Интервью с Антоном Лозовским, автором игры «Гобба»
Сегодня мы поговорим с Антоном Лозовским, автором игры Гобба, недавно изданной Правильными играми. Антон расскажет о себе, о своих игровых проектах и дальнейших планах.
Антон, здравствуйте! Спасибо, что согласились на интервью.
День добрый! Вам спасибо, что пригласили.
Антон, вы не очень-то известны широкой игровой общественности. Поэтому, если можно, расскажите немного о себе.
Да, не очень. Разве что некогда я был клубмейкером московского клуба «Легион», судьей по «Магии», «Варкрафту» и всяким там «Небожителям». Плюс во время учебы выиграл Чемпионат Германии по WarCry, это такая в свое время популярная ККИ по фэнтезийной Вахе. Новый Warhammer Invasion — ее основательно переделанная реинкарнация.
По жизни же я переводчик в далекой от настольных игр отрасли. Веду «уютный бложик». Увлекаюсь — стандартный набор — футболом, кино и путешествиями.
Как вы познакомились с настольными играми? Играете ли вы в современные настольные игры? Как пришли к разработке собственной игры?
Это долгая история. Все началось в детстве, когда мне подарили НЭП — перестроечный клон «Монополии». Любимой игрой Нэп таки и не стал, но вот интерес к настолкам во мне пробудил. Еще не представляя, что такое баланс, механика и прочие мудрые словечки, нарисовал в большой тетради свою игру — НКП или «Новую космическую политику», с блэкджеком и космопортами, ювелирной «Сплав алмaзoв», рестораном «Шатер Мамая» и моим любимым «Магазином внеземных продуктов». Ничего сверхъестественного, но за игрушкой было проведено немало вечеров. Впрочем, движок у подобных игр немудреный.
Спустя несколько лет старые идеи были переработаны и в соавторстве с Wuurzag'ом появились «Тайны Купцов Подлунного Мира» (ТКПМ для краткости). Основа та же — кубики и деньги: ходим по заданному маршруту, покупаем ничейные лавки и платим в чужих. Все это посреди фэнтезийных кущ: тут вам и дубоватые крестьяне, и чахнущие над златом дpaконы, и враждующие с ними огры.
Сверху же мы добавили много своего. К примеру, можно выбрать быстрый путь обогащения — ставить на дорогах шайки и собирать плату с каждого проходящего. А можно, наоборот, покупать репутации (сокращенно репы, они так и рисовались в виде овоща), ставить на свои лавки и получать больше денег, если другой игрок попадет в ваши лавки данной страны или данной гильдии.
Для тех, кому в жизни не повезло— лавок не скопилось, да и денег все меньше — была заготовлена армия. Прикупив ее на последние сбережения, игрок целый круг при попадании на чужие клетки не платил, а, наоборот, их захватывал. Попав к себе, наоборот, игрок терял энную сумму на восстановление после погромов.
ТКПМ стал семейным хитом на несколько лет. Мы даже собственные деньги сделали: двусторонние, разного номинала, пропитанные воском, чтобы не стирались.
Еще позже появилась игра РОК — «Разборки отъявленных контpaбандистов». Больше свободы передвижения, больше боевых действий, а главным новшеством стала новая экономическая модель. Теперь, попадая на чужую клетку, можно было не опасаться, что придется заплатить крупную сумму, основные финансовые операции перешли в область «в одном месте купил товар, отвез за тридевять земель, в определенной стране продал, заработал». Подчинив себе целую страну, игрок получал местное воинство, с помощью которого можно было начинать захватнические войны. Хоть игра и предоставляла больше выбора, но впечатление подпортил неудачно выбранный сеттинг — псевдоистория с «Лесоповалом им. Ивана-Царевича», «Шварцвальдом» и «Кумысом в разлив».
А потом начался наш с Wuurzag'ом долгострой — ТКПМ 2. Фэнтезийная составляющая Подлунного Мира сохранилась, но на ее основе мы создали нечто глобальное. От «Монополии» остались лавки-клетки и деньги. Все остальное поменялось и стало ужасающе разнообразным. Сколько было модификаций правил, цен, героев — страшно вспомнить: баланс оттачивался годами.
Главное в ТКПМ 2 — почти полная свобода. Да, кубик остался. Но направление движение зависит от желания игрока, скорость передвижения — от того, на чем передвигается игрок. Точность попадания на определенную клетку можно скорректировать десятком разных способов. Нужны деньги? Торгуйте. Покупаете груз одежд в «Линии эльфийской моды» — и отвозите на продажу феям. Или груз снадобий из «Игривой пыльцы», или груз нечисти из «Проклятого карьера».
Хотите победить — начинайте выполнять квесты или лезть вверх по различным карьерным лестницам. К вашим услугам заклинания, магические телепорты и трaнcпортные гильдии, наживы для быстрого обогащения, войска для захвата и шайки для отбора денег.
В ТКПМ 2 мы играли уже не просто семьей, но и с друзьями, и друзьями друзей. Главный минус — игра действительно большая. И долгая. Начавшись в девять, едва ли партия заканчивалась до трех ночи.
Мы думали ее издать, предлагали «Миру Фэнтези». Но дальше «да, классная игра, нам понравилась» дело не пошло. Зато у нее есть сайт, хоть и не до конца доделанный, где ее можно скачать, а также прочитать небольшие зарисовки про Подлунный Мир.
Вот из этого-то Подлунного Мира и родилась идея Гоббы. В ТКПМ 2 есть Большая Гобба — это столица Гобланда и самая большая клетка на карте. Она ведь ба-а-альшая.
То есть, когда вы работали над «Гоббой», тематика была более первична, чем механика? Идея сделать игру про «Гоббу» предваряла некий набор правил, на которые вы положили легенду «Гоббы»?
Да, тут я полный антипод Книции. Сначала захотелось сделать игру про Подлунный Мир, но много проще, чем были до этого. В ТКПМ 2 зачастую нужно столько всего просчитать за один ход, что возникает опасность схлопотать коллапс ментальной ауры. Вот и задались вопросом — чтобы было весело и просто. Но без кубика, кубик уже надоел.
Так и завертелось: сначала холм, потом ножики, кочерыжки и грибочки. Одно за другое — одни идеи уходили, другие приходили на их место. Активно играли, тестили. Тем, что получилось — довольны страшно. Предложили «Правильным играм» — им тоже понравилось. Теперь издали — наслаждайтесь.
На каких игровых механиках построена «Гобба»? Есть ли у неё схожие черты с какими-нибудь известными игрушками?
Накопление ресурсов, тесное взаимодействие с другими игроками (иногда слишком тесное), передвижение по карте, аукцион. Важна логическая составляющая, когда и что сделать.
По поводу второго вопроса. Не могу сказать, что активно вращаюсь в мире настолок, только c месяц назад добавил в RSS «Тесеру» и ваш «Nастольный Blog» (какая неприкрытая лесть). У меня самого игр двадцать, не больше. Среди них ничего похожего на «Гоббу» нет. Но вряд ли никто никогда не издавал чего-нибудь хоть в каком-либо отношении сопоставимого. Ведь сложно напечатать книгу и при этом сильно отличаться от Гуттенберга.
Можете ли вы обозначить целевую аудиторию «Гоббы»? Для кого эта игра подходит лучше, для новичков или для опытных игроков?
Для кого угодно. Правила намеренно сделаны максимально простыми и короткими. Однако в «Гоббе» можно собирать ножики или, там, кочерыжки, и весело проводить время, а можно просчитывать развитие ситуации и выигрывать.
По поводу целевой аудитории все сложнее. С одной стороны, гоблинская тематика предполагает людей, которых еще не воротит от классического фэнтези. Вместе с тем «Гобба» активно подтрунивает над актуальной сегодня темой выборов. То есть аполитичные подростки тоже могут пропустить изрядную долю лулзов.
Вообще же благодаря простоте и увлекательному процессу «Гобба» направлена на самые широкие слои населения.
Антон, не буду скрывать, я не в восторге от внешнего вида «Гоббы». И Поле, и фишки, и кубики – всё это отдаёт дешёвыми играми 90-х годов. Расскажите, как шла работа над оформлением игры. Участвовали ли вы в этом процессе? Как вы сами относитесь к результату?
Ну, что могу сказать, я результатом доволен, коммьюнити вашего сайта, как я заметил, нет.
Автор дизайна и рисунков — Wuurzag. Он не профессиональный художник, но гоблинов и орков любит, и они получаются у него, на мой вкус, отлично. Взять карточки: что расположение элементов, что сами картинки — просто няшные. Коробку, возможно, я бы сделал менее перегруженной элементами. Ролик делался им же. Для первой мультипликационной работы в жизни получилось недурно, другое дело, рынок такие мелочи совсем не волнуют.
Ко многим проектам от «Правильных игр» выпускались дополнения (Зельеварение, Эволюция, Ордонанс). Появятся ли какие-нибудь расширения для «Гоббы»?
Пока не планируется. Как мне кажется, «Гобба» — история самодостаточная. Если бы я что и добавил, так это объемный холм с террасами.
Есть ли у вас планы по дальнейшей работе в направлении настольных игр? Стоит ли нам ждать новых игрушек от Антона Лозовского?
Планов до неприличия много: от эпических продолжений ТКПМ, до простеньких стэнд-элонов. А вот что из них будет реализовано — посмотрим.
Антон, благодарю за интересное интервью. Приятно было пообщаться!
Взаимно. И смайл.
Комментарии:
Стоит отметить, что оригинальная игра Lost Cities вышла в 1999-м году. В 2016-м, 17 лет спустя, к ней появилось дополнение. На русском языке оно не издавалось, и в составе переиздания не планируется....
25 04 2024 16:28:41
По словам издателя: «Root представляет собой следующий шаг в развитии асимметричного дизайна. Как и Vast: Crystal Caverns, каждый игрок в Root имеет уникальные возможности и собственное условие победы.»...
24 04 2024 7:27:13
Юбилейное издание сразу включает в себя 2 дополнения: The Great Wall of China и the Super Events. Оба дополнения были включены в выпуск Alea Treasure Chest 2009 года, который содержал также дополнение и для других игр серии Alea Big Box....
23 04 2024 16:50:48
Каждый игрок становится обезьяной. Вам придётся швыряться друг в друга, пока не останется кто-то один. Самый чистый. Ход игрока состоит из того, что нужно набрать карту и сыграть карту. Обычно можно или бросить в кого-то каку, либо почиститься. В ход других игроков тоже можно играть карты – чтобы защититься от бросков противников....
22 04 2024 0:30:16
Совсем другая картина возникает при игре между опытными игроками (например, тут — см. игру Toulouse). За замки и поля идет нешуточная борьба с тщательно взвешиваемыми рисками. Со временем запоминаешь все карточки и начинаешь считать, какие есть в игре, создавать ситуцаии, в которых противник просто не может достроить замок или присоединиться к твоему полю......
21 04 2024 3:25:45
PnP-набор от Panfivan Версия от UnShame Дополнение от EugeneFM Версия от Dalish Star Realms: Colony Wars от cleric13...
20 04 2024 3:53:53
перевод, вёрстка — duckbill перевод, вычитка — UAnonim...
16 04 2024 5:36:59
В Eclipse каждый игрок возглавляет космическую цивилизацию и старается сделать её самой могучей и известной. Но на этом пути имеется множество препятствий – какие-то части галактики уже заняты могущественными Древними, а в остальных зародились другие развивающиеся империи, также вынашивающие планы по галактическому доминированию....
14 04 2024 13:12:27
Это самостоятельная игра, продолжение серии «КвестМастер». В игре нет правил, надо просто открывать карточки одну за другой, выполнять написанные там инструкции и решать головоломки....
13 04 2024 16:58:58
Игровое поле поделено на гексы и представляет собой карту города, по которому вам предстоит прогуляться в поисках несчастных людишек, чтобы утолить свой голод. Чтобы победить, надо съесть как можно больше разных людей. Теперь поговорим о доступных монстрах, которыми вам предстоит играть. Начнем с самого известного миру монстра, а именно графа Дpaкулы. Он под покровом ночи неожиданно подкрадывается к людям и пьет их кровь. Убить графа Дpaкулу с одного удара точно не получится. Следующая личность не менее известная — это зомби. Вы будете неспешно прогуливаться по городу, и поедать мозги попавшихся вам людей. Единственный недостаток этой нечисти — скорость. Очень трудно управлять давно сгнившим телом. Затем идут всем известные мумия и оборотень. Мумия, как и зомби, передвигается медленно, зато она сильнее остальных монстров, оборотень же наоборот очень быстрый. ...
11 04 2024 0:47:31
Знание правил и презентация неразрывны. Вы должны не просто рассказать правила, но и «продать» их. Потренируйтесь дома, рассказывая правила знакомым или родным. Можно даже по телефону. А можно проговорить вслух самому себе – тоже помогает. Поверьте, когда проговариваешь правила – выявляешь массу проблем. Возможно, стоит сделать себе небольшую памятку, где описать структуру правил. После первой или второй презентации она уже не понадобится, т.к. вы всё запомните, но поможет в начале....
09 04 2024 11:23:41
"Пластилиновые войны" в начале 2000-х. Если мне не изменяет память, то это клуб "Виртуоз". Множество фотографий с этой игры можно увидеть тут....
08 04 2024 9:19:48
Отсюда же вытекает и различие в числе играющих: если для нормальной игры в «ДТВ» требуется по меньшей мере четверо участников, то в «И» вполне достаточно уже троих (а при вдумчивом и адекватном отношении к сюжету можно и вдвоём)....
31 03 2024 6:20:42
«Каркассон» и «Королевские врата»: осталось чуть-чуть...
30 03 2024 9:50:34
Всё начинается с того, что из шестиугольников выкладывается игровое поле, конфигурация которого зависит от количества игроков (их может быть от 2 до 4 человек). Затем все по очереди выставляют на поле своих роботов. Причём, в игре имеет значение направление взгляда робота, так что уже в самом начале нужно выбрать, в какую сторону он «смотрит»....
28 03 2024 5:16:50
Скачать материалы для игры Raise Your Goblets — карты, жетоны, правила...
27 03 2024 1:23:45
Сделано: перевод правил и перевод части карт в высоком качестве. Сделал перевод 72 карт из всего набора (1 и 2 пака стартового набора+бустеров). Карты перерисовал с нуля, сделав скриншоты из сериала и фильмов и проставив на картах тайминги фраз и картинок. Можно сыграть вдвоём/втроём за Рей/Синдзи/Аску, а для игры втроём, нужно сделать по несколько копий (по правилам можно сделать до 3 копий каждой карты)....
17 03 2024 19:20:59
Сейчас, конечно, процесс издания зарубежных игр далеко ушёл от бaнaльного копирования идей и выпуска игр под другим названием. Теперь он представляет из себя именно то, что называется локализацией: адаптация оригинального продукта под языковые и культурные особенности потребителя и выпуск его на рынок по лицензии правообладателя....
16 03 2024 17:12:16
В-третьих, сейчас Игросказ продаётся за 500 рублей. Скажем прямо, для настольной игры это небольшая цена. Вон, известны примеры, когда за карточные игры сомнительного качества просили до двух тысяч. А тут всего 500. Дешевле, чем русская версия карточной Race for the Galaxy. Цена, более чем доступная. Так вот, если бы МФ заключил сделку с правообладателем, и издавал бы не свою игру, а локализованную версию Once Upon A Time, она была бы выше. Насколько именно — я не знаю, но по сути, платить за ту же самую игру любителям настолок пришлось бы больше....
15 03 2024 20:19:47
Мне самому эта игра понравилась. На то есть несколько причин, по которым мне также нравится и Ордонанс. Обе эти игры являются карточными, не отнимают много времени и жутко динамичны. Правда, Затерянные города, всё-таки немного посложнее. В Ордонансе приходится считать максимум до четырёх, а в этой игре нужно складывать множество цифр. С другой стороны победа в Затерянных городах, гораздо меньше зависит от удачи чем в Ордонансе, т.к. тут можно скидывать карты в отбой, а потом их оттуда снова брать....
14 03 2024 22:12:37
С первого взгляда непросто разглядеть хорошего человека, так и к «Ганимеду» нужно приглядеться. Новенькая коробка встречает весьма спopным графическим дизайном, от которого у некоторых просыпается ностальгия по играм из начала 90-х, а другие (и я среди них) корчат кислую мину. К счастью, в коробке лежит россыпь карамельно-акриловых мипплов, которые здорово разбавляют темные тона, выбранные художником. Итоговое впечатление скорее положительное, но понравится не всем....
13 03 2024 2:55:45
Кое-что о дополнениях к «Колонизаторам»...
12 03 2024 1:35:23
Скачать материалы для игры Tragedy Looper...
09 03 2024 13:53:58
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::