Обзор «Стальной арены»
У настольщиков увлечённых обычно редко бывает какая-то одна любимая игра. Как правило, есть несколько настолок, в пределах одного-двух десятков, на разные компании, ситуации и случаи жизни. Но вот так, чтобы кто-то называл какую-то игру лучшей в принципе – такое случается не каждый день. И именно это произошло с Зордоком, который назвал «Стальную арену» лучшей из известных ему игр. С его-то опытом знакомства с 800+ настолками.
На обзоре этой игры я попал в ловушку перфекциониста. Мне очень хотелось сдобрить фотографии миниатюрками. И не абы какими, а обязательно миниатюрками роботов. В итоге, к бесплатно доставшейся мне игре (от GaGa, хотя в итоге мне привёз на обзор один из авторских экземпляров сам Юра, создатель Арены) я добавил пару тысяч рублей на неудачные закупки в Озоне и Лабиринте по наводке разных настольщиков. И всё было не то — то приезжали какие-то совершенно «конские» роботы. То что-то несуразно китайское. То серия из 90-х от Технолога «Космозвери», которые если и были похожи на роботов, исключительно на космический вариант поселенцев с острова доктора Моро.
В итоге, ничего я не нашёл, а вместе с обзором на Стальную Арену застопорились и все другие статьи. Так что перфекционисту/комплеционисту приказано отдыхать, и сегодня я предлагаю обзор игры со стоковыми компонентами. Чем особенна эта игра для меня, и почему я гонялся за роботами? Я считаю, что «любимым» может быть что-то одно, будь то человек, идея, фильм или настольная игра. Свою сокровеную 10-ку на BGG я не размениваю на ерунду, а отдаю чему-то исключительному. В разное время высшей оценки удоставились такие игры как: Dominion, Ankh-Morpork, Innovation и вот, настал черёд «Стальной Арены» получить звание самой любимой моей игры. Из всех 800+ современных настольных игр — входящих в топы и редких, старых и новых, в которые я имел удовольствие сыграть за последние 9 лет — в данный момент я могу назвать «Стальную Арену» лучшей известной мне настольной игрой.
Положи в корзину сейчас:Я не стал делать секрета из итоговой оценки. Поэтому в обзоре постараюсь рассказать, почему я так считаю, и убедить вас попробовать этот шедевр.
«Но со временем роботы совершенствовались, становились расторопнее и хитрее. Их массовое производство началось на расположенных глубоко под землей заводах, некогда выпускавших атомное оружие и к тому времени пpaктически заброшенных.»
Небольшая сценка: сидим ночью на домашней игротеке. Мой друг, я, по левую руку — евангелист хардкорных гик-игр и главный двигатель издательства «Лавка Игр», а по правую — соорганизатор Граникона, отец всех Мат-трейдов и эксперт по отбору настолок в «Cosmodrome Games». Точных слов не помню, но сказано было примерно так: «Вот мы сейчас будем пробовать всякие новинки, они нам понравятся или нет, это всё неизвестно. Давайте начнём с чего-то объективно действительно хорошего, так, чтобы игротека не прошла зря, даже если всё остальное с кулстафа окажется так себе.»
И речь шла про «Стальную Арену».
Положите в корзину сразу, потом забудете:Вступление
«Но роботы имеют одно огромное отличие от известных ранее видов вооружения. Они живые, с какой стороны не посмотри, независимо от того, хочет ли правительство признавать это или нет.
Это не машины. Это живые существа, вращающиеся, ползающие, выпрыгивающие из пепла и устремляющиеся к приближающемуся человеку с одной-единственной целью — впиться в его горло. Это именно то, что от них требуется. Это их работа.»
У игры не самая лёгкая судьба. Я играл в первую редакцию, которая распространялась на московском конвенте настольных игр — но игра чем-то не понравилась издателю, и GaGa решила в срочном порядке сделать 2-ю, поправив фон тайлов и некоторые косячки. Они сильно торопились к Эссену 2016-го года, чтобы привезти игру на выставку и там представить публике. Могу ошибаться, но судя по фоткам, на Эссене всё-таки было ещё первое издание.
Положи в корзину сразу, потом забудешь:Игра тестировалась именно с миниатюрами роботов, но, ради удешевления, их из конечного варианта убрали. Причём, использовались те самые миньки Технолога, о которых я упоминал выше. Да, коробка вышла недорогой для не(!)карточной игры, но экономия на необязательных вещах нынче в нашем хобби не в моде — на фоне превращения CMON в лидера рынка.
Игра засветилась на выставке в Эссене, получила хорошие отзывы от зарубежных пользователей, но пока не получила зарубежный тираж, поэтому на bgg представлена отзывами случайных игравших и наших, отечественных гиков.
Обычный режим основного робота
Игровой процесс
Положи в корзину сейчас:«Хендрикс выстрелил в самую гущу. В разные стороны полетели колесики, пружинки… Майор выстрелил ещё раз.»
Если очень коротко, то представьте себе Neuroshima Hex, в которой юниты вместо шахматных угроз постоянно двигаются и бегают по полю, а так же меняют своё оружие. Или Adrenaline, недавно вышедший под крылом той же самой GaGaGames. Только, в Арене, в отличие от чешского поделия, нет никакого закамуфлированного евро.
Стартовые тайлы
Игрок представлен роботом с 4-мя базовыми обвесами. Идея сражающихся роботов, которые заранее затачиваются до боя, впервые была представлена в серии игр Battletech (кто-то может быть знаком с FPS версией под названием Mech Warrior). Бой можно было проиграть ещё на стадии выбора комплектов и оружия для своего железного друга.
Положите в корзину сразу, потом забудете:Здесь же у нас всё по-современному, как в Deck-Building — мы не собираем обвесы заранее, а перемещаемся по полю и подбираем себе по вкусу их из ячеек этого самого поля. Что-то в духе свалки из мастерской Джеймса Бонда. Перемещение вполне динамичное, если у вас робот подбирал обвесы на движение — можно за один ход перекочевать на другую сторону поля и оказаться у врага за спиной. Если же вы делали упор на тяжёлую броню, то не жалуйтесь, что ваши основные орудия в один прекрасный момент упруться в стену, и вам придётся сжигать последние поворотные модули, чтобы не оказаться под шквальным огнём (из укусов) более мобильных оппонентов.
У каждого игрока в свой ход есть возможность активировать серию модулей (карточка персонажа является один большим многофункциональным модулем + подобранное), которая заканчивается на модуле, не имеющем оранжевый значок. Оранжевый значок называется «ускорение», и обычно присутствует на модулях движения, и отсутствует на оружии.
Затем игрок нагревает использованные модули, но часть нагретых модулей снова охлаждается, если на них есть второй важный значок — автоохлаждение. После чего он подбирает тайл, на котором остановился, с оружием/обвесом/бронёй себе в копилку.
Положите в корзину сейчас:Режим берсерка — у игрока меньше 5 добавочных тайлов, центральный модуль усиливается
Жизни робота — это его тайлы. Когда наносите повреждение на 6, то игрок должен отдать вам 6 своих тайлов. Они идут в стопку ваших хитов, а цель игры — набрать 10 таких хитов. Как боевые черепки (или сбитые бабушки) на боевом пепелаце.
Промо-тайл
Это базовые правила. Продвинутые техники, которые совершенно невнятно описаны в буклете — это активация перегретых модулей движения, и продолжение комбы на модулях с автоохлаждением. Оба действия требуют сброса такого модуля из игры. Зачастую новые игроки пропускают эти правила, а потом игра кажется им в чём-то несбалансированной. Давайте я объясню их здесь чуть более подробно.
Положите в корзину сейчас:1-е правило для опытных водителей мехов:
Жёлтые и зелёные (и только их) модули, которые на начало вашего хода перегреты, можно активировать по общим правилам. Но такие модули перегреваются ещё больше и сгорают (сбросьте их в коробку). Это модули движения и поворотов, запомнить не сложно.
2-е правило для опытных водителей мехов:
Модули с синей иконкой автоохлаждения можно сделать скоростными (т.е. продолжить после них комбу). Но как в том анекдоте про минёра — только один раз. Такой модуль, который вы заюзали на супер-полную катушку просто взрывается и сбрасывается в коробку.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:Игра в открытую, арена готова к началу боя.
Ещё в игре есть отличный режим для сражений двое на двое. Игроки садятся через одного, а затем одна комaнда пытается уплющить другую.
Ощущения
«Первая модель уничтожила почти полностью нашу северную группировку, — присоединился к разговору Руди. — Мы слишком поздно поняли. Они приходили, эти раненые солдаты, стучались и просили впустить их. И мы открывали люки. Как только они оказывались внутри — всё было кончено. А мы продолжали высматривать машины…»
По правилам, в среднем на каждого игрока приходится всего 7 ходов за игру. Так-то. Всего 7 действий, и игра заканчивается, поэтому она обычно занимает 30 минут, и умудряется затянуться только благодаря людям с ярким синдромом паралича анализа. Для двоих это вообще минут 20, и, по-сути, до первой ошибки. Кто ошибся, тот и проиграл. На троих и на четверых играть одинаково интересно, но чуть больше хаоса. На четверых есть замечательный полукооперативный режим комaнда-на-комaнду, который я рекомендую.
Купите сейчас:Чемпионат по игре на Лавка-Кемпе
Плюс есть «экспертный режим», в котором поле составляется не из закрытых, а из открытых тайлов. Для комaндной игры это увеличивает дayнтайм, но вообще убирает случайность из игры (оставляя, конечно, возможность непредсказуемых действий соперников — т.е. в шахматы игра не превращается). Мне такой режим понравился, но я буду его использовать только для дуэлей, т.к. в самом открытии случайного тайла есть свой шарм — это тот самый eXploration из 4X.
Однозначной победной стратегии в игре нет. Не работает описанное ворчунами «набирай броню» и прочие «хаки», которые не прошли проверку чемпионатами и многочисленными партиями. Игрок с кучей брони может не стать мишенью в обычной игре на 4-х, но другой игрок в это время успеет настрелять свои 10 очков, и броня останется утешительно блестеть на полке незадачливого бота.
Купи сейчас:Оружие
На 7-мь ходов и в условиях скрытого поля игра превращается в отличную тактичку. Так что если вас тянет на просчёт своих действий на 6-7 вперёд, математические вычисления и прочее евро, то играйте сразу с открытым полем: потому что в варианте с закрытым полем игроки не обязаны показывать взятые тайлы до их применения, и просчитать тут что-то можно лишь приблизительно. Как в жизни.
Разнообразие оружия просто отличное — около 10-и различных эффектов: простое пиу-пиу, подогрев обвесов, удар с вращением, оружие ближнего боя, навесное оружие для обстрела мишени за препятствиями, оружие массового поражения целей — всё, что душа пожелает.
Среди брони тоже есть интересные экземпляры — зонт, который перегревается, в отличие от остальной брони, либо «пчёлы», которые спасают от любого уроня, но всё — лишь раз.
Купи сейчас:Самые неинтересные (но самые полезные) — однообразные модули поворотов. Они отличаются только наличием автоохлаждения/ускорения и числом клеток, на которые идёт поворот.
Движение тоже любопытное — есть прямое (большинство модулей), пробежка дулом вперёд; есть прыжки, а есть «крабик» — strife, движение боком, но с сохранением поворота стволов.
Положи в корзину сейчас:Тайлы препятствий, ловушек и укрытий
Препятствия радуют — есть мины, бочки, просто мусор, различные бункеры и даже водоём, где можно принять душ..
Итог
«Большой робот, тот что с трубочками, на прошлой неделе залез к русским в бункер, — сказал Эрик. — Они не успели захлопнуть крышку люка, и он один уничтожил целый взвод.»
Игра получилась очень складным гибридом. С одной стороны, это америтреш — сама тема про роботов, абсолютно агрессивная игра, постоянные перестрелки и прямое взаимодействие, антуражные компоненты и игровой процесс, который невозможно представить в сеттинге каких-нибудь торговцев времён возрождения или даже боёв гладиаторов («Ромулус метнул копьё и срезал с противника трусы и сандалии, получив их в награду, а так же задел всех стоявших рядом соперников, сорвав с них кампестру…»). С другой — игра имеет очень хорошо подогнанные механики, без кубиков и навязчивого случая, кроме выхода тайлов на поле. Исход локальной стычки можно предсказать без игр в теорию вероятности.
Купите сейчас:Игра быстрая, компактная, динамичная, вовлекает всех участников напрямую в процесс, без излишней арифметики и нюансов в правилах. Замечательный пример того, как стоит и какие стоит делать игры. 10/10
«Создание роботов-солдат было вызвано острой необходимостью. Когда же это началось? Советский Союз в начале военных действий добился внушительного успеха. Почти вся Северная Америка была стерта с лица Земли. Конечно, возмездие последовало незамедлительно. Задолго до начала войны в небо были запущены диски-бомбардировщики. Они ждали своего часа, и бомбы посыпались на Советы в первые же часы войны. Но Вашингтону это уже помочь не могло. В первый же год войны американское правительство вынуждено было перебраться на Луну. На Земле делать было больше нечего. Европы не стало — горы шлака, пепла и костей.» (Все цитаты взяты из книги Филиппа Дика «Вторая модель»)
Комментарии:
Перед началом игры вырежьте клетки поля, состоящие из больших шестиугольников Зоны и сдвоенных шестиугольников Ограждения. Специальные клапаны нужно аккуратно отогнуть на обратную сторону клеток. Они используются для того, чтобы клетки поля было удобно переворачивать. Вырежьте маленькие шестиугольники Хабара и реквизита, деньги и визы; склейте кубик, фишки Сталкеров и Коробку-Город....
20 11 2024 6:31:35
Я не стал делать секрета из итоговой оценки. Поэтому в обзоре постараюсь рассказать, почему я так считаю, и убедить вас попробовать этот шедевр....
19 11 2024 11:21:10
По совету товарища установил стороннюю приблyду, позволяющую читателям оперативно доносить до меня свои идеи и отзывы. Заметили чёрную плашку в левой части сайта с надписью "Оставить отзыв"? Это она самая и есть. Честно говоря, я не очень понимаю зачем она нужна, так что будем считать, что она работает в тестовом режиме. Посмотрим, будут ли какие-то реальные результаты....
17 11 2024 23:47:41
Превью расы Терран настольной игры «StarCraft»...
16 11 2024 12:26:28
Помимо «девелоперов», в игре участвуют два независимых персонажа: каждую стройку может посетить как Проверяющий, так и Самый Главный. И тогда прогнозировать ход строительства пpaктически невозможно. Бизнес -интрига и непредсказуемые действия чиновников, точный расчет и внезапная удача – в игре «Коммерсантъ. ДЕНЬГИ» -все как в жизни. Действия участников иллюстрирует уникальный фоторяд – снимки из архива газеты «Коммерсантъ»....
13 11 2024 15:26:12
Теперь о том, зачем (коронный вопрос) ещё один сайт многострадальному настольному рунету. Задачи-минимум:...
10 11 2024 0:44:43
Ещё кое-что о «World of Warcraft: The Adventure Game»...
09 11 2024 0:37:56
Проще всего изготовить карты с помощью стандартных фотографий, отпечатанных в каком-нибудь фотосервисе (не на принтере, а с помощью обычной мокрой фотопечати). Заказывать печать на матовой бумаге. Наклеить фотографии (клеем ПВА, наносить тонким слоем, широкой кистью) на четвертинки обычных листов А4. После высыхания вырезать (лучше всего резаком) и склеить попарно лицевую часть с рубашкой, стараясь точно совместить края. Сушить под прессом (3-4 толстые книги) 2-3 часа. После высыхания обрезать ножницами видимые белые края (если карта склеилось слегка неточно) и закруглить карту закруглителем углов (3 мм). Ламинирование не требуется. Такие карты получаются довольно толстые (0,63 мм против 0,28 мм у промышленных карт), но зато для их изготовления не требуется иметь принтер и ламинатор, и их всегда можно просто допечатать, если отдельные карты ошибочны или с ними что-то случилось. Стоимость изготовления каждой карты — чуть дороже (на 1/2 цены листа А4) стоимости одного отпечатка фотографии 10х15 в вашей местной фотолаборатории. В качестве коробки можно использовать также использовать и конверт — компонентов-то мало....
08 11 2024 17:39:18
Для игры понадобиться установить мобильное приложение, через которое вы будете получать информацию о направлении и необходимых действиях. Игра состоит из серий приключений, объединенных одной сюжетной линией, которая разворачивается постепенно с каждым ходом. Каждый персонаж имеет особые навыки, уровень мастерства можно будет улучшать с помощью карт навыков. Также на пути вы будете находить экипировку и оружие, которые тоже можно будет улучшать, собирая «lore»....
07 11 2024 14:27:19
3. Тролли могут работать в комнатах (но не могут копать тоннели и добывать золото) вместе с бесами (при покупке тролля вы получаете жетон тролля);...
06 11 2024 11:10:50
Сейчас объясню, почему я решил, что эта игрушка не для меня. Видите ли, есть у меня такая особенность — слишком простые игры мне не нравятся. А слишком простыми мне, в том числе, кажутся настолки, в которых нужно выполнять однообразные действия. Сюда относится и выкладывание тайлов в Каркассоне, и выставление кубиков на карту в Hansa Teutonica. Так что, боюсь точно такое же впечатление на меня произведёт и Survive. При случае, я, конечно, с удовольствием сыграю в эту настолку, но приобретать её вслепую точно не буду....
03 11 2024 3:20:30
Бесплатная настольная игра «The Way» (Путь)...
02 11 2024 20:24:48
Третье расширение – это планшеты игроков с особыми возможностями. Причём, некоторые эффекты изначально будут недоступны, но их можно будет открыть, собрав необходимые карты....
01 11 2024 4:20:24
Наборы содержат обычные, редкие и золотые карты. Количество редких карт в наборах увеличено по сравнению с аналогичными наборами предыдущих выпусков....
31 10 2024 2:39:36
Игровые компоненты. Это слабое место Puerto Rico. Центральное поле, которое хранит все игровые здания — это сухое серое поле. Кучу надписей и никаких картинок. Настолка конечно старая, но почему бы не сделать репринт с красивыми картинками? Сравнивать оформление с той же Кубой просто глупо, Cuba на голову впереди. Место на карточках зданий есть, но почему бы его не заполнить красочной картинкой? Личные плантации игроков смотрятся получше, но также на две головы позади Cuba. К остальным компонентам нареканий нет....
30 10 2024 15:22:39
По мотивам «HALO» будет издана настольная игра...
29 10 2024 19:39:39
10:30 — Как делались другие игры издательства...
24 10 2024 20:48:37
Правил этой игры на русском языке не встречал, поэтому пришлось самому. Это и понятно, игра не столь распространенная в России, да и объем правил очень велик (больше не встречал). У меня получилось 44 страницы в Word не крупным шрифтом. Но было очень интересно, как и играть....
20 10 2024 14:45:52
Судя по всему это будет эдакая сельхозверсия Among the Stars. А что, космическую станцию из карт складывать можно, а ферму, что ли, нет?...
19 10 2024 12:34:15
Отмечено на карте: ТулГУ 9-ый и Главный корпуса ТулГУ 7-ой корпус...
18 10 2024 7:19:16
Подробности о Merlin’s Company на английском языке можно прочитать здесь, здесь и здесь....
14 10 2024 15:27:25
Особенности PnP — Все метки для реза и линни реза можно включенить/отключить в «слоях». — У карт есть метки реза по лицевой и оборотной стороне, а так же линии реза (альтернативные). — У планшетов линии есть реза по лицевой и оборотной стороне. — У листов блокнота линии реза неоключаемые. Советы по изготовлению и необходимые компоненты — Карты печатайте на плотной бумаге (фотобумаге или меловке). Толщину подбирать, исходя из личных предпочтений. — Планшеты рекомендуется клеить на картон и соединить две половинки. Но можно сделать и обычные тонкие «двухсторонние» планшеты на толстой бумаге. — Листы блокнота рекомендуется делать односторонними и печатать на обычной офисной бумаге. В конце игры игры потребуется ручка или карандаш для подсчёта очков. Скачать материалы для игры Индейцы...
12 10 2024 0:24:40
Разыскиваются правила игры «Ниндзя против самураев»...
10 10 2024 3:40:57
Астpaxaнский турнир по «Bang!» — взгляд изнутри...
09 10 2024 21:36:11
Как отметить четвёртый день рождения «BoardGamer.ru»?...
08 10 2024 1:15:28
Вот они, два листа жетонов. На них встречаются жетоны пяти видов: две разновидности монет (серые достоинством 1 и жёлтые достоинством 3), три разновидности жетонов побед (достоинством 1, 3 и 5) и жетоны поражения (-1)....
04 10 2024 12:20:11
Настольные игры превращаются в компьютерные...
03 10 2024 4:32:42
? Плюшки и условия: — Работа в небольшом коллективе — решения принимаем быстро, ответственности много, все коллеги на расстоянии вытянутой руки — Возможность развивать интересные проекты от идеи до выпуска коробки на полки магазинов — Компенсация: фиксированная плюс бонус по результатам работы (ежеквартальный и годовой) — Социальный пакет...
02 10 2024 0:27:49
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::