Михаил Баландин о бесконфликтных играх
На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась статья о бесконфликтных играх, где Михаил рассказывает о шести настолках, в которых игроки своими действиями не способны друг другу навредить.
После статьи о кооперативных играх меня попробовали поймать на слове. 🙂 Напомню, там я во вступлении сказал, что существуют (хотя и немного их) бесконфликтные игры… и вот, с меня стребовали список оных. Давайте попробуем прикинуть, что же может в такой список входить.
Сразу наложу на себя несколько ограничений. Я считаю аукцион формой конфликта (сразу минус кучу экономических игр). Я считаю формой конфликта ситуацию, когда игрок может крупно обломить другому игроку плоды его трудов, хотя бы даже и нечаянно (минус «Зельеварение», «Ticket to Ride» и т.п.). Я не буду рассматривать чисто кооперативные игры по той простой причине, что это уже было сделано в той самой статье.
И — отдельным пунктом — я не считаю бесконфликтной игрой «Каркассон». Много раз говорил, и скажу ещё: если вы считаете его бесконфликтным, то вы в него элементарно играть не умеете.
А теперь поехали.
Tales of the Arabian Nights («Сказки Тысячи и одной ночи»)
BGG#169, 2009 год. Интеpaктивный сказочный квест, в котором игроки пускаются в стрaнcтвия и попадают в самые неожиданные приключения. Подробный обзор здесь.
Конфликты и агрессия исключены в принципе. Игроки по отношению друг к другу выполняют функции чтецов, озвучивая из большой Книги Историй текущие обстоятельства и их реакцию на действия ходящего.
Из недостатков — очень сильная языковая зависимость (игра не локализована). Плюс тот факт, что здесь нужно получать удовольствие от процесса, а результат как таковой труднопредсказуем.
Положи в корзину сразу, потом забудешь:Cluedo («Игра в улики»)
BGG#5201, 1948 год. Расследование старого доброго чисто английского убийства старым добрым дедуктивным методом. Подробный обзор здесь.
Агрессии нет, чистая логика. Нужно вычислить убийцу, орудие и место убийства. Тот факт, что убийцей оказывается персонаж одного из игроков, ничего личного в игру не вносит — правильно сформулировав обвинение даже «против самого себя», всё равно выигрываешь.
В игре есть элемент, который некоторыми поначалу воспринимается как конфликтный: персонаж, в отношении которого высказывается предположение, тут же перемещается на предполагаемое место преступления. Однако в действительности это не мешает, а помогает расследованию, придавая ему этакий коллективный хаpaктер путём собирания всех вместе.
Из недостатков — не очень высокая реиграбельность. После того, как до игрока доходит оптимальный способ расследования (обычно не позже, чем раза с третьего-четвёртого), становится не очень интересно (так называемая «сломанная игра»).
Dixit («Диксит»)
BGG#63, 2008 год. Творческая игра на загадывание и разгадывание нетривиальных ассоциаций по художественному изображению. Обзора пока нет. 🙂
Игрового конфликта нет в принципе — кого винить, если твою ассоциацию не угадал никто, или, напротив, угадали все? Правда, может возникнуть обидная ситуация для игроков с небогатым воображением и/или невысокой образованностью — им тут мало что светит. Если, конечно, про остальную компанию нельзя сказать то же самое.
Основной недостаток — не очень реиграбельна в одной и той же компании. Этой игре показана регулярная смена партнёров. 🙂
Dominion («Доминион»)
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:
BGG#8, 2008 год. Колодостроительная игра, за какие-то три года ставшая живой классикой и эталоном. Обзор здесь.
Конфликт в принципе возможен, ибо любая коробка (и базовая в том числе) содержит агрессивные и пакостные карты. Однако в каждой отдельно взятой партии используется всего 10 типов карт, так что при миролюбивом настроении пакости можно просто-напросто игнорировать. С дополнениями делать это становится ещё легче, так как общее количество карт увеличивается. При этом есть и карты, обеспечивающие взаимодействия без пакостей.
Значительных недостатков у игры, по-моему, вообще нет. Ну классика же. 🙂
DungeonQuest («Пещерное приключение»)
BGG#479, 2010 год. Приключения авантюристов в неизведанном подземелье с несметными сокровищами и прилагающимся к ним дpaконом. Обзор здесь.
Агрессия в игре есть. А вот конфликтов нет. 🙂 Игрокам здесь не до конфликтов, ибо им бы как-нибудь с подземельем справиться, а друг о друге и думать-то некогда. 🙂 Правда, при столкновении ходящего с каким-то монстром за монстра приходится отыгрывать соседу, но в правилах предусмотрены и другие боевые варианты.
Основной недостаток игры — чрезвычайно высокая реалистичность приключения. Проще говоря, погибнуть тут — как нефиг делать. 🙂 Но виновны в этом будут только обстоятельства, а никак не соседи по игровому столу.
Race for the Galaxy («Борьба за Галактику»)
BGG#12, 2007 год. Построение галактического царства-государства с его сложной внутренней инфраструктурой. Обзор здесь.
Игра бесконфликтна при использовании базовой коробки (локализована) и первого дополнения. Со вторым и третьим дополнением она будет бесконфликтной в режиме «захваты запрещены» (а это штатный режим, который разработчик рекомендует задействовать через партию). Взаимодействие игроков сводится к попыткам угадать чужие действия и получить с них как можно больше пользы себе.
Основной недостаток — довольно высокий порог вхождения. Также многие ВНЕЗАПНО жалуются на недостаток взаимодействия. 🙂
Вот примерно как-то так. Я привёл здесь лишь наиболее удачную шестёрку примеров из числа того, что имеется у меня в коллекции. Думается, этого вполне достаточно для обоснования тезиса — бесконфликтные игры существуют. Думается, что тому есть и другие примеры, которые я готов с интересом выслушать.
Комментарии:
Это — самая ранняя дата. Которая подтверждается еще одним фактом. Клеткой на игровом поле про заводы Ситроена. Увлеченный идеей, что реклама — двигатель торговли, Андре Ситроен не скупился на увековечивание своей фамилии. Например, в начале 30х Эйфелева башня не просто освещалась ночами, а лампочки складывались в слово "Ситроен". Все это привело к тому, что компания оказалась на грани банкротства. И Ситроен вынужден был передать свое детище кредиторам. Тоже в начале 1935 года. План спасения компании новыми хозяевами включал в себя и увольнение пpaктически каждого третьего рабочего....
28 04 2024 14:40:38
Все листы распечатать в 1 экземпляре и разрезать. Поле сложить. Из прочего – вам понадобится один 6-тигранный кубик....
27 04 2024 19:25:16
Выражаю огромную благодарность создателям игры и всем художникам, чьи иллюстрации были использованы в этом редизайне....
25 04 2024 2:52:13
Многие разработчики пишут правила только когда игра полностью готова, оттестирована и её уже можно нести издателю. Это не мой вариант. Как написать правила полностью – это одно из первых, о чём я начинаю думать применительно к новой игре, возможно даже ещё до того, как сделаю первый прототип. Затем после каждого тестирования я обновляю правила и присваиваю новой версии номер, примерно как с компьютерными программами. Например, если посмотреть на две мои последние изданные игры, Greedy Kingdoms и Fist of Dragonstones, у них версии правил 2.3 и 3.10 соответственно. В конце года выйдет ещё одна моя игра, Minstrels, её правила доросли до версии 7.5. Любое, даже небольшое изменение в игре, приводит к тому, что я перечитываю большую часть правил, часть переписываю и, заодно, смотрю, где их можно подсократить и сделать понятнее. Единственный минус такого подхода – приходится быть очень внимательным, чтобы в новой версии правил не осталось что-нибудь из старой версии. Такое иногда случается....
24 04 2024 19:21:23
Разpaбатывается ККИ по мотивам «World of Tanks»...
21 04 2024 6:37:49
Дополнения по комплектации были уж совсем уж маленькие (ниже указаны только некоторые):...
17 04 2024 17:22:32
С помощью карт игроки должны составлять комбинации, при этом учитывая еще и животных на пастбищах при подсчете. В свой ход игрок должен выложить рядом с картой пастбища одну или две своих карты из руки с той стороны пастбища, которая обращена к нему. Если среди выложенных карт есть животные, которые присутствуют на пастбище, они плюсуются к картам игрока....
16 04 2024 11:42:32
Известные мне ПЛЮСЫ и МИНУСЫ моего комплекта ПНП:...
13 04 2024 10:14:16
Научно—фантастическая тематика. В отличие от механик, тема «Борьбы за галактику» прочно связана с жанром. Каждая карта отлично проработана, проиллюстрирована и у неё есть уникальное название. Это всё очень важно, но при этом карты не всегда запоминаются. С чем у RFTG действительно, так это с тематикой в масштабе вселенной: генетика, пришельцы, империя, мятежники – всё это несколько стереотипно, но именно этого и ждут от игры про космос. Именно это и делает «Борьбу за галактику» научно-фантастической игрой....
12 04 2024 11:12:28
Для заборов хорошо подойдут паровозики из Ticket To Ride, а для персонажей — человечки из каркассона....
10 04 2024 20:47:31
Настольная игра Caylus впервые была издана в 2005-ом году. Кем, когда, почему и остальной geekstuff можно посмотреть на сайте boardgamegeek.com, чтобы не писать лишнее. Добавлю от себя только одно: в нашей компании настольщиков игру незаслуженно игнорируют вниманием и вполне понятно почему. Игровой процесс нагнетает тяжбу, увеличиваясь в своих возможностях с каждым новым ходом. Совладать и контролировать лавину возможностей, чтобы более-менее успешно достигать запланированного результата первые партии очень непросто. ...
08 04 2024 2:25:44
Ну и, наконец, самые популярные игры июля – то есть те игры, в которые играло наибольшее количество игроков. Полные данные можно посмотреть в файле, который находится в этой папке, а на следующем рисунке показаны только лидеры. В таблице указаны – текущее место, место в прошлом месяце, наивысшее достигнутое место (за всё время, начиная с 2004-го года), количество месяцев в «Топ-100», название игры, год издания, авторы, тип игры и количество игроков в июле:...
07 04 2024 13:26:20
Наиболее востребованные авторы: Emerson Matsuuchi (Reef и Century: Eastern Wonders), Reiner Knizia (Yellow & Yangtze, Blue Lagoon и Lost Cities: Rivals), Inka Brand и Markus Brand (The Rise of Queensdale, Exit: The Game — Dead Man on the Orient Express и Exit: The Game — The Sunken Treasure), Matt Lea*** (Forbidden Sky) и Martin Wallace (Brass: Birmingham, Brass: Lancashire и Moa)....
05 04 2024 20:30:30
Добро пожаловать на сайт ПродаНИ или Продай Настольную Игру! Это площадка для продажи настольных игр, как новых, так и уже побывавших на столах. Наша задача — сделать максимально удобный ресурс, где можно быстро продать настольные игры продавцам, а покупателям приобрести игры по лучшим ценам!...
02 04 2024 7:55:47
Кубики в игре очень качественные. Квадратные, с "острыми" (не скруглёнными) углами. Точки видны хорошо. Мне нравится....
31 03 2024 3:28:29
Памятка по разрешению конфликтов между настольщиками...
28 03 2024 19:10:37
Карточная игра про сбор фруктов от Фридмана Фриза, автора «Энергосети». Вроде бы ничего такого, но подкупают отзывы, Фриз сделал настолку с режимом кампании, где правила меняются от партии к партии. И особо подчёркивает – это не «наследие», т.е. все изменения всегда можно откатить. Подозреваю, что это какое-то евро на сбор сетов, но, тем не менее, любопытно было бы такое попробовать....
26 03 2024 19:23:56
Наши герои: Edolorin — Отличные сканы. Спасибо! S5una — Перевод и вычитка. Спасибо! stridmann — Вычитка и корректировки. Спасибо! dcdlab — Сборка макетов карт. Спасибо!!! В вёрстке всё так же, нечётные листы лицо, чётные их оборот, всё печатать по одной странице. Удачных вам флэшбэков Скачать материалы для игры Arkham Horror: The Card Game – Return to the Night of the Zealot...
23 03 2024 19:36:57
Сами фигурки. Четыре одинаковых набора (игра рассчитана на 1 — 4 игроков)....
22 03 2024 10:37:33
Перевод правил «Twilight Struggle» (Мрачная борьба)...
21 03 2024 21:43:50
Собирайте полезные предметы, которые выбрасывает на берег, находите пиратские тайники и боритесь за свою жизнь. Чтобы выжить, придётся догововариваться – часто, много и не всегда честно. Позаботьтесь о том, чтобы вы и ваш друг оставались живы, пока проплывающий мимо корабль не заметит ваш сигнальный костёр и не спасёт вас из этого места....
20 03 2024 0:30:30
Army of Darkness http://www.deadites.net/aod_boardgame.php...
19 03 2024 1:39:28
1. Забираем игры в Москве около станции метро Отрадное (оплата при получении игры) или получаем по почте на условиях, указанных в моём гиклисте с распродажей (заказ от 2000 т.р., полная предоплата банковским переводом, оплата расходов на пересылку)....
18 03 2024 17:17:40
3. В отличие от предыдущего конкурса, ограничения на формат отсутствуют. Можете писать прозу, хотите — рифмуйте текст, есть желание — используйте белый стих или даже хайку 🙂...
14 03 2024 7:17:55
Сначала попробуем, ATZ, а потом доберёмся и до Luna Llena...
12 03 2024 6:26:54
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::