Обзор игры «Colloseum»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Colloseum. В нём отмечается, что Коллизей — это образцовая евронастолка, отлично оформленная, с заметным взаимодействием между игроками, и укладывающаяся в полтора часа.
Слово «цирк», как известно, происходит от латинского «circus», то есть нечто скруглённое. И цирки с амфитеатрами у римлян были, факт. Правда, то что в них происходило… как бы это сказать… имело весьма немного общего с нынешним цирковым жанром. Вот. 🙂 Однако же, с другой стороны, было бы ошибкой считать, что римские развлечения ограничивались одними только гладиаторскими боями…
В общем, какой-никакой шоу-бизнес у римлян был. Ну, со своей спецификой, конечно. 🙂 А значит, кто-то неизбежно должен был заниматься его организацией. По нынешним временам таких людей называют продюсерами.
Вот об их-то нелёгком труде нам и повествует обозреваемая игра, одним из авторов которой, кстати, значится Вольфганг Крамер (чьи творения завоёвывали Spiel des Jahres аж пять раз).
Игра чрезвычайно внушает уже одной только коробкой — скажем так, настолько потрясающе удобной и продуманной системы хранения компонентов я пока что не встречал. Всё в индивидуальных ячейках, очень компактно, ничего не перемешивается… Ну, разве что «Доминион» может в какой-то мере сравниться, но там это и проще — всё же чисто карточная игра.
Инвентарь, который хранится в этой чудо-коробке, вполне соответствует игровому сюжету: здесь и материал для строительства-расширения арен, и программы для постановки на этих аренах, и деньги (какой же шоу-бизнес без денег?), и ещё много чего. И самое-то главное — ресурсы для будущих шоу. Гладиаторы, звери, колесницы, корабли, декорации и всякие чтецы-декламаторы для сольных и хоровых выступлений.
Отдельно отмечу фигурки римской знати, их шесть штук (император, два консула, три сенатора). Если эти особы придут на ваше шоу, то сей факт зачтётся особо — в вашу пользу, разумеется. Фигурки деревянные и очень симпатичные.
Ну да, «Колизей» меня буквально очаровал. Это самая что ни на есть образцово-показательная евроигра в прямом смысле этих слов: её можно показывать, как образец евроигры со всеми тамошними хаpaктерными чертами: обширным хозяйством и отсутствием взаимной агрессии между игроками — хотя взаимодействия там хоть отбавляй.
Итак, игрокам-продюсерам предстоит основательно обустроить свои арены, дабы учинить на них величайшие шоу в римской истории… и у кого шоу окажется самым величайшим, тот и есть победитель. Здесь, кстати, кроется очень интересная особенность игровой механики: всё решает лишь одно шоу, а прочие являются лишь прелюдией к нему. Иными словами, достижения не накапливаются по ходу партии, а просто учитывается самое крупное из них. Что, с одной стороны, логично, а с другой довольно-таки непривычно и требует определённой перестройки мозгов на новый лад.
Механика вообще очень интересна — она включает в себя те или иные элементы многих распространённых игровых механик. По пунктам:
- Строительство и развитие со стратегическим планированием;
- Аукцион;
- Свободная торговля и обмен;
- Кинь-двинь.
Причём всё это происходит именно в таком порядке в течение каждого раунда (сезона), которых в каждой партии пять. Давайте посмотрим, как именно.
Сначала все строятся и развиваются. Как бы всё понятно, но эта фаза довольно коварна. Дело в том, что в норме можно ввести у себя только одно усовершенствование за сезон, а сезонов всего-то пять. Вот и смотрим: самые грандиозные шоу требуют капитального расширения арены, которое выполняется в два этапа. А ещё нужно оплатить сценарий и постановку, что также считается развитием — это уже три. А надо ведь и ещё что-то попроще поставить, и хочется учредить у себя продажу абонементов (больше зрителей придёт), и знать надо как-то привлечь, а для этого потребно у себя VIP-ложу построить… Кстати, наличие VIP-ложи повышает влияние на знать, а это всегда благоприятно для бизнеса — можно, к примеру, получить возможность совершения дополнительных действий. В общем, всё связано и хитро завязано — право, есть над чем поломать голову.
Аукцион — он, собственно, и есть аукцион. Для развлечения публики можно (и нужно!) обзаводиться соответствующими ресурсами. Мастера предлагают декорации и корабли-колесницы, звероловы — зверей, гладиаторские школы — бойцов, актёры и музыканты ищут труппы, где оценили бы их таланты… Чего тебе нужно для задуманной тобой программы, то и приобретай. Только саму программу-то не забудь приобрести: режиссёр и сценарист тоже за свои труды денежку хотят. 🙂 Список всех доступных программ имеется у каждого игрока в виде памятки.
Кстати, если у кого-то чего-то больше всех, то это работает в плюс. Ну понятно же, что если у почтенного Фуфлия самый большой флот кораблей, то навмахии на его арене просто не могут не привлечь дополнительных зрителей. 🙂 А у почтенного Хреникуса самые большие гладиаторские казармы, так что битвы на его арене определённо обещают чего-то особенного… 🙂
Следующая фаза — свободная торговля и обмен — также вполне понятна. Если не удалось купить чего нужное на аукционе (цену перебили или оно там вовсе не предлагалось), то можно попробовать сторговать это у другого продюсера. За деньги или в обмен, это уж как получится. А можно и попытаться продать что-то ненужное.
«Кинь-двинь» в игре очень уместно и отвечает именно за то, за что и должно: за те вещи, на которые игроки в принципе не имеют прямого влияния. Если помните, там есть знатная публика — вот она и движется согласно кубику. Но если кто построил у себя VIP-ложу, то он становится в некоторой степени сопричастен к высшим сферам, обзаводится там знакомствами и немного повлиять на римскую элиту всё же может. Такой игрок кидает два кубика вместо одного.
По воле кубиков знать может посетить шоу на той или иной арене, принеся тем самым профит её владельцу. Своё какое-никакое влияние можно употребить на то, чтобы зашли именно к тебе. Или не зашли к сопернику. Или просто на то, чтобы удачно встретиться-поговорить с кем-нибудь из знати, заручившись его благосклонностью… с которой можно будет поиметь какой-нибудь профит позже…
А вот потом-то, в конце каждого тура, наступает его кульминация — продюсеры выдают на обозрение жаждущей публике свои шоу! Фаза эта очень «вкусная», хорошо продумана, и содержит массу интересных моментов.
Во-первых, каждое шоу можно поставить в урезанном варианте. Но и зрителей придёт меньше, и профит тогда будет неполным. Ясное дело, что для гладиаторского шоу «Кавалерия Спартака» нужны кони и гладиаторы в количествах, а если чего-то не хватает, то это будет совсем не то! Либо (при нехватке коней) шоу выйдет не очень кавалерийским, либо (при нехватке гладиаторов) придётся сажать верхом каких-нибудь отстойных рабов с ржавым оружием. 🙂 А римская публика весьма взыскательна, и такую лажу видит сразу.
Во-вторых, учитывается масса факторов: и присутствие знати, и проданные абонементы, и звёздные составы исполнителей, и разнообразие поставленных на этой арене программ, и успехи данного продюсера в прошлых сезонах… При этом как-то обходится без мозголомных расчётов, и всё выглядит вполне естественно.
В-третьих, одно шоу можно ставить несколько раз. Сначала, к примеру, в урезанном нищебродском варианте, а потом накопить недостающих ресурсов, и уже по-настоящему. Или ещё по какой причине. Правда, тут есть одна немаловажная оговорка —
В-четвёртых, римские шоу всё же довольно экстремальны. Приходят в негодность декорации, кони ломают ноги, гладиаторы… гм… ну, в общем, понятно. 🙂 Так что с чем-то из задействованных ресурсов придётся расстаться, и это нельзя не учитывать, особенно при надеждах на повторную постановку шоу.
По итогам поставленных зрелищ подбиваются все итоги, и в карманы продюсеров поступает выручка… но вот тут нелишне будет напомнить: фишка на счётной дорожке очков подвинется лишь в том случае, если нынешний успех превзошёл все предыдущие. В противном случае деньги будут, а прогресса нет. 🙂
Это, значит, была информация об игре. А теперь пойдут впечатления от неё.
Начну немного издалека. У меня довольно сложное отношение к евроиграм. Кое-кто — не буду показывать пальцем, — может подтвердить, что меня уже год как не удаётся уговорить на «Агриколу». 🙂 Есть и другие представители жанра, за которые меня даже силой не засадишь. То есть я их даже пробовать не хочу. И есть ещё другие представители жанра, за которыми я безусловно и безоговорочно признаю массу достоинств, но играть в которые желанием отнюдь не горю. 🙂
Ну так вот. За всю мою историю знакомства с настолками лишь две — повторяю, две — «хардкорные» евроигры завоевали от меня не только безоговорочное признание достоинств, но и столь же безоговорочную симпатию. Первой из них является «Dungeon Lords». А второй… второй — собственно, «Колизей». Вот.
Надеюсь, я объяснил свои впечатления от игры. 🙂 Факт говорит сам за себя. Игра, кстати, тоже.
Достоинства игры:
- Великолепный дизайн и чрезвычайное удобство хранения.
- Хотя игра по моей классификации является большой, партия отнюдь не затягивается во времени. В норме при 3-4 игроках она довольно чётко укладывается в 90-100 минут.
- Немало общения и взаимодействия (чего частенько не хватает евроиграм).
- Нормально играется с детьми (компоненты не несут языкозависимых элементов, при этом красивы и привлекательны).
Недостатки игры:
- Дayнтайм таки может возникать.
- Необычная система определения победителя хотя и логична, но усложняет процесс «въезжания» в игру. При том, что в евроигры по определению непросто «въехать»: всё хитро увязано между собой, и постижение этих связок требует нескольких партий.
Неоднозначные особенности игры:
- Я вполне могу себе представить, что кому-то тематика языческих игрищ (да ещё с гладиаторами) способна показаться неприемлемой. С другой стороны, кто-то может попенять на отсутствие в игре наиболее экстремальных римских развлечений. 😉 С третьей стороны, а кто мешает выпустить на эту тему дополнение? 😉
- Вдвоём играть нельзя. Вообще, для евроигр это вряд ли допустимо считать недостатком… но ведь в некоторые всё же можно. Жаль, что «Колизей» к их числу не относится.
P.S.: Именно после знакомства с «Колизеем» я обратил внимание на брэнд «Days of Wonder»… 🙂
Комментарии:
Настольная игра El Grande — кубики завоевывают Испанию...
14 12 2025 13:35:48
В итоге в номинации попали 75 разных настольных игр. Самыми успешными оказались: The Mind – 6 номинаций, Architects of the West Kingdom, Root и Chronicles of Crime – по 5 номинаций. Ниже представлены текущие параметры популярности всех игр, которые пробились во все номинации премии. Как обычно, по вертикали указан средний BGG рейтинг (то есть игры с более высоким рейтингом расположены выше других), по горизонтали – число пользователей BGG, которые играли в эту игру в феврале 2019-го года (таким образом, самые играбельные игры расположены правее). В итоге лучшие, по мнению игроков, игры расположены справа вверху, подальше от начала координат....
13 12 2025 4:29:26
Я выбирал сценарии с таким расчётом, чтобы в каждом была какая-то особенность. Мне хотелось, чтобы игроки могли хотя бы бегло познакомиться с различными особенностями Memoir '44, так что во всех сценариях было задействовано какое-то дпоолнение для M44. Так, в Ущелье Кассерин применялись авиа-правила из Air Pack, в Сумме — правило Красной Армии, а также финские лыжники (Eastern Front), в Гуаме — морпехи США и Японская пехота (Pacific Theater), в Контратаке у Арраса — британская армия (Meditearrean Theater). Плюс я старался, чтобы игровые поля были разнообразными: 2 обычных, 1 пляж и 1 зимнее поле....
12 12 2025 6:39:29
По-моему, в текст вкралась опечатка и автор просто упустил частицу "не" перед словом "локализована". По крайней мере я ничего не слышал о том, что планируется перевести на русский язык Runebound....
11 12 2025 15:16:18
Colony Wars – набор классный. Я сразу оговорюсь, там нет чего-то приниципиально нового. Примерно те же корабли, те же свойства, только в другом комплекте. Ну, как если бы базовые карты загрузили в миксер, хорошо перемешали, а потом достали, получив примерно то же самое, только в чуть-чуть другой пропорции....
10 12 2025 10:17:56
Каркассон — 220 грн (28 usd)
Колонизаторы — 260 грн (33 usd)
Уно — 120 грн (15 usd)
Цитадели — 200 грн (25 usd)
Манчкин — 190 грн (24 usd)
А теперь по пунктам:...
09 12 2025 4:52:58
Типичные проблемы отечественных настольных игр...
08 12 2025 22:23:22
Друзья, наступает замечательное предпраздничное время. Думаю самое время начать вас поздравлять. Что у нас там первым идет? Католическое Рождество? Прекрасно, вот с нас небольшой подарок и, как обычно, это анонс....
05 12 2025 14:59:28
Новые правила для игры в настольный баскетбол...
04 12 2025 14:48:31
Наши герои:
Edolorin — Отличные сканы. Спасибо!
S5una — Перевод и вычитка. Спасибо!
stridmann — Вычитка и корректировки. Спасибо!
dcdlab — Сборка макетов карт. Спасибо!!!
В вёрстке всё так же, нечётные листы лицо, чётные их оборот, всё печатать по одной странице.
Удачных вам флэшбэков
Скачать материалы для игры Arkham Horror: The Card Game – Return to the Night of the Zealot...
02 12 2025 7:15:41
10:30 — Как делались другие игры издательства...
29 11 2025 23:13:25
«Мясо» aka «Лабиринт боли» — распечатай и играй...
28 11 2025 6:28:22
Не думаю, что мы вернёмся к Львиному сердцу в ближайшее время...
27 11 2025 7:42:50
Игровые карты делятся на 3 типа. Первое, это наборы карт игроков, на партию каждый игрок получает по 9 карточек, которые будет разыгрывать с руки. Второе — это 6 карт заданий, на каждой указаны комбинации жуков разного цвета, за сбор которых игрок сможет зажечь костры (т.е. заработать очки). Третье — это карты костров, это по сути счётчик победных очков. Все эти карты одинаковые, на рубашке изображены угольки, на лицевой стороне — костры. Изначально у всех игроков они выложены стороной с угольками, по мере набора очков их нужно будет переворачивать лицом вверх....
25 11 2025 14:20:33
Игра для 2-4 игроков от 4-5 лет. Моей дочери 4 с половиной, играет уверенно. Иногда после общих партий играем с женой вдвоем, тоже интересно. ...
23 11 2025 18:15:34
Нужно будет вникать в нюансы создания голосовых интерфейсов, их UX, много пробовать....
20 11 2025 1:24:57
Claustrophobia была впервые издана компанией Asmodee в 2009 году. Действие игры происходит во вселенной варгeйма Hell Dorado. На данный момент игра занимает 166 место в списке лучших игр сайта BGG....
19 11 2025 1:50:17
Теперь игроки ходят по очереди. Сначала игрок должен отдать столько очков славы, сколько у него секторов с цифрами не занято. Т.е. в начале игры игрок отдает два очка. Кстати, очки славы – это победные очки в Роме. За неприятным началом идут более интересные действия. Человек бросает три кубика и расставляет их на игровом поле. Допустим, на одном из кубиков выпала пятерка. Если кубик положен на сектор с деньгами, то игрок получает пять монет. Если же кубик на секторе с картами, то игрок берет пять карт с верха колоды, оставляет себе одну, остальные кладутся в сброс....
18 11 2025 1:26:36
– Авторы: Steven Aramini, Danny Devine, Paul Kluka...
14 11 2025 3:56:14
У iOS версий настолок есть два «бонусных» аспекта в этом плане:...
13 11 2025 19:41:19
Либо: для победы к концу 1944 г. Ось должна захватить 2 территории, указанные на картах тайных целей, иначе побеждают Союзники....
12 11 2025 4:53:44
Тайный Город — тактико-стратегическая игра, в которой игрок должен грамотно распределять прибыль с территорий, покупая лучших наемников, и накапливая магическую энергию на мощные заклинания....
11 11 2025 16:16:38
«Утомленное солнцее….нежно с морем прощаааалось…в этот день ты признаааалась….» — бархатистым басом мурлычет себе под нос милашка мисс Тарантул и ждет гостей, поправляя всеми восемью лапками то бабочку на шее, то алую розу в волосах. «Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг…» — задумчиво меняет репертуар госпожа Тарантул, когда понимает, что никто не спешит к ней в гости, несмотря на первоклассное угощение и заранее разосланные приглашения. Не знаем, как вы, но мы решили не воздерживаться от посещения паучьей танцевальной вечеринки, вот только сделать это не в реальности (гигантский танцующий тарантул, все же, зрелище не из приятных), а в настольной плоскости, при помощи забавных картонных карт....
09 11 2025 11:19:56
Не спешите под кат, сначала подумайте чуть-чуть, пожалуйста....
05 11 2025 21:32:40
Я в такой ситуации начал организовывать игротеки в клубе Книги и Кофе. Довольно долго. Мы играли по субботам днём. Потом времени стало меньше, передал все дела ребятам, а это уже другая история. Появились чужие встречи и чужие клубые. Но всё чужое имело тенденцию совершенно внезапно обрываться и оставлять меня без игроков и без места для встреч....
04 11 2025 1:53:28
До этого в цифровой формат уже были переведены Memoir '44 и Battlelore (вторая редакция)....
03 11 2025 13:11:25
Позволю не согласиться с последним утверждением, т.к. как я уже писал, по моему мнению Магдар относится к категории "не очень интересные настолки". Подтверждение тому — крайне низкий рейтинг этой игры на сайте BGG.COM. На момент написания этой статьи он составляет всего 5.4 из 10, причём абсолютное большинство голосовавших поставило оценку "6"....
02 11 2025 13:12:35
Так мне удалось добиться очень важных отзывов, позволивших сделать игру более доступной. Тестировщик, который не был знаком со стратегическими играми, обратил внимание на то, что некоторые карты были перегружены информацией, он их не понимал и вынужден был снова и снова обращаться к правилам. Для меня это было важно, хотя никто из любителей стратегий, о подобной проблеме не заикнулся. В результате я заменил текст на картах символами. Они более понятны и делают игру языконезависимой. Новое оформления карт – это небольшое изменение, но оно было очень важно. В последующих тестах новичок справлялся с картами намного проще, так что это было удачное решение. Игра стала доступнее для более широкой аудитории. Однако если бы я показал свою разработку людям, знакомым лишь с «Монополией», вряд ли мне удалось бы получить качественные отзывы....
01 11 2025 12:48:37
Сам Симмонс отрицает факт мошенничества, но признаёт, что нарушал турнирные правила. Вынимая фишку с буквой из мешка, игрок должен держать его на уровне глаз оппонента и показать, что его ладони пусты. Симмонс утверждает, что мог держать мешок с фишками ниже положенного и не всегда показывал, что у него в руках ничего нет. Но, как говорит Симмонс, это всё происходило из-за напряжения в матчах, и безо намерения смошенничать....
31 10 2025 15:41:12
Слишком уж абстpaктными кажутся мне игры Книзя...
30 10 2025 19:22:28
Народный отчёт, № 156 – Новогодние праздники 2018...
28 10 2025 12:53:11
Стоит ли приобретать игру? Чтобы решить читайте ниже....
27 10 2025 23:18:24
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку