Недостатки «Memoir ‘44»

Однажды я написал обзор, в котором перечислил все сильные стороны Memoir '44 и скромно умолчал о недостатках этой игры. Ещё тогда это показалось мне немного нечестным и теперь, я, наконец-то, исправился. Вот, читайте полный список моих претензий к M '44.
Несбалансированные сценарии
Memoir ’44 основывается на системе сценариев. В базовом наборе их 16, в каждом дополнении от 4 до 8. Вот только как минимум половина из них – несбалансированные. Грубо говоря, пpaктически в каждом втором бою можно предсказать победителя. Например, в некоторых сценариях по статистике шанс на победу составляет 14%. То есть примерно 1 к 7. Спрашивается, куда это годится?
Разработчики советуют не обращать внимания на подобные «мелочи», прикрываясь исторической подоплёкой. Мол, если в каком-то сражении преимущество было на стороне немцев, или, например, русских, то это отражено и в сценарии. И, если кому-то что-то не нравится, пожалуйста, играйте две партии подряд: отыгрывайте один и тот же сценарий за обе стороны, а потом определите победителя по общему количеству заработанных медалей.
Правильное ли это решение – играть две партии кряду? Нужна ли игрокам историческая достоверность? Для себя на эти вопросы я отвечаю отрицательно. По-моему, настольные игры должны быть сбалансированы и у игроков должны быть равные шансы на победу. Дисбаланс может быть представлен в виде опций, дополнительных правил или вариантом, помогающих уравнять шансы, если за игрой сошлись новичок и опытный игрок. Но – подчёркиваю – я убеждён, что это должно быть исключительно факультативно. Точно так же я не признаю и историческую достоверность. Кто как, а я играю в игры не ради того, чтобы узнать, как проходило то или иное сражение. Для этого можно книжки почитать или в Википедию залезть. Так что не надо тут никакой «историчности», подавайте-ка баланс!
Оградить себя от несбалансированных сценариев можно с помощью сайта memoir44.com. На нём есть специальный раздел, где для каждого сценария приводится статистика: количество и процентное соотношение побед и поражений. Выбирайте и играйте те карты, где соотношение составляет 50/50, или, хотя бы 60/40 и будет вам счастье. В качестве альтернативы в несбалансированных сценариях можно лишать сторону, имеющую преимущество 1-2 отрядов. Так сказать, чтобы уравнять шансы.
Невнятные цели
В описании каждого сценария для Memoir ’44 указаны условия победы. И в 9 случаях из 10 чтобы выиграть нужно набрать определённое количество медалей, абстpaктных «победных очков», начисляемых за уничтожение отрядов противника. Чувствуете несостыковку? От обвинений в дисбалансе разработчики отбиваются «историчностью», а вот когда речь идёт о боевых задачах – тут уже никакой историей и не пахнет.
Ведь в жизни оно как, почти все военные операции преследуют определённую цель. Занять ключевую позицию. Удержать город. Захватить мост. Выйти из окружения. Прорваться на оперативный простор. И пpaктически никогда перед войсками не ставят такую задачу: уничтожить некоторое количество подразделений противника.
Вот и получается, что в игре мы сражаемся не за внятные цели, а фактически ведём бой ради самого боя. Не для того, чтобы выполнить какую-то конкретную задачу, а чтобы физически истребить противника. Например, войска могут сражаться рядом с городом, который по идее может представлять собой стратегически важную точку, но занимать его никто не будет. Просто потому, что никаких победных очков за это не положено. Они начисляются за убийство врагов.
Стоит отметить, что в редких сценариях медали начисляются не только за уничтожение отрядов противника. Иногда разработчики всё-таки ставят перед игроками более осмысленные задачи: захватить какой-то город, удержать ключевую точку, вывести с поля боя некоторое количество юнитов.
С этим недостатком поделать ничего нельзя. Это у Memoir ’44 врождённое. Но, при всей своей нелогичности война до истрeбления n отрядов противника всё же не так плоха.
Погоня за «фрагами»
Из предыдущего недостатка вытекает ещё один – «погоня за фрагами». Знаете, чем обычно заканчивается партия в Memoir ’44, когда одному из игроков остаётся набрать до победы 1 медаль? Все его войска вдруг выскакивают из укрытий и изо всех сил атакуют врага, совершенно не заботясь о собственной безопасности.
Выглядит это, конечно, не очень правдоподобно (особенно в случаях, когда «нападающие» явно уступают противнику в численности и военной технике силе). Можете ли вы себе представить, что достаточно многочисленная армия проигрывает бой небольшой группе солдат, вырвавшихся из укреплений в чистое поле и уничтоживших одно из её подразделений? Что, пехота вдруг пугается нападения и разбегается кто куда, танки встают как вкопанные, а артиллерия молчит? Разве так бывает?
Можно привести и другой пример, достаточно часто встречающийся на пpaктике. Сражаются себе две армии, первая постепенно давит вторую, но у второй – преимущество по медалям. И тут в тылу первой армии объявляются самолёты (Air Strike) и добивают ранее пострадавший в бою отряд. Или, например, тот же самый отряд в тылу обстреливает артиллерия (Barrage). Отряд гибнет, и битва проиграна. Но ведь в реальности она бы продолжалась и гибель какого-то неполноценного подразделения не повлияла бы на её исход.
На самом деле этот недостаток упоминают редко, и мало кто обращает на него внимание. Но если он всё-таки вызывает у вас недовольство, попробуйте играть так: для победы нужно иметь преимущество минимум в две медали. Это несложное правило избавит вас от необдуманных атак в погоне за последней недостающей медалькой.
Фактор случайности
Немало нареканий вызывает и фактор случайности, проявляющийся в Memoir ’44 в двух ипостасях: карты приказов и боевые кубики. Рассмотрим их по очереди.
У системы отдачи войскам приказов с помощью карт есть немало противников. Многие утверждают, что она совершенно нереалистична. Судите сами, вот у нас на руках есть карты левого фланга. Мы идём слева в атаку, используем их, а из колоды приходит сплошь правый фланг. И, наконец, наступает такой момент, когда наши войска ввязались в бой на левом фланге, а отдать им приказ невозможно. Потому что в руках нет подходящей карты.
Возникает резонный вопрос: как же так, солдаты сражаются с противником, он их атакует, а они совершенно не дают сдачи? Тут наблюдаются явные проблемы с логикой, так что дать внятный ответ на него просто невозможно. Разработчики объясняют это тем, что карточная система приказов имитирует и «сдачу» и «туман войны» и проблемы со связью и непредсказуемые ситуации, без которых не обходится ни одно вооружённое столкновение. Увы, но все эти разъяснения разбиваются о типичную фразу: мне в руку приходят неподходящие карты, я проигрываю и из-за Дypaцкого невезения. Особенно «здорово», когда у тебя, например, полная рука карт правого фланга, а войск там нет вообще.
Аналогичные претензии высказываются и к кубикам, с помощью которых в Memoir ’44 определяются результаты атаки. Кому-то на кубиках просто везёт, и тогда отряды бронетехники и артиллерии уничтожаются буквально с 1-2 попаданий, а кто-то будет постоянно промахиваться, выбрасывая противные «звёзды».
У меня у самого был случай, когда я бросал кубик 27 раз, и только на 28-й, наконец, выбросил «гранату» и уничтожил вражескую артустановку. По идее вероятность выпадения гранаты составляет 1/6, так что она должна была выпасть если не на шестом, то хотя бы на седьмом броске, но у кубиков нет памяти. Так что не удивляйтесь, если вдруг ваши войска вдруг начнут мазать все как один и погибать стройными рядами под выстрелами противника. Просто у вас сегодня – полоса невезения.
Что тут сказать? Как это ни странно, с картами действительно может не везти, да и кубики нередко подводят. Однако как показывает пpaктика, в Memoir ’44 почему-то чаще побеждают опытные игроки. А ведь если игра целиком случайна, процент побед у них должен быть таким же, как и у новичков. Так что учитесь планировать свои действия, опираясь на те карты, что есть в руке, и не надейтесь, что нужная карточка придёт из колоды в последний момент. Не бросайте свои войска в чистом поле без прикрытия и старайтесь занимать местность, дающую бонусы в обороне. Атакуйте противника превосходящими силами. Словом, делайте так, чтобы вы бросали кубики как можно чаще, а противник – как можно реже. И тогда закон больших чисел непременно победит неудачу.
Множество дополнений
За 9 лет, прошедшие с момента появления базового набора Memoir ’44 в 2004-м году для игры появилось уже более десятка дополнений, в которых совсем непросто сориентироваться новичку. Ситуация усугубляется ещё и тем, что с базовым набором сочетаются только некоторые дополнения. Большинство же из них требуют наличия у игрока не только базы, но и других дополнений.
Например, чтобы поиграть в Pacific Theater, достаточно только базы. Для Eastern Front нужна база, и желательно иметь зимнее/пустынное игровое поле. А вот Breakthrough требует сразу несколько дополнений: Eastern Front, Mediterranean Theater, Pacific Theater, Air Pack, Terrain Pack. Так что если тебе приглянулось новое дополнение, ты, скорее всего не сможешь просто купить его и начать играть. Потребуется прикупить ещё и парочку ранее выпущенных допов.
Причём, многие дополнения на самом деле ничего особенного в игру не привносят. Вот, например, зимнее/пустынное поле – это то же самое игровое поле, что и в базовом наборе, только выкрашено оно в белый (зима) и жёлтый (пустыня) цвета. Или те же самые Eastern Front, Pacific Theater и Mediterranean Theater. Каждое из этих дополнений содержит новую армию: русские, японцы, британцы. Вот только на игровой процесс эти армии никакого влияния не оказывают. Да, у них есть небольшие спецсвойства, но ведь играть-то можно и солдатиками из базового набора. По-настоящему нового в этих трёх комплектах совсем мало – лишь пара-тройка типов местности, которая не очень-то активно используется в сценариях. Air Pack – это, вообще, всего 8 пластиковых самолётов. Да, там есть ещё зимние гексы местности и много-много справочных карт, плюс книга обновлённых сценариев но ведь играть можно и без них. А стоит Air Pack почти столько же, сколько и базовый набор.
Так что можно часто услышать, мол Days of Wonder «доят» поклонников игры и продают дополнения либо по завышенным ценам, либо не приносящие ничего принципиально нового.
По этому пункту мне возразить нечего. Действительно, обязательных, must-have дополнений для Memoir ’44 немного. Но все дополнительные наборы для неё весьма качественны и у каждого есть свои поклонники. Даже у бестолкового дополнения Campaign Bag, сумки для хранения и переноски игры.
Долгая подготовка
Игра с дополнениями имеет ещё один недостаток – она требует слишком много времени на подготовку. Если у вас есть только базовый набор, чтобы разложить сценарий нужно минут 10. Если вы играете с дополнением, в игре используются компоненты из двух коробок. И чтобы их достать, выбрать и разложить требуется уже больше времени. Если же раскладывать сценарий на большой «прорывной» карте (Breakthrough), подготовка может затянуться минут на 20, а то и на 30. И, поверьте, бегать и доставать тайлы, бейджики и фигурки из трёх-пяти коробок совсем несладко. А раскладывать на поле около 100 гексов местности – вовсе невесело.
Особенно бесят ситуации, когда из какого-нибудь дополнительного набора требуется всего лишь «бейджик» спецюнита. Например, мобильной артиллерии или снайпера. Из-за одного кусочка картона приходится открывать коробку с дополнением, рыться в ней, находить искомый элемент, а после игры упаковывать его обратно.
Решение у этой проблемы имеется. Нужно просто найти большой органайзер, наподобие тех, что используются для хранения шурупов или всяких рыболовных снастей и сложить все компоненты базовой игры и всех дополнений в него. Тогда и время на подготовку к партии сократится.
Заключение
Memoir ’44 – не идеальная игра. У неё есть и заметные достоинства, и не менее заметные недостатки. Однако, на мой взгляд, плюсов у этой настолки значительно больше чем минусов. И поэтому я рекомендую её опробовать всем. Это очень хорошая игра.
Комментарии:
Замените отрядные значки на изображения уличной еды — мороженое, шаурма, шашлык, беляш, гамбургер, — и вместо “О” вы получите игру о магнатах фастфуда, соперничающих за аудиторию жрецов (от слова «жрать») в крупнейших российских городах. 🙂 Даже новые иллюстрации рисовать не надо, достаточно сходить в библиотеку и поднять подшивку журнала «Крокодил» за 1980-е годы, там чуть не в каждом номере критиковали советский общепит с соответствующими карикатурами. 🙂...
14 12 2025 15:47:35
3. Маг
В свой ход вы можете совершить одно из действий: 1) обменяйте свои карты на карты другого игрока (даже если у вас их нет); 2) сбросьте любое количество карт под низ колоды и наберите столько же карт сверху колоды....
12 12 2025 18:20:18
Помните про передвижение по принципу «Ужаса Аркхэма», о котором я говорил в начале? Так вот, персонажи ходят по схожему принципу: какой значок присутствует на разыгранной карте, в направлении такого же значка искатель сокровищ и двигается. В свой ход можно выложить несколько карт, при этом есть возможность заходить за край «карты» и выходить с другого края на этом же ряду или столбце. Начинают все приключение с тайла вертолета либо любого по желанию, если была такая договоренность....
11 12 2025 21:15:20
Для игры доступны четыре персонажа — шустрый халфлинг-воришка, веселый волшебник с ручным кроликом, прекрасная жрица доброй эльфийской богини и задиристая воительница в полной броне и с арсеналом самого разного оружия. Каждого из них отличает собственный стиль игры и специальные «классовые» возможности; создается ощущение, будто действительно играешь в ролевую игру, но только в рамках забавной «выпивошной» темы.
...
09 12 2025 15:55:56
В очередной раз за Цивилизацию мы сели вчетвером: трое из нас с игрой уже были знакомы, а четвёртому она была в новинку. Из-за этого около 30 минут пришлось потратить на ознакомление с игрой. Я рассказал про фазы хода, про действия городов, про бои, про исследования и про условия победы, и мы начали....
08 12 2025 20:53:32
Перевод игры «Зомби в супермаркете» (Mall of Horror)...
02 12 2025 12:54:30
В начале игры каждый игрок получает по пять человечков из десяти возможных и 12 единиц еды, которой ему хватит на первые два хода, после чего придется задумываться о прокорме. В первой фазе хода игроки выставляют по очереди своих работников в разные зоны игрового поля, отправляя их на дневные работы. За один ход можно поставить одного или нескольких человечков в одну и только в одну зону, после чего право выставления переходит к следующему игроку. И так до тех пор, пока все человечки не будут расставлены. У разных зон есть различные ограничения, о которых будет написано ниже, но главным и незыблемым остается следующее правило: доставлять человечков в зону, где уже стоят работники игрока, нельзя. Рассмотрим зоны дневных работ поподробнее......
01 12 2025 5:44:24
Миниатюры маринеров намеренно не примечательны, в соответствии с их заниженной, безымянной ролью в канонической сюжетной линии, но силы адских захватчиков — совершенно другая перспектива....
30 11 2025 1:10:46
За $149 можно приобрести «расширенный пакет», в который войдут 6 наборов пластиковых фигурок кораблей для человеческих рас, а также набор промо-гексов космоса (сверхновая, пульсар, туманность и чёрная дыра, ранее выпускались как отдельные промо-дополнения)....
29 11 2025 12:31:10
Так получилось, что я начал делать свои игры примерно в 8 лет. Оставаясь в школе на продленке, мы часто играли в солдатиков-трaнcформеров-супергероев, и мне пришла в голову идея определять попадание из оружия броском кубика, что позволило надежно решить споры вида «попал — не попал». 🙂 Потом солдатики и техника обросли параметрами жизней, повреждения и движения (спасибо домашнему ПК, появившемуся в моей жизни в 6 лет и игре Ancient Art of War). На этом я не остановился и придумывал настольные игры на протяжении всего обучения в школе. «Козябло» даже увидело свет спустя многие годы. В 2000 году поездка в Германию по обмену окончательно меня убедила в перспективности и серьезности карьеры игрового разработчика. Ну а «точкой невозврата» стал клуб «Лабиринт», где я познакомился с сотнями настолок, а многие мои игры нашли аудиторию и поддержку. Потом был «Берсерк», для которого я сделал все сеты от «Эквилибриума» до «Часа Чудовищ» и закрутилось…...
28 11 2025 15:30:58
2) в десцент или рунбаунд играл? что посоветуешь если играл из дополнений для начала взять? ...
27 11 2025 2:35:34
Скачать материалы для игры Приключения в забытых мирах...
26 11 2025 7:52:47
Одна игральная кость в разных проекциях. I – III век нашей эры, материал – кость. Место находки – берег Дуная, Восточная Европа. Фото с сайта ancientresource.com...
24 11 2025 11:33:52
...скоростное оружие будет, кроме того будет возможность ускорения некоторых, исходно не-скоростных модулей. Комб — непрерывных цепочек действий будет больше и они будут длиннее, по сути на них теперь будет значительная часть игры 😉...
22 11 2025 2:56:50
Игровой процесс: быстрый (партия не более 2 часов), увлекательный и не сложный. При этом особое удовольствие получаешь от планирования своих действий на следующий ход и анализа действий других участников. На первый взгляд, взаимодействия между игроками не много, но это ошибочное мнение. «Эпоха» может в любой момент забурлить прямо-таки шекспировскими страстями. Особенно при 5 игроках. Крайне непросто выполнить все задуманное, когда конкуренты из-под носа уводят нужный товар или побеждают в борьбе за корабль или наносят стремительный удар по вашим беззащитным колониям....
19 11 2025 10:29:25
Игра Рутения представляет собой стратегическую игру на историческую тематику времен Киевской Руси. В игре присутствует постоянная военная экспансия, передел влияния, строительство, дипломатия и боевая составляющая. Все это достаточно тесно переплетено, но когда понимаешь общую картину, то всплывает все больше и больше тактических возможностей....
18 11 2025 3:26:14
Для заборов хорошо подойдут паровозики из Ticket To Ride, а для персонажей — человечки из каркассона....
16 11 2025 20:50:17
Вот и в 1846 я сыграл 104 раза, а те, кто числится в тройке лидеров по количеству игр – парни из моей компании. И знаете, даже Том Леманн, который разработал данную игру, играл в неё меньше, чем я, а это, знаете ли, о чём-то говорит!...
14 11 2025 11:12:50
игровое поле; 2 шестигранных кубика; тряпичной мешок; 51 фигурок ковбоев; 25 фишек дороги; 10 пластиковых жетонов; 178 картонных жетонов; 78 монет; 7 карт персонажей; правила игры; памятка по правилам. Вот так выглядит обратная сторона коробки с игрой:...
12 11 2025 4:45:15
Небольшой обзор настольной игры «Код да Винчи»...
11 11 2025 0:25:36
Ещё одно отличие от предшественников заключается в том, что теперь игроки действительно что-то строят. В начале игры у всех игроков есть только небольшое поле, напоминающее Агриколу (и особенно дополнение Farmers of the Moor), и на него выкладываются здания. Как и в Farmers of the Moor, на поле изначально присутствуют тайлы лесов и болот. Получая дерево или торф с ронделя, вы должны навсегда удалить со своего поля тайл леса или болота соответственно. Если вам требуется больше лесов, болот или свободного места, вы можете выполнить дополнительное действие и приобрести новые земельные участки....
10 11 2025 17:54:53
Гюнтер, скажите, разработка настольных игр – это Ваша основная профессия или сейчас Вы занимаетесь чем-нибудь ещё?...
07 11 2025 2:42:32
06 11 2025 8:15:13
Air Pack предлагает игрокам 8 самолётов, которые можно интегрировать в обычные игровые сценарии...
04 11 2025 14:39:20
Описываемая настольная игра призвана помочь воспитать ребёнка настоящим Русским человеком. Сильным, умным, добрым, уверенным в своей стране и знающим её историю....
03 11 2025 1:46:29
В первую очередь хочу поблагодарить Александра за передачу эстафетной палочки. Спасибо, теперь с полной уверенностью могу назвать себя 21-ым почетным настольщиком Рунета. 🙂...
01 11 2025 10:46:42
46 карт поиска с предметами, которые можно найти при обысках. В этой колоде также есть карта заражения;
20 карт исследования с локациями, которые задействуются в ходе миссии;
12 карт персонажей, по 2 карты для каждого игрока, которые отображают контролируемых игроком персонажей;
12 карт проверок, которые используются в ходе теплового сканирования чтобы обнаружить заражённых. В игре 6 карт положительных результатов (красные) и 6 карт отрицательных результатов (синие).
12 деревянных дисков персонажей, которые используются для обозначения местонахождения героев игры, по 2 каждого цвета: солдат и андроид;
10 деревянных дисков паразитов, 5 чёрных (сильные) и 5 серых (обычные) паразита.
18 карт инфекции, 6 наборов по 3 карты каждого цвета, которые используются для заражения людей. Рубашка этих карт такая же, как у карт предметов в колоде поиска.
1 четырёхгранный кубик, который используется при размещении и движении паразитов;
1 поле теплового сканирования, которое используется для формирования двух стопок карт в процессе сканирования.
Станция стpaxa – параноидальная кооперативная игра, в которой вы управляете двумя персонажами в «отряде зачистки», отправленном правительством на поиски чужой формы жизни. Игроки перемещают своих андроидов и солдат, исследуют базу и находят снаряжение, которое поможет выполнить миссию: найти и уничтожить логово паразитов, спрятанное где-то в мрачных глубинах. Чтобы победить, кто-то из игроков должен добраться солдатом до логова и сыграть 3 карта топлива чтобы заправить и задействовать свой огнемёт....
31 10 2025 22:32:53
Стать самым успешным фермером в Альтиплано не так-то просто — на этой каменистой местности пpaктически ничего не растет. Ваш ключ к процветанию — ценный мех альпака....
30 10 2025 2:54:35
Грядут онлайн-версии «Twilight Struggle» и «Labyrinth: The War on Terror»...
29 10 2025 2:25:21
00:13:20 — Ждать или не ждать Кассиопею?...
28 10 2025 7:35:42
Эта борьба за голоса, пожалуй, самое значительное нововведение в гeймплее Argent. В игре нет привычного трека победных очков, и в ходе игры невозможно сказать, кто ближе всех подобрался к победе. Все упирается в набор голосов жюри, и дополнительно усложняется закрытым и изменяющимся от игры к игре составом Совета. Судьи, награждающего за сбор наибольшего количества маны, может просто не оказаться в текущей партии, и ваша кучка синих камней окажется бесполезной в финальном подсчете. В игре есть трек влияния, но используется он в основном для разрешения ничьих. Ничьи случаются часто, поэтому влияние – важный элемент игры, однако в конце имеют значение только голоса....
27 10 2025 1:54:18
Игра рассчитана на 1-4 игроков (кажется это первая игра "колонизаторной" серии, в которую можно играть в одиночку)....
26 10 2025 23:53:57
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку