«Марш муравьёв». Мнение об игре

Не так давно на российском рынке появилась стратегия «Марш муравьёв» – относительно короткая 4Х игра (в пределах 2 часов) с механиками, позаимствованными из Eclipse. Мне она не очень понравилась, т.к. при всей привлекательности игровой системы больно уж несбалансированной кажется колода карт, а вот у Зордока немного иное мнение, игрушка вполне даже ничего.
Так, сегодня будет обзор недавно вышедшей на русском языке настолки Марш Муравьёв. Я сыграл три партии, и мне есть что сказать по игре. Игра получилась неоднозначная, если решаете, брать или не брать, и даже в разрезе «играть или не играть» — можно прочесть и сделать выбор.
Прелюдия
Об игре я узнал совершенно случайно: я собирал коллективные заказы с Кулстафа, мне написала дeвyшка не из Питера и очень-очень хорошо попросила сделать исключение и взять для неё одну особенную игрушку. Игрушку я взял, потом отправил её через почту, отстояв всяческие очереди, после чего решил ограничить ореол заказов исключительно Питером, во всякие авантюры не ввязываться; а потом и сами заказы сошли на нет из-за локализаторов и повышения ставки USPS для России.
Так вот. Той игрой был наш March of the Ants.
Игра имеет рейтинг 7.2 на бгг, для меня это ниже порога интереса к игре. Так что полез я разбираться и гуглить, бггшить на бгг. А там и пишут — это де 4х игрушка, но про муравьёв, и что всё там хорошо, но кампания для 1-го игрока вышла кривая, а её автор всем обещал на Кике, посему многие сологeймеры игру взяли ради такой вот фичи. Ок, на ус информация намотана, едем дальше.
Затем, нежданно негаданно, издательство «Русская Игрушка» объявляет о локализации. Собрали они там не густо, т.к. игра никому не известна, не новая по году издания, да и рейтинг, опять же. Видимо, тут сказывается искренняя любовь главы издательства к самой игре, и это здорово, что такое ещё встречается. Меня игра заинтересовала, и я решил вписаться. Муравьёв ещё выдавали (с той же фабрики, что и в Myrmes), совсем хорошо.
Качество издания
Печаталось, похоже, всё на оригинальной фабрике. Наш издатель даже не стал лепить свой лейбл нигде на коробке. Коробка хорошая, плотная, небольшая. Внутри тайлы, деревянные еврокубики для муравьёв, карты и правила. Всё на хорошем современном уровне. Добавочные муравьи в русском издании немного неудобны, но всё-таки лучше кубиков, создают нужную атмосферу. Претензий, в общем, нет. Арт в игре — как из советских учебников по биологии. Всё нарисовано, но со всякими реалистичными подробностями, в общем, на любителя. Первое, что просится на замену — тут претензия больше к полю.
Правила
Достаточно простые, игра может занимать и час, и три. Задаём 4 или 5 раундов. Каждый раунд начинаем с выполнения действий по кругу, после двух спасовавших игра входит в фазу всяческих «кормлений» и сбора очков. В конце игры к набранным очкам получаем ещё по 3 за мажорити в картах на руках, личинках (первый ресурс в игре) и еде (второй ресурс).
Поле представляет из себя центральный тайл, к которому пристраивают гексы с «зонами питания», по сути с планетами в духе Эклипса. Каждая планета даёт какой-то бонус: личинку, карту, еду или победное очко. Бывают гексы с минимумом «планет», бывают с щедрым «созвездием», некоторые «планеты» приносят целых две личинки (yummy!). Гексы разделены на «стартовые», там нет врагов, и «продвинутые», там, во-первых, есть враги — многоножки, примерно как «флот» из 4 муравьёв —а во-вторых, на некоторых есть специальные бонусы, которые дают баф к вашей муравьиной цивилизации.
Начинают муравьи с 1 своим «звездолётом» на центральном тайле и 5-ю в «ангарах» (личинки). Три основных действия: разведать новый тайл, переместить 5 «звездолётов» или добрать две карты в руку — делаются за еду (топливо? деньги?). И только одно требует плату в личинках — развитие своего научного дерева, а точнее мутаций у муравьёв. Мутировать у вашей семьи могут голова, тело и брюшко (для смеха мы его называли, пардон, «жoпой» — игра приобретает незримые и нелишние грани сортирного юмора, который ей к лицу), мутировать может сам муравейник (какие-то личные многоразовые квесты), и ещё часть карт можно разыграть как события. На действие игрока у всех соседей есть возможность отреагировать — разыграть минорный эффект в том же духе. Если это марш — пойти 1 муравьёв, если разведка — выставить личинку в игру и т.п.
Бой напоминает сражение в Игре Престолов — считаем муравьёв и количество мутаций головы. Это базовая сила. Затем играем взакрытую по 1 карте, число на них прибавляется к силе, у кого больше — тот уничтожает муравьёв противника числом, равным своей базовой силе (т.е. без бонуса карты), а сам теряет лишь половину от такого же числа противника (и никогда — последнего муравья).
В процессе игры очки даются за контроль гексов рядом с центральным тайлом, и за выполнение квестов (но не в духе Нексуса, большинство из них играются раз за раунд и сравнивают какой-то ваш прогресс с прогрессом соседей, соответственно, дают 0, 1 или 2 очка).
Впечатления
Первая партия у нас была суровой мужской разборкой — у чьих муравьёв писюн длиннее. Спойлер: не у моих. Мы построили всего 3 базовых гекса, с завидным постоянством уничтожали друг друга, в итоге выиграл тот, кто старался в бой не ввязываться, и мирно осваивал плантации, копил мутации и выполнян задания. А мы с огромным отрывом проиграли.
Вторая партия была на двоих, мы отстроились, но во второй половине игры пошли на противостояние. Третья — ещё раз вчетвером, но теперь более мирно. И тут игра засияла. И тебе уникальное развитие, и стратегия, и набеги, и эмоции через край.
Я проштудировал все правила и не нашёл никакого искуственного стопера начать бучу в самом начале. Более того, это кажется вполне очевидным — напасть маршем на 1 соседа, который неразумно сделал разведку первым ходом. И никто не помешает одному так ошибиться, второму напасть, а третьему прийти на поле боя и пожать плоды. Как у нас и было в первой партии.
Ещё что в игре не понравилось — отличные карты (например голова-броня) могут стоит 1 личинку, а всякая ситуационная ерунда — 4 (например, найти в колоде и разыграть любую эволюцию). Точно так же никогда не понятно, что может быть на руке — 1 или 5 для боя. Кому-то могут на старте выйти карты «сыграй за 1 личинку и получи 5», а кому-то —квесты, явно рассчитанные на второй этап игры. Топдек во всей красе.
Но есть и хорошее — бой заставляет подумать и «решиться» на него, т.к. при крупных силах потери будут значительны у обеих сторон. Карты развития действительно вносят элемент ассиметрии и делают это хорошо. А в базе ещё и предлагаются уникальные расы, которые не просто дают абилки, но выделяют каждому игроку уникальное действие со своими реакциями. Интересные решения. которые я не видел в других 4Х.
Правила объясняются просто, игра идёт сравнительно плавно. Но вот это вот «давайте ужмёмся в 1 час» чувствуется во всем — в масштабности, во влиянии случая, в жестокости игры к ошибкам — в некоторых случаях можно слить себе всю игру на самом старте.
Мнения
Победителю первой партии игра понравилось, его мнение (полностью обзор):
Подводя итог хочется сказать, что я выиграл с большим отрывом, но не могу точно сказать, как именно я это сделал. Т.е. не было какой-то заведомо продуманной стратегии, тем более, что играл первый раз и не знал не свойств, не карт.
Лично мне игра всё равно понравилась и я бы сыграл в неё ещё не раз, тем более у неё есть режим, где у каждой колонии уже со старта будут отличаться муравьи, со своими плюсами и минусами, в плане способностей. Кроме прочего очень хочется теперь попробовать разные стратегии, но сомневаюсь, что про какую-то из них можно будет сказать, что она на 100% победная. Я не скажу: «Игра огонь!», но определённо нужно сыграть ещё несколько партий. Пока что она мне интересна.
Другому участнику умеренно не понравилось, а третий наш участник-соучастник выразил мнение, что «потерял 1.5 часа жизни», то есть, игра не понравилась очень активно. Я всё ещё оставался в сомнениях.
В дуэли соперница выразилась так: игра не нравится, но сыграла бы ещё, а вдруг.
И в четвёртой партии все остались игрой очень довольны.
Итог
Игра не must buy, не шедевр и не новое слово в гeймдизайне, но это очень хорошо сделанный 4х с интересной темой, которому удалось вместиться в рамках 1-2 часовой партии, не растеряв ни один из иксов жанра. Поэтому игра вполне заслужено получает 7 баллов.
Комментарии:
Наглядная инструкция по «Ван Хельсингу»...
02 12 2025 22:13:58
А тематика и оформление игры никого не оставят равнодушным....
30 11 2025 15:16:49
«Memoir’44» — новая игра в моей коллекции...
29 11 2025 20:37:58
Карты брались с официального сайта http://www.daysofwonder.com. Старался подбирать карты сбалансированные и интересные по ландшафту. Всю информацию сжимал и компоновал, лишние словеса отбрасывал, поэтому удалось на один лист А4 запихнуть по две карты с брифингами....
27 11 2025 13:22:54
Скачать правила игры Beowulf: The Movie Boardgame на английском языке (pdf, 4.5 Mb)...
22 11 2025 23:10:44
Чуть больше сведений удалось почерпнуть непосредственно на сайте разработчика и на сайте интернет-магазина GoGamer.ru....
18 11 2025 4:35:26
Скачать игровое поле для игры Адмирал (rar, 460 Kb)...
16 11 2025 13:29:54
Hero Realms — карточная игра в стиле фэнтези, основанная на доработанных правилах другой замечательной игры Звёздные империи (Star Realms). В игре есть базовые правила для двух игроков, а также правила для разных режимов, как Куча мала, Охотник и Гидра, где могут участвовать большее количество игроков....
15 11 2025 12:21:44
Осмелишься ли ты приоткрыть зубастую крышку и заглянуть внутрь?...
13 11 2025 16:26:11
В ходе игры нужно выставлять на поле зайцев и иногда подкладывать к ним ещё всякие жетончики (это как бы профессии зайцев). Собственно, партия начинается с пустого поля, а завершается с кучей миниатюрок на нём. Выставлять фигурки нужно не абы как, а исходя из двух принципов: а) желательно кучковать зайцев, чтобы они контролировали как можно большую территорию и б) занимали как можно больше разнообразных ресурсов. Всё потому, что за зайцев на поле тут периодически начисляются очки по формуле «очки = территория х кол-во разных ресурсов на ней»....
12 11 2025 22:59:40
Игра ведется на гексагональном поле, а целью игры является уничтожение базы противника. В начале игры каждый игрок кладет гекс своей базы в любое пустое место поля. Каждая база имеет 20 HP. По факту уничтожения базы, соответствующий игрок выходит из игры (в случае игры на троих) или объявляется конец партии (в случае игры на двоих или вчетвером)....
10 11 2025 2:32:38
В начале двухтысячных необходимость проводить долгую и нудную подготовительную работу отпала сама собой. Больше не нужно было отмывать машинки от песка — готовые трассы и оппоненты уже были в Need For Speed. Не нужно было спорить, попал ты в человека из самодельного пистолета или нет — компьютер все делал за тебя. Искусственный интеллект тасовал колоду за доли секунды, а мама не ворчала за разбросанные по полу фишки из «Монополии». Казалось бы, вот оно — коробки из-под настолок больше не собирают пыль по всей квартире. За них это делает системный блок под столом....
08 11 2025 4:48:13
? Плюшки и условия:
— Работа в небольшом коллективе — решения принимаем быстро, ответственности много, все коллеги на расстоянии вытянутой руки
— Возможность развивать интересные проекты от идеи до выпуска коробки на полки магазинов
— Компенсация: фиксированная плюс бонус по результатам работы (ежеквартальный и годовой)
— Социальный пакет...
07 11 2025 23:24:38
Первая половина нашего полета прошла достаточно спокойно. Если на борту и был проклятый тостерсайлон, он вел себя довольно тихо и особо не мешал. Я как-то сразу проникся доверием к Адама младшему (наверное, сыграли свое кровные связи, сын все-таки) и Шефу. А по поводу Старбак и Хило были некоторые подозрения. В принципе, до поры до времени все у нас шло хорошо, каждый помогал, как мог, а я в душе радовался за свой флот, что у них такой хороший и преданный Адмирал. Некоторые кризисы мы проходили даже на +20, когда нужно было набрать около 7-9 (Стаханов, привет!). Был, правда, и довольно серьезный момент, когда атаки сайлонов вдруг зачастили и пошли одна за другой, и тостеры нас обложили со всех сторон. И вот уже все гражданские корабли собраны в одном секторе космоса под прикрытием вайперов, а рейдеры наступают в огромном количестве и неминуемо запирают нас в ловушку, и сайлонские лидеры уже радостно потирают свои конечности на базовых кораблях в предвкушении кровавой бойни. Но наши доблестные пилоты старались, как могли, а в самый разгар сражения мы порушили все сайлонские планы и дернули за рычаг гипердвигателя, удачно смывшись с поля боя. =)...
04 11 2025 0:17:16
Race for the Galaxy: пришельцы наносят ответный удар...
03 11 2025 16:16:25
Партия длится фиксированное число раундов, которое зависит от состава играющих. Например, вчетвером рекомендуется играть восемь ходов, но можно договориться и о другой продолжительности. В ходе игры участники берут на службу героев и наёмников, разыгрывают заклинания и артефакты, а также сражаются друг с другом. В начале раунда каждый игрок выбирает одну карту стратегии и решает, против кого из соперников её разыграть. На стратегии указаны её последствия в случае победы (отобрать у противника территорию, деньги, ману, влияние, убить его героя или наёмника и т. п.), а также один из трёх типов: оружие, магия или интрига. Нападать и защищаться в рамках стратегии могут только те персонажи, которые совпадают с ней по типу: скажем, Красные Шапки предпочитают оружие, а деловые шасы — магию и интриги. Выбрав стратегии на текущий ход, получив доход с территорий и разыграв карты, игроки по очереди отправляют своих персонажей за или против выложенных стратегий, а также применяют на них артефакты и заклинания. Затем для каждого противостояния подсчитываются суммарные силы сторон, и успешные стратегии приносят свои плоды. По завершении последнего раунда побеждает тот из игроков, кто набрал больше влияния....
02 11 2025 15:32:21
Итог: приходится признать, что и в настольных играх продолжения, как правило, хуже оригинала. «Университетский курс» и «Гильдия алхимиков» могут похвастать действительно интересными идеями, однако играть в них скучнее, чем когда-то в «Пpaктикум»....
01 11 2025 11:32:59
Игра хотя и называется карточной, оперирует не то чтобы картами, а скорее карточками. Квадратными такими. На то есть две причины. Первая — это раскладка: взаимное расположение карточек имеет значение, и квадратная форма несколько упрощает её, делая более компактной. Вторая более интересна: поворотом некоторых карточек предлагается отмечать количество хранящихся на них ресурсов (разные количества указаны вдоль разных сторон), так что здесь прямоугольная форма была бы неподходящей....
29 10 2025 22:55:33
–Говард Филлипс Лавкрафт, “Картина в доме”...
26 10 2025 10:32:24
В этом есть и плюсы, и минусы. Освоение игры даётся тяжеловато, особенно для любителей несложных игр. Продвинутым игрокам тоже придётся нелегко. Великая Отечественная тяжелее как чем очень простой Memoir ’44, так и чем более сложная Tide of Iron....
25 10 2025 11:32:59
Страничка Anima: Tactics на сайте Fantasy Flight Games...
23 10 2025 7:20:36
— «Отдизайнено» несколько вариантов общего счётчика очков (мне нравятся варианты 3 и 6)....
21 10 2025 23:13:43
Переиздание настольной игры «Талисман»...
18 10 2025 16:47:23
Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно. ...
17 10 2025 5:40:58
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку