Условия победы в настольных играх

Что лучше: заpaбатывать победные очки или преследовать какую-то конкретную цель? В каком случае игра интереснее? В каком — честнее? Справедливее? Ответы на эти вопросы, или по крайней мере, размышления, наталкивающие на мысли в этом направлении обнаружились в необычном месте, в твиттере пользователя JR Honeycutt, с вольным переводом выдержек из которого предлагаю ознакомиться.
На протяжении последних лет я стараюсь придумывать игры, в которых нет абстpaктных победных очков. По этой причине одно из первых, с чего я начинаю работу над новой игрой, это вопрос «как победить» или «что нужно сделать для победы».
Поэтому вместо фразы «Побеждает тот, кто наберёт больше всех очков», я стараюсь говорить «ваша цель – делать то-то». И ставлю такие условия, чтобы побеждал тот, кто первым сделает это «что-то», либо окажется ближе всех к выполнению этой задачи, или же придумываю награды для игроков за выполнение отдельных небольших этапов глобальной задачи.
Например, победные очки есть в «Сумерках империи». Но это не просто абстpaктные очки, они всегда начисляются за что-то конкретное. Например, есть карты, приносящие очки за выполнение заданий. И по ним можно отследить ваш прогресс по ходу партии.
Как мне кажется, конкретная цель особо важна в играх с явно выраженной тематикой: победить монстра, что-то построить, выпить весь сок – сделать что-то конкретное, чтобы закончить игру победой. В этом случае игрокам не нужны промежуточные награды, достижение цели игры – это и есть победа.
Наряду с этим есть возможность начислять игрокам очки за все действия, что в итоге даёт сумму, демонстрирующую успехи каждого игрока. Например, как в Ticket to Ride. Тем самым все возможные действия приводятся к единой мере – к победным очкам.
Ударить по камню: 1 очко
Облизать камень: 1 очко
Съесть камень: 3 очка
Не могу с уверенностью сказать, можно ли называть такой подход стилем в гeймдизайне или это просто один из шагов на долгом (надеюсь) пути к пониманию игр, но с моей точки зрения, моя разработка хорошая есть я могу сказать игроку: вот что нужно сделать для победы, не прибегая при этом к абстpaкциям.
В «Предательстве в доме на холме» никаких очков нет. В Mega Civ их множество. И обе эти игры – в числе моих любимых. Но в той же Mega Civ очки – это не просто абстpaкция, а вознаграждение за три вещи: за достижение конкретной небольшой цели, за развитие технологий, за строительство городов. Так что это хотя и очки, игроки заpaбатывают их за конкретные и понятные действия.
Если взглянуть на игровое поле Mega Civ и показать постороннему человеку позиции игроков, даже совершенно незнакомый с игрой человек может правильно оценить ситуацию на поле. Игрок, у кого много городов на поле и много технологий, очевидно, выигрывает, а другой игрок, у которого технологий и городов меньше – проигрывает.
А бывает ли так, что нужно стремиться именно к тому, чтобы измерять всё именно очками? Я думаю, такой подход уместен в играх, где игроки на протяжении партии делают одно и то же раз за разом. И такие игры обычно оставляют ощущение незаконченности.
Например, если для победы нужно пройти три круга ни разу не оступившись. Я сделал это и победил. А вы прошли два круга и почти весь третий и под конец допустили ошибку. Вы проиграли, но это не значит что вы ничего не добились. Двоичный подход «победил / проиграл» здесь не совсем правилен, потому как он не отображает насколько успешными были ваши действия.
Вы, очевидно, были успешнее другого игрока, который провалился сразу после старта. И вы должны быть за это вознаграждены! Ваши успехи можно сравнивать с другими игроками. Вы справились хуже меня, но значительно лучше третьего игрока. Задаётесь вопросом, почему я считаю это важным?
Я считаю, что усилия игрока должны оцениваться вне зависимости от итогового результата. Сыграл в игру – вот твой финальный счёт. Он отражает то, что сделал игрок. Например, вы сдаёте экзамен, получаете кучу вопросов, не на все даёте правильные ответы, но результат всё равно есть. И он достаточно хорош.
У оценки (или количества набранных очков) есть и ещё одно значение. Она позволяет измерять ваш прогресс, понять, стали ли вы играть лучше. Тем самым можно «играть против самого себя», улучшая собственные рекорды. Она же позволяет понять, насколько успешными оказываются те или иные стратегии.
Сегодня мы живём в мире, где становится всё больше и больше игр, и при этом мы всё меньше и меньше играем в каждую из них. Не теряем ли мы в этом случае возможность оттачивать своё мастерство? Как мне кажется, это важный элемент, ради которого многие и играют в игры. Я, например, записываю и отслеживаю все свои результаты с помощью приложения, потому что хочу знать насколько я стал лучше играть.
При таком подходе, все повествовательные моменты остаются за кадром, на первое место выходит именно итоговый счёт, оценка, а не то, что вас к ней привело. Например, мне очень нравится «Конкордия», но их более чем 50 партий, я не могу вспомнить ни одного «крутого» момента.
Ещё раз, мне нравится «Конкордия», нравится в неё играть. Когда у меня всё получается, я счастлив и удовлетворён своими успехами. Если я проигрываю, я доволен тем, что хорошо знаю игру и могу обдумать свои ходы, чтобы понять, что и где я сделал не так. Но ни одного запоминающегося момента не было. Ничего кинематографичного.
В этом-то и кроется различие в ощущениях, которые порождает оценка прогресса в очках. В играх с тематикой и сюжетом, с конкретным условием победы обязательно будут драматические и запоминающиеся моменты. В играх на очки будут головоломки и задачи, в которые придётся погрузиться с головой. И результат – либо удовлетворение от успешно найденного решения, либо воспоминания о «крутых» моментах.
Для меня важны оба этих элемента. И вот какая штука. Я помню партии в «Предательство в доме на холме», состоявшиеся несколько лет назад, но не могу вспомнить ни одного эпизода из Mega Civ. При этом я много размышлял на тему «как побеждать в Mega Civ» и никогда не думал о том, «как побеждать в «Предательстве». Однако в партиях в «Предательство» я всегда думаю о том «как сделать крутой ход», и никогда не думаю об этом за игрой в Mega Civ. И одинаково люблю обе эти игры.
Как мне кажется, лучшее, что может дать мне игра – это возможность оттачивать мастерство, учиться со временем играть лучше и лучше, и при этом создавать уникальные моменты, пусть даже они и исчезают из памяти сразу после окончания партии.
А у вас есть такие игры?
Комментарии:
В ходе игры нужно выставлять на поле зайцев и иногда подкладывать к ним ещё всякие жетончики (это как бы профессии зайцев). Собственно, партия начинается с пустого поля, а завершается с кучей миниатюрок на нём. Выставлять фигурки нужно не абы как, а исходя из двух принципов: а) желательно кучковать зайцев, чтобы они контролировали как можно большую территорию и б) занимали как можно больше разнообразных ресурсов. Всё потому, что за зайцев на поле тут периодически начисляются очки по формуле «очки = территория х кол-во разных ресурсов на ней»....
13 12 2025 9:14:17
Обзор игры «Vampire: Prince of the City»...
12 12 2025 20:30:21
Примерно с 2005 года, если мне не изменяет память. Первой увлекшей меня и моих друзей настольной игрой был «Господин Великий Новгород», но вообще-то началось всё не совсем с неё. Будучи большим поклонником творчества Сергея Лукьяненко я случайно в инете прочёл о том, что вышла настольная игра по миру Дозоров. Я решил её купить и пошёл в книжный. Там с интересом для себя обнаружил, что есть и другие настольные игры, в результате помимо Дозора был на пробу куплен «Господин Великий Новгород». Дозоры оказались совершенно неиграбельными (это было самое первое издание, потом его вроде бы улучшали, но мне уже было не интересно), а вот Новгород, несмотря на некоторые неясности в правилах был освоен и долго был основной темой наших посиделок с друзьями. Потом были ещё некоторые игры, доступные в России на то время, но большой вехой стало знакомство с УНО....
10 12 2025 22:55:58
Карточки бывают трёх типов, так что возможны следующие варианты: персональное задние — объект ищет игрок, который делает ход, аукцион — объект ищет тот, кто пообещает найти больше объектов и соревнование — объект ищут все игроки, а побеждает тот, кто найдёт его первым....
07 12 2025 20:26:59
Как вы могли заметить мы крайне редко сейчас употрeбляем термин «лучший», ибо вы нам сделали замечание в свое время, мы вас услышали и согласились на то, что каждый сам должен решать, что для него the best, а что нет....
06 12 2025 3:14:30
Успей сыграть в «Манчкина» до того, как это станет мейнстримом. (Упс! Кажется, ты не успел…) Напяль нереально зауженные джинсы, хватай свой любимый обезжиренный декаф и иди мочить монстров корпоративной машины! Двигай против системы, будь в тренде!...
03 12 2025 12:55:20
В начале раунда шеф-повар (тот из игроков, кто ходит первым) подаёт на стол кушанья: берёт из колоды число карт, равное числу игроков, умноженному на 2, выкладывает их на столе лицевой стороной кверху и группирует выложенные карты по видам кушаний. ...
01 12 2025 12:11:39
Видео-обзор русской версии игры «Киклады»...
30 11 2025 10:29:48
Насколько это представление верно — неверно, не мне судить. Но, правды ради, надо отметить, что при взгляде на некоторые картинки, нашего брата сложно не узнать. Ланно, че я все рассказываю, глядите сами :)))))))))...
29 11 2025 16:10:42
Скачать правила игры Merchants & Marauders (doc, 0.2 Mb)...
28 11 2025 14:38:35
Месяца три назад был запущена площадка сходной тематики «Продани». На первый взгляд функционал этих сайтов пересекается, только у «Продани» есть трёхмecячная фора. Посмотрим, какое у этих проектов будущее....
26 11 2025 1:40:35
На каждом пункте игроки бросали шестигранный кубик с нанесенными на него аналогичными рисунками и сопоставляли результат с картой, в случае совпадения и происходило то или иное событие в жизни беглеца. Изюминкой игры было огромное количество путей-дорог к вольному Дону, какие-то были более долгие, но менее опасные, другие – соответственно, покороче и рискованней. ...
25 11 2025 3:34:52
На деле же всё очень просто. Игрушка строится на условном «принципе домино», игроки тут должны выкладывать карты на стол, да так, чтобы у соседних совпадали «узоры». Ну, как в домино рядом с пятёркой надо класть пятёрку, а рядом с единицей – единицу, так и тут, красный полукруг должен всегда соседствовать с красным полукругом, а края фигуры в центре карты подходить к краям соседней фигуры на карте противника....
23 11 2025 20:56:19
Итак, ход самой игры… Игрок, который ходит первым, выбирает одну из тринадцати своих карт и кладет в открытую перед собой. Также делают и остальные игроки, но человек не может положить карту с достоинством, которое уже есть на столе. Ход начинает тот игрок, который выложил карту с наибольшим достоинством. Однако не стоит думать, что нужно всегда выкладывать карту с максимальным значением. На каждой карте изображено определенное количество человечков. И их количество обратно пропорционально достоинству карты. Эти человечки показывает то число дворян, которых можно пригласить из отдаленных провинций (общего пула) ко двору для дальнейшего использования. В начале игры при дворе каждого гранда находится семь кабальеро....
22 11 2025 16:46:10
Итак, комплектация настолки минималистична: 60 карт с изображениями животных (всего 12 видов) и 5 карт с картинками человеков. В начале игроки выбирают себе животное по нраву, запоминают его, тасуют колоду и принимаются по очереди открывать из нее карты, выкладывая их в стопку перед собой. Как только в результате у двух игроков на верху стопки их карт оказываются две одинаковые, один из этих игроков должен быстрее другого сымитировать «голос» того животного, которого перед началом игры выбрал соперник. Тот, кто успел первым, забирает всю стопку оппонента и кладет ее под свою. Получается весело: «МУУУУ!!!» – «Да слышу я, держи» – «Кря… эээ… блин». Если же выходит карточка с изображением человека, то любой игрок, быстрее всех поднявший руку и крикнувший «Хомо сапиенс!!1» или «Человек разумный!», берет по нижней карточке из всех стопок и кладет их под свою. Когда колода карт закончится, все считают количество карт в своих стопках, у кого больше – тот победил. Так что игрушка, как видим, растит будущих еврогeймеров: уже с четырех лет они играют на победные очки! Правда, в правилах тут же рекомендуют отказаться от этой привычки и играть просто ради процесса. Ага, а потом из таких детей вырастают америтрешеры…...
20 11 2025 8:33:27
16 августа в клубе «Высоцкий» на Таганке состоялась церемония награждения победителей конкурса. По итогам конкурса, сайт АоТ вошел в 10-ку лучших сайтов, пока не заняв почетного призового места, однако на равных соперничал с крупнейшими проектами Рунета — для столь молодого сайта ( напомним, что сайт был создан около года назад)-результат уже очень впечатляющий....
18 11 2025 12:10:28
Сегодня я расскажу об игре, в которую не играл никто, кроме 17 человек из Halfbrick. Это интересная история, но в ней не будет научных фактов и проверенных приёмов создания проекта....
16 11 2025 0:33:41
14 11 2025 18:49:55
Ну, приступим… Зовут меня Константин, а фамилия – Гeйнрих. Мне 26 лет, родился в небольшом городе Краснодарского края. Что было интересного в детстве? Играл в юношеском театре в течение семи лет, выступал на главной сцене города, ездили с гастролями по близлежащим городам и весям. Наверное, это занятие зародило во мне некоторые творческие способности, а также умение работать на публику. 🙂...
13 11 2025 14:32:19
Отмечу что количество карт для памяток "урезалось" до 24 штук (Alchemy — 12 карт), чтобы помещаться на листе А4. Естественно в каждой игре "урезались" карты которые не имеют текста....
12 11 2025 14:58:24
Девиз игры — "Утопите американских империалистов в безбрежном океане народной войны". Разумеется, над игровом полем нашлось место для высказывания Мао Дзе Дуна о том, что все люди мира объединятся против американских агрессоров и их лакеев, люди готовы сражаться и не бояться трудностей, если упадет один, то его место займет другой, и мир будет принадлежать свободным людям. ...
08 11 2025 0:12:46
У каждого игрока есть персональный планшет, одновременно служащий и памяткой, на котором вмещается не более 7 кубиков, и вот из них-то игрок все требуемые комбинации и собирает:...
04 11 2025 16:57:33
Настольные игры превращаются в компьютерные...
02 11 2025 13:46:37
Правила игры «Сталинградская высота», 1 серия...
01 11 2025 8:53:31
Есть безусловно интересные решения. Вот некоторые из них. Игра подталкивает игрока к тому, чтобы использовать карты действий в строго восходящем порядке номеров, обещая за это дополнительные минидействия. Механика битв, выполненная на картах судьбы (fate cards) с учетом инициатив существ несколько шире обычного дайсового решения, хотя и столь же рандомна. Присутствует изящная система сбора ресурсов с завоеванных и “домашних” гексов с помощью стрелок на персональном поле....
31 10 2025 11:40:28
Идеальное количество игроков 5-6, т.к. у всех персонажей полезные способности и отсутствие кого-то из них в комaнде (не)много усложняет жизнь!...
27 10 2025 15:56:15
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку