Колеёсный тpaктор МТЗ-50 — это первый массовый советский колёсный тpaктор с цельнометаллической кабиной. Среди его основных функций назывались пропашка почв, дискование, боронование, буксирование прицепных лёгких комбайнов, перевозка в прицепах собранного урожая, различного сельскохозяйственного инвентаря и даже колхозных бригад на поле и многое другое.
Содержание статьиПоказатьСкрытьИстория создания
История создания тpaктора началась в 50-е годы на Минском тpaкторном заводе. Первым успешным шагом к созданию нового пропашного тpaктора, который бы пользовался большим и стабильным спросом как в отечественном хозяйстве, так и на многих экспортных рынках, стало конструирование нового 55-сильного дизельного двигателя. И произошло это в 1956 году. Годом позже был создан технический проект новой машины и закипела проработка множества новых технических решений и усовершенствования компоновочных аспектов. Первая опытная партия из шести экспериментальных МТЗ-50 вышла с ворот завода в 1958 году.
Следующие два года прошли в массовых и тщательных испытаниях тpaктора новой конструкции, которые показали ряд недостатков. Их устранение заняло около года, в результате удалось повысить надёжность основных узлов и сократить общую массу машины на 400 кг. Понимая, что МТЗ-50 станет очень массовым и востребованным тpaктором, и что Минский тpaкторный не будет справляться с нарастающим спросом, одновременно с запуском производства была затеяна глобальная модернизация завода, возводились новые корпуса цехов. Всего с 1960 по 1985 год было выпущено более 1 256 800 экземпляров тpaктора «Беларус-50».
Технические хаpaктеристики
Основные параметры | Значения |
модель двигателя | Д-50 Д-50Л/ Д-50М |
мощность, л.с. (кВт) | 55 (41) |
тяговый класс тpaктора, тс | 1,4 |
рабочие обороты | 1700 |
максимальная скорость, км/ч | 25 |
средний расход топлива, л/ч | 8 |
объём топливного бака, л | 130 |
габаритные размеры | |
минимальный дорожный просвет, мм | 465 |
снаряжённый вес тpaктора, кг | 2790 |
Двигатель
Большинство модификаций колёсного минского тpaктора, начиная с 60-х годов и до конца производства модели оснащались дизельным атмосферным мотором Д-50 мощностью 55 л. с. Завод-производитель гарантировал, что при правильном и своевременном регламентном обслуживании машина легко прослужит 5000 мото-часов без капитального ремонта. Главное отличие модификаций моторов для тpaктора — это тип запуска. Часть машин оснащались электрическим стартером, а вторая половина — от небольшого двухтактного бензинового мотора, который в народе чаще именуют пускателем. Конечно, модификация с электростартером значительно комфортней — водителю не нужно каждый раз выходить на улицу, чтобы запустить машину, не нужно пачкать руки под капотом. Но высокая стоимость и требовательность к условиям эксплуатации аккумуляторных батарей повышает спрос версий с пускателем. Ведь для последнего не нужен аккумулятор, он запускается с помощью магнето, более прост и дёшев в обслуживании и ремонте, чем стартер.
Силовая передача, коробка передач
Сцепление у тpaктора – однодисковое, с постоянно замкнутой муфтой. Оно связывает двигатель с коробкой передач. На машине установлена механическая трaнcмиссия с девятью передачами переднего хода и парой ступеней заднего. Коробка передач и едущий задний мост выполнены в одном корпусе и являются элементом силового каркаса тpaктора, к ним крепится кабина и часть навесного оборудования. Все МТЗ-50 оснащались принудительной блокировкой заднего межосевого дифференциала. Управлялась блокировка специальной педалью, которая расположена в полу кабины, возле кресла тpaкториста.
Подвеска
Подвеска у героя нашего обзора в современном понимании почти отсутствует. Основное демпфирование и сглаживание неровностей дорожного покрытия осуществлялось благодаря эластичности высокопрофильных колёс тpaктора. Передняя ось также имела подвеску балансирного типа, которая качала переднюю тележку вдоль поперечной оси тpaктора. Но о высокой эффективности такой подвески в условиях даже лёгкого бездорожья и, тем более, при выполнении сельскохозяйственных работ, не приходится.
Советуем также почитать обзор тpaктора «Беларус-80».
Оборудование
Детальней о системах тpaктора.
Гидрооборудование
Сердцем гидравлической системы тpaктора является насос модели НШ-32, который имеет прямой привод от мотора. Также гидросистема включает систему шлангов, золотниковых распределителей и гидравлический цилиндр, который отвечает за управление подключённым к задней части тpaктора навесного оборудования.
Электрооборудование
Колёсный тpaктор МТЗ-50 имеет 12-вольтовую бортовую систему питания. В зависимости от модификации двигателя, в комплектации может находиться аккумуляторная батарея и стартер, или же эти узлы могут отсутствовать. Все электрооборудование машины — система зажигания, освещение, бортовые приборы и пр. питаются от генератора.
Размеры
В зависимости от комплектации, длина тpaктора варьируется в пределах 3815 – 3930 мм. Наивысшая высота по кабине составляет 2485 мм. Минимальный дорожный просвет у тpaктора превышает 46 сантиметров. Колею передних колес можно регулировать в диапазоне 1200-1800 мм постепенно, с шагом в каждые 100 мм. На задней оси колею можно менять бесступенчато, формируя колею от 1400 до 2100 мм.
Читайте также по этой теме:Смотреть все Обзор тpaктора «John Deere-8335R» 3 Тpaктор «Беларус-3522»: обзор модельного ряда 5
Модификации
За почти четверть века, что МТЗ-50 прожил на конвейерной жизни, он получил большое количество различных модификаций. В середине 60-х годов появилась экспортная модификация МТЗ-60 с более мощным двигателем, выдающим 65 сил. «Беларус» с приставкой «Х» применялся при выращивании хлопка и имел спереди одно колесо, а также немного увеличенный дорожный просвет. Версия Т-50В имела гусеничный движитель и применялась на виноградниках. Модификация 50Р была полугусеничной и использовалась применительно на рисовых плантациях. МТЗ-52Н имел задние колёса уменьшенного диаметра и передний балочный мост, а также уменьшенный клиренс, что полезно в горной местности.
Преимущества и недостатки
- Среди главных преимуществ колёсного тpaктора МТЗ-50 стоит отметить такие:
- низкая стоимость большинства экземпляров на вторичном рынке;
- большое распространение деталей, узлов и комплектующих для большинства модификаций колёсного тpaктора;
- МТЗ-52 — это самый доступный и один из самых массовых полноприводных тpaкторов.
- Но есть у МТЗ-50 и недостатки. Среди главных выделим такие:
- узкая и не сильно комфортная по современным меркам кабина с плохой пыле- и влагозащитой;
- малая мощность силового агрегата не позволяет использовать большое и тяжелое навесное оборудование, что заставляет тратить больше времени на обработку полей;
- пусковой бензиновый мотор заставляет выходить из кабины при каждом запуске двигателя.