Обзор игры «Merchants & Marauders»

Мне на почту пришёл обзор игры Merchants & Marauders, написанный читателем по имени Дмитрий (прямо совпадения какие-то, большинство писем на новогодних праздниках мне написали Дмитрии). Автор пишет, что M&M — это хоть и игра про пиратов, но по сути это приключенческая настолка. И, описывая её, он проводит параллели с одной из лучших приключенческих игрушек — Prophecy.
Из последних новинок мне уверенно приглянулась всего одна игра — Mechants & Marauders. Наверное я бы и не поверил, что игра на тему пиратов сможет привлечь мое внимание. Ведь если отбросить тему, то становится ясно, что пиратская игра — это бaнaльная ходилка-бродилка(!). К чему я настроен скептически, т.к. не люблю этот жанр. Лучшей бродилкой из тех что мне довелось опробовать я считаю Prophecy, которая в отличие от большинства собратьев не страдает ролл-энд-мув бредятиной. Но несмотря на то, что я считаю ее лучшей среди других бродилок, я не считаю ее слишком уж хорошей игрой за рамками своего жанра — слишком долго, слишком случайно, не особо конфликтно и т.д.
Но эти фото просто приковывали к себе взгляд, а правила так и кричали — "Я именно то, что тебе нужно!". Пожалуй сравнение M&M с Prophecy будет любопытным, и я им воспользуюсь.
Первое что бросается в глаза уже по фото М&М — это карта карибского бассейна.
Я давно для себя отметил, что хорошая тема вносит существенный вклад в удовольствие от игры. Грабить испанские галлеоны всегда интересней, чем безымянных разбойников в Prophecy (или скажем шнырять с одного неизвестного острова на другой в Pirate's Cove). Так легче вживаться в роль, а все происходящее сразу понятно, и совсем не сложно найти источники для вдохновения.
Конечно как и в Prophecy мы вольны плыть в любом направлении. Но если там на карте лишь случайно появлялись встречные, да регулярно выпадали события, то M&M идет несколько дальше и весь мир в ней оживает (!). Спокойное море не только встречает игроков внезапными бурями, со временем сюда приплывают военные корабли четырех национальностей и они начинают охоту за игроками-пиратами. Случается и что государства начинают войны, захватывают города или вдруг приплывают NPC-пираты — и тогда уже и мирным торговцам приходится не сладко. Сами игроки также разделяются по интересам и пока одни возят грузы из порта в порт, другие ищут себе легкую добычу. А в это время губернаторы островов предлагают щедрые награды за свои поручения, а в тавернах постоянно спорят о том, где же был зарыт клад неподалеку от Порт Ройяла и в самом ли деле paбы взбунтовались на одном из испанских галлеонов как только тот выплыл из Тринидада.
И всетаки сладкая тема да живой мир — для меня всего лишь одна сторона медали. Несколько большую роль я отвожу механике игры, и замечу что у M&M с этим все весьма недурно.
Во первых эта прекрасная карта разбита на 17 регионов. За 1 ход игрок имея 3 действия может пересечь целых 3 границы. Так игрок-пират в центре карты представляет угрозу почти для любого торговца. И если бы не порты, в которых можно укрыться, то могла бы получится игра "кто не спрятался — я не виноват". Ведь сражения в M&M очень жестокие — как им и положено быть в игре про пиратов. Налицо довольно высокий уровень взаимодействия.
Но как же быть в игре, в которой любой подлый пират может отнять у вас честно награбленное золото? Как жить дальше случись с вами такое горе? Как и в Prophecy игрок которого побили начинает игру новым персонажем сначала… но в M&M все далеко не так фатально. В первую очередь в этой игре хотя и выгодно улучшать своего персонажа (вернее сказать корабль), но и нет ничего такого, чего бы нельзя было сделать уже на базовом судне — никакого финального супер-монстра тут нету. Кроме того, в M&M для победы нужно заpaбатывать очки славы, а вся заслуженная слава переносится на нового персонажа, кстати вместе с сундуком благоразумно закопанного богатства. Это богатство также является скрытым фондом очков славы, но в трудную минуту оно очень помогает снарядить корабль не хуже потерянного.
Итого можно сказать, что погибший персонаж часто просто теряет несколько победных очков, которые он пускает в снаряжение нового первоклассного корабля. В некоторых случаях игрок-пират после гибели получает даже новые возможности, т.к. снимается и награда за его голову, а значит открываются недоступные уже давно порты. (На самом деле возможны ситуации когда проигравший битву игрок теряет реально много — например когда он не успел закопать свое золото. Хуже того — его добыча переходит победителю. Последнему однако после такого боя уже самому доведется опасаться за свою жизнь — ведь "закопать" золото можно только лишь в начальном порту).
Теперь самое время рассказать наконец о том как же проходят баталии. Всетаки в Prophecy боевка почти на уровне "брось кубик и смотри чего вышло", хотя перед боем и можно применить пару вещичек да заклинаний чтобы получить модификаторы к броску. Такое положение дел не могло бы меня впечатлить в M&M. Конечно, здесь по прежнему есть броски тучи кубиков, но действо получилось довольно занимательным и прямо скажу — порой кровь стынет в жилах.
Игрок желающий грабить безымянных торговцев, сперва выплывает в море и проводит поиск жертвы (бросок кубиков с завязкой на скилл Разведки). Далее, оценив национальность обнаруженного судна, можно вступать с ним в бой. Игрок тянет 3 карты торговца из колоды, на которых изображаются: какой это груз, сколько золотой добычи (от 1 до 5) и действие торговца (убегает или метко будет стрелять в одну из частей пиратского корабля).
Бросив еще кубики на Мореходство и затратив какой-нибудь боезапас пират приступает к мини-игре "награбь побольше, но только не упусти". Игроку дозволяется три действия: сбросить карту, вытянуть новую или заменить старую на новую. Торговец уходит в трех случаях: или число карт с побегом достигает маневренности корабля пирата, или пират лишается чего-нибудь на своем корабле (например мачт), или пиратский корабль вовсе топнет от полученных повреждений. Особенно важно для пирата награбить хотя бы 12 золотых, т.к. это дает ему 1 Очко Славы.
Чтобы грабить скажем испанские корабли, лучше всего искать их возле испанских портов. Можно повстречать их и в других регионах конечно, но это уже как повезет. В каждом регионе с начала игры лежит жетон флага лицом вниз. Игрок-пират выполнив действие "охоты" может либо встретить корабль той-же национальности что и порт региона, либо использовать жетон. В любом случае жетон снимается, а вернется (вероятно другой) только после заполнения специального пула. В итоге грабить на одном месте нельзя и есть определенная логика в том, где искать цели.
Сражения с другими игроками проходят конечно иначе. Длится битва несколько раундов, в каждом из которых обе стороны выбирают одну из трех "Б": бить (тоесть палить из всех орудий), брать (в смысле на абордаж) или бежать (конечно если сильно повезет). Атакующий свои намерения объявляет всегда первым. Решающую роль в этих действиях играет скил Мореходства и большой перевес в маневренности корабля. Понятно что бросается много кубиков и победитель броска либо выдает полный залп из орудий, либо высаживает абордажную комaнду, либо благополучно сбегает.
Механизм определения победителя немного мудреный, но важно отметить что побег — самое трудновыполнимое действие из трех, а стрельба — самое простое. Не сложно догадаться, что бросок кубика показывает также в какую часть корабля он метит. Случай может полностью или частично вывести из строя груз, мачты, пушки и экипаж. Корпус обладает некоторой начальной выносливостью, но после разрушения одной из "компонент" тоже дает течь. В целом все повреждения логично сказываются на кораблях — например потеряв пушки стрелять станет нечем. Конечно же существует способ доставить и нужный тип урона — но только если игрок благоразумно обзавелся книпеллями и картечью. Затем абордажные крюки повысят шансы поскорее приступить к захвату добычи. А вот сам процесс абордажа, если до него доходит, представляет собой уже бaнaльную резню кубиками.
Можно долго расписывать как эти сражения играются, но я отмечу основное. Во-первых большую роль играют скилы капитанов. Например пользуясь тем, что у вражеского капитана слабое лидерство, можно атаковать скажем шлюпом фрегат и успешно взять его на абордаж. Во-вторых, если битвы начальных судов еще не впечатляют, то уже битвы фрегатов, галлеонов и ман-о-варов щекочут нервы. За проваленным броском на мореходство приходится гpyдью встречать залп сразу из трех-пяти хитов — это страшно.
Как я уже отметил, в M&M по карте бродят "незнакомцы" (NPC). Военные корабли не прочь сокрушить игроков-пиратов, а пиратские рады повстречать игрока-торговца. Обычно они перемещаются случайно, но только пока поблизости не окажется подходящая цель. А управлять NPC в сражении будет игрок слева от жертвы! Уж он-то постарается я полагаю. По этой причине М&М особенно привлекательно выглядит для двоих игроков — т.к. в этом варианте дayнтайм близок к нулю. Хотя у игры вдвоем есть некоторые недостатки тоже — например более вероятно что оба игрока станут играть за торговцев одновременно.
Что осталось… Как и в Prophecy каждая локация имеет свои бонусы, у каждого игрока свой персонаж со своими особенностями — и все они бродят по миру в поисках добычи. В отличие от Prophecy однако в тавернах M&M можно получить карты слухов, которые позволяют выполнять персональные квесты, а также губернаторы выдают не самым подозрительным типам разнообразные задания. Квесты кстати, хоть и не замысловаты по механике — достаточно разнообразны. В своих стрaнcтвиях можно найти не только клад, но и отыскать старый фрегат, или заброшенную пещеру где можно хранить свои золотые. Можно спасти и взять себе на службу оружейного мастера, или вызволить барона и получить его расположение в будущем, и т.п. Конечно выполнение заданий также является и источником очков славы.
Некоторой неожиданностью является довольно жесткое разделение игроков на пиратов и торговцев — уже сразу после выбора персонажа надо выбрать и первый корабль, который лучше подходит для чего-то одного. С одной стороны ничто не мешает пиратам заниматься торговлей — в какой-то степени они ей и занимаются (например когда сбывают награбленное), но не во всякий порт их пустят, а корабли их обычно имеют трюмы поменьше. Торговец же предпочтет избегать сражений, а следовательно и соответствующего снаряжения. Но всетаки переход из одного "класса" в другой по ходу игры вполне реален. Торговцу требуется всего разок проявить агрессию и скажем силой захватить более удобный корабль, а пирату главное найти способ замолить свои старые грехи (в крайнем случае тихо утопнув от сил правосудия).
Игроки-торговцы ведут дела совершенно по-своему. Они предпочитают набивать свои корабли товарами, а не пушками. Заплыв в один порт они тянут 6 карт товаров (восьми типов) и покупают те, которые выпали в изобилии — со скидкой. Затем они смотрят где в таких товарах есть нужда и плывут продавать их по двойной цене, желательно сразу большой партией чтобы заработать себе еще и славу. конечно как и вольные пираты, наполнив свои сундуки золотом, они также могут приплыть в свой родной порт и тайно (от других игроков) зарыть денежков побольше.
Множество карт с текстом однако не очень подходят для игроков незнакомых с английским языком. Большинство текстов конечно может подсказать один из игроков, который язык понимает. Проблемными однако остаются карты славы — многие из них используются например в битвах как сюрпризы противнику, поэтому показывать их — не очень хорошая идея. Хотя вполне реальная.
В целом мне игра понравилась много больше любых других бродилок (темой, боевкой и в целом механикой). Но наконец я плавно перехожу к недостаткам M&M.
По базовым правилам любой игрок может не просто спрятаться в порту и сколь угодно долго и в безопасности сидеть там спасаясь от пирата, но может и не подвергаясь никакой опасности переплывать между ближайшими портами игнорируя игроков-пиратов по пути. При этом правда он будет тратить примерно треть своих действий впустую, но с точки зрения темы выглядит довольно странно, что игроки-пираты при желании игроков-торговцев никак не смогут напасть на последних во время их плаваний. Забавно и что в рулбуке приводится правило, согласно которому NPC-пираты хотя бы перехватывают проплывающие мимо торговые корабли, а вот для реальных игроков-пиратов такая возможность не упоминается.
Эта проблема вызывает вопросы, недоумения и разбирательства. Сразу хочется ввести какой-нибудь хоумрул, позволяющий игрокам тоже перехватывать проплывающие мимо корабли. Автор игры уже сам такой вариант предложил сразу после релиза — под названием "Cutthroat".
Просматривая галерею на БГГ я заметил снимки с прототипом игры, где использовалась механика планирования хода. Подумав немного, я изобрел и свой вариант, но пока его тестирую. На мой взгляд он намного больше в духе игры, чем Cutthroat — игроки не могут сидеть в портах целый ход, но и словить их в море представляется проблемой — т.к. ход планируется тайно.
Еще одним недоразумением являются галлеоны, которые стоят как и фрегаты, но значительно их лучше во всем, кроме маневренности. Потеря меневренности на 1 (в сравнении с фрегатом) конечно осложняет рейды на торговцев, но если улучшить паруса в одном из портов, то сложно назвать ситуацию когда бы галлеон не был лучше фрегата (пусть даже с аналогичным улучшением). С моей точки зрения меневренность галлеонов надо снижать еще на 1, что автор игры вроде также планирует для варианта "Cutthroat".
Ну вобщем остальное уже мелочи. 🙂 Несмотря на относительно тяжелые правила, игра подойдет и просто для фана, и как семейная или для гиков. Главное чтобы тема пиратов была вам интересна.
* * *
Вот еще несколько интересных механик, которые остались за рамками обзора:
1. За каждую атаку торговца страна-владелец повышают награду за голову пирата на 5 золотых. Это конечно хороший повод другому игроку получить эту награду, но только если у него лично хорошие отношения с этим государством и не идет война с ним. Награду не против "получить" и военные NPC-корабли, особенно корабли государства-жертвы — они будут по возможности преследовать игрока. С другой стороны NPC-пираты обижать собрата не станут. Во время войн однако военные фрегаты мало того что замещаются ман-о-варами, так еще и атакуют любые корабли враждебной национальности (включая торговцев). Но если два линейных корабля повстречаются в море, им будет уже не до вас.
2. Когда игрок получает очко славы, он получает в руку также и случайную карту славы. Тут можно встретить скажем карты отличного боцмана или способности повторить подлый трюк противника. С одной стороны эти карты являются единственной возможностью развития капитана (а не корабля), а с другой — они могут быть одноразовыми, а могут и представлять собой даже квест, ради получения способности на всю игру. Таким образом слава — это еще и аналог экспы, и квесты. Апгрейд корабля также возможен, но в разных портах предлагают что-то свое, да еще всего один раз — придется побегать и поискать.
Комментарии:
2. Расскажите о теме игры в целом. Обрисуйте игровой мир, объясните роль каждого игрока и цель, которую он должен достигнуть для победы....
15 12 2025 0:26:34
63 карты;
схема Последовательности великого делания;
правила игры.
Правила игры:
Правила игры Зельеварение. Гильдия Алхимиков на русском языке (html)...
14 12 2025 1:23:47
Знакомьтесь — группа разработчиков игр «EFG»...
12 12 2025 13:40:41
Что думаете? Стоящая идея? Интересно ли кому-нибудь будет читать мои мысли о кино и литературе?...
11 12 2025 4:20:45
В Caylus сели играть втроём, с опытными настольщиками, которые до этого игру в глаза не видели. Пришлось потратить некоторое время на объяснения правил, которые, несмотря на обилие информации, были усвоены без затруднений. Кайлюс же относительно прост: добываем ресурсы и тратим их на здания, приносящие победные очки, позволяющие добывать ресурсы более эффективно и добывать с их помощью ещё победные очки. Концепция игры тоже относительно несложная: выставляем рабочих, а потом выполняем действия. "Клетки действий" (в игре это здания) всегда "сpaбатывают" строго последовательно, а количество активируемых зданий может изменяться в зависимости от положения фишки "надзирателя". Здания, до которых он не добрался "не работают"....
10 12 2025 1:58:17
Перевод правил для «Battlestar Galactica Pegasus Expansion»...
09 12 2025 0:52:22
В научном обществе я слышал о странных ривертаунских кавернах, якобы способных пролить свет на загадочные события. В Ривертауне находился и тот магазин, в котором я вёл торговлю, так что район был мне знаком. Я никогда ранее не занимался спелеологией и даже заблyдился в пресловутой Чёрной пещере, но сделанные мною находки в целом подтверждали слова Армитейджа (мне стыдно об этом писать, но сути сделанных открытий я сейчас не помню – позже я расскажу, как лишился этих знаний). ...
05 12 2025 15:56:23
Помогите освоить «Великую Отечественную»...
04 12 2025 15:49:45
Вам нужно не только выжить, но и добраться до финиша, по пути собрав побольше победных очков, которые даются пpaктически за все учиненные вами разрушения. Допустим, едите вы на вашем автомобиле, и вдруг перед вами выскакивает старушка с протезом вместо ноги, если вы затормозите и подождете, пока бабулька пройдет, то ваши соперники оторвутся от вас очень далеко, значит, есть единственный вариант, сбейте бабуську. Конечно, на вашей машине останется много крови и возможно человеческие конечности, но ничего страшного, ведь вы все еще первый....
03 12 2025 23:12:38
Всего к печати 10 листов А4. Страницы 1, 12-15 без рубашек, к остальным рубашки следуют сразу за лицом. На 1 поле, на 12 таблички, на 13-15 конверты. Карточки политик клеить на переплетный картон....
02 12 2025 14:34:33
Новая ссылка — сайт «Распечатай и играй»...
01 12 2025 11:57:58
8 фигурок обезьян; 9 фишек лиан; 24 фишки фруктов; правила игры. Вот так выглядит обратная сторона коробки с игрой:...
30 11 2025 19:33:34
Нужно будет вникать в нюансы создания голосовых интерфейсов, их UX, много пробовать....
28 11 2025 12:49:27
Quartermaster General 2nd Edition – ...
27 11 2025 5:34:36
Сроки выхода новинки в России пока не сообщаются, зато предварительно объявлено, что ценник уместится в 2500 рублей. Более чем приятная стоимость для такой хорошей игрушки!...
26 11 2025 17:18:13
Движение в Ave Caesar осуществляется при помощи карт, которые игроки выкладывают из руки. Какое число указано на карте на столько клеток вперед и будет двигаться ваша колесница. Колесницы могут двигаться по диагонали, мешая другим игрокам. При прохождении поворотов на арене Большого Цирка вам следует очень внимательно выбирать траекторию, т.к. если всё время двигаться по внешней части круга, вам просто не хватит очков на картах гонок, чтобы доехать до финиша. Во время каждого заезда вам надо отдать дань уважения Императору и поприветствовать его, проехав через Императорскую аллею....
25 11 2025 3:21:57
Игровой процесс несложен: карточки элементов набираются из общей кучи и по очереди выкладываются в игровую зону. Далее проверяется состояние электрической схемы, добавляются/убираются очки свечения, и игра переходит на новый раунд. Также мы подготовили предварительную версию Правил....
24 11 2025 15:49:15
Для собственных нужд сделал комплект жетонов (под лист 15*20, осталось место, повторил некоторые для того, чтобы иметь запас). При этом заменил некрасивые, на мой взгляд, жетоны разбойников на фотку из интернета (фотка в комплекте); для всех камней взял оригинальный жетон Звезды Африки, раскрасив инструментом "распылитель" в разные цвета ( opгинальные камни показались невыразительными). Саму Звезду Африки сделал на основе фотографии бриллианта....
23 11 2025 4:53:48
Я познакомился с этой игрой летом 2011 года на фестивале настольных игр в Меджибоже и даже привез себе коробочку в коллекцию, что происходит не так часто. К2 самобытна, ее не с чем сравнить – пытаешься подобрать игру с похожей механикой, но все время возвращаешься к сеттингу и атмосфере. Пожалуй тут уместна параллель со старыми советскими приключенческими настолками, но именно на уровне атмосферы. Движок игры очень прост, но сбалансирован и, главное, органично вписан в процесс. Пожалуй сложно придумать что-то более подходящее, что бы передать дух покорения самой сложной горной вершины....
18 11 2025 1:29:11
Первым делом переводить стал карты отрядов тут проблем не возникло
Но как дошел до карт тактик и местностей (областей) возникла необходимость внести поправки в оформление и тут понеслось)....
17 11 2025 21:36:15
Новые герои для настольной игры «Кандамир»...
15 11 2025 2:24:22
Ночь с 18 на 19 июля 64 года н.э. вошла в историю как Magnum Incendium Romae («Большой пожар Рима») — всё началось с торговых лавок, что были неподалеку от Большого цирка, затем огонь перекинулся на другие здания, а к утру горел почти весь Вечный город. Пожар бушевал чуть ли не неделю и в итоге полностью сгорели одиннадцать из четырнадцати кварталов Рима....
13 11 2025 12:27:12
Для игры дополнительно нужно: — 6 фишек: жёлтая, красная, зелёная, синяя, чёрная, серая; — маленький паровоз; — свисток; — саквояж-сумка, помещающаяся в кулак....
12 11 2025 18:47:41
"Наша философия всегда заключалась в том, чтобы создавать семейные игры, которыми можно наслаждаться играя с друзьями, но не в одиночку. Это прямая противоположность онлайновым играм, где игрок изолируется в виртуальном мире" — отметил Эрик Отмон....
10 11 2025 8:52:59
Семинар «Издание настольных игр в России: от идеи до настолки в руках»...
06 11 2025 9:15:46
В начале каждого раунда все игроки добирают по пять карт со своих личных колод, которые в дальнейшем будут использованы для сбора ресурсов и найма людей, а также следующего за этим вооружённого столкновения между племенами. Во время сборов ресурсов игрок при помощи розыгрыша карт с руки добирает следующие карты своей колоды, добывает еду и оплачивает ей наём новых людей в племя, «копает» свалку в поисках нового снаряжения и возвращает туда ненужные ему карты. Приобретённые карты уходят в сброс игроков, чтобы в дальнейшем замешаться в их колоды. Кроме того, все игроки оставляют несколько карт с руки для участия в конфликте (оглашая их число)....
02 11 2025 10:54:49
Приходится признать, что у отечественных издателей проторенные тропы пока в большем почёте, чем новые горизонты. Однако перед нами примечательный случай: «Из грязи в князи» и сегодня смотрится свежо, да ещё и оформлена игра на совесть....
01 11 2025 11:27:52
1. Готов русский вариант ПнП по Эпохе правителей на двоих игроков. Можно играть за Паладинов и Варваров. Материалы здесь на Тесере на странице игры (правила + комплект ПнП-материалов). Работы было проделано, вы не поверите... НЕМЕРЯНО!!! Фактически с начала разработки игры прошло два года....
31 10 2025 3:45:32
Для понимания этого обратимся к правилам. В «Экономикусе» игроки конкурируют друг с другом за репутацию – тот, кто наберет первым ее определенное значение, побеждает в партии. Звезды репутации мы получаем за присутствие нашей корпорации в той или иной отрасли (их 12), а также за лидерство в ней, если там размещено больше, чем у остальных игроков, ваших компаний....
29 10 2025 4:57:36
Вероятно, на то существует масса причин. В результате кризиса в индустрии комиксов и видеоигр некоторые приходят в схожий — настольный бизнес, который всё ещё развивается. Благодаря техническому прогрессу затраты на издание небольших тиражей игр или книг уменьшаются. Старые увлечения – коллекционные игры и немецкие настольные стратегии – породили новую игровую среду, из которой теперь появляются молодые и талантливые авторы. И это не единственная причина....
28 10 2025 22:55:26
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку
Как соединить многожильный и одножильный провод правильно