Стальная арена. Обзор игры

Если сравнивать настольные игры с компьютерными, обнаруживается, что у них есть сходные жанры, а есть – непересекающиеся. Например, и на компьютере, и на столе можно разыграть сражение, раскинуть экономическую стратегию или попробовать какую-нибудь абстpaктную головоломку. Зато на столе сравнительно мало гоночных игр и всяких стрелялок. Поэтому когда в 2016 году российское издательство GaGa Games анонсировало настольную игру про сражения боевых роботов на арене, сразу стало понятно – проект неординарный. Тут и дpaки, и огромные человекоподобные устройства, и необычный формат.
Внешне игра выглядит вполне привычно для картонных развлечений настольного формата: коробка, внутри – шестиугольные жетоны, большие планшеты роботов, маркеры перегрева, да книга правил. Все компоненты выполнены из плотного, толстого картона, приятны на ощупь и снабжены привлекательными иллюстрациями. Каждый жетон в игре – это какая-нибудь деталь для робота, и пpaктически все они – уникальны. Для каждой имеется отдельный рисунок, название плюс продублированное условными обозначениями описание эффекта.
Всё начинается с того, что из шестиугольников выкладывается игровое поле, конфигурация которого зависит от количества игроков (их может быть от 2 до 4 человек). Затем все по очереди выставляют на поле своих роботов. Причём, в игре имеет значение направление взгляда робота, так что уже в самом начале нужно выбрать, в какую сторону он «смотрит».
Каждый робот – это набор модулей. Всего их в игре бывает 4 типа: модули перемещения, модули поворота, модули оружия и модули защиты. Их назначение понятно из названия. Модули перемещения позволяют роботу двигаться, модули поворота – поворачиваться, оружие нужно, чтобы атаковать соперников, а броня – чтобы уменьшать наносимый роботу урон. В основе каждого робота центральный модуль, соединяющий в себе базовые свойства: он немного умеет двигаться и поворачиваться, способен атаковать в ближнем бою и оснащён небольшой бронёй.
Ход игрока – это активация одного или нескольких модулей робота. Тут всё просто: хотим двигаться – активируем модуль движения. Хочется стрельнуть во врага – задействуем модуль атаки. Использованный модуль помечается маркером перегрева – такой модуль повторно использовать нельзя пока робот не охладится. Для этого надо пропустить ход – ты ничего не делаешь, а с робота снимаются все жетоны перегрева. Некоторые модули умеют охлаждаться автоматически. А ещё некоторые модули не завершают ход робота, а позволяют после их использования активировать ещё какой-нибудь другой модуль.
Базовый модуль у робота – самоохлаждающийся и скоростной, т.е. его можно активировать каждый ход, а после задействовать ещё какой-нибудь модуль. Это позволяет даже в начальной конфигурации выполнять связки действий наподобие «переместиться и выстрелить» или «повернуться и переместиться». Если найти новые ускоренные модули, робот станет ещё более маневренным.
В конце хода робот всегда получает новый модуль. Он поднимается прямо с игрового поля. Жетон, на котором робот закончил ход, поднимается со стола и прицепляется к роботу. Взамен него на стол выкладывается новый фрагмент. Эти модули – участки поля выкладываются взакрытую, т.е. заранее никто не знает где какой модуль лежит, но по цветам понятно что именно ты можешь подобрать: красные элементы – модули атаки, синие – защита, зелёные – перемещение, жёлтые – поворот.
Самое интересное в игре, это, пожалуй, нападение. Ведь в этом-то и цель – уничтожить роботов противника. Атака разыгрывается достаточно просто. Если робот стреляет в противника, он наносит повреждения по значению атаки модуля, который использован для нападения. При этом проверяется, есть ли у атакованного защита и, если есть, её показатель отнимается от показателя атаки. Получившаяся цифра означает сколько модулей удалось уничтожить в результате атаки. Какие именно это модули выбирает игрок, попавший под огонь. Он сам выбирает у своего робота «отвалившиеся» детали и отдаёт их сопернику. А тот их складывает в отдельную стопочку трофеев. Это, считай, «фраги».
Задача игрока – сбить у противника определённое количество модулей. Ещё игра может закончиться по таймеру, когда иссякнет колода жетонов, выкладываемых на поле в конце каждого хода (взамен подбираемых роботами). В этом случае достаточно просто иметь больше «фрагов», чем у соперника.
Играть в арену можно вдвоём, втроём и вчетвером. Причём, в последнем случае возможен вариант «каждый сам за себя» и «пара на пару». В реальном времени на партию уходит порядка 20 минут, и пролетают они просто незаметно, потому что игра захватывает с головой. Почему? Как это обычно бывает с плохими играми, какие-то явные огрехи видны сразу, а вот когда всё хорошо, нужно как следует проанализировать, за счёт чего игрушка получилась такой привлекательной.
Первое, пожалуй, это идея. Сражения роботов – это действительно неординарная тема для настольных игр. Считай, такой рестлинг, только на арене не бойцы, а огромные железяки. Второе, это доступные правила. Несмотря на разнообразие модулей, сразу понятно как и что можно использовать. Третье – динамичные ходы. Поскольку в свой ход игрок обычно активирует 2-3 модуля, времени на это уходит совсем немного, не успел ты походить, и вот уже снова подошла очередь. Четвёртое – радость находки. Каждый ход робот получает какую-то новую деталь, получает новую возможность, причём, со временем новые модули становятся лучше предыдущих. Это такое же удовольствие, как новые шмотки в каком-нибудь компьютерном «Дьябло». Пятое – фокус внимания никогда не покидает поля. Даже в те короткие промежутки, пока ходят другие игроки, ты всегда смотришь что происходит, потому что каждый шаг, каждый выстрел соперника, каждый новый найденный им модель влияет на игровую ситуацию.
Говоря о плюсах, нельзя не отметить и моменты, в которых игру ещё можно улучшить. При взгляде на игру у многих возникает желание видеть на арене не просто картонные шестиугольники с нарисованными на них роботами, а какие-нибудь фигурки. И тут простор для творчества огромен. Можно пустить в ход миниатюры из лего, можно достать подходящих роботов из какой-нибудь другой игры. Наконец, можно приобрести набор фигурок от «Технолога». Как бы то ни было с фигурками на поле игра смотрится куда лучше. Ещё один момент – оформление «рубашки» модулей. Сейчас на них изображены огромные цифры, и когда игровое поле, фактически, выглядит набором цифр – это не очень приятно с точки зрения эстетики. Впрочем, в новом тираже обещают изменить оформление оборотной стороны жетонов.
В целом об игре нужно ещё отметить, что самый лучший режим, пожалуй, это комaндные сражения в формате «2 на 2». Как мне кажется, это потому, что когда ты играешь один против двух или трёх роботов, как-то подсознательно ориентируешься больше на игру от обороны, стараешься защититься сразу от всех врагов. Если же играть парами, структура партии меняется, теперь получаются некие «кошки-мышки», каждая комaнда стремится «зажать» одного противника и отдубасить его как следует вдвоём.
Замечу ещё, что «Стальная арена» как и некоторые предыдущие проекты Юрия Ямщикова («Космонавты», «Лабиринт зеркал») относится к тому, что я называю «геометрическими играми». В них важно принимать во внимание такие вещи как направление движения и его скорость, траекторию. В «Космонавтах» когда-то надо было учитывать движение планет и кометы, в «Лабиринте зеркал» — мысленно прокладывать траектории движения через телепорты. И, вот в «Арене» это тоже важный аспект, надо прикидывать, куда «смотрит» твой робот, успеешь ли ты повернуться и нацелиться на врага, или, наоборот, закрыться от него бронёй, подставить ему наиболее защищённую сторону.
Первые отзывы о «Стальной арене» оказались довольно положительными, причём, не только в России, но и за рубежом. Учитывая, что подобными достижениями могут похвастаться не так уж много отечественных игр, считаю работу Юрия Ямщикова и издательства GaGa Games большим успехом. Теперь главное – не останавливаться на достигнутом, по возможности переиздать игру с изменённым оформлением, а дальше и дополнения могут появиться. Делов-то, всего лишь новые модули придумывать и всё. И, кто знает, может быть однажды на арене будут воевать комaнды не «двое на двое», а «трое на трое».
Что касается меня, я игрой доволен. Она оригинальная, интересная, несложная, динамичная и увлекающая. Именно такой и должна быть настоящая настолка. Тем более, что размазать соперника огромной кувалдой, поджарить огнемётом или подорвать paкетницей в настольном формате – это такая редкость!
Комментарии:
Сюжет о клубе настольных игр в Архангельске...
01 12 2025 14:26:15
Особенности этого PnP
Оригинальный размер карт
Некрасивый шрифт локализации заменён на Русифицированный оригинальный шрифт
Замена названий персонажей. Были: «Злой дух», «Добрый дух» и «Пересмешник». Стали: «Бука», «Фея» и «Песочный человечек» (ближе к оригиналу)
Добавлены бонус карты Снов: https://www.boardgamegeek.com/boardgameexpansion/238474/when-i-dream-bonus-cards
Добавлены три «фанатские» карты Снов за моим авторством (не пропадать же пустому месту на листе)
Сделан аналог пластиковой «кровати» из комплекта с игрой. Его нужно напечатать на принтере, наклеить на 2 мм картон, вырезать по контурам.
Метки для реза отключаемые. Есть линии для реза (всё на отдельных слоях)
Допуск под смещение печати — 2 мм.
Дополнительно потребуется:
Песочные часы на 2 минуты (или аналог)
Маска для сна (повязка на глаза, или иной аналог)
...
28 11 2025 1:41:42
Завершён перевод игры «Anima: Shadow of Omega»...
27 11 2025 11:11:41
Понадобится дополнительно: маркеры для учёта ранений...
26 11 2025 1:28:30
Говорят, это небольшое нововведение оказывается весьма полезно. Оно стимулирует нападающего не просто пытаться забрасывать соперника кубиками издалека, а идти в атаку. В качестве побочного эффекта оно также усиляет нацию японцев (у них в ближнем бою отряды с полной численностью бросают дополнительный кубик), но, опять же, по словам игроков, это не сильно влияет на баланс....
25 11 2025 1:48:26
Army of Darkness
http://www.deadites.net/aod_boardgame.php...
24 11 2025 6:51:25
Как правильно покупать настолки за границей...
23 11 2025 11:29:51
Не спешите под кат, сначала подумайте чуть-чуть, пожалуйста....
22 11 2025 8:17:52
В 1979 году, после многочисленных задержек, вышла в свет Magic Realm, игра Ричарда Хамблена (автор: Victory in the Pacific [1977], Merchant of Venus [1988], соавтор: The Russian Campaign [1974], Starship Trooper [1976], и Dune [1979]), которая должна была составить достойную конкуренцию крайне успешной игре под названием Dungeons & Dragons (1974). Игра привлекла к себе большое внимание еще до выхода, а в 1979 году заняла второе место в рейтинге продаж компании Avalon Hill....
21 11 2025 6:21:37
Буквально за пару дней до конца года я получил неожиданную посылку от Звезды, внутри которой оказалась коробка с игрой Великая Отечественная. Лето 1941. Пожалуй, из трёх новинок — это самое любопытное приобретение. Под крышкой скрывается военная настольная игра в реальном времени с двумя минусами — записью ходов (меня это правило почему-то выводит из себя, видать, слишком я ленив), а также вложенным конструктором — набором, из которого нужно самому собирать фигурки пехоты и бронетехники....
19 11 2025 4:25:57
Мне досталась немецкая версия игры, так что правила приведены на немецком. Кстати, на фотографиях — вторая редакция FT, и, соответственно, вторая редакция правил. Они не изменились по сути, но были переформатированы и стали выглядеть по-другому....
18 11 2025 0:52:50
Дополнительным аспектом игры является предугадывание ходов оппонента, за счёт чего и открывается новый взгляд на игру....
16 11 2025 2:35:34
Когда воин, маг, священник и вор совершенно случайно встречаются в таверне и, за кружкой эля, решают объединиться и уничтожать зло — это в порядке вещей. Подтвердит любой приключенец. Как правило, рядом с каждой таверной имеется гора, ну или хотя бы холм, в недрах которого злой властелин подземелий (в дальнейшем просто лорд) копит золото, строит козни и разводит вокруг себя всяческих богопротивных монстров. И вот следующим утром (или днем, если накануне было слишком много эля), партия приключенцев вламывается во владения лорда, дабы и зло изничтожить, и пограбить всласть. Но думал ли кто-нибудь, каково бедному лорду? Он ночей не спит, трудится в поту. И бесов с монстрами нанять надо, и туннеликомнаты новые выкопать, и в магазин ловушек своего миньона отправить, чтоб закупили чего-нибудь новенького, и за едой да золотом приглядывать надо, чтоб монстрам и бесам жилось нормально. А тут еще Министерство Подземельестроительства лютует, налоги требует, монстры тоже периодически зарплату хотят. В общем, ужас! И тут приходит полупьяная партия сил добра и начинает крушить всё подряд, мочить монстров и учинять прочие непотребства. Как же после этого возлюбить их, как ближних своих?...
15 11 2025 8:58:45
Мавзолей создается в начале игра, каждый игрок прячет сокровища, ловушки и монстров в каждый склеп втайне от других игроков. Вы помните где оставили сундук с золотом? Надейтесь, что ваш противник не поставил “Пожиратель Боли” в том же склепе! Нет сегодня воров в Гостинице? Надейтесь, что не попадете в ловушку с отравленными дротиками! “Мавзолей” передает динамичное ощущение “приключения в подземелье” без затраты часов на предварительную подготовку. Просто хватай свою партию и вперед....
14 11 2025 17:34:39
Локализован «Звёздный манчкин» [Star Munchkin]...
13 11 2025 18:10:15
Небольшой обзор игры «Война кольца» (War of the Ring)...
11 11 2025 11:32:50
Уже есть мнения игроков, называющих «Оркономику» еврогeймом. Но вроде бы очевидно (как минимум из комплектации — мы видим в составе кубики), в игре немалую роль играет случайность. Так ли это, и что это за игра? Попробуем разобраться....
09 11 2025 5:11:51
В общем, как я уже писал, Ninja Burger не пользуется особой популярностью у англоязычных игроков. По-видимому, не получит эта игра широкого распространения и у нас в стране. Стоит ожидать, что она разойдётся благодаря имени Стива Джексона (смотри — это игра от создателя Манчкина), но рекомендовать её любителям настолок я бы не стал. Ведь есть более интересные игры, например те, что перечислены в моём списке лучших настолок....
07 11 2025 6:54:26
Свод арабских сказок, якобы рассказанных Шахрияру по ночам, так и называется — «Тысяча и одна ночь». А игра, о которой сегодня пойдёт речь, представляет собой симулятор мира этих самых сказок....
06 11 2025 20:41:35
Я рекомендую поиграть в эту настолку всем, тем более, что в Пандемию интересно играть даже одному. Она несложная и недолгая, но ужасно увлекательная. А ещё, Пандемия сплачивает игроков и заставляет их вместе радоваться каждой маленькой победе и совместно переживать поражения....
05 11 2025 12:14:28
Проект “Самурай” (или как отрубить себе пальцы)...
02 11 2025 8:51:44
Правила игры «Kingdoms» [Королевства] на русском языке...
31 10 2025 21:47:34
Мой вариант: "Если на пастбище построить хлев, то вместимость пастбища удваивается"....
29 10 2025 21:20:18
Для начала с помощью Промта текст был вытащен из pdf и естественно ОЧЕНЬ коряво переведен. Дальше начался процесс правки текста, очень помогало то, что был перевод от студии «СМАРТ» базовых правил WOW The Board game, поэтому перевод многих понятий (типа «setup», что в переводе «стартовый расклад» и т. д.) не вызывал вопросов....
26 10 2025 18:44:23
Дополнительную информацию можно получить на сайтах Мира Фэнтези и Берсерка, а также по телефону: 8-905-538-81-09....
25 10 2025 19:46:36
Первое слово, которое мне нужно назвать должно быть из 2 букв. Называю «ад» и вписываю буквы в соответствующие клетки бланка. Противник отвечает: 0 очков. Зачёркиваю обе буквы (можно также зачеркнуть их в левом вспомогательном столбце бланка, в котором перечислены все буквы алфавита – на рисунках не показан):...
23 10 2025 18:30:14
22 10 2025 16:53:54
Наиболее востребованные авторы: Emerson Matsuuchi (Reef и Century: Eastern Wonders), Reiner Knizia (Yellow & Yangtze, Blue Lagoon и Lost Cities: Rivals), Inka Brand и Markus Brand (The Rise of Queensdale, Exit: The Game — Dead Man on the Orient Express и Exit: The Game — The Sunken Treasure), Matt Lea*** (Forbidden Sky) и Martin Wallace (Brass: Birmingham, Brass: Lancashire и Moa)....
21 10 2025 3:54:35
Потому что вы играете в логику, а надо играть в ситуацию на лодке, то есть — отыгрывать роли. Вся прелесть игры — в диалогах и ситуации. Например, логика подсказывает, что Миледи нужно побить за предмет, а Боцман вдруг может сказать, что женщину бить нельзя. Вообще....
20 10 2025 5:36:40
Настольный “StarCraft” — превью расы Зергов...
19 10 2025 9:10:48
Самая атмосферная настолка — Ужас Аркхэма...
18 10 2025 11:13:41
2. Расскажите о теме игры в целом. Обрисуйте игровой мир, объясните роль каждого игрока и цель, которую он должен достигнуть для победы....
17 10 2025 22:16:26
1. У каждого персонажа есть уникальная способность. Даже прачка и тpaктирщик будут полезны следствию....
16 10 2025 3:17:10
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку