Основные претензии к First Martians: тема и безжалостная математика > Для семей участников СВО (отзывы, цены, где купить)
+7(977)9328978 Лучшее. Экономное. Доступное    
Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Основные претензии к First Martians: тема и безжалостная математика

Основные претензии к First Martians: тема и безжалостная математика

В последнее время периодически слышится критика в адрес игры First Martians: Adventures on the Red Planet, посвящённой экспедиции на Марс. Возможно кому-то это кажется странным, потому что в основе «Первых марсиан» лежит игровой движок, уже проверенный и отточенный на «Робинзоне Крузо». Так что же не так с «Марсианами»? На этот вопрос пытается ответить один из пользователей BGG, объясняющий две основные претензии к игре. 

Для начала я бы хотел кое-что прояснить. Я буду высказывать критику в адрес игры, но нужно понимать, то эти высказывания – не самоцель. Уверен, каждый настольщик хочет, чтобы Portal Games выпускало для нас отличные и интересные игры. Однако учитывая неоднозначные отзывы о First Martians, я полагаю, что стоит, всё-таки, разобраться, почему довольно-таки много людей считают, что с этой игрой что-то не так.

И это важно, потому что критиковать способны многие, но далеко не каждый может объяснить, благодаря чему именно игра им нравится или не нравится. Во многом задача этого текста – помочь игрокам понять, почему именно им не нравится First Martians, и, возможно, как-то сгладить те моменты в игре, из-за которых она вызывает неприятие. Или же, если кто-то не согласится с моими выводами, возможно это послужит стимулом проанализировать собственные ощущения и поделиться более глубоким анализом и своими взглядами.

Переходя к делу хочу отметить, что с моей точки зрения в FM есть два главных нюанса, из-за которых игра может не нравиться.

Первое – это «жестокая математика». Это один из советов, который Влаадя Хватил давал Игнацию Тшевичеку несколько лет назад при тестировании Робинзона Крузо. Сам Игнаций рассказывал об этом у себя в блоге.

Вот самая важная часть из того, что говорил Хватил:

«Ты хочешь сделать сложную игру. Ты хочешь, чтобы она вываливала на игроков 3 плохих события и только 2 раза им помогала. Такую конфигурацию ты замыслил. Но математика жестока. Будут партии, в которых из 5 событий 4 будут плохими и только 1 – хорошим. Будут партии с 5 хорошими событиями и вовсе без плохих. Те, кому попадутся 5 хороший событий, смогу победить пpaктически без усилий и пойдут писать в интернете, что игра слишком лёгкая, скучная и за неё не стоит садиться».

Для тех, кто не стал читать советы Хватила или не уловил сути, разъясняю. Влаадя имеет в виду, что разработчик игры – тот, кто хочет рассказать игрокам определённую историю, – должен держать удачу под контролем.

Если её будет слишком много, то партии могут оказаться как слишком лёгкими, так и очень тяжёлыми, и это будет определяться случайно. А, значит, в результате разработчик не сможет рассказать именно такую историю, как он задумал.

В случае с First Martians мне кажется, что в игре местами всплывает «жестокая математика», о которой предостерегал Хватил.

Хороший пример – сценарий «Probe retrieval». В нём у вас заканчиваются припасы, и НАСА высылает три челнока с грузами. Однако необходимые вам вещи есть только в одном из трёх кораблей.

Элемент скрытой информации и необходимость поиска нужного корабля создают напряжение в сценарные. Но они же могут сделать его излишне лёгким, если повезёт отыскать первым именно нужный челнок. В зависимости от удачи, этот сценарий может быть как очень напряжённым (если вам придётся отыскивать все три корабля), так и очень простым (если вы сразу же найдёте нужный). Это именно то, от чего предостерегал Хватил – разработчик игры должен контролировать влияние случайности.

В других сценариях это замечание также справедливо, особенно в «Высадке» (Landing), где, вообще, могут сложиться такие стартовые условия, что победить просто невозможно.

Как мне кажется, этого можно было бы избежать. Разработчик мог быть уменьшить влияние элемента случайности на игру и найти другие способы сделать её не менее напряжённой. Например, в сценарии про поиск припасов можно было бы сделать условие, что нужно искать 2 челнока: один с едой, второй с запасными частями. И для победы нужны оба. Тогда вместо напряжения, создаваемого «неизвестностью» (игрок не знает, в каком именно челноке припасы) было бы напряжение иного рода: пришлось бы принимать решение, отправляться в первую очередь за едой, чтобы не голодать, либо выбрать в качестве приоритета запчасти, чтобы всё оборудование не развалилось.

* * *

Вторая претензия к игре более спopная, она касается тематики, насчёт которой у игроков могут быть разные мнения. И, тем не менее, я полагаю, что мы можем оценить то, насколько проработана тематика и как она сочетается с различными игровыми элементами.

Скажу сразу, в First Martians я наблюдаю дисгармонию в тематике, особенно в заявленном жанре научной фантастики (в духе «Марсианина», где главный герой вынужден учиться «всей этой научной фигне»).

Дело в том, что я – фанат игр и историй с ярко выраженным «научным» уклоном. Одна из моих любимых игр – High Frontiers, я люблю её несмотря на все её проблемы, потому что эта игра – настоящий симулятор космических миссий, в ней есть реально существующие и планируемые к производству paкеты, а также очень хорошо проработан центральный элемент подобного рода деятельности – планирование.

Может показаться, что планирование миссии – это всего лишь прокладывание маршрута в космосе. Но нужно помнить об ограничениях. Нужно учитывать грузоподъёмность и объем грузовых отсеков корабля, чтобы взять с собой еду, воздух и топливо, или оборудование, позволяющее производить всё это на месте. Нужно всё рассчитать и спланировать так, чтобы добраться к месту назначения живым, и довезти весь груз, на paкете, которая на самом деле представляет собой заполненный взрывчаткой контейнер.

Возьмём, к примеру, того же «Марсианина». Хотя рассказанная в романе история вымышлена, описание планирования миссий основывается на реальных предположениях (что неудивительно, учитывая тот факт, что у автора куча знакомых учёных) и учитывает множество взаимосвязанных элементов, наглядно демонстрирующих сколь сложны полёты в космос. Если где-то что-то начинает сбоить, тут же по цепочке случаются и другие сбои, оставляя совсем немного места для ошибок.

Проблема First Martians в том, что в игре не ощущается вот этого выверенного часового механизма, и ювелирного распределения ресурсов в кризисных ситуациях. Вместо этого в игре приходится постоянно импровизировать, то тут, то там происходит что-то плохое, а вы пытаетесь всё исправить с минимальными затратами ресурсов.

Ещё пример. Космические миссии всегда предваряет сбор информации и исследование места предполагаемого приземления. Всё это делается ещё до старта, так что после приземления космонавтов не ожидают никакие сюрпризы. В First Martians, напротив, вы обычно не имеете никакого представления о том, что находится поблизости. Особенно раздражает внезапное появление непроходимой территории, которую по идее вы должны были увидеть ещё из космоса, а на деле встречаетесь только тогда, когда члeны вашей экспедиции упрутся в неё на ровере. И, как это бывает с любой другой проблемой в игре, вам остаётся только импровизировать.

Я, конечно же, понимаю, что многим нравится ощущение исследования и столкновения с неведомым, и, в этом нет ничего плохого. Но если вы поклонник жанра, то должны знать, в подобных случаях космонавты никогда не остаются одни, тысячи людей в центре управления полётами работают без выходных круглыми сутками чтобы обеспечить их всех необходимым. И когда об этом размышляешь, сюжеты о потерянных челноках или приземление около действующего вулкана кажется надуманным. Начинаешь чувствовать себя не космонавтом, за спиной которого поддержка целой огромной структуры, а каким-то агнцем, заброшенным на произвол судьбы. Словно герой из «Армагеддона», который стучит кулаком по приборной панели с возгласом: «Всё сделано в Китае!».

* * *

Короче говоря, First Martians пытается походить на «Марсианина», но у неё это не получается, потому что в основе игры лежит движок «Робинзона Крузо», где нужно постоянно импровизировать, чтобы преодолеть различные невзгоды. Однако жанр космической фантастики не предполагает постоянную импровизацию, она обычно рассматривается как крайняя отчаянная мера. Напротив, нормой должно быть наличие точного и выверенного механизма и поддержка миллионов людей на Земле.

Мне бы хотелось сыграть в подобную игру, передающую такие ощущения, и популярность «Марсианина» говорит о том, что я в подобном желании не одинок. First Martians же таких ощущений не передаёт.



Комментарии:

Игровое телевидение

Игровое телевидение Мы видим финальную БИТВУ (в режиме реального времени, Tрaнcляцию целой партии от начала до финала, без купюр) Между Хо Ше(из Японии) и Уильяма Брандтжа (из Британи) Победителю достаётся….да! приз! Но какой! Путёвка на фабрику “Days of Wonder” или “RIO Grande”!!!!!!!!!!!!...

02 12 2025 19:18:24

Выборы лучших игр на BGG.COM

Выборы лучших игр на BGG.COM Выборы лучших игр на BGG.COM...

30 11 2025 8:47:17

Raise Your Goblets — распечатай и играй

Raise Your Goblets — распечатай и играй Скачать материалы для игры Raise Your Goblets — карты, жетоны, правила...

29 11 2025 22:14:29

Запущен сайт любителя настолок из Финляндии

Запущен сайт любителя настолок из Финляндии Алексею я желаю всяческих творческих успехов, а его сайт получает постоянную прописку в разделе "Ссылки" и авансом помещается в подраздел "Обновляются часто"....

28 11 2025 4:17:58

«Знак разрушения» — невышедшая игра от «13 Рентген»

Эта игра моделирует сражение между героями Сармонтазары. Можно представить ее как некоторый настольный приставочный файтинг, в котором Герои изъяты из обычного мира на некую Арену. Для лучше понимания, можно вообразить себе игру серии «Mortal Kombat», в которой участниками спаррингов являются Герои Сармонтазары со всей их атрибутикой. ...

27 11 2025 11:46:44

Весёлые картинки, № 399

Весёлые картинки, № 399 Покраска фигурок для Memoir ’44...

26 11 2025 7:50:50

Бесплатная настольная игра «Сломастер»

Бесплатная настольная игра «Сломастер» Бесплатная настольная игра «Сломастер»...

25 11 2025 9:47:57

«Это моя война». Впечатления от игры

«Это моя война». Впечатления от игры Ночью во время вылазки встретился с бродягами. На три бутылки спирта, которые нашёл в развалинах, выменял целую кучу всего: бинты, лекарства, гильзы, кофе(без которого Бруно просто жить не может), немного овощей. Настоящее богатство — в наше время убивают и за меньшее......

24 11 2025 2:47:28

Правила игры «Крестовые походы»

Правила игры «Крестовые походы» Правила игры «Крестовые походы»...

23 11 2025 7:59:31

Даты выхода новых локализаций настолок от FFG

Даты выхода новых локализаций настолок от FFG Отмечу, что ничего не слышал о планах по переводу на русский язык других игр от FFG (Arkham Horror, War of the Ring и т.д.)....

22 11 2025 18:20:22

Новогоднее поздравление – 2018!

Новогоднее поздравление – 2018! Берегите себя....

21 11 2025 2:10:34

Raptor выйдет на русском

Raptor выйдет на русском Привет, всем!  И давайте перейдем сразу к делу, если позволите, а то вы уже заждались.....

19 11 2025 4:25:40

«Memoir ’44» — видеозапись высадки на пляж «Омаха»

«Memoir ’44» — видеозапись высадки на пляж «Омаха»...

18 11 2025 3:22:30

Обзор настольной игры «Параграф 78»

Обзор настольной игры «Параграф 78» Обзор настольной игры «Параграф 78»...

17 11 2025 10:59:43

Новости TTS. Выпуск 6

Новости TTS. Выпуск 6 – Стратегическая, 2-5 игроков, 105 минут...

16 11 2025 3:53:38

Unlock! – распечатай и играй

Unlock! – распечатай и играй Советовать игру всем и каждому не буду, но попробовать однозначно стоит, тем более, когда можно распечатать бесплатный сценарий. Почти уверен, что, если нравятся escape-квесты, T.I.M.E Stories, Sherlock Holmes Consulting Detective, то и Unlock! придётся по вкусу. Классный патигeйм на шевеление серым веществом, цепляет гиков и в тоже время дружелюбен к семейным посиделкам. Ну, это при условии, что у вас нет проблем с английским. Пока 8/10, посмотрим, как линейка будет развиваться дальше, и каким образом авторы будут удивлять в новых сценариях....

14 11 2025 15:33:45

25 сентября – 1 октября 2017. Memoir ’44, Холмс, Иниш

Холмс: Шерлок и Майкрофт – ...

13 11 2025 21:46:22

Описание игры «Assyria»

Описание игры «Assyria» В начале игры каждый игрок получает 10 деревянных хижин, 12 этажей зиккуратов (по 4 каждого этажа), 1 карту плуга, которая работает так же, как джокер. На стартовые гексы каждый игрок выставляет один первый этаж зиккурата. Кроме того, каждый игрок в процессе драфта получает одну карту еды. Игра длится 3 эры правления. Первое правление — 2 игровых раунда, остальные — по 3. Между правлениями будет происходить наводнение — процеДypa частичной очистки поля и получения победных очков. Каждый ход состоит из 3 фаз. ...

10 11 2025 2:27:26

Vikingdoms – распечатай и играй

Vikingdoms – распечатай и играй Vikingdoms – стратегическая игра, в которой вы открываете территории, планируете действия, чтобы разжиться добычей, а затем шаг за шагом организуете свои налёты. Берите пленных, заключайте союзы, остерегайтесь мятежников и станьте первым, кто построит три одинаковых поселения или наберёт 16 монет, чтобы построить лучшее королевство....

08 11 2025 21:32:23

Отчёт за неделю с 14 по 20 апреля 2008 года

Отчёт за неделю с 14 по 20 апреля 2008 года В Bohnanza на этой неделе удалось сыграть всего одну партию (вчетвером). Игра проходила в режиме мирного сосуществования. Все охотно делились друг с другом нужными бобами, пpaктически не дарили ненужные карты и никого не шантажировали. В результате к концу партии у всех скопилось чуть больше двадцати монет и первое место досталось игроку, заработавшему на 1-2 золота больше остальных....

07 11 2025 5:55:46

Обзор игры «Братство Девяти. Гексостратегия»

Обзор игры «Братство Девяти. Гексостратегия» Каждую партию предваряет фаза сбора отряда. Всего у каждого игрока есть тринадцать бойцов, из числа которых нужно выбрать девять, которых вы поведёте в бой. Выбранные бойцы выкладываются на поле в любом боевом порядке по вашему усмотрению. Жетоны войск кладутся рубашкой вверх, так что ваше построение противнику заранее неизвестно. Наконец, когда все войска выложены, все солдаты одновременно "вскрываются" и начинается игра....

06 11 2025 7:30:58

AuZtralia – распечатай и играй

AuZtralia – распечатай и играй Всё, что вы делаете в игре, стоит Времени, это самый ценный ресурс в AuZtralia....

05 11 2025 3:46:30

«Эврикус» выпускает «Абpaка… Что?»

«Эврикус» выпускает «Абpaка… Что?» Запустите в соперников пару огненных шаров, призовите гром и молнию, разбудите древнего дpaкона – магия станет вашим верным союзником!...

04 11 2025 9:13:40

Race for the Galaxy – 10 лет!

Race for the Galaxy – 10 лет! Но на прямой вопрос насчёт юбилейного издания автор игры Том Леман отвечает отрицательно. Но что-то всё равно готовится. Точно известно, что к Эссену появится промо-дополнение, состоящее из 6 новых карт. Сами эти карты уже не новость, их можно увидеть в цифровой версии на iOS, Android или Steam. Все эти 6 карт – новые стартовые миры. Вот они:...

03 11 2025 11:40:36

Народный отчёт, № 208

Народный отчёт, № 208 Народный отчёт, № 208...

02 11 2025 5:37:39

Сравнение «Puzzle Strike» и «Dominion»

Сравнение «Puzzle Strike» и «Dominion» Меня часто спрашивают о различиях между Puzzle Strike и Dominion. Поэтому я решил написать эту статью и отправлять к ней всех интересующихся. Несмотря на то, что Dominion вдохновил меня на Puzzle Strike, эти игры очень разные. Puzzle Strike исправляет многочисленные, по моему мнению, проблемы с Dominion. Я ни в коем случае не останавливаю вас и не говорю вам, что в него не интересно играть. Я просто говорю, что есть несколько вещей, которые я рассматриваю как проблемы, и мне показалось, что я смогу кое-что улучшить во многих отношениях....

01 11 2025 23:38:43

Обзор игры «300»

Обзор игры «300» Обзор игры «300»...

31 10 2025 18:29:32

Обзор игры «Stone Age»

Обзор игры «Stone Age» Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало....

30 10 2025 22:35:55

Микро-обзор игры «Стратего»

Микро-обзор игры «Стратего» Та версия Стратего, в которую играли в СССР, была запатентована 26/11/1908....

29 10 2025 15:43:25

«Марш муравьёв». Первые впечатления

«Марш муравьёв». Первые впечатления Кстати о картах, в игре есть колода, где их три типа. События, цели и эволюция. Эволюция уже упоминалась, она позволяет «прокачивать» муравьёв. События дают возможность сделать разовое мощное действие или совершить пакость по отношению к товарищу. Цель – это нечто глобальное, что приносит очки в финале игры или каждый ход....

27 10 2025 14:12:10

Политическая «Мафия»

Политическая «Мафия» Пpaктически все персоны "гладко легли" на классических персонажей игры. Отдельно нужно рассказать о героях со спецвозможностями:...

26 10 2025 14:51:20

Блог жёлтого мипла снова в строю

Блог жёлтого мипла снова в строю Просто восстановил. Но если вдруг руки зачешутся, то......

25 10 2025 11:51:46

«Война жуков» – второе краудфандинговое дыхание

ЦЕЛЬ ИГРЫ: игроки, управляя с помощью планшета своими отрядами жуков-самураев (каждый отряд со своими особенностями),  стремятся выполнить первыми одну из целей:...

24 10 2025 15:34:14

Grizzled выйдет на русском с дополнением

Grizzled выйдет на русском с дополнением Друзья, наступает замечательное предпраздничное время. Думаю самое время начать вас поздравлять. Что у нас там первым идет? Католическое Рождество? Прекрасно, вот с нас небольшой подарок и, как обычно, это анонс....

23 10 2025 1:16:19

Кого поздравлять будем?

Кого поздравлять будем? — Юля из Настольной идиллии молодой фамилии;...

21 10 2025 17:20:24

Прибыло дополнение Quartermaster General: Prelude

Прибыло дополнение Quartermaster General: Prelude Напомню, Prelude вводит в игру специальный предварительный этап, на котором все используют только карты из этого дополнения. Такая мини-игра перед первым ходом. А когда она завершается, начинается основная партия по обычным правилам....

20 10 2025 18:43:42

История русского варгeйма (2/2)

История русского варгeйма (2/2) "Пластилиновые войны" в начале 2000-х. Если мне не изменяет память, то это клуб "Виртуоз". Множество фотографий с этой игры можно увидеть тут....

19 10 2025 6:51:25

Селестия. Обзор игры

Селестия. Обзор игры Что значит капитан не справился? Так получается, когда у него на руках нет подходящих карт. Ну или есть, но он по какой-то причине не желает их играть....

18 10 2025 7:32:54

Фигурки для самодельной «Игры престолов»

Фигурки для самодельной «Игры престолов» Один набор может обеспечить фишками сразу 2 Дома. Пластмасса в разных наборах отличается по цвету, так что можно даже подобрать фишки сразу разных цветов для каждого Дома. Если есть желание – можно выкрасить в цвета Домов только подставки фигурок. Это не займет много времени и особого опыта для этого не надо. Интереснее всего, конечно, окрасить всю фигурку в реальные цвета, отдавая предпочтение в окраске одежды цвету соответствующего Дома (Старки – белые, Ланнистеры –красные и т.д.). Но этот вариант подойдет не для всех, а только для терпеливых и усердных. Миниатюрки очень малы и аккуратно их раскрасить под силу далеко не всем....

17 10 2025 13:33:56

Новости Kickstarterа. Выпуск 46

Новости Kickstarterа. Выпуск 46 On Mars (2019) – Автор: Vital Lacerda – Стратегическая, 1-4 игрока, 120 минут – City Building, Economic, Exploration, Science Fiction, Territory Building – Area Control / Area Influence, Hand Management, Pick-up and Deliver, Point to Point Movement, Tile Placement, Variable Phase Order – Проект заканчивается: 4 мая – Помощники: 5662 – Список игр на BGG Соперничество строителей марсианский колоний....

16 10 2025 7:17:40

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::