МТЗ-80, или «Беларус-80» — это универсальный колёсный тpaктор, который создавался для возделывания чёрноземных почв под различные пропашные культуры, а также с целью активного использования в качестве трaнcпортной единицы, службы в коммунальном хозяйстве и пр. Несмотря на свою актуальность и на сегодняшний день, модель является конвейерным долгожителем. Первые серийные образцы были выпущены на Минском тpaкторном заводе в 1974 году. Но с большим количеством модернизаций тpaктор выпускается и по сегодняшний день. Его смело можно считать одним из самых массовых колёсных машин на территории стран бывшего СССР — с 1974 года по наши дни выпущено около двух миллионов единиц «Беларусов».
Содержание статьиПоказатьСкрытьТехнические хаpaктеристики
Основные параметры | Значения |
модель силового агрегата | Д-240 |
мощность мотора, л. с. | 75-80 |
рабочий объём силового агрегата, л | 4,75 |
тип трaнcмиссии | механическая |
максимальная скорость, км/ч | 35 |
грузоподъемность гидронавесной системы, кг | 2000 |
Мотор
Все силовые агрегаты, которые устанавливались и устанавливаются на различные модификации МТЗ-80 — это дизельные четырёхтактные атмосферные двигатели жидкостного охлаждения с четырьмя цилиндрами. Самые распространённые модификации — это модели Д-240, Д-243, Д-245. Мощность базового двигателя составляла 75 сил, позже она была увеличена до 80 л. с. Сегодня на Минском тpaкторном заводе на новые тpaкторы данных моделей устанавливаются моторы мощностью 80-95 л. с., в основе которых лежит хорошо себя зарекомендовавшая и проверенная годами конструкция.
В зависимости от модификации, двигатель приводился в движение электрическим стартером, или небольшим пусковым устройством на бензине. Второй вариант был более востребован в виду дефицита и высокой стоимости пусковых аккумуляторных батарей, которые требовались тpaкторам с электрическим стартером. На некоторых машинах для северных регионов мог устанавливаться предпусковой обогреватель.
Все модификации дизельного двигателя отличаются «всеядностью» и нетребовательностью к качеству дизтоплива. Высокая ремонтопригодность – второй плюс этих двигателей. Благодаря этому факту многие тpaкторы даже с сильно выработанным ресурсом имеют родные двигатели, хоть которые уже и не один раз капитально ремонтировались.
Силовая передача: трaнcмиссия, система полного привода (МТЗ-82), сцепление
Все модификации МТЗ-80 оснащаются механическими коробками передач. Изначально сельхозмашина имела девять передач вперёд и две ступени заднего хода. Ходоуменьшитель, или понижающий редуктор позволял увеличить количество ступеней в два раза. Такой широкий выбор передач позволяет тpaктору двигаться по дорогам с твёрдым покрытием относительно быстро (до 40 км/ч), и медленно выполнять различные сельскохозяйственные операции на поле со скоростью от 1,5-2 км/ч.
Выпускается и полноприводная модификация колёсного тpaктора, она имеет индекс МТЗ-82. Передний ведущий мост подключается посредством системы карданных валов и раздаточной коробки с роликовой муфтой. При пробуксовке муфта может блокироваться автоматически, то есть передний ведущий мост подключается без вмешательства водителя. Но тpaкторист также мог принудительно заблокировать муфту перед раскисшим участком.
Задний ведущий мост выполнен в одном корпусе с механической коробкой передач. Почти все модификации «Беларус-80» имели автоматическую, а также принудительную блокировку заднего межколёсного дифференциала, что также положительно сказывалось на проходимости машины. Сцепление двигателя и коробки передач осуществляется за счёт установленной между ними фрикционной муфты.
Подвеска и рулевое управление
Подвеска в традиционном понимании на тpaкторе отсутствует. Передняя ось несколько демпфирует благодаря балансирующей передней оси в горизонтальном направлении. Таким образом, переднюю подвеску можно считать полужёсткой. Задняя подвеска отсутствует вовсе. Некоторое смягчение неровностей осуществляется за счёт сминаемости высокопрофильных шин задней оси. Тормоза на обеих осях дисковые, и имеют гидравлический привод.
Рулевое управление всех модификаций тpaктора имеет гидравлический усилитель. В качестве опции на заводе может устанавливаться гидрообъёмное рулевое управление, которое позволяет менять усилия на рулевом колесе в зависимости от условий эксплуатации.
Навесная система
Гидросистема может иметь только задний, или же и передний гидрофицированные прицепные механизмы. Но большинство модификаций спереди имеют установленные противовесы, или балансирные грузы, основное прицепное устройство — заднее, которое может выдерживать вес дополнительного сельскохозяйственного инвентаря весом до 2000 кг.
Габариты, хаpaктеристики кабины
С начала 70-х годов и до конца 80-х годов на все тpaкторы МТЗ устанавливалась компактная и некомфортная кабина. Все органы управления располагались на металлической панели приборов, уплотнения и пылеизоляция оставляли желать лучшего, соответственно от двигателя передняя панель сильно нагревалась, создавая дискомфорт во время длительной работы тpaкториста. Маленькие кабины до сих пор массово встречаются на «Беларусах» в виду своей простоты и максимальной утилитарности.
Большая кабина устанавливалась на тpaкторы с конца 80-х годов. Она имеет более комфортабельное кресло, больше свободного прострaнcтва, рабочую панель из травмобезопасного пластика, а также значительно улучшенную вентиляцию, отопление и герметичность. Интересно, что новые кабины можно установить даже на старые тpaкторы. Их изготавливает не только Минский завод, но и сторонние фирмы в Украине, России, Польше и пр.
Модельный ряд и модификации
Ещё во времена СССР Минский тpaкторный разработал несколько модификаций, кроме базовой. Среди них стоит отметить модификацию 80ХМ для хлопковых полей, который спереди имел одно управляемое колесо, модификацию 82Т для овощеводства, которая отличалась увеличенным клиренсом за счёт внедрения колёсных редукторов, 82Р предназначался для рисоводства, версия Т80Л использовалась в качестве трелевочника в лесозаготовке.
Сегодня завод производит полтора десятка модификаций, которые между собой отличаются мощностью мотора (81-95 л. с.), устанавливаемыми трaнcмиссиями, количеством ведущих осей и максимальной грузоподъёмностью. Большинство экзотических и описанных выше модификаций сняты с производства. Узнайте также о хаpaктеристиках минитpaктора «Беларус-152».
Преимущества и недостатки
- К главным преимуществам тpaктора «Беларус-80/82» можно отнести такие:
- доступность и широкий выбор тpaкторов на первичном и вторичном рынках;
- широкий выбор новых и подержанных деталей на любой вкус и кошелёк;
- широкая гамма дополнительного оборудования, которое производится для самого массового тpaктора в СНГ.
- Среди недостатков стоит отметить:
- низкую мощность и грузоподъёмность, что в некоторой степени ограничивает сферы применения тpaктора;
- низкий уровень комфорта в кабине для тpaкториста;
- низкое качество большинства расходных материалов и запчастей, которые производятся без должного контроля качества.