Беседа о «Зельеварении»

Тема сегодняшнего интервью – игра Зельеварение. Эта настолка достаточно широко известна в России, а с недавних пор, благодаря выходу англоязычного издания, она стала доступна и для зарубежных игроков. Но мало кто знает о том, как она создавалась. Об этом мы и поговорим с её автором Сергеем Мачиным и руководителем Правильных игр Иваном Туловским.
Сергeй, Иван, здравствуйте! Спасибо, что согласились поделиться подробностями о создании «Зельеварения».
Здравствуйте, Юрий.
«Зельеварение» было издано в 2005-м году. А когда началась работа над игрой? Как долго она длилась? С кем и как долго проводилось тестирование игры?
Как, наверное, множество других настолок, «Зельеварение» было придумано после вечера, проведенного в хорошей компании за настольными играми. Помнится, тогда играли в «Каркассон», пpaктически до утра. Мы даже точно помним дату. Было это 5 января, а 25 августа игра вышла в свет. Тестировали игру три-четыре месяца с самыми разными людьми. В основном с новичками в настольных играх. Опытных настольщиков тогда, собственно, и не было. Мы и сами мало что знали о настольных играх, правда, у нас был некоторый опыт в разработке ККИ (с 2002 года мы издавали коллекционную карточную игру «Война»). Кстати, многие игроки в «Войну» помогали нам в тестировании «Зельеварения»: например, Дмитрий Корженевский, Дмитрий Шахматов и другие.
Были ли какие-нибудь правила игры, от которых отказались на этапе тестирования? Вообще, насколько известная нам финальная версия «Зельеварения» похожа на предварительный рабочий вариант?
Как-то так получилось, что все изменения были направлены на то, чтобы сделать как можно более бесконфликтную игру: игроки стали делиться очками за использование чужих эликсиров, заклятья стали действовать только на карты самого игрока, даже из названий карт были убраны какие-то негативные, мрачные слова.
Было бы любопытно посмотреть на какую-нибудь предварительную версию игры, увидеть предварительный дизайн карт. Существуют ли какие-либо прототипы «Зельеварения»?
Ну, был например такой вариант карты:
И такая схема зелий:
А вообще, папка с игрой у меня на компьютере называлась «Юный химик".
Учитывая, что «Зельеварение» у многих вызывает стойкие ассоциации с Гарри Поттером, не могу не задать этот вопрос, что было первично: тема или механика?
Сложно сказать. Я высказал мысль, что, наверное, в игре что-то магическое должно собираться в что-то магическое, и супруга тут же предложила идею зелий. Конечно, сразу вспомнили и Гарри Поттера.
Откуда брались названия рецептов при создании «Пpaктикума»? Как выбирались мифические существа? На каком этапе разработки в игре появились «Верховный эликсир» и «Верховный талисман»?
Мы старались придумывать названия эликсиров, исходя из их ингредиентов. Правда, в процессе доработки схемы некоторые ингредиенты менялись, а названия оставались прежними. Набор мифических существ мне кажется довольно стандартным. Но некоторых мне просто было интересно нарисовать — например, Авокадо-Кадавр и Василиск, мне кажется, получились удачно. А вот Баньши хуже – там была идея изобразить баньши так, как она/он описана в «Заповеднике гоблинов» Саймака.
Как определялась ценность карт? Почему в игре есть именно 2-х, 3-х, 6-ти, 8-ми и 10-ти очковые рецепты?
Это довольно просто: 1, 2, 3 – очки за простые действия, возрастающие по мере их усложнения. 6, 8, 10 – очки, которые можно поделить пополам для игрока, у которого забрали рецепт
Как создавалась схема рецептов «Пpaктикума»? В какой программе она была нарисована?
Как и прокси-карты большинства игр — в «Иллюстраторе» :). Кстати, изначально схема была пирамидальной. Замкнуть ее в круг предложил Степан Медведко. Кстати, он же предложил убрать из игры «злые» названия типа «Эликсира страдания».
Как решался вопрос с оформлением игры? Кто придумывал названия и изображения элементов? Кто и как подбирал цветовую гамму зелий и эликсиров?
Названия зелий придумывали мы с женой, как и цветовую гамму, но она несколько раз менялась. В оформлении первого издания «Зельеварения» велика заслуга Олега Бондаренко – сотрудника Дизайнерской группы «Столица». Вообще, надо сказать, что «Зельеварение» — это результат усилий большого количества разных людей, именно благодаря им игра получилась.
«Квадратный» счётчик первого издания «Зельеварения» я до сих пор считаю самым лучшим. Почему во втором издании появился другой, сходный со счётчиком из «Каркассона»? В третьей редакции счётчик разделили на две части: отдельно десятки и единицы. Лично мне такое решение кажется неудобным, ведь теперь вместо одной фишки по счётчику нужно двигать две. Как родилось это решение?
Первый счетчик был очень короткий, к тому же он был так нарисован, что не всегда было понятно, куда двигать фишку. Второй счетчик также был невелик, фишки проходили несколько кругов, часто путались. К тому же он плохо помещался в новой коробке. Поскольку большой складной счетчик сделать не получилось (из обычного картона он выгибался и фишки соскальзывали, а счетчик, изготовленный из жесткого каппа-картона, стоил бы как вся игра, вместе взятая), мы сделали двойной счетчик.
Начиная с третьего издания на коробке «Зельеварения» появилась награда сайта boardgamer.ru “Лучшая отечественная игра за последние 5 лет». На более новых изданиях есть и другие отечественные «настольные» награды. Оказало ли их появление какое-то влияние на продажи игры?
Посчитать насколько больше наборов игры продалось именно благодаря наградам, указанным на коробке, к сожалению, невозможно.
Но мы считаем – что награды однозначно создают положительный имидж игры у покупателя. Ибо некоторая часть людей ориентируется в своем выборе именно на проверенное и компетентное мнение других. А награда и есть такое мнение в чистом виде.
По отзывам на известном англоязычном портале BGG многие западные настольщики также обращают внимание – есть ли у новой для рынка игры какие-то награды.
В «Пpaктикуме» игрок должен в начале хода набрать одну карту, а потом сыграть одну карту. Мы же ввели такое правило: в начале игры всем раздаётся не по 4 карты, а по 5, а потом каждый ход игрок должен сначала сыграть карту, а потом — набрать. Получается, что каждый получает карту, которая должна придти ему в начале хода заранее и может заблаговременно решить какой картой ему зайти. При этом ничего в игре не меняется: игрок всё равно не может сыграть полученную заранее карту раньше, чем наступит его ход. Как вы относитесь к такой модификации правил? Не предлагалось ли сделать её официальным вариантом «Пpaктикума»?
Мы думаем об этом. Но есть несколько моментов, которые тогда придется поменять в правилах. Например, при игре с дополнениями у нас появляется 3 фазы в свой ход. Взял карточку, взял или сыграл, сыграл карточку. А если карточка (карточки) взяты в конце хода возникают новые нюансы.
Поэтому мы пока размышляем над этой идеей.
Как возникла идея издать промо-карты для «Зельеварения»? Кто придумал «Алхимикотэ» и заклятье «Универсум»? Были ли на этапе разработки промо-карт отвергнуты какие-нибудь идеи?Сделать промо-карты для «Зельеварения» хотелось давно. Как только представилась техническая возможность, мы их сразу напечатали. Планировалась еще одна промо-карта, посвященная он-лайн версии игры, надеюсь, она еще выйдет.
Сергeй, Иван, вы играете в «Зельеварение»? Какое из двух дополнений нравится вам больше, «Курс» или «Гильдия»? Используете ли промо-карты?
Играем, но не часто. По большей части по долгу службы: на презентациях, конвентах, выставках. На подобных мероприятиях обычно приходится объяснять игру новичкам, поэтому в основном получается поиграть только в «Пpaктикум».
Когда и как пришло решение издать «Зельеварение» на английском?
Идея издавать игру для англоязычного сообщества витала несколько лет. Ибо раз игра популярна в России, было предположение, что она может быть интересна и западным игрокам. Зимой 2011 года вопрос стал обсуждаться предметно. В апреле 2011 года мы решили, что поедем на Эссен 2011 и надо издавать. И запустили процесс печати первой англоязычной партии.
Кто занимался переводом текстов? Почему было решено изменить оформление карт? Какова была цель: сделать зарубежное издание функциональнее или красивее?
Английский перевод был подготовлен давно, года четыре назад. Сейчас он, наконец, пригодился. Дизайн карты хотелось сделать и более функциональным, и более красивым – укрупнить «элемент», который должен быть виден издалека, убрать флавор-текст (замечательный, но плохо различимый из-за маленького шрифта), дополнить фоновый рисунок какими-нибудь интересными деталями.
Насколько далеко простираются планы «Правильных игр» по покорению западного рынка? Сопоставим ли тираж «Зельеварения» на английском с тиражом русскоязычной версии игры?
Естественно текущие русскоязычные тиражи гораздо больше первого иностранного выпуска. Англоязычный тираж равен первому русскому тиражу 5 лет назад. Основная проблема, что игра издана и находится в России, а продавать ее нужно западным потребителям. Оптовым и розничным покупателям. И тут встает очень сложный вопрос экспорта из России чего-либо. Причем это касается любой сферы бизнеса.
В данный момент игру в розницу можно купить на международном аукционе Ebay с почтовой доставкой в любую точку мира.
В августе и сентябре 2011 «Зельеварение» было представлено на нескольких настольных конвентах в США, Англии, Швеции и Франции.
Западные обозреватели из мира настолок имели возможность познакомиться с игрой и дали положительные отзывы. Например, известный ведущий Matt Drake и ведущий видеообзоров Tom Vasel.
Ближайшая задача – презентация игры на международной выставке в октябре в Эссене в Германии.
Планируется ли издание англоязычных версий дополнений к игре? Появятся ли на английском промо-карты?
Непременно.
Как насчёт новых промо-карт для русскоязычных игроков? Стоит ли нам ждать каких-нибудь сюрпризов? Новых промо-карт для «Пpaктикума» или для дополнений?
Конечно.
«Пpaктикум» с «Университетским курсом» и «Гильдией Алхимиков» — это немало, но как насчёт новых дополнений для «Зельеварения» на русском языке?
Мы хотели бы выпустить новые игры в серии «Зельеварение». Но это ответственная, непростая задача. Надеюсь, в ближайшее время мы выпустим новое дополнение или даже отдельный набор с новым «Зельеварением».
Один вопрос давно не даёт мне покоя. В первом издании «Зельеварения» была карта «грифон». Начиная со второго издания она была переименована в «гиппогрифа», а в английском издании снова вернулся «gryphon». Чем объясняется такая трaнcформация названий?
Вначале это вообще должен был быть «Вампир». То, что изображено на карте сейчас – это, конечно, грифон. Так он и называется в английском издании. В какой-то момент «поттеровская клика» фанатов «Зельеварения» настояла на присутствии в игре «Гиппогрифа» ?, и после некоторых редакторских неурядиц в русском издании утвердилось именно это название.
В 2010-м году была анонсирована онлайн-версия «Зельеварения» и открылся сайт www.zelvar.ru. Сейчас он закрыт. Правильно ли я понимаю, что работы над онлайн-игрой заморожены?
К сожалению, наши партнеры по проекту не смогли справиться с поставленной задачей и отказались от участия.
Но идея жива, и мы надеемся в скором будущем вернуться к реализации компьютерной версии игры. В каком виде это сможет быть воплощено покажет время.
Уже почти пять лет как было анонсировано «Зельеварение – 2», но, насколько мне известно, разработка второй части была приостановлена на неопределённый срок. Есть ли у вас какие-то работы в этом направлении?
Нам не удалось придумать такое «Зелье-2», которое бы нам понравилось. Но оно не забыто. Некоторые механики перешли в «Варенье». Пpaктически готовый дизайн был переработан для английского издания. Часть механик, я думаю, будет использована в новом дополнении к «Зелью».
Сергeй, Иван, спасибо за интересное интервью! Было очень приятно пообщаться!
Юрий. И Вам спасибо за Ваши вопросы. Всегда с большим удовольствием готовим материалы для Вашего замечательного портала.
Комментарии:
Вся 32-карточная колода раздаётся 8 игрокам, так что каждый получает по 4 карты. Одна из карт колоды – преступник, которого и нужно поймать. Поймать его могут, естественно, сыщики. Их в колоде – 3 штуки. Игрок выкладывает карту сыщика и вежливо так спрашивает у любого другого игрока, не преступник ли он....
04 12 2025 6:12:26
Перевод правил настольной игры «Celtica»...
01 12 2025 3:27:59
Все шесть партий в Memoir '44, которые я отыграл на прошлой неделе прошли в рамках первого самарского турнира по этой игре. Про них я уже подробно рассказывал, так что повторяться не буду....
30 11 2025 20:55:43
Новая ссылка — сайт «Распечатай и играй»...
28 11 2025 19:59:17
Настольные игры нацистской Германии уйдут с молотка...
27 11 2025 22:25:38
25 11 2025 11:50:56
Автором этой игры является человек, подаривший миру Манчкина — Стивен Джексон. Что касается ценности Lord of the Fries для любителей настольных игр, могу сказать только, что судя по рейтингу на BGG.COM (6.0/10), ничего особенного эта настолка собой не представляет....
22 11 2025 15:44:51
Игровые компоненты. Это слабое место Puerto Rico. Центральное поле, которое хранит все игровые здания — это сухое серое поле. Кучу надписей и никаких картинок. Настолка конечно старая, но почему бы не сделать репринт с красивыми картинками? Сравнивать оформление с той же Кубой просто глупо, Cuba на голову впереди. Место на карточках зданий есть, но почему бы его не заполнить красочной картинкой? Личные плантации игроков смотрятся получше, но также на две головы позади Cuba. К остальным компонентам нареканий нет....
21 11 2025 14:19:16
Еще у игроков на руках есть карточки, которые можно сыграть во время своего хода. Карточки могут как приносить дополнительные деньги, так и давать дополнительный ход или дать возможность самому выбрать направление....
19 11 2025 17:17:26
В зависимости от количества участников на поле открыто для посещения определенное количество портов, а сама игра длится то или иное число ходов. В финале подсчитывают очки на победных картах и определяется победитель....
17 11 2025 12:32:12
Страничка Anima: Tactics на сайте Fantasy Flight Games...
15 11 2025 4:25:13
На этой неделе мы снова играли в Memoir' 44 — Breathrough и снова в самый первый сценарий из этого дополнения. Напомню, что в нём по середине поля проходит железная дорога, с одной стороны которой окопались немцы, а с другой сосредоточены значительные силы союзников, изготовившиеся к атаке. На прошлой неделе я комaндовал немецкими войсками и выиграл с небольшим перевесом со счётом 12:9, а в этот раз сел играть за союзников....
14 11 2025 9:22:20
Игроки в «Бумтауне» — это золотодобытчики, каждый из которых стремится преуспеть более других. Там, где происходит всё это безобразие, имеет место быть пять городишек, вокруг которых натыканы прииски, и именно отсюда всё проистекает....
13 11 2025 0:47:44
Мораль сегодня такова: нужно ценить то, что мы имеем. Возможность делать пнп в эпоху активной борьбы за авторские права (которые, наверное, по очевидным причинам правильнее было бы называть издательскими) — это просто какое-то чудо....
12 11 2025 0:55:42
Правила игры «Descent: Journeys in the Dark»...
11 11 2025 17:46:42
Охотники побеждают убив либо графа, либо всех его невест. Дpaкула побеждает, если уничтожит или превратит в вампиров всех охотников....
10 11 2025 19:23:23
Планета Ярости — российская карточная стратегия для любителей фантастики. Низкая сложность, ориентирована на новичков. Игра доступна к предзаказу на Бумстартере по цене от 1340 рублей....
08 11 2025 11:54:57
В результате получается следующее — с базовым набором можно сыграть исключительно в кампанию "всё что есть на всё, что есть", с различной расстановкой и миссиями. Чтобы ощутить тонкости каждого боя придётся докупать юниты. ...
06 11 2025 20:31:55
Прежде чем экипаж приступит к работе, вам будут даны инструкции обо всем, что нужно знать: что экипаж должен выполнить, как он может преуспеть и как быстро это должно быть сделано. Некоторые задания легче и быстрее, некоторые дольше и сложнее. Какой тип работы вы хотите выполнить – решать вам. Вы можете выполнять одну миссию или несколько заданий сразу, используя кредиты, которые получили за выполнение предыдущей работы для экипировки экипажа в следующей миссии....
04 11 2025 10:21:32
На каждом пункте игроки бросали шестигранный кубик с нанесенными на него аналогичными рисунками и сопоставляли результат с картой, в случае совпадения и происходило то или иное событие в жизни беглеца. Изюминкой игры было огромное количество путей-дорог к вольному Дону, какие-то были более долгие, но менее опасные, другие – соответственно, покороче и рискованней. ...
03 11 2025 17:35:34
Откуда родилось ваше увлечение настольными играми? Чем именно вас привлекли настолки?...
31 10 2025 12:29:42
Карты "самая длинная дорога" (выдаётся за 5 дорог) и "самая большая армия" (выдаётся за 3 рыцаря). Памятки по строительству: лес + кирпич = дорога, лес + кирпич + вода + гусь = поселение, 2 х вода + 3 х руда = город, руда + вода + гусь = карта развития....
30 10 2025 12:45:56
Иногда я не играю в настольные игры. Так бывает достаточно редко, примерно раз-два в год, не больше. И эта неделя — как раз из таких. За прошедшие семь дней мы ни разу не разложили ни одну настолку. Хотя могли....
29 10 2025 1:26:43
00:00 — Вступительное слово...
28 10 2025 2:35:45
Вообще, игра для евро любителей. Для поклонников жанра она будет казаться весьма свежей и интересной. Особенно если надоели вечные клоны Пуэрто Рико с движком snowball. Длительных ресурсных вложений здесь пpaктически нет — зато есть, строго говоря, "кризисная тактика" — нужно правильно распорядиться пришедшими в руку картами и расставить свои фишки влияния так, чтобы не потратить их впустую, насолить другим игрокам, да и ещё получить побольше....
27 10 2025 1:23:21
Давайте посмотрим на компоненты поближе:...
26 10 2025 0:29:41
Последний год был для меня особым. Я много занимался и готовился к экзамену (прим. hk — Файдутти хотел преподавать историю, для чего нужно сначала сдать экзамен), который в итоге провалил. Итак, я много читал и значительно меньше времени уделял играм в настолки и их разработке. В результате я смог опробовать лишь малую часть отличных игр, из-за чего моя награда "Игра года" может стать менее весомой. Несколько дней назад я беседовал с одним из своих товарищей, Марком Ламониром (Marc Laumonier), с которым мы часто играем и чьи вкусы весьма схожи с моими собственными. Когда я спросил его, какие игры в этом году были лучшими, он назвал Railways of the World Card Game, Qwirkle, Tikal II и The Castles of Burgundy. Я же ни с одной из этих игр знаком не был. Недавно я сыграл в Qwirkle и она, вероятно, будет включена в мою библиотеку идеальных игр, но точно не станет моей игрой года. И я ещё должен сыграть в остальные три игры....
24 10 2025 21:18:22
Это инструмент точно есть в PS CS4, и более поздних версиях. Находится он в File — Automate — Crop and Straighten Photos. Все что нужно сделать — открыть лист с отсканированными картами, выделить карты и часть фона инструментом Rectangular Marquee Tool (можно и не выделять, тогда обработается весь лист, но в этом случае иногда неверно распознаются границы карт) и выбрать этот скрипт. После секунд обработки — каждая карта будет открыта в новой закладке, обрезана от фона и выровнена. Все что вам нужно — скопировать их в один файл и раскидать по листу....
22 10 2025 8:26:23
Про ROTW можно сказать примерно то же самое, тут тоже нужно строить железные дороги и возить по ним товары, а побеждает тот, кто наберёт больше всех победных очков. Принципиальное отличие, пожалуй, только одно – количество ходов в Steam ограничено, а в ROTW партия длится, пока не будут вывезены грузы из определённого количества городов. Причём, игроки могут увеличивать продолжительность партии, выполняя действие «урбанизация», при котором в опустевших городах могут возникать новые грузы....
20 10 2025 23:38:30
Игрового поля как такового здесь нет. Весь процесс строится на ряде планшетов. Во-первых, персональный планшет есть у каждого игрока. На нём отмечаются такие показатели как население, производство, количество рабочих, армии и запас ресурсов. На персональном планшете изначально нанесены изображения нескольких карт – это стартовые условия. В последующем по мере развития цивилизации у игроков будут появляться новые карты. Часть из них нужно будет размещать рядом с планшетом, а часть – выкладывать прямо на него поверх карт того же типа, но менее эффективных. Здесь же, на персональном планшете, расположен запас рабочих (они представлены жёлтыми кубиками) и запас ресурсов (синие кубики). Рабочие нужны для активации эффектов карт, чтобы карта «заработала», на ней должен быть минимум 1 жёлтый кубик. Если он на карте есть, карта начинает приносить то, что на ней указано. Это может быть военная сила, наука, ресурсы (еда и стройматериалы) и т.п. Во-вторых, ряд планшетов лежит в центре стола. Это счётчик культуры (она же – победные очки), счётчик науки (ресурс, нужный для розыгрыша новых карт), счётчик военной силы, а также «торговый ряд», где размещаются доступные для приобретения новые карты....
18 10 2025 12:51:36
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку