«Беларус-1221» — это универсальный колёсный тpaктор, некоторая эволюция развития легендарной модели МТЗ-82. Выпуск более мощного и тяговитого тpaктора начался в конце апреля 1998 года, и продолжается до сегодняшнего дня. Колёсная машина предназначена для различных пахотных и других сельскохозяйственных работ. В виду своей большей стоимости и мощности мотора использовать его в небольших фермерских хозяйствах не рекомендуется в виду нерентабельности затеи.
Содержание статьиПоказатьСкрытьУстройство и технические хаpaктеристики
Основные параметры | Значения |
тип силового агрегата | 6-тицилиндровый, с турбонаддувом |
мощность мотора, л. с. | 122,9 |
удельный расход топлива, г/(кВт·ч) | 226,0 ± 7,0/235,0 ± 7,0 |
максимальный крутящий момент, Н·м | 500 |
коробка передач | синхронизированная |
число передач вперед/назад | 16/8 (24/12) |
грузоподъемность заднего навесного устройства на оси подвеса, кг | 4300 |
ёмкость бака гидросистемы, л | 28,5 ± 0,5 |
колёсная формула | 4К4 |
масса максимально допустимая, кг | 8000 |
минимальная и максимальная скорость вперёд/назад, км/ч | Min — 1,54/2,75, Max — 35,0/16,4 |
Двигатель
На МТЗ-1221 устанавливается один-единственный силовой агрегат — дизельный мотор мощностью 123 л. с. Двигатель с индексом Д-260.2 отличается максимальным крутящим моментом в 500 Нм. Несмотря на большой рабочий объем (порядка 7,1 литра), в рабочем диапазоне скоростей и нагрузок аппарат отличается хорошей топливной экономичностью. Рядный шестицилиндровый мотор производится на Минском моторном заводе. Главное преимущество дизельного мотора Д260.2 в сравнении с предшественниками производства того же предприятия – это его экологичность. Благодаря просчитанным выбросам тpaктор экспортируется во многие страны Европы и Азии.
Коробка передач
Единственная доступная трaнcмиссия для колесного тpaктора – это механическая коробка передач с 16 передачами переднего хода и 8 – заднего. Они скомпонованы в четырех диапазонах, которые тpaкторист может менять в зависимости от необходимой скорости движения, рабочего режима машины и нагрузки в данной ситуации. Tрaнcмиссия отличается своей высокой надежностью и нетребовательностью к смaзoчным и другим расходным техническим материалам.
Ходовая и трaнcмиссия
Принципиальная конструкция трaнcмиссии «Беларус»-1221 не отличается от более ранних и менее модных моделей, но одновременно с этим имеет несколько важных конструктивных особенностей. Так, в отличие от более старых тpaкторов, герой нашего обзора оснащен обоими мостами с планетарными редукторами, которые увеличивают дорожный просвет тpaктора. В зависимости от модификации тpaктора, дифференциал в заднем мосту может иметь электронно-управляемый блокируемый дифференциал с тремя режимами: автоматически блокируемый, принудительно разблокирован и принудительно заблокирован. Это положительно сказывается на комфорте управления тpaктором и его проходимости по раскисшим грунтам.
На всех модификациях тpaктора передний мост также ведущий. Двухдисковая муфта сцепления выполнена в общем корпусе. Такая конструкция повышает надежность и сгладывает удары при работе трaнcмиссии под высокими нагрузками.
Гидравлика и навесное оборудование
Гидравлическая система колесного тpaктора состоит обычно из двух вертикально установленных силовых цилиндра, которые конструктивно внедрены в общий гидроприемник. Также силовой цилиндр может быть автономным и устанавливаться горизонтально. Подача и контроль давления гидравлической жидкости в подключенном оборудовании машина регулирует в автоматическом режиме, так что постоянный контроль со стороны оператора не требуется.
Система крепления навесного оборудования на корме тpaктора имеет трехточечную конструкцию. Регулировка подключенного навесного по высоте и в горизонтальной проекции регулируется раскосами. Максимальный вес устанавливаемого перед передней осью дополнительного балласта составляет 1025 кг.
Конструкция и габариты
Снаряженный вес «Беларуса» составляет 5300 кг, а максимально допустимая масса – не более 8000 кг. Максимальная длина тpaктора не превышает 4600 мм. Минимальный клиренс под передним мостом составляет 620 мм, а под задним – на 25 мм больше. В зависимости от установки колес, можно менять и колею тpaктора. Доступный диапазон – от 1545 до 2265 мм на передней оси и 1500-1900 мм для заднего моста. Компоновка тpaктора выполнена по традиционной для советской школы тpaкторостроения схеме – рама у тpaктора отсутствует, двигатель установлен спереди, кабина же в задней части машины.
Кабина
Кабина у героя нашего обзора одноместная. Кресло водителя оснащено ремнем безопасности, собственной подвеской, по периметру кабины установлен силовой каркас. В отделке кабины применены твердые пластики, в целях снижения вибраций использована звукоизоляция и виброподавляющая мастика, которая наносится на стенки кабины.
Благодаря широкой площади остекления и неплохим уплотнениям в салон попадает минимум пыли и обеспечивается отличный обзор по всем сторонам от тpaкториста. Кабина оснащается отопителем и возможностью принудительной вентиляции, но кондиционер отсутствует. Заднее стекло может приоткрываться, также в крыше кабины обустроен поднимающийся люк.
Вам будет интересно почитать хаpaктеристики тpaктора «Беларус-80».
Рулевое управление и тормозная система
Рулевое управление колесного тpaктора имеет гидравлический усилитель. Насос и фильтр закреплены спереди, на раме тpaктора. Тормозная система состоит из трехдисковых сухих тормозов, которые управляются трема отдельными педалями с общей объединяющей планкой. Опционально тpaктор оснащается многодисковыми гидравлическими тормозами с более высокой эффективностью работы при повышенных нагрузках. Ручной тормоз с диаметром диска в 178 мм также задействован на заднюю ось.
Модификации
С 1998 года в Минске выпускалось несколько модификаций колёсного тpaктора. Версия 1221Л предназначается для работы на лесоповалах, при перетаскивании брёвен и пр. МТЗ-1221.3 оснащается формированным до 132 лошадиных сил двигателем. «Беларус-1221.2» — это машина в южной модификации. Среди её особенностей — отсутствие отопителя салона, дополнительный топливный бак и радиатор системы охлаждения увеличенного объема.
Особенности эксплуатации
Все особенности эксплуатации «Беларуса» диктуют его высокая мощность в сравнении с другими российскими и украинскими аналогами, а также наличие системы полного привода. Тpaктор часто работает в режимах предельных нагрузок, что может сказываться на ускоренном износе ряда узлов и агрегатов. Потому несмотря на энерговооруженность машины, мы рекомендуем строго следовать всем предписаниям завода-изготовителя, которые указываются в руководстве по эксплуатации.
Советуем почитать обзор и описание тpaктора John Deere-8430.
Плюсы и минусы
Как и любая машина, МТЗ-1221 имеет ряд своих преимуществ и недостатков.
- К сильным сторонам машины можно отнести:
- широкий выбор новых и подержанных машин на рынке, что позволяет выбрать экземпляр и модификацию под свои требования;
- наличие мощного и вполне экономичного силового агрегата, который способен переносить не самое качественное дизельное топливо;
- возможность выполнять работы как передним, так и задним ходом.»
- Главные недостатки машины:
- отсутствие системы кондиционирования даже в качестве опции;
- невозможность выбрать двигатель большей мощности;
- наличие на рынке некачественных комплектующих.