Мотоблок «Беларус-05» — это представитель первого поколения мотоблоков, созданных советской школой тpaкторостроения. До появления этого двухколесного пешеходного тpaктора предприимчивые дачники, не имевшие возможности приобрести готовый продукт с такими хаpaктеристиками, были вынуждены конструировать самостоятельно, применяя двигатели от мотоциклов, мопедов и прочей двухколёсной техники.
Мотоблок МТЗ-05 создан для мелких сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, садах небольшой площади и других угодьях, куда нет возможности добраться даже небольшому колёсному минитpaктору. Важное преимущество мотоблока — это его компактные габариты и относительно небольшой вес, что позволяет его легко трaнcпортировать в багажнике, или прицепе легкового автомобиля.
Содержание статьиПоказатьСкрыть- Технические хаpaктеристики
- Перечень навесного оборудования для мотоблока МТЗ-05
- Преимущества и недостатки устройства
Технические хаpaктеристики
Основные параметры | Значения |
тип мотоблока | колёсный, класса 1кН (0,1 тс) |
колея мотоблока, мм | регулируемая (450,600,700) |
минимальный клиренс, мм | 300 |
масса машины, кг | 135 |
наибольшая масса навесного оборудования, кг | 30 |
максимальная масса буксируемого полуприцепа с грузом, кг | 650 |
максимальная глубина преодолеваемого брода, м | 0.3 |
тип двигателя | четырёхтактный, карбюраторный воздушного охлаждения |
марка | УД-15 |
максимальная мощность, кВт (л.с.) | 3.7 (5) при 3000 об/мин |
коробка передач | механическая, с постоянным зацеплением шестерней |
размерность колёс, мм (дюйм) | 150х330(5.9х13) |
габаритные размеры |
Двигатель
Как можно понять с названия, мощность установленного на мотоблоке мотора составляет 5 лошадиных сил. Четырехтактный бензиновый двигатель УД-15 производился на Ульяновском моторном заводе еще с 1967 года, хотя мотоблок был запущен в серию только десятью годами позже. Мотор имеет очень простую и надежную конструкцию, при этом по своим рабочим хаpaктеристикам почти не уступает импортным аналогам того времени. В виду своей массовости и частому применению на различном армейском спецоборудовании – небольшие насосы, электростанции, пускатели – запчасти и расходные комплектующие к нему не являются дефицитными.
Tрaнcмиссия
Мотоблок оснащается механической коробкой передач с полностью ручным управлением. Tрaнcмиссия имеет четыре передачи вперед и две ступени заднего хода. Сцепление выполнено по многодисковой схеме, смазка осуществляется благодаря разбрызгиванию трaнcмиссионного масла из масляной ванны. Для лучшей проходимости и большей производительности межосевой дифференциал имеет возможность принудительной блокировки. От коробки передач отходит вал отбора мощности с постоянной скоростью вращения — 1000 оборотов в минуту.
Перечень навесного оборудования для мотоблока МТЗ-05
Преимущественное большинство навесного оборудования подключается к мотоблоку через вал отбора мощности, или просто через узел навески и не связывается напрямую с силовым агрегатом. Самыми распространёнными вариантами дополнительного оборудования смело можно считать однокорпусные плуги, культиваторы, навесные косилки, бороны и пр. Но чаще всего мотоблок МТЗ-05 можно встретить с одноосным прицепом грузоподъёмностью 500 килограмм.
Советуем также почитать обзор минитpaктора «Беларус-132Н».
Универсальности и многозадачности мотоблока также способствуют несколько вариантов колеи машины, которые меняются в зависимости от ширины рядков посаженых культур и других задач. Колея единственной оси может варьироваться в диапазоне 425, 600 и 700 мм. 13-дюймовые колеса с шинами низкого давления и внедорожным протектором способствуют лучшей проходимости даже гружённому мотоблоку, но важно помнить, что перегрузка «Беларус-05» чревата поломками трaнcмиссии.
Преимущества и недостатки устройства
- К главным преимуществам отечественного колёсного мотоблока МТЗ-05 стоит отнести:
- доступность подержанных мотоблоков и запасных частей к ним на вторичном рынке;
- множество вариантов для модернизации рабочего места оператора и дополнительного оборудования, что существенно повышает функционал машины;
- возможность использовать мотоблок в качестве небольшой трaнcпортной единицы;
- простота конструкции позволяет снизить регулярное техническое обслуживание к минимуму — замене масла, да чистке свечи зажигания от нагара. Но мы рекомендуем выполнять все требования производителя по регламентному ТО, чтобы мотоблок вам служил как можно дольше.
- Минусы
- Среди главных недостатков «Беларус-05» можно выделить такие:
- небольшая максимальная скорость (около 3 км/ч) ограничивает список выполняемых операций;
- устаревшая конструкция двигателя отрицательно сказывается на уровне расхода топлива;
- нечёткость включения передач вызывает самопроизвольное движение при запуске двигателя.
Отдельно стоит сделать акцент на возможности мотоблока «Беларус-05» использоваться в качестве трaнcпортного средства. Небольшой мотоблок при дооборудовании его прицепом может переводить от одного до пяти взрослых человек с небольшим количеством груза, но при условии, чтобы суммарная масса прицепа не превышала 500 кг. Таким образом, МТЗ-05 по функционалу перевозки пассажиров оказывается самым пассажировместительным, даже в сравнении с большими полноразмерными тpaкторами. Но нужно быть внимательным при использовании мотоблока на дорогах общего пользования. Во-первых, ни водитель, ни пассажиры никоим образом не защищены средствами активной и пассивной безопасности. Да и в правовом поле они находятся в подвешенном состоянии, ведь мотоблок не имеет номерных знаков, обязательной страховки гражданской ответственности и других обязательных атрибутов механических трaнcпортных средств.