Основные претензии к First Martians: тема и безжалостная математика > Для семей участников СВО (отзывы, цены, где купить)
+7(977)9328978 Лучшее. Экономное. Доступное    
Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Основные претензии к First Martians: тема и безжалостная математика

Основные претензии к First Martians: тема и безжалостная математика

В последнее время периодически слышится критика в адрес игры First Martians: Adventures on the Red Planet, посвящённой экспедиции на Марс. Возможно кому-то это кажется странным, потому что в основе «Первых марсиан» лежит игровой движок, уже проверенный и отточенный на «Робинзоне Крузо». Так что же не так с «Марсианами»? На этот вопрос пытается ответить один из пользователей BGG, объясняющий две основные претензии к игре. 

Для начала я бы хотел кое-что прояснить. Я буду высказывать критику в адрес игры, но нужно понимать, то эти высказывания – не самоцель. Уверен, каждый настольщик хочет, чтобы Portal Games выпускало для нас отличные и интересные игры. Однако учитывая неоднозначные отзывы о First Martians, я полагаю, что стоит, всё-таки, разобраться, почему довольно-таки много людей считают, что с этой игрой что-то не так.

И это важно, потому что критиковать способны многие, но далеко не каждый может объяснить, благодаря чему именно игра им нравится или не нравится. Во многом задача этого текста – помочь игрокам понять, почему именно им не нравится First Martians, и, возможно, как-то сгладить те моменты в игре, из-за которых она вызывает неприятие. Или же, если кто-то не согласится с моими выводами, возможно это послужит стимулом проанализировать собственные ощущения и поделиться более глубоким анализом и своими взглядами.

Переходя к делу хочу отметить, что с моей точки зрения в FM есть два главных нюанса, из-за которых игра может не нравиться.

Первое – это «жестокая математика». Это один из советов, который Влаадя Хватил давал Игнацию Тшевичеку несколько лет назад при тестировании Робинзона Крузо. Сам Игнаций рассказывал об этом у себя в блоге.

Вот самая важная часть из того, что говорил Хватил:

«Ты хочешь сделать сложную игру. Ты хочешь, чтобы она вываливала на игроков 3 плохих события и только 2 раза им помогала. Такую конфигурацию ты замыслил. Но математика жестока. Будут партии, в которых из 5 событий 4 будут плохими и только 1 – хорошим. Будут партии с 5 хорошими событиями и вовсе без плохих. Те, кому попадутся 5 хороший событий, смогу победить пpaктически без усилий и пойдут писать в интернете, что игра слишком лёгкая, скучная и за неё не стоит садиться».

Для тех, кто не стал читать советы Хватила или не уловил сути, разъясняю. Влаадя имеет в виду, что разработчик игры – тот, кто хочет рассказать игрокам определённую историю, – должен держать удачу под контролем.

Если её будет слишком много, то партии могут оказаться как слишком лёгкими, так и очень тяжёлыми, и это будет определяться случайно. А, значит, в результате разработчик не сможет рассказать именно такую историю, как он задумал.

В случае с First Martians мне кажется, что в игре местами всплывает «жестокая математика», о которой предостерегал Хватил.

Хороший пример – сценарий «Probe retrieval». В нём у вас заканчиваются припасы, и НАСА высылает три челнока с грузами. Однако необходимые вам вещи есть только в одном из трёх кораблей.

Элемент скрытой информации и необходимость поиска нужного корабля создают напряжение в сценарные. Но они же могут сделать его излишне лёгким, если повезёт отыскать первым именно нужный челнок. В зависимости от удачи, этот сценарий может быть как очень напряжённым (если вам придётся отыскивать все три корабля), так и очень простым (если вы сразу же найдёте нужный). Это именно то, от чего предостерегал Хватил – разработчик игры должен контролировать влияние случайности.

В других сценариях это замечание также справедливо, особенно в «Высадке» (Landing), где, вообще, могут сложиться такие стартовые условия, что победить просто невозможно.

Как мне кажется, этого можно было бы избежать. Разработчик мог быть уменьшить влияние элемента случайности на игру и найти другие способы сделать её не менее напряжённой. Например, в сценарии про поиск припасов можно было бы сделать условие, что нужно искать 2 челнока: один с едой, второй с запасными частями. И для победы нужны оба. Тогда вместо напряжения, создаваемого «неизвестностью» (игрок не знает, в каком именно челноке припасы) было бы напряжение иного рода: пришлось бы принимать решение, отправляться в первую очередь за едой, чтобы не голодать, либо выбрать в качестве приоритета запчасти, чтобы всё оборудование не развалилось.

* * *

Вторая претензия к игре более спopная, она касается тематики, насчёт которой у игроков могут быть разные мнения. И, тем не менее, я полагаю, что мы можем оценить то, насколько проработана тематика и как она сочетается с различными игровыми элементами.

Скажу сразу, в First Martians я наблюдаю дисгармонию в тематике, особенно в заявленном жанре научной фантастики (в духе «Марсианина», где главный герой вынужден учиться «всей этой научной фигне»).

Дело в том, что я – фанат игр и историй с ярко выраженным «научным» уклоном. Одна из моих любимых игр – High Frontiers, я люблю её несмотря на все её проблемы, потому что эта игра – настоящий симулятор космических миссий, в ней есть реально существующие и планируемые к производству paкеты, а также очень хорошо проработан центральный элемент подобного рода деятельности – планирование.

Может показаться, что планирование миссии – это всего лишь прокладывание маршрута в космосе. Но нужно помнить об ограничениях. Нужно учитывать грузоподъёмность и объем грузовых отсеков корабля, чтобы взять с собой еду, воздух и топливо, или оборудование, позволяющее производить всё это на месте. Нужно всё рассчитать и спланировать так, чтобы добраться к месту назначения живым, и довезти весь груз, на paкете, которая на самом деле представляет собой заполненный взрывчаткой контейнер.

Возьмём, к примеру, того же «Марсианина». Хотя рассказанная в романе история вымышлена, описание планирования миссий основывается на реальных предположениях (что неудивительно, учитывая тот факт, что у автора куча знакомых учёных) и учитывает множество взаимосвязанных элементов, наглядно демонстрирующих сколь сложны полёты в космос. Если где-то что-то начинает сбоить, тут же по цепочке случаются и другие сбои, оставляя совсем немного места для ошибок.

Проблема First Martians в том, что в игре не ощущается вот этого выверенного часового механизма, и ювелирного распределения ресурсов в кризисных ситуациях. Вместо этого в игре приходится постоянно импровизировать, то тут, то там происходит что-то плохое, а вы пытаетесь всё исправить с минимальными затратами ресурсов.

Ещё пример. Космические миссии всегда предваряет сбор информации и исследование места предполагаемого приземления. Всё это делается ещё до старта, так что после приземления космонавтов не ожидают никакие сюрпризы. В First Martians, напротив, вы обычно не имеете никакого представления о том, что находится поблизости. Особенно раздражает внезапное появление непроходимой территории, которую по идее вы должны были увидеть ещё из космоса, а на деле встречаетесь только тогда, когда члeны вашей экспедиции упрутся в неё на ровере. И, как это бывает с любой другой проблемой в игре, вам остаётся только импровизировать.

Я, конечно же, понимаю, что многим нравится ощущение исследования и столкновения с неведомым, и, в этом нет ничего плохого. Но если вы поклонник жанра, то должны знать, в подобных случаях космонавты никогда не остаются одни, тысячи людей в центре управления полётами работают без выходных круглыми сутками чтобы обеспечить их всех необходимым. И когда об этом размышляешь, сюжеты о потерянных челноках или приземление около действующего вулкана кажется надуманным. Начинаешь чувствовать себя не космонавтом, за спиной которого поддержка целой огромной структуры, а каким-то агнцем, заброшенным на произвол судьбы. Словно герой из «Армагеддона», который стучит кулаком по приборной панели с возгласом: «Всё сделано в Китае!».

* * *

Короче говоря, First Martians пытается походить на «Марсианина», но у неё это не получается, потому что в основе игры лежит движок «Робинзона Крузо», где нужно постоянно импровизировать, чтобы преодолеть различные невзгоды. Однако жанр космической фантастики не предполагает постоянную импровизацию, она обычно рассматривается как крайняя отчаянная мера. Напротив, нормой должно быть наличие точного и выверенного механизма и поддержка миллионов людей на Земле.

Мне бы хотелось сыграть в подобную игру, передающую такие ощущения, и популярность «Марсианина» говорит о том, что я в подобном желании не одинок. First Martians же таких ощущений не передаёт.



Комментарии:

Интервью с Игорем Краснодымовым

Интервью с Игорем Краснодымовым И.К.: Фактически это вторая игра. Месяца за 3-4 до релиза «Haunted Village» меня заинтересовала платформа iOS, поэтому я выпустил простенькую карточную игру «Эра Элементов», что бы опробовать рынок. И да, это моя первая настольная игра. Я понимал, что если я хочу сделать настольную игру, то без арта, который меня бы устраивал, соваться не стоило. Платить профессионалам было дорого, а знакомых не было. Приятное стечение обстоятельств и я на одном из сайтов я познакомился с художницами. Сначала мы работали над компьютерной игрой, но потом этот проект закрыли и после этого я предложил поработать им над настольной карточной игрой. Рисовать страшные картинки им было не привычно, поэтому мы потратили очень много времени на прорисовку рисунков к картам, дизайну. Сначала нас было 4 человека: я, Анастасия и Евгения Рыбалкины (художницы) и Михаил Меклер, он помогал с историей, описанием картинок к игре, но из-за нехватки времени он решил не продолжать работу над проектом. На создание игры ушло больше года, в течении которого много бессонных ночей 🙂 Даже сейчас, после релиза есть некоторые ошибки, которые я собираюсь исправить в следующем издании. ...

12 12 2025 8:55:14

Видео-обзор «Earth Reborn», часть 2

Видео-обзор «Earth Reborn», часть 2...

10 12 2025 11:41:16

Фотоконкурс на Tesera.ru

Фотоконкурс на Tesera.ru Полные правила конкурса читайте на сайте Tesera.ru....

07 12 2025 11:34:13

Surviving. One Month In – распечатай и играй

Surviving. One Month In – распечатай и играй Скачать материалы для игры Surviving. One Month In...

06 12 2025 9:44:57

Джентльменская сделка. Обзор игры

Джентльменская сделка. Обзор игры По сюжету – вы группа аферистов, которая собралась в укромном местечке, чтобы поделить добычу. Как вы получили горку денег — дело тёмное, а вот кому и сколько достанется из общака, будет решаться прямо сейчас открытым голосованием. Но поскольку априори собравшиеся нечестны на руку и не ограничены рамками совести, то можно и нужно будет использовать такие методы воздействия как шантаж, запугивание, подкуп и обман....

05 12 2025 21:24:34

Памятки и перевод карт для «Sid Meier’s Civilization»

Памятки и перевод карт для «Sid Meier’s Civilization» 2. Мой перевод свойств наций. Также активно используем. В начале игры выдаём каждому игроку карточку с переводом свойств его нации....

04 12 2025 12:46:37

«World of Warcraft»: примеры развития героев

«World of Warcraft»: примеры развития героев...

30 11 2025 21:29:41

Как понять MTG-шника?

Как понять MTG-шника? 1. Медведь (англ. Bear)...

29 11 2025 1:27:22

Перевод карт для «Runewars»

Перевод карт для «Runewars» Перевод карт для «Runewars»...

28 11 2025 2:56:59

Рецензия на игру «Книга мастеров»

Рецензия на игру «Книга мастеров» Есть, увы, нарекания и к внешнему виду игры: вместо яркого красочного сказочного поля мы имеем болото, зелёное и невзрачное. К нему можно быстро привыкнуть, но могло бы быть и лучше....

27 11 2025 6:49:27

P’n’P-комплект: Zombie Manor

Скачать  материалы для игры Zombie Manor (rar, 75 Mb)...

26 11 2025 0:20:24

«Шахматы хаоса» — новая отечественная игра

Помимо этого набора, вам потребуются обычная шахматная доска, стандартный набор белых и черных фигур и умение играть в шахматы хотя бы на начальном уровне. Настольная игра «Шахматы хаоса» поступит в продажу в декабре 2010-го....

25 11 2025 9:19:32

Вот уpoды!

Доступ в систему управления сайтом произошёл 29 июля 2008 года в 16...

24 11 2025 3:11:35

Мини-обзор игры Mini Rails

На поле изображены пути для поездов (дисков) разных цветов для разного количества игроков....

23 11 2025 13:58:30

Настольная карточная игра «Lost Cities»

Настольная карточная игра «Lost Cities»...

21 11 2025 23:19:40

Splendor будет издана в России

Splendor будет издана в России У Splendor достаточно простые правила и быстрые партии, поэтому она отлично подходит для малоопытных игроков. А приятный дизайн и манящие жетоны драгоценностей (похожие на покерные фишки), которые так и хочется потрогать, положительно сказываются на общем впечатлении от игры....

20 11 2025 18:42:32

Анонс новых игр от «Мира Фентези»

Анонс новых игр от «Мира Фентези» Больше никаких информации об этих играх пока не сообщается....

18 11 2025 19:13:31

Проект «Переиздание советских настолок»

Проект «Переиздание советских настолок» Вот наши контакты: ololiuluky@yandex.ru...

17 11 2025 1:41:40

«Livingstone» — распечатай и играй

Цветные камни можно тоже заменить какой-нибудь бижутерией. На случай если ничего под рукой нет, я нарисовал токкены с камнями, которые можно просто тянуть из кучи, подобно карточкам в Каркассоне....

15 11 2025 17:49:27

Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»

Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill» Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»...

14 11 2025 12:57:38

Braggart — распечатай и играй

Braggart — распечатай и играй Что за игра такая «Пустомеля»? Это некий аналог «Да, Тёмный Властелин!» с максимально укрощёнными правилами! Правила просты настолько, что вы их поймут дети, их поймут взрослые после пары-тройки рюмок горячительного... а ещё это игра для тех, кому нравится «Игросказ», но кто никак не может сыграть в него по правилам (потому что кто-то постоянно забывает их или не воспринимает их под мухой)....

13 11 2025 2:51:17

Lincoln. Новинка от Мартина Уолласа

Lincoln. Новинка от Мартина Уолласа Изюминка игры – механика разрушения колоды. Как бы колодостроение наоборот. В начале колоды у игроков хорошие, но постепенно они истощаются. Мощные карты разыгрываются и выбывают из игры, а карточки послабее замешиваются в колоду повторно. Возможно, звучит несколько знакомо? Да это же почти как в «Генерале», где колоды тоже со временем становятся слабее....

12 11 2025 22:38:44

Ближайшие релизы «Мира Хобби»

Ближайшие релизы «Мира Хобби» Когда именно появятся эти игры — пока неясно...

09 11 2025 22:34:11

Обзор дополнений к «Конкордии»

Обзор дополнений к «Конкордии»  «Конкордия» (2013): Империя (3—5 игроков, 30 городов в 12 провинциях), Италия (2—4 игрока, 25 городов в 11 провинциях)....

08 11 2025 16:21:19

5-11 марта 2018. Генералы

Но не совсем....

07 11 2025 10:24:40

Between Two Cities обзаведётся дополнением

Between Two Cities обзаведётся дополнением Дополнение будет представлено публике на выставке UK Games Expo 2017, которая состоится со 2 по 4 июня 2017 года....

06 11 2025 20:50:56

Nusfjord — распечатай и играй

Скачать материалы для игры Nusfjord...

04 11 2025 5:34:13

Ещё одна новая коробка для «Зельеварения»

Ещё одна новая коробка для «Зельеварения» Содержимое подарочного набора осталось без изменений: это колоды Пpaктикум, Университетский курс и Гильдия Алхимиков, а также два счётчика очков с фишками и промо-карта Алхимикотэ....

03 11 2025 7:32:20

«Puerto Rico» — Правила для двоих игроков

Игровая доска; 3 дублона; Плантацию индиго (для губернатора); Плантация кукурузы (для второго игрока). Плантации: Удалите 3 плантации из каждого типа плантаций в игре. Оставшиеся сложите в 3 стопки и вскройте 3 плантации (на одну больше чем число игроков)....

02 11 2025 3:42:36

Впечатления от «Великой Отечественной»

Впечатления от «Великой Отечественной» Ядерная смесь из настольного варианта Commandos/X-COM/Doom Boardgame. Сами приказы сделаны в виде иконок, и из-за их однородности всё это неплохо запоминается. На крайний случай, без этих вспомогательных элементов можно на первых порах и обойтись (тактику беги/убивай никто ещё не отменял). ...

01 11 2025 9:57:18

Обзор игры Ethnos

Обзор игры Ethnos Что мне нравится в игре?...

31 10 2025 18:18:45

Вышли первые два сета игры «the V»

Вышли первые два сета игры «the V» Скачать материалы для игры the V — набор Драйвен (rar, 20 Mb)...

30 10 2025 10:35:11

«Марсиане». История о плохих правилах, но хорошей игре

«Марсиане». История о плохих правилах, но хорошей игре Марсиане: история цивилизации – это игра для 1-4 игроков, в которую можно играть кооперативно, полу-кооперативно, в соло-варианте или в соревновательном режиме. Обзор покрывает только кооперативный и соло-режим, так как я не пробовал остальные варианты....

29 10 2025 13:20:22

Уточка говорит «кря-кря». Обзор игры Homo Sapiens

Уточка говорит «кря-кря». Обзор игры Homo Sapiens Итак, комплектация настолки минималистична: 60 карт с изображениями животных (всего 12 видов) и 5 карт с картинками человеков. В начале игроки выбирают себе животное по нраву, запоминают его, тасуют колоду и принимаются по очереди открывать из нее карты, выкладывая их в стопку перед собой. Как только в результате у двух игроков на верху стопки их карт оказываются две одинаковые, один из этих игроков должен быстрее другого сымитировать «голос» того животного, которого перед началом игры выбрал соперник. Тот, кто успел первым, забирает всю стопку оппонента и кладет ее под свою. Получается весело: «МУУУУ!!!» – «Да слышу я, держи» – «Кря… эээ… блин». Если же выходит карточка с изображением человека, то любой игрок, быстрее всех поднявший руку и крикнувший «Хомо сапиенс!!1» или «Человек разумный!», берет по нижней карточке из всех стопок и кладет их под свою. Когда колода карт закончится, все считают количество карт в своих стопках, у кого больше – тот победил. Так что игрушка, как видим, растит будущих еврогeймеров: уже с четырех лет они играют на победные очки! Правда, в правилах тут же рекомендуют отказаться от этой привычки и играть просто ради процесса. Ага, а потом из таких детей вырастают америтрешеры…...

28 10 2025 8:16:25

Cоздатели Cards Against Humanity против плагиаторов

Cоздатели Cards Against Humanity против плагиаторов В 2010 году на свет появилась карточная игра Cards Against Humanity. Её суть предельно проста: участникам выдаётся набор белых карточек, на которых написаны различные непристойности. К белой карточке надо подобрать чёрную с другой частью фразы — такую, чтобы получилась шутка. Победителем становится игрок, вариант которого кажется остальным участникам наиболее смешным....

25 10 2025 7:26:24

Впечатления от «Спаси праздник!»

Впечатления от «Спаси праздник!» Впечатления от «Спаси праздник!»...

24 10 2025 6:18:20

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::