Что такое «научно-фантастическая настольная игра»?

Наткнулся на сайте Meeples & Mechanics на любопытную статью, в которой анализируются научно-фантастические игры. Автор разбирает их на механики и тематику и пытается понять, что именно связывает ту или иную игру с жанром научной фантастики. Размышления показались мне интересными, предлагаю ознакомиться в вольном переводе.
Race for the Galaxy (2007)
Несмотря на то, что до неё было немало научно-фантастических игр, именно «Борьба за галактику» доказала, что научно-фантастикая евроигра может быть весьма и весьма успешной.
Научно—фантастические механики. Как механика соотносится с темой? Этот вопрос весьма важен, поскольку «Борьба за галактику» изначально была карточной «Пуэрто-Рико». И, если вы скажете, что это не предполагает никакой научной фантастики, то будете абсолютно правы. Не секрет, что идея миров, производящих товары, очень похожа на систему производства в «Сан-Хуане». Действие «исследование» и карты улучшений неплохо соотносятся с тематикой, но они точно также хороши в виде изысканий и инвестиций в «Сан-Хуане». Для научно-фантастических игр технологии – это вроде как нечто само собой разумеющееся (особенно если учесть возможность развития в различных направлениях!), но встретить их можно и в других играх. Например, древо технологий и «строительство стола» можно встретить в настолках о развитии цивилизаций.
Научно—фантастическая тематика. В отличие от механик, тема «Борьбы за галактику» прочно связана с жанром. Каждая карта отлично проработана, проиллюстрирована и у неё есть уникальное название. Это всё очень важно, но при этом карты не всегда запоминаются. С чем у RFTG действительно, так это с тематикой в масштабе вселенной: генетика, пришельцы, империя, мятежники – всё это несколько стереотипно, но именно этого и ждут от игры про космос. Именно это и делает «Борьбу за галактику» научно-фантастической игрой.
См. также: Roll for the Galaxy (2014), Jump Drive (2017)
Мнение: внешность обманчива. Тематика – не самая сильная сторона евроигр, главное в них – это отточенные механики, а не внешний налёт темы. Да и, по большому счёту, не так она и важна.
Galaxy Trucker (2007)
Эта игра про строительство-кораблей-и-выживание-в-опасных-условиях вышла вышла в том же году, что и Race for the Galaxy, но научная фантастика в ней представлена совсем иначе (возможно благодаря оригинальному подходу чешских разработчиков).
Научно-фантастические механика. Центральный элемент Galaxy Trucker – строительство корабля из отдельных делателей. Этот альтернативный подход к технологиям на деле оказался механикой, отлично подходящей для научной фантастики. На примере Factory Fun мы знаем, что подобная механика работает и с другой темой, но в целом она отлично подходит именно для футуристических объектов, когда из маленьких элементов создаётся что-то большое. Я не могу представить, чтобы тем же самым образом в какой-то другой игре мы бы строили галеры для перевозки товаров в средневековье или строили бы грузовики для современных грузоперевозок. Эта механика раскрывается именно в жанре научной фантастики.
Научно-фантастическая тематика. В отличие от механик, с тематикой в Galaxy Trucker, напротив, всё достаточно плачевно. Да, тут просматриваются элементы научной фантастики, но в целом игра намного более условна, чем та же Race for the Galaxy. Я имею в виду, что в ней есть пираты, работорговцы, фиолетовые инопланетяне и коричневые инопланетяне, и ничто из этого не запоминается, всё плоское и картонное.
Мнение: создание технологического корабля путем соединения механических частей друг с другом – отличная основа для научно-фантастической игры.
Space Alert (2008)
«Космическая тревога» – это пpaктически продолжение «Космических дальнобойщиков», но вместо игры про строительство корабля, мы получили игру про спасение корабля.
Научно—фантастические механики. Строительство системы из частей – это лишь часть сражения, ею ещё нужно и управлять. В Space Alert вы пытаетесь активировать, а затем и управлять энергоблоком, оружиями и щитами, чтобы ваш корабль остался цел, и все эти системы очень классно между собой взаимоувязаны. Опять же, нечто подобное можно увидеть и в других играх, особенно цепочки снабжения. Но это действительно имеет право на существование как вымышленная научно-фантастическая технология, так что это отличная научно-фантастическая механика, вокруг которой построена научно-фантастическая игра.
Научно—фантастическая тематика. Как и в Galaxy Trucker, тематика в Space Alert не особо глубокая. Возможно, она чуть лучше, потому что вас атакует множество кораблей, а может и нет.
Мнение: управление комплексными взаимосвязанными системами – ещё одна отличная научно-фантастическая механика.
Star Realms (2014)
«Звёздные империи» – колодостроительная игра о космических сражениях, созданная под впечатлением от Magic: The Gathering.
Научно-фантастические механики. В «Звёздных империях» всё просто, это игры о сражениях: ваши корабли атакую противника или его космические станции. Научная фантастика – отличный выбор для крупномасштабных сражений подобного рода. Скажем, рукопашные схватки в фентезийном мире были бы не столь зрелищны, хотя именно это издатель игры и сделал, выпустив Hero Realms. Действительно, массовые битвы могут существовать не только в научно-фантастическом жанре, это может быть и фэнтези, и современность. Но, всё-таки, именно научная фантастика придаёт масштаб, подобный тому, что присутствует в «Звёздных империях».
Научно-фантастическая тематика. По правде говоря, я всегда смотрел на тематику «Звёздных империй» со скептицизмом. По большому счёту в игре есть карты 4 мастей, и они не особо запоминающиеся. Некоторые названия звучат круто, наподобие «Технокульта», но с моей точки зрения между картами и заложенными в них механиками связи особо не просматривается, и поэтому внимание на них и не заостряется.
Мнение: Научная фантастика в данном случае не так уж и нужна. Прочие игры в списке выделяются либо тематикой, либо механикой. У «Звёздных империй» же из научной фантастики только отличные иллюстрации.
The Captain is Dead (2014, 2016)
Одна из новинок, кооперативная игра The Captain is Dead поступила в продажу относительно недавно, но успела стать хитом.
Научно—фантастические механики. The Captain is Dead во многом повторяет технологические приёмчики из Galaxy Trucker и Space Alert,с некоторыми нововведениями. Большинство действий игроков выполняется при помощи технологических примочек. Это отличная научно-фантастическая модель для меню действий. А самое главное, технологическое оборудование, позволяющие выполнять действия, может быть повреждено, и тогда его придётся чинить. Благодаря этому научная фантастика не только лежит в основе игровой механики, но и становится частью игры.
Научно—фантастическая тематика: Противники в The Captain is Dead такие же безликие и незапоминающиеся, как в Space Alert. Зато в игре есть запоминающиеся персонаж и их действия! А благодаря связи действий с технологиями механика игры прекрасно увязываетсяс темой, даже не смотря на тот факт, что персонажи – всего лишь шаблонные герои.
См. также: Damage Report (2014)
Мнение: Всё это мы видели в фильмах. Можете попробовать сами найти множество шаблонных и стереотипных элементов, присущих научной фантастике.
Заключение
Если вы делаете научно-фантастическую игру, которая действительно сильно связана с жанром, присмотритесь к успешным примерам.
С точки зрения механики отличный вариант – это технологии. Игроки могут их изучать, использовать или даже ремонтировать оборудование, и будут при этом чувствовать, что делают что-то уникальное, то, что может быть только в научно-фантастической игре. Ещё придать налёт научной фантастики помогает крупномасштабная война.
С точки зрения тематики придумывание оригинальных рас и империй может показаться интересным, но нет гарантии, что у вас получится сделать их запоминающимися. Наиболее успешные игры, наоборот, пользовались существующими шаблонами и успешно их эксплуатировали.
Комментарии:
P.S. игра настолько мне понравилась, что я решил заказать Conflict of Heroes: Price of Honour — Poland 1939, чей обзор я обязательно размещу на своём ресурсе....
04 12 2025 13:30:53
Первые впечатления от игры «World of Warcraft»...
02 12 2025 18:30:24
Господин Великий Новгород — Игра месяца (01/2008)...
01 12 2025 22:56:35
Не хватает лишь жетонов. Мой совет — сделайте жетоны на самоклеющейся белой матовой пленке типа Oracal, печать с плоттерной порезкой (измените диаметр на 2 см). Материал для наклеивания жетонов — сходите в любую стекольную мастерскую где сверлят отверстия под петли, у них остаются отличные жетоны, которые они просто выкидывают.(Говорю вам как хозяин стекольни))))...
26 11 2025 23:17:36
Вообще. Вообще не понравилась. Если Мифотопия была огромным разочарованием, то тут ничего кроме сеттинга особо не изменилось. Свистелок Уоллес добавил, перделок не доложил. Долго, неуютно, искусственно всё выглядит, механики вымученные, декбилдинг ни к селу, бои странные. Есть дырки в самих механиках (точно не помню в чём уже). В общем, кроме очень крутой обложки остальное так себе. Лицензия была продана FFG, но пока никаких анонсов о переделанном издании нет. 6 баллов. То есть, в текущем виде играть не буду, но если будет переиздание от FFG, обязательно попробую....
25 11 2025 4:39:42
"Существуют ли для этой игры соло-правила?"...
24 11 2025 11:19:37
Первая и вторая эпохи — это самое начало партии, где закладывается фундамент будущей победы. В каждой фазе игрок должен решить на какую из 9 доступных клеток выставить своего рабочего. К принятию решения нужно подходить взвешенно, ведь перемещать рабочих нельзя! Выставление рабочего приводит к нескольким результатам. Во-первых, вы получаете контроль над занятой территорией. Во-вторых, вы получаете шанс собрать одну из 8 уникальных победных комбинаций. В-третьих, вы лишаете соперника возможности занять участок, где теперь стоит ваша фигурка....
23 11 2025 22:58:40
Самый большой, богатый и разнообразный город на земле, New Angeles это дом для космического лифта на луну. Здесь вы сможете найти штаб квартиры самых могущественных мегакорпораций мира: Haas-Bloroid, Globalsec, Jinteki, Melange Mining, NBN и Weyland Consortium....
20 11 2025 6:52:15
Кликнув по этой ссылке вы сможете скачать материалы для игры Pandemic на русском языке...
19 11 2025 20:58:40
Если гекс, на котором находится работник игрока производит ресурсы, владелец работника получает ресурсы как будто бы рядом с этим гексом находится его поселение. Если при выпадении 7 или при использовании карты «Рыцарь» разбойник перемещается на гекс с работником, вместо похищения карты можно прогнать с гекса работника. В этом случае работник возвращается к своему владельцу и его снова можно нанять....
17 11 2025 17:11:32
Правила «Ticket to Ride: Alvin & Dexter» на русском языке...
16 11 2025 10:43:37
Также в игре есть мэр, он отвечает на вопросы группы с помощью жетонов «да/нет», «может быть», «почти угадали» и «угадали» (он должен молчать и только выкладывать жетон в ответ на заданный вопрос), причём количество жетонов ограничено. Если они заканчиваются, вопросы больше задавать нельзя, игроки должны посовещаться и попытаться вычислить кто же из них – «мафия» (эта роль достаётся только одному игроку, его и надо выявить). Причём, возможен вариант, когда «мафия» – это мэр, и в этом случае он может давать неправильные ответы на вопросы группы! Конечно же, если его ответы будут явно неверными, его могут легко раскусить. Для большого количества игроков предусмотрены ещё различные дополнительные роли (максимум в игре может быть 10 человек). Вместе с игрой будет выпущено мобильное приложение, содержащее тысячи слов, в котором также можно будет создавать и свои слова и списки слов для игры....
15 11 2025 11:12:25
Говорят, это небольшое нововведение оказывается весьма полезно. Оно стимулирует нападающего не просто пытаться забрасывать соперника кубиками издалека, а идти в атаку. В качестве побочного эффекта оно также усиляет нацию японцев (у них в ближнем бою отряды с полной численностью бросают дополнительный кубик), но, опять же, по словам игроков, это не сильно влияет на баланс....
14 11 2025 1:59:16
10:30 — Как делались другие игры издательства...
13 11 2025 10:10:58
Понадобится дополнительно: маркеры для учёта ранений...
12 11 2025 13:27:49
Chocolate Factory (2019) – Авторы: Matthew Dunstan, Brett J. Gilbert – Стратегическая, 1-5 игроков, 70 минут – Economic, Industry / Manufacturing – Action Point Allowance System, Card Drafting, Pick-up and Deliver – Проект заканчивается: 14 марта – Помощники: 753 – Список игр на BGG Соперничество шоколадных фабрик....
10 11 2025 12:12:58
Всего в новом дополнении обещается 20 сценариев. Ожидаемая дата выпуска нового набора – лето 2017 года. Цена нового дополнения составит $7.99. В онлайн-магазинах США, как обычно, его можно будет купить дешевле. Вероятно, за $4.99 (куда уж больше за 20-то карт)....
09 11 2025 10:20:53
Стоит отметить, что оригинальная игра Lost Cities вышла в 1999-м году. В 2016-м, 17 лет спустя, к ней появилось дополнение. На русском языке оно не издавалось, и в составе переиздания не планируется....
08 11 2025 22:50:10
Как-то мы увидели одну игру в «хотнесе» БГГ, которая немного нас удивила. Ибо игра была с весьма спокойным (а не ярким-броским, как сейчас модно) оформлением, от Семёна и при этом без единой миниатюры, да и с рейтингом 7,65 (для игр такой ценовой категории, это весьма прилично). Посмотрели-посмотрели мы на неё, да и забыли....
07 11 2025 6:10:27
Андрей получает в награду K2: Broad Peek (дополнение для К2), приехавшее прямиком из Эссена....
06 11 2025 19:33:32
Скачать материалы для игры Polite Society...
05 11 2025 15:45:33
Вот так выглядит игровое поле:...
04 11 2025 11:31:19
В начале игры каждый игрок выбирает цвет, получает картонную доску, которая олицетворяет собой подпольный самогонный заводик, маленький грузовик на четыре ящика виски, одного гангстера и десять тысяч долларов. Игра длится 12 раундов (12 лет сухого закона), и каждому игроку выдается 12 карт силы. Всего таких карт 72, и они все пронумерованы. Карты выдаются в тёмную, но по определённому шаблону, благодаря которому ни один игрок не получает явного преимущества. На игровом поле находятся увеселительные заведения, в которые игроки будут поставлять свою продукцию, помимо этого на поле выкладываются две колоды карт, из одной колоды можно покупать дополнительные грузовики, в другой колоде карты, дающие игрокам разнообразные преимущества. За один раунд доступна только верхняя карта в колоде грузовиков, и столько же карт действий, сколько игроков. В игре побеждает игрок, набравший в конце игры наибольшее количество денег, или игрок, набравший к концу любого раунда 100000$....
02 11 2025 17:19:43
В итоге остановился на классической Ticket to Ride. Конечно, при игре вдвоем в ней немного активного взаимодействия между участниками (разве что только если те специально и постоянно не ставят друг другу палки в колеса). Впрочем и сильно скучной и «пасьянсовой» я ее назвать не могу. Перед покупкой пробовал играть вдвоем в онлайне на сайте Days of Wonder и с искусственным интеллектом в компьютерной версии «Ticket…» Остался вполне доволен....
01 11 2025 13:23:22
В игре Shadows: Amsterdam используются не слова, а картинки, что, на мой взгляд, как и в случае с Codenames: Pictures, сильно затрудняет подбор намёков – приходится долго рассматривать все элементы картинок в поисках возможных взаимных пересечений (а время-то тикает!). Но, как я уже сказал, ничто не мешает в своей домашней версии игры использовать что-то более удобное, начиная от карт из Dixit, и заканчивая картами слов из Codenames....
28 10 2025 8:37:34
1. «Картона много не бывает». Птицу видно по помету, а настольного задрота по шкафу. Все настольщики игроманы, но картонная игромания отличается от компьютерной. В компьютерной вы спокойно можете «залипнуть» на ОДНУ игру и отдать ей несколько месяцев своей жизни. Настольщик так не может. Настольная игромания это погоня за НОВЫМИ ощущениями. Новые ощущения вам может дать только НОВАЯ игра, поэтому настольщик обречен на скупку новых игр. Их шкафы уже ломятся от коробок, а они все скупают, скупают, скупают....
24 10 2025 22:35:32
Итак. Вы руководите одной из 4-х доступных банд. В каждую банду входят 4 персонажа, хаpaктеризуемых 3-мя параметрами и 1-м уникальным свойством. Параметры следующие:...
22 10 2025 2:18:13
В общем, презанятнейший островок вырисовывается, прямо по классику:...
20 10 2025 8:24:26
И тут очень интересно посмотреть что подготовил пан Тшевичек. Плюс, игра максимально доступна, ведь нас ждёт русская версия. Показывать её будут на стенде GaGa Games....
16 10 2025 18:33:52
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку