Интервью с единственным в России настольным pr-менеджером

Недавно я подумал, что у нас в стране есть несколько компаний, занимающихся разработкой и (или) издательством настольных игр. А вот "пиарщик" настольный есть только у Звезды. Это Татьяна Соколова, специалист по связям с общественностью, которую многие встречали в комментариях у меня на сайте под ником "татьяна". И вот я подумал, почему бы не организовать интервью с единственным в стране настольным pr-специалистом? Сказано — сделано. Читайте.
Для начала расскажите о себе.
День добрый! Меня зовут Соколова Татьяна. Работаю специалистом по связям с общественностью в компании «Звезда», в свободное от работы время участвую в гонках по бездорожью на джипах, читаю Пикуля и Вербера, танцую в клубе сальсы, изучаю храмовую культуру России. Люблю скорость и дорогу, пишу стихи и играю на пианино.
Как состоялось Ваше первое знакомство с настольными играми?
В дошкольном возрасте много играли в домашнюю «Монополию» — самодельная такая настолка, в советское время она, наверное, была в каждой семье: игровое поле расчертили и отрисовали сами, кубик сделали из бумаги, вместо фишек — швейные наперстки, вместо карточек – лотерейные билеты определенных цветов. В школе начала играть в шахматы – это у нас семейная игра, подарочный набор шахмат передается по наследству, шахматы – пожалуй сама моя любимая игра до сих пор.
Планировали ли Вы связать свою работу с настольными играми?
Возможно, Вас это удивит – но нет, не планировала. В детстве мечтала стать театральным режиссером, в выпускных классах ставила спектакли, выступления КВН и т.п. Но потом решила получить более востребованную профессию, поступила в МГОУ на экономический факультет, получила специальность «менеджер по экономической политике», отработала 5 лет в оптовых продажах. До «Звезды» работала с другой группой товаров, в разных компаниях, на разных должностях: от менеджера среднего звена до руководителя компании, занималась и закупками, и реализацией, и производством.
Как Вы пришли в "Звезду"?
Получила дополнительное образование в крупном международном образовательном центре по специальности «Связи с общественностью», поработала в рекламе, прошла годовую стажировку в издании, попробовала себя в нескольких глянцевых журналах и поняла, что готова к серьезной работе PR-щиком в крупной компании. Разместила свое резюме на Head Hunter, отправила его и на «Звезду». Через пару дней мне перезвонил генеральный директор Константин Кривенко, приехала, прошла собеседование. Мне импонирует, что «Звезда» работает с детскими товарами, является производителем, поэтому осталась, работаю четвертый год.
Расскажите о своей работе. Из чего состоит Ваш типичный рабочий день?
PR подразумевает создание благоприятного имиджа компании, и моя работа – не исключение. Еще 5 лет назад на лекциях по связям с общественностью преподаватель сказала нам: «Если вы пришли в эту профессию за креативом и творчеством, то вы сильно заблуждаетесь, чистой воды творчество будет занимать всего 20% вашего рабочего времени». Так и есть…
Обычный день – это почта, презентация новых продуктов ключевым клиентам, контроль работы и наполнение контентом сайтов, медиапланирование, анализ продаж, бухгалтерская отчетность по рекламным бюджетам, рекламные макеты в печатные СМИ, контроль оптимизации и раскрутки сайтов, создание информационных поводов для СМИ, мониторинг конкурентов, разработка акций в торговых сетях и интернет-магазинах, составление технических заданий дизайнерам, заказ сувенирки, POS-материалов, обсуждение новых проектов и многое, многое другое… «Необычности» добавляют комaндировки, выставки, съемки на ТВ, экскурсии на производство, которые я провожу.
Вы работаете с клиентами и вживую, и в сети. Что требует больше усилий? Откуда больше отдача, из онлайна или оффлайна?
Офф-лайн — коммуникации за последние несколько лет в принципе начинают сдавать свои позиции, уступая место Интернет — технологиям. Общение на выставке или ведение блога – это просто два принципиально разных процесса.
Пока что мы сочетаем эти два виды общения с клиентами, но заметно смещая приоритет в сторону Интернета – реалии времени.
Во время выступлений на выставках, презентациях BTL-акций или выступления на конференции имеет значение много факторов – внешность, тембр голоса, мимика, жестикуляция, освещение, организация самого мероприятия в конце концов. При общении посредством Интернета нужно в принципе просто уметь слышать задаваемые вопросы и уметь доходчиво излагать свои мысли.
Но есть и общие моменты – если ты не знаешь о чем говоришь – тебя не станут слушать, ни он-лайн, ни офф-лайн. Кстати, именно поэтому, Ваш портал, Юрий, столь популярен — Вам есть что сказать о настольных играх.
Отслеживаете ли Вы упоминания о «Звезде» на сайтах о настольных играх? Обращаете ли внимание на появление в интернете обзоров продуктов «Звезды»?
Это часть моей работы, конечно обращаю внимание на обзоры и рецензии.
Расскажите, пожалуйста, подробнее. Вы как-то обобщаете информацию об отзывах в интернете и кладёте на стол начальству? Доводите до сведения разработчиков? Работает ли в данном случае обратная связь?
«На стол начальству»… Интересная формулировка. Я поняла, о чем Вы… Критика в адрес игровой механики – если она объективна – уйдет в отдел разработок, указание на неточность в правилах – тоже. Мы сейчас работаем и с новыми авторами, и активно задействуем тестировщиков правил – так что – обратная связь, безусловно есть… Руководству на стол уходят отчеты эффективности той или иной PR-компании, их объективная оценка, включая и экономическую эффективность… Работа PR-специалиста возможна и успешна, если PR-специалист понимает задачи, которые ставит руководство, а руководство устраивают методы, которыми пользуется сотрудник для достижения этих целей.
Есть ли какие-нибудь хаpaктерные отличия работы «пиарщика» у разработчика и издателя настольных игр от работы PR-специалиста в других компаниях?
Естественно есть нюансы, нужно знать свой продукт, разбираться в ценообразовании именно настольных игр, изучить рынок детских товаров в принципе и настольных игр в частности и, наверное, быть в душе немного ребенком… Но в целом PR-инструменты одинаковы почти везде.
Играете ли Вы в настольные игры на работе? В свободное от работы время?
В настольные игры «Звезды» обязательно играю на финальной стадии создания продукта, тестируем правила, принимаю активное участие в придумывании названия игры, позиционировании ее на рынке, возрастной адресации. Постоянно играем в настольные игры в комaндировках и на выставках – там на это больше времени.
В свободное от работы времени играю в «Мафию», сама организую и провожу турниры по этой игре,
По-прежнему люблю шахматы. Однако настоящий отдых для меня – это все же не партия в «Колонизаторов», а гонка по сложной трассе на хорошо подготовленном внедорожнике подальше от Москвы.
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего? Почему?
Одну выделить, пожалуй, не могу – их будет несколько:
«Эй! Это МОЯ рыба!» — многочисленное количество детей разных возрастов, вместе со мной за 10 минут освоив правила, становились поклонниками настольных игр в принципе – благодаря именно этой игре. Игра конечно простенькая, но психология ребенка видна уже на второй — третей партии: «боец» и любитель шахмат станет выpaбатывать стратегию блокирования соперника, дeвoчка-романтик отвлечется на цвет и схватит чужого пингвина, малыш-дошкольник будет всерьез считать льдин с большим количеством рыбин и т.п. Не особо отвлекаясь на сам процесс игры можно посмотреть за реакцией и эмоциями противника по игре – мне это импонирует.
Из последних- нравится «Коммерсантъ» — достаточно быстрая партия по сравнению с «Монополией», прикольное оформление карточек, изумительные фишки- приятно держать в руках.
Ну и естественно «Тачки» — пусть нет пластиковых машинок, зато трасса каждый раз разная, стратегия «ускорения» и «сброса противника с трассы» иногда позволяет придти первым к финишу. Опять же быстрая партия.
Как вы относитесь к другим российским производителям настольных игр? Знакомы ли лично с работниками других «настольных» компаний?
Отношусь с уважением, конкурентов нельзя недооценивать. Знакома с некоторыми по переписке, мы не «дружим домами» — если Вы об этом, но и не работаем в режиме жесткой конкуренции – этот рынок еще пока достаточно емкий. «Звезду» позиционируют как производителя детских игр с известными персонажами, отличными фишками и специализирующуюся на лицензиях и локализациях. Что ж, в 2011 году мы добавим в копилку еще несколько направлений с появлением новых настольных игр.
Из всех российских «настольных» компаний свой «пиарщик» есть только у Звезды. Как Вы считаете, почему? И, кстати, не пытался ли Вас кто-нибудь переманить?
Почему PR-службы нет у других компаний я Вам, пожалуй, не смогу ответить, спросите у них. А у «Звезды» он есть видимо, потому что наш генеральный директор достаточно серьезно относится к своему бизнесу, причем ко всем его направлениям и нюансам.
Переманить, нет, не пытались, знаете, по опыту работы в PR-есть компании, которые PR-ить возможно, но проблематично, есть персонажи, которых PR-ить неприятно, а есть «Звезда»…
В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Играйте и выигрывайте, цените победу и умейте проигрывать, узнавайте мир, не разочаровываясь в нем. Цените каждое мгновение Вашей жизни. А что наша жизнь? Игра…
Комментарии:
Теперь о самой игре. Компоненты игры понравились, качество хорошее, оформление замечательное, художник постарался. Вот только игровое поле из толстого картона расстроило своим небольшим размером — формат примерно A3. Один из организаторов, объяснявший нам правила сказал, что это сделано специально, что он принципиальный сторонник маленьких игровых полей, которые можно разложить на любом небольшом столике. На мой взгляд, тут немного не тот случай. Всё-таки игра рассчитана на 6 игроков, и если ты собираешься собрать такое количество народа, то уж наверное не будешь заказывать в кафе маленький столик на двоих. Кроме того, во время игры доктору Линду приходится раскладывать на столе 21 карту локаций, на что требуется места никак не меньше чем на карту, так что маленьким столиком в любом случае не обойдёшься. ...
13 12 2025 12:57:25
Памятка игрока для Anima: Shadow of Omega на английском языке (pdf, 35 Kb...
09 12 2025 9:38:28
Два года назад, когда вышла "Игра Престолов" в формате "живой карточной игры", я предпринял попытку опробовать ее на себе — а вдруг подойдет? Ведь ЖКИ формат не совсем ККИ, да и тема такая мне несколько ближе, чем какой-то обобщенный "Мэйджик". И рулбук к тому же завораживал некоторой новизной и навороченностью....
08 12 2025 5:47:42
В Мрачной борьбе используется особая система подсчёта очков — в игре всего один жетон для обоих игроков. Счётчик подсчёта очков начинается с «-20» (победа СССР) и заканчивается цифрой «20» (победа США). В начале игры жетон располагается в середине счётчика на цифре 0. Задача каждого игрока — переместить счётчик на свою сторону за десять ходов. Кроме того, победить можно досрочно, обеспечив контроль над Европой и сыграв карту «Подсчёт очков в Европе». Также любой игрок может проиграть партию, развязав ядерную войну, вне зависимости от того, было это сделано умышленно или нет....
06 12 2025 5:39:54
На оборотах этих листов изображены хитрые мордочки, которые в процессе игры никто не увидит: это "рубашки", а листы лежат лицом вверх....
04 12 2025 15:34:56
Скачать материалы для игры Происки всевидящего ока...
02 12 2025 18:50:39
И не подумайте, что тут бaнaльный кубик и никаких решений. Игроки по очереди становятся ведущими, активный игрок сперва указывает за какой самолёт будет «схватка», после чего все бросают кубик. У кого больше выпало, тот этот самолёт и забирает....
30 11 2025 13:18:40
Первые три места по итогам турнира распределились следующим образом:...
29 11 2025 12:14:29
Результативность этой работы не сказать, чтобы большая. Ежедневно две тысячи читателей летом и три зимой – эти показатели уже давно не растут. Пожалуй, своего «потолка» сайт достиг уже несколько лет назад и с тех пор особо не развивается. Мне бы хотелось, чтобы тут было больше контента, больше обзоров, больше впечатлений, но сам я играть и писать больше точно не могу, а возможности по привлечению людей со стороны очень ограничены, да и желающих помогать можно посчитать, буквально по пальцам одной руки....
28 11 2025 16:12:35
Кажется, это было совсем недавно, но если задуматься о числах, выходит, что прошло уже 14 лет. И, хотя мне ещё предстоит многому научиться, за все эти годы работы в FFG я много узнал и подумал, что было бы любопытно посмотреть на свою карьеру через призму игр, над которыми я работал....
26 11 2025 14:56:53
Для тех, кто не знаком с игрой...
25 11 2025 22:16:47
1. место, где можно получить солнечную энергию;
2. орбитальный рынок;
3. место, где можно получить Артефакт Чужих;
4. Рейдерский пост — послав оттуда корабль, можно ограбить соседей либо заполучить Артефакт Чужих;
5. лунные шахты для получения руды;
6. на строительство колоний;
7. на строительство колонии отдельными узлами;
8. в судоверфь;
9. Для разборки корабля на колонию....
24 11 2025 3:30:58
Состав архива:
1) Перевод правил+условий сценариев
2) Перевод всех игровых карт
3) Энциклопедия местности
4) Энциклопедия свойств...
22 11 2025 20:58:35
Приключенческая игра «Prophecy» — распечатай и играй...
21 11 2025 18:40:27
К счастью, в абсолютном большинстве ситуаций нет необходимости утыкаться в объект съёмки вплотную: на помощь приходит многомегапиксельность современных камер. Даже если ваша миниатюрка будет занимать не весь кадр, её можно вырезать, и получить при этом изображение довольно-таки большого размера, прекрасно подходящее для иллюстрации web-статей....
20 11 2025 17:30:32
Каждый герой получает по 4 жетона здоровья, на отряд также выдаются патроны и еда, и экспедиция начинается. По мере продвижения по джунглям отряд будет сталкиваться с различными трудностями, которые показаны на картах. Колода состоит из 56 трудностей. Например, застигнутый ливнем, отряд бегом пропускает 2 следующих препятствия (жёлтая, обязательная к выполнению, полоска), после чего должен выбрать одну из двух красных полосок – потратить 1 жетон здоровья или 1 способность организовывать лагерь:...
19 11 2025 11:38:17
В общем, пока ничего особенного, но будем надеяться, что в будущем такие выставки приобретут большую популярность и ассортимент представленных настолок будет значительно расширен....
17 11 2025 23:22:21
Цель игры — накопить больше всех очков к концу игры. Они даются игрокам за строительство зданий и вклад в работу над храмом архиепископа. На протяжении игры соперникам нужно принимать и много мopaльных решений, однако их последствия вы узнаете лишь в конце партии. Пара сомнительных сделок могут остаться незамеченными, но если увлечься тёмными делишками, наказание не заставит себя долго ждать....
16 11 2025 10:47:50
Текст сверстан в формате PDF (размер файла 0,7 Mb) с иллюстрациями на основе оригинального буклета от Ystari....
13 11 2025 14:56:13
Многие разработчики пишут правила только когда игра полностью готова, оттестирована и её уже можно нести издателю. Это не мой вариант. Как написать правила полностью – это одно из первых, о чём я начинаю думать применительно к новой игре, возможно даже ещё до того, как сделаю первый прототип. Затем после каждого тестирования я обновляю правила и присваиваю новой версии номер, примерно как с компьютерными программами. Например, если посмотреть на две мои последние изданные игры, Greedy Kingdoms и Fist of Dragonstones, у них версии правил 2.3 и 3.10 соответственно. В конце года выйдет ещё одна моя игра, Minstrels, её правила доросли до версии 7.5. Любое, даже небольшое изменение в игре, приводит к тому, что я перечитываю большую часть правил, часть переписываю и, заодно, смотрю, где их можно подсократить и сделать понятнее. Единственный минус такого подхода – приходится быть очень внимательным, чтобы в новой версии правил не осталось что-нибудь из старой версии. Такое иногда случается....
12 11 2025 10:58:23
Если кто-то задавался вопросом, брать ли Hero Realms, имея в коллекции «Звёздные империи», я говорю – берите, не пожалеете....
10 11 2025 17:15:17
Перед началом партии нужно сформировать реактор, для этого на поле надо разложить жетоны топливных ячеек. Их немногим более 30, и 6 из них – поврежденные, именно они могут взорвать всю станцию. Кроме того на поле также выкладывается 6 охлаждающих установок, задача которых – охлаждать топливные ячейки. Всё бы хорошо, да из 6 штук 4 поломалось, функционируют только 2. Задача игроков – найти рабочий «холодильник» и притащить к нему 6 поврежденных ячеек (которые тоже предстоит отыскать). Если это получится сделать, повреждённые ячейки охлаждаются, угроза аварии минует, и все праздную победу....
08 11 2025 4:51:42
4. World of Warcraft. The Boardgame — Shadow of War — дополнение к настольному WOW (2006);...
06 11 2025 8:36:43
Следователи (от 1-го до 4-х) стоят перед входом в музей. Внутри него они должны найти достаточное количество магических печатей, чтобы перекрыть портал, через который в наш мир пытается прорваться Древнее зло. Зло выбирается из соответствующей колоды случайный образом в начале партии. Ассортимент лавкрафтовский классический: Ктулху, Шаб-Ниггурат, Йиг и т.д. У каждого Древнего есть свои неприятные фокусы. Например, Ктулху заставляет следователей понизить показатели здоровья – физического (stamina) и психического (sanity) – на единицу:...
05 11 2025 7:42:53
Вот как выглядит игровое поле:...
30 10 2025 11:36:22
Место еще будет уточняться, но скорее всего это можно будет сделать в Центре Хобби на ст. М. Черкизовской, там, где проходят субботники Настолкомании. В общем, я попросил бы заинтересованных отметиться в комментариях, там же можно и обсудить некоторые вопросы, которые могут возникнуть....
28 10 2025 21:42:36
Ещё можно заглянуть на официальный сайт Эссена (на английском языке), где рассказывается о ходе мероприятия, а также об отдельных игрушках, а также прочитать две заметки от Эрика Мартина на BGG (первая, вторая). ...
27 10 2025 3:28:57
Последний инструктаж перед волгоградским турниром по «Цитаделям»...
26 10 2025 4:12:24
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку