Рецензия на «RoboRally»

Есть у меня в коллекции игра RoboRally. Мы несколько раз раскладывали её в разных компаниях, но она, увы, так никому и не понравилась — слишком уж случайна и излишне хаотична. А вот Александр Беляков ею вполне доволен и даже написал на неё рецензию, хотя и признаёт, что игра эта специфическая и подойдёт далеко не каждому любителю настолок.
С RoboRally я познакомился относительно давно, во время одной из своих поездок в Германию, когда мы с моими немецкими знакомыми зашли в одно из местных питейных заведений и решили разложить эту игру. Тогда, я помню, игра оставила смешанные впечатления, но позже для меня стало настоящим открытием то, что создателем этой игры является ни кто иной, как Ричард Гарфиелд, позже придумавший всемирно известную Magic: The Gathering. К M:tG я отношусь достаточно прохладно из-за ее коллекционности, однако отрицать то, что это гениальная разработка, сложно. Поэтому, когда я через пару лет наткнулся на RoboRally в книжном магазине в Лондоне, я не смог себя пересилить и решил ее все-таки приобрести. Итак…
Возможно, вы всегда хотели оказаться на месте изнывающего от скуки искусственного разума, управляющего группой роботов с непонятным функционалом в технологическом лабиринте неясного назна… подождите-ка… ровно то же самое я уже писал в рецензии на Ricochet Robots. Это что, одна и та же игра? Не беспокойтесь, антураж у нее может быть очень похожий, однако механики этих двух игр совершенно разные. Поэтому, если изнывающие от скуки искусственные разумы – это ваше, то эта игра тоже идеально подойдет для вас.
В ДВУХ СЛОВАХ
В RoboRally каждый игрок управляет роботом, цель которого – пройти из точки A в точку B, минуя в процессе определенное количество промежуточных точек (можно назвать их checkpoints). Эти бессмысленные с точки зрения производственной логики движения происходят на модульном поле, которое призвано изображать какое-то абстpaктное фабричное помещение, с присущими ему конвейерами, технологическими отверстиями, прессами, шестеренками, лазерами и т.д. Роботы пытаются не только добраться до финиша, но и помешать своим противникам сделать это, всячески пихаясь и отстреливаясь в процессе игры. Если нужен яркий образ, представьте себе роботов из “Короткого замыкания” внутри китайской фабрики по изготовлению паленых DVD-плееров.
Перед началом игры из книги правил выбирается одна из “миссий”, исходя из количества игроков, их опытности и времени, которое игроки хотят затратить на игру. С тем же успехом опытные игроки могут собрать свое собственное поле или даже попробовать разложить его в “слепую”. На поле размещается от трех до восьми флажков-checkpoint’ов, через которые роботы должны пройти в порядке возрастания цифр на них.
Игроки расставляют своих роботов на стартовые позиции, плюс каждый берет себе свою карточку робота, на которой в процессе игры отмечаются его “жизни” и количество повреждений, а также выкладываются карточки действий.
Собственно, основная игровая механика проста. Из общей колоды всем игрокам раздается определенное количество карт действий. Если твой робот не поврежден, ты получаешь девять карточек. За каждое полученное повреждение ты получаешь на одну карточку меньше. Из пришедших на руку карточек ты должен выбрать пять, которые необходимо разложить в той последовательности, в которой ты хочешь, чтобы выполнялись действия твоего робота в этот ход. Действий немного – движение вперед на 1, 2 или 3 клетки, движение назад на 1 клетку, поворот налево на 90 градусов, поворот направо на 90 градусов и разворот на 180 градусов. Все. Звучит легко и непринужденно, неправда ли? Надо быть полным кретином с отсутствующим прострaнcтвенным мышлением, чтобы не выложить идеальный путь из точки A в точку B, да?
Как бы не так. Во-первых, роботы постоянно въезжают друг в друга, сбивая противников с запрограммированной траектории. Во-вторых, тебя постоянно катают конвейеры, отпихивают прессы и крутят шестеренки. В-третьих, есть ограничение по времени – как только остался один игрок, который не выложил карты, переворачивается 30-секундный песочный таймер, поэтому все пытаются выложить свои действия как можно быстрее. В-четвертых, после каждого хода роботы стреляют лазерами, к этому добавляются лазеры, расположенные на доске. Благодаря этому твой робот постоянно собирает повреждения, а если у тебя пять повреждений или больше, это значит, что на руку в начале хода приходит меньше пяти карт, и тебе приходится оставлять старые карты – робота начинает глючить, и он выполняет старую программу снова и снова. Ну и, наконец, если вы думаете, что в состоянии такого стресса всегда легко определить, в какую сторону крутится часовая стрелка – вы глубоко ошибаетесь, уверяю вас.
Есть, конечно, и некоторые плюшки. Если остановиться на знаке гаечного ключа, то можно на нем “сохраниться” на случай cмepти, а также залечить повреждения. Ну а если на знак ключа и молотка попасть, но можно вытянуть одну из специальных карт, дающих роботу дополнительные способности – от брони и супермощных лазеров, до возможности перепрограммировать своего робота в середине хода. Также, в любой момент можно заявить, что ты хочешь пропустить следующий ход, щелкнуть рубильником на спине своего робота и полностью восстановиться, скинув все жетоны повреждений.
Кто первый дойдет, доедет, докатится или доползет до финального флажка, пройдя через все предыдущие в правильной последовательности – тому и печенька, а все остальные лузеры. Хотя ничто не мешает после определения победителя биться за второе, третье и все остальные места.
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
В RoboRally могут играть от двух до восьми человек. Очень сложно назвать идеальное количество игроков, потому что в зависимости от него меняются несколько вещей. С одной стороны, чем меньше роботов на поле, тем более предсказуемым будет результат твоих действий, то бишь тем более важную роль играет твоя способность ориентироваться в прострaнcтве, а не бaнaльное везение. С другой стороны, чем больше роботов в игре, тем более веселым становится процесс. Я знаю, что из моих уст это звучит кощунственно, но именно этот хаос и добавляет RoboRally прелести – если на доске пытаются в одну точку проехать восемь роботов, лошадиное ржание за столом гарантировано.
В общем, если резюмировать, то вдвоем или втроем в эту игру можно играть, но это превращается в упражнение под названием “наиболее рационально разложи карточки, которые волею случая пришли тебе на руку в этом ходу”. Вчетвером-впятером это уже превращается во что-то злодейски хаотичное. Ну а если играть всемером или ввосьмером, просто забудьте о том, что конечный результат будет зависеть от вас, и получайте удовольствие от царящей на игровом поле жести (в прямом и переносном смысле этого слова).
ВРЕМЯ ИГРЫ
Правила RoboRally требуют определенного вникания и осмысления, поэтому на этот процесс я заложил бы где-то 30 минут.
Подготовка к игре занимает 7-10 минут. Выбрать миссию, собрать поле, расставить флажки и роботов, перемешать две колоды карт, разложить на карточках роботов жетоны жизней.
Сама длина игры очень сильно зависит от выбранной миссии и количества игроков. Небольшую миссию два игрока могут осилить и за полчаса. На прохождение гигантской карты с восьмью игроками легко может уйти часа четыре, а то и все пять. Поэтому очень сложно давайть конкретные временные рамки – разброс слишком большой, однако в какой-то степени игроки могут эти рамки контролировать, выбирая миссии подлиннее или покороче.
СЛОЖНОСТЬ
На глобальном уровне RoboRally – относительно простая игра. Правила взаимодействия с другими роботами и элементами игрового поля достаточно прозрачны. Но в определенные моменты, когда необходимо в весьма ограниченный промежуток времени просчитать траекторию с учетом пришедших карт, предполагаемых движений других роботов и интеpaкций с элементами доски, мозг легко может начать кипеть.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Фактора случайности в этой игре выше крыши. Начиная от приходящих на руку карт действий и заканчивая непредсказуемостью маневров других роботов, эта игра – хаос. Контролируемый хаос, конечно, в котором надо стараться выжать максимум из того, что есть, но далеко не факт, что это приведет к желаемым результатам, особенно с большим количеством игроков. Еще одна проблема, которая есть в этой игре – это проблема оторвавшегося лидера. Если в какой-то момент одному из игроков удалось оторваться от общей кучи хотя бы на один флажок, обычно это означает, что ему удастся беспрепятственно двигаться дальше – ему не будут мешать другие роботы, и остановить его сможет уже только неудачный набор карт действий или собственная глупость.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
Взаимодействия между игроками до фигища. Все только и делают, что пинают и расстреливают друг друга, и это прекрасно.
А вот с kingmaking’ом в этой игре я никогда не сталкивался. Дело в том, что вне зависимости от того, в какой заднице находится игрок, он все равно больше времени тратит на попытки пройти как можно дальше, чем остановить кого-то еще. И знаете почему? Да потому что доехать до следующего флажка намного проще, чем гоняться за чьим-то чужим роботом и пытаться его остановить.
КОМПОНЕНТЫ
Компоненты в RoboRally мне очень нравятся. Прикольные пластмассовые миниатюрки роботов, классные желтые флажки, приятное несмотря на свой минимализм игровое поле, даже песочные часы с красным песком. Карты и жетоны вполне функциональны и презентабельны, правила красочны, поэтому в плане оформления игры мне не к чему придраться.
ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Языковая зависимость в игре минимальна. Текст есть только на карточках дополнительных способностей, но есть две причины, почему это не проблема. Во-первых, эти карточки достаточно редко задействуются в игре. Во-вторых, они всегда лежат в открытую, поэтому всегда можно попросить напомнить, что та или иная карточка значит.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям веселого хаоса
- Любителям игр-гонок
- Любителям красивых компонентов
- Поклонникам “Короткого замыкания”
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Если вы начинаете беситься, когда вам, такому умному и красивому, на руки полное дерьмо приходит – проходите мимо
- Людям, у которых игровая группа ограничивается тремя-четырьмя людьми
- Члeнам организаций “Ричард Гарфиелд – дьявол во плоти” и “Люди за права роботов”
РЕЗЮМЕ
Количество игроков: от 2 до 8
Время игры: 40-340 минут (правила: 30 минут; подготовка: 10 минут; игра: 30-300 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:В первую очередь RoboRally для меня – это игра для большой компании, когда во все серьезное уже сыграли, время еще есть, а ломать мозг больше не хочется. Поэтому она очень редко попадает на стол – такие ситуации бывают редко. Ради нее собирать людей я бы никогда не стал, поэтому она подходит для достаточно специфических случаев – последний раз мы играли в нее в мой день рождения, когда нас как раз было восемь человек. Если изначально относиться к этой игре не очень серьезно, то, мне кажется, от нее можно получить массу удовольствия. В общем, не звезда, но вполне достойный середнячок, который может достойно разнообразить будни даже самого хардкорного настольщика.
Моя финальная оценка:
Комментарии:
Эта игра включает в себя 147 уникальных плиток, 83 обычных плитки, 20 бонусных плиток, 7 деревянных маркеров замков для игроков, 1 двухсторонний счетчик очков и специальный органайзер, который сокращает время подготовки к партии до 60 секунд....
03 12 2025 13:33:27
Ранним утром, когда город еще спал, на дороге стоял мужчина в плаще. Он ловил такси, но, ни одной машины за те несколько минут, что он стоял, еще не проехали мимо. Неожиданно, вдали показалась машина, она неслась прямо по встречной полосе. Мужчина охнул, и машина снесла его с тротуара. Раздался скрежет металла, и тишина на улицах просыпающего города возобновилась....
02 12 2025 3:26:50
Внутри мы видим две упаковки с картами и буклет правил....
30 11 2025 8:28:19
Перевод материалов для «Vampire: Prince of the City»...
28 11 2025 3:12:27
PS: Удивлены, что в этом списке нет Small World? Всё просто, SM вышла в начале прошлого года, и Бруно назвал её лучшей игрой 2009 года...
24 11 2025 0:55:33
«Во славу Одина» – эпическая сага в виде настольной игры....
23 11 2025 4:55:32
Пополнение в семействе «Ticket to Ride»...
22 11 2025 20:13:12
В итоге в номинации попали 75 разных настольных игр. Самыми успешными оказались: The Mind – 6 номинаций, Architects of the West Kingdom, Root и Chronicles of Crime – по 5 номинаций. Ниже представлены текущие параметры популярности всех игр, которые пробились во все номинации премии. Как обычно, по вертикали указан средний BGG рейтинг (то есть игры с более высоким рейтингом расположены выше других), по горизонтали – число пользователей BGG, которые играли в эту игру в феврале 2019-го года (таким образом, самые играбельные игры расположены правее). В итоге лучшие, по мнению игроков, игры расположены справа вверху, подальше от начала координат....
19 11 2025 16:48:41
Не будем долго распространяться здесь по поводу названия и оформления: все знают, что за основу взята компьютерная игрушка времён первой Цивилизации Сида Мейера, точнее, её современная реинкарнация. Не могу судить о том, насколько успешно такое решение и прибыльно ли оно для издателя. Меня, как игрока, устроил бы и «Хозяин Большой Медведицы», и «Повелитель Paка», и, конечно же, оригинальный «Кеплер» или как там задумывали разработчики....
17 11 2025 4:45:59
Известно только, что просят за Смуту 950 рублей (сделавшие "предварительный заказ" получает скидку в размере 100 рублей). На Курск 1943, цена, кстати, упала. Теперь его отдают не за 1550, а 1150 рублей....
16 11 2025 19:23:26
Желтые: поля — 2,3,3,4; шлемы – 2,4; статуи – номиналом 2,3,4 (без комментариев).
...
15 11 2025 20:26:57
Пандемия. Наследие: Сезон 1 – ...
11 11 2025 6:32:20
Не хватает лишь жетонов. Мой совет — сделайте жетоны на самоклеющейся белой матовой пленке типа Oracal, печать с плоттерной порезкой (измените диаметр на 2 см). Материал для наклеивания жетонов — сходите в любую стекольную мастерскую где сверлят отверстия под петли, у них остаются отличные жетоны, которые они просто выкидывают.(Говорю вам как хозяин стекольни))))...
09 11 2025 11:51:26
Знание правил и презентация неразрывны. Вы должны не просто рассказать правила, но и «продать» их. Потренируйтесь дома, рассказывая правила знакомым или родным. Можно даже по телефону. А можно проговорить вслух самому себе – тоже помогает. Поверьте, когда проговариваешь правила – выявляешь массу проблем. Возможно, стоит сделать себе небольшую памятку, где описать структуру правил. После первой или второй презентации она уже не понадобится, т.к. вы всё запомните, но поможет в начале....
08 11 2025 20:30:42
Memoir '44 — Sword of Stalingrad — ...
07 11 2025 3:15:16
Насколько игра интересна — решать Вам и только Вам. Мы старались сделать игру интересной и неодноразовой, а главное, такой, чтобы самим играть хотелось....
06 11 2025 13:40:35
Подробности о Merlin’s Company на английском языке можно прочитать здесь, здесь и здесь....
05 11 2025 0:35:48
Первый видео-отчёт с волгоградского турнира по «Цитаделям»...
04 11 2025 6:24:35
Персонажи бывают 3 видов: постоянно говорящие правду (зелёный фон), постоянно врущие (красный фон) и те, которые или лгут, или говорят честно, как им вздумается (синий фон):...
02 11 2025 18:17:43
Двукратный победитель конкурсов обзоров на boardgamer.ru
Аккредитованый журналист международных выставок Spieltage SPIEL Essen и Spielwarenmesse N?rnberg (Германия)
Идейный вдохновитель игротек настольных игр на фестивалях «Пустые холмы» (Калужская обл.) и «Метафест» (Самарская обл.)
Внештатный члeн клуба «Треугольный Ёж» (г. Самара)
Основатель клуба настольных игр «GEX» (г. Прага, Чехия)
1000 дней на «Тесере» — tesera.ru/article/639803— большое интервью, в котором я рассказываю о своём увлечении настольными играми....
29 10 2025 12:38:35
Внимание. Если вам досталась пара Азатот + Культист, вы обязаны скинуть культиста... и проиграть... вместе с другими у кого культисты...
28 10 2025 17:57:54
В далеких землях Этноса начинается новая эпоха. Прошлая эпоха закончилась опустошением шести королевств, и теперь двенадцать разрозненных племен ищут новое место для жизни....
27 10 2025 4:18:12
Основная фишка нашей игры — нет необходимости трогать фигуры во время игры, игра должна сама перемещать их и отображать все применяемые способности. Игроку остается только наблюдать и управлять своим героем с мобильного телефона....
25 10 2025 18:21:40
Русская версия «Runebound» через полгода?...
24 10 2025 1:53:57
Примечание: Этот сценарий ещё не прошёл тестирование. Пока что его следует рассматривать исключительно в качестве варианта, который позволяет отобразить в игре текущую ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке и может быть доработан. Сценарий не предназначен для соло-игры....
23 10 2025 17:34:26
Также могут вызывать нарекания и фишки. Как я уже сказал, игра укомплектована деревянными прямоугольниками, на которые нужно самостоятельно наклеить около 700 наклеек (каждая фишка обклеивается с двух сторон). Это довольно муторная работа, которую не все с радостью будут выполнять, купив игру за такие деньги....
21 10 2025 15:53:46
Для заборов хорошо подойдут паровозики из Ticket To Ride, а для персонажей — человечки из каркассона....
20 10 2025 2:45:43
Я бы не поставил «Дум» в свою первую десятку игр – она интересная, увлекательная, но все же довольно простая; однако я с удовольствием сыграю в нее, когда настроен на гeймплей в стиле убей-их-всех (что случается не редко). Эта игра привлекает множество новых игроков-детей в мой игровой клуб, что без сомнения здорово; физически игра выполнена на очень высоком уровне, ее приятно видеть на столе. Конечно, она подходит не всем; но мне она нравится. Я бы поставил ей «9» из «10». Если вы ищите хорошую настольную игру, сделанную по мотивам компьютерной, и если вам нравится «ползать в катакомбах», то «Doom» — это как раз то, что нужно. Можно сказать, что это современная классика, так что не стоит оплакивать «Space Hulk». В «Doom» можно играть даже вдвоем. Если Fantasy Flight Games продолжит выпускать подобные игры, то очень скоро она будет вне конкуренции. Удовольствие, тема, отличные компоненты – все это вы найдете в этой игре....
18 10 2025 9:49:42
Разумеестся, прога не лучше Фотошопа — просто позволяет обойтись без него....
17 10 2025 9:47:41
В начале раунда шеф-повар (тот из игроков, кто ходит первым) подаёт на стол кушанья: берёт из колоды число карт, равное числу игроков, умноженному на 2, выкладывает их на столе лицевой стороной кверху и группирует выложенные карты по видам кушаний. ...
16 10 2025 20:32:24
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку