Обзор игры «The End of the Triumvirate»

Dmitry Vensko прислал мне собственный обзор игры The End of the Triumvirate. По его словам это одна из немногих настолок с сильной темой и отличной механикой, подходящая для двоих и троих игроков, да ещё и с явным уклоном в стратегию при минимуме удачи. Надо будет к ней присмотреться.
После Эссена 2010 пошли разговоры о том, что игр-то оказывается стало слишком много! И что скоро нас поэтому ждет кризис. Накроет всех… Ну на счет кризиса мне спорить не резон — кто его знает, может и налетит какая волна из-за горизонта. А вот с количеством игр я в непонятках.
Ну может быть для обозревателей-одиночек, пытающихся объять весь рынок, все действительно настолько кошмарно. Но лично для меня является проблемой найти игры, которыми бы хотелось непременно пополнить свою коллекцию. Ведь что мне все эти сотни наименований, если нравятся только игры с отличной идеей в основе, сильной темой (причем далеко не всякой) и любопытной механикой. При этом я не люблю экономические, карточные, с подсчетом очков, с ролл-энд-мув, игры-пасьянсы или с непонятными мне правилами, игры расчитанные строго более чем на двоих и т.д. И в конце-концов игра должна меня радовать даже если просто лежит в закрытой коробке.
И вот просматривая отчеты с выставок и обзоров, читая новости и комментарии, я довольно редко могу сказать — "да, это мое". А ведь еще в большей половине случаев выбранная игра не оправдывает ожиданий при личной встрече. С последней новинкой однако такого не случилось.
The End of the Triumvirate — игра изданная в далеком 2005-м, попалась мне на глаза довольно давно. Сейчас уже и не вспомнить когда именно и как так вдруг получилось. По крайней мере особенно высокими оценками (на БГГ) она блещет. Но вот как-то нашел и разглядел, однако к покупке созрел почему-то только месяцы спустя.
Более всего в ней удивляют необычные, простые и элегантные правила и баланс. Слыханое ли дело, чтоб выиграв сражение можно было тут же проиграть всю партию?
Итак, тематически игра охватывает слегка вымышленный конфликт Римской республики. Цезарь, Помпей и Красс таки не смогли договориться и решили пролить кровь римлян несколько раньше обычного. (При игре вдвоем вымысла меньше — там Цезарь попробует одолеть Помпея). События конечно разворачиваются вокруг Средиземного моря, игроки собирают легионы, вступают в битвы, захватывают провинции и состязаются за поддержку Сената. Ходы идут строго по очереди — сперва Цезарь наблюдает рост плюшек в своих провинциях (легионов и золота), затем он может сделать до 4-х передвижений своей фигурки по карте (собирая плюшки и атакуя врага), и наконец свое золото он может потратить на сенат или боевой дух армии (официальная версия — на оружие), а затем ход переходит к следующему игроку.
Первая интересная особенность заключается в том, что в игре нет ограничения по времени (ходам), но игра длится не более 4-х лет (3-х при игре вдвоем). Просто к этому времени один из игроков обязательно достигает одного из обычных условий победы. Всю игру оппоненты лавируют между 3 вариантами. Кажется что быстрее всего можно достичь Военной победы — для этого надо взять 9 провинций под свой контроль (из 15 на карте, или 11 при игре вдвоем). Имея вначале 5, за ход берешь еще 4 и выиграл, даже прежде чем оппоненты смогут ответить. Однако легионов на это просто не хватает. Проводить экспансию более медленно тоже не просто (даже забыв что в игре на троих у вас целых два противника) — сама попытка форсировать события приближает оппонентов к альтернативной концовке — победе Компетенцией.
Обычно игроки _вкладывают деньги_ в утверждение своей Военной и Политической компетенции, но всякий раз когда вероломные враги откусывают у вас слишком много, и почему-то только у вас, и избегают при этом честный (и опасный) бой лицом к лицу — вы получаете (большую) Компенсацию — рост одной из компетенций на +1 (а всего надо набрать два раза по шесть чтобы выиграть). Таким образом можно даже свести ситуацию к безысходной для оппонента — если нападет там где у вас слабая оборона и выиграет бой, то проиграет игру, если нападет на вашу фишку чтобы унизить вашу Компетенцию, то не хватит сил для победы, а если не нападет никуда, то всеравно проиграет игру по какой-нибудь иной причине. Кстати третий вариант победы зависит от голосов в Сенате. В конце каждого года (это примерно 7-8 ходов отдельных игроков) происходят выборы — у кого больше голосов в сенате, того и избирают консулом. Кто дважды объявляется консулом — побеждает в игре. Голоса в сенате выкупаются конечно за наличные деньги во время своего хода, и конечно при игре втроем кто-то уж точно будет избран повторно в конце 4-го года игры.
Любопытны и уже упомянутые компенсации. Чем больше игрок теряет в битвах, тем большие компенсации он получает. За первую потерянную за ход провинцию ему добавляется кубик в боевой мешочек, за потерю фишки Управляющего — еще кубик, а если отобрали более одной провинции — то полагается большая компенсация Компетенцией за каждую. Существует впрочем способ побить врага сильнее чем его компенсации — для этого нужно одолеть его фишку, что дороже обходится, но при успехе враг вынужден позорно бежать, а потому теряет по 1 во всех компетенциях в которых он лидировал. Вполне возможно также отобрать провинцию, из которой не была своевременно вывезена казна. Из-за больших компенсаций игроку есть также смысл бить оппонентов по очереди, вместо того чтобы добивать одного, или что еще веселей — вдвоем одного. Последнему обстоятельству также способствует география и ограниченное число перемещений за ход.
Кстати о битвах. На первом приближении, участники сражения просто снимают равное количество легионов с доски. У кого остались лишние — тот и победил. Игрок который защищает свою фишку — убивает 2 бонусных легиона врага. Если обе армии погибли, то атакующий вынужден отступить. Быстро и просто, но сверху этого однако прибавляется боевой мешочек. Вначале игры в него кладут по 2 кубика каждого цвета. В дальнейшем кубики туда добавляются за деньги или компенсации. А в начале каждого сражения из мешка вытягивается до 3-х кубов (смотря сколько легионов участвует в битве) — они и определяют дополнительные случайные потери. При такой схеме исход сражения частично прогнозируется, а если вам не шли кубы в этот раз, то они скорее выпадут в следующий.
Экономика необычна. Есть 3 типа провинций — военные, политические и компетенции — каждого вида по 5 штук на карте. Военные провинции поставляют по 2 легиона, а также в них за деньги фишка игрока может повышать Военную компетенцию и оружие (добавлять кубики в боевой мешок). Политические провинции приносят по 2 монеты, а также за деньги там можно повышать Политическую компетенцию и выкупать голоса в Сенате. Последний тип провинции позволяет повышать любую из компетенций за деньги и снабжает владельца 1 монетой и 1 легионом. Дополнительно каждый ход игрок выбирает себе поддержу от Рима — 2 легиона, 2 монеты или пополам — которые можно положить в любое место на свое усмотрение. Любопытно что провинции производят продукцию только 1 раз в 2 хода (в среднем). Специальный маркер каждый ход передвигается между двумя положениями — при одном из них провинция выдает результат, а при другом — надо ждать. Так как маркер в своих провинциях движется вначале своего хода, то если какую-то провинцию каждый ход будут захватывать, то она никогда ничего не произведет. Обычно целесообразнее захватывать провинции которые готовы вот-вот что-то произвести. Есть еще жетоны Управляющих, которые можно перемещать вместе со своей фишкой — провинции с Управляющим производят "продукцию" каждый ход. Таких жетонов всего по 1 на игрока в начале игры (один например в Италии), а дополнительные можно либо отобрать у оппонента, либо получить с титулом Консула.
Приведу пример хода. Во всех провинциях вначале игры по 2 легиона. Цезарь находится в Цезальпийской Галлии, где получает монету и легион. Дополнительно 2 легиона формируются в соседней провинции, и Цезарь добавляет к ним 2 легиона поддержки из Рима. Еще 2 монеты вырастают на дереве одной из африканских провинций. Бросив армию (по морю без армии быстрее) Цезарь уплывает в африку чтоб пополнить казну, а оттуда возвращается в провинцию в которой скопилось 6 легионов, забирает их и по морю вторгается в Испанию, где отбивает военную провинцию у 2 легионов Помпея. Последний получает малую компенсацию (1 кубик в мешок). В завершении своего хода Цезарь может выполнить 2 действия за деньги (первое стоит 1 монету, а второе уже 2) — он дважды покупает оружие и добавляет в боевой мешок 4 куба своего цвета. Затем ход переходит к недовольному Помпею.
И подведу итоги.
— Очень конфликтные и все время балансирующие на лезвии ножа партии.
— Простые, хотя необычные правила, и короткие партии — в среднем 1 час.
— Минимум удачи и много стратегии для двух или трех игроков
— Интересная тема, хотя игра может показаться слишком абстpaктной Евро.
— Замечу еще что стартовая позиция фиксирована (кому-то это уменьшает разнообразие, а кому-то позволяет подумать о дебютах).
Комментарии:
В «Лордах фьордов» вы начинаете игру в бедной деревне с одним кораблем на пирсе и несколькими купцами. Каждый ход игроки берут из мешка некое количество миплов, которые бывают трёх разных цветов. Каждый означает определённый тип специалистов, и в ваш ход вам нужно выбрать только один цвет для выполнения одного типа действий: строители (жёлтые) позволяют вам строить новые корабли и храмы; советники (синие) отлично справляются с дипломатическими и торговыми делами; воины (красные) необходимы для нападения на другие деревни. Начиная игру с одинаковыми ресурсами, все игроки должны найти свою собственную стратегию....
04 12 2025 22:12:48
Мавзолей создается в начале игра, каждый игрок прячет сокровища, ловушки и монстров в каждый склеп втайне от других игроков. Вы помните где оставили сундук с золотом? Надейтесь, что ваш противник не поставил “Пожиратель Боли” в том же склепе! Нет сегодня воров в Гостинице? Надейтесь, что не попадете в ловушку с отравленными дротиками! “Мавзолей” передает динамичное ощущение “приключения в подземелье” без затраты часов на предварительную подготовку. Просто хватай свою партию и вперед....
03 12 2025 16:39:23
По семь фигурок четырёх цветов, отсоединяются с усилием — иногда необходимо будет воспользоваться ножом, чтобы разъединить сильно сдружившихся во время поездки «фигуристых собратьев». Некоторые формы не встречаются в основной игре, поэтому будьте готовы к неожиданным поворотам. Ещё один сюрприз — все комплекты фигурок разные, и совпадают только наполовину....
02 12 2025 20:52:18
Игра проходит в 6 раундов, каждый из которых состоит из 3 фаз. В первую фазу каждый игрок забирает со стола набор из 8 карт (6 из которых лежат лицом вверх, 2 — рубашкой), а потом сбрасывает лишние карты, оставляя на руке 7 штук. На любой карте, кроме джокеров, изображён один из шести персонажей (архитектор, торговец и т.д.). Вторая фаза состоит из шести шагов — по одному на персонажа. Персонажи дают доступ к определённым действиям, и каждый игрок решает, тратить ли на них карты с руки....
29 11 2025 6:25:16
Планета Ярости — российская карточная стратегия для любителей фантастики. Низкая сложность, ориентирована на новичков. Игра доступна к предзаказу на Бумстартере по цене от 1340 рублей....
28 11 2025 5:38:25
Кроме того, сделаны рубашки для всех пяти колод игроков (соответствуют оригиналу). Сделаны спасательные карты для каждого из игроков. Для жетонов погоды сделаны новые рубашки, напоминающие оригинальные. В упрощенном виде изготовлены новые карточки игроков: думаю, что с ними все-таки удобнее. Альпинисты отмечены на них не фигурками, а цветными кружками, поскольку именно такие деревянные фишки планирую использовать в игре. Сделаны квадратные жетоны риска — чтоб наклеить на картон и удобнее резать. Сделан маркер первого игрока. Вроде все....
26 11 2025 14:28:55
Перед началом партии нужно к ней подготовиться. Сперва положено сформировать колоду заданий. Карт заданий много, они различные, их разные комбинации позволяют настраивать сложность миссии. В правилах есть рекомендации для самой первой, обучающей партии, и для нескольких сценариев с нарастающей сложностью. Потом нужно раздать карты с вещами, замешав в них несколько заданий. Еще положено разместить в центре стола поле-рюкзак. Как только у всех на руках появились карты, можно начинать....
23 11 2025 1:17:59
Под правилами скрывается ещё одна книженция такого же формата. Это — список из 10 сценариев....
19 11 2025 6:32:47
Встречи пройдут в формате «квартирников». В уютной обстановке все желающие смогут неформально пообщаться с Александром, сыграть с ним (а возможно даже победить) и, конечно же, подписать свои игры....
18 11 2025 22:15:55
Видео-обзор игры «Ticket to Ride: Card Game»...
16 11 2025 2:52:26
Скачать материалы для игры Elder Sign: Grave Consequences...
14 11 2025 11:20:22
Ход устроен совсем несложно. Сперва игроки получают новые карты из колоды. Затем из колоды же вскрываются несколько карт в центр стола. Это — доступные в текущем ходу ресурсы. Глядя на них игроки решают какое из своих зданий активировать в текущем ходу. Чтобы здание работало, нужно иметь подходящие ресурсы (из тех, что вскрыты в центре стола, плюс можно докинуть недостающее из руки). После выбора активного здания каждый еще может выложить карту на стол рубашкой вверх — это здание, которое игрок хочет построить в текущем ходу. После этого из колоды вскрывается еще несколько ресурсов. Затем все проверяют, у кого какие здания заработали. Если здание активировалось, в него можно дополнительно докинуть подходящих карт с руки или товаров с других зданий, чтобы получить больше прибыли. Игра идет пока кто-нибудь не построит 8 зданий, после этого партия останавливается и подсчитываются очки. У кого их окажется больше, тот и победил....
12 11 2025 19:44:48
Ещё можно заглянуть на официальный сайт Эссена (на английском языке), где рассказывается о ходе мероприятия, а также об отдельных игрушках, а также прочитать две заметки от Эрика Мартина на BGG (первая, вторая). ...
10 11 2025 7:30:51
Более того, Сергeй Мачин прислал мне фото-ответ, на котором изобразил ещё более смелую комбинацию парных свойств:...
09 11 2025 21:34:10
Готовы? Тогда проходим вперёд, не толпимся и не мешаем друг другу рассмотреть все закрома и узнать о секретных технологиях «Звезды» ...
07 11 2025 21:19:47
Там мы дружно поднимим кружки за мир, за хобби, за правильные игры, и за нас всех, немножечко cyмacшедших!...
04 11 2025 2:20:56
Настольная игра «Сильное колдунство» уже в продаже!...
03 11 2025 2:20:31
Внутри — не так уж много компонентов. Листок с правилами, пакетик с жетонами, да небольшая стопка карт травы и грибов. Сами эти с позволения сказать «карты» — несколько необычные. Это скорее небольшие планшеты....
02 11 2025 21:38:52
Следующий минус касается убийства зомби. Этого не нужно! Точнее, мертвецов убивать можно, даже не очень сложно, только смысла в этом нет. По правилам почти каждый выстрел из оружия привлекает новых противников. На шум приходят несколько новых зомби и в общем и целом меньше их не становится. Поэтому если и атаковать, то только в рукопашную, тихо....
01 11 2025 21:15:56
Обзор игры «Carcassonne: The Discovery»...
30 10 2025 14:57:57
В расширении, помимо всего прочего, вы найдёте карточки, с новыми принципами их работы. Новые карты с зелёной рамкой — это карты отложенного действия, чей эффект сработает только в момент сброса карты. Также на некоторых картах вы заметите новый символ сброса двух карт: для того, чтобы сработал эффект карты, необходимо будет сбросить эту карту вместе с любой другой картой с руки. Помимо этого, вас порадуют короткие и динамичные правила для игры втроём и, конечно, правила для дикого замеса ввосьмером!...
29 10 2025 1:45:52
Эту ситуацию можно чуть упростить, если разделить колоду на 5 частей и разложить их на столе. Теперь, если кто-то покупает карту, вскрывается следующая под ней, и игра движется дальше. Главное помнить, что стопки карт раскладываются рубашкой вверх и вскрывается только верхняя карта в каждой стопке. Чтобы никто не подглядывал, что там можно купить дальше....
28 10 2025 2:53:22
Обзор игры «Carcassonne: Abbey and Mayor»...
25 10 2025 18:54:21
Прежде, чем пускаться во все тяжкие, сделаю маленькую оговорку – все, написанное ниже, касается первой редакции Dungeon Twister. Текущая редакция – вторая, но разница достаточно незначительна, поэтому в общем и целом на этот обзор можно ориентироваться. Об известных мне различиях напишу в конце....
23 10 2025 14:40:10
Обзор игры «Риск 2210» (Risk 2210 A.D.)...
20 10 2025 4:15:20
Неофициальное дополнение для «Метро 2033»...
19 10 2025 19:39:15
Всероссийский чемпионат по игре Манчкин...
17 10 2025 21:12:12
Так вот, если у вас в компании Соня начинает орать, как только кто-то сделал ход, который ей не нравится; или Вася требует «не смей брать это дерево, оно мне нужно»; или Лера бежит агрить мобов, хотя все аргументированно убеждают этого не делать – это не «проблема альфа-игрока». Это просто грубые, глупые или эгоистичные игроки. Эти люди точно так же могут создавать неприятные ситуации и в соревновательных играх, и даже без игр....
16 10 2025 10:19:25
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку