Обзор «Стальной арены»

У настольщиков увлечённых обычно редко бывает какая-то одна любимая игра. Как правило, есть несколько настолок, в пределах одного-двух десятков, на разные компании, ситуации и случаи жизни. Но вот так, чтобы кто-то называл какую-то игру лучшей в принципе – такое случается не каждый день. И именно это произошло с Зордоком, который назвал «Стальную арену» лучшей из известных ему игр. С его-то опытом знакомства с 800+ настолками.
На обзоре этой игры я попал в ловушку перфекциониста. Мне очень хотелось сдобрить фотографии миниатюрками. И не абы какими, а обязательно миниатюрками роботов. В итоге, к бесплатно доставшейся мне игре (от GaGa, хотя в итоге мне привёз на обзор один из авторских экземпляров сам Юра, создатель Арены) я добавил пару тысяч рублей на неудачные закупки в Озоне и Лабиринте по наводке разных настольщиков. И всё было не то — то приезжали какие-то совершенно «конские» роботы. То что-то несуразно китайское. То серия из 90-х от Технолога «Космозвери», которые если и были похожи на роботов, исключительно на космический вариант поселенцев с острова доктора Моро.
В итоге, ничего я не нашёл, а вместе с обзором на Стальную Арену застопорились и все другие статьи. Так что перфекционисту/комплеционисту приказано отдыхать, и сегодня я предлагаю обзор игры со стоковыми компонентами. Чем особенна эта игра для меня, и почему я гонялся за роботами? Я считаю, что «любимым» может быть что-то одно, будь то человек, идея, фильм или настольная игра. Свою сокровеную 10-ку на BGG я не размениваю на ерунду, а отдаю чему-то исключительному. В разное время высшей оценки удоставились такие игры как: Dominion, Ankh-Morpork, Innovation и вот, настал черёд «Стальной Арены» получить звание самой любимой моей игры. Из всех 800+ современных настольных игр — входящих в топы и редких, старых и новых, в которые я имел удовольствие сыграть за последние 9 лет — в данный момент я могу назвать «Стальную Арену» лучшей известной мне настольной игрой.
Я не стал делать секрета из итоговой оценки. Поэтому в обзоре постараюсь рассказать, почему я так считаю, и убедить вас попробовать этот шедевр.
«Но со временем роботы совершенствовались, становились расторопнее и хитрее. Их массовое производство началось на расположенных глубоко под землей заводах, некогда выпускавших атомное оружие и к тому времени пpaктически заброшенных.»
Небольшая сценка: сидим ночью на домашней игротеке. Мой друг, я, по левую руку — евангелист хардкорных гик-игр и главный двигатель издательства «Лавка Игр», а по правую — соорганизатор Граникона, отец всех Мат-трейдов и эксперт по отбору настолок в «Cosmodrome Games». Точных слов не помню, но сказано было примерно так: «Вот мы сейчас будем пробовать всякие новинки, они нам понравятся или нет, это всё неизвестно. Давайте начнём с чего-то объективно действительно хорошего, так, чтобы игротека не прошла зря, даже если всё остальное с кулстафа окажется так себе.»
И речь шла про «Стальную Арену».
Вступление
«Но роботы имеют одно огромное отличие от известных ранее видов вооружения. Они живые, с какой стороны не посмотри, независимо от того, хочет ли правительство признавать это или нет.
Это не машины. Это живые существа, вращающиеся, ползающие, выпрыгивающие из пепла и устремляющиеся к приближающемуся человеку с одной-единственной целью — впиться в его горло. Это именно то, что от них требуется. Это их работа.»
У игры не самая лёгкая судьба. Я играл в первую редакцию, которая распространялась на московском конвенте настольных игр — но игра чем-то не понравилась издателю, и GaGa решила в срочном порядке сделать 2-ю, поправив фон тайлов и некоторые косячки. Они сильно торопились к Эссену 2016-го года, чтобы привезти игру на выставку и там представить публике. Могу ошибаться, но судя по фоткам, на Эссене всё-таки было ещё первое издание.
Игра тестировалась именно с миниатюрами роботов, но, ради удешевления, их из конечного варианта убрали. Причём, использовались те самые миньки Технолога, о которых я упоминал выше. Да, коробка вышла недорогой для не(!)карточной игры, но экономия на необязательных вещах нынче в нашем хобби не в моде — на фоне превращения CMON в лидера рынка.
Игра засветилась на выставке в Эссене, получила хорошие отзывы от зарубежных пользователей, но пока не получила зарубежный тираж, поэтому на bgg представлена отзывами случайных игравших и наших, отечественных гиков.
Обычный режим основного робота
Игровой процесс
«Хендрикс выстрелил в самую гущу. В разные стороны полетели колесики, пружинки… Майор выстрелил ещё раз.»
Если очень коротко, то представьте себе Neuroshima Hex, в которой юниты вместо шахматных угроз постоянно двигаются и бегают по полю, а так же меняют своё оружие. Или Adrenaline, недавно вышедший под крылом той же самой GaGaGames. Только, в Арене, в отличие от чешского поделия, нет никакого закамуфлированного евро.
Стартовые тайлы
Игрок представлен роботом с 4-мя базовыми обвесами. Идея сражающихся роботов, которые заранее затачиваются до боя, впервые была представлена в серии игр Battletech (кто-то может быть знаком с FPS версией под названием Mech Warrior). Бой можно было проиграть ещё на стадии выбора комплектов и оружия для своего железного друга.
Здесь же у нас всё по-современному, как в Deck-Building — мы не собираем обвесы заранее, а перемещаемся по полю и подбираем себе по вкусу их из ячеек этого самого поля. Что-то в духе свалки из мастерской Джеймса Бонда. Перемещение вполне динамичное, если у вас робот подбирал обвесы на движение — можно за один ход перекочевать на другую сторону поля и оказаться у врага за спиной. Если же вы делали упор на тяжёлую броню, то не жалуйтесь, что ваши основные орудия в один прекрасный момент упруться в стену, и вам придётся сжигать последние поворотные модули, чтобы не оказаться под шквальным огнём (из укусов) более мобильных оппонентов.
У каждого игрока в свой ход есть возможность активировать серию модулей (карточка персонажа является один большим многофункциональным модулем + подобранное), которая заканчивается на модуле, не имеющем оранжевый значок. Оранжевый значок называется «ускорение», и обычно присутствует на модулях движения, и отсутствует на оружии.
Затем игрок нагревает использованные модули, но часть нагретых модулей снова охлаждается, если на них есть второй важный значок — автоохлаждение. После чего он подбирает тайл, на котором остановился, с оружием/обвесом/бронёй себе в копилку.
Режим берсерка — у игрока меньше 5 добавочных тайлов, центральный модуль усиливается
Жизни робота — это его тайлы. Когда наносите повреждение на 6, то игрок должен отдать вам 6 своих тайлов. Они идут в стопку ваших хитов, а цель игры — набрать 10 таких хитов. Как боевые черепки (или сбитые бабушки) на боевом пепелаце.
Промо-тайл
Это базовые правила. Продвинутые техники, которые совершенно невнятно описаны в буклете — это активация перегретых модулей движения, и продолжение комбы на модулях с автоохлаждением. Оба действия требуют сброса такого модуля из игры. Зачастую новые игроки пропускают эти правила, а потом игра кажется им в чём-то несбалансированной. Давайте я объясню их здесь чуть более подробно.
1-е правило для опытных водителей мехов:
Жёлтые и зелёные (и только их) модули, которые на начало вашего хода перегреты, можно активировать по общим правилам. Но такие модули перегреваются ещё больше и сгорают (сбросьте их в коробку). Это модули движения и поворотов, запомнить не сложно.
2-е правило для опытных водителей мехов:
Модули с синей иконкой автоохлаждения можно сделать скоростными (т.е. продолжить после них комбу). Но как в том анекдоте про минёра — только один раз. Такой модуль, который вы заюзали на супер-полную катушку просто взрывается и сбрасывается в коробку.
Игра в открытую, арена готова к началу боя.
Ещё в игре есть отличный режим для сражений двое на двое. Игроки садятся через одного, а затем одна комaнда пытается уплющить другую.
Ощущения
«Первая модель уничтожила почти полностью нашу северную группировку, — присоединился к разговору Руди. — Мы слишком поздно поняли. Они приходили, эти раненые солдаты, стучались и просили впустить их. И мы открывали люки. Как только они оказывались внутри — всё было кончено. А мы продолжали высматривать машины…»
По правилам, в среднем на каждого игрока приходится всего 7 ходов за игру. Так-то. Всего 7 действий, и игра заканчивается, поэтому она обычно занимает 30 минут, и умудряется затянуться только благодаря людям с ярким синдромом паралича анализа. Для двоих это вообще минут 20, и, по-сути, до первой ошибки. Кто ошибся, тот и проиграл. На троих и на четверых играть одинаково интересно, но чуть больше хаоса. На четверых есть замечательный полукооперативный режим комaнда-на-комaнду, который я рекомендую.
Чемпионат по игре на Лавка-Кемпе
Плюс есть «экспертный режим», в котором поле составляется не из закрытых, а из открытых тайлов. Для комaндной игры это увеличивает дayнтайм, но вообще убирает случайность из игры (оставляя, конечно, возможность непредсказуемых действий соперников — т.е. в шахматы игра не превращается). Мне такой режим понравился, но я буду его использовать только для дуэлей, т.к. в самом открытии случайного тайла есть свой шарм — это тот самый eXploration из 4X.
Однозначной победной стратегии в игре нет. Не работает описанное ворчунами «набирай броню» и прочие «хаки», которые не прошли проверку чемпионатами и многочисленными партиями. Игрок с кучей брони может не стать мишенью в обычной игре на 4-х, но другой игрок в это время успеет настрелять свои 10 очков, и броня останется утешительно блестеть на полке незадачливого бота.
Оружие
На 7-мь ходов и в условиях скрытого поля игра превращается в отличную тактичку. Так что если вас тянет на просчёт своих действий на 6-7 вперёд, математические вычисления и прочее евро, то играйте сразу с открытым полем: потому что в варианте с закрытым полем игроки не обязаны показывать взятые тайлы до их применения, и просчитать тут что-то можно лишь приблизительно. Как в жизни.
Разнообразие оружия просто отличное — около 10-и различных эффектов: простое пиу-пиу, подогрев обвесов, удар с вращением, оружие ближнего боя, навесное оружие для обстрела мишени за препятствиями, оружие массового поражения целей — всё, что душа пожелает.
Среди брони тоже есть интересные экземпляры — зонт, который перегревается, в отличие от остальной брони, либо «пчёлы», которые спасают от любого уроня, но всё — лишь раз.
Самые неинтересные (но самые полезные) — однообразные модули поворотов. Они отличаются только наличием автоохлаждения/ускорения и числом клеток, на которые идёт поворот.
Движение тоже любопытное — есть прямое (большинство модулей), пробежка дулом вперёд; есть прыжки, а есть «крабик» — strife, движение боком, но с сохранением поворота стволов.
Тайлы препятствий, ловушек и укрытий
Препятствия радуют — есть мины, бочки, просто мусор, различные бункеры и даже водоём, где можно принять душ..
Итог
«Большой робот, тот что с трубочками, на прошлой неделе залез к русским в бункер, — сказал Эрик. — Они не успели захлопнуть крышку люка, и он один уничтожил целый взвод.»
Игра получилась очень складным гибридом. С одной стороны, это америтреш — сама тема про роботов, абсолютно агрессивная игра, постоянные перестрелки и прямое взаимодействие, антуражные компоненты и игровой процесс, который невозможно представить в сеттинге каких-нибудь торговцев времён возрождения или даже боёв гладиаторов («Ромулус метнул копьё и срезал с противника трусы и сандалии, получив их в награду, а так же задел всех стоявших рядом соперников, сорвав с них кампестру…»). С другой — игра имеет очень хорошо подогнанные механики, без кубиков и навязчивого случая, кроме выхода тайлов на поле. Исход локальной стычки можно предсказать без игр в теорию вероятности.
Игра быстрая, компактная, динамичная, вовлекает всех участников напрямую в процесс, без излишней арифметики и нюансов в правилах. Замечательный пример того, как стоит и какие стоит делать игры. 10/10
«Создание роботов-солдат было вызвано острой необходимостью. Когда же это началось? Советский Союз в начале военных действий добился внушительного успеха. Почти вся Северная Америка была стерта с лица Земли. Конечно, возмездие последовало незамедлительно. Задолго до начала войны в небо были запущены диски-бомбардировщики. Они ждали своего часа, и бомбы посыпались на Советы в первые же часы войны. Но Вашингтону это уже помочь не могло. В первый же год войны американское правительство вынуждено было перебраться на Луну. На Земле делать было больше нечего. Европы не стало — горы шлака, пепла и костей.» (Все цитаты взяты из книги Филиппа Дика «Вторая модель»)
Комментарии:
Мэтт Дрейк познакомился с «Правильными играми»...
10 12 2025 8:43:19
Who Goes There? (2018)
– Авторы: Anthony Coffey, Jesse Labbe
– Тематическая, 3-6 игроков, 110 минут
– Novel-based, Science Fiction
– Card Drafting, Cooperative Play, Dice Rolling, Role Playing
– Игроки TTS: 11729
– Игроки BGG: 525
– Список игр на BGG
Борьба с инопланетной нечистью, вселяющейся в тела обитателей антарктической станции....
09 12 2025 9:51:22
Описать компоненты, правила, ощущения от игры. Попробую как можно точнее охаpaктеризовать игру, не вдаваясь слишком в детали. Поехали…...
08 12 2025 18:22:37
Всем, кто сделает пожертвования, обещаны «шесть сюрпризов», которыми могут оказаться, к примеру, карты купленных участков земли, новые игровые карточки или свидетельства об участии в борьбе со строительством пограничной стены....
07 12 2025 9:42:30
Эта игра одна из основоположниц настольных стратегий. В ней игрокам предлагается выступить в роли руководителей основных 7 держав в битве за господство в Европе. С помощью дипломатии или военных действий следует добиться контроля над 18 ключевыми областями Европы. Кто сделает это первым станет победителей игры.
...
05 12 2025 4:50:12
Первое место продолжает удерживать Тесера. В среднем пользователи (больше всего – 62,4% из России, 4,4% из Белоруссии, 4,1% из Украины) проводят на нём 5 минут 18 секунд в день, просматривая 6 страниц. Вот 5 самых популярных запросов в поисковых системах, которые приводят людей на этот ресурс, с указанием их доли от общего числа запросов:...
03 12 2025 17:42:34
Игроки составляют колоду (обычно из 60 карт), которая называется библиотекой. Основной ресурс — мана пяти цветов, которую производят карты земель. За ману игроки в свой ход разыгрывают карты различных типов — от существ и артефактов до чар. Ещё есть особый тип — «мгновенные заклинания», которые можно разыгрывать в любой момент игры. Цель — снизить здоровье противника до нуля (обычно игроки начинают партию с 20 здоровья)....
02 12 2025 2:38:25
Довольно предисловий! Представляю вам Cash Flow — экономическую игру, которая научит вас делать деньги! ... Неловкая пауза ... Ладно, ладно. Шучу. Представляю вам Stockpile — экономическую игру, которая погружает нас в суету биржевой торговли....
01 12 2025 9:44:45
— В игре на двоих второй игрок берёт на себя руководство исламистами....
27 11 2025 4:31:27
Welcome To DinoWorld (2017)
– Авторы: James OConnor, Nick Shaw, David Turczi
– Стратегическая, 1-99 игроков, 55 минут
– Area Enclosure, Dice Rolling, Line Drawing, Paper-and-Pencil
– Проект заканчивается: 23 ноября
– Помощники: 1073
– Список игр на BGG
Создание парков развлечений с динозаврами....
24 11 2025 9:22:53
4) Всем игрокам раздаётся на 1 карту меньше (не по 12, а по 11 карт)....
22 11 2025 18:13:28
Турнир по «Кубе» в клубе «Единорог» (Москва)...
20 11 2025 0:55:33
Игра рассчитана на игроков от 8 лет, а партия продлится не более 20 минут...
19 11 2025 8:55:21
Утверждается, что ошибки допущены на этапе вёрстки, поэтому упаковщики здесь не при чём. Печально, если это на самом деле так....
17 11 2025 2:11:25
Правила игры «Зомби! Спасайся кто может!»...
15 11 2025 7:15:57
PS: думаю, вопрос нужно решать глобальнее. У нас есть карта любителей настолок (которой, похоже, мало кто пользуется). Может стоит завести на форуме отдельную ветку, где можно будет найти игроков в своей стране, регионе, городе?...
14 11 2025 8:27:40
Игрокам на выбор будут предложены 12 известных сыщиков. Как и ранее, у каждого будет особое свойство, которое поможет в расследовании и борьбе со злом. Ещё игрокам обещают возможность «настраивать» сыщика для конкретной партии. И, конечно же, у каждого героя будут своя история и свои причины для того, чтобы столкнуться с ужасами городка Аркхэм лицом к лицу....
12 11 2025 21:30:12
Если кто-то не успеет зарегистрироваться, всё равно приходите. Параллельно с турниром будет проходить игротека....
11 11 2025 18:17:30
«Юникон — 2010» — белорусский фестиваль настольных игр...
10 11 2025 4:22:13
Надеюсь, ценителям игры понравится идея и само оформление карт и оно придаст игре еще более захватывающий хаpaктер!...
09 11 2025 14:19:39
Для маленьких настольщиков добавил фишки. Солидные сэры и серьёзные леди могут играть шашками ...
06 11 2025 5:53:45
На то есть несколько причин:...
04 11 2025 7:49:35
Цветные камни можно тоже заменить какой-нибудь бижутерией. На случай если ничего под рукой нет, я нарисовал токкены с камнями, которые можно просто тянуть из кучи, подобно карточкам в Каркассоне....
02 11 2025 22:38:19
Карты выполнены на твердую пятерку: яркие цвета, хороший картон, прямая вырубка. Поле сделано на удивление хорошо для России, где традиционно не могут (не могли?) в человеческие складные поля. Но самый смак – это толстые акриловые жетоны, по две штуки на игрока. Их не хочется выпускать из рук – хорошо, что только один нужно класть на трек победных очков!...
01 11 2025 11:22:49
Скачать материалы для игры Chaos & Alchemy...
31 10 2025 7:10:48
Третья раса — Псионы. Псионы — ученые, и имеют большие бонусы при совершении научных открытий. Они получают победные очки за открытия, которых нет у других рас. Соответсвенно, у них шесть фишек ученых вместо трех....
29 10 2025 9:44:47
С другой стороны, проект запускали на «Кикстартере», но до издания не довели, нужно было набрать $28 000, после сбора немногим более четверти запрашиваемой суммы кампанию отменили, отметив, что запустят заново позднее....
28 10 2025 14:15:14
Материалы почищены и сверстаны отлично, правила на тесере только на базу, дополнений на русском нет. Одновременно играется база и 1 дополнение, больше нельзя....
27 10 2025 6:48:33
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку