Рецензия на игру «Race for the Galaxy»
Александр Беляков опубликовал у себя в блоге рецензию на игру Race for the Galaxy. Он пишет, что не испытал никаких сложностей с освоением этой настолки и оценивает её очень высоко: это достаточно глубокая, относительно несложная (хотя и требующая времени на освоение) и довольно быстрая игра, интерес к которой не пропадает и после десятков партий.
Прошу прощения за долгое молчание на страницах своего блога. Несколько недель я мучился от бaнaльного отвращения к разного рода писанине, даже начинать не хотелось, а последние полторы недели я отдыхал в Италии, где Интернет предлагался по 5 Евро за 30 минут, с чем мы благополучно всех послали на фиг. Вместо того, чтобы торчать в Интернете, мы достаточно плотно играли в широко известную в узких кругах Race for the Galaxy. Именно поэтому новую рецензию я решил посвятить этой игре, тем более что она продается в нашей стране и в локализованной версии под названием “Борьба за галактику”.
Возможно, вам не дают покоя лавры космических первопроходцев, и вам всегда хотелось увековечить свое имя на скрижалях тех, кто отправился в космос, чтобы построить новую, лучшую жизнь для себя и других, причем желательно потратив на это от 30 минут до одного часа? Безумству храбрых поем мы песню – эта игра для вас!
Купи сейчас:В ДВУХ СЛОВАХ
В Race for the Galaxy каждый игрок заведует развитием космической цивилизации. В отличие от большинства “цивилизационных” игр, в RftG отсутствует какое-либо игровое поле, все происходит с помощью карточек. На самом глобальном уровне все карточки делятся на два типа – карточки действий и карточки открытий (возможно, в русской локализации они называются по-другому, не знаю, не играл). Открытия, в свою очередь делятся на две подгруппы – есть карточки планет, которые можно колонизировать, и есть карточки технологий, которые можно вводить в игру. Собственно, вот и вся петрушка.
В начале игры каждому игроку раздается по одной карте начального мира, которую он выкладывает на стол перед собой. Далее, из общей колоды каждому игроку сдается по шесть карт, из которых две скидываются по усмотрению игрока, а четыре остаются у него на руках. Вот и все приготовления.
Сама игра разбита на раунды, и продолжается до тех пор, пока один из игроков не выложит перед собой на стол двенадцатую карту – этот раунд становится последним (есть и другие способы закончить игру, но я на них заострять внимание не буду). В начале раунда игроки в закрытую выкладывают по одной (при игре вдвоем – по две) карточке действия. Всего возможных действий шесть, с некоторыми вариациями. Суть этого процесса заключается в том, что в текущий раунд будут выполняться только те действия, которые выбрали игроки (вне зависимости от того, кто их выбрал). Например, Игрок 1 выбрал фазу I (исследование космоса), Игрок 2 – фазу III (заселение планет), Игрок 3 – тоже фазу III, Игрок 4 – фазу V (производство). Это значит, что для ВСЕХ игроков в этот раунд произойдут только фазы I, III и V. Соответственно, частью игры является предугадывание того, какие действия будут выкладывать другие игроки, чтобы максимально выгодно подстроиться под это.
После выбора действий начинаются непосредственно выбранные фазы. Как я уже сказал раньше, их всего шесть. Фаза I (исследование космоса) позволяет набирать в руку новые карточки из колоды – берешь две, одну скидываешь, вторую оставляешь. Если ты сам выбрал фазу I, то, в зависимости от того, какую из двух карточек действия ты сыграл, ты либо берешь три и оставляешь две карточки (то есть набираешь больше), либо берешь семь, но оставляешь одну (то есть больше выбор). Фаза II (технологии) дает возможность выкладывать на стол карточку технологии. У каждой технологии есть своя стоимость (от 1 до 6), которую нужно заплатить, скинув из руки соответствующее количество карточек (вне зависимости от того, что изображено на карточке). Естественно, каждая технология дает какие-то преимущества на будущие раунды. Если ты сам выбрал фазу II, то можешь купить технологию на единицу дешевле. Фаза III (колонизация) позволяет выкладывать на стол новые планеты. Планеты обладают рядом хаpaктеристик – есть мирные планеты, которые надо колонизировать, а есть военные, которые надо захватывать силой; планеты могут быть одного из четырех цветов – это показывает, какие товары могут производиться на планете; планеты могут иметь хаpaктеристику windfall (не знаю, как это перевели на русский) – это значит, что планета сразу выкладывается на стол с товаром на ней, то при этом производить новые товары на ней сложнее; естественно, каждая планета обладает стоимостью – сколько карт надо скинуть, чтобы заселить ее мирным образом, или какой показатель военной мощи надо иметь, чтобы захватить ее силой. Также, многие планеты, как и технологии, дают своим владельцам какие-то плюшки в последующие раунды.
Положите в корзину сразу, потом забудете:Следующие три фазы, а именно $ (торговля), IV (потрeбление) и V (производство) наиболее сложны для понимания, так как образуют определенный цикл производства-потрeбления в игре, являющийся одним из способов победить. Начну с фазы V, которая позволяет производить товары на планетах, которые имеют такую способность. Суть производства заключается в том, что с верха колоды берется карта, и подкладывается рубашкой вверх под карту производящей планеты, таким образом обозначая, что на этой планете произведен товар. Товары, как и планеты, их производящие, бывают четырех цветов – от самых дешевых и часто встречающихся гoлyбых до самых редких и дорогих желтых. Кстати, если вы сами выбрали фазу V, то вы также можете произвести один товар на windfall-планете – обычно на этих планетах товары не производятся.
Но зачем нужны товары, спросите вы? Закономерный вопрос. А нужны они для торговли и потрeбления. Торговля позволяет продать один товар с любой планеты, и получить за него новые карты в руку из колоды – количество карт зависит от дороговизны товара. Потрeбление же позволяет, используя специальные способности уже выложенных технологий и планет, превращать товары в победные очки. На словах, не показывая на примерах, объяснить это очень сложно, поэтому попробую проиллюстрировать.
Предположим, вы уже выложили на стол карты, изображенные выше. Если бы сейчас была фаза V (производство), то вы произвели бы по одному гoлyбому товару на планетах Earth’s Lost Colony и Spice World (цвет товара определяется цветом планеты, на которой он лежит). Если бы вы сами сыграли карточку фазы V, то вы дополнительно смогли бы произвести зеленый товар на windfall-планете Avian Uplift Race (на то, что это windfall-планета, указывает зеленый ободок в верхнем левом углу карты вместо сплошного зеленого круга).
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:Опять же, предположим, что в следующий раунд вы выбрали фазу $ (торговля). Если у вас есть два гoлyбых товара, то один из них вы сможете продать благодаря торговле (обычно за гoлyбой товар вы получаете две новых карты, но, благодаря специальной способности планеты Spice World, вы получите на две больше, то есть четыре карты). Второй же товар, благодаря специальной способности планеты Earth’s Lost Colony, вы смогли бы превратить в одно победное очко в фазе потрeбления, которая всегда следует за фазой торговли.
В конце игры побеждает игрок, набравший больше всего победных очков, которые складываются из очков, полученных за выложенные технологии и планеты (обратите внимание, в левом верхнем углу каждой карты есть число в шестиугольнике – это победные очки) и очков, набранных благодаря потрeблению и другим аналогичным способностям, которые игроки собирают в виде маленьких картонных шестиугольников. Также, есть специальные технологии, которые приносят разное количество очков в зависимости от выполнения игроком тех или иных условий – например, два очка за каждый производственный мир (соответственно, чем больше таких планет игрок выложил в процессе игры, тем больше очков он в конце получит).
КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ
В базовом виде в Race for the Galaxy могут играть от двух до четырех игроков. На мой взгляд, она отлично играется и вдвоем, и вчетвером. При игре втроем есть небольшой минус – каждый раунд выкладывается всего три карточки действия (вдвоем и вчетвером их выкладывается по четыре), что делает игру немного более медленной, но не настолько, чтобы из-за этого в нее не играть.
У Race for the Galaxy вышло три дополнения, при этом благодаря первым двум количество игроков увеличилось до шести, а также добавилась возможность соло-игры. В этой рецензии о дополнениях я рассказывать не буду (я сам пока только в первое активно играл, хотя у меня есть все три), но информация о количестве игроков может кому-то оказаться полезной.
Положи в корзину сразу, потом забудешь:ВРЕМЯ ИГРЫ
На объяснения правил игры обычно уходит минут тридцать. Так как большая часть специальных способностей технологий и планет обозначается иконками, на их объяснение может легко уйти еще полчаса. Как вариант – сыграть первую пробную игру в открытую. Иконография в RftG достаточно интуитивна, и через пару игр разноцветные иконки начинают восприниматься достаточно адекватно (хотя, ходят слухи, что это сильно зависит от склада ума конкретного человека).
На подготовку к игре уходит минут 5-7 – перемешать колоду карт, сдать начальные миры и выбрать начальные карты, выложить необходимое количество победных жетонов.
Сама игра занимает в среднем 15 минут на одного игрока, то есть от 30 минут до одного часа.
СЛОЖНОСТЬ
Положи в корзину сейчас:Race for the Galaxy – не самая простая игра, и в этом одновременно и ее плюс, и ее минус. Минус в том, что из-за своей достаточно крутой кривой обучения (как иначе назвать learning curve?) начинающим игрокам она может показаться слишком сложной, и они забросят ее до того, как обучение даст свои плоды. С другой стороны, плюс в том, что в этой игре постоянно находишь что-то новое – и после десятой партии, и после пятидесятой, и после сотой. Начиная от простых стратегий, со временем находишь все более и более сложные комбинации, благодаря чему игра остается интересной на протяжении долгого времени.
ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ
Да, фактор случайности играет в Race for the Galaxy свою роль. Есть люди, которые считают, что все нивелируется различными стратегиями, которые можно применить с тем или иным набором карт на руках, и это отчасти справедливо, но я взгляну на это с другой стороны – как бы хорошо ты ни играл, тебя может обыграть игрок, играющий хуже, лишь потому, что ему повезло с картами больше, чем тебе. А когда тянешь карты из колоды, от везения никуда не деться.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ
В отличие от подавляющего большинства игр, темой которых является строительство цивилизаций, в Race for the Galaxy взаимодействие игроков сводится к минимуму. В базовой версии, например, нельзя захватывать планеты других игроков или каким-то образом мешать им развиваться. Здесь каждый копается в своем пресловутом космическом огороде, и единственное взаимодействие происходит на этапе выбора действий, так как то, какие действия будут в тот или иной раунд, зависит не только от тебя, то и от твоих противников. В остальном вся игра сводится к групповому пасьянсу. Многим это нравится, так как в игре нет прямой конфронтации, и никто не может помешать тебе воплотить свои планы, однако любителям войн галактического масштаба это может оказаться не по душе.
Положи в корзину сразу, потом забудешь:По этой же причине нет в игре и kingmaking’а – каждый играет за себя, и возможности каким-то образом помочь или помешать другому игроку в игре фактически нет.
КОМПОНЕНТЫ
Если говорить о западной версии игры, то компоненты в игре хорошие. Отдельно стоит упомянуть иллюстрации на карточках – каждую из них можно с удовольствием рассматривать, как картину, хотя во время игры на подобные рассматривания времени обычно нет. Качественный картон, качественная проработанная иконография, качественные иллюстрации, качественная полиграфия, качественный дизайн. Никаких претензий.
Русскую версию я держал в руках всего один раз, но меня успела покоробить одна вещь – на мой взгляд, в нашей версии игры использовано очень неудачное шрифтовое решение. Плюс, как мне показалось, часть иллюстраций была отрисована с нуля, а не взята из оригинальной игры – видимо, все упиралось в стоимость прав покупки иллюстраций.
Положите в корзину сразу, потом забудете:ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Как я уже писал ранее, все специальные способности на карточках отображены с помощью иконок, однако многие из более редких и менее очевидных иконок объясняются на карточках текстом, который надо иметь возможность прочитать. Соответственно, со временем необходимость в этом отпадает, однако в начале игры незнание языка может привести к определенным сложностям.
КОМУ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям космической тематики
- Любителям поразмышлять над различными комбинациями карт с целью найти наиболее удачную
- Людям, которые не любят тратить на игру больше часа
- Игровым группам с небольшим количеством игроков
КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?
- Любителям атмосферных тематических “цивилизационных” игр
- Нелюбителям пасьянсных игр с минимальным взаимодействием между игроками
- Людям, испытывающим сложность с информацией, представленной в виде маленьких пестрых иконок
РЕЗЮМЕ
Положите в корзину сейчас:Количество игроков: от 2 до 4
Время игры: 35-130 минут (правила: 30-60 минут; подготовка: 5-7 минут; игра: 30-60 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:Единственное, что мне изначально не нравилось в этой игре – это рандом при вытаскивании новых карт из колоды. Со временем я просто принял это как неизбежный элемент игры и смирился с ним, тем более что рандом этот контролируем. Не могу сказать, что это моя любимая игра, но зато могу сказать, что она наиболее часто играемая – благодаря небольшому времени игры, возможности без ущерба для процесса играть с разным количеством игроком, и большому количеству комбинаций, благодаря которым постоянно хочется искать новые пути к победе. Считаю ее, наравне в “Цитаделями”, одной из наиболее удачных локализаций в нашей стране, хотя будет очень обидно, если, как это у нас часто бывает, расширения для нее локализовать не будут.
Моя финальная оценка:
Комментарии:
8 фигурок обезьян; 9 фишек лиан; 24 фишки фруктов; правила игры. Вот так выглядит обратная сторона коробки с игрой:...
18 11 2024 11:16:28
3. Мини-дополнения (промо-компоненты и прочее). Часто представляют собой дополнительные карточки, жетоны и т.п., принципиально не меняющие игру, но вносящие в неё приятное разнообразие. Против таких допов я ничего не имею....
16 11 2024 9:46:23
Несомненно, то, что игра рассчитана на 4х игроков намекает на мысль покупки дополнения, т.к. более привычно видеть игры с максимальным числом игроков в 5. Многие хвалят экспеншен игры и я готов доверится их мнению! Игра великолепно сбалансированна. В конце игры расклад может решить лишь одно деление на шкале подсчета. Игрой остались довольны и она обещает быть завсегдатой на нашем игровом столе....
15 11 2024 3:41:41
Подробная демонстрация «Колонизаторов» для MS Surface...
14 11 2024 19:19:41
Отдельно надо упомянуть оформление коробки и правил. Я, признаться, очень не люблю встречающийся иногда "юмористический" стиль написания правил и текстов карт. Мне кажется, что это затрудняет быстрое понимание правил и может вызвать двоякое толкование в сложных местах. В данном случае наполненность правил "шутками" было принципиальным требованием заказчика. Моя супруга весьма успешно и аккуратно справилась с этой задачей. Но по моему настоянию была издана двухсторонняя книга правил: с одной стороны "веселые" правила, с другой стороны обычные....
13 11 2024 15:21:46
В общем, как я уже писал, Ninja Burger не пользуется особой популярностью у англоязычных игроков. По-видимому, не получит эта игра широкого распространения и у нас в стране. Стоит ожидать, что она разойдётся благодаря имени Стива Джексона (смотри — это игра от создателя Манчкина), но рекомендовать её любителям настолок я бы не стал. Ведь есть более интересные игры, например те, что перечислены в моём списке лучших настолок....
12 11 2024 3:35:19
Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»...
11 11 2024 23:11:47
Примечание: Этот сценарий ещё не прошёл тестирование. Пока что его следует рассматривать исключительно в качестве варианта, который позволяет отобразить в игре текущую ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке и может быть доработан. Сценарий не предназначен для соло-игры....
10 11 2024 8:16:40
Самое плохое, что скопившиеся в данный момент игры не плохие — их не было резона продавать, но на сей раз я отказался от накопительства вообще....
09 11 2024 4:34:47
В ней нет перемещающихся по полю фигурок, которые обычно встречаются в военных играх. Вместо этого игроки фокусируются на таких аспектах войны, как планирование и разведка. У каждого игрока есть колода карт, отображающих армии, флоты и иные военные возможности. На поле изображено 28 сухопутных и морских секторов, за которые и придётся сражаться....
07 11 2024 10:29:29
Что она ассиметричная, и от авторов Vast вы уже наверное слышали и читали. Я бы уходил от этих сравнений. На самом деле игра не от авторов Vast, она от автора John Company и Pax Pamir Коула Верле (Cole Wehrle). Просто она ассиметричная на 100%, ровно как и Vast. Но игры разделяет пропасть — если Vast, это скорее не самый удачный экспемент, перегруженный лишними правилами и сомнительными механиками, то Root — шедевр игростроения. Но, обо всём по порядку....
06 11 2024 7:57:34
Правила игры «Android» на русском языке...
04 11 2024 7:10:18
Игровые компоненты. Это слабое место Puerto Rico. Центральное поле, которое хранит все игровые здания — это сухое серое поле. Кучу надписей и никаких картинок. Настолка конечно старая, но почему бы не сделать репринт с красивыми картинками? Сравнивать оформление с той же Кубой просто глупо, Cuba на голову впереди. Место на карточках зданий есть, но почему бы его не заполнить красочной картинкой? Личные плантации игроков смотрятся получше, но также на две головы позади Cuba. К остальным компонентам нареканий нет....
02 11 2024 7:18:19
Игорный дом: получите 6 монет. Ваши соседи получают по 1 монете;...
01 11 2024 17:50:12
— Баллиста в начале игры заряжена — Чтобы воспользоваться Б, надо на нее встать воином и выполнить действие этого воина в рамках правил. Выстрел составляет одно действие. — Стреляет баллиста по прямой в любую сторону подобно лучнику, но без ограничения дальности. Наносит 2 очка урона. Если первый воин умер при нанесении 1 урона, то второй урон получает стоящий за ним по прямой. — Чтобы Б еще раз выстрелила, надо ее зарядить. На это тратиться также одно действие стоящего на ней воина. (можно отмечать спец жетончиком факт того, заряжено или нет). — Квeблир не может стрелять и заряжать Б, но может угнать орудие. Для этого ему надо зайти на гекс орудия и (уже в другом ходе) потратить два своих доступных действия на передвижение орудия на 1 ячейку. — Защита у воина на орудии НЕ работает, так что наложить щит нельзя....
31 10 2024 4:57:18
World of Warcraft: the Adventure Game — последняя новинка, созданная по мотивам онлайнового World of Warcraft. Уже доступна на русском языке....
30 10 2024 15:34:57
Карты-модификаторы меняют правила на кон, можно играть без них....
28 10 2024 22:36:38
Скачать материалы для игры Пандемия с дополнениями...
27 10 2024 20:12:27
Кампания на «Кикстартере» начнётся 18 июля. Один экземпляр игры обойдётся в $40. Единственно, небольшая ложка дёгтя, новинка выйдет исключительно на английском языке. Русская версия не планируется. По крайней мере на сегодняшний день....
26 10 2024 16:27:51
По сути перед нами всё та же ККИ Война с немного облегчёнными правилами. И, хотя разработчики и заявляют о том, что это самостоятельный продукт, дня Дня Победы планируется выпуск дополнительных наборов карт, при помощи которых можно как разнообразить свою армию новыми типами войск, так и вернуться к старому коллекционному формату....
25 10 2024 4:52:44
Вот, в общем-то, и всё. Игроки по очереди кидают кубы и активируют футболистов. Доводят мяч до чужих ворот и наносят удары. Если кто-то забил гол, футболисты выставляются на стартовые позиции и всё начинается сначала. Длится партия до тех пор, пока кто-нибудь не забьёт 3 мяча. Это примерно минут 20....
24 10 2024 7:25:53
Наши герои: Edolorin — Отличные сканы. Спасибо! S5una — Перевод и корректировки. Спасибо! stridmann — Вычитка и корректировки. Спасибо! dcdlab — Сборка макетов карт. Спасибо!...
23 10 2024 13:34:18
«Memoir’44» — новая игра в моей коллекции...
22 10 2024 15:51:23
Ход начинается с того, что первый игрок бросает набор специальных кубиков с числами от 0 до 3. Выпавший результат определяет типы (имеется в виду вес) доступных каменных исполинов на этом ходу. Соответствующие результату броска статуи берутся из «банка» и выставляются на специальную картонную подставку. После этого происходит аукцион за право первому получить статую. Он происходит посредством ставки, роль которой играют рабочие и маски (являющиеся символом развития племени) которые есть у игрока. Всё что вы поставили, в оставшейся части раунда не участвует, так как считается, что эти ресурсы были затрачены на высечение исполина из камня. Стоит учитывать, что для изготовления каждой статуи нужно своё определённое количество рабочих. Так что если вы поставили много-много масок, и лишь одного рабочего, то хоть вы и будете выбирать первым, но про постройку больших исполинов можете забыть....
21 10 2024 3:26:52
2. Очки начислять не в конце игры, а каждый ход. Самое простое и эффективное, что я придумал — это каждому игроку давать столько очков, сколько его выжившие животные съели красных и синих маркеров. Ну, просто сметаете все съеденные фишки к себе в саплай — быстро и эффективно. Фишек, конечно, придётся использовать гораздо больше, чем есть в комплекте игры, но можно без проблем использовать кубики или фишки из других игр....
18 10 2024 10:59:47
Завалив iggy памятками (у меня их аж 4 варианта), я наспех объяснил ему самую суть игры: мы боремся за умы правителей в мусульманских странах. Задача исламистов – поддерживать наихудшее правление и по возможности приводить к власти исламистов. Цель США – демократизировать мусульманский мир, для чего в том числе допустимы и военные перевороты в государствах, попавших под влияние экстремистов. Чтобы не усложнять себе я взял исламистов (поскольку за США раньше не играл), iggy, соответственно, досталась Америка....
17 10 2024 11:13:34
Отчёт о волгоградском турнире по «Цитаделям»...
15 10 2024 1:51:58
Обзор «BattleLore: Dwarven Battalion Specialist Pack»...
14 10 2024 9:22:27
Игровое поле представляет из себя карту центра Москвы и испещрено всяческими кружками со значками или без и разноцветными линиями между ними. Давайте сразу разберемся со всей этой «красотой»:...
06 10 2024 2:12:18
Которым является прародитель. Не люблю базовый Пандемик. Владел на заре увлечения настолками, три партии, продал. Ни разу не пожалел. Игра хороша в первый раз, но она одна и та же снова и снова, да и выигрыш в ней (после овладения навыком) начинает зависеть от удачи/неудачи прихода подряд Эпидемий или невезением с городами. А не от навыков игроков. Тут всё не так, кроме са-а-амой первой партии....
03 10 2024 1:42:37
Кстати, Как вы могли заметить, сейчас у меня на сайте проходит голосование на самую неудачную локализацию среди последних официальных переводов. И, надо сказать, пока что лидирует именно Магдар....
02 10 2024 18:17:53
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::