Особое мнение о «Зельеварении»
Новосибирский настольщик Михаил опубликовал в сети своё особое мнение об игре Зельеварение и двух дополнениях к ней. По его словам дополнения совсем не так хороши как базовый набор. Если в Пpaктикум можно успешно играть с дeвyшками, то с Гильдией Алхимиков, а тем более, с Университетским курсом этот номер пройдёт далеко не всегда. И знаете, я здесь полностью согласен с Михаилом. Пpaктикум — игра для новичков, а дополнения — для любителей игрушек посложнее.
Также Михаил обращает внимание на "дырку" в правилах Университетского курса, из-за которой игра иногда зацикливается потому что игроки начинают передавать друг другу одну и ту же крупицу совести. Хотя, насколько я помню правила УК, крупицу нельзя никому отдать если у тебя на руках не осталось других карт.
Я люблю «Зельеварение». Эта спокойная, неторопливая и чуть ироничная игра мне откровенно нравится. Прошлым летом я сыграл в неё две партии на Эльбрусе, так что теперь со своим экземпляром не расстaнycь уж точно — память-с.
«Зельеварение» представлено на BGG, так что если вы просмотрите там мою коллекцию, то увидите его в сáмом конце (трaнcкрипция же, на «Z» начинается). Периодически я слышу удивление по поводу оценок, выставленных мной игре и двум дополнениям к ней — и совсем недавно услышал в очередной раз: «ты странный какой-то, оценил допы ниже самой игры, без них она же чистый пасьянс!..»
Да. Вот именно так я их и оценил. Попробую объяснить, почему именно.
Начну с того, что слово «пасьянс» в понимании хардкорных настольщиков имеет какой-то странный, околоругательный смысл. Вообще-то, если кто не в курсе, многие пасьянсы сходятся лишь при условии правильных действий, просчитанных глубоко вперёд. Есть такие, которые для сходимости требуют ещё и везения, а есть и такие, которые при правильной игре сходятся всегда — но поди ж ещё найди её, правильную игру! Чем, собственно, не настолка для одного игрока?
Тем не менее, если какая-то игра хаpaктеризуется как «пасьянс», то в это вкладывается вполне определённый намёк: игра, якобы, пpaктически не зависит от действий игроков, и её ход якобы пpaктически полностью определяется рандомом распределения карт (или чего там у неё).
Не могу не упомянуть здесь ещё один якобы-пасьянс — весьма мной любимые «Затерянные города». Мне доводилось играть в неё несколько раз с такими вот пренебрегающими («фи, па-а-а-асьянс…»). Заканчивалось это тем, что я с треском выигрывал, и мне потом говорили: «да ты ж выиграл чисто из-за того, что со сбросом нахитрил, и вообще повезло тебе». На первую часть аргумента есть резонное возражение «а что, сброс был только одному мне доступен?», по поводу второй замечательно высказался ещё Александр Васильич Суворов: «один раз удача, два раза удача… помилуй бог, а нешто же умение совсем ничего не значит?!»
Сравнение «Зельеварения» с «Затерянными городами» тем более уместно, что есть в них нечто общее. Вот это самое умение нахитрить с общедоступными картами (которые здесь называются шкафом). Способность спокойно выждать, когда там окажутся все нужные ингредиенты, не давая при том соперникам возможности заполучить через шкаф нечто полезное для них из твоих собственных рук… Да и далее в абсолютном большинстве случаев у игроков есть тот или иной выбор действий, так что про полное доминирование рандома — давайте нэ будэм!..
Нет, я, конечно, готов согласиться, что определённая толика смысла здесь таки есть. Ну да, решения приходится принимать намного более простые, нежели в обожаемом суровыми настольщиками хардкоре. Понятно, что это ж вам не «Dungeon Lords»!
Положите в корзину сразу, потом забудете:Но давайте не будем забывать — простые игры тоже нужны. Очень нужны! Для детей, для новичков… дeвyшки вот обычно составляют довольно специфическую аудиторию. Кстати, дeвyшкам «Зельеварение», как правило, весьма нравится. Да и серьёзным настольщикам время от времени нужно что-нибудь этакое лёгкое.
К чему было сие длинное рассуждение? А вот к чему: дополнения явно пытаются увести игру из той ниши, которую оно занимало изначально, и в которую очень удачно вписывалось. Посему и заслужили от меня более низкую оценку по сравнению с базовой коробкой. Но!
Против «Гильдии алхимиков» мне возразить особо нечего. Здесь этот шаг делается вполне разумно, и если кому-то хочется усложнить игру — с «ГА» они получат самое то. В конце концов, внутренняя логика дополнения ничего не навязывает: не хочешь, так и не связывайся с этим «Великим Деланием». По общему согласию, с ним можно даже не связываться всем одновременно: не раздавать никому карты последовательности, и все дела (хотя тогда не очень понятно, зачем её брать, «гильдию»-то).
В общем, это дополнение неплохо продумано и потому я оценил его всего одним баллом ниже основной игры.
«Университетский курс» — совсем другое дело. Он создаёт полное впечатление поделки, сляпанной кое-как на скорую руку и толком даже не протестированной. И его «шаг в сторону» совершенно нелогичен. Давайте посмотрим.
«УК» построен главным образом на заклинаниях, они составляют его суть. А это уже очень серьёзный шаг в сторону хардкорности: ведь грамотное их применение требует хорошего знания наизусть всех рецептов и их ингридиентов (иначе рассмотрение и анализ всего уже собранного на столе будет тормозить игру неимоверно). А таковых очень даже немало. Причём составы и взаимосвязь рецептур очень умно отпечатаны… на обороте счётной дорожки. Там, где ими ну просто офигеть как «удобно» пользоваться. 🙂 Причём эта диаграмма совершенно нефункциональна: она красива и выглядит мистически-магично, но отслеживать по ней что-то нужное крайне замысловато. Причём и сама счётная дорожка, скажем прямо, довольно убога…
Но самое ужасное в «УК» — это откровенная дырка в правилах. Я играл в это дополнение ровно два раза, оба раза на неё наткнулся, и теперь уже вряд ли когда возьму «УК» для игры. Сейчас расскажу.
Речь пойдёт о «Крупице совести», которую вы видите справа. Карта вызывает огромное недоумение логикой своего действия: это что ж, по мнению создателя игры — кто набрал больше всех очков, тот является самым бессовестным, что ли?!?! Но это ещё цветочки. А ягодки вот.
Представим себе простую ситуацию. Колоды закончились, и «крупица» находится на руках игрока, идущего по очкам… ну, допустим, вторым. Он суёт её лидеру, от которого отстаёт на 1-4 очка, и сам выходит в лидеры. Бывший лидер, в свою очередь, сунет «крупицу» обратно, и чем всё кончится, вполне понятно. Катясь как снежный ком, процесс постепенно затронет всех игроков, которые свалят друг друга «в ноль», угробив все набранные по ходу партии очки.
О чём думал автор, вводя эту карту в колоду — тайна сия велика есть. Карта откровенно глупая и вредная. Ещё раз напоминаю: описанное выше случалось дважды. Из двух партий, сыгранных с «УК». Это не гипотетическая ситуация.
Так что вот вам моё особое мнение по «Зельеварению»: игра отличная, но в дополнениях особенно не нуждается. А если так уж хочется усложнить её — без проблем, «ГА» то что доктор прописал. Но с «УК» лучше вообще не связываться. Или, по крайней мере, сделайте что-то с этой «крупицей совести». Например, выкиньте к чёрту. Или запретите её играть, когда хоть одна из колод истощается. Или разрешите её играть лишь единожды за всю партию.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:
Комментарии:
Меня зовут Юрий Журавлёв. Я 8 лет занимаюсь разработкой настольных игр. В моём портфолио более 200 прототипов, 12 проектов для ведущих российских издательств и более 20-и игр по индивидуальным заказам. Также я веду тематический блог Не руки, но крылья....
21 04 2024 7:46:17
На этом я, пожалуй, умолкну и передам слово автору игры:...
20 04 2024 4:30:22
24 сентября пройдет турнир по 7 Чудес. Дуэль. Формат аналогичен нашему прошлогоднему турниру: 4-5 раундов швейцарки, по результатам которой 4 лучших игрока выходят в полуфиналы. Записаться можно здесь:...
19 04 2024 18:53:13
Во-вторых, победителями мировых чемпионатов по этой настолке чаще всего оказываются голландцы...
15 04 2024 2:49:18
Германия, на мой взгляд, достаточно сильная страна. Иногда, конечно, бывает, что в начале нет ни одного приличного статуса и из-за этого Ось проседает. Но в целом у немцев мощная колода. В ней немало карт, позволяющих достать и сыграть что-то нужное....
12 04 2024 6:38:52
Тайлы в хорошем (даже нормальном) качестве найти не удалось поэтому какие есть такие есть. Единственное что сразу нашел и готовое к печати так это вулкан....
11 04 2024 13:53:20
В оригинальной игре все карты с одинаковой картинкой. Я это исправил: каждая карта теперь уникальная и содержит кадр из фильма. В левом нижнем углу указано, из какой части трилогии этот кадр....
09 04 2024 20:46:32
Перевод правил настольной игры «Celtica»...
08 04 2024 7:21:40
Обзор настольной игры «Dungeon Twister»...
07 04 2024 13:40:51
Страничка Anima: Tactics на сайте Fantasy Flight Games...
05 04 2024 18:49:42
Подробности об игре «Волкодав. Замок людоеда»...
04 04 2024 8:33:51
В Bohnanza на этой неделе удалось сыграть всего одну партию (вчетвером). Игра проходила в режиме мирного сосуществования. Все охотно делились друг с другом нужными бобами, пpaктически не дарили ненужные карты и никого не шантажировали. В результате к концу партии у всех скопилось чуть больше двадцати монет и первое место досталось игроку, заработавшему на 1-2 золота больше остальных....
03 04 2024 18:48:25
Как так вышло, что российская компания стала одним из ведущих производителей миниатюрок в мире?...
31 03 2024 20:41:42
Скачать материалы для игры Соло — альтернативная ссылка № 1 (rar, 8 Mb)...
30 03 2024 6:22:39
Оказаться в ловушке под землей – один из универсальных страхов, как падение или утопление, от одной мысли о которых мурашки по коже. В игре Sub Terra нехватка света и воздуха только часть проблем; вам нужно будет бороться с обвалами, наводнениями, ядовитыми газами и, что самое худшее, мистическими ужасами, который преследуют вас по извилистым туннелям....
29 03 2024 11:39:36
Итак, “Кайлюс” – классика тяжелой игры, основанной на механике выставления миплов. Она довольно кризисна в плане менеджмента ресурсов и имеет в себе серьезный рычаг для обламывания планов других: фишку замминистра. К счастью, воспользоваться этим рычагом стоит некоторых денег, и частенько использовать его либо невыгодно, либо просто не на ком. Тут все зависит от игроков. Одни не будут тратить деньги, предпочитая более неконфликтный стиль игры, направленный лишь на собственное развитие. Другие будут целенаправленно рушить чужие планы, возможно при этом ограничивая в развитии самих себя. С последними не играю! 8 баллов....
28 03 2024 7:31:15
Ticket to Ride: Marklin Edition — ...
27 03 2024 12:36:54
Механическая сторона Doomtown выделяется на фоне карточных игр того (да и нашего) времени. Изюминка игры в перестрелках, без которых и ряды противоборствующей группировки не проредить, и город не захватить. Определившись с участниками перестрелки с обеих сторон, игроки разыгрывают карты с рук и применяют свойства уже лежащих на столе карт, чтобы склонить чашу весов в свою сторону. А затем, основываясь на результатах предыдущего шага, набирают некоторое количество карт из колод в руки и пытаются составить из них по покерной комбинации. Игрок, проигравший в «покер», проигрывает и перестрелку, а разница в силе собранных покерных комбинаций превращается в потери его людей....
25 03 2024 22:30:11
И тут я, естественно, попался на обещание конфетки, ибо внешний вид игры на картинках продавал себя на все сто. Я помню, например, что в юности считал, что если дeвyшка красивая, то она хорошая. Ну не может она быть плохой, если красивая. Наивно, но тут я, по-моему, попался на ту же удочку. Ну если такая красивая игра, разве может она быть гoвном, простите за мой французский. Тем более, за ней старик Колби проследил. Не станет же он гoвно делать (что ж меня сегодня на французский тянет-то?!)...
23 03 2024 18:28:22
Карточные Колонизаторы – отнюдь не жалкий клон своей настольной прародительницы, а полноценная и серьезная стратегия. Под оба формата игры выпущено достаточное количество дополнений. Однако остановимся на базовых версиях....
22 03 2024 20:24:26
Vikingdoms – стратегическая игра, в которой вы открываете территории, планируете действия, чтобы разжиться добычей, а затем шаг за шагом организуете свои налёты. Берите пленных, заключайте союзы, остерегайтесь мятежников и станьте первым, кто построит три одинаковых поселения или наберёт 16 монет, чтобы построить лучшее королевство....
19 03 2024 4:20:14
Они вышли из глубин лесов и сквозь густой туман поплелись на зов некромантов. По воле этих чёрных колдунов они нападали на деревни и крестьянские наделы. Зомби были повсюду, они бросались на людей, кусали и раздирали их на части. И нам оставалось лишь в ужасе смотреть на то, как наши павшие друзья поднимались и пополняли ряды живых мертвецов....
18 03 2024 0:48:52
В общем, пока ничего особенного, но будем надеяться, что в будущем такие выставки приобретут большую популярность и ассортимент представленных настолок будет значительно расширен....
17 03 2024 16:24:52
Hero Realms — карточная игра в стиле фэнтези, основанная на доработанных правилах другой замечательной игры Звёздные империи (Star Realms). В игре есть базовые правила для двух игроков, а также правила для разных режимов, как Куча мала, Охотник и Гидра, где могут участвовать большее количество игроков....
16 03 2024 16:15:43
Онлайн-версия настольной игры «Dead & Alive»...
15 03 2024 23:34:42
Задача игроков не только спасти жизни людей, но спасти больше, чем соперники. Получилась неожиданно соревновательная игра....
14 03 2024 13:59:42
Судьба Апсайдвилля находится в руках игроков. Сможет ли Город победить, будут ли его обитатели спокойно жить в течение, по крайней мере, еще одного раунда? Или тьма одержит победу и ужасное существо будет свободно разгуливать по переулкам?...
13 03 2024 23:39:55
В Queendomino королевства более продвинутые...
10 03 2024 22:11:52
Часть стендов адресована детям. Это традиционные детские игры от «Равенсбургера» и «СтепПаззл», детские игрушки, а также активности типа стрельбы из луков у «ЯиГрушки», а также всякие аквагримы и атрибутика и компьютерных игр и вселенной «Звездных войн». Ну и просто всякая-всякая мелочевка, сувениры, кружки, майки, поделки из фанеры и акрила, аксессуары для настолок, а также небольшие партии нелокализованных проверенных хитов. В общем, каждый, кто в хобби, найдёт для себя что-то интересное....
09 03 2024 10:39:25
Колоды маневров для бомбардировщиков не делал, можно летать по наименее маневренной (вроде как А), можно нарисовать самим, ибо я сомневаюсь, что многомоторники такого размера были одинаковой маневренности с истребителями. Карты получились более-менее аутентичными по стилю к оригиналу....
08 03 2024 7:58:51
UPD: Спасибо всем, кто откликнулся, добровольцев набралось достаточно! ...
07 03 2024 11:18:40
Все карточки идентичны по цветам. Единственное, что отрисовано в Corele имеют более четкие контурные линии. Но при игре, разнице нет. Вообщем, сам напечатал на лазернике OKI, качество мне понравилось. Думаю, любителям игры придется по вкусу!!!...
06 03 2024 10:50:25
PS: Это уже третий архангельский турнир по настольному Старкрафту. ...
05 03 2024 7:27:20
Первая и вторая эпохи — это самое начало партии, где закладывается фундамент будущей победы. В каждой фазе игрок должен решить на какую из 9 доступных клеток выставить своего рабочего. К принятию решения нужно подходить взвешенно, ведь перемещать рабочих нельзя! Выставление рабочего приводит к нескольким результатам. Во-первых, вы получаете контроль над занятой территорией. Во-вторых, вы получаете шанс собрать одну из 8 уникальных победных комбинаций. В-третьих, вы лишаете соперника возможности занять участок, где теперь стоит ваша фигурка....
04 03 2024 13:40:54
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::