Впечатления от Sherlock Holmes Consulting Detective

В следующем году в России выйдет локализованная версия игры Sherlock Holmes Consulting Detective, книги-игры про раскрытие преступлений. Про неё слышно было немало хорошего, а теперь ещё появился развёрнутый обзор от Зордока.
В процессе коллективных сборов с кулстафа через меня несколько раз заказывали Шерлока Холмса и независимый доп к нему. В последний раз я и сам заинтересовался, поэтому доложил второй экземпляр себе. В свете предстоящей локализации решил рассказать, что это за зверь и о чём он после примерно 8-и 4-х часовых партий в эту игру.
Для начала дислеймер: не имею никакого отношения к Crowd Games, и данная статья не является частью рекламной кампании или маркетинга к престоящей локализации. Это мои мысли, впечатления и переживания по поводу этой игры.
Предыстория
В далёком 1981 году, когда вовсю пылал (и близился к закату) огонь америтреша в США, настольные ролёвки были на пике моды, а еврогeймы изредка выходили в своей Германии, не составляя ещё какого-то серьёзного рынка, по сравнению с пазлами Ravensburger, жила-была компания Sleuth Publications. Жила она не долго, и до 1985 года не дожила. Как раз к получению игрой одной известной премии — SdJ. Оставила компания после себя и загадку — последнее дело не содержало решение на преступление, и оно так и не было опубликовано. Переиздание этой загадки запланировано на 2018 год нынешними владельцами франшизы.
В Германии игру подхватил гигант KOSMOS, издавал вплоть до получения премии игрой. Затем права перешли французскому издательству Descartes Editeur. C 2011 по 2016 год игру переиздавало издательство Ystari Games, основатель которого позже вошёл в Spaсe Cowboys. Оригинальное издание и переиздание от французов содержало ошеломляющее количество ошибок. Перепyтaны локации, номера, цифры, буквы — ужас. Но в прошлом году игру подхватили Asmodee, и дело пошло в гору. Оригинального Шерлока переиздали, а набор дополнений, который не переиздавался с 80-х годов выпустили в виде игры, вынесенной в заголовок.
На следующий год запланирована ещё одна игра в этой серии, которая содержит ту самую загадку, остававшуюся без ответа несколько десятилетий.
Что это за игра?
Шерлок, как мы коротко её зовём, игра поистине уникальная. Аналогов её среди настольных игр не прослеживается. Это скорее книга-игра, в которой вам не скажут, куда дальше идти, а локации надо вычислять дедуктивно — иногда даже с линейкой лазая по карте Лондона. Самое странное, что в мире компьютерных игр аналогов у неё тоже нет. Проще всего было бы сказать, что это point-and-click в детективном сеттинге с открытым миром, где вы можете взаимодействовать не с парой десятков персонажей, а с тысячами.
Каждая коробка содержит в себе карту Лондона, буклет с правилами и три самые важные игровые вещи: книгу адресов («жёлтые страницы» Лондона), набор газет того времени (двусторонний лист A3) и 10-ть папок дел. Каждая папка содержит в себе вступление — литературный рассказ, предшествующий событиям конкретного сценария — диалоги с персонажами, которые прикреплены к адресам Лондона, которые, в свою очередь, разделены условно на 5-ть районов; вопросы вам на суде, конверт с правильными ответами и заключительное литературное описание того, как ловили и предъявляли улики виновнику. Вообще, в детективах мода на «мы собрали вас в этом зале, чтобы назвать виновника» пошла с Агаты Кристи, а у Конан Дойла такое объяснение зачастую было над трупом убитого Ватсоном из револьвера преступником, но что поделать, жанр требует.
Механика победы и поражения очень размытая. Играем мы за ватагу уличных шалопаев, под предводительством очень умного мальчика Виггинса, который помогал Холмсу собирать сведения. И мы пытаемся разгадать загадку параллельно, и быстрее Холмса. Быстрее не получится, небольшой спойлер, т.к. Холмс интересуется только вычислением преступника, почти никогда не отклоняется от темы, и часто самого приступника не навещает, оставляя дело полиции. Виггинс же, под нашим руководством, орудует пистолетом не хуже Ватсона, и будет не раз обагрять руки кровью жителей лондонского дна.
Итак. в конце игры мы получаем по 10-30 очков за правильные ответы на вопросы судьи, а затем вычитаем из них количество адресов, по которым мы сходили. То есть, суть игры, как вы понимаете, не в победе, суть в процессе получения удовольствия от решения загадки.
Из чего состоит загадка, и почему это интересно?
Получив первичны список адресов, рано или поздно вы оказываетесь перед несколькими хорошо проработанными линиями, из которых только одна ведёт к преступнику, а остальные — ко всяческим другим скелетам в шкафах вовлечённых персонажей. И эти скелеты они стараются скрыть, чисто по поведению «тут куча текста, а вот тут текста нет» вы не поймёте, в правильном ли вы направлении движетесь. На протяжении серии сценариев Холмс безустанно будет вам напоминать, чем отличается метод Лейстрейда от его — правильный детектив сначала собирает улики, а потом строит на их основании безумные теоории, Лейтрейд же берёт одну идею, и пытается её раскручивать.
Самое интересное, что побочные нити могут привести вас к другим преступлениям, даже куда более серьёзным и жестоким. Но раскрыть надо именно ваше. Причем, если Холмс делает 3-6 перемещений, то в свои первые партии вы будете путешествовать по 30-40 локациям.
Кроме побочных линий очень интересно пытаться понять, куда идти дальше. Чаще всего стартовые локации, или адреса, которые у вас есть в самом начале, ничего вам не дадут — полезно догадаться косвено, по времени и местоположению преступления, что преступник мог бы, например свернуть вон в тот бар на карте через 100 метро, и посетить его. Или, если в деле есть яд, сходить к химикам, которые расположили свои лавки недалеко от дома предполагаемого преступника или жертвы. У вас не будет прямых адресов, будет лишь… её величество книга адресов Лондона, в которой их тысячи.
Конечно, не на каждый адрес есть текст в сценарии. Зачастую, если вы пойдёте в театр, а в сценарии речь шла о пивнушках и портовых карманниках, то даже простой строчки «вы не нашли ничего» не будет. Но если адрес хоть как-то мог прийти вам в голову в сценарии, там непременно будет событие или диалог.
Иногда ключевая информация «зашита» в подборе слов клиента, в его акценте, в особом редком названии его ботинок. И тут на помощь приходит гугл, который расскажет вам, много ли было — 6 шиллингов; и кто носил определённый фасон одежды. Только если вы уделите этому своё время и внимание.
Все тексты чудесные. Если вы когда-либо отдавали своё время детективным книжкам, то вы придёте в полный восторг от текстов. Приключения зачастую интересней, чем у Конан Дойла, т.к., как я упоминал выше, есть 3-4 проработанных сюжетных линии в каждом.
Реиграбельность. Всего 10 квестов?
В отличие от различных эскейп румов, 3-4 часового агентства ТАЙМ и Tragedy Looper (с его 10-ю 3-х часовыми сценариями в базе и каждом допе) — игр, с которыми хоть как-то можно поставить в один ряд Шерлока — тут вы будете тратить безумное количество времени на каждый сценарий. Один сценарий мы с женой играли примерно 15 часов. Мы не могли выбрать из 3-х подозреваемых, против которых были и улики, и мотив у которых был свой. И ведь игра так проработана, что будь на месте преступления какой-нибудь след трости хромого человека, то будьте уверены, половина встреченых вами зловещих субьектов будет хромать, то на ту, то на другую ногу. Если у вас укол, то вы встретите и острый зонтик, и шприц, и нож и шпагу. В газете обязательно будет какое-нибудь созтязание шпажистов, у которого есть организатор, и в котором не появился один из участников, или у него была перемотана рука, ну и он, конечно хромал. И всё это только с тем, чтобы увести вас и сбить с толку, пустить по ложным адресам, по чужим скелетам и проблемам.
Конечно, если очень внимательно читать, то вы бы поняли, что условный укол сделан с близкого расстояния, о чём вам бы сказали в морге, и куда первым делом отправился Холмс. Если быть внимательным, вдумчивыми, то игру можно завершить быстрее. Да, если что, про шпажистов сверху — мои выдумки, это не спойлер ни в коем случаем.
Но! Это не нужно. Самый кайф в том, что настоящее дело, настоящая паутина событий куда обширней, чем в итоге узнаёт Холмс, или рассказывается в заключении. Собрать всю историю, после бесплодных попыток и обсуждений вдруг наткнуться на крупный кусок текста, телеграмму, записку с адресом. Это очень воодушевляет! В один сценарий можно играть со вкусом, играть и играть, проходя все побочные линии, за которые в конце услужливо вам начислят дополнительные очки.
Так что Шерлок — это не 10-ть партий. Это много партий, т.к. часть сценариев с налёту не пройти даже самым въедливым участникам.
Приёмы и уловки
После 3-х пройденных сценариев и множества потраченных часов я выяснил несколько особенностей игры, которые ясны не сразу. Например, если вы идёте куда-то и там происходят события — кто-то погибает, или вы находите новые улики. То скорее всего эти события ещё не наступили по заранее известным адресам (тюрьмы, м opги, полиция), и для продолжения расследования вам нужны будут адреса и жилые дома людей, которых вы не могли знать в начале, какие-то кабаки или лаборатории, куда бы вы не осмелились пойти со старта.
Ещё газеты — изначально мы читали всю газету от корки до корки перед сценарием, но это скучно. Берите её в руки, когда у вас нет уверенности, куда стоит пойти, или есть улики, которые казалось бы ни о чём. Важно всё — объявления, реклама, пространные интервью, где может всплыть то или иное имя, название учреждения, даже какой-то особый предмет, фотография, шифровка. Ах, какие там шифровки, эскпейм румы просто отдыхают! Кстати, вся механика серии EXIT слизана полностью с одного дела Шерлока. И эта одна шифовка заставила меня сидеть почти 2 часа над ней, т.к. было «сложнааа».
Итог
Игра для меня строго 10 баллов. Это совершенно уникальный опыт. Настольные игры снились мне всего дважды — в этот раз и на заре увлечения, когда я попробовал BSG. А Шерлок умудрился присниться ещё и жене. Уникальная, очень увлекательная, на многие многие часы и дни коробка с приключениями. Но… есть у игры и минусы:
Лучше всего в неё играть одному, вдвоём или максимум втроём. К сожалению, заняться тут особо нечем большому количеству участников, есть всего три предмета: газета (если кейс не первый, то газеты со всех предыдущих дел тоже участвуют), справочник и журнал приключений. Какого-то мозгового штурма в игре не требуется, и пары или троих участников вполне хватит. Карта, справочник используются во вполне определённых ситуациях, поэтому между игрокам делятся газета и журнал. По правилам, журнал должен переходить от игрока к игроку, но, к сожалению, не у всех хорошо с английским (потому и ждём локализацию), и часть игроков могут пропустить важную информацию, а журнал тут — самое интересное. Ведь именно там изображены всяческие улики, и именно там находятся тексты уже посещённых мест, к которым зачастую приходится возвращаться, чтобы уловить тот нюанс, который поможет продвинуться результативно дальше.
Игра уникальная, бросайте ваше евро и америтреш, попробуйте новое-старое слово в жанре настолок.
Комментарии:
Война Кольца. Сценарий Раскол Братства. 7 МБ...
13 12 2025 20:32:55
Дело в том, что тот прототип конца ХХ века был повсеместно известен как «Король и гoвно». Ну, или для краткости просто оно самое. 🙂 И сразу нужно сказать, что это в нынешнем понимании не настолка. И даже, строго говоря, не карточная игра. Это компанейская забава (идеальная для дворовых и студенческих компаний), построенная на движке подкидного Дypaка. А по сути — самая настоящая ролевая игра....
12 12 2025 10:58:17
Поездка выдалась интересной и немного авантюрной, летние пейзажи из окна авто сменяли друг друга, асфальт сменялся бездорожьем, название конечной точки на навигаторе никак не запоминалось и вызывало улыбку при мысли, что мы едем туда, где нас никто не найдет. Только лес, деревенская неспешность, кусты смородины за окном, да мурлыкающее кошачье семейство, бегающее под ногами....
10 12 2025 3:45:20
Вот наши контакты: ololiuluky@yandex.ru...
08 12 2025 8:40:42
Пopнозвезда — настольная игра для взрослых...
07 12 2025 22:12:20
Откуда родилось ваше увлечение настольными играми? Чем именно вас привлекли настолки?...
05 12 2025 0:57:42
Дорогие читатели! Меня зовут Виктор, и я один из редакторов журнала, который Вы сейчас читаете. Как многие любители истории и военных игр, я столкнулся с нехваткой информации, касающейся такого класса игр, как «wargames». Занявшись поиском интересующих меня материалов на просторах Интернета, пришлось признать, что кроме любительских переводов и PnP, а так же нескольких сайтов и форумов для любителей, в России нет ни одного просвещающего и объединяющего ресурса по данной тематике, как для новичков, так и для опытных игроков. В связи с этим я и несколько моих товарищей по ВИК «Сталинград» обратились к ряду клубов, объединений и людей из России, Украины и Белоруссии с предложением принять участие в создании этого и последующих номеров. И теперь мы представляем на суд публики первый электронный и по-настоящему народный журнал. Этот журнал задуман как первое издание для любителей истории, военно-стратегических и военно-тактических игр....
03 12 2025 12:30:53
Откройте новые миры, сидя за столом: Hobby World приглашает на фестиваль «Игрокон 2018» 22-23 сентября...
02 12 2025 22:15:58
Обсуждение петиции на Boardgamegeek.com....
01 12 2025 23:29:24
Мне очень понравилась идея игры, и я сделал свой вариант адаптации на русский язык — составил набор распространённых русских рифм и список тем на русском языке, а также перевёл правила....
27 11 2025 15:39:54
В плане разбивки по полугодиям в последнем году заметен резкий скачок во второй половине года. Это вполне объяснимо. В июле был «Настолкэмп», в сентябре – «Игрокон», где мы играли больше и чаще обычного....
26 11 2025 2:42:19
Научно—фантастическая тематика. В отличие от механик, тема «Борьбы за галактику» прочно связана с жанром. Каждая карта отлично проработана, проиллюстрирована и у неё есть уникальное название. Это всё очень важно, но при этом карты не всегда запоминаются. С чем у RFTG действительно, так это с тематикой в масштабе вселенной: генетика, пришельцы, империя, мятежники – всё это несколько стереотипно, но именно этого и ждут от игры про космос. Именно это и делает «Борьбу за галактику» научно-фантастической игрой....
23 11 2025 2:58:41
Америтреш (англ. — ameritrash) – настольные игры американской школы. Хаpaктерные черты таких игр: проработанная тематика, прямые конфликты между игроками, высокая роль случая, возможность «уничтожить» игрока, после чего он выбывает из игры и больше не принимает в ней участия. В играх американской школы у игрока обычно есть конкретная задача: уничтожить всех врагов, построить конкретное здание, захватить какую-то территорию. Пример: Риск, Талисман, Axis & Allies....
22 11 2025 11:46:25
И тут-то и кроется водораздел. Та самая черта, что отделяет умную игру «Кодовые имена» от творческой игры «Кодовые имена: Картинки». В обычной игре нужно связывать несколько понятий. Если хотите, категорий. Перед тобой всегда есть чёткий набор слов. Да, иногда есть небольшой простор для маневра. Скажем, слово «замок» может обозначать как запopное устройство, а так и дом рыцаря, а слово «ключ» – как инструмент, так и родник. Но перед тобой всегда слова, написанные буквами и не допускающие возможности разночтения....
21 11 2025 4:45:29
В моей подборке карточки скомпонованы, возможно, не самым оптимальным образом, но это диктуется оригинальными размерами карточек. Материалы подготовлены для печати на А4, рубашки присутствуют, карты ядер переведены на русский язык. Так же в архиве лежат Игроведовские правила на русском....
18 11 2025 16:57:36
Невероятные события продолжаются – на этой неделе я снова разложил соло-партию в ATZ:TBG. Если в прошлый раз я играл в неё на оригинальном поле, заменив каунтеры героев и зомби на миниатюры из Nexus Ops и Space Alert, то теперь я зашёл ещё дальше. Вместо оригинального поля я взял компоненты из Memoir ’44....
17 11 2025 18:19:44
Как уже ясно из названия GiftTRAP, игра это про подарки. Которые можно будет не только дарить, но и получать в дар! Так же в названии есть ещё одно словечко trap, которое переводится как ловушка. А что самое сложное в выборе подарка? Правильно, не ошибится! А то получится как в известном рассказе О’Генри – набор расчёсок для лысого, и красивый футляр для проданных часов....
16 11 2025 10:49:48
Разработчиком игры числится Кори Коничка, известный такими шедеврами как Runewars, Battlestar Galactica, Middle-Earth Quest, Starcraft и другими "тяжёлыми" играми от FFG....
14 11 2025 19:53:53
В ней нет перемещающихся по полю фигурок, которые обычно встречаются в военных играх. Вместо этого игроки фокусируются на таких аспектах войны, как планирование и разведка. У каждого игрока есть колода карт, отображающих армии, флоты и иные военные возможности. На поле изображено 28 сухопутных и морских секторов, за которые и придётся сражаться....
13 11 2025 17:49:14
— Помните, как в детстве, вы сидели с другом на диване и играли в «танчики» на «Денди»? Вот ради таких ощущений....
11 11 2025 23:30:54
Небольшой обзор игры «Диктатор. Контроль»...
10 11 2025 9:51:13
Конечно, в игре чуть больше махинаций, но в целом здесь вся основа здесь описана, а в результате мы имеем очень быструю игру с драфтом, специальными правилами выкладки карт и очень милой темой. Выиграете вы или проиграете – но у вас в любом случае будет шанс создать дом своей мечты. При этом можно выбирать совершенно чумовые комнаты типа симулятора сёрфинга, химической лаборатории, зала для боулинга и (признайтесь, что вы все мечтаете и сейчас о такой комнате) комнаты настольных игр....
09 11 2025 15:48:15
Лучшее оформление — War of the Ring Collectors Edition (2009 — Space Hulk);...
08 11 2025 8:21:27
Любопытно, долго ли проживёт этот проект и не возникнут ли у его автора проблемы с авторскими правами. А то, помнится, в прошлом году прикрыли отличную онлайновую Агриколу. Будем надеяться, нашего Манчкина минует эта участь!...
07 11 2025 21:17:57
Ну и сейчас, прямо скажем, недостатка в настолках нет. На полках лежит не одна игра всё ещё в плёнке! И не первый год. Это и Thunder Alley, и Kemet, и Automobile. Не играны дополнения к Railways of the World, второй Андор, Терра Мистика. И это только то, что лежит дома. А, ведь, есть ещё и игры у товарищей. Вот, имея в шаговой доступности Blood Bowl: Team Manager, Xia и Seafall, я даже на них не смотрю. И мы так и не допрошли первый сезон «Пандемии. Наследие». Куда уж тут что-то ещё покупать. В общем, эта чёрная пятница – без меня....
05 11 2025 5:29:13
Изменения лишь косметические. Перед нами та же самая игра, в которой местами подправили правила. В целом всё осталось прежним, и хорошее, и плохое. По большей части плохое. Дизайн рас тот же самый, что мы видели в TI3, никаких новых идей насчёт создания новых свойств, соответствующих концепциям каждой расы. Внедрены улучшения юнитов и карты обещаний, но это лишь попытка скрыть тот факт, что фундаментально игра не улучшилась....
04 11 2025 15:33:42
2. Кисть. Купите небольшую жёсткую кисть для намазывания клеем больших площадей. Не забывайте, делая перерывы в склейке, промывать её водой. Для склеивания мелких деталей удобнее пользоваться разогнутым концом металлической скрепки. Её также время от времени протирайте бумагой, чтобы на ней не накапливался слой застывшего клея....
03 11 2025 3:46:13
1. Готов русский вариант ПнП по Эпохе правителей на двоих игроков. Можно играть за Паладинов и Варваров. Материалы здесь на Тесере на странице игры (правила + комплект ПнП-материалов). Работы было проделано, вы не поверите... НЕМЕРЯНО!!! Фактически с начала разработки игры прошло два года....
31 10 2025 6:45:52
Для меня это единственный существенный недостаток – из-за случайности партия может затянуться. Но мы играли впервые и, может быть, когда мы освоимся в игре, партии будут быстрее....
30 10 2025 18:53:16
Осмелишься ли ты приоткрыть зубастую крышку и заглянуть внутрь?...
29 10 2025 11:50:25
Если сильно постараться, то можно представить каждый ход как колющий или рубящий удар, против которого соперник может поставить нужный блок или отойти в сторону. так оба самурая равны (набор карт одинаковый, хотя порядок случайный), то победа достаётся тому, кто «дойдёт» до противоположного края поля, что символизирует покидание соперником боя.
на страничке Кикстартера также представлены вариации полей для раскладывания пасьянсов, складывания разных фигур и т. д....
28 10 2025 10:25:27
Видео от ZoRDoK’а: посылка из магазина Troll & Toad...
26 10 2025 23:38:59
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку