведывают местность, изучают технологии, захватывают территории и сражаются друг с другом. И всё это – весьма динамично и лишь чуть дольше часа. Коротенькая, но насыщенная стратегия? Звучит заманчиво!
В общем, так оно на самом деле и есть. Смотрите, у нас есть поле, в ходе партии оно формируется из гексов. По нему бегают кубики-муравьи игроков. Появляются они всегда в центре, затем разбредаются по периметру и захватывают источники ресурсов, приносящие победные очки (ради них идёт игра), еду (от неё зависит количество доступных действий) и личинки (от них зависит сколько новых муравьёв игрок может выставить на поле).
Помимо поля ещё есть персональные планшеты игроков, совмещённые с памятками. Частично они выполняют техническую функцию: напоминают о правилах игры и служат местом хранения личинок и еды. Также они содержат «конструктор муравья», состоящий из трёх частей: голова, ноги, брюшко. Это слоты под карты эволюции, они будут появляться у игроков в ходе партии, наделяя его насекомых уникальными свойствами.
Кстати о картах, в игре есть колода, где их три типа. События, цели и эволюция. Эволюция уже упоминалась, она позволяет «прокачивать» муравьёв. События дают возможность сделать разовое мощное действие или совершить пакость по отношению к товарищу. Цель – это нечто глобальное, что приносит очки в финале игры или каждый ход.
Игра проистекает так: игроки по очереди делают ходы, совершая одно из возможных действий. Это может быть рождение (личинки с планшета превращаются в муравьёв на поле), исследование (открывается новый гекс местности и присоединяется к полю), перемещение (можно двигать муравьёв), использование карты (разыгрывается карта, происходит то, что на ней написано) или пополнение руки (берутся новые карты).
Тут есть нюанс, когда игрок совершает любое действие, соперники также получают шанс что-то сделать. Например, если кто-то играет карту, оппоненты получают по 1 личинке. Если кто-то выбирает перемещение, он может совершить своими муравьями на поле 5 шагов, а соперники – по 1. За счёт этого игра поддерживает динамику и не провисает, даже в чужой ход можно что-то сделать. Ещё интересный момент, розыгрыш карт оплачивается личинкам из запаса и/или муравьями с поля. Так что периодически приходится поразмыслить, стоит ли овчинка выделки.
Когда ни у кого не остаётся личинок или еды, игроки пасуют и ход заканчивается. В этот момент разыгрываются сражения, если на каком-то гексе скопились соперничающие муравьи и им не хватило свободных источников ресурсов. Бои тут разрешаются довольно просто, оба игрока подсчитывают силу, это количество муравьёв + апгрейд муравьиной головы на планшете, также есть возможность сыграть по 1 карте, прибавив от 1 до 5 силы. У кого сила оказывается выше, тот и побеждает. Он уничтожает столько муравьёв противника, сколько у него сила и сам теряет половину популяции в гексе.
Затем происходит фаза пополнения ресурсов, все занятые муравьями источники приносят очки, личинок, еду и карты. Затем на выбор каждый ещё получает дополнительно еду или личинки и, возможно, очки за выполнение каких-нибудь глобальных целей. И начинается новый ход. Партия длится 5 ходов, после этого по количеству набранных очков определяется победитель.
В целом движок игры мне понравился. Хотя положа руку на сердце назвать это заслугой разработчиков язык не поворачивается. Возьмите Eclipse. Выбросите технологии, боёвку на кубиках, различные виды ресурсов и получается «Марш муравьёв». Всё, в общем-то, то же самое. Гексы с проходимыми и непроходимыми гранями, конструктор муравьёв, источники ресурсов, которые нужно занимать кубиками как планеты. Многоножки, выполняющие роль враждебных чужих. Диски, ограничивающие игрока в действиях. Всё примерно то же самое. Только более сжато, концентрировано. Всего 5 ходов. Всего 1 ресурс. Всего 1 тип юнитов на поле. Гексов не так много. Стартуют все из центра.
Но, повторюсь, в целом всё хорошо. Евро-механика действий с ограниченным запасом еды и личинок по сути похожа на Eclipse, но, всё-таки, это не слепое копирование, а творческая переработка. Боёвка довольно проста и пpaктически не зависит от случайности. И партии ограниченные во времени не дают игре затянуться.
Но есть у меня две претензии. Обе субъективные, но тем не менее. Первое, это колода карт. Как-то по итогам первой партии сложилось ощущение, что карты не сбалансированы, в колоде сильный разброс, и, вообще, их выход зависит от случайности. Например у нас проиграл игрок, которому вообще не пришли карты целей на игру. Из-за этого он ни разу не получал за выполнение заданий очки. Некоторые события и карты эволюции смотрятся очень мощными, позволяют получить много ресурсов, и их приход – тоже доля случая. Наконец, есть ещё карты, напрямую вредящие сопернику, и этот вред весьма ощутим. А в такой игре механика «Take That» – это очень неожиданно. Пусть её немного, но она есть.
Вторая моя претензия касается оформления. Я, вообще, отношусь к этому вопросу достаточно лояльно и редко когда могу сказать, что игра оформлена плохо, но это как раз тот случай. В этом нет вины локализаторов, графика вся взята из оригинала и она… никакая. Словно перед тобой прототип. На иллюстрациях совмещается фотореалистичная картинка с какими-то мазками. Всё это сопровождается мультяшными листьями дерева, на которых зачем-то есть название каждого гекса (как будто это имеет какое-то значение). В общем, это вкусовщина, но я бы всё перерисовал.
Ну и ещё мелкий упрёк, на планшете игроков вместо текста надо было делать символы. А то там столько букв, что в них просто теряешься. Напомню, в Eclipse, из которой родились эти «муравьи» всего намного больше, но текста при этом в игре нет вообще.
В целом впечатления от игры остались неплохие, хотя с колодой карт я бы предложил что-нибудь сделать. Как минимум напрашивается вариант держать 3-5 карт открытыми, чтобы пополнение руки не было совершенно случайным. Как максимум – вообще выкинуть из неё несколько карт, кажущихся слишком мощными.
Пока у нас за плечами одна партия на троих. Было бы интересно поиграть ещё, тем более, что правилами предусмотрен некий комaндный вариант, когда игроки действуют не друг против друга, а сообща. В Eclipse ничего подобного нет! И ещё хочется заменить кубики на фигурки. Мы даже присмотрели на Ali Express наборчики пластиковых муравьишек.
PS: На «Марш Муравьёв» же на CrowdRepublic собирают деньги, так, вот, в дополнение к игре там можно заказать набор разноцветных муравьёв. Только почему-то 4 цветов, хотя играть можно впятером.
Комментарии:
p.p.s. Надеюсь кого-то, да порадует. ...
12 12 2025 16:20:21
Обычно мы играем с "драфтом", когда перед началом партии каждый игрок получает 7 карт занятий, выбирает себе одну и передаёт карты другому оставшиеся 6. Сам берёт 6 карт, которые даёт ему сосед, снова оставляет себе одну и оставшиеся 5 передаёт дальше и т.д. И стартовые колоды мы формировали по принципу "2-2-3", то есть по 2 карты из двух колод и по 3 — из третьей. Например, каждому игроку в начале партии достаются 3 карты из колоды E, 2 — из колоды I и ещё 2 — из колоды K. А тут я подумал: а что если сыграть только одной колодой (точнее, колодами). Сначала — занятиями и улучшениями из колоды E, потом — из колоды I, а затем — из колоды K. Вот мы и попробовали....
10 12 2025 7:11:39
Настольные игры на «Альтерконе — 2011»...
08 12 2025 19:15:54
С другой стороны, проект запускали на «Кикстартере», но до издания не довели, нужно было набрать $28 000, после сбора немногим более четверти запрашиваемой суммы кампанию отменили, отметив, что запустят заново позднее....
07 12 2025 21:17:21
Игорный дом: получите 6 монет. Ваши соседи получают по 1 монете;...
06 12 2025 12:42:57
Пандемия. Наследие: Сезон 1 – ...
05 12 2025 17:49:37
Традиционно первая номинация – это лучшая семейная игра. В неё попадают игрушки, за которые можно сесть с родными и близкими, друзьями и подругами, опытными и неопытными игроками. Словом, игра должна быть достаточно проста, чтобы её мог понять любой, но достаточно глубока, чтобы быть интересной и опытным настольщикам. И такая игрушка в этом году была – «Медвежий парк», выпущенная компанией GaGa Games, интересный тетрис про строительство вольеров в зоопарках. Игрушка на смекалку, на планирование и на выполнение заданий. Несложная, со стратегическим простором, и очень цепляющая. Пpaктически каждый раз, когда мы её раскладывали, кто-то сразу же просил сыграть ещё....
04 12 2025 19:53:42
А теперь, внимание, вопрос знатокам — о какой игре идёт речь? ...
03 12 2025 12:11:14
Бруно Файдутти: претенденты на звание «Игры года»...
02 12 2025 17:39:12
игровое поле размером 5 х 5 клеток; 5 слонов; 5 носорогов; 3 скалы. Подготовка...
30 11 2025 11:26:49
Картонные компоненты: 11 предметов, 1 окно, фишка Виктора, дверь, а также восемь фишек, которыми игроки будут делать "ставки". Картон толстый, качественный....
28 11 2025 14:22:22
Видео-обзор «Зельеварения» от Тома Визела...
27 11 2025 5:43:44
Памятка по действиям для Twilight Struggle...
24 11 2025 11:36:37
2. Страховая компания готова рассмотреть наши предложения по игре, направленной на пропаганду соблюдения правил дорожного движения. Мы сильно сомневаемся, но вдруг у Вас есть что предложить?...
23 11 2025 23:20:36
В качестве заглавной картинки обзора выступает график изменения позиций игр в борьбе за место в двадцатке самых популярных семейных игр. Про каждую из 65 игр, сумевших за эти годы хотя бы раз попасть в Топ-20, можно много рассказывать, но большинство этих игр всем хорошо известны. А если вы в какие-то из этих игр ещё не играли, то имеет смысл при случае поиграть – это самые настоящие сливки настольных игр (для развлечения всей семьи, конечно – матёрые игроки предпочитают совсем другие игры)....
20 11 2025 4:12:16
Поначалу игроки пополняют руку лишь картами из базового уровня, но постепенно, с ростом их королевства, им становятся доступны карты среднего или высшего уровней. Для розыгрыша большинства карт требуются ресурсы, поэтому важно принимать мудрые решения по управлению этими самыми ресурсами. Разыгранные карты предоставляют вам ресурсы (дерево, металл, еду и популяцию), улучшают ваши атакующие и защитные способности, приносят ПО. Когда в игру входит карта “Век Просвещения”, это служит триггером конца игры. Текущий ход завершается, после чего каждый игрок получает ещё по одному полному ходу. Тот, кто набрал больше всех ПО, побеждает в игре!...
19 11 2025 11:50:35
Сразу говорю, что я буду писать только о том, чего сам хорошо знаю — на собственном опыте, а не по обзорам. Наверняка такой рассказ мог бы получиться и более подробным… но пока что нет и такого. 🙂...
16 11 2025 15:47:20
Буквально за пару дней до конца года я получил неожиданную посылку от Звезды, внутри которой оказалась коробка с игрой Великая Отечественная. Лето 1941. Пожалуй, из трёх новинок — это самое любопытное приобретение. Под крышкой скрывается военная настольная игра в реальном времени с двумя минусами — записью ходов (меня это правило почему-то выводит из себя, видать, слишком я ленив), а также вложенным конструктором — набором, из которого нужно самому собирать фигурки пехоты и бронетехники....
15 11 2025 7:43:16
Ямайка — это игра, где главную роль играет его величество случай, игроки набирают карты из колоды не зная, что придёт им в руки и скрывают свою руку от соперников...
14 11 2025 19:31:41
Но и это не очень помогло, ГЕЙМ ОВЕР постоянно висел над нашими головами. В итоге после 3х часов мытарств мы всё же выиграли, причём финальный бой оказался очень лёгким и не принёс эстетического наслаждения. В общем не советую....
13 11 2025 16:12:54
На Google Docs файл лежит здесь. Альтернативный способ получения файла — через Windows Live SkyDrive (см. ниже). Оба эти способа работают. Если у вас есть с ними проблемы, то это проблемы именно у вас. Рассылать по почте и выкладывать на так называемые «бесплатные файлообменники» я не буду....
10 11 2025 3:55:29
Это будет именно новое дополнение, а не переиздание. Эдакий Air Pack 2.0....
09 11 2025 10:24:37
Скачать материалы для игры Dungeons & Dragons: The Fantasy Adventure Board Game на английском языке (7z, 69 Mb)...
08 11 2025 16:55:34
«Флибустьеры» – в этом варианте когда кто-нибудь разыгрывает карту с тёмным фоном, остальные игроки должны проверить, сколько у них карт на руках, и, если больше 7, сбросить до 7....
07 11 2025 2:19:17
Скачать правила игры Merchants & Marauders (doc, 0.2 Mb)...
06 11 2025 22:32:57
«Какого дьявола здесь происходит??» — пробасил Иван, предварительно распинав по сторонам разноцветные фигурки и «банк» с картонной наличностью, — «Вы вообще читали отзывы?? Бордгeймергик.ком не врет, слышите меня, шкеты? Есть целых пять с лишним тысяч игр более достойных, чем эта архаичная, примитивная фигня! Проклятые дилетанты…». В течение следующих пяти минут мирный ночной сон обитателей станции еще несколько раз прерывался забористой матерщиной и руганью. В какой-то момент всё снова стихло и человек, более известный под никнеймом “Ivan The Dicemaster” в совсем далёкой и уже полузабытой прошлой жизни на «поверхности», прошел в соседнюю секцию палатки, скинул с плеча набитый хабаром вещмешок армейского образца и повалился на раскладушку, даже не стянув с тела «походную» спецодежду. С каблука поношенного кирзача одиноко свисала прилипшая банкнота номиналом 500 «чего-то там» зеленого цвета, а если точнее, то уже коричневато-зелёного… ...
05 11 2025 6:58:57
Немецкая награда «Spiel des Jahres 2008» («Игра года 2008»), австрийская — «Spiele Hit für Experten 2008» (Игра-хит для экспертов 2008), первое место, а следовательно и награда «Немецкий игровой приз 2008» («Deutscher Spielepreis 1.Platz 2008»), финалист «International Gamers Awards 2008 Finalist», в списках лучших игр «JogoEu Users Game», «Hall of Awards 2008», «Wiener Spiele Mischung Selektion 2007». Плюс первые места в номинациях «Любимая игра», «Самая любимая большая игра», второе место в номинации «Самая инновационная игра» и третье место в «Самая приятная игра» от «H@ll 9000», а также специальный приз от «Spiel des Jahres 2008» — как лучшая комплексная игрa, и это всё собрано у одной игры Agricola. Таким внушительным списком наград, пожалуй, не может похвастаться ни одна настольная игра. Что же есть в ней такого необычного?...
03 11 2025 19:34:32
Друзья, хотим поделиться с вами новостью о том, что хит Эссена 2017 — настольная игра AZUL будет официально издана на русском языке компанией Звезда. Это невероятно красивая и умная игра, способная порадовать всех любителей простых правил и глубокого гeймплея. Для тех, кто хочет познакомиться с игрой поближе — предлагаем прочитать замечательный обзор Владимира из блога Настольные игры в Латвии....
02 11 2025 19:35:48
Апрель 2017. Забанен Felidar Guardian...
01 11 2025 15:14:59
Давайте посмотрим на компоненты поближе:...
30 10 2025 1:44:30
Замок на все времена. Локализованная версия Castle for all Seasons. Красивая евростратегия длиной в час с иллюстрациями Михаэля Менцеля, отметившегося также в Stone Age. Игрокам нужно строить замок, заpaбатывая за это победные очки. Побеждает, как водится, тот, у кого их в итоге окажется больше всего. Стратегии у нас в компании идут хорошо, и у меня есть все основания полагать, что Замок понравится мне и моим друзьям....
28 10 2025 4:29:17
Помимо Зельеварения, турниры чемпионов будут проводиться по MtG (формат Legacy) и по Берсерку. Их победители также получат призы и промо-карты. ...
27 10 2025 13:34:53
4. В игре более четырёх десятков приказов, причём на карточках отрядов они изображены в виде пиктограмм (зачастую похожих друг на друга) без подписей....
26 10 2025 5:55:24
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку