Знакомство с серией COIN. История ошибок

Не так давно я освоил Cuba Libre. Не с первого раза. Игра долго ждала своего часа, год назад мы её попробовали, ничего не поняли и отложили до лучших времён. И вот, приступили к ней снова. Было непросто. Потребовалось перевести кучу памяток, полностью погрузиться в правила, разобрать примеры. И отыграть несколько партий. Вот тогда всё стало более-менее понятно. Неясно только, как перенести этот опыт на товарищей, с которыми охота поиграть.
А вот похожая история. Играл товарищ в евроигры, а потом перешёл на COIN. С играми-то он освоился, но прошёл трудный путь. И теперь описывает свои ошибки, чтобы их не повторяли другие.
Мне нравятся тяжёлые евроигры, долгие партии, в которых нужно много думать. Меня не пугают толстые книги правил. А ещё мне нравится история. Казалось бы, серия игр COIN от издательства GMT Games, основанная на карточном движке от Volko Ruhnke – как раз то, что мне нужно.
Оказалось – нет. Совсем.
Теперь, изучив эту игровую систему в подробностях, я недоумеваю, почему мне потребовалось столько усилий на её освоение. Оглядываясь назад, я могу обозначить моменты, в которых я поступал неправильно, из-за чего возникали сложности.
Если вы – еврогeймер, и хотите изучить COIN или размышляете, для вас ли эта система, я предлагаю две вещи. Первое – прочтите этот материал, надеюсь он будет вам полезен. Второе – как можно скорее сыграйте в любую игру серии COIN. Впечатления могут оказаться незабываемыми.
Только не повторяйте моих ошибок.
1. Не ожидайте, что перед вам будет очередное евро.
Сделать эту ошибку очень легко. Вот вы смотрите на игру COIN. В ней нет поля с гексами, нет обозначающих подразделения жетонов-каунтеров, нет микро менеджмента оружия, нет правил снабжения, нет линии видимости, нет подкреплений. Перед вами привычные вещи: четыре игрока, поле с регионами, ресурсы, деревянные фишки, счётчик победных очков по периметру поля и определённый уровень абстpaкции. Механика контроля территорий, влияние, карты, кубики. С виду – типичная евроигра на военную тему, не так ли?
Если вы садитесь за COIN именно с такими ожиданиями, может случиться кое-что не очень хорошее. Очень скоро вы поймёте, что ясными, упорядоченными, привычными евро-ощущениями тут и не пахнет.
Открыв хорошо написанные правила, к которым прилагается историческая справка, вы обнаружите чёткие инструкции с многочисленными терминами и сокращениями и осознаете, насколько мало вам известно о теме конкретной игры в частности и о вопросе борьбы с повстанцами в целом. Ощущения евро-игры не помогут сохранить даже знакомые слова, как убийство, похищение, разрушение и террор, которые бесконечно далеки от фермерства, эпохи ренессанса и средневековой торговли.
Знаете, как это обычно бывает с евроиграми, когда у вас в голове что-то щёлкает, становится понятно как работают правила, остаётся только придумать план на игру, расслабиться и двигаться к финалу? В случае с COIN ничего подобного не ждите. Каждая новая карта будет рушить все ваши планы. Расслаблляться не придётся.
Знаете, как это обычно бывает с евроиграми, когда вы строите движок для обмена ресурсов на очки, и убегаете всё дальше и дальше по счётчику победных очков? В случае с COIN ничего подобного не ждите. Вам не получится «раскачаться» до предела.
Знаете, как это бывает с евроиграми, такие редкие моменты, когда в партии происходит драматический поворот, запоминающееся событие, о котором все будут ещё долго вспоминать? В COIN именно это и происходит. И часто. Возможно, даже чаще, чем вам хотелось бы. Пpaктически на каждом ходу, с каждой новой картой.
Всё, что я хочу сказать – правила COIN не сверхсложные, и, вне всяких сомнений, в них есть сходства с правилами евроигр. Но сама игра очень отличается от игр европейской школы, достаточно отличается, чтобы поразить как еврогeймеров, так и варгeймеров. Так что к знакомству стоит приступать максимально непредвзято.
2. Не пытайтесь сразу понять игру. У вас не получится.
Если вы, как и я, играли до COIN в евроигры, вы, вероятно, будете воспринимать правила слишком буквально и ожидать от них слишком многого.
Сделав буквально несколько ходов в любой COIN-игре, вы будете снова и снова открывать книгу правил, после чего внезапно осознаете: правил недостаточно, чтобы осознать, что происходит в игре.
Не воспринимайте правила как классический нотный стан, где всё-всё-всё, каждая нота, понятно описана. Это скорее джазовый набросок, с несколькими штрихами, задающими общее направление.
Учтите, игры COIN предрасположены к тому, чтобы игроки выполняли ходы с ошибками, отклоняясь от правил. Это в евроиграх ходы – понятная последовательность фаз, где зачастую вы совершаете одни и те же действия из хода в ход в одном и том же порядке. В COIN всё не так, поэтому чтобы научиться выполнять действия не сверяясь с правилами, скорее всего потребуется больше времени, чем вы ожидаете. По крайней мере со мной было именно так. Кроме того, после одного-единственного хода зачастую в игре должно поменяться множество показателей, настолько много, что вы обязательно о чём-нибудь забудете. А если так случится несколько раз подряд, откатить всё назад к правильному состоянию обычно невозможно.
К счастью, чаще всего вы даже не будете замечать своих ошибок. Предлагаю с этим смириться, потому что альтернатива – проверять все свои действия по два-три раза – совсем непривлекательна. А если вы попытаетесь откатывать назад каждый неправильный ход, то только запутаетесь ещё сильнее. Захотите поискать в интернете ответы на вопросы по правилам, которые у вас будут возникать? Да у вас чай остынет ещё до окончания первого хода, да ещё появятся несколько ответов, которые противоречат друг другу.
Что же делать? Просто играйте. Играйте чаще. Играйте как получается. Не пытайтесь сделать всё идеально. Не пытайтесь избегать ошибок или исправлять их. Просто играйте и всё получится.
3. Не начинайте с A Distant Plain
Не поймите меня неправильно, я ничего не имею против A Distant Plain, скорее наоборот. Но начинать знакомство с серией с третьего выпуска – определённо не самая лучшая идея, по крайней мере в моём случае.
Уровень сложности игр COIN (на сегодня в серии их уже 6) сильно варьируется, по крайней мере с точки зрения новичка. И хотя в целом правила не сильно усложняются, именно первые две игры признаны самыми простыми и доступными в освоении, особенно когда речь идёт о переходе с евроигр.
Ещё раз, я не говорю, что начинать с 3 или 4 игры в серии – плохая идея. Напротив, многие именно так и делают. Но вы должны осознавать, более поздние игры – это дополнительные усовершенствования базовой системы, в них есть новшества: новые правила, новые тонкости, новые нюансы, в том числе и усложнённая система показателей (которых и так немало). Партия в Andean Abyss после A Distant Plain стала для меня шоком. Не потому, что она намного проще, но потому, что я распознал в ней первоначальные варианты множества идей, получивших развитие в серии COIN. Всё, что в казалось мне в ADP сложнейшей системой правил, оказалось лишь небольшой надстройкой на общем фундаменте. Не знаю как вам, но для меня проще погружаться в игру постепенно, осваивая её с основ слой за слоем.
Если у вас есть возможность познакомиться с серией COIN, начав с двух первых игр (Andean Abyss и Cuba Libre), не стоит её упускать. Обе они одного уровня сложности, но в Cuba Libre поле меньшего размера, так что на роль COIN для новичков лучше всего подходит именно она.
Как только вы освоитесь с системой, дальше можно пробовать игры COIN в любом порядке исходя из ваших предпочтений.
4. Не начинайте с игры против «ботов»
Сейчас я понимаю, что именно это было моей главной ошибкой.
Моё единственное оправдание в том, что я часто играю в настольные игры в одиночку, и в евроигры и в военные игры. И первое, что привлекло моё внимание в серии COIN – возможность соло-игры, хотелось попробовать и понять, каково это. Как раз в то время и выпустили A Distant Plain, и хотя тема войны в Афганистане мне не близка, я купил ADP именно чтобы поиграть против ботов. Вот так, совершенно не представляя, что меня ждёт, я и столкнулся с соло-игрой с самого начала.
И вот как это выглядит. Первый ход бота. Вам нужно понять, что он может сделать и где. Для этого вы просматриваете множество правил, условий и исключений, разбросанных по книге правил, книге с примерами, памятками, исправлениями, плюс залезаете на форумы в сети. Несколько раз внимательно изучаете ситуацию на поле, пересчитываете кубы каждого цвета, проверяете, какие области граничат друг с другом, перепроверяете кто какую территорию контролирует. Всё это вероятно означает, что бот будет делать то-то там-то. Вы делаете что положено, а потом обнаруживаете, что нужно определить ещё три региона, в которых выполняются действия бота. Это означает, что вы ещё трижды проделываете всё то же самое. А потом ещё выполняете спецдействие, у которого есть свои условия и приоритеты. В итоге выходит во что: вы едва ли понимаете что и почему вы сделали за бота. Но вы это сделали, не так ли? Ход завершён. А потом наступает очередь второго бота.
А затем третьего.
Надеюсь, понятно каково это. Это словно проехать через весь город на автобусе, выходя на каждой остановке.
Как я уже говорил, правила COIN не такие уж сложные. Но так называемые правила соло-игры – это, на самом деле, не совсем правила. Это обширный и детализированный перечень инструкций, условий и приоритетов, позволяющих ботам действовать наиболее оптимально исходя из любой игровой ситуации. Поэтому попытка выполнить эти инструкции, не зная правил, заранее обречена на провал.
Моё мнение – сначала нужно изучить правила. Прямо в игре. Играйте за все фpaкции сразу. Пытайтесь сделать наилучший ход за каждую. Изучите основные карты. Это займёт некоторое время, но зато вы осознаете как это всё работает. Познакомитесь с каждой фpaкцией, с её сильными и слабыми сторонами и условиями победы. Мой совет – играйте так до тех пор, пока не научитесь планировать последующие ходы. И только тогда можете попробовать вариант с ботами. Это будет здорово, и победить их непросто, потому что боты действительно хороши.
5. Просто изучения правил будет недостаточно
Я столкнулся с тем же самым, о чём пишут многие новички в COIN: даже изучив правила, вы всё равно оказываетесь в затруднении, потому что не понимаете, что именно нужно делать в игре.
И даже когда вы поймёте, что нужно каждой фpaкции (применительно к историческим играм это отдельное удовольствие), вам всё равно нужно будет от чего-то отталкиваться. И в случае с COIN – это не правила.
Буклет с описанием игры
Для меня изучать буклеты с описанием игр от GMT Games – огромное удовольствие, и особенно это относится к серии COIN. Именно буклет с описанием игры – первое, с чего нужно начинать новичку.
Тут есть примеры игры, историческая справка по всем фpaкциям, описание того, как они друг с другом взаимодействуют, нюансы правил для опытных игроков в COIN. Особо отмечу краткие пояснения по всем картам событий, позволяющие понять их место в истории и как они влияют на ход игры. У меня вошло в привычку прямо в ходе партии при вскрытии очередной карты зачитывать информацию по ней из буклета. На это уходит минута-полоры, и хотя игра при этом приостанавливается, в долгосрочной перспективе я оказываюсь в выигрыше, потому что лучше понимаю что происходит в игре.
Раунды пропаганды
Опять же, оглядываясь назад, я вижу свою ошибку. Слишком погрузившись в соло-правила, я не уделил должного внимания раундам пропаганды (или зимним картам, в зависимости о того, во что вы играете). Между тем, они – это один из немногих понятных, последовательных и предсказуемых аспектов игр COIN. Кроме того, именно то, что происходит в фазу пропаганды определяет в краткосрочной перспективе цели для всех фpaкций: условия получения ресурсов, появление и удаление отрядов, стратегическое значение контроля, дорог, баз и т.п.
Реверс—инжиниринг ботов
То, что за ботов не стоит сразу играть, не означает, что они бесполезны. Отнюдь. Подумайте вот о чём: чтобы боты действовали максимально эффективно, их инструкции основаны на выверенных ходах, приоритетах и приоритетах, разработанных и протестированных опытнейшими игроками. Алгоритм работы ботов – это отличная подсказка, путеводитель по освоению игровой системы. Кто в здравом уме в первых партиях откажется от подобной помощи. Например, я.
Познакомьтесь с исторической подоплёкой
Само по себе знание истории поможет вам с любой игрой на историческую тематику, а применительно к серии COIN в особенности. Иногда знание конкретных фактов помогает уяснить нюансы в правилах и запомнить неудобные исключения.
Но чтобы получать от COIN удовольствие, не нужно быть учёным или военным экспертом! Да, в буклете с описанием игры есть список рекомендованной литературы. Но если вы его не читали, есть другой вариант. Просто забейте названия карт в поисковик и прочтите, что вам покажет Google. Статьи. Репортажи. Видео. Я неоднократно это делал и каждый раз узнавал что-то новое, интересное, неожиданное, что позволяло лучше разобраться в игре.
Отчёты о партиях
Наконец, помочь в освоении игры может разбор конкретных партий. В сети их немало, и пусть даже они не способны дать ответы на вопросы по правилам (более того, в них могут быть допущены ошибки), зато они помогут понять, что вообще можно и нужно делать и как развивается партия.
Резюмируя отмечу, что по моему мнению игры COIN вполне доступны для освоения опытному любителю евроигр. Но они – не евроигры. Не повторяйте моих ошибок и увидите, насколько они хороши и уникальны.
А как было у вас? Были ли сложности с освоением COIN? Может, вы пpaктиковали какие-то другие подходы?
Комментарии:
Пока что Свинтус 2.0 проходит предварительное тестирование. В нём, кстати, могут принять участие все желающие. Для этого всего лишь нужно отправить заявку по адресу bretteur [at] gmail.com. Затем нужно будет скачать и распечатать несколько листов формата А4, вырезать карты, сыграть в игру и написать отчёт....
04 12 2025 12:22:34
Естественно у игры должна быть нейтральная тематика, такая, чтобы подходила для игры с детьми. Одним словом, легкая семейная карточная евро игра, с долей случая в механике, для уравнивания шансов игроков разных возрастов с ярким и запоминающимся оформлением. Результатом этой работы и стала «Веселая ферма». Кстати, названия выбрали не случайно, ассоциации с популярными в социальных сетях электронными забавами в данном случае нами лишь приветствуются, тем более, в принципе, они дают более-менее правильное представление о сути игрового процесса. Надеемся, что у конечного потребителя они тоже будут. Сам, правда, я в такие забавы никогда не играл, но среди знакомых есть пару бывших и активных адептов этой зловещей секты....
03 12 2025 23:19:32
PUSHER KINGS is a card game based on familiar TCG rules, but without the T (with fixed decks)...
02 12 2025 0:33:17
Внутри коробки с изображением загадочной фигуры, расположившись на двухсторонней игровой доске, в Нью-Йорке ожидает отправки поезд. Нарисованный маршрут проходит через несколько остановок. В нижней части есть место для разыгрываемых карт....
30 11 2025 11:38:56
До 6 человек, примерно полчаса на партию, трасса с маленькими машинками. Всё очень похоже на Formula D, но на самом деле всё иначе. Тут нужно не просто приехать первым, в «Формуле скорости» есть ещё ставки, а сама гонка — это способ заработать деньги. Двигать каждый ход надо не личный автомобиль, а сразу несколько машинок. И выигрывает не обязательно тот, чей болид приходит первым. Побеждает самый богатый....
28 11 2025 2:49:49
79 карточек фрагментов земли;
12 бонусных карточек;
30 пластиковых фишек пяти цветов (по 6 каждого цвета);
10 пластиковых хижин пяти цветов (по 2 каждого цвета);
10 пластиковых зелёных жетонов;
1 поле подсчёта очков(счётчик);
правила игры;
Правила игры:
Правила игры Каркассон. Охотники и собиратели на русском языке (html)
Правила игры Каркассон. Охотники и собиратели на английском языке (pdf, 5.5 Mb)
Правила игры Каркассон. Охотники и собиратели на английском языке (pdf, 750 Kb)
FAQ к игре Каркассон. Охотники и собиратели на английском языке...
27 11 2025 22:32:34
Скачать материалы для игры World of Warcraft. Мир приключений...
26 11 2025 18:43:28
Скачать материалы для игры Запретная пустыня...
24 11 2025 20:17:41
Собрал ПНП из того, что нашел в интернете, в основном на BGG....
22 11 2025 16:18:17
Остаётся только один вопрос, какой будет следующая фpaкция, и чтобы тоже называлась на букву «А»?)...
21 11 2025 13:22:24
Знание правил и презентация неразрывны. Вы должны не просто рассказать правила, но и «продать» их. Потренируйтесь дома, рассказывая правила знакомым или родным. Можно даже по телефону. А можно проговорить вслух самому себе – тоже помогает. Поверьте, когда проговариваешь правила – выявляешь массу проблем. Возможно, стоит сделать себе небольшую памятку, где описать структуру правил. После первой или второй презентации она уже не понадобится, т.к. вы всё запомните, но поможет в начале....
20 11 2025 8:46:26
Игра ведется на гексагональном поле, а целью игры является уничтожение базы противника. В начале игры каждый игрок кладет гекс своей базы в любое пустое место поля. Каждая база имеет 20 HP. По факту уничтожения базы, соответствующий игрок выходит из игры (в случае игры на троих) или объявляется конец партии (в случае игры на двоих или вчетвером)....
19 11 2025 2:16:48
Создатели «Заражения на станции №31» попытались во всех красках передать атмосферу паранойи и постоянного напряжения из фильма «Нечто». Игроки пытаются выжить в замкнутом прострaнcтве станции, постоянно ожидая удара в спину, пока Нечто саботирует оборудование, пожирает ученых и планирует побег. Люди должны как можно быстрее найти и обезвредить организм, не забывая: любой из них может оказаться не тем, кем кажется....
17 11 2025 3:30:29
Аутентичность. Привязка уникальных особенностей к каждому герою. Так граф может выбрасываться в окно на любом этаже и заходить на другом (полёт), добряки могут распределять вещи только так, как изображено на миниатюрах (а остальные расписать, кому – что). Плюс воздействие вампирского очарования невест графа на мужчин, а самого графа на леди. Тут либо «режутся» броски на попадание, либо делается проверка на ненападение. Входит Хелсинг в комнату и обнаруживает там невесту и не вгоняет ей кол в сердце, а так мило беседует (пытается выяснить, вампир ли она)....
14 11 2025 22:20:35
При вербовке выбирается стопка, карты переворачиваются, и игрок решает, стоит ли их взять. Если карты не устраивают, тогда стопка возвращается на место и берется следующая. Выбранная стопка пополняет карты на руках, затем из прикупа выкладывается по одной новой карте на каждую просмотренную стопку, включая освободившееся место....
12 11 2025 20:42:21
Так на уровне базового Каркассона, который без допов, или даже ниже, из-за не стандартного подсчёта очков, ибо рытьё водоёмов и перемещение джипиков так се примочка, особо не вытягивающая игру на какой то более высокий уровень( Декоративная игра типа Рождественской перерисовки Каркассона. На БГГ прочитал отзыв иностранца, что если не играли не в один каркассон, то лучше взять базу, если играли, то просто купите в коллекцию
Скачать материалы для игры Каркассон: Сафари...
11 11 2025 22:43:27
Neon Dawn (2020)
– Автор: David Caldwell
– Тематическая, 1-4 игрока, 120 минут
– Dice Rolling, Modular Board, Role Playing, Storytelling
– Проект заканчивается: 13 ноября
– Помощники: 103
– Список игр на BGG
Приключения в постапокалипсическом будущем....
09 11 2025 13:20:40
Кажется, это было совсем недавно, но если задуматься о числах, выходит, что прошло уже 14 лет. И, хотя мне ещё предстоит многому научиться, за все эти годы работы в FFG я много узнал и подумал, что было бы любопытно посмотреть на свою карьеру через призму игр, над которыми я работал....
08 11 2025 1:58:15
10:00 — открытие фестиваля «Игрокон 2018»....
06 11 2025 10:24:18
Twilight Struggle: работа над ошибками — 2...
05 11 2025 17:19:14
Действие будет происходить на большой карте мира, где герои или гоняются за артефактами наперегонки (соревновательный режим), или пытаются раздобыть сокровища раньше нацистов (кооперативный режим, в который можно будет играть и соло)....
04 11 2025 5:57:46
После того, как вы определились с составом, раздаются карты (те, кто ходят ближе к концу раунда, получают больше стартовых карт) и в центре стола открывается рынок – семь карт из колоды....
02 11 2025 21:27:20
Что она ассиметричная, и от авторов Vast вы уже наверное слышали и читали. Я бы уходил от этих сравнений. На самом деле игра не от авторов Vast, она от автора John Company и Pax Pamir Коула Верле (Cole Wehrle). Просто она ассиметричная на 100%, ровно как и Vast. Но игры разделяет пропасть — если Vast, это скорее не самый удачный экспемент, перегруженный лишними правилами и сомнительными механиками, то Root — шедевр игростроения. Но, обо всём по порядку....
01 11 2025 1:58:47
Интересный факт — на упаковке сказано, что технологически, это максимально возможный формат, для печати цельных игровых полей , и, по этой причине, сгибы игрового поля не проклеены тканью, как это сделано в базовой версии игры. Поэтому, с картами необходимо обращаться особенно аккуратно....
31 10 2025 5:50:34
Самый большой, богатый и разнообразный город на земле, New Angeles это дом для космического лифта на луну. Здесь вы сможете найти штаб квартиры самых могущественных мегакорпораций мира: Haas-Bloroid, Globalsec, Jinteki, Melange Mining, NBN и Weyland Consortium....
30 10 2025 0:11:58
29 10 2025 11:49:42
Последние несколько месяцев я пробовал различные подходы, стремясь сделать так, чтобы Японии было проще и выгоднее занимать острова и пользоваться своими статусами, приносящими очки, и чтобы при этом у США была возможность противостоять японцам. Однако если вы ждёте новый набор карт, спешу вас разочаровать....
28 10 2025 9:54:26
Скачать материалы для игры Vast: Crystal Caverns...
27 10 2025 18:12:48
Содержимое коробки с игрой «Galactic Emperor»...
24 10 2025 14:47:51
Все они похожи на математическую задачу — черезчур абстpaктны и не особо увлекательны...
21 10 2025 21:49:13
Scythe.
Лучшее качество компонентов:
...
19 10 2025 15:14:30
Исключительное. Доска и карты оформлены ярче, чем можно было ожидать. Даже просто смотреть на компоненты одно удовольствие. Мультяшные миниатюры фантастичны, даже нераскрашенные они выглядят великолепно и легко различимы. Еще одна вещь, которую я хочу упомянуть, это вставка для хранения компонентов. Она представляет собой две секции, складывающиеся одна на другую. Каждый элемент имеет свое отделение, не приходится играть в тетрис, ничто не гремит внутри коробки (это единственный минус старого Scythe). Вы можете без опаски хранить коробку вертикально, внутри все останется на своих местах....
18 10 2025 20:52:24
Распаковка Dragonheart from Iaroslav Syngaievskyi on Vimeo....
17 10 2025 9:19:41
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку