Игра года — 2010

Две тысячи десятый год уходит в прошлое, а значит пришло время оглянуться назад, вспомнить настолки, с которыми я познакомился и в которые играл в этом году и назвать среди них самые увлекательные, самые интересные, самые-самые-самые. Самые лучшие игры 2010-го года.
Готовы? Поехали!
Вот они, лучшие игры 2010-го года по версии сайта BoardGamer.ru:
Семейных игр в этом году хватало. Была несложная и очень красивая Taluva, не менее красивая и не менее лёгкая Wasabi!, насквозь цифровая и абстpaктная Blue Moon City, изданная у нас в стране под названием Город синей Луны. Однако самая интересная из всех опробованных мною за год семейных игр, это, пожалуй, Railways of the World. Правда, её сложность я бы охаpaктеризовал как "чуть выше среднего", но это нисколько не мешает познакомить с этой игрой всю семью.
Поверьте, строить железные дороги вместе со своими близкими и увозить из под носа друг у друга цетные кубики — это очень увлекательно. В нашей, компании, к сожалению, ROTW как-то не прижилась, но из всех семейных настолок, опробованных мною за 2010 год она определённо самая лучшая.
Если лучшую семейную настолку я выбирал с некоторым сомнением, то в отношении лучшей игры для двоих двух мнений быть не могло. В этом году мы освоили мозголомную детективную игру Mr. Jack, познакомились с до жути красивой и требовательной к размерам игрового места Claustrophobia, поиграли в военно-абстpaктную геометрическую настолку Battle for the Hill 218, но лучшей из всех игр определённо является Ticket to Ride: Nordic Countries.
Казалось бы, сколько можно играть в одну и ту же Ticket to Ride? Я сам именно так и думал и поэтому Nordic Countries пролежала у нас в шкафу почти год и только потом мы её распробовали. С точки зрения правил это действительно всё та же старая добрая Ticket to Ride, а вот игровое поле здесь как будто совсем другое. Оно очень тесное, и даже при игре вдвоём (официально Nordic Countries рассчитана на 2-3 человека) не удасться избежать конфликтов и блокирования маршрутов. И от этого игра, сохраняя все достоинства оригинальной Ticket to Ride, становится ещё глубже, ещё интереснее и ещё увлекательнее!
Компанией мы играем в настольные игры относительно редко, однако в этом году освоили немало таких игр. Начав с очень удачной модификации Мафии — Resistance, мы играли в примитивную игру для кого угодно Wench!, в карточный генератор творчества и веселья — Игросказ, в ещё одну версию Мафии под названием Остров стpaxa, и даже в самопальную версию гангстерского боевика Ca & Gun$.
Однако первое место в этой номинации однозначно уходит Junglee Speed — казуальной игре на реакцию. В эту игру можно играть пpaктически где угодно, пpaктически с кем угодно и пpaктически с любым количеством человек, и всегда будет одинаково интересно и весело!
Сегодня, как и год назад, конкуренция в номинации "лучшая детская игра" невелика. Это и понятно, сам я из детского возраста давно вырос и предпочитаю более другие игры, так что детские настолки осваиваем от случая к случаю. В этом году мы играли в очень интересную и необычную игру с магнитами Pyramid: Curse of the Mummy, которая фактически представляет собой настольные "прятки" и в ещё одну странновату на мой взгляд игру с магнитами (что это за тенденция такая, как детская игра, так магниты, вспомнить хотя бы Гремучие джунгли) Ой, бежим!.
Но самая лучшая детская игра из тех что прошли через мои руки, это Замок 1000 зеркал. "Зеркальная" ходилка, за которую можно усадить от двух до четырёх детей, способна не только увлечь их на какое-то время, но и развивает памть и прострaнcтвенное мышление. И, главное, хоть разок сыграть в Замок 1000 зеркал будет интересно и взрослым 🙂
В номинации "лучшая карточная игра" победитель вырвался вперёд с очень большим отрывом. Нет, ну нельзя же представить, что с такие настолки как Игра престолов ЖКИ, Railways of the World Card Game или там, Warhammer Invasion, Wench!, или даже Игросказ или Resistance на полном серьёзе смогут составить конкуренцию Dixit?
На самом деле, конечно, Dixit — это не совсем традиционная настольная игра (да и кроме карт в ней есть ещё жетона и небольшое декоративное поле и фигурки для подсчёта очков), зато это именно та игра, в которую можно играть пpaктически с кем угодно и неплохо подходящая для знакомства людей с миром настольных игр. А ещё, на минуточку, это бешеный полёт фантазии, море смеха, веселья и удовольствия, и всё это — в одной коробке, где скрываются 84 фантастические карты с фантастическими иллюстрациями.
Последние три года наряду с другими номинациями я регулярно называл ещё и лучший филлер, а в этом году мы чуть не остались без него. А всё потому, что из филлеров в течение года я освоил только две игры — Pocket Battles: Celts vs. Romans, да Battle for the Hill 218. Это достаточно достойные игры, имеющие своих поклонников, вот только мне они, к сожалению, совсем не понравились и назвать лучшим филлером году ни ту, ни другую я не могу.
К счастью, уже под конец года в мои руки попала простенька игрушка Fairy Tale. Оперирующая механикой драфта, и состоящая, собственно, из серии этих самых драфтов, эта игра сумела завоевать моё признание и симпатии нашей небольшой настольной компании. И именно она и становится лучшим филлером уходящего года.
Отечественные производители в этом году установили рекорд. Если в 2009-м выбирать лучшую игру было попросту неизчего, то сейчас выбор более чем обширен. Тут тебе и Терминатор. Да придёт спаситель, и Три мушкетёра. Подвески королевы, и Метро 2033, и несколько других, менее заметных настолок. Все перечисленные игры достаточно красивы, но для меня на первом месте всегда стоял не внешний лоск, а внутреннее содержание. И по этому показателю победа однозначно достаётся совсем неоднозначной игре — Эволюции.
К этой настолке есть немало вопросов. Тут и спopный дизайн, и несбалансированные карты, и дырки в правилах, из-за которых победить может игрок, бaнaльно собирающий в руку карты до последнего хода. Однако из всех отечественных игр больше всего (и, что немаловажно, с азapтом и погружением в животный мир) мы играли именно в Эволюцию. Эта игра интересна даже при всех своих недостатках.
Темп выхода локализованных игр в этом году по сравнению с прошлым и позапрошлым годом несколько снизился, но, зато у нас вышло немало хороших зарубежных настолок (да и полку локализаторов прибыло). Тут и Энергосеть (Power Grid), к которой, правда, лично я тёплых чувств не испытываю, и навороченная экономическая стратегия Куба, и жестокая компанейская игра За бортом! (Lifeboat), и красивая и приятная на ощупь семейная игра 100 000 лет до нашей эры (Stone Age).
Лучшей локализацией могла бы стать Ticket to Ride: Европа, но работа, проделанная по переводу этой игры на русский в моём понимании никак не тянет на локализацию. Перевести коробку с игрой и правила это, конечно, здорово, но неплохо было бы ещё и до игровых компонентов добраться. Не дело это, когда в русской версии игры на игровом поле и на картах маршрутов названия городов написаны по-английски. Бывает, что фильмы и компьютерные игры даже лучше локализуют (см. х/ф Wanted и компьютерную игру StarCraft 2). За звание "лучшей локализации" могла бы побороться Agricola, но, увы, её перенесли на следующий год. Думаю, шансы были у Dominion и Endeavor, но эти игры вышли уже под конец года, и я ещё не успел до них добрался.
Как бы то ни было, из всех локализованных игр, в которые я играл в этом году лучшая — определённо Эпоха открытий (Age of Empires III. Age of Discovery), пусть она и переведена она на русский два года назад. Эта игра представляет собой крепкую, добротную стратегию с примесью экономики и area control, непростую в освоении, но очень динамичную и интересную. Мы играли в неё относительно мало, но все партии были очень захватывающими, и все игроки получили от игры огромное удовольствие.
В этом году я решил ввести ещё одну номинацию — лучшее дополнение. Дополнений к настольным играм через мои руки на самом деле прошло не так уж и много, сосчитать их можно буквально по пальцам одной руки. Королевства крестоносцев, превратившие Ордонанс в совсем другую игру, совершенно не оправдавшее моих надежд микро-дополнение Ticket to Ride: Europa 1912, Memoir '44 — Breakthrough, предложившее новый формат сражений для Memoir '44. Но лучшим, определённо, является Farmers of the Moor — дополнение к игре Agricola.
Это дополнение привносит в игру совершенно новый слой, заставляя переживать о семье подопечных фермеров ещё сильнее, но предоставляющее взамен дополнительные бесплатные действия и новые карты мелких улучшений. Игра с дополнением очень похожа на базовую Agricola, и вроде бы ничего в ней кардинально не меняет, но в то же время она совсем другая. Пожалуй, именно таким и должно быть идеальное дополнение к настольной игре.
Каких-то явных разочарований в этом году не было, были игры, которые мне не понравились. Неудачным оказалось знакомство с поломанной и несбалансированной Nostra City. Вышла Метро 2033, оказавшаяся на проверку неудачным клоном Колонизаторов. Неожиданно выстрелила совершенно никакая игра Курск 1943. Огненная дуга. Были ли это разочарования? Определённо, нет. Я ничего не ждал от этих игр, так что разочаровываться было не в чем.
Вот Small World — совсем другое дело. В этом году я несколько раз садился за эту игрушку, пытаясь уяснить для себя, что же, всё-таки, люди в ней находят и почему все так радуются этому пёстрому игровому полю (которое становится ещё пестрее когда на нём появляются юниты) и Дypaцкой рискообразной мехнике боёв. К сожалению, попытки мои закончились плачевно. Уяснить удалось лишь одно — мне эта игра категорически не нравится.
Когда в начале весны Days of Wonder выпустила новое дополнение для Memoir '44, я, конечно же, не смог пройти мимо. Признаюсь честно, заказал я его пpaктически из чистого любопытства (и ориентируясь на свою любовь к Memoir '44) и совсем не предполагал, что оно настолько придётся мне по душе.
Казалось бы, что тут такого, ну стали поля сражений вдвое больше, ну выставляется на них где-то вдвое больше юнитов, ну для победы нужно набрать теперь больше медалей? Так-то, действительно, ничего особенного. Но когда я сажусь за разложенный сценарий в формате Breakthrough и смотрю на поле, где разложены гексы местности и расставлены миниатюры, меня охватывает такая радость, что я не могу подобрать слов, чтобы описать свои чувства. На лице сама собой рождается улыбка, а где-то внутри становится очень тепло и уютно. Скажу больше, ничего подобного я не испытываю ни с какой другой игрой. Так что нежданно-негаданное Memoir '44 — Breakthrough — это стопроцентный сюрприз года.
К сожалению, в моей коллекции есть такие игры, в которые мне не с кем играть. Бывает, что они требуют длительного объяснения правил, содержащих множество нюансов и мелочей (как Dungeon Lords), или даже того тяжелее (как Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942). Но, к счастью, иногда мне, всё-таки, удаётся подобрать нужную компанию, как получилось в этом году с Imperial.
Эта настолка на самом деле состоит из двух отдельных игр, одна из которых посвящена заpaбатыванию денег, а другая — военным действиям. И, хотя победитель определяется по экономическим показателям, на пpaктике обычно выходит так, что все играют не в бизнес, а в войну. Но в моих глазах это делает Imperial ещё лучше и ещё интереснее. Это действительно непростая игра, заставляющая игроков напрягать мозги, учиться видеть за деревьями лес и заставляющая чувства, которые порой требуют крови, сталкиваться с разумом, которого заботит только выгода. Игра, которая стоит того, чтобы её распробовать.
На роль игры года я всегда выбираю значимую для меня настолку. В такие игры мы не просто играем целый год, они остаются со мной надолго. Так произошло с Зельеварением, которое я назвал лучшей отечественной игрой за последние пять лет, так вышло и с Ticket to Ride: Europe, в которую мы играем с 2007-го года, так случилось с Memoir '44, в которую я беззаветно влюбился два года назад, и точно такая же история приключилась с Agricola, с которой мы познакомились в прошлом году. По итогам 2010-го году у меня нет такой настолки, которую можно было бы поставить в один ряд с этими играми. В этом году я перепробовал много новых игр, но ни одной из них не удалось оставить значимый след в моём сердце. Картина всегда одинакова: пять-десять партий, и мы переходим к следующей настолке. Пять-десять партий, и история повторяется.
У меня были определённые надежды на Dungeon Lords, но им не суждено было сбыться. То ли это игра сама по себе странная, то ли мы в ней недостаточно хорошо разобрались, но у меня к ней есть серьёзная претензия — непонятно как в неё выигрывать. Из-за этого наш интерес к игре довольно быстро угас. Не оправдала надежд и Claustrophobia, оказавшаяся слишком случайной и чересчур громоздкой. Не получается называть лучшей игрой и Imperial, которая слишком сложна и тяжела для рядового игрока (да и довольно-таки долгая по моим меркам). Выпала из числа претендентов и Railways of the World (причины всё те же — она довольно громоздкая, а играть всё время на карте Мексики не очень интересно).
Вот такая, понимаешь, загогулина. Игр было много, но ни одной достойной титула "Игра года" среди них не нашлось. Так что в этом году это звание остаётся вакантным. Такие дела.
В заключение по традиции помимо лучших игр во всяких номинациях отмечу несколько настолок, которые хотя и не заслужили громкого звания, но, тем не менее, заслуживают внимания:
1. Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942 (за доступную и приятную механику) ;
2. Dungeon Lords (за "злую" тематику и оригинальные бои) ;
3. Resistance (за неизменную атмосферу Мафии с очень важной возможностью до самого конца оставаться в игре абсолютно всем игрокам) ;
4. Игросказ (за безграничный простор для творчества) ;
5. Три мушкетёра. Подвески королевы (за высочайшее качество и безупречное исполнение всех игровых компонентов) ;
Комментарии:
И это ещё не всё! По некоторым данным нас ожидают ещё несколько локализаций. Все подробности я обязательно сообщу в ближайшее время, а пока будем с нетерпением ждать ноября и новых настолок....
04 12 2025 7:58:54
Разыскивается игра «Рыцарское сражение»...
02 12 2025 10:55:23
1. Это — яблоко. Оно круглое и зелёное, сверху веточка. Его можно есть. Это вкусно!...
01 12 2025 20:55:57
50 часов непрерывной игры в «Колонизаторов»...
30 11 2025 3:45:18
Задача, как не сложно догадаться – остаться с наибольшим количеством живчиков на карте после того, как черная cмepть соберет свой последний урожай....
28 11 2025 15:42:39
– конечно, своей механикой и игровым процессом, особенно учитывая, что проработка деталей была небыстрой и заняла у авторов около года;
– всем любителям стратегий и при этом всем любителям недолгих игровых партий;
– всем интересующимся русскими настолками и вопросами их издания в нашей стране;
– качеством компонентов с учётом своей бюджетности, ведь на полках магазинов игра выставлена всего за 270 рублей....
24 11 2025 14:17:30
Ход игрока заключается в том, что надо выбрать одну из доступных ролей и получить из игрового банка ресурсы...
22 11 2025 8:43:11
Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно. ...
21 11 2025 0:51:22
Первые впечатления от настольной игры «En Garde»...
19 11 2025 4:11:58
Эх, найти бы ее в «print and play» варианте…...
16 11 2025 2:27:44
Компания Мир Фэнтези создана в 2003 году в Москве. Вскоре она становится официальным дилеров MTG, "подвинув" питерскую Саргону. Выпустила собственную ККИ "Берсерк", получившую широкое распространение по всей стране. Издала несколько настольных игр, среди которых Игросказ, Остров Стpaxa, Метро 2033. Также МФ является дистрибьютером компаний Wizards of the Coast (Hasbro), Games Workshop, и ряда других зарубежных "настольных" издательств. Кроме того, у МФ имеется собственная широчайшая дилерская сеть — почти в каждом крупном городе России есть представитель компании (в основном они занимаются распространением Берсерка)....
15 11 2025 8:42:11
Дальше идут нюансы. Во-первых, нет никаких сложных схем подсчета очков. Система бинарная, либо угадали, либо нет. Во-вторых, если в «Диксит» играют все вместе, тут формат «комaнда-на-комaнду». У какой комaнды будет больше угаданных карт, та и победит....
12 11 2025 17:36:44
Скачать материалы для игры Take the Kingdoms...
11 11 2025 4:38:13
Игротека будет проходить с 12.00. до 18.00. Презентация игры Зигель Гунд стартует в 13.00....
10 11 2025 8:53:30
Онлайн-версия настольной игры «Dead & Alive»...
09 11 2025 20:51:15
Игра-то на самом деле не сложная. А вот какой будет эффект, когда кто-то будет разыгрывать и зачитывать все эти заклинания! Не говоря уже об иллюстрациях!...
08 11 2025 19:53:13
00:05:20 — Новинка — игры-квесты: Unlock и Exit...
07 11 2025 15:53:31
В «Лордах фьордов» вы начинаете игру в бедной деревне с одним кораблем на пирсе и несколькими купцами. Каждый ход игроки берут из мешка некое количество миплов, которые бывают трёх разных цветов. Каждый означает определённый тип специалистов, и в ваш ход вам нужно выбрать только один цвет для выполнения одного типа действий: строители (жёлтые) позволяют вам строить новые корабли и храмы; советники (синие) отлично справляются с дипломатическими и торговыми делами; воины (красные) необходимы для нападения на другие деревни. Начиная игру с одинаковыми ресурсами, все игроки должны найти свою собственную стратегию....
03 11 2025 10:35:26
Итак, каждый игрок в Monopoly становится торговцем недвижимостью. По крайней мере, в оригинальной версии игры. Чем занимаются игроки в Monopoly: Spongebob Squarepants, я даже боюсь предположить. Игроки выбирают себе фишки, которые также очень сильно отличаются в зависимости от издания игры, однако в ранних изданиях были кабриолет, собачка, наперсток, ботинок, утюг, шляпа и что-то еще. Соответственно, важной часть игры является выяснение, кто чем будет играть, потому что, как вы понимаете, выиграть в эту игру ботинком как-то совсем не комильфо....
01 11 2025 9:28:30
Вот, например, Mage Knigth. Это моя любимая соло-игра. Каждый раз она подбрасывает новые задачки. И в ней я ощущаю прогресс, потому что всё глубже и глубже изучаю механику. В 7th Continent я чувствую, что добиваюсь лучших результатов только потому, что знаю чего ожидать от игры....
30 10 2025 18:14:49
Все материалы высшего качества!!! Никаких сканов — считайте что дизайн из типографии... Пользуйтесь на здоровье ...
29 10 2025 17:46:11
Его Блог о настольных играх получает постоянную прописку в разделе "Ссылки"...
27 10 2025 9:33:28
Из творческих планов можно отметить хотелку вернутся к записи подкастов. Тут есть технические и организационные трудности, но, думаю, справимся с ними. Было бы здорово раз в неделю выдавать часовой выпуск. Уж это точно можно сделать. Попробуем в 2019-м поставить эту работу на поток....
24 10 2025 9:30:34
Работа над игрой скоро начнется, сроки поступления и стоимость станут известны позже. Ахой!...
19 10 2025 13:16:59
Общий набор игры: две карты, правила на Китайском языке, набор монет, рас, карт рас, карт способностей, карт местности. Коробка сделана под фишки, у каждого типа свое место. Вынимающийся блок под юниты рас отсутствует . Либо ошибка конкретно моего экземпляра, либо общий бpaк!...
16 10 2025 18:56:23
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку