Покорять нельзя ждать! (Одной запятой не хватает)

Многие из нас, и я в том числе, ждут выхода локализации Покорения Марса. Судя по информации, ждать осталось совсем немного. Тем временем игра забралась на 8-ю строчку в рейтинге BGG. Конечно, столь высокая оценка должна пройти ещё проверку временем, чтобы не вскрылись подводные камни и разные недочёты. Тем полезнее для нас всех прочитать критический обзор, чтобы взглянуть на игру с другой стороны. Забегая вперёд, скажу, что не все пункты, приведённые автором статьи, звучат убедительно. Ведь если что-то не оправдало наши ожидания, то мы в каждых незначительных деталях ищем недостатки. Однако, есть мысли, которые заставляют задуматься… Заинтригованы? Тогда вперёд, к обзору (на русский язык материал перевёл читатель по имени Александр)!
Недавно я сыграл в Покорение Марса на одной игротеке. До этого я слышал много хороших отзывов об игре и был воодушевлён возможностью попробовать её в деле. Перед тем как продолжить, должен предупредить вас что сыграл всего лишь дважды (оба раза на упомянутой игротеке), поэтому уровень моего понимания игры не столь глубок. Иными словами, вы читаете обзор по первому знакомству с игрой от гeймера средней весовой категории.
Компоненты
Коробка комплектуется игровым полем, довольно большой колодой карт, шестиугольными жетонами местности и кучей пластиковых кубиков различных цветов и размеров. Некоторые из них окрашены бронзовой, серебряной и даже золотой краской.
Качество компонентов вполне достойное, качество карт отличное, кубики нормальные. Игровое поле маловато для дорогостоящей игры (стоимость около 70$), да и вообще за такую цену хотелось бы большего.
К слову, я обнаружил, что большинство иллюстраций взято из открытых источников, что тоже не соответствует заявленному ценнику. По моему мнению, если уж вы продаёте игру свыше 50$, будьте добры обеспечить её оригинальным художественным оформлением.
Помимо всего перечисленного каждый игрок получает в своё распоряжение планшет для подсчёта уровня продукции и ресурсов. Толщина картона у планшетов соответствует норме, но размер можно было бы увеличить хотя бы в полтора раза, так как перемещение кубов-маркеров по планшету – та ещё морока.
Механика
Основная механика игры – розыгрыш карт, который предваряется драфтом. Пока вы не вышли из себя и не обрушились на меня своим праведным гневом, поспешу сказать, что драфт – это лишь один из вариантов стартового розыгрыша, но для меня – он единственно пригоден (объяснения ниже).
В основном, игра проходит в 3 этапа:
- Все производят ресурсы в соответствии с текущим уровнем производства каждого.
- Игрокам сдаются карты (или они набираются драфтом), которые затем им придётся покупать.
- Игроки по очереди выкладывают карты или используют способности уже выложенных до тех пор, пока не истратят все свои ресурсы, не разыграют все свои карты или не захотят продолжать что-либо делать.
Большинство карт заточено на 3 глобальных действия: увеличение температуры на планете, создание водной массы и поднятие уровня кислорода (в основном, за счёт посадки лесов).
Когда все три эти показателя достигнут допустимой нормы для жизни, игра заканчивается, и участники подсчитывают очки за их так называемый «рейтинг терраформирования» (который обычно увеличивается во время выполнения вышеупомянутых действий). Кроме этого, в зачёт идут различные награды, полученные в процессе игры, а также пройденные вехи, которые отмечены победными очками. В сущности, игроки будут стараться инициировать конец игры в наиболее выгодный для каждого момент.
За и против
Мои впечатления довольно сумбурные, поэтому я буду чередовать достоинства с недостатками, чтобы не сильно углублляться лишь в одно направление.
— Игра довольно долгая. На коробке сказано: 90-120 минут, но в первый раз мы, играя втроём, не уложились в 3 часа. Правда, 30 минут заняло разъяснение правил специально обученным человеком на игротеке. Во второй раз мы играли уже вчетвером, и всё заняло примерно 3.5 часа. В принципе, я не против долгих игр. В моей ячейке получается разложить даже Twilight Imperium 3 несколько раз в году, и при этом эти игры длятся более 10 часов. Но слышали ли вы про такие игры на построение движка, которые заканчиваются ровно в тот момент, когда у вас всё наладилось идеально? И не было ли у вас в этих партиях такого, что просто очень хочется хотя бы ещё один раунд, чтобы засыпать всех вокруг себя тонной победных очков? По правде говоря, подобные игры разработаны таким гениальным образом, чтобы закончиться в такой момент, когда у вас просто пик восторга, чтобы после этого хотелось разложить их снова и снова. А с Марсом проблема, игру затянули минимум вдвое, поэтому остаётся небольшой осадочек…
+ Я в восторге от темы. Авторы проделали классную работу в этом направлении и внедрили самые современные идеи терраформинга в игру. Поэтому для тех, кто недавно в теме, погружение доставит немало удовольствия. Да и тем, у кого уже есть об этом представление, сеттинг явно придётся по душе.
— Дорого… Дорого… Хочу большего за те же деньги!
+ Качество соответствует норме. Иллюстрации неплохие, но в них нет ничего нового (некоторые спёрты прямо с Википедии).
— Есть проблема убегающего лидера. И это важно для долгих игр. Они должны предоставлять помощь отстающим. И проблема механики данной игры в том, что ваш окончательный счёт является вашим доходом. Это значит, что чем больше у вас очков, тем вы более богаты, ещё богатеете, получаете ещё больше очков. Это вызывает эффект снежного кома. Я знаю, что в играх на построение движка предполагается лавинообразное нарастание очков. Но признаюсь честно, настолько подверженных данной проблеме игр я не встречал со времен Catan и Risk. В нашей второй партии я наблюдал такую картину: после часа игры моя жена опережала меня вдвое по ресурсам и очкам, а спустя два с половиной часа счёт был просто унизителен для меня. Конечно, следует принять во внимание, что это была лишь вторая моя партия. Где-то я упустил что-то очевидное в стратегии, но получается, что для своей продолжительности игра получается уж очень предсказуемой.
+ Ассиметричный старт. Различные корпорации дают разные способности каждым участникам.
— Вам придётся играть вариант с драфтом, который сильно удлиняет партию. Если не будете так делать – рискуете всё слить из-за нескольких неудачных раздач. Особенно это важно на ранней стадии, когда очень остро необходим материал для создания своего движка.
Мы решили во второй раз обойтись без драфта. В начале игры каждому раздаётся 10 карт, и можно купить любое их количество. Нет нужды говорить, что хорошо бы иметь несколько дешёвых карт, раскачивающих производство. А лично мне в руку пришли большей частью дорогие карты, необходимость в которых появляется только во второй половине игры. Таким образом, я смог купить лишь одну карту из стартовой раздачи. Таким образом, в свой первый ход я построил чуть меньше, чем ничего. Хотя есть несколько так называемых «стандартных проектов», всегда доступных каждому, но всё равно несколько хороших карт в руке куда интереснее. Во втором раунде мне пришло 4 карты, и все опять ни о чём. Я так надеялся на этот спасательный круг, но так и остался тонуть в этом вязком марсианском болоте.
Я был настолько плох, что мои товарищи по игре даже решили вернуться к драфту, чтобы не уронить меня мopaльно ниже плинтуса. В результате был вынесен вердикт: драфт и только драфт!!!
+ Скорее всего, стратегий достижения победы – уйма, но не все они так очевидны, пока не наберёшься опыта. И несомненный плюс в том, что каждый занимается развитием своих собственных идей, а не копирует действия соседа.
— В колоде есть кучка противных «take that» карт, с помощью который игроки могут атаковать друг друга. Создаётся чувство, что такие карты лишние на празднике «Совместного пути к заселению и процветанию новой планеты». Дело каждого, конечно, но лично мне не нравится, когда кто-нибудь может нехило врезать другому просто для получения максимального эффекта карты.
— Некоторые карты выглядят особенно несбалансированными. И каждому потребуется несколько партий, чтобы понять, какие же из них действительно хороши, а от каких можно избавиться без зазрения совести. Это наводит на мысли о том, что обучение игре спроектировано неоптимальным образом.
+ А вот правила описаны чётко, хоть лично я глубоко в них не вчитывался. Нам повезло, нас обучили игре. Но в тех редких случаях, когда приходилось в них заглядывать, меня всё устроило. Всё ясно, точно и по делу. Сам буклет с правилами выглядит уж очень объёмным, как будто перед нами действительно мощная и долгая игра.
Вердикт присяжных
Если говорить о фанатах темы Марса, то перед вами мысли одного из них. Когда я увидел первые новости о выходе игры, восторгу и предвкушению не было предела. Но наученный горьким опытом других игр издательства, я решил всё же сначала попробовать, прежде чем приобретать Покорение Марса в свою коллекцию.
И вот что получилось. После первой партии мне она реально понравилась, если не брать в расчёт затянутое время. Механика постепенно раскручивает механизм игры так, что через простые и недорогие карты со временем удаётся построить огромные и очень затратные, которые по началу кажутся просто недостижимыми. Но время, на самом деле, это проблема. Поэтому мы решили проверить свои ощущения во второй партии. И тогда я начал понимать другие недочёты игры.
Она могла бы быть очень крутой, могла бы быть лучшей для меня. Но для этого ей не хватает оригинальности изображений, большего количества компонентов, меньшей цены, способа догнать убегающего лидера и ограничения по времени.
Получается, что игра хороша, но не слишком хороша для меня.
Комментарии:
Если же кто-то окажется не способен унять своё желание писать не относящиеся к теме настольных игр комментарии, я вынужден буду придти на помощь....
04 12 2025 9:35:14
Ещё Forbidden Island хаpaктеризуется очень высоким качеством компонентов: игра поставляется в жестяной коробке, внутри которой лежат очень качественные тайлы острова и карты (всё выполнено из качественнейшего картона с текстурой "лён"), а также привлекательные фигурки артефактов. Теперь это богатство будет доступно и российским игрокам, причём за весьма скромную цену — 690 рублей....
03 12 2025 8:40:13
Еще у каждого сёгуна есть пять карточек, которые рубашкой совпадают с картами областей, но изображены на них от нуля до четырех сундуков золота. Их можно класть на действия, которые не заняты областями, но, главное, они служат для розыгрыша бонусов и очередности хода. Когда все распланировали свои действия, вскрываются карты, положенные на аукцион. Каждый игрок отдает столько сундуков золота, сколько было пожертвовано им на аукцион. Тот, кто пожертвовал больше, выбирает бонус, а, следовательно, и порядок своего хода. Когда все бонусы разобраны, вскрывается карта еще из одной колоды, действующей на всех игроков. У нее может быть как положительный, так и отрицательный эффект. Теперь начинают разыгрываться сами события в разложенном порядке. Когда выполняется первое событие, вскрывается шестое, когда второе – седьмое и так далее…...
01 12 2025 14:38:35
Впрочем, легенду читать совершенно не обязательно. 🙂 Да и сама игра ни разу не похожа на «Goa»: там мозголомная евростратегия-мультиплейер, а тут достаточно лёгкий филлер на двух игроков. И легенда тут служит главным образом темой для оформления, которое кстати чрезвычайно симпатично… ну, от FFG чего-то иного трудно было ждать....
30 11 2025 9:54:27
Наши герои:
Edolorin — Отличные сканы. Спасибо!
S5una — Перевод и вычитка. Спасибо!
stridmann — Вычитка и корректировки. Спасибо!
dcdlab — Сборка макетов карт. Спасибо!!!
В вёрстке всё так же, нечётные листы лицо, чётные их оборот, всё печатать по одной странице.
Удачных вам флэшбэков
Скачать материалы для игры Arkham Horror: The Card Game – Return to the Night of the Zealot...
29 11 2025 8:48:58
Единственное нарекание, которое эта настолка вызывает у Скотта — неудачная концовка. По правилам, побеждает игрок, первым собравший четыре артефакта. Скотт говорит, что погоня за ними часто растягивается и партия сильно затягивается, поэтому он рекомендует играть по упрощённым правилам и лбъявлять победителем того, кто первым соберёт два артефакта....
27 11 2025 21:19:16
Jaipur – это настольная игра про двух торговцев, которые постоянно что-то покупают и продают. Хотя честно говоря к игровой механике можно было прикрутить что угодно… ну или почти что угодно. Очевидно, что задача игрока – продать товара на большую сумму, чем противник. Игра идет до 2х побед, то есть раундов может быть от 2х до 3х. Этим Jaipur мне напоминает файтинг-игры ...
26 11 2025 17:19:38
Но это не просто поединок. Помимо поля боя с солдатами на нем игрокам предстоит еще и развивать города! Неожиданно, не правда ли? Получается эдакий симбиоз, солдатики и плюс еще какое-то развитие. Город изначально — это пустое место на столе перед игроком. В процессе игры туда можно будет выкладывать карты зданий. Они нужны для двух целей. Во-первых, многие здания можно раз в ход активировать, чтобы получить какой-нибудь бонус для героя, например, повысить атаку или защиту. Во-вторых, несколько зданий позволяют вводить в игру местности — т.е. выкладывать на поле боя специальные картонные жетоны, обозначающиеся различные виды препятствий. Что-то замедляет бойцов, что-то позволяет укрываться от стрел, что-то, вообще, непроходимое, можно только обойти стороной....
25 11 2025 20:47:22
Отдельно хочу рассказать про свою историю о про Горбачёва и Монополию. Эта шутка далась мне нелегко. Если в прошлом и позапрошлом годах я как-то без особых усилий придумал написать про игру об автомобильном заводе и про запрет настольных игр, то в этом году с идеями у меня было тяжело....
20 11 2025 17:17:19
Игра стала немного пободрей, потому что теперь после полного охлаждения можно один раз задействовать центральный модуль, повернувшись, походив или там стрельнув. Да и победить можно чуть быстрее, поскольку нынче добивать центральный модуль противника для окончания партии не надо. Модули поворота и движения второго и третьего поколений теперь можно активировать, если они лежат рубашкой вверх – это называется «форсированный режим». При этом обычные свойства таких модулей не действуют....
18 11 2025 16:51:49
Невероятные события продолжаются – на этой неделе я снова разложил соло-партию в ATZ:TBG. Если в прошлый раз я играл в неё на оригинальном поле, заменив каунтеры героев и зомби на миниатюры из Nexus Ops и Space Alert, то теперь я зашёл ещё дальше. Вместо оригинального поля я взял компоненты из Memoir ’44....
17 11 2025 1:35:44
Tales of Evil (2019)
– Автор: Antonio Ferrara
– Тематическая, 1-5 игроков, 75 минут
– Area Movement, Dice Rolling, Storytelling, Variable Phase Order
– Проект заканчивается: 19 декабря
– Помощники: 1006
– Список игр на BGG
Борьба с силами зла....
15 11 2025 8:44:41
Для птиц предусмотрены свои планшеты, а также отдельный источник пищи...
14 11 2025 13:45:26
Подробности об игротеке можно узнать в группе ВКонтакте....
12 11 2025 9:16:38
«Во славу Одина» – эпическая сага в виде настольной игры....
11 11 2025 20:17:17
Да, дополнение Pacific Theater мне уже знакомо. Впервые я опробовал его в декабре 2009 года на московском турнире по Memoir '44, а потом ещё и в мае 2010 на нашем самарском турнире был один сценарий с участием японцев....
10 11 2025 8:46:17
Каталог с переводом
Для печати:
Everdell-карты-PNP.pdf — 15 листов А4, 16-й — рубашка, линии разреза по лицевой стороне
Everdell-Event_Forest.pdf — 2 листа А4, рубашки нет
Field.jpg — поле. Не меньше А3, можно и больше растянуть.
На поле А3 не поместятся 8 открытых карт, но их можно отдельно класть....
08 11 2025 17:34:57
Интервью о настольных играх на радио «Маяк»...
07 11 2025 2:27:48
А секрет успеха в общем-то прост....
06 11 2025 19:33:50
Гонки — поле, вдоль и поперёк перепаханное не одним поколением настольщиков, и сказать здесь новое слово почти невозможно. Однако, по крайней мере, на фоне изданных в России настольных гоночных симуляторов новые «Тачки» выглядят свежо....
05 11 2025 9:59:30
Кубики в игре очень качественные. Квадратные, с "острыми" (не скруглёнными) углами. Точки видны хорошо. Мне нравится....
03 11 2025 18:44:15
Стратегия в игре одна: сначала пробиваться прямо вниз до подвала (благо, враги по пути преимущественно несерьёзные), потом исследовать его, уповая на удачу, — при плохих бросках зачистить от врага даже пару подвальных комнат может оказаться черепашкам не под силу. В одно из помещений стоит отправить Эйприл, а поддержку Сплинтера и Кейси Джонса лучше приберечь до финальной битвы. Увлекаться поисками снаряжения на верхних этажах не рекомендуется: потеряете время и силы, а толку от техники чуть....
01 11 2025 11:15:29
Последний лист это оборот тайлов комнат и тайлов действий, его разрезаете так: отдельно полоска с двойками, отдельно полоска с тройками и человечками и отдельно большой квадрат без одного места для тайлов комнат. На листах с тайлами действий, рядом с квадратиками подписаны цифры соответствующих оборотов, с человечком это 1. Всё скомпоновано для экономии самоклеющейся бумаги, если печатать на простой бумаге, то также всё вырезать и склеивать)...
27 10 2025 4:49:20
Я не стал делать секрета из итоговой оценки. Поэтому в обзоре постараюсь рассказать, почему я так считаю, и убедить вас попробовать этот шедевр....
25 10 2025 2:45:28
Выставка «Мипл — 2010» в местных новостях...
24 10 2025 11:17:19
Здесь вы почерпнёте немного материала на раздумье....
23 10 2025 2:42:59
Давайте посмотрим на компоненты поближе:...
22 10 2025 18:21:58
Америтреш (англ. — ameritrash) – настольные игры американской школы. Хаpaктерные черты таких игр: проработанная тематика, прямые конфликты между игроками, высокая роль случая, возможность «уничтожить» игрока, после чего он выбывает из игры и больше не принимает в ней участия. В играх американской школы у игрока обычно есть конкретная задача: уничтожить всех врагов, построить конкретное здание, захватить какую-то территорию. Пример: Риск, Талисман, Axis & Allies....
21 10 2025 12:57:29
COM в настольном WoW своей очереди приходится ждать по 10-15 минут...
19 10 2025 17:33:23
Однако, будьте внимательны: враг может оказаться гораздо ближе, чем Вы думаете…
...
18 10 2025 17:23:28
Можно сказать, что я играл не ради процесса и не ради результата. Это был своеобразный эксперимент, в рамках которого я поставил себе две задачи. Первое – попробовать сыграть в ATZ:TBG с миниатюрами вместо каунтеров. Второе – окончательно разобраться в правилах игры (первую партию мы по традиции сыграли с некоторыми ошибками). ...
17 10 2025 6:53:36
Победитель будет определён по общему числу очков, заработанных на турнире. Очки начисляются по следующей схеме: победа — 2 очка, ничья — 1 очко, поражение — 0 очков. Двое игроков, набравших по итогам отборочных игр больше всех очков встречаются в финале....
16 10 2025 3:23:43
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку