Чем хороши настольные игры?

Однажды я задумался, а что же получаю от настольных игр я. Почему я ими увлекаюсь? Что для меня игры: коллекционирование картонных коробок, иллюстрации, поводы для встреч с друзьями или новые впечатления?
Наверное, ответ на этот вопрос следует поискать в прошлом. Дело в том, что меня достаточно давно привлекают игры. В детстве я любил играть в видеоигры, на спектруме, на денди и на сеге, на компьютере. Когда-то я играл во всё подряд: в Dune 2 и первый Warcraft, в Comix Zone и Rock'n'Roll Racing, в Bomberman и Contra. Потом определился с жанрами. Мне нравились гонки, стратегии, зачастую — пошаговые, а также ролевые игрушки с примесью пошаговой тактики (идеальная игра такого плана — Shining Force 2, из которой, по-видимому, и растут ноги моей любви к Memoir '44).
В какой-то момент в моей жизни появились настолки и некоторое время я играл и на столе, и на компьютере. Настольных игр у меня тогда было мало: Колонизаторы, да Сумерки Империи. Это были две настоящие настолки, которые не шли ни в какое сравнение с картонным трешем, заполонившим полки книжных магазинов и магазинов игрушек. На дворе была весна 2004-го года, и я ещё не знал о BGG и даже не помышлял о BoardGamer.ru.
И какое-то время спустя я перестал играть в компьютерные игры. Они всё ещё были мне интересны, но включив какую-нибудь игрушку, минут через пять я ловил себя на мысли, что она мне совершенно неинтересно. И выключал её. Однако видеоигры не ушли полностью. Я играл и всё ещё играю. В Modern Warfare, Fifa' 10, DOTA, в Starcraft 2 — но играю не один, а с друзьями. Почему-то игра со знакомыми людьми воспринимается совершенно иначе, она ужасно увлекает. Возможно, и поэтому, в том числе я так полюбил настолки: в них можно играть только с живыми людьми.
Но вернёмся в 2004-й год. В то время настолки для меня были в новинку. Каждая игра была чем-то новым, особенным, открывала новые горизонты и радовала новыми механиками. Помню, как я радовался, впервые прочитав правила глобальной стратегии Сумерки Империи. Ещё бы, тут и война в космосе, и политика, и технологические усовершенствования, и даже торговля. Какой примитивной игрой на её фоне казались Колонизаторы: всего-то бросок кубика, да обмен или строительство.
Чуть позже были Каркассон, оказавшийся донельзя примитивным даже по сравнению с Колонизаторами, Цивилизация (Mare Nostrum), которая всем понравилась за возможность и строить, и воевать, и торговать, но в которой улавливались недостатки (все рано или поздно объединяются и идут бить лидера). Вслед за ними пошли Дремучий Лес, классифицированный как бродилка с большой ролью случая, а также Господин Великий Новгород — интересный, оригинальный, но, к сожалению, несбалансированный имитатор боярского рода.
В то время уже появилась мысль о том, что не все игры одинаково полезны. Когда настолок было мало, каждая казалось одинаково интересной. Но как только их число увеличилось, появилась возможность сравнивать игры друг с другом и пришло понимание: бывают игры хорошие, а бывают — не очень.
Какое-то время я хватал все настолки, до которых мог дотянуться. Все новинки, издаваемые в стране: Ночной дозор, Манчкин, Крылья Войны, Орки!. Затем дорвался до западных игрушек и разжился Arkham Horror и Betrayal at House on the Hill. Увы, но обе этих игры мне не понравились. Тогда я понял, что нужно что-то менять. По инерции я всё ещё скупал новые игрушки (Эласунд, Викинги, Колонизаторы каменного века), а также б/у, выставляемые на продажу на форумах (так ко мне в руки попали Caesar & Cleopatra, Mission: Red Planet, Ingenious, и даже Memoir '44). Заказывал на Boards & Bits высокорейтинговые игрушки, ориентируясь на оценки BGG (Dungeon Twister, Bohnanza, Blue Moon, Saint-Petersburg).
Теперь, оглядываясь назад, можно сказать, что я блуждал во тьме. Пробовал все игры подряд, абсолютно без разбора. В то время мы нравится сам процесс познания новой игры. Заполучив новую коробку, её нужно было аккуратно открыть, покрутить в руках компоненты, ощупать миниатюрки, покатать в ладони кубики, обнюхать свежеотпечатанные карточки и жетоны, погладить карту. Наконец, взять книгу правил и погрузиться в их изучение. От всего этого я получал огромное удовольствие. Не меньшее, чем от игрового процесса.
Но так не могло длиться вечно. В 2008-м году игр стало много, а в 2009-м — очень много. Теперь на каждую игрушку уходилось совсем немного времени. Мы едва-едва осваивали игру, раскладывали ещё 1-2 раза, а затем перескакивали на новую. Правила теперь изучались на ходу, компоненты оценивались исключительно с точки зрения их удобства. Закон перехода количества в качество сработал в обратном направлении — игр стало больше, а удовольствия от них — меньше.
К счастью, в прошлом году я стал гораздо более разборчивым. Более-менее осознав свои взгляды, я понял, что мне нравятся далеко не все игры. Например, безуспешные попытки освоить приключенческие настолки показали, что такие игры — просто не для меня. Америтреш, ярым приверженцем которого является компания Fantasy Flight Games, также не нашёл отклика в моём сердце. За редким исключением в виде Fury of Dracula, игры этой компании пришлись мне не по душе. Doom, Arkham Horror, World of Warcraft: The Boardgame и Tide of Iron видятся мне монстрами с горами жетонов, фишек и каунтеров, которые нужно механически передвигать и перекладывать и за которыми теряется сама игра. Чуть лучше я воспринял Игру престолов, которая, однако, всё равно не по мне с её системой "двойного угадывания" приказов и боевых карт противников.
Постепенно я осознал, что мне больше по душе игры европейской школы. Более спокойные, где нет миллиарда кубиков, уничтожения игроков с досрочным выбытием из игры. Но игры мне нравились не простенькие, типа Каркассона, а более сложные, как Age of Empires III или Agricola, где у игрока есть множество различных альтернативных действий и альтернативные пути к победе. Есть игрушки, в которых присутствует элемент америтреша, но которые всё равно очень хороши (как Nexus Ops или Memoir '44), но всё равно, евроигры мне определённо ближе.
Наконец, я понял, что самое главное для меня в игре — это осознанные и значимые решения. Игры должны быть такими, чтобы каждый ход нужно было хорошо обдумывать, имея перед собой как минимум два варианта действий, каждый из которых представляется достаточно выгодным. Именно поэтому мне так нравятся Coloretto и Quorridor, где концентрация таких решений высока как никогда.
Теперь у меня подход к играм сменился. Я стараюсь отбирать для себя только такие настолки — игры, где есть много значимых решений. К таким игрушкам я подхожу особо. Заранее внимательно изучаю правила, составляю памятки, досконально объясняю всё товарищам по игре. Для меня такие игры — источник наслаждения и, поэтому, к каждой я подхожу очень бережно. Так было с Agricola, Age of Empires III, Container, Imperial и Labyrinth: The War on Terror.
Конечно, осталось и любопытство. Есть немало игрушек, которые мне просто интересно попробовать. Например, Senji, которую описывают как значительно улучшенную Игру престолов, или Shogun с его необычной боевой механикой с участием башни кубиков, или Space Alert с действиями в реальном времени. Но я отдаю себе отчёт, что эти игры привлекают меня исключительно неиспробованными механиками. Я вряд ли буду играть в них часто, тут, скорее, присутствует именно то, о чём говорит Зордок — жажда новых впечатлений.
Новые впечатления для меня важны. Но новые впечатления — это не обязательно новые игры. Их можно извлекать и из одной и той же настолки. Проще всего с этим в Memoir '44 — знай себе раскладывай новые сценарии. Чуть сложнее — в Agricola, но и тут можно каждый раз искать новые и новые пути к победе.
Но, всё-таки, новые впечатления для меня не главное. Квинтессенция удовольствия — это непосредственно игровой процесс. Когда перед тобой разложена игра, ты сидишь лицом к лицу с соперниками и делаешь ход, выбирая одну из возможных альтернатив (см. значимые решения). И тут уже не важно, есть в игре кубики или нет, присутствует или отсутствует прямое противодействие между игроками. Главное — что есть игра, есть соперники и есть ты. В такие моменты я забываю обо всём и полностью погружаюсь в игру. И когда очередная партия в Memoir '44, Agricola или Dominion заканчивается, я будто бы выныриваю на поверхность и снова попадаю в реальный мир.
Вот что мне нравится больше всего. Не новинки, не механики, не отсутствие дayнтайма — сама игра как процесс — вот что для меня главное и основное. За это я и люблю настольные игры.
А за что (или почему) любите их вы?
Комментарии:
Коробка и ее размер красноречивы, ориентирована она горизонтально. С обложки своими горящими глазами на нас смотрит один из колдунов. Но не он один, поскольку на правой стороне расположено пять окон, и через них пять героев смотрят во внешний мир. Сама коробка также напичкана до краев и мы легко узнаем миниатюры. Здесь не только герои, но и горы пластиковых монстров. Они заполняют всю поверхность коробки, но только на один уровень. Ниже мы найдем и другое содержимое....
12 12 2025 17:22:35
Коротко пробежимся по отличиям. Сперва – коробка. На ней немного иначе указаны выходные данные (сверху – первое издание, снизу – второе)....
10 12 2025 12:39:42
Но и сдесь не обошлось без глюков. В английской версии (по сканам дерева и карточек) обнаружено 2 несоответствия между деревом и текстом карточек:
...
03 12 2025 20:25:32
Сам я себе ее заказывал в типографии (я дизайнер и часто имею дело с печатью), поэтому карты получились довольно плотные и глянцевые, поле – складное ламинированное, а фишки я печатал на самоклейке и наклеивал на плотный картон. Кроме того у меня довольно давно есть железная высечка диаметром 3 см, которой я делаю почти все жетоны, фишки и прочую мелочь для своих самодельных игр. Очень рекомендую любителям такую штуку: жетоны получаются прямо-таки заводские, можно делать их двусторонними, я ее заказал за 400 р. знакомому токарю, и по слухам я весьма переплатил, с тех пор я ей вырубил уже штук 10 настолок. На фотографиях ей вырублены подставки для персонажей и жетоны оружий. Соответственно, если у вас ничего такого нет, то можно просто вырезать квадраты или же вырезать кружки ножницами....
02 12 2025 13:47:11
Бесплатная настольная игра «The Way» (Путь)...
01 12 2025 12:20:23
63 карты;
схема Последовательности великого делания;
правила игры.
Правила игры:
Правила игры Зельеварение. Гильдия Алхимиков на русском языке (html)...
30 11 2025 11:13:42
Меня зовут Юрий Журавлёв. Я 8 лет занимаюсь разработкой настольных игр. В моём портфолио более 200 прототипов, 12 проектов для ведущих российских издательств и более 20-и игр по индивидуальным заказам. Также я веду тематический блог Не руки, но крылья....
29 11 2025 0:37:32
Ну что? Узнали? Из всех этих "шмоток", боёв, "прокачек" и ловушек, а также колод засад и наград во все стороны торчат уши кого? Правильно — Манчкина! Перед нами ничто иное, как "творческая переработка" известнейшей игры Стива Джексона. Тут тоже можно и нужно мочить монстров, хапать сокровища и подставлять друзей. Только делать это нужно чуть-чуть по-другому, и ещё в игру добавляется некое подобие игрового поля — те самые шесть локаций....
25 11 2025 11:47:41
Это будет именно новое дополнение, а не переиздание. Эдакий Air Pack 2.0....
19 11 2025 23:37:41
Но самое обидное (и одновременно веселое — причем не только для выигравших, но и для проигравшего!) — это когда все магниты поставлены и остается последний ход!!! Часто это выливается вот во что:
И приходится начинать играть заново, пока результат не будет для начала хотя бы вот таким:
В идеале на поле должно быть размещено 12 змеиных магнитных яиц. Это очень сложно, но если постараться, через какое-то время уже интуитивно начинаешь чувствовать, куда можно поставить магнит так, чтобы он не притянул своих собратьев.
Что еще можно добавить? Эта игра была представлена на выставке «Игрушка 2008» в «Крокус Экспо» и по итогам конкурса «Лучшее-детям!» была названа «Лучшей настольной игрой». И это никого не удивляет: игра действительно замечательная: веселая и необычная!
Да, совсем забыла... Игра называется "Гремучие джунгли" потому, что при сталкивании магнитов раздается такой треск, словно множество гремучих змей собрались в одном месте и устроили свою какофонию:)
Игра безусловно получает максимальный балл — "5" по пятибалльной системе. Но вот то, что в нее могут играть дети от 8 лет, мы не подтверждаем. Российские дети прекрасно ориентируются в гремучих джунглях с шести лет. Это факт:)
PS: особая благодарность за этот обзор Катерине Баженовой и группе экспертов сайта www.citytoys.ru...
18 11 2025 0:46:33
Как видно из фотографий, железные линейки служат направляющими для ножа, а для того, что бы лист не сползал при резке мы прижимаем его деревянной линейкой к железной. Деревянную линейку можно заменить прозрачной пластмассовой линейкой, будет намного удобней....
17 11 2025 2:12:33
«Среди знати» для меня тёмная лошадка. Знаю, что это какая-то «династическая игра», в ней нужно развивать свой род и всячески способствовать процветанию члeнов семьи. Мнения о ней есть разные, по общему впечатлению игра средненькая. Посмотрим на пpaктике, так ли это....
16 11 2025 19:52:53
Исторические игры составляют самую большую группу. Эти игры основаны на реальных событиях и пытаются представить разумное приближение реальных сил, элементов местности и других материальных факторов, с которыми сталкиваются фактические участники войны.
Гипотетические игры — игры, опирающиеся на историю, но связанные с битвами или конфликтами, которых на самом деле не было (или еще не было).
Фэнтези и научно-фантастические варгeймы либо черпают вдохновение из произведений фантастики, либо создают свою собственную воображаемую обстановку.
Абстpaктные конфликтные игры, такие как шахматы, не считаются варгeймами, но условно их можно назвать таковыми....
15 11 2025 20:41:18
Одна игральная кость в разных проекциях. I – III век нашей эры, материал – кость. Место находки – берег Дуная, Восточная Европа. Фото с сайта ancientresource.com...
13 11 2025 14:11:41
— неверно показаны методы террористов...
12 11 2025 20:42:37
И, конечно, все материалы только для ознакомления)...
11 11 2025 22:34:30
Компоненты красочные, качественные, но многие кубики были поломаны или отколоты. Некоторые цвета различаются лишь оттенком, что для меня представляет некоторую трудность. Сложно отличить, к примеру, темно-серый и черный оттенки. Мы получаем очень красочное привлекательное игровое поле и скучные кубики....
09 11 2025 16:39:34
Скачать материалы для игры Surviving. One Month In...
07 11 2025 6:58:58
Любопытный факт — Смута тестируется аж с 2006 года, и тестеры отмечали "динамичные партии и любопытную систему сражений". Пока что кроме этих отзывов информации об игровой механике нет. Ещё один фактор — продолжительность партии. Дядя Лёша пишет, что "по некоторым данным, полная игра укладывается в три часа". Полагаю, это означает, что ознакомительная партия займёт ещё больше. А это значит, что Смута будет игрой не для новичков....
04 11 2025 13:38:21
Вернемся к игре Ticket to ride — это классика в мире настольных игр. Общепризнанная семейная игрушка с несложными правилами и быстрыми партиями. Наконец- то и мне удалось поиграть в паровозики. Играли мы на дорогах США. На дворе стоит 1910 год, На карте США появляются все новые и новые железно- дорожные маршруты....
30 10 2025 6:23:23
1. У каждого персонажа есть уникальная способность. Даже прачка и тpaктирщик будут полезны следствию....
29 10 2025 18:57:25
Правила игры «Сталинградская высота», 3 серия...
28 10 2025 4:26:59
Первые впечатления от настольной игры «En Garde»...
27 10 2025 10:21:10
Berserk is a game of classical fantasy, which was invented in 1995 and published in Russia in 2003. Since then it has become the most popular collectible card game in Russia, Ukraine, and Belarus. In the 8 years of its existence 16 different expansions of the game were published. Today there are over 4000 different cards, featuring unique illustrations created for Berserk by various artists throughout the world. ...
26 10 2025 13:37:32
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку