Впечатления от игры «Thunderstone»
Новосибирский настольщик Михаил опубликовал у себя на сайте вторую часть обзора Thunderstone, посвящённую впечатлениям от этой игры. По словам Михаила, Thunderstone несколько громоздка и плохо подходит для 4 и 5 игроков — при таком количестве начинает ощущаться дayнтайм, а вариантов взаимодействия между игроками пpaктически нет.
Разобрав правила, теперь самое время посмотреть на них в действии. В общем-то, я уже мельком упомянул, что при всём моём восхищении идеей, сама игра не вызвала у меня аналогичного восхищения — давайте же смотреть, почему.
Самая главная особенность «Громового Камня», на мой взгляд, очень неоднозначна и нетривиальна. Честно говоря, я такого пока не встречал… по крайней мере, навскидку упомнить не могу. В игре очень причудливо сочетаются детерминизм и рандом хода. Это то самое единство-борьба противоположностей, про которое нам мыли мóзги замполиты и преподаватели философии. 🙂 Сейчас поясню, для чего опять же придётся сравнивать с «Доминионом».
Положите в корзину сразу, потом потеряется:В «Доминионе» вы исходно имеете только одно действие, и это иногда приводит к нелёгкому выбору. Допустим, на руке у вас оказалось три карты денег и две карты действий: «Moat» (даёт две карты) и «Militia» (даёт две монеты и пакостит остальным игрокам). Что вы сыграете? Очевидно, придётся принять в расчёт много факторов: сколько денег у вас уже на руке, насколько денежную стратегию вы проводили до этого, на какой стадии находится игра, сколько каких карт успело уйти в дискард и сколько ещё лежит в колоде… В конце концов, нужно будет исходить и из предположений о своей удаче. 🙂
В «Громовом Камне» ничего такого нет. Там сpaбатывают все действия, указанные на картах. Поэтому ход намного более детерминирован. Весь выбор делается между деревней/пещерой, да ещё нужно будет решать, какие из опциональных эффектов применять, а какие нет. (В основном это выбор типа «если я затрэшу эту карту, то получу ещё несколько карт или — реже — несколько монет»). И что совершенно возмутительно, есть лишь одна карта, дающая дополнительную покупку («Barkeep»). Для сравнения, в базовом «Доминионе» таких карт четыре («Council Room», «Festival», «Market», «Woodcutter»).
Итак, на уровне каждого отдельно взятого хода правит бал детерминизм. А вот на уровне игры, как ни странно, рандом!
Потому что в «Доминионе» для покупки доступны все карты одновременно, а в «Громовом Камне» на каждый конкретный момент для убиения доступны лишь три монстра — те, что вылезли из пещеры дальше других. И это иногда чертовски злит: на руке у тебя герои-оружие-заклинания, которыми можно кого угодно вынести, а при входе в пещеру тусуется какая-то мелочь! Натурально, выбираешь из неё кого поинтереснее, выносишь с полпинка. После чего вылезает какой-нибудь бальрог, но тебе он уже точно не достанется: пока до тебя ещё дойдёт следующий ход, на него радостно набижит кто-то другой… Ну не свинство ли?! А ведь это отнюдь не гипотетическая ситуация, такое встречается запросто.
Прониклись несправедливостью? А теперь учтите ещё, что самые «вкусные» монстры запросто могут оказаться под картой Громокамня, что уменьшает шансы заполучить их в свою коллекцию почти до нуля.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:Идём дальше. Вот ход очередного игрока. Выглядит это примерно так: «иду в деревню… бу-бу-бу… одна карта отсюда, одна отсюда… бу-бу-бу… с этого ещё одна карта… всё, больше эффектов нет, денег у меня… бу-бу-бу… девять монет, покупаю… мнэ-э-э… файерболл покупаю… а не левел-апнуть ли мне файтера… а, блин, там второго уровня уже не осталось… ну, вроде всё».
А что делают в это время другие? А скучают! Потому что в базовом «Громовом Камне» есть лишь три — повторяю, три — карты, обеспечивающие какое-никакое взаимодействие («Lorigg», «Selurin», «Redblade»). И всё оно заключается в сбросе другими игроками одной-двух карт. И до этого взаимодействия ещё нужно дорасти: оно связано с героями отнюдь не первого уровня. Опять же для сравнения: в базовом «Доминионе» взаимодействие обеспечивается семью картами («Bureaucrat», «Council Room», «Militia», «Moat», «Spy», «Thief», «Witch»).
Результат закономерен: хотя объективно ход длится примерно столько же, сколько в «Доминионе» (в среднем), субъективно он кажется гораздо более долгим. Играть более чем вдвоём-втроём особого смысла нет, хотя правила обещают до пяти игроков включительно. Может стать скучно (проверено на партии вчетвером).
Зато у «Громового Камня» очень хорош соло-режим. Да, который для одного игрока. Для него даже не понадобилось что-то придумывать и вносить в правила изменения. Разница с обычной игрой только в том, что монстры лезут из пещеры каждый ход, и если кто-то вылезет, то он ползёт в деревню и творит там непотребство. 😉 Соответственно, игрок как предводитель партии, должен этого не допускать. В конце сравниваются победные очки колоды игрока против победных очков добравшихся до деревни монстров, откуда нетрудно определить исход противостояния.
В общем, игра получилась довольно неоднозначной, хотя коммерчески вполне успешной (уже второе дополнение готовится к выходу) и чем-то цепляющей — вон, меня таки зацепило, раз я не поленился расписать о ней целый тpaктат. 🙂 Который закончу в своём обычном стиле, разве что тоже чуть подробнее обычного.
Положи в корзину сейчас:Достоинства игры:
- Оформление и дизайн.
- Весьма убедительная реализация легенды средствами игровой механики.
- Хороший соло-режим.
- Хороший потенциал расширения.
- Толика здорового РПГ-шного юмора. Это не «Манчкин», конечно, но… Пролут, экспу и левел-ап я уже писал. А ещё, например, есть тут чýдная карта «Trainer». Позволяет убить в своей партии мужика-деревенщину и получить за это экспу. 😉 Ну, вы поняли.
- Карты имеют стандартный для ККИ размер, что сильно облегчает одевание их в протекторы.
Недостатки игры:
- Явно неудачная коробка.
- Всё, связанное с форм-фактором (см. про это в обзоре «Доминиона»).
- Помимо предыдущего пункта, особо отмечу затянутый сетап.
- Не очень удачное сочетание детерминизма и рандома.
- Откровенно слабое — почти никакое — взаимодействие.
- Значительный дayнтайм при игре более чем втроём.
Неоднозначные особенности перечислять не буду. Вся игра — сплошная неоднозначность. 🙂
Техническая информация:
- 530 карт размером 63.5×88 мм. Но из них 32 карты экспы можно не одевать в протекторы, и вообще можно пользоваться вместо них любыми каунтерами. Карты в протекторах нормально помещаются в оригинальную коробку.
- Хаpaктеристики игры от издателя: 2-5 игроков от 12 лет (на самом деле от 9-10 лет вполне нормально). Продолжительность партии около 45 минут.
Комментарии:
From Rags to Riches, по слухам имеет свои народные прототипы не только в России, но и за рубежом. И это тоже шанс зацепиться за игроков. ...
21 11 2024 5:38:49
В таком режиме было отыграно две партии. Поскольку первая из них одновременно стала первой полноценной партией для обоих игроков, было решено сыграть в полуобучающий сценарий и набрать восемь образцов тухлятины с зомбецов. Задача была выполнена уже на третий ход: полицейский диспетчер в участке достала дробовик и открыла геноцид мертвецов, не сходя с места, а на базе их же крошил в капусту ниндзя. Изи вин, как говорится....
19 11 2024 13:42:31
Помимо «девелоперов», в игре участвуют два независимых персонажа: каждую стройку может посетить как Проверяющий, так и Самый Главный. И тогда прогнозировать ход строительства пpaктически невозможно. Бизнес -интрига и непредсказуемые действия чиновников, точный расчет и внезапная удача – в игре «Коммерсантъ. ДЕНЬГИ» -все как в жизни. Действия участников иллюстрирует уникальный фоторяд – снимки из архива газеты «Коммерсантъ»....
16 11 2024 23:35:59
2. Страховая компания готова рассмотреть наши предложения по игре, направленной на пропаганду соблюдения правил дорожного движения. Мы сильно сомневаемся, но вдруг у Вас есть что предложить?...
15 11 2024 7:51:17
Игровые поля плохо прилегают к поверхности стола, пружинят. Картон часто изогнут. ...
14 11 2024 22:28:26
Ticket to Ride: Europe + Europa 1912 — ...
11 11 2024 16:28:48
«Castle for all Seasons» — содержимое коробки...
10 11 2024 0:28:39
Общий набор игры: две карты, правила на Китайском языке, набор монет, рас, карт рас, карт способностей, карт местности. Коробка сделана под фишки, у каждого типа свое место. Вынимающийся блок под юниты рас отсутствует . Либо ошибка конкретно моего экземпляра, либо общий бpaк!...
07 11 2024 17:33:56
00:13:20 — Ждать или не ждать Кассиопею?...
06 11 2024 12:21:32
Ваш замок окружён со всех сторон густым лесом, из которого виднеются красные голодные глаза невиданных существ. Это злые тролли, гоблины и орки спешат добраться до стен вашей башни и разрушить её! Только сообща вы сможете противостоять кровожадным монстрам, а тот игрок, кто соберёт больше всего трофеев, будет объявлен победителем – главным Истребителем монстров!...
03 11 2024 14:45:26
Пираты Карибского моря. Пиратские бароны — ...
30 10 2024 5:18:55
Scythe таки обманчива на вид. Красивые миниатюрки роботов и героев невольно наталкивают на мысли о том, что это настолка будет во многом про бои. Это совершенно не так — чего, к слову, многие авторы недовольных отзывов игре не простили. По сути, это евро с привычными для жанра постройкой экономического движка, расстановкой миплов, получением и переработкой ресурсов (в другие ресурсы, возможности и, конечно, победные очки). Роботы при этом чаще возят туда-сюда крестьян, чем стреляют друг в друга. А герои больше нужны для энкаунтеров — случайных событий, в которых можно выбрать варианты мгновенных наград. Энкаунтеры крайне важны на старте партии из-за предлагаемых ими бонусов. Но позже, когда токенов таких событий на карте остается все меньше, герои автоматически становятся не такими востребованными (речь сейчас только о базовой коробке без дополнений)....
29 10 2024 17:34:22
Для тех, кому не охота смотреть распакуйку расскажу текстом. Внутки коробки мы имеем:...
28 10 2024 9:39:48
Скачать материалы для игры Illuminati (rar, 39 Mb)...
27 10 2024 23:46:36
Первая интересная вещь в Runebound связана с перемещением. В начале своего хода игрок кидает 5 кубиков местности (или меньше пяти, если герой устал или ранен). Кубики местности на картинке слева:...
26 10 2024 20:45:26
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша....
25 10 2024 20:49:27
Стратегия в игре одна: сначала пробиваться прямо вниз до подвала (благо, враги по пути преимущественно несерьёзные), потом исследовать его, уповая на удачу, — при плохих бросках зачистить от врага даже пару подвальных комнат может оказаться черепашкам не под силу. В одно из помещений стоит отправить Эйприл, а поддержку Сплинтера и Кейси Джонса лучше приберечь до финальной битвы. Увлекаться поисками снаряжения на верхних этажах не рекомендуется: потеряете время и силы, а толку от техники чуть....
24 10 2024 3:46:14
Большинство расширений вводит в игру новые расы или способности, но здесь нет ничего подобного. Ничего. Даже наоборот, правила рекомендуют убрать из игры одну из способностей стpaxa, ставшую сверхмощной. Так что же мы получаем в дополнении?...
23 10 2024 22:36:33
Игра-то на самом деле не сложная. А вот какой будет эффект, когда кто-то будет разыгрывать и зачитывать все эти заклинания! Не говоря уже об иллюстрациях!...
22 10 2024 19:13:20
«Aquaretto» — самостоятельное дополнение для «Zooloretto»...
21 10 2024 22:11:28
Heimlich & Co. (1984) – Автор: Wolfgang Kramer – Семейная, 2-7 игроков, 30 минут – Roll / Spin and Move – Игроки TTS: 616 – Игроки BGG: 2605 – Список игр на BGG Гонка агентов, принадлежащих неизвестно каким игрокам....
19 10 2024 21:46:28
Скачать материалы для игры Imperial 2030 на русском языке (zip, 21 Mb) ...
18 10 2024 4:53:54
Новая настольная игра «Что? Где? Когда?»...
17 10 2024 0:28:26
Как это так: игра, рассказывающая историю? Стоит ли понимать это буквально, что мы должны читать в игре много-много текста? Или имеются в виду истории, которыми вы можете делиться, когда игра завершается? «Он думал, что я – заодно с ними, но я-то был предателем, сумел всё запороть и победил!»....
16 10 2024 18:53:21
Перевод материалов для «Vampire: Prince of the City»...
14 10 2024 7:41:44
А вот основной прикол игры заключается в форме ваших миплов-рабочих. Вы стартуете с одинаковыми наборами из 4 рабочих. Но вдобавок каждому участнику выдаётся дополнительный рабочий, отличный от стартовых. У него другой цвет, а его назначение зависит от стартового бонуса, выбранного в начале партии. Вот эти 4 типа специалистов позволяют выполнять некоторые действия более эффективно. Бригадиры (фиолетовые) приносят бонусы, выраженные в победных очках. Бухгалтеры (оранжевые) позволяют эффективно расходовать деньги или приносят доход. Переговорщики (серые) предоставляют бонусные действия и возможности. И, наконец, инженеры (коричневые) улучшают базовые действия. Например, инженер позволяет проложить 3 рельса вместо двух, переговорщик разрешает взять 2 акции вместо одной и т.п. Рабочих можно повышать до менеджеров, жертвуя ими до конца игры. Но такие трюки лучше проводить с базовыми миплами, так как специалисты, очевидно ценнее в ходе партии....
12 10 2024 13:16:37
Если же у Франции с Британией получится замедлить Германию, Россия сможет выдвинуться к Пруссии и атаковать Берин. Quartermaster General: 1914 – комaндная игра, и поэтому Францию нельзя оставлять один на один с немцами, ей должна помогать вся комaнда. В противном случае Париж падёт, и Франция может продолжать игру только картами Италии, которых не так-то много. Плюс Антанта не получит очки за Румынию, Пикардию и Бельгию....
10 10 2024 2:23:22
Место еще будет уточняться, но скорее всего это можно будет сделать в Центре Хобби на ст. М. Черкизовской, там, где проходят субботники Настолкомании. В общем, я попросил бы заинтересованных отметиться в комментариях, там же можно и обсудить некоторые вопросы, которые могут возникнуть....
09 10 2024 9:49:49
Если Вы получаете свой номер [например, выпала «3» на одной из в пяти костей] — можете вывести на поле фишки для каждого кубика с Вашим номером [одна фишка в данном случае] и возможность перебрасывать те кости, на которых не выпал Ваш номер [в данном примере — остальные четыре кости]....
08 10 2024 1:54:21
Организовано все было на уровне: несмотря на большой наплыв народу, толкотни, как на втором Граниконе, не было. Впрочем, пару столов были вынесены в фойе, а стол для демонстрации издателям унесен в укромное место, что позволило на их место поставить мебель для презентации игр....
07 10 2024 7:44:47
Очередная новинка от GaGa Games, которая будет ждать вас в этом году — Holmes: Sherlock & Mycroft. В этой дуэльной игре вам предстоит взять на себя роль одного из гениальных братьев. Собирайте улики, воруйте их у противника, блефуйте, предугадывайте действия оппонента и не забывайте, что Мориарти где-то рядом. ...
05 10 2024 13:37:55
Дополнительные сценарии — SOS, Натуралист, Кинг Конг, Бpaконьеры...
04 10 2024 7:18:20
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::