Интервью с единственным в России настольным pr-менеджером
Недавно я подумал, что у нас в стране есть несколько компаний, занимающихся разработкой и (или) издательством настольных игр. А вот "пиарщик" настольный есть только у Звезды. Это Татьяна Соколова, специалист по связям с общественностью, которую многие встречали в комментариях у меня на сайте под ником "татьяна". И вот я подумал, почему бы не организовать интервью с единственным в стране настольным pr-специалистом? Сказано — сделано. Читайте.
Для начала расскажите о себе.
День добрый! Меня зовут Соколова Татьяна. Работаю специалистом по связям с общественностью в компании «Звезда», в свободное от работы время участвую в гонках по бездорожью на джипах, читаю Пикуля и Вербера, танцую в клубе сальсы, изучаю храмовую культуру России. Люблю скорость и дорогу, пишу стихи и играю на пианино.
Как состоялось Ваше первое знакомство с настольными играми?
В дошкольном возрасте много играли в домашнюю «Монополию» — самодельная такая настолка, в советское время она, наверное, была в каждой семье: игровое поле расчертили и отрисовали сами, кубик сделали из бумаги, вместо фишек — швейные наперстки, вместо карточек – лотерейные билеты определенных цветов. В школе начала играть в шахматы – это у нас семейная игра, подарочный набор шахмат передается по наследству, шахматы – пожалуй сама моя любимая игра до сих пор.
Планировали ли Вы связать свою работу с настольными играми?
Возможно, Вас это удивит – но нет, не планировала. В детстве мечтала стать театральным режиссером, в выпускных классах ставила спектакли, выступления КВН и т.п. Но потом решила получить более востребованную профессию, поступила в МГОУ на экономический факультет, получила специальность «менеджер по экономической политике», отработала 5 лет в оптовых продажах. До «Звезды» работала с другой группой товаров, в разных компаниях, на разных должностях: от менеджера среднего звена до руководителя компании, занималась и закупками, и реализацией, и производством.
Как Вы пришли в "Звезду"?
Получила дополнительное образование в крупном международном образовательном центре по специальности «Связи с общественностью», поработала в рекламе, прошла годовую стажировку в издании, попробовала себя в нескольких глянцевых журналах и поняла, что готова к серьезной работе PR-щиком в крупной компании. Разместила свое резюме на Head Hunter, отправила его и на «Звезду». Через пару дней мне перезвонил генеральный директор Константин Кривенко, приехала, прошла собеседование. Мне импонирует, что «Звезда» работает с детскими товарами, является производителем, поэтому осталась, работаю четвертый год.
Расскажите о своей работе. Из чего состоит Ваш типичный рабочий день?
PR подразумевает создание благоприятного имиджа компании, и моя работа – не исключение. Еще 5 лет назад на лекциях по связям с общественностью преподаватель сказала нам: «Если вы пришли в эту профессию за креативом и творчеством, то вы сильно заблуждаетесь, чистой воды творчество будет занимать всего 20% вашего рабочего времени». Так и есть…
Обычный день – это почта, презентация новых продуктов ключевым клиентам, контроль работы и наполнение контентом сайтов, медиапланирование, анализ продаж, бухгалтерская отчетность по рекламным бюджетам, рекламные макеты в печатные СМИ, контроль оптимизации и раскрутки сайтов, создание информационных поводов для СМИ, мониторинг конкурентов, разработка акций в торговых сетях и интернет-магазинах, составление технических заданий дизайнерам, заказ сувенирки, POS-материалов, обсуждение новых проектов и многое, многое другое… «Необычности» добавляют комaндировки, выставки, съемки на ТВ, экскурсии на производство, которые я провожу.
Вы работаете с клиентами и вживую, и в сети. Что требует больше усилий? Откуда больше отдача, из онлайна или оффлайна?
Офф-лайн — коммуникации за последние несколько лет в принципе начинают сдавать свои позиции, уступая место Интернет — технологиям. Общение на выставке или ведение блога – это просто два принципиально разных процесса.
Пока что мы сочетаем эти два виды общения с клиентами, но заметно смещая приоритет в сторону Интернета – реалии времени.
Во время выступлений на выставках, презентациях BTL-акций или выступления на конференции имеет значение много факторов – внешность, тембр голоса, мимика, жестикуляция, освещение, организация самого мероприятия в конце концов. При общении посредством Интернета нужно в принципе просто уметь слышать задаваемые вопросы и уметь доходчиво излагать свои мысли.
Но есть и общие моменты – если ты не знаешь о чем говоришь – тебя не станут слушать, ни он-лайн, ни офф-лайн. Кстати, именно поэтому, Ваш портал, Юрий, столь популярен — Вам есть что сказать о настольных играх.
Отслеживаете ли Вы упоминания о «Звезде» на сайтах о настольных играх? Обращаете ли внимание на появление в интернете обзоров продуктов «Звезды»?
Это часть моей работы, конечно обращаю внимание на обзоры и рецензии.
Расскажите, пожалуйста, подробнее. Вы как-то обобщаете информацию об отзывах в интернете и кладёте на стол начальству? Доводите до сведения разработчиков? Работает ли в данном случае обратная связь?
«На стол начальству»… Интересная формулировка. Я поняла, о чем Вы… Критика в адрес игровой механики – если она объективна – уйдет в отдел разработок, указание на неточность в правилах – тоже. Мы сейчас работаем и с новыми авторами, и активно задействуем тестировщиков правил – так что – обратная связь, безусловно есть… Руководству на стол уходят отчеты эффективности той или иной PR-компании, их объективная оценка, включая и экономическую эффективность… Работа PR-специалиста возможна и успешна, если PR-специалист понимает задачи, которые ставит руководство, а руководство устраивают методы, которыми пользуется сотрудник для достижения этих целей.
Есть ли какие-нибудь хаpaктерные отличия работы «пиарщика» у разработчика и издателя настольных игр от работы PR-специалиста в других компаниях?
Естественно есть нюансы, нужно знать свой продукт, разбираться в ценообразовании именно настольных игр, изучить рынок детских товаров в принципе и настольных игр в частности и, наверное, быть в душе немного ребенком… Но в целом PR-инструменты одинаковы почти везде.
Играете ли Вы в настольные игры на работе? В свободное от работы время?
В настольные игры «Звезды» обязательно играю на финальной стадии создания продукта, тестируем правила, принимаю активное участие в придумывании названия игры, позиционировании ее на рынке, возрастной адресации. Постоянно играем в настольные игры в комaндировках и на выставках – там на это больше времени.
В свободное от работы времени играю в «Мафию», сама организую и провожу турниры по этой игре,
По-прежнему люблю шахматы. Однако настоящий отдых для меня – это все же не партия в «Колонизаторов», а гонка по сложной трассе на хорошо подготовленном внедорожнике подальше от Москвы.
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего? Почему?
Одну выделить, пожалуй, не могу – их будет несколько:
«Эй! Это МОЯ рыба!» — многочисленное количество детей разных возрастов, вместе со мной за 10 минут освоив правила, становились поклонниками настольных игр в принципе – благодаря именно этой игре. Игра конечно простенькая, но психология ребенка видна уже на второй — третей партии: «боец» и любитель шахмат станет выpaбатывать стратегию блокирования соперника, дeвoчка-романтик отвлечется на цвет и схватит чужого пингвина, малыш-дошкольник будет всерьез считать льдин с большим количеством рыбин и т.п. Не особо отвлекаясь на сам процесс игры можно посмотреть за реакцией и эмоциями противника по игре – мне это импонирует.
Из последних- нравится «Коммерсантъ» — достаточно быстрая партия по сравнению с «Монополией», прикольное оформление карточек, изумительные фишки- приятно держать в руках.
Ну и естественно «Тачки» — пусть нет пластиковых машинок, зато трасса каждый раз разная, стратегия «ускорения» и «сброса противника с трассы» иногда позволяет придти первым к финишу. Опять же быстрая партия.
Как вы относитесь к другим российским производителям настольных игр? Знакомы ли лично с работниками других «настольных» компаний?
Отношусь с уважением, конкурентов нельзя недооценивать. Знакома с некоторыми по переписке, мы не «дружим домами» — если Вы об этом, но и не работаем в режиме жесткой конкуренции – этот рынок еще пока достаточно емкий. «Звезду» позиционируют как производителя детских игр с известными персонажами, отличными фишками и специализирующуюся на лицензиях и локализациях. Что ж, в 2011 году мы добавим в копилку еще несколько направлений с появлением новых настольных игр.
Из всех российских «настольных» компаний свой «пиарщик» есть только у Звезды. Как Вы считаете, почему? И, кстати, не пытался ли Вас кто-нибудь переманить?
Почему PR-службы нет у других компаний я Вам, пожалуй, не смогу ответить, спросите у них. А у «Звезды» он есть видимо, потому что наш генеральный директор достаточно серьезно относится к своему бизнесу, причем ко всем его направлениям и нюансам.
Переманить, нет, не пытались, знаете, по опыту работы в PR-есть компании, которые PR-ить возможно, но проблематично, есть персонажи, которых PR-ить неприятно, а есть «Звезда»…
В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Играйте и выигрывайте, цените победу и умейте проигрывать, узнавайте мир, не разочаровываясь в нем. Цените каждое мгновение Вашей жизни. А что наша жизнь? Игра…
Комментарии:
Внутри нас ждёт органайзер, который позволит удобно расположить все компоненты игры в свои ячейки – очень удобно и пpaктично. Пластик крепкий и прослужит долго. ...
24 04 2025 16:49:53
PS: Один год три месяца и один день назад моего деда не стало. А сегодня ему исполнилось бы 77 лет....
23 04 2025 22:46:37
Да, дополнение Pacific Theater мне уже знакомо. Впервые я опробовал его в декабре 2009 года на московском турнире по Memoir '44, а потом ещё и в мае 2010 на нашем самарском турнире был один сценарий с участием японцев....
20 04 2025 13:50:14
Перевод: Юрий Тапилин
http://www.boardgamer.ru
Об игре
Вы – руководитель компании, занимающейся добычей полезных ископаемых на Марсе. Для этого вам придётся отправлять астронавтов на красную планету и захватывать территории, на которых добываются ресурсы, не забывая при этом выполнить ваше специальное задание....
18 04 2025 0:22:59
Помимо цифровой версии игры можно прикупить и ещё что-нибудь, вот какие есть варианты:...
17 04 2025 11:34:39
Игровое видео “Memoir ’44», часть вторая...
16 04 2025 22:26:58
Hyperspace (2019)
– Автор: Sandy Petersen
– Стратегическая, 2-6 игроков, 75 минут
– Civilization, Fighting, Science Fiction, Space Exploration, Wargame
– Area Control / Area Influence, Dice Rolling, Modular Board, Variable Player Powers
– Проект заканчивается: 22 февраля
– Помощники: 1395
– Список игр на BGG
Соперничество развивающихся галактических цивилизаций....
14 04 2025 21:34:15
Третий проект стал самым, наверное, знаковым в моей короткой покамест карьере. Игра, которую я придумал, называлась Зов Сараны — утрированная РПГ с брожением по гексагональному лабиринту всякой нечисти. Причем игроки в роли этой самой нечисти. 6 игроков — 6 персонажей — 6 уникальных свойств, зависящих от карт-условий. Игра не пошла у меня, и отлегла в дальний ящик... Породив целый шквал игр. Из Зова Сараны вышли: Сумрачный лес, который затем стал Звездными системами; Дом с привидениями — впоследствии Кост Рануа — пиратские острова; ЗооМагия, ныне изданная и продаваемая....
13 04 2025 11:21:15
Видеообзор настольной игры «Nexus Ops»...
12 04 2025 15:11:58
Перевод правил настольной игры «Celtica»...
08 04 2025 19:51:41
Карточные Колонизаторы – отнюдь не жалкий клон своей настольной прародительницы, а полноценная и серьезная стратегия. Под оба формата игры выпущено достаточное количество дополнений. Однако остановимся на базовых версиях....
06 04 2025 13:42:29
Поначалу игроки пополняют руку лишь картами из базового уровня, но постепенно, с ростом их королевства, им становятся доступны карты среднего или высшего уровней. Для розыгрыша большинства карт требуются ресурсы, поэтому важно принимать мудрые решения по управлению этими самыми ресурсами. Разыгранные карты предоставляют вам ресурсы (дерево, металл, еду и популяцию), улучшают ваши атакующие и защитные способности, приносят ПО. Когда в игру входит карта “Век Просвещения”, это служит триггером конца игры. Текущий ход завершается, после чего каждый игрок получает ещё по одному полному ходу. Тот, кто набрал больше всех ПО, побеждает в игре!...
03 04 2025 23:41:20
Начать надо, пожалуй, с того, что игра Shogun является римейком. Игра, которая была взята за основу Shogun, называется Wallenstein, и игровая механика скопирована пpaктически полностью. Разница заключается в том, что действие Wallenstein происходит на просторах знакомой до боли Европы, в то время как события Shogun происходят на островах восходящего солнца. В Wallenstein я не играл, поэтому только понаслышке знаю, что какие-то изменения правил в Shogun есть, но в принципе эти две игры – пpaктически братья-близнецы. Поэтому, если у кого-то есть Wallenstein, не думаю, что покупка Shogun имеет смысл. Если только вы не тотальный фанат школьниц и щупалец....
01 04 2025 13:44:53
Прибавьте сюда бессмысленную тему. Игра вполне могла бы быть абстpaктной, так что в этом плане всё напоминает о Книциа. Согласно корявому переводу правил вы пытаетесь сформировать армии в пяти различных областях, потому что именно так всё и было в крестовых походах. Но на самом деле эту тему можно было бы заменить на разноцветные точки, и игра осталась бы той же самой. Всё – точно также как у Райнера Книциа....
31 03 2025 14:57:36
А секрет успеха в общем-то прост....
27 03 2025 6:11:41
Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало....
24 03 2025 19:37:19
Должен сказать что наша комaнда (это Romantic, altark, Dorian и собсно йа) исправила целый ряд смартовских ляпов на карточках, на поле и жетонах, мы перевели непереведенные названия и локации. Большинство жетонов нестандартных форм были переделаны в квадратные, для удобства порезки. Подборка вышла обьемная, около 500 мб, больше ужимать не хотелось, дабы не потерять качество....
23 03 2025 3:59:35
Welcome To DinoWorld (2017)
– Авторы: James OConnor, Nick Shaw, David Turczi
– Стратегическая, 1-99 игроков, 55 минут
– Area Enclosure, Dice Rolling, Line Drawing, Paper-and-Pencil
– Проект заканчивается: 23 ноября
– Помощники: 1073
– Список игр на BGG
Создание парков развлечений с динозаврами....
22 03 2025 10:39:40
Кстати, Как вы могли заметить, сейчас у меня на сайте проходит голосование на самую неудачную локализацию среди последних официальных переводов. И, надо сказать, пока что лидирует именно Магдар....
21 03 2025 12:46:31
Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно. ...
19 03 2025 5:56:45
Фотографии «Dungeon Twister — Paladins & Dragons»...
17 03 2025 0:30:45
PS: Всё-таки здорово, что Alt снова с нами. А ещё говорил, надоело писать 🙂...
16 03 2025 22:30:15
Sushi Go! (2013) [Суши карты, Стиль жизни]
– Автор: Phil Walker-Harding
– Семейная, 2-5 игроков, 15 минут
– Card Game
– Card Drafting, Hand Management, Set Collection, Simultaneous Action Selection
– Игроки TTS: 4151
– Игроки BGG: 29068
– Список игр на BGG
Поедание рыбных блюд в суси-ресторане....
15 03 2025 7:39:35
Сам я себе ее заказывал в типографии (я дизайнер и часто имею дело с печатью), поэтому карты получились довольно плотные и глянцевые, поле – складное ламинированное, а фишки я печатал на самоклейке и наклеивал на плотный картон. Кроме того у меня довольно давно есть железная высечка диаметром 3 см, которой я делаю почти все жетоны, фишки и прочую мелочь для своих самодельных игр. Очень рекомендую любителям такую штуку: жетоны получаются прямо-таки заводские, можно делать их двусторонними, я ее заказал за 400 р. знакомому токарю, и по слухам я весьма переплатил, с тех пор я ей вырубил уже штук 10 настолок. На фотографиях ей вырублены подставки для персонажей и жетоны оружий. Соответственно, если у вас ничего такого нет, то можно просто вырезать квадраты или же вырезать кружки ножницами....
13 03 2025 7:24:25
По поводу самих правил… Это был наш первый опыт верстки текста с сохранением оригинального оформления. Сначала даже не знали, как к этому подобраться, однако, спасибо тов. sNOwBODY за подсказки, все оказалось не так уж и сложно. Ну, если есть какие-то огрехи, пишите, не стесняйтесь, будем исправляться....
12 03 2025 7:12:33
Я бы не поставил «Дум» в свою первую десятку игр – она интересная, увлекательная, но все же довольно простая; однако я с удовольствием сыграю в нее, когда настроен на гeймплей в стиле убей-их-всех (что случается не редко). Эта игра привлекает множество новых игроков-детей в мой игровой клуб, что без сомнения здорово; физически игра выполнена на очень высоком уровне, ее приятно видеть на столе. Конечно, она подходит не всем; но мне она нравится. Я бы поставил ей «9» из «10». Если вы ищите хорошую настольную игру, сделанную по мотивам компьютерной, и если вам нравится «ползать в катакомбах», то «Doom» — это как раз то, что нужно. Можно сказать, что это современная классика, так что не стоит оплакивать «Space Hulk». В «Doom» можно играть даже вдвоем. Если Fantasy Flight Games продолжит выпускать подобные игры, то очень скоро она будет вне конкуренции. Удовольствие, тема, отличные компоненты – все это вы найдете в этой игре....
11 03 2025 21:54:53
В Star Realms: Frontiers становятся доступны режим пасьянса и кооперативная игра. Все 80 карт — абсолютно новые корабли и базы. Разработчики обещают инновационные механики, поощряющие сосредоточенность игрока на одной фpaкции....
08 03 2025 17:34:53
С конкурсными работами можно ознакомиться вот здесь: ...
07 03 2025 15:46:38
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::