«Великая Отечественная» — взгляд из-за границы

Набрёл на BGG на обзор Великой Отечественной, написанный немецким игроком Silverwings, познакомившимся с экспортной версией этой игры (она издаётся под названием Operation Barbarossa 1941). По его словам игра получилась неплохой, хотя и не без некоторых недостатков.
Вторая часть моего обзора посвящена игровому процессу Великой Отечественной. Миниатюры и другие игровые компоненты были описаны в первой части обзора.
Великая отечественная издана производителем моделей, что наложило на игру определённый отпечаток. Никаких каунтеров и маркеров здесь не используется, вместо имеются карты юнитов, на которых записываются все показатели. В результате поля сражений выглядят очень привлекательно, но при этом сложно понять каков статус каждого юнита. Проблемы возникают, когда у вас на поле много подразделений. Например, если у вас есть пять отрядов пехоты (все они выглядят одиноково), непонятно, который из них повреждён, кто – оглушён. У каждого юнита есть флаг с номером, но всё же…
Это подводит нас к следующему факту: в игре много правил. Точнее, много специальных приказов, большая часть которых может быть выполнены только отдельными специализированными подразделениями (например, инженерами). Кроме того, в игре есть отдельные правила для штабов и авиации.
В этом есть и плюсы, и минусы. Освоение игры даётся тяжеловато, особенно для любителей несложных игр. Продвинутым игрокам тоже придётся нелегко. Великая Отечественная тяжелее как чем очень простой Memoir ’44, так и чем более сложная Tide of Iron.
Правила написаны понятно, НО: в них просто перечисляются все правила игры. Следовало бы брать пример со Squad Leader или Earth Reborn, где игроки знакомятся с правилами постепенно. Тут же тебя как будто бросают на глубину и ты должен либо научиться плавать, либо утонуть.
По сравнению с другими известными мне играми Великая Отечественная гораздо более детальна и реалистична. Это также означает, что игра несколько медленна, особенно в течение первых трёх партий, пока вы не познакомитесь со всеми правилами.
Планирования тут несколько больше, чем я привык. Вы отдаёте подразделениями приказы выполнять определённые действия. НО: при движении нужно заранее продумывать маршрут, а при обороне заранее планировать какой сектор оборонять и с какого расстояния открывать огонь и т.п. Из-за этого игра обладает уникальной атмосферой, но при этом замедляется и проходит достаточно напряжённо.
В большинстве игр явно ощущается пошаговое выполнение действий, вы можете активировать юнит и делать с ним всё, что захотите: перемещать отправлять в атаку и т.п. В ВО всё не так. В этой игре возникает ощущение реального времени. При перемещении двигаются сразу все юниты, перемещаясь одновременно гекс за гексом. Это примерно как компьютерная стратегия в реальном времени с паузами, позволяющими отдавать юнитам приказы.
Важным фактором в игре являются боеприпасы. При выполнении всех действий, связанных с огневым контактом с противником, расходуются боеприпасы. И если они закончатся, будет очень неприятно. Подразделения могут пополнять боезапас при помощи грузовиком снабжения. Важно сохранять необходимое количество боеприпасов до ключевого момента. Здесь, опять же, необходимо планирование.
Поговорим также немного о штабах и авиации, которые действуют по собственным правилам, отличающимся от правил для обычных подразделений.
Штабы в игре «скрыты», хотя они и находятся на поле боя. Как и в большинстве игр, в Великой Отечественной есть проблемы со скрытыми юнитами: противник не должен знать где они находятся, но вы должны обозначить их местонахождение чтобы задействовать способность поддержки, работающую в радиусе 2-3 гексов вокруг штаба. Звезда решила эту проблему так: дислокация штаба на поле боя известна, но атаковать его нельзя (и я не вижу в этом решении каких-либо минусов).
Штабы дают юнитам в своём радиусе действия бонусы и возможность перебрасывать кубики. Если их правильно использовать, они становятся крайне эффективны. Единственный вопрос, который у меня возник по штабам заключается в том, что цена русского и немецкого штабов одинакова (35 очков), но радиус действия русского штаба – 2 гекса, а немецкого – 3. Почему же они одинаково стоят? Понятно, что их хаpaктеристики отражают проблемы российского комaндования, но всё же мне это кажется несколько странным.
В ВО война ведётся и в небе. Самолёты в игре представлены в виде миниатюр. Игрокам доступны бомбардировщики и истребители с различными спецсвойствами. Также в игре есть наземные подразделения противовоздушной обороны.
В отличие от других сфокусированных на наземных сражениях игр с миниатюрами по мотивам Второй мировой, в ВО применяется хорошая система безо всяких карт поддержки и иных элементов, не представленных непосредственно на игровом поле. Самолёты находятся на аэродроме (вне поля), где заправляются и снаряжаются, а затем вылетают на задание на поле боя.
Опять же, тут нужно планирование. Игровая система работает отлично, хотя на то, чтобы к ней привыкнуть потребуется некоторое время. Единственное нарекание – если у одного игрока будет 1 или несколько самолётов, а у противника не окажется ни авиации, ни ПВО, исход боя будет, фактически, предрешён.
Так что в игре важна сбалансированная армия и осторожное планирование. В моих глазах это плюс. Также вам понадобится удача, поскольку в игре часто нужно будет бросать много кубиков.
Что ещё есть в игре: пехота (много спецотрядов), бронетрaнcпортёры, танки (лёгкие, средние, тяжёлые), самолёты, дымовые завесы, минные поля, снабжение, планирование и напряжённость.
О чем еще можно сказать: пехота + многие события, бронетрaнcпортеры, танки (легкие/средние/тяжелые), самолеты,дым, minefileds, снабжения, планирования и напряженности. Всё это есть в игре.
Сценарии – это здорово, потому что они предоставляют определённую свободу действий. Обычно игроку полагаются заранее предопределённые отряды плюс некоторое количество очков, за которые можно приобрести дополнительные войска, что повышает реиграбельность игры.
Не упомянутыми остались элитные отряды (немецкие ветераны лучше русских, но дороже стоят), танковые спецподразделения и др. Они делают сценарии более «индивидуальными», добавляя в них некоторые детали.
Плюсы:
— отличное соотношение цена/качество, особенно с дополнениями;
— армии покупаются на очки;
— высокая детализация и реализм;
— очень хорошо реализовано планирование;
— ощущается война в реальном времени (а не пошаговая) ;
— отличные правила использования самолётов;
— историческая достоверность (и в моделях, и в параметрах отрядов).
Минусы:
— очень сложно освоить (нет системы пошагового погружения в правила) ;
— неясные состояния юнитов (из-за отсутствия каунтеров) ;
— нужно больше игровых полей;
— партия занимает целый вечер;
— нет системы кампании (как и в большинстве других игр такого типа).
Мой совет:
Если вы не имеете ничего против сложной игры, и вас не смущает то, что один сценарий займёт целый вечер… что вы тут делаете? Вы уже должны были купить игру!
Если вам по душе игры продолжительностью час-полтора, которым несложно обучить новых игроков, скорее всего эта игра не для вас.
Если же вам, как и мне, нравятся Squad Leader и Tide of Iron, я рекомендую вам Великую Отечественную! Для меня эта игра стала одним из открытий 2011-го года.
Надеюсь, «Звезда» продолжит двигаться в намеченном направлении. Издатель может попробовать немного улучшить игровые компоненты. И, по крайней мере, вам не пытаются дополнений на 40 евро, в которых встречаются всего лишь несколько необходимых миниатюр.
Отличная работа, «Звезда»! Теперь, пожалуйста, поддерживайте свою игру и активнее проявляйте себя на BoardGameGeek.
Финальная оценка:
Игровой процесс: 4,5/5
Миниатюры: 5/5
Правила: 3,5/5
Реиграбельность: 4,5/5
Комментарии:
Главное различие в них, которое можно уяснить для себя до вскрытия коробки — это автор. У Шервуда на обложке значится некий Nils Finkemeyer — если обратиться к BGG, то можно выяснить, что это его первая, и, скорее всего, последняя игра — т. к. с рейтингом 5.5 для первого проекта делать в игровом настольном бизнесе сейчас нечего. Рейтинг у Робина Гуда тоже не впечатляет — 5.7. Но если посмотреть на другие графы, то всё встаёт на свои места — 6.74 средний (этот рейтинг хаpaктерен для игр из первых 400-500 позиций), но маленькое число проголосовавших, а также год издания (2005) влияют на общую статистику. Комментарии к игре пестрят сообщениями: «когда же выпустят на английском?», «когда будет переиздание?» и т. п....
14 12 2025 7:49:18
Были вот «Три мушкетёра» и «Терминатор» от «Звезды». Игры небесспopные, но привлёкшие к себе многопозитивного внимания. «Мушкетёры» даже отметились на международном уровне, и хотя эта игра не совсем в моём духе, отрицать её семейную общеполезность нельзя. А вот с «Терминатором» странно… явно любопытная игра, про которую, к сожалению, сказать мне абсолютно нечего. Просто потому, что её немыслимо найти в новосибирской продаже. И дело даже не только в ней — это ко всей игровой продукции «Звезды» относится! Не знаю, как за другие города, а вот за Новосибирск игровые маркетологи «Звезды» оч-ч-чень хорошо заслужили по шее. Как бы третий по численности российский город, а не чешутся…...
13 12 2025 23:45:18
Новые карты для настольного ужастика «Нашествие зомби»...
12 12 2025 1:44:37
Андрей получает в награду K2: Broad Peek (дополнение для К2), приехавшее прямиком из Эссена....
11 12 2025 1:46:53
Если же кто-то окажется не способен унять своё желание писать не относящиеся к теме настольных игр комментарии, я вынужден буду придти на помощь....
10 12 2025 18:59:14
PS: думаю, вопрос нужно решать глобальнее. У нас есть карта любителей настолок (которой, похоже, мало кто пользуется). Может стоит завести на форуме отдельную ветку, где можно будет найти игроков в своей стране, регионе, городе?...
09 12 2025 19:37:50
Игрок не может просто поставить кубики, куда хочет – как в настоящем кaзинo, он сначала ими играет. В свой ход, бросив все имеющиеся у него кубики, игрок выбирает одно из выпавших на них значений, и ставит все кубики с таким значением в то кaзинo, которое обозначено этим числом (всего в игре 6 кaзинo, со значениями от 1 до 6). Поставив кубики, игрок уже до конца раунда не может их себе вернуть, поэтому тот, кто не торопится делать большие ставки, продолжает их делать дольше тех, кто поторопился. И после каждого броска игроку предстоит делать выбор: поставить сразу несколько кубиков с выпавшим на них одинаковым значением, чтобы пpaктически гарантированно выиграть в каком-то кaзинo, или довольствоваться малым, поставив всего один какой-то кубик, чтобы выждать и посмотреть, как распределятся ставки других игроков?...
06 12 2025 23:25:35
Под правилами скрывается ещё одна книженция такого же формата. Это — список из 10 сценариев....
05 12 2025 8:57:24
В игре множество шуток и отсылок для фанатов серии (например, непостоянная дальность «Гoлyбого Жука»), но игра также доступна не читавшим книги....
03 12 2025 0:53:38
Я привёз несколько прототипов, в основном в небольших коробках, умещающихся в мой багаж. Как мне кажется, больше всего интереса вызвали два, Lifestyles и Vintage. Возможно, как это было в прошлом году после поездки в Корею, вскоре одна из моих игр впервые будет издана на русском языке....
02 12 2025 2:15:32
Сегодня я расскажу об игре, в которую не играл никто, кроме 17 человек из Halfbrick. Это интересная история, но в ней не будет научных фактов и проверенных приёмов создания проекта....
30 11 2025 19:30:40
Все игроки совершают действия одновременно, а значит, одновременно играть может множество игроков. Используйте различные стратегии и случайно выпадающие карты, чтобы ваши игры были уникальны и неповторимы!...
29 11 2025 1:55:46
Who Goes There? (2018)
– Авторы: Anthony Coffey, Jesse Labbe
– Тематическая, 3-6 игроков, 110 минут
– Novel-based, Science Fiction
– Card Drafting, Cooperative Play, Dice Rolling, Role Playing
– Игроки TTS: 11729
– Игроки BGG: 525
– Список игр на BGG
Борьба с инопланетной нечистью, вселяющейся в тела обитателей антарктической станции....
27 11 2025 6:48:21
На безбрежных просторах интернета (а именно на форуме сайта memoir-44.ru) я набрел на опубликованный тов. pokepoke пост с ссылками на PnP (Print’n’Play) игры. Фраза «карточный файтинг» меня заинтриговала. Я скачал правила, пробежался глазами по компонентам, подумал «вроде ниче так», напряг друга с распечаткой (отдельное спасибо ему ) и вуаля – мы играем в Deadly Harmony....
26 11 2025 2:11:10
У Splendor достаточно простые правила и быстрые партии, поэтому она отлично подходит для малоопытных игроков. А приятный дизайн и манящие жетоны драгоценностей (похожие на покерные фишки), которые так и хочется потрогать, положительно сказываются на общем впечатлении от игры....
25 11 2025 23:55:57
Сылка на BGG: https://boardgamegeek.com/boardgame/4090/2nd-fleet...
24 11 2025 9:41:56
Скачать правила игры Mordred на русском языке (pdf, 305 Kb)...
21 11 2025 2:51:26
Игровые поля плохо прилегают к поверхности стола, пружинят. Картон часто изогнут. ...
20 11 2025 11:26:42
Как только корабль закончен, он сходит на воду, экипируется и обзаводится комaндой. На этом этапе игрок получает очки за получившееся судно. После этого – тестовый прогон по заранее подготовленной системе каналов. В ней корабль осматривается на предмет безопасности, приспособленности к военным или торговым целям. За что судовладелец получают бонусные очки....
19 11 2025 4:25:35
Взрывные котята. Крайне простенькая карточная игра. Тянешь карту из колоды, если вытянул котёнка – проиграл. Но есть возмонжость уменьшить риск получить ненужную карту. Выезжает за счёт оформления и темы «котиков». Пробовали несоклько раз, как-то совсем не понравилась. Аналогичная чёрная коробка – это та же самая игра, только иллюстрации и подписи на картах имеют маркировку 30+ (как 18+, только мощнее)....
17 11 2025 20:22:20
Очень много явно странных вопросов имеют совсем не то значение, которое озвучивается. Это касается и продаж, и обычной жизни. Давайте разберём ещё пару примеров. Начнём с риторических вопросов в духе «А этот пазл точно собирается? Там все детали внутри?». ...
16 11 2025 12:59:16
Структура файла для печати:
1. Страницы 1 — 16: карты жанров. Печатать один раз каждую страницу.
2. Страницы 17 — 21: начальные карты. Печатать один раз каждую страницу.
3. Страница 22: рубаша для страниц из п. 1 и п. 2.
4. Страница 23: карты достижений. Печатать один раз.
5. Страница 24: рубашка для карт достижений.
6. Страницы 25-26: карты специальных способностей. Печатать один раз каждую страницу.
7. Страница 27: рубашка для карт из п. 6.
8. Страницы 28-29: игровое поле, двухстороннее....
14 11 2025 1:12:56
Вы перебираете тайлы в центре стола, кладёте к себе так, чтобы по-возможности совпадали стороны, ищете животных, ну и следите за временем. Стараетесь не брать вулканы. Ещё пара мелочей. Очень скучно, на мой взгляд. И вторично. 6 баллов. Электронные часы там только прикольные. ...
13 11 2025 5:17:18
Печальна судьба самых популярных игр 2009-го года. И если Hansa Teutonica, победитель того года, худо-бедно удерживает к себе интерес, то популярность Dungeon Lords и Steam нынче совсем не та, что была. Зато в полной мере засияла лучшая игра для вечеринок того года, Telestrations, которая за прошедшие годы легко догнала и перегнала по популярности всех остальных....
10 11 2025 11:57:55
Готовится к изданию новое дополнение для Runebound — Unbreakable Bonds ?...
09 11 2025 18:40:58
— игровое поле;
— 4 фишки героев;
— 4 подставки под фишки героев;
— 1 кубик;
— 30 фишек жемчужин;
— правила игры....
07 11 2025 6:22:51
Проблему с картами я решил просто — приобрел ламинатор, решив, что протекторы это не вариант и часть игр заламинировал, надежно, долговечно, можно не бояться, что помнется или будет залита пивом-чаем 🙂...
05 11 2025 4:42:52
Подробности о Merlin’s Company на английском языке можно прочитать здесь, здесь и здесь....
30 10 2025 9:46:11
В комплект игры входят 103 карты, каждая из которых может быть использована двумя способами: в качестве события, либо в качестве источника очков операций. Очки операций используются, чтобы увеличивать влияние игрока в одной или нескольких странах, совершать попытки уменьшения влияния противника, осуществлять перевороты, а также, чтобы продвинуться в Космической гонке. События посвящены известным историческим фактам, таким как создание ЦРУ, блокаде Берлина или Карибскому кризису и менее значимым для мировой истории событиям — антивоенным демонстрациям, Олимпийским играм и т.п. ...
29 10 2025 2:54:57
Единственно что расстраивает — отсутствие переведенных правил. Может кто заинтересуется игрой и одолеет перевод правил?...
26 10 2025 1:46:36
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку