«Беларус-2022» — это универсальный трaнcпортно-пропашной тpaктор колёсной компоновки, что в середине 2000-х пришёл на смену модели МТЗ-1523, о которой мы говорили в одной из наших предыдущих публикаций. Благодаря большой взаимозаменяемости основных узлов и агрегатов, а также несколько возросшему комфорту оператора, этот тpaктор пользуется большим спросом как у частных фермерских хозяйств, так и в парках больших агрохолдингов.
Содержание статьиПоказатьСкрытьТехнические хаpaктеристики
Об универсальности и массовости тpaктора говорит тот факт, что кроме Минского тpaкторного завода, его крупноузловая сборка налажена в Китае, Литве и России. Благодаря относительно компактным габаритам, машина может работать на стеснённых прострaнcтвом складах и закрытых площадках, но благодаря своей высокой энергоёмкости тpaктор может выполнять сложные задачи — таскать прицепы с удобрениями и урожаем по раскисшим полям, работать с крупными плугами, культиваторами, сеялками и пр.
Основные показатели и компоновка
Назначение | универсальный |
Тип движителя | колёсный |
Тяговый класс, тс | 3 |
Полная масса, т | 7,2 |
Кабина | закрытая, над задней осью |
Двигатель | продольного расположения спереди |
Навесное устройство | в заднем свесе |
Как раз во многих компоновочных решениях и кроется основная разница от своего предшественника — модели «Беларус-1523». К примеру, глушитель выхлопной системы спрятан под капотом, и из-под него выведен только конец выпускного тpaкта.
Также перед радиатором охлаждения теперь устанавливается фильтр тонкой очистки воздуха, существенно возросла дальность работы и хода благодаря установленным существенно большим топливным бакам, прирост составил 200 литров (теперь суммарный объём баков равен 370 литров).
Вам будет интересно почитать обзор тpaктора «МТЗ Беларус-1523».
Габариты
Длина, м | 5,32 |
Ширина, м | 2,40 |
Высота, м | 3,12 |
Макс. радиус поворота, м | 5,8 |
Макс. проходимый подъём, градусы | 33 |
Дорожный просвет, мм | 540 |
Благодаря почти не изменившимся ещё со времен МТЗ-80 габаритным размерам, обучение тpaктористов при знакомстве с новой моделью не займёт много времени. К тому же относительно низко расположенный двигатель и прицепное устройство снижают центр тяжести, повышая устойчивость машины при работе на полях с заметным уклоном и при передвижении по пересечённой местности.
Двигатель
Марка двигателя | МТЗ |
Рабочий объём, л | 7,12 |
Обороты коленвала | 2100 |
Крутящий момент, Нм | 900 |
Мощность номинальная, л. с. | 212 |
Макс. расход топлива, г/кВт | 227 |
Под капотом МТЗ-2022 установлен 6-цилиндровый турбированный дизельный двигатель с индексом Д-260.4 C2 и рабочей мощностью в 212 сил. Сейчас силовой агрегат производится на том же предприятии, что и тpaктор, но он является лицензионной копией немецкого турбодизеля Deutz. Именно такими моторами оснащались первые серийные машины модели 2022 на заре своего производства.
В сравнении с отечественной разработкой, «немец» несколько тяжелее, крупнее, но и имеет на 47 Нм больший максимальный крутящий момент. Запасные комплектующие на оба мотора одинаково распространены, поэтому отдать предпочтение какому-то конкретному варианту при выборе подержанного тpaктора трудно.
Рекомендуем к прочтеию также обзор тpaктора МТЗ-320, технические хаpaктеристики.
Tрaнcмиссия
Тип трaнcмиссии | механическая |
Число передач вперед/назад | 24/12 |
В отличие от иностранных конкурентов, для минского тpaктора доступна только механическая КПП, «автомат» не доступен даже в качестве опции. «Механика» несколько снижает удобство эксплуатации, но гарантирует надёжность и безотказность работы агрегата.
Коробка передач и раздаточная коробка
На колёсный тpaктор безальтернативно устанавливается механическая трaнcмиссия с шестернями постоянного зацепления, которая имеет шесть предустановленных диапазонов. Благодаря пониженному и повышенному рядам, коробка передач насчитывает 24 передачи переднего хода и 12 ступеней заднего. Машина имеет максимальную скорость вперёд в 40 км/ч, а назад — до 18,5 км/ч.
Схема переключения КПП МТЗ 2022: 1 - ручка переключения диапазонов коробки; 2 - ручка переключения передач и ступеней редуктора; 3 - схема переключения скоростей и ступеней редуктора; 4 - схема переключения диапазонов КП; 5 - кнопка включения низшей (L) ступени редуктора, 6 - кнопка включения высшей (H) ступени редуктора; 7 - светосигнализатор включения низшей ступени редуктора (зеленого цвета) ; 8 - светосигнализатор включения высшей ступени редуктора (красного цвета).
Передний и задний мосты
Вискомуфта в заднем мосту имеет несколько режимов работы: принудительную блокировку межосевого дифференциала, автоматическую блокировку при пробуксовке и принудительное размыкание дифференциала. При необходимости также часть крутящего момента можно перераспределять на переднюю ось. «Передок» также снабжён редукторами, которые увеличивают дорожный просвет машины, и соответственно её проходимость. Интересно, что при повороте передней оси на угол более 13 градусов, блокировка заднего моста может автоматически отключаться. Это решение помогает продлевать ресурс многим деталям трaнcмиссии и попутно экономить топливо.
Подвеска и рулевое управление
Тип подвески | жёсткая |
Способ управления поворотом | гидромеханический |
Тормоза | с гидроприводом |
Ни передний, ни задний мост не имеют собственной подвески, всё сглаживание при преодолении неровностей происходит благодаря мягкости высокопрофильных шин низкого давления. При необходимости для большего комфорта и лучшей проходимости можно снизить давление в шинах, но при выезда на дорогу с твёрдым покрытием давление в колёсах нужно довести до штатного.
Читайте также по этой теме:Смотреть все Обзор тpaктора «John Deere-8335R» 3 Тpaктор «Беларус-3522»: обзор модельного ряда 5
Рулевое управление имеет гидравлический усилитель и несколько вспомогательных электронных датчиков, которые, в частности, контролируют угол поворота колес. Тормозная система всех колёс тpaктора — гидравлическая, тормозные диски находятся в масляной ванне. При подключении прицепа, его пневматические тормоза синхронизируются по усилию с тормозами тягача.
Гидравлическая навесная система
Навесная система тpaктора имеет грузоподъёмность в 6500 кг. Для большей надёжности тpaктора, белорусский производитель комплектует свой тpaктор гидравликой производства Bosch. Автоматическая система позволяет производить смешанное, силовое и позиционное регулирование подключённой к машине гидравликой. Управление всем подключённым оборудованием имеет дистанционный привод и вынесено в салон тpaктора.
В системе циркулирует 35 литров гидравлической жидкости. Насос, который её прокачивает, имеет производительность порядка 55 л/мин. Задний вал отбора мощности, выведенный к прицепному устройству, имеет три фиксированных режима работы.
Пульт управления ЗНУ: 1 – рычаг скорости опускания; 2 – ручка выбора метода регулировки; 3 – ручка регулировки высоты подъема навески; 4 – рычаг регулировки глубины обработки почвы; 5 – светосигнализатор подъема (красный) ; 6 – светосигнализатор опускания (зелёный) ; 7 – рычаг управления навесным оборудованием; 8 – фиксатор блокировки ручки управления НУ; 9 – индикакор диагностики неисправностей (красный), 10 – включение режима «демпфирование»; 11 – индикатор включения «демпфирования» (оранжевый).
Обзор кабины
МТЗ-2022 — это один из первых белорусских тpaкторов, кабина которого выполнена по безрамочной концепции, двери и кабина имеют вклеенные стёкла, что улучшает пыле- и влагозащиту, а также снижает количество мёртвых зон вокруг машины. При работе можно улучшать вентиляцию благодаря имеющемуся в крыше люку, а также откидывающемуся боковому остеклению. И переднее, и заднее стёкла имеют собственные стеклоочистители. Кресло тpaкториста имеет несколько регулировок, а также снабжено подлокотниками и пневматической подвеской.
Модификации
На сайте производителя указано несколько модификаций тpaктора МТЗ-2022, которые отличаются, в первую очередь, количеством внешних осветительных приборов, наличием навесного оборудования в передней части машины, системой кондиционирования, комплектами для сдваивания колёс и пр. То есть это даже не модификации для различных условий эксплуатации, а комплектации с различной стоимостью, рассчитанные на различные возможности клиентов.
Единственное серьёзное отличие в техническом оснащении между различными версиями модели «Беларус-2022» заключается в выборе трaнcмиссии. По умолчанию на все тpaкторы устанавливается механическая коробка передач, о которой мы говорили в обзоре, за доплату же можно установить автоматическую КПП.