Интервью со Славой Юминым (diced.ru). Настольные герои 5 лет спустя
Мы продолжаем серию интервью, в которой беседуем с известными личностями настольного движения, которые попали в число «Настольных героев» пять лет назад, а теперь рассказывают что у них в жизни поменялось за это время.
Одним из первых «настольных героев» был выбран Слава Юмин, известный также как «ZoRDoK», из Санкт-Петербурга, до сих пор активно увлекающийся настолками и даже поддерживающий свой сайт Diced.ru. С ним сегодня и поговорим.
Ю.Т.: Слава, привет! Рад тебя слышать, спасибо, что согласился на интервью.
С.Ю.: Привет! Кто же будет против поговорить о себе ещё и ещё. =)
Ю.Т.: Ты хотя и хорошо сегодня известен в рунете, вероятно, есть люди, которым ты не знаком. Пожалуйста, вкратце расскажи, чем ты сегодня занимаешься помимо настольных игр. Вроде бы, у
тебя работа как- то связана с IT?
С.Ю.: Да, IT. Уже три года работаю тим-лидом в компании, о которой мало что могу рассказать (типа секретики), сначала делали там веб-сервисы с зарубежной аудиторией ( продвинутые сайты на уровне Тесеры), теперь уже как год делаем гибридные мобильные приложения. Начальник играет в «О Мышах и Тайнах», начальник начальника в Пэчворк. Так и живём.
Ю.Т.: Начальники сильно погружены в хобби? О твоём увлечении знают? Доводилось вместе играть?
С.Ю.: Нет. Пробовал на корпоративе принести Султан на Миг, коллектив не загорелся. Все мои попытки поиграть на работе обычно приводили к косым взглядам вышестоящего начальства, так что (совет) лучше разделять это дело.
Ю.Т.: Теперь к делу. За последние пять лет, что для тебя изменилось в настольных играх? Поменялись ли вкусы? Количество или качество игр?
С.Ю.: Я совершенно точно понял, что не для меня: варгeймы, игры на 8+ часов и сухие евро в духе
Стефана Фелда и Уве Розенберга. Это вкусы. Количество игр стараюсь сохранять на уровне 100-150, активно продаю. Спасибо Ване Лашину за мат-трейд и барахолке Игроведа за барахолку Игроведа. =) Продал/поменял уже около 500 игрушек, что и всем советую — так хобби становится почти не затратным, зато можно попробовать разные игрушки, новые и старые.
Ю.Т.: Вот насчёт времени партии, 8+ часов – нет, а что-то часов на 3-5 ты готов раскладывать?
С.Ю.: Да, это хорошее время для хорошей настолки. Особенно с дипломатией и переговорами. Только 3-5 действительных, а не на коробки, или у кого-то когда-то партия столько заняла. Эклипс, например, выходит за границы, но ему можно простить, отличная игра.
Ю.Т.: Подробнее про продажу игр расскажи, у тебя раз счёт на сотни пошёл, технология уже отработана, видимо. Ты их на почту таскаешь и отправляешь куда-то или по городу распродаёшь?
С.Ю.: Барахолка Игроведа, Тесера, барахолки в ВК в группах Игроведа, Гаги (Питер, но крупнее Игроведовской) и Настолкомании. Выставляешь игры, цену ставишь обязательно ниже новой, фотки, ссылки на Тесер/Бгг, постепенно цены снижаешь. И обязательно почтой отправлять тоже, не бояться её. И всё. Берут даже самое залежалое. Торгуются. Меняемся иногда.
Ю.Т.: Не изменилось ли у тебя за пять лет отношение к самому хобби? Можешь ли ты сказать что- то в роде «вот, пять лет назад я любил игры за то-то и за то-то, а теперь – за вот это и за вот это»?
С.Ю.: Был наркотик, остался наркотик =) Люблю настолки за тактильны еощущения: прорезиненный пластик, броски кубиков, как они стукаются о поле, сшибая фишки и жетоны, смех настольщиков после удачной подлянки/ дипломатии против них самих же и проведённой, вдумчивые лица за вдумчивой игрой, свежераспечатаный картон, наполнитель из кулстафа, ожидание партии в ещё не распакованную коробку, ругань и воздеваний рук «доколе!» в блоге после распаковки, свары на Тесере и вне её на тему и без.
Ю.Т.: Насколько мне известно, у тебя уже второй ребёнок. Как дети повлияли на хобби? Предположу, что в первые год-два после рождения времени на настолки не остаётся. А как потом?
С.Ю.: С первым было сложно. Жена ходит на ушах, времени в обрез, денег не хватает, склоки и ссоры, стресс. Потом, коробки могут быть просто испорчены. Со вторым… приезжаю к роддому, отвожу сына к тестю, стоят важные люди, встречают своих дочерей, с цветами, все нарядные. Я тоже. Но я отдаю сына тестю, вынимаю коробку Tiny Epic Galaxy и лечу на встречу с Fonfrost, махая букетом (букет для жены) делать мат-трейд. Так и пошло со вторым, спит в свои два месяца в люльке, а мы в соседней комнате впятером гудим с вечера и до утра. Как-то появилось время, если грамотно всё на компромиссах в семье утрясти.
Ю.Т.: Старший сын как относится к увлечению отца? Играешь с ним? Сам просится разложить настолку?
С.Ю.: Он фанат, только что вот спрашивал про мою систему скрепок на коробках, какой цвет что значит. Но пока играем в детское: Черепашьи Бега, Гремучие Джунгли, Монстры в Шкаф. Не часто. До 6-и лет с детьми не интересно.
Ю.Т.: Как на твоё увлечение смотрит супруга? Что говорит по поводу затрачиваемых на настольные игры ресурсов (времени и денег)? Есть ли у тебя какие- то ограничения?
С.Ю.: Супруга так: « Что, сколько-сколько ты потратил денег? Почему на карточке -50 штук, какой-такой коллективный заказ со всего Питера, что ты мне тут врёшь?!» Через полчаса: «Новинки- то хоть заказал? Приедут, сыграем!» Увлечённый члeн «культа новья», в старые, даже хорошие игры, играть не любит. Ограничения есть, стараюсь продавать старые и покупать на это новые, добавив из бюджета немного, получается вполне ок. Люблю жену, жена у меня самая лучшая! 😉
Ю.Т.: Увлечение настольными играми может подразумевать многое. Это и покупка игр и обмен ими, увлечение новинками, чтение сайтов и написание обзоров, регулярные игротеки и домашние посиделки. Что из этого тебе больше всего по душе? Почему?
С.Ю.: Топ от интересного к не: покупать, играть/общаться в реале, диванная аналитика, смотреть/ читать обзоры, писать обзоры. В покупке, особенно если в игру не играл, есть что-то такое. Вожделение! Как и страстное ожидание очередной игротеки. Цель бытия в отдельно взятом дне.
Ю.Т.: Если говорить о сайтах – поменялись ли как-то твои предпочтения в плане сетевых ресурсов? Смотришь ли ты видео о настольных играх? Какие посещаешь сайты? Есть ли обзорщики, к мнению которых ты прислушиваешься?
С.Ю.: Чтобы не распыляться, появился очень-очень крутой обзорщик (англоязычный). Его видео- блог в переводе называется: «Все ваши любимые игры – полный отстой!» Это такой архетипичный гик, покрытый родинками, с излишним весом, в очках и немытыми волосами. Он не показывает фотки игр. Вообще! Не рассказывает правила, просто передаёт впечатления. Но делает это ТАК самозабвенно, искромётно и точно (а он именно что ругает, даже то, что понравилось, разбирает минусы), что я зафанател.
https://boardgamegeek.com/blog/5759/all-games-you-are-bad
Смотрю видео блоги Вэсела сотоварищи, Маянезика, «Заткнись и присаживайся», Drive Through. Не смотрю мистера Хэлло эврибади, бордгeймгика, мипл-тв и видео обзоры от новостника BGG. Читаю Мину (хоть и раздражают её эти девчачьи сердечки). Русские видео не смотрю, многие из них очень хорошо сняты, но игры там — либо локализации, либо старые, либо не алё. Сорь, ребят. Читаю Владимира из Латвии, тебя и Нюсю. И Тесеру. Иногда делаю набеги из обзорной башни на другие блоги. В последнее время хорошо пишет Proninzet, если не путаю. Новинки. Это я люблю.
Ю.Т.: Есть ли у тебя такая игра или игры, чтобы регулярно за них садились и играли? Если есть – чем она хороша? Или скачете по новинкам всё время? 🙂
С.Ю.: Как у тебя Квартермейстр? Кстати, отличная игра! Неа. Скачем по новинкам. И жена любит новьё, и я, и гости. Иногда что-то попадается, что много играем, но не более полугода. Splendor, Wyatt Earp, Pentago и на заре увлечения — Dominion.
Ю.Т.: Как, вообще, у тебя происходит формирование интереса к новой игре? Какие элементы способны «зацепить»?
С.Ю.: Оформление, механики (торговля между игроками, дипломатия, любые военные стратегии
«не-варгeймы», карточные многоплановые игры, экономические симуляторы), авторы, просто новинка с хорошим рейтингом от пары сотен гиков на бгг. Её же всегда можно продать. 😉
Ю.Т.: Можно парочку конкретных примеров? Когда игрушка тебя чем-то зацепила, купил или сыграл у кого-то в неё и оказалось – прям оно!
С.Ю.: Modern Art, New Era, Blood Rage.
Ю.Т.: Если говорить о новинках, можешь сходу назвать пятёрку самых интересных или любимых
игр, выпущенных за последние 2-3 года? И почему они тебе нравятся?
С.Ю.: Из уже выпущенных:
+ Blood Rage, очень крутая игра, но понял я, что она крутая не с первой партии.
+ Cthulhu Wars: на данный момент, пожалуй, лучшая военная стратегия с ассиметричными участниками, даже девчонки с удовольствием играют вновь и вновь, но стоит дороговато.
+ Визуал: первые две партии были просто бомбой в этот маленький патигeйм, однозначно рвёт Кодовые Имена, на любую компанию.
+ Steel Arena от Юры Ямщикова — это тоже неожиданно было, игра мега крута, это самый настоящий продуманный америтреш от отечественного евро-автора, я играл в первую редакцию (которая с Игрокона), все были в лёгком шоке от уровня игры
В догоняющих Deus, Codenames, Champions of Midgard, Splendor, Roll for the Galaxy, Castles Mad King, Xia, Sons of Anarchy, Barony, Patchwork и Automania.
Ю.Т.: Про Steel Arena подробнее расскажи, чем она тебя так впечатлила? И чем так хороша Blood Rage?
С.Ю.: Она крутая. Это скирмиш в духе Battletech. Есть поле-свалка, состоящие из гексов с цифрами. Роботы игроков перемещаются по нему и наносят повреждения различным оружием друг другу. Клетки поля показывают цифру и тип того обвеса, что можно откопать на гексе. Итого роботы с кучей обвесов, шестерёнок, щитов, различных там огнемётов, пушек, базук колошматят друг друга, толкают на препятствия, подклаывают мины, игроки заключают временные союзы на 1-2 хода, нарушают сделки, стреляют в спины и в различные части тела роботов. Игра чистый пиу-пиу, но механика выверена, всё без кубиков. Игра на порядок выше всего, что вышло от российских авторов. Она достойна топ-100 BGG.
Blood Rage — хороша тем, что при знании всех карт и всех юнитов игра превращается в идеальное евро с прямым взаимодействием. Она, к сожалению, с первого раза кажется просто игрой с миньками, у многих так. Но потом понимаешь, насколько там сбалансирована каждая карта, каждое правило и свойство в игре.
Ю.Т.: Не секрет, что я уже больше года как в Quartemaster General играю? Пробовал? Что скажешь?
С.Ю.: Уже выше раскрыл карты, что сыграл, и что понравилась. Буду брать себе, очень хорошая игра. Пати-варгeйм, где больше варгeйма, чем пати, и всё равно — на любую аудиторию. Женскую, мужскую, казуальную, гиковскую, кого угодно. Не понимаю нытья на Тесере по поводу рендома, колоды-то известны.
Ю.Т.: Как ты относишься к «сессионным» играм, в которых нужно проходить последовательные сценарии, кампанию и т.п.? Наподобие «Андора», «Пандемии: Наследие»?
С.Ю.: Хорошо отношусь, как к рыбе — уважаю, но не ем. Нет постоянной игровой компании.
Ю.Т.: Ты как- то высказывался о том, что коллекционировать надо не игры, а впечатления. Что происходит с настолками, которые тебе не понравились или утратили актуальность? Куда ты их деваешь?
С.Ю.: Burn! =) Продаю, меняю на трейде. Покупают всё. Даже с поломанными полями, главные оружия — обзоры, честность и скидки.
Ю.Т.: Сегодня в России не первый год проводится «Игрокон». Почему ты ещё ни разу на нём не был? Что думаешь насчёт Эссена?
С.Ю.: В Питере, когда он проходил, я не смог быть, т. к. заболел. А в Москву ехать — вписаться вроде уже вырос, а гостиницы для семейного бюджета вроде и дорого (или нет?). Та же ситуация с Эссеном. На эти деньги столько настолок же можно купить!
Ю.Т.: Что нужно сделать, чтобы ты приехал на «Настолкэмп»?
С.Ю.: Я был там раза 3 или 4 (если считать со снобкемпами в Петрозаводске) давно. И ещё приеду, надо с женой компромисс найти. Но за те 2 часа, когда открыта заявка от Нюси, найти его пока не получилось. Скорее мы кемп в Питер перевезём, может быть уже в 17- м году.
Ю.Т.: Твоё мнение о российских разработчиках и российских играх в текущий момент и в перспективе?
С.Ю.: Читателям: Steel Arena — крута, берите не думайте. Master of Orion норм, возьмите его б/у за тысячу. Культ пока не играл. От Вани Лашина и Cosmodrome Games будет экономический хардкор в духе Food Chain Magnate в 2017-м, тоже рекомендую. Гильдии Лаара не играл, но рекомендую. А вот всё до 2015 включительно категорически не рекомендую, там были пробы пера, неудачи, заимствования и поиски себя.
Комментарии:
Правила дополнения к настольному «Warcraft»...
20 11 2024 11:28:53
Но не все мы становимся подобными «Кикстартер-энтузиастами». В действительности среди опытных игроков и рецензентов большинство составляют «Кикстартер-скептики». Фразу «поддержал игру» мы понимаем как «купил игру», а «дополнительные цели» для нас – это что-то из области стрельбы....
19 11 2024 11:18:17
Компоненты: 2/10 Мне досталось издание с жетонами. Оригинальное лучше, в нём карты....
18 11 2024 13:33:46
И сокровище с сундуком +7 нужно брать с недовольной мордой, чтобы никому и в голову не пришло, что там что-то хорошее и это надо воровать...
16 11 2024 19:12:44
Как я уже намекнул, игра At the Gates of Loyang про то, как ты выращиваешь, собираешь и продаешь различные овощи со своего огорода, пытаясь заработать как можно больше денег для продвижения по треку благосостояния (в английском варианте The Path of Prosperity, хотя могли бы с тем же успехом и просто victory point track назвать). В начале каждый игрок получает немного денег и базовое поле на девять клеток, которое он засеивает одним из овощей на свой выбор. Овощей в игре шесть – пшеница, тыква, репа, капуста, бобы и лук-порей....
15 11 2024 3:41:20
Открывает наш парад локализаций карта Stoic Rebuttal и её португальская кузина Contesta??o Estoica. Английская версия карты — это классический «контрспелл» (карта, отменяющая розыгрыш другой карты), получающий скидку при определённых условиях. Карта, прямо скажем, не впечатляющая, но полезная....
14 11 2024 12:39:58
Для более даже полного представления вспомнил ещё важное....
11 11 2024 17:16:23
1 Pdf файл с материалами для игры Колонизаторы + Колонизаторы: Мореходы (поселения, города отрисовывал сам. Карточка цен переведена на русский); 1 Pdf файл с картами ресурсов (делал под удобный мне размер карточек); 1 Pdf файл с рубашкой для карт ресурсов (хотя лично себе печатал без рубашек); 2 Pdf файла с номерными жетонами для 3-4 и 5-6 игроков (в общем то можно распечатать и один комплект для 5-6 и убирать лишние жетоны когда и играешь 3-4 игроками, но как по мне, потратить один лист и разложить в два коробка жетоны, чтобы потом не парится, гораздо проще); 1 Pdf файл с картами развития (переведены на русский язык); 1 Pdf файл с рубашкой под карты развития (рубашки к сожалению из другой версии Колонизаторов); 3 Pdf файла с правилами для Колонизаторов и правилами к Мореходам. Кроме этого, есть архив со всем необходимым для мини-дополнения «Рыболовы Катана», которое входит в «Купцы и Варвары». Три листа, с переведёнными карточками рыболова, жетонами рыбы и собственно локациями. Также в комплекте правила к этому дополнению. Пробовали играть вместе с базовыми Колонизаторами, довольно интересно....
10 11 2024 1:34:42
В связи с этим мы разыскиваем человека, который с энтузиазмом возьмётся за ведение International проектов....
09 11 2024 15:43:32
2. Выбираем «Russian Fairy Tales» и три других фpaкции на своё усмотрение....
06 11 2024 4:47:35
Война Кольца. Сценарий Раскол Братства. 7 МБ...
03 11 2024 7:48:21
Вообще-то, Дремучий лес — не очень интересная игра. Она довольно плохо сбалансирована, есть множество претензий к правилам, концовка партии, как правило, затягивается сверх меры. Тем не менее — это одна из немногих отечественных ролевых игр, которая кому-нибудь может даже понравится. Поэтому рекомендую всем опробовать эту игру и составитьо ней собственное мнение....
31 10 2024 13:47:10
Посмотрим, как долго продлится такое состояние...
30 10 2024 12:12:12
Мои впечатления можно выразить так: мило, интересно и местами интригующе....
29 10 2024 18:56:53
Например, все песенки (шумелки, свистелки и т.п.), многие игры слов, одушевление предметов были придуманы Заходером. Включая и отличные имена персонажей (Иа-Иа, Пятачок). Мультик наш был тоже авторской интерпретацией. В нём Пух не глупый, просто немного недалёкий и абсурдный. В западном мультфильме Пух — просто олух, доброжелательный дeбил. Хаpaктеры других персонажей тоже немного отличаются. В нашем Иа-Иа отражается образ вечно хнычущего интеллигента, который готов впасть в депрессию даже при потере хвоста. В западном — это просто ещё один д... ну вы поняли. ...
26 10 2024 5:30:26
Правил тут совсем немного. В небольшой буклет уместились аж две версии, на русском языке и на английском. Кстати, на карточках все слова тоже обозначены на двух языках. Считай, универсальная версия, можно играть с русскоязычными людьми, а можно с теми, кто говорит на английском. Да и печатать достаточно один и тот же тираж как для внутреннего потрeбления, так и на экспорт (если понадобится)....
25 10 2024 23:10:54
Все поданные на конкурс обзоры будут опубликованы у меня на сайте (обзор победитель — в последнюю очередь)....
24 10 2024 5:17:25
Категории: ренессанс, образование, абстpaктная стратегия...
23 10 2024 7:20:14
И это ещё не всё! По некоторым данным нас ожидают ещё несколько локализаций. Все подробности я обязательно сообщу в ближайшее время, а пока будем с нетерпением ждать ноября и новых настолок....
21 10 2024 6:25:26
Игра выглядит так: корабль снаряжается, игроки занимают стартовые позиции, звучат напутственные слова, после чего капитан жмёт кнопку… Старт! Тут начинается проигрывание одной миссий. Бортовой компьютер сообщает: «Поехали!.. Т+2, угра с правого борта!… Входящая информация… Т+5, серьезная угра с левого борта!… Обмен данными… Т+6, серьезная внутренняя угроза! Коммуникационная система повреждена!..» и т.д. В это время игроки в панике и хаосе мечутся по кораблю, выкладывает приказы стрельбы, перекачки энергии, управления баттлботами и т.д. Короче, составляют программу из 12-и последовательных действий. Тут запись заканчивается, как и самая напряжённая и нервная часть игры....
18 10 2024 3:21:35
Второй самарский турнир по «Memoir ’44»...
17 10 2024 19:31:45
Ещё прочитав анонсы очередного — оно, кстати, третье, — издания игры, я весьма заинтересовался. Мне понравилась как тематика и механика, так и подчёркиваемая всеми обречённость героев. 🙂 И вот коробка в моих руках. Что можно сказать — некоторые ожидания она оправдывает сразу. 🙂...
14 10 2024 7:37:40
Игра предназначена для двух игроков, не требовательна ко времени как на освоение так и на проведение партии....
13 10 2024 10:14:25
«Warrior Knights» в разложенном состоянии...
11 10 2024 2:39:17
Давайте посмотрим на компоненты поближе:...
09 10 2024 13:34:37
Для тех же, кто успел приобрести бpaкованный экземпляр игры Тигр и Евфрат можно посоветовать либо изготовить монументы самостоятельно, либо дождаться пока в продаже не появится доработанная версия и попытаться обменять купленный экземпляр игры на исправленный....
08 10 2024 8:36:18
Я давно для себя отметил, что хорошая тема вносит существенный вклад в удовольствие от игры. Грабить испанские галлеоны всегда интересней, чем безымянных разбойников в Prophecy (или скажем шнырять с одного неизвестного острова на другой в Pirate's Cove). Так легче вживаться в роль, а все происходящее сразу понятно, и совсем не сложно найти источники для вдохновения. ...
05 10 2024 6:25:51
10х15, 20х30 — файлы для заказа фотографий 10х15 и 20х30 см; 30х45 — вариант с более крупными полем и жетонами пиратов/сокровищ; box.pdf — коробка для карт; aid.pdf — памятки; printer.pdf — файлы для печати на принтере (на выбор: рубашки с метками и без, поле двух разных размеров); rules.pdf — правила. ...
02 10 2024 14:37:42
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::