К вопросу о дополнениях к настольным играм

Дополнения для настольных игр. Что это и какие они бывают. Хорошо это или плохо. Нужны они или не нужны. Эти и другие вопросы затрагиваются в статье, подготовленной читателем по имени Александр.
На разных стадиях моего увлечения настольным миром менялось моё отношение к дополнениям для игр. В пору знакомства с картоном, деревом и пластиком я хватал игры вместе со всеми официальными и неофициальными дополнениями, делал ПНП и шёл по принципу «всё или ничего» (конечно, постоянно выбирая «всё», кого я тут обманываю?). Когда первая волна необозримого счастья отхлынула, я начал более взвешенно относиться к приобретению дополнений даже для полюбившихся игр. Сейчас же я считаю, что дополнения нужно брать лишь в исключительных случаях, ведь всегда можно задать вопрос: а что, если купить новую настолку вместо допа к уже имеющейся?
Согласитесь, лавина по-настоящему годных игр всё больше охватывает нас. Среди нашей страны вовсю орудуют локализаторы, не позволяя откладывать деньги на отпуск или автомобиль. Поэтому появление допов к играм может стать серьёзной дилеммой для покупки.
Ведь не всё так просто – нельзя взять и сказать: «допы – мастхэв» или «допы – в топку»! Лично я для себя выработал небольшую классификацию и хочу поделиться мыслями с вами. Получить обратный отклик о вашем внутреннем мире было бы тоже приятно.
Когда после допа игра расцветает
Первый случай для меня исполнен уважения к издателю. Мы имеем на входе отличную игру, в которой (надеюсь, что неумышленно) был допущен косяк в механике. В этом случае исправление критически необходимо. И если автор и издатель находят в себе смелость признать ошибку, выпустить корректирующий доп, а после поставлять игру уже совместно с исправлениями, то это и называется заботой о нас, потребителях.
В качестве примера отлично подходит Кингсбург. Здесь в базе явно была сделана недоработка. В конце каждого игрового года игрокам приходилось испытывать удачу или тестировать интуицию, бросая кубики. Их результат олицетворял количество подкреплений, присылаемых королём для схватки с монстрами. Не знаю, то ли виной всему было некачественное тестирование, то ли очень спешили с выпуском, но это стало серьёзным уязвимым местом игры. Здесь очень сильно страдала стратегия, ведь результат бросков мог повергнуть ваши планы в хаос. Но если бы нам нужна была слепая удача, мы бы просто сели играть в пьяницу или кости (хотя и там игроки уменьшают фактор удачи за счёт ловкости рук и шулерства). Хочется же погрузиться в процесс и получить удовольствие от результата.
И вот, казалось бы, мелочь, но разработчики придумали систему жетонов подкрепления, когда игроку выдаётся их ограниченное количество и разные номиналы. И здесь наоборот, стратегия включается с ещё большей силой. Теперь можно думать, играешь ли ты в первую очередь на войну или на развитие движка. Доработка небольшая с точки зрения затрат, но очень полезная.
Разработчики внедрили ещё кучку мини-допов, а локализаторы собрали всё это богатство в одну коробку, и вот мы имеем полноценную качественную игру, в которой и реиграбельность на высоте, и процесс приятный (в меру сложный и для семьи, и для бывалых).
Очевидно, это тот случай, когда брать обязательно. Или продавать оригинал. Ведь зачем дома чемодан без ручки? А с допом всё комфортно и удобно.
Когда игра умышленно распилена и механики страдают
Здесь можно включить гнев и ненависть. Зачем, зачем вы так поступаете с нами? Могу ошибаться, но увлечённый настольщик не посмотрит на увеличение ценника, чтобы купить полноценную игру. А случайный человек ограничен Монополией и Имаджинариумом, сколько ему ни предлагай Старкрафт, он всё равно откажется.
И антигероем для моего примера выступает Брюгге. Мне игра целиком очень нравится. И Фельд, как автор, тоже внушает уважение. Но зачем так грубо разделять базу и доп (который залив Звин) – мне непонятно? Может быть, уважаемые издатели не заметили, что не все значения, выпавшие на кубиках, используются механиками игры? И из-за этого сильно провисает строительство каналов, как одна из составных частей.
Всё равно, что продавать автомобиль без дверей. Производитель мог бы сказать, что не желал увеличивать стоимость автомобиля, ездить он будет и так, а если что, то двери можно заказать и за рубежом, правда крепления не подойдут и плотно закрываться они не будут. Перегибаю, конечно, палку, согласен, но вы понимаете, о чём я.
Всё это вызывает вопросы и к нашим локализаторам. Естественно, люди будут негодовать и требовать допа. Почему же сразу не договориться там, за рубежом, и для нашего пользователя выпустить полноценную версию? Тем более, что всё шло через площадку народного финансирования.
Я не стал дожидаться допа и не покупал его из-за бугра, а сделал себе ПНП. Конечно, это не очень эстетично, зато играть можно в полноценную версию. Не знаю, буду ли покупать, если договорятся о локализации, но, как говорится, осадочек остался.
На эту тему сломано уже много копий, могу сказать от себя: каждый из нас в конечном счёте сам заботится о своём удовольствии, и если есть подозрения, что радость от покупки будет не та, лучше тысячу раз подумать. Поэтому мой личный вердикт – либо игра целиком, либо вообще не брать, здесь полумеры не работают.
Экстенсивное расширение
Большинство карточных игр как бы предрасполагают, что будут выходить новые колоды, и это рассматривается, как норма, и вопросов не вызывает.
Взять, например, Поселенцев Тшевичека. Он каждый год колдует над минидопами и новыми фpaкциями. И по-своему успешен в своём деле. Не могу сказать, что игра как-то по-особенному расцветает. Просто появляются дополнительные вариации, которые благотворно сказываются на реиграбельности в целом.
Дополнения к Seasons, Race for the Galaxy, 7 Чудес – вода на ту же мельницу. Лично для меня ситуация складывается так: пока увлечение игрой на высоте – эти допы его не ухудшат, но и радикально ничего не изменят. А вот если интерес стал угасать – тут, скорее, лучше сэкономить деньги, ведь, наверное, вам уже поднадоела механика, а не просто захотелось новых значков на картах.
Я для RFTG взял 3 допа, пока меня не «отпустило», и больше уже не хочется. Мне трудно представить, что там сильно можно что-то поменять. Более того, сейчас бы я, как и многие, ограничился только первым допом, так как они вместе с базой дают уйму стратегий на множество партий. Что и говорить, в своё время я только в базу сыграл на BGA 429 партий, не считая бумажные гонки.
Для 7 Чудес в пору фанатичного улучшения взял Города и Лидеры, но не считаю любой из допов сколь-нибудь необходимым. Более того, здесь база полноценна, как мне кажется, без недостатков, так что и новичкам, и бывалым её надолго хватит.
На счёт Поселенцев пока думаю, и в этом мне помогают локализаторы, пока не выпустившие ничего, кроме Атлантов. Для себя пока решил так: выйдут Ацтеки – куплю, по минидопам скорее всего – пас.
Кроме карточных игр можно привести кучу примеров наборов дополнительных игровых полей (Ticket To Ride, Railways of the World, Trains, Энергосеть и пр.). Здесь в пользу приобретения может сказаться фактор масштабирования на разное число участников. Но в целом картину игры такие допы не изменяют. Сейчас я не вкладываю деньги в подобные расширения.
Ещё есть дополнения, слегка расширяющие гeймплей (Five Tribes, Стамбул, Tzolk’in). Тут необходимости никакой нет, игры и без них неплохо работают. Сегодня я придерживаюсь мысли, что эти допы мне не нужны, вокруг есть много всего интересного и помимо их. Зато в пору увлечения Tzolk’in доп к нему всё же приобрёл. Но скажу вам честно: играли в него всего один раз за два года, так что сами делайте выводы.
Когда игра распилена (якобы) для экономии наших денег
А тут речь об интересных аспектах, и о них можно судить двояко. Я из доброты отнесу данную категорию к заботе о пользователях.
Речь о допах, которые представляют всевозможные расширения для большего числа участников.
И как тут не вспомнить Серп (куда же без него???)? Базовая коробка рассчитана на игру от 1 до 5 человек, и на несколько десятков партий её вполне должно хватить. Не знаю, интересно ли играть в Серп маленьким составом, но для меня партии на 4-5 человек полны интереса и азapта. А вот 6-я и 7-я фpaкции – это для любителей масштабных действий. Вот вроде бы, игра изначально задумана для 7 фpaкций (места под них уже забронированы на базовой карте). Но если не собираться большим составом, то смысла переплачивать нет, и так всё хорошо. И здесь для нас плюс, можно сэкономить деньги.
Или та же Кровь и Ярость… Нужен ли вам набор миниатюр для 5-го игрока? Да, там будут дополнительные карты для каждой эпохи, но основной смысл – адаптация для игры впятером. Мы в своей компании собираемся таким составом, поэтому я думаю над приобретением. А для четверых – всё сделано очень хорошо и качественно: ощущается и напряжённость, и давление, всё, как нужно.
Умышленно включил доп к Tzolk’in в другую категорию, давайте говорить честно: и четверых человек собрать на партию проблематично, а собраться впятером – вообще несбыточная мечта. Так что относитесь с вниманием ко всем этим расширениям, потому что сама игра может быть и отличной, но дayнтайм никто не отменял.
Подводя итог, можно подумать ещё об одном факте. Сколько есть на свете шедевров кинематографа? И многие из них имеют продолжения или приквелы. Но какая часть из них столь же гениальна, как и оригинал? Лично я не смогу подобрать множество примеров (на ум приходит только второй Терминатор, да и то, наверное, лишь из-за спецэффектов). Конечно, есть неплохие серии, которые смотришь с удовольствием. Но чаще обсуждаешь с друзьями и с многозначительным видом заявляешь: «Да, до оригинала как-то не дотягивает!»
С играми проще – тут не требуется такого всепоглощающего восторга. Поэтому допы выпускаются и продаются. Лишь бы хватало финансов, чтобы полностью обеспечить себя всем желаемым да ещё и коллекционными наборами миниатюр в придачу. Чего вам всем искренне и желаю.
PS: Кстати, мои мысли о дополнениях можно прочесть тут.
Комментарии:
«Мир Хобби» издаст русскую версию «Sid Meyer’s Civilization»...
04 12 2025 8:54:24
Перевод карт «Twilight Struggle» от Александра Белякова...
03 12 2025 21:35:49
Отвечу честно: «Не убьёт, но усложнит сильно». А как иначе? Если компания ставит планку всего в пятьдесят-сто тысяч за законченный и интересный продукт, а Василий половину миллиона за полупрототип, то кого выберет потребитель?...
02 12 2025 1:46:17
— вся графика, теперь мы занимаесмя убийствами на территории Лондона;
— уменьшены карточки поля (65мм на 65 мм);
— добавлено удобное поле для фигурок полиции;
— карточки персонажей теперь имеют номера....
01 12 2025 19:54:53
We never imagined it would be for this long. We’ve been having a lot of fun – most nights we’ve been playing Monopoly or another board game, as well as keeping a beverage close by for warmth!...
29 11 2025 23:42:53
Мораль сегодня такова: нужно ценить то, что мы имеем. Возможность делать пнп в эпоху активной борьбы за авторские права (которые, наверное, по очевидным причинам правильнее было бы называть издательскими) — это просто какое-то чудо....
26 11 2025 4:24:39
И это при том, что на английском она не издавалась (на BGG в базе упоминаются немецкое и голландское издания)...
24 11 2025 9:33:30
Вторая фаза – фаза карт. Здесь происходит хитрый драфт различных карт. Сначала весь сброс карт действий замешивается назад в колоду, потом каждому игроку сдается по 4 карты. Среди этих карт есть обычные покупатели, постоянные клиенты, помощники, платные поля и рынки. Зачем они нужны, расскажу ниже. Итак, первый игрок сбрасывает одну из карт в открытую из руки в центр стола – во двор. Затем каждый игрок по кругу должен либо сделать то же самое, либо выложить на свое персональное поле одну карту из руки и одну со двора. После того, как игрок выбрал второй вариант, он сбрасывает оставшиеся в руке карты во двор и выходит из розыгрыша, ожидая начала третьей фазы. Игрок, который вышел из драфта предпоследним, получает жетон второго (!) игрока. Последний же получает жетон первого игрока. В том случае, если игрок сыграл себе карту платного поля, он должен тут же заплатить за нее 2 монеты в банк. Если была сыграна карта постоянного покупателя, на нее тут же кладется жетон удовлетворенности синей стороной вверх. Если был сыгран рынок, то на карту этого рынка выкладывается три указанных на карте овоща из банка....
23 11 2025 7:27:33
Каждая карточка, оставшаяся у игрока на момент окончания партии, приносит ему штрафные очки. При этом карточка «Осел» особенно опасна, т.к. сразу дает игроку 20 очков. Игрок, набравший меньше всех очков после заранее установленного количества партий, становится победителем. Увлекательная и веселая игра для больших и маленьких компаний! ...
22 11 2025 5:21:58
Пpaктическое применение данного дизайнерского решения вызывает огромный вопрос, но несколько минут созерцания полученного результата принесут положительные эмоции. Если внимательно присмотреться, то следующее дополнение вполне «подстыкуется» к нынешнему, так как картинка справа также обрезана. Наверное, на пятидесятой коробке, мы увидим стену этого огромного салуна и спокойно переведём дух....
20 11 2025 3:34:58
Марсиане: история цивилизации – это игра для 1-4 игроков, в которую можно играть кооперативно, полу-кооперативно, в соло-варианте или в соревновательном режиме. Обзор покрывает только кооперативный и соло-режим, так как я не пробовал остальные варианты....
19 11 2025 9:19:41
Перевод игры «Зомби в супермаркете» (Mall of Horror)...
18 11 2025 11:55:24
Скачать материалы для игры Монстр по соседству...
16 11 2025 16:47:49
«Остров имел девять миль в длину и пять в ширину. Он напоминал жирного дpaкона, ставшего на дыбы. Мы заметили две гавани, хорошо укрытые от бурь, и холм посередине, названный «Подзорная Труба». На карте было много добавлений, сделанных позже. Резче всего бросались в глаза три крестика, сделанных красными чернилами, – два в северной части острова и один в юго-западной». Так выглядела знаменитая карта капитана Флинта. Ваш личный остров сокровищ – игровое поле – составляется из 3-х частей, скрепляемых друг с другом специальными картонками-защёлками. Эти картонки используются также для хранения колод карт и жетонов. Все части поля двусторонние, что позволяет каждый раз осваивать новый остров....
14 11 2025 16:58:13
Когда колода карт заканчивается, наступает конец раунда с подсчетом победных очков. Игрок получает 1 ПО, если у него больше остальных животных в какой-то категории (курицы, свинки, овечки или корова) или просто больше всех животных (также 1 ПО). Еще можно получить победные очки, если за свой ход взять всех животных со стола и воззвать к богу логопедов, произнеся «Му-Хрю-Бе-Цыпл!» Так продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не наберет 11 ПО – или, если договорились играть до большего количества (скажем, до 16 или 21)....
11 11 2025 6:13:33
Как это выглядит и как играется...
08 11 2025 13:52:11
Вообще, в чём заключается эта самая атмосферность? Что она есть? Я подумал, и пришёл к выводу, что она складывается из двух составляющих. Первой из них является игровая легенда и те способы, которыми она отpaбатывается в игровой механике. А второй — та психология и тот способ мышления, которые поощряются и формируются игрой....
07 11 2025 14:43:57
Перед началом партии вся колода выкладывается на стол по замысловатой схеме. Часть карт раскладывается рубашкой вверх, часть – рубашкой вниз. Некоторые карты частично закрыты другими и считаются «недоступными». В результате получается схема-узор из карт, большая часть из которых «недоступны», а несколько карт могут быть использованы игроками....
06 11 2025 4:14:26
По словам издателя:
«Root представляет собой следующий шаг в развитии асимметричного дизайна. Как и Vast: Crystal Caverns, каждый игрок в Root имеет уникальные возможности и собственное условие победы.»...
05 11 2025 10:29:26
Игра выглядит очень эффектно: большая коробка с органайзером, красочные иллюстрации, крупное поле, карты регионов (провинций), карты с врагами, много разноцветных дайсов, кучки кубиков для ресурсов, жетоны для каждого игрока и шайбы-маркеры....
04 11 2025 14:55:22
Скачать материалы для игры Tao Long: The way of the Dragon...
03 11 2025 14:52:31
Карточный LOTR я осваивал по объяснениям товарища, сам правила не читал. Поэтому не обессудьте, если я что вдруг не так понял, и буду называть элементы игры по-своему....
01 11 2025 15:57:10
Материалы взяты из компьютерной версии игры. Шрифт оригинальной Галактики мне в упор не нравился, поэтому подобрал на свой вкус. Надеюсь никого раздражать не будет. ...
31 10 2025 3:39:41
Перевод делал сам, но на финальной правке использовал уже опубликованный и выложенный перевод Юрия Тапилина. Т.е. на основе перевода Юрия внес некоторые правки. Некоторые термины в правилах интерпретировал по своему. Хотя в целом старался придерживаться терминологии русскоязычных правил старых карточных колонизаторов....
29 10 2025 0:28:31
Большинство из тех, кто совершил паломничество в парк Диснея могут подтвердить магию этого места, снимающую стресс повседневной жизни и возвращающую чувство детского ожидания чуда, казалось бы, утраченное много лет назад....
28 10 2025 1:48:43
Мне Red 7 понравилась простыми правилами и интересным процессом. Внешне всё похоже на кучу других карточных игр. В свой ход надо разыграть карточку с руки на стол, и всё. Но есть нюанс. Ты или играешь нужную карту, или проигрываешь. И тут-то и кроется подвох, нужно как следует пораскинуть мозгами, чтобы остаться в игре....
26 10 2025 0:32:37
00:05:20 — Новинка — игры-квесты: Unlock и Exit...
25 10 2025 3:29:58
Не важно. Тема игры – это просто приманка, а по сути она вовсю использует идею игры Ним, о которой я сказал выше....
24 10 2025 12:21:11
26 декабря 2017 года состоялась традиционная конференция с директором издательства Hobby World — Михаилом Акуловым. Ведущим встречи в этот раз был Алексей Зуйков. (Интересно, сменится ли опять ведущий в 2018?)...
23 10 2025 19:23:32
«Заварушка в прериях» — распечатай и играй...
22 10 2025 15:55:46
Что значит капитан не справился? Так получается, когда у него на руках нет подходящих карт. Ну или есть, но он по какой-то причине не желает их играть....
21 10 2025 8:57:47
Знание правил и презентация неразрывны. Вы должны не просто рассказать правила, но и «продать» их. Потренируйтесь дома, рассказывая правила знакомым или родным. Можно даже по телефону. А можно проговорить вслух самому себе – тоже помогает. Поверьте, когда проговариваешь правила – выявляешь массу проблем. Возможно, стоит сделать себе небольшую памятку, где описать структуру правил. После первой или второй презентации она уже не понадобится, т.к. вы всё запомните, но поможет в начале....
18 10 2025 13:59:22
Покупка этих карт требует на 2 опыта больше...
16 10 2025 2:51:26
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку