Из чего складывается хорошая гонка. Препарируем гоночные игры
На «Тесере» опубликован перевод статьи с сайта Mechanics & Meeples «The Anatomy of Racing Games: What Makes a Great Race», посвящённой гоночным играм. В ней рассматриваются все аспекты гоночных игр и «подсвечиваются» ключевые элементы, которые делают настольную игру про гонки хорошей игрой.
Взбредает в голову найти гоночную игрушку какую-нибудь, лезешь на BGG, а находишь серию статей про эти самые гоночки и залипаешь. Читаем вместе, кому интересно.
***
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:Гоночные игры – наименее распространённый вид настолок. Candyland (1949) не самая уважаемая настолка, как и другие кинь-двинь коробки. Однако, есть немало современных гоночных евро-игр, которые просто прекрасны. Сразу можно вспомнить Around the World in 80 Days (2004), Cartagena (2000), Fast Flowing Forest Fellers (2008), The Quest for El Dorado (2017) и Snow Tails (2008).
А в чём же разница между простым «кинь-двинь» и теми коробками, которые по праву могу называться гоночными играми?
Я выделил шесть различных аспектов, способствующих тому, чтобы игра стала востребованной – элементы которые, стали часто встречаться в настолках со времён евро-бума 90-х. Перечислю их ниже в порядке убывания важности. Хорошие гоночные игры обычно не включают в себя все части этого коктейля, да и фактически этого был бы неиграбельный перебор. Но реально хорошие гоночные игры, как правило, заключают в себе сразу несколько из этих элементов, особенно те, что рангом повыше.
1. Тактическое передвижение
Положите в корзину сейчас:Сердцем любой отличной гоночной настолки является продуманная тактическая система движения. И если задуматься о плохих гонках, они, возможно, потому и плохи, что не имеют такого важного аспекта, как тактическое движение. В Candyland, например, вы берёте карту и затем перемещаетесь в соответствии с тем, что на ней показано. Другие подобные игры заставляют вас бросать кубик, или ещё как-то случайным образом определять, что же вы будете делать. Никакого даже малозначимого выбора. Хорошие гоночные игры очень далеки от подобных механизмов.
Базовая формула для создания отличной системы передвижения состоит из следующего: у игрока есть некий ресурс в начале хода, будь то бросок кубика или карты на руках, и игрок получает выбор из нескольких возможных вариантов использования этого ресурса. Естественно, он захочется максимизировать своё преимущество в текущем раунде партии, опираясь на эту механику.
Formula D? (1991) и Automobiles (2016) можно назвать одними из самых простых гоночных игр, потому что они обе сфокусированы на управлении автомобилем на «прямом» треке. Но обе демонстрируют, как простая игра может обладать тактической глубиной.
Formula D? выстраивает свою тактику вокруг правильного прохождения поворотов, на которые даётся определённое количество ходов; в то время как партия в Automobiles может быть либо быстрой, либо короткой, в зависимости от кубов, которые вы берёте. В обоих случаях, принимаемые решения всё ещё сильно зависят от удачи, но они всё ещё значимы и их количество, накапливаемое от хода к ходу, определяет исход гонки.
Чем больше опций по ходу игры вам предлагается, тем сложнее получаемые тактики. В Snow Tails вы можете контролировать свою скорость и изменение направления своих саней, посредством подбора пар нужных карты; в Cartagena вы выбираете между «бежать впереди всех» и «позади всех, но получать больше ресурсов». Quest for El Dorado от Райнера Книциа предлагает чрезвычайно много выборов, потому что вы можете двигаться в разных направлениях, в зависимости от того, для преодоления каких видов местности лучше подобрана экипировка.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:В целом, любая механика тактического передвижения обеспечивает выбор игроку между вырываться вперёд / отстать, основываясь на их плане и виденье ситуации. Эти тактики автоматически встроены в карту/трек, то есть, игровое поле, элементы которого и влияют на движение.
Тактические препятствия. Хорошая тактическая игра часто содержит препятствия. Иногда, эти препятствия – это сами правила перемещения вашего трaнcпортного средства: повороты в Snow Tails или Formula D? – это препятствия, так же как и дорогостоящий для движения гекс в Quest for El Dorado. Однако, препятствия могут быть также и настоящими по сути, например, в тех же Snow Tails это деревья, натыканные по дороге.
Тактическое разнообразие. Гоночные игры представляются всем эдакими совсем простенькими настолками, так как мы не делаем ничего, кроме как едем из точки А в точку Б, но они вовсе не обязаны быть таковыми. Трасса и её элементы в гонках могут иметь какой-нибудь особый эффект, создающий увлекательное разнообразие. Fast Flowing Forest Fellers тому отличный пример, чтобы показать, как такие спец-места могут быть интегрированы прямо в гоночную систему. Опция пит-стопа – это ещё один пример тактической вариативности, встроенной прямиком в гоночный трек. Нельзя заходит слишком далеко в усложнении подобных систем, чтобы не оставить позади сам скоростной гоночный гeймплей. Но тактическая вариативность, когда элементы трассы делают больше, чем просто являются клеточками, по которым движется трaнcпортное средство – это великолепно.
2. Немного удачи
Купите сейчас:Второй по важности аспект, встречающийся в хороших гоночных играх – это удача. В большинстве настолок он присутствует, будь то карточная игра или с кубиками, или основанная на какой-то другой системе. У этого атрибута гонок два больших преимущества.
Первое – чистое возбуждение/волнение. Если есть какие-то значимые изменения в результатах ваших ходов в игре, зависящих от случайности, вы можете либо сильно обрадоваться, либо разочароваться. Это хорошее ощущение в азapтной гоночной игре.
Второе преимущество – это балансирование на грани. Если игрок попадает в ситуации, где он имеет выбор стоит ли рисковать и полагаться на случайный результат, который может либо погубить его, либо вознести до небес, то это хорошее решение для игры. Automobiles предлагают великолепный пример вышеописанной ситуации: гонщик может двигаться по краю дороги, надеясь взять чёрный куб, или он может двигаться ближе к центру, теряя в скорости, но получая за это больше опций.
Конечно, первая победительница премии Spiel des Jahres – Hare & Tortoise (1973), показала, что можно создать отличную гоночную игру и без рандома. Но прийти к подобному результату гораздо сложнее.
Контролируемая удача. Тут стоит оговориться: удача должна быть контролируемой. Если в вашей игре это не так, то вы получите просто случайную игру, как Candyland, где рандом полностью определяет победителя. Каждая хорошая гоночная игра с элементом удачи подстраивается под игрока, но никоим образом не контролирует его. В Formula D? вы выбираете коробку передач. В Quest for El Dorada и Automobiles вы создаёте сами свою колоду (или набор кубов в мешке). В Snow Tails и Fast Flowing Forest Fellers у вас есть небольшая собственная колода и, разыгрывая карты с руки, вы знаете, что осталось у вас в колоде и действуете в соответствие с этой информацией.
Положи в корзину сейчас:3. Взаимодействие игроков
Пpaктически каждая гоночная игра имеет как минимум базовый уровень взаимодействия: игроки могут блокировать друг друга. Это простое правило удивительно полезное – так как у игроков сразу появляется один пласт тактического взаимодействия друг с другом на трассе и они целенаправленно загораживают путь друг другу.
Некоторые игры идут ещё дальше. Faster Flowing Forest Fellers и RoboRally (1994) – обе примечательны благодаря тому, что позволяют игрокам толкать друг друга, вынуждая взаимодействовать с тактическими препятствиями и спец областями гоночного трека. Но очевидно, что более высокий уровень взаимодействия не так уж важен для гоночной игры, так что большинство хороших игр не заходят в эти дебри слишком далеко.
Купи сейчас:4. Стратегическое планирование
Хотя гоночные настолки открывают перед игроком несколько тактических опций в каждом раунде игры, они к тому же, как правило, имеют и стратегический пласт, благодаря которому участники партии совершают выборы, влияющие и на общий ход партии.
Иногда эти решения являются лишь продолжением тактики, когда игроки попросту смотрят на несколько ходов вперёд. В Automobiles, Formula D? и Snow Tails приходится немного корректировать своё тактическое движение основанное на стратегии и понимании ландшафта простирающейся впереди трассы. Из этих игр, Snow Tails обладает наибольшей стратегической глубиной, благодаря тому, что там необходимо выставлять своих собак и тормоза в такие позиции, в которых они смогут двигаться в нужных направлениях в будущем, плюс требуется оценивать насколько сильно можно повредить свои сани без ущерба результату гонки (повреждение сейчас может дать стратегическое преимущество потом, но уменьшит для гонщика тактические выборы в ближайших ходах, уменьшив количество карт в руке).
Многие другие настолки тоже несут в себе некие стратегические выборы для игрока, которые умело взаимодействуют с другими системами механики. И это также имеет тенденцию проявляться в отличных играх: системы, которые элегантно и легко взаимодействуют. Так в Automobiles и El Dorado игроки сами создают свою стратегию посредством дек- и бэгбилдинга.
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:5. Вариации игрового поля
Даже несмотря на интересные тактические выборы и стратегичность, гоночные настолки могут быть однообразными от партии к партии, из-за того, что фундаментом всей игры является прямолинейная цель – добраться по карте из точки А в точку Б. Наиболее любимым способом борьбы с этим минусом является вариативность игрового поля, которое изменяет путь движение от старта к финишу. Formula D? по-настоящему прокачала эту идею своими бесконечными сериями дополнений с новыми игровыми полями. Однако, гораздо более популярным является способ динамического изменения игрового поля в каждой партии, как например в Cartagena, El Dorado, Fast Flowing Forest Fellers, RoboRally и Snow Tails.
6. Вариативные способности
Наконец, гоночные игры могут быть интересны, если разные игроки и их трaнcпортные средства имеют способности, которые отличаются от партии к партии (и, возможно, различны у каждого игрока)… но обычно такое редко встретишь в настолках подобного типа. Automobiles используют вариативность на глобальном уровне, так как кубы имеют разные силы в каждой отдельной партии. Cthulhu 500 (2004) – редкая игра, где игроки с самого начала обладают действительно различающимися трaнcпортными средствами уже на старте.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:Вывод
Ясно что лишь хороший гeйм-дизайн делает отличную гоночную игру привлекательной, но вышеперечисленные атрибуты также являются сильным стартом. Попробуйте начать с умной, интересной и управляемой тактической системы движения и плясать от неё.
Очевидно, я не упомянул какие-то отличные гонки в этой статье, ведь сосредоточился лишь на тех, с которыми знаком лучше всего. Тем не менее, я также целенаправленно не упомянул некоторые другие, типа Streetcar (1995), WInner’s Circle (2001) и The Downfall of Pompeii (2004), так как они не являются чисто гоночными играми. Расскажу о них в следующей статье.
Комментарии:
Довольно интересная игра для любителей спортивных видов настольных игр. Она динамична, выполнена на высоком уровне, как и любая локализация игр FFG от Смарта. И вряд ли поиграв в нее один раз, вы отложите ее в дальний угол. Единственным недостатком является то, что хоть игра и заявлена с возможностью игры вдвоем, но вдвоем в нее играть не очень занимательно....
20 11 2024 8:51:10
Ход (Последовательность действий) — Открыть новую карту благословение из колоды благословений — Обменять/отдать карту (другому персонажу в том же районе). — Передвинуться (переместить персонажа в другой район). — Исследовать район (открыть верхнюю карту района) — Попробовать закрыть район (если в районе нет карт) — Обновить руку. (сбросить карты по желанию, добрать карты до полной руки). — Конец хода....
18 11 2024 7:28:38
Скачать материалы для игры Between Two Cities: Capitals...
17 11 2024 5:53:55
Кроме того, в игре есть ещё вспомогательные карты, это обстановка, помощники и черепица. Карты обстановки позволяют получать дополнительные очки, помощники – это разовые специальные свойства, а черепица – это такая игра в игре, собери 4 карты одинакового цвета либо разных цветов и получи дополнительные очки....
15 11 2024 22:15:52
Пляж Омаха, 6 июня 1944 года...
14 11 2024 0:28:55
Две недели назад я внезапно осознал, что хочу поиграть в Formula D. К сожалению, разложить эту игрушку получилось только неделю спустя, но зато результат превзошёл все мои ожидания. Но обо всём по порядку....
13 11 2024 2:47:10
Среди карт — «Твиты Трампа» со случайными эффектами...
11 11 2024 13:53:45
1. место, где можно получить солнечную энергию; 2. орбитальный рынок; 3. место, где можно получить Артефакт Чужих; 4. Рейдерский пост — послав оттуда корабль, можно ограбить соседей либо заполучить Артефакт Чужих; 5. лунные шахты для получения руды; 6. на строительство колоний; 7. на строительство колонии отдельными узлами; 8. в судоверфь; 9. Для разборки корабля на колонию....
08 11 2024 4:22:33
В ходе игры агенты перемещаются по миру, устанавливают связи с информаторами и собирают разведданные. Чтобы разрешить кризис, необходимо собрать достаточное количество данных. В игре используется механика из настольных РПГ (Dungeons&Dragons или D20): так, для успешного сбора разведданных необходимо бросить игральную кость с десятью (а не с шестью, как в обычном кубике) гранями, а конечный результат броска определяется бонусами и штрафами — количеством информаторов в нужном районе, наличием поддержки других отделов и так далее. Для победы игроки должны сотрудничать между собой: за ход каждый может сделать две операции, которые ограничены его специализацией. Попытки решить кризис в одиночку почти всегда заканчиваются проигрышем....
07 11 2024 18:25:47
Буду еще допиливать, например Тролль, который получает урон только от огня ну никак не вяжется с мифологией, вероятно заменю на вампира, как наиболее подходящего, так же есть мысли по изменению элементалей. Например элементаль воды за редчайшим исключением крайне бесполезен....
30 10 2024 7:21:43
В общем, такой «импорт», выпуск иностранных настолок внутри страны, расширяется крайне успешно, и для российских игроков это хорошо. Особенно в свете роста цен на доставку игр из зарубежных интернет-магазинов, и маячащего где-то на горизонте понижения порога цены для закупок из-за рубежа. Уверен, даже если все это будет реализовано, вполне можно будет жить и играть в то, что издают у нас....
29 10 2024 1:37:11
Страница Mob Ties на BGG: http://boardgamegeek.com/boardgame/42112/mob-ties-the-board-game...
27 10 2024 7:25:51
Надо отметить, что у отечественных деревянных и глиняных фигурок особенности униформы передавались с “немецкой” точностью. Традиционные деревянные солдатики были довольно крупными, высотой не менее 10–15 сантиметров. Они поневоле изготовлялись довольно статичными и примитивными, но в тоже время были очень выразительными. Такие игрушки делали на протяжении пpaктически всего XIX века, но уже в начале ХХ века они стали редкостью....
25 10 2024 11:11:36
По сюжету – вы группа аферистов, которая собралась в укромном местечке, чтобы поделить добычу. Как вы получили горку денег — дело тёмное, а вот кому и сколько достанется из общака, будет решаться прямо сейчас открытым голосованием. Но поскольку априори собравшиеся нечестны на руку и не ограничены рамками совести, то можно и нужно будет использовать такие методы воздействия как шантаж, запугивание, подкуп и обман....
22 10 2024 2:30:16
Синьория — это оригинальная по своей механике настольная игра европейской школы на, до полуcмepти избитую, тему развития дворянской (синьорской) семьи, на этот раз в Италии 15-го века, от авторов Kingsburg и Hyperborea издательства, выпустившего довольно рейтинговые Madeira, ZhanGuo и Nippon. Развитие собственной семьи достигается в основном за счет дипломатических и брачных союзов с нейтральными знатными семьями, выраженное в собирании гербов этих семей. Оформление сочное и приятное — художественный стиль хаpaктерен для игр данного издательства, оно и понятно – художник один и тот же. Компонентов масса: тут вам и фишки и миплы аж двух полов, разноцветные кубики и разнообразные жетоны, большое игровое поле и уникальные планшеты игроков....
21 10 2024 15:46:49
Евгений: На первый взгляд изменений пpaктически нет. Существенно изменились наши цели и задачи. В прошлом году мы ездили с Гришей вдвоем. Маша была впервые....
20 10 2024 13:11:50
Вся 32-карточная колода раздаётся 8 игрокам, так что каждый получает по 4 карты. Одна из карт колоды – преступник, которого и нужно поймать. Поймать его могут, естественно, сыщики. Их в колоде – 3 штуки. Игрок выкладывает карту сыщика и вежливо так спрашивает у любого другого игрока, не преступник ли он....
18 10 2024 22:58:38
В начале игры каждая шкала на “сундуке” игрока забита кубиками или дисками, кроме самого первого отделения шкалы. Со временем, игрок будет прокачивать какую-нибудь шкалу, снимая со шкалы первый слева ресурс и добавляя его в свой доступный запас и, таким образом, открывая следующее отделение шкалы. Пройдемся по шкалам....
17 10 2024 15:42:17
Надеемся, принятая нами терминология – единая как для правил, так и для игрового текста карт – придется вам по душе. Что же касаемо литературных вставок, то мы старались переводить их настолько качественно, насколько это возможно....
15 10 2024 1:22:15
Фэнтези игра-менеджмент с тактическими битвами. Игроки выбирают кооперирование или соперничество в зачистке подземелий от его обитателей. Игроки контролируют по 4 героя, которые приходят с тремя картами, формирующими основу колоды игрока. В свой раунд игрок активирует одного героя и с помощью карт продвигает его по доске, борется с врагами, взаимодействует с другими игроками. Заработанные при этом очки опыта можно потратить на апгрейд карт. В соревнованиях раунд завершается активацией монстров против оппонентов, в кооперации активация врагов управляется колодой AI карт. Игра проходит за 4 раунда, затем идет подсчет очков и определение победителя. Игрокам предоставляется также возможность взять квест-карту, которая дает новые цели, и даже есть возможность ввести в игру могущественных боссов....
14 10 2024 23:12:44
...посмотрел я на всё это и подумал. А ведь Wiz-War — это неплохой кандидат на локализацию. У нас ведь как, в последнее время, все, в основном стремятся издать на русском что-нибудь несложное, казуальное, по возможности — карточное. Словом, такие игры, которые понятны любому новичку. Сел, сразу же научился и тут же включился в игру....
13 10 2024 18:27:52
Турнир по «Кубе» в клубе «Единорог» (Москва)...
09 10 2024 5:45:15
15 сентября 1935 года в Нюрнберге были приняты печально знаменитые расовые законы. Согласно этим законам, евреи лишались пpaктически всех гражданских прав и становились изгоями. Производители настольных игр оперативно откликнулись на изменения в немецком законодательстве. Уже в 1936 году вышла игра Juden Raus! (Евреи — вон отсюда!)....
07 10 2024 6:41:13
Кстати говоря, есть ещё один продукт, также выпускавшийся AEG, который тоже нередко сравнивают с «Доминионом» — это «Arcana», о которой я уже рассказывал. Но там причин для подобного сравнения несравненно меньше, и «Громовой Камень» гораздо интереснее для анализа. Чем мы нынче и займёмся....
06 10 2024 21:25:32
Небольшой обзор игры «Диктатор. Контроль»...
02 10 2024 13:40:52
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::