Стальная арена. Обзор игры
Если сравнивать настольные игры с компьютерными, обнаруживается, что у них есть сходные жанры, а есть – непересекающиеся. Например, и на компьютере, и на столе можно разыграть сражение, раскинуть экономическую стратегию или попробовать какую-нибудь абстpaктную головоломку. Зато на столе сравнительно мало гоночных игр и всяких стрелялок. Поэтому когда в 2016 году российское издательство GaGa Games анонсировало настольную игру про сражения боевых роботов на арене, сразу стало понятно – проект неординарный. Тут и дpaки, и огромные человекоподобные устройства, и необычный формат.
Внешне игра выглядит вполне привычно для картонных развлечений настольного формата: коробка, внутри – шестиугольные жетоны, большие планшеты роботов, маркеры перегрева, да книга правил. Все компоненты выполнены из плотного, толстого картона, приятны на ощупь и снабжены привлекательными иллюстрациями. Каждый жетон в игре – это какая-нибудь деталь для робота, и пpaктически все они – уникальны. Для каждой имеется отдельный рисунок, название плюс продублированное условными обозначениями описание эффекта.
Всё начинается с того, что из шестиугольников выкладывается игровое поле, конфигурация которого зависит от количества игроков (их может быть от 2 до 4 человек). Затем все по очереди выставляют на поле своих роботов. Причём, в игре имеет значение направление взгляда робота, так что уже в самом начале нужно выбрать, в какую сторону он «смотрит».
Каждый робот – это набор модулей. Всего их в игре бывает 4 типа: модули перемещения, модули поворота, модули оружия и модули защиты. Их назначение понятно из названия. Модули перемещения позволяют роботу двигаться, модули поворота – поворачиваться, оружие нужно, чтобы атаковать соперников, а броня – чтобы уменьшать наносимый роботу урон. В основе каждого робота центральный модуль, соединяющий в себе базовые свойства: он немного умеет двигаться и поворачиваться, способен атаковать в ближнем бою и оснащён небольшой бронёй.
Ход игрока – это активация одного или нескольких модулей робота. Тут всё просто: хотим двигаться – активируем модуль движения. Хочется стрельнуть во врага – задействуем модуль атаки. Использованный модуль помечается маркером перегрева – такой модуль повторно использовать нельзя пока робот не охладится. Для этого надо пропустить ход – ты ничего не делаешь, а с робота снимаются все жетоны перегрева. Некоторые модули умеют охлаждаться автоматически. А ещё некоторые модули не завершают ход робота, а позволяют после их использования активировать ещё какой-нибудь другой модуль.
Базовый модуль у робота – самоохлаждающийся и скоростной, т.е. его можно активировать каждый ход, а после задействовать ещё какой-нибудь модуль. Это позволяет даже в начальной конфигурации выполнять связки действий наподобие «переместиться и выстрелить» или «повернуться и переместиться». Если найти новые ускоренные модули, робот станет ещё более маневренным.
В конце хода робот всегда получает новый модуль. Он поднимается прямо с игрового поля. Жетон, на котором робот закончил ход, поднимается со стола и прицепляется к роботу. Взамен него на стол выкладывается новый фрагмент. Эти модули – участки поля выкладываются взакрытую, т.е. заранее никто не знает где какой модуль лежит, но по цветам понятно что именно ты можешь подобрать: красные элементы – модули атаки, синие – защита, зелёные – перемещение, жёлтые – поворот.
Самое интересное в игре, это, пожалуй, нападение. Ведь в этом-то и цель – уничтожить роботов противника. Атака разыгрывается достаточно просто. Если робот стреляет в противника, он наносит повреждения по значению атаки модуля, который использован для нападения. При этом проверяется, есть ли у атакованного защита и, если есть, её показатель отнимается от показателя атаки. Получившаяся цифра означает сколько модулей удалось уничтожить в результате атаки. Какие именно это модули выбирает игрок, попавший под огонь. Он сам выбирает у своего робота «отвалившиеся» детали и отдаёт их сопернику. А тот их складывает в отдельную стопочку трофеев. Это, считай, «фраги».
Задача игрока – сбить у противника определённое количество модулей. Ещё игра может закончиться по таймеру, когда иссякнет колода жетонов, выкладываемых на поле в конце каждого хода (взамен подбираемых роботами). В этом случае достаточно просто иметь больше «фрагов», чем у соперника.
Играть в арену можно вдвоём, втроём и вчетвером. Причём, в последнем случае возможен вариант «каждый сам за себя» и «пара на пару». В реальном времени на партию уходит порядка 20 минут, и пролетают они просто незаметно, потому что игра захватывает с головой. Почему? Как это обычно бывает с плохими играми, какие-то явные огрехи видны сразу, а вот когда всё хорошо, нужно как следует проанализировать, за счёт чего игрушка получилась такой привлекательной.
Первое, пожалуй, это идея. Сражения роботов – это действительно неординарная тема для настольных игр. Считай, такой рестлинг, только на арене не бойцы, а огромные железяки. Второе, это доступные правила. Несмотря на разнообразие модулей, сразу понятно как и что можно использовать. Третье – динамичные ходы. Поскольку в свой ход игрок обычно активирует 2-3 модуля, времени на это уходит совсем немного, не успел ты походить, и вот уже снова подошла очередь. Четвёртое – радость находки. Каждый ход робот получает какую-то новую деталь, получает новую возможность, причём, со временем новые модули становятся лучше предыдущих. Это такое же удовольствие, как новые шмотки в каком-нибудь компьютерном «Дьябло». Пятое – фокус внимания никогда не покидает поля. Даже в те короткие промежутки, пока ходят другие игроки, ты всегда смотришь что происходит, потому что каждый шаг, каждый выстрел соперника, каждый новый найденный им модель влияет на игровую ситуацию.
Говоря о плюсах, нельзя не отметить и моменты, в которых игру ещё можно улучшить. При взгляде на игру у многих возникает желание видеть на арене не просто картонные шестиугольники с нарисованными на них роботами, а какие-нибудь фигурки. И тут простор для творчества огромен. Можно пустить в ход миниатюры из лего, можно достать подходящих роботов из какой-нибудь другой игры. Наконец, можно приобрести набор фигурок от «Технолога». Как бы то ни было с фигурками на поле игра смотрится куда лучше. Ещё один момент – оформление «рубашки» модулей. Сейчас на них изображены огромные цифры, и когда игровое поле, фактически, выглядит набором цифр – это не очень приятно с точки зрения эстетики. Впрочем, в новом тираже обещают изменить оформление оборотной стороны жетонов.
В целом об игре нужно ещё отметить, что самый лучший режим, пожалуй, это комaндные сражения в формате «2 на 2». Как мне кажется, это потому, что когда ты играешь один против двух или трёх роботов, как-то подсознательно ориентируешься больше на игру от обороны, стараешься защититься сразу от всех врагов. Если же играть парами, структура партии меняется, теперь получаются некие «кошки-мышки», каждая комaнда стремится «зажать» одного противника и отдубасить его как следует вдвоём.
Замечу ещё, что «Стальная арена» как и некоторые предыдущие проекты Юрия Ямщикова («Космонавты», «Лабиринт зеркал») относится к тому, что я называю «геометрическими играми». В них важно принимать во внимание такие вещи как направление движения и его скорость, траекторию. В «Космонавтах» когда-то надо было учитывать движение планет и кометы, в «Лабиринте зеркал» — мысленно прокладывать траектории движения через телепорты. И, вот в «Арене» это тоже важный аспект, надо прикидывать, куда «смотрит» твой робот, успеешь ли ты повернуться и нацелиться на врага, или, наоборот, закрыться от него бронёй, подставить ему наиболее защищённую сторону.
Первые отзывы о «Стальной арене» оказались довольно положительными, причём, не только в России, но и за рубежом. Учитывая, что подобными достижениями могут похвастаться не так уж много отечественных игр, считаю работу Юрия Ямщикова и издательства GaGa Games большим успехом. Теперь главное – не останавливаться на достигнутом, по возможности переиздать игру с изменённым оформлением, а дальше и дополнения могут появиться. Делов-то, всего лишь новые модули придумывать и всё. И, кто знает, может быть однажды на арене будут воевать комaнды не «двое на двое», а «трое на трое».
Что касается меня, я игрой доволен. Она оригинальная, интересная, несложная, динамичная и увлекающая. Именно такой и должна быть настоящая настолка. Тем более, что размазать соперника огромной кувалдой, поджарить огнемётом или подорвать paкетницей в настольном формате – это такая редкость!
Комментарии:
Сформировать, оплатить и отправить подарок проще простого. В положенный срок вам придёт в личном сообщении на Board Game Geek ссылка на профиль вашей цели – другого участника акции, где вы увидите список хотелок и почтовый адрес. Ну а затем вариантов немного. Проще всего заказать игры в каком-нибудь интернет-магазине. Чуть сложнее упаковать и отправить подарок самому, но зато в этом случае в посылку можно вложить что-нибудь личное, открытку, записку или даже конфету 🙂 Отправлять посылку лучше заранее, в конце ноября или самом начале декабря, чтобы она гарантированно дошла адресату до новогодних праздников....
18 11 2024 18:11:23
Каждый игрок становится обезьяной. Вам придётся швыряться друг в друга, пока не останется кто-то один. Самый чистый. Ход игрока состоит из того, что нужно набрать карту и сыграть карту. Обычно можно или бросить в кого-то каку, либо почиститься. В ход других игроков тоже можно играть карты – чтобы защититься от бросков противников....
17 11 2024 16:21:56
Надеемся, принятая нами терминология – единая как для правил, так и для игрового текста карт – придется вам по душе. Что же касаемо литературных вставок, то мы старались переводить их настолько качественно, насколько это возможно....
16 11 2024 22:40:54
«Сокровища Темпоры» гораздо проще. Играть можно даже одному, вдвоем, втроем и вчетвером. В начале игры вы получаете шхуну, 100 монет и пушку. Белый кубик показывает направление ветра (в правилах есть таблица), черный — количество клеток, на которые можно делать ход. Первый ход каждого игрока определяет точку на карте, из которой начинается игра. Двигаетесь от города к городу и занимаетесь торговлей и...грабежом. То есть, можно нападать на другие корабли, города и индейцев....
15 11 2024 9:30:40
И сокровище с сундуком +7 нужно брать с недовольной мордой, чтобы никому и в голову не пришло, что там что-то хорошее и это надо воровать...
14 11 2024 20:56:24
К2. Последняя по списку, но не по значению. Скажу прямо — из этих трёх игр больше всего мне интересно сыграть именно в К2. На эту игрушку я положил глаз ещё в конце прошлого года, да и, вообще, среди последних новинок она одна из немногих игр, к которой меня тянет. И тем приятнее получить её в подарок от украинского издательства IGAMES. Да-да, мне досталась русско-украинская локализация, за что отдельное спасибо лично Александру Любимову....
13 11 2024 11:22:20
Space. Masters of Universe была самой красивой из трёх. Большое игровое поле с изображением космоса, пластиковые космические кораблики, какие-то карточки. В игре нужно было перевозить грузы между планетами (за это давали то ли деньги, то ли очки) и ещё можно было, кажется, немного сражаться. В теории всё это выглядело интересно, но реализовано было из рук вон плохо. Корабли летали в космосе по системе "кинь-двинь", т.е. сколько выбросил на кубике, столько и пролетел. Меня эта система просто добила, играть в такое я отказался....
11 11 2024 2:42:35
Затем у Оси дела как-то пошли совсем под откос. Британия стала атаковать немцев из Восточной Европы. Германия закрылась «Западным валом», но даже сброс 4 карт не остановил англичан. А тут ещё Америка с помощью «Ленд-лиза» позволила Британии походить вне очереди и занять Берлин. Казалось бы, всё уже совсем плохо, можно сдаваться…...
07 11 2024 4:55:36
24 сентября пройдет турнир по 7 Чудес. Дуэль. Формат аналогичен нашему прошлогоднему турниру: 4-5 раундов швейцарки, по результатам которой 4 лучших игрока выходят в полуфиналы. Записаться можно здесь:...
06 11 2024 2:32:20
Учитывая, что издатель этой игры — это Fantasy Flight Games, отличное исполнение всех компонентов никого не должно удивлять. Эта компания известна благодаря многим играм. Например, Doom, Descent и даже локализованный в этом году World of Warcraft, содержат кучу отличных миниатюрок и всяческих жетонов. Tannhauser, видимо, выполнен на таком же высоком уровне....
05 11 2024 14:23:21
В Iliad, появившуюся у меня прошлой осенью, мы не играли давным-давно. А тут как-то собрались в троём и решили разложить что-нибудь не очень сложное. Осилить тяжёлую игру было не под силу. Мы посмотрели на Railways of the World, Last Night on Earth и остановили выбор именно на Илиаде....
04 11 2024 12:39:54
В Race for the Galaxy присутствует такая вещь как «строительство стола», т.е. создание некоей комбинации карт на столе перед игроком. Этот элемент планируется перенести в New Frontiers, причём придав ему физическую форму. Колонисты, товары, кредиты тайлы (круглые жетоны миров, улучшения в форме «погон») — всё это будет на столе, да ещё и миры будут стыковаться со специальными пазами круглой формы на планшете империи игрока. Как всё это может выглядеть видно на фотографии прототипа....
03 11 2024 15:52:28
«Цель Hasbro — к 2010 году стать лидером на российском рынке игр и игрушек», — сообщил Геррит Вервей....
31 10 2024 15:55:17
Зелья выкладываю только покарточные, т.к. не знаю кому что будет удобней — вырезать прямоугольники, треугольники, печатать двусторонние зелья и т.п....
27 10 2024 19:50:45
Игровое поле представляет собой замкнутую территорию из 26 игровых клеток. Соседние клетки соединены между собой одноцветными линиями. Движение осуществляется по часовой стрелке. На каждой клетке поля могут одновременно стоять несколько фишек....
25 10 2024 17:20:23
Но, нет. Новое дополнение — это 108 абсолютно новых карт. Как я презентовал этот доп друзьям: дополнение позволяет поиграть в «Генерала», пока играешь в «Генерала»....
23 10 2024 6:33:41
Правила такие: на стол выкладывается 12 карт с некоторыми похожими, но разными изображениями. У изображений есть четыре признака – цвет, количество, форма и наполненность элементов. Задача играющих – найти среди этих карт такие три, которые по всем четырём признакам либо одинаковы, либо разные....
22 10 2024 22:23:21
На первую партию втроём ушло минут пятнадцать. После её окончания товарищи сами попросили сыграть ещё разок. Конечно же, я не отказался. Причём, в первые два раза победа досталась мне, а потом выигрывать стали новички. Но по большому счёту это не важно, потому что все получали удовольствие не от результата, а от процесса. И это неудивительно, ведь Coloretto — отличная игра!...
20 10 2024 7:26:21
Не будем долго распространяться здесь по поводу названия и оформления: все знают, что за основу взята компьютерная игрушка времён первой Цивилизации Сида Мейера, точнее, её современная реинкарнация. Не могу судить о том, насколько успешно такое решение и прибыльно ли оно для издателя. Меня, как игрока, устроил бы и «Хозяин Большой Медведицы», и «Повелитель Paка», и, конечно же, оригинальный «Кеплер» или как там задумывали разработчики....
19 10 2024 5:38:23
Но тем не менее карта получилась, не совсем ровная, но вполне себе симпатичная....
18 10 2024 10:15:48
Works brilliantly well with 2 players. BUT a sense of humour is needed. I made the mistake of playing this too aggressively with my wife (i.e. she didn’t win) and my marriage was in serious trouble for months afterwards (no joke)....
15 10 2024 3:55:36
10:00 — открытие фестиваля «Игрокон 2018»....
14 10 2024 18:52:45
Эта игра моделирует сражение между героями Сармонтазары. Можно представить ее как некоторый настольный приставочный файтинг, в котором Герои изъяты из обычного мира на некую Арену. Для лучше понимания, можно вообразить себе игру серии «Mortal Kombat», в которой участниками спаррингов являются Герои Сармонтазары со всей их атрибутикой. ...
13 10 2024 7:28:34
Для игры с этим дополнением потребуется базовый набор Memoir ‘44 с дополнением Overlord либо два базовых набора. Перфекционистам потребуется два экземпляра дополнения Mediterranean Theater (чтобы все фигурки войск были одинаковыми)....
09 10 2024 20:43:25
"Паровозики" или "Ticket to ride" — 2-5 человек. Поле — карта континента или страны с намеченными дорогами между городами. Задача — выполнить N миссий по строительству дорог. Дороги строятся с помощью разноцветных карт, которые каждый из игроков тянет из общей колоды. Интеpaктивность очень высокая, так как карта и миссии сделаны таким образом, чтобы дороги игроков пересекались. Весёлая. Плюсы : довольно быстрая (1-1,5 часа), можно играть и вдвоём, правила довольно простые. Минусы : довольно сильная составляющая случая (выбор карточек), игры не сильно отличаются одна от другой. Варианты : есть разные карты (Штаты, Европа, Германия, Швейцария), каждая из которых (кроме Штатов) имеет некоторые дополнительные фичи : туннели и вокзалы в Европе, пассажиры в Германии, туннели в Швейцарии. Оценка : 4+...
06 10 2024 3:45:46
22 фишки насекомых (по 11 для каждого игрока); мешочек для фишек; правила игры. Фишки в игре выполнены в виде шестиугольников с изображением животных. Текста на компонентах нет, он встречается только в правилах. Их-то и перевели локализаторы. Название игры осталось оригинальным — Hive, но получила подзаголовок: маленькая стратегия, глубокая война....
05 10 2024 13:52:25
Цветные камни можно тоже заменить какой-нибудь бижутерией. На случай если ничего под рукой нет, я нарисовал токкены с камнями, которые можно просто тянуть из кучи, подобно карточкам в Каркассоне....
03 10 2024 11:30:51
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::