Перевод правил «Цивилизации Сида Мейера»

Наконец-то я завершил работу над переводом правил Sid Meier's Civilization. Переводить правила игр с английского на русский мне доволилось уже не раз, но с Цивилизацией было очень тяжело. И не из-за того, что правила объёмные. Всё дело в том, что я верстал их в pdf, чтобы мой перевод выглядел точно также, как и оригинал. На это ушло очень много времени. Я ковырялся примерно три недели. Примерно львиная доля временных затрат ушло именно на вёрстку. Если бы я просто сделал перевод в вордовском файле, управился бы за неделю, максимум за полторы.
Сам перевод не вызвал у меня пpaктически никаких сложностей. Разве что несколько цитат остались в оригинале, но и то — лишь потому что я не нашёл канонического перевода в Гугле, а переводить классиков самому рука не поднялась. Так что, пользуясь случаем, прошу помощи. Знает кто-нибудь устойчивый перевод на русский следующих фраз:
1. “The past is but the beginning of a beginning, and all that is or has been is but the twilight of the dawn.” (Г. Уэллс) ;
2. “A great wind is blowing, and that gives you either imagination or a headache.” (Екатерина II) ;
3. “Politics is war without bloodshed, while war is politics with bloodshed.” (Мао Цзе Дун) ;
4. “Waste neither time nor money, but make the best use of both. Without industry and frugality, nothing will do, and with them everything.” (Бенджамин Франклин) ;
5. “The cry for peace will be a cry in the wilderness, so long as the spirit of nonviolence does not dominate millions of men and women.” (Махатма Ганди) ;
6. “We shall not cease from exploration. And the end of all our exploring. Will be to arrive where we started. And know the place for the first time.” (T. S. Eliot) ;
7. “Don’t tell me where your priorities are. Show me where you spend your money and I’ll tell you what they are.” (James W. Frick).
Я подчёркиваю — нужен не собственный, а именно устоявшийся литературный перевод этих фраз.
Что касается игровых терминов, с ними вопросов у меня не возникло. Trade и Production у меня превратились в очки торговли и производства. Culture — в жетоны культуры. Armies ожидаемо стали армиями, units — юнитами, scouts — разведчиками. Нашлось и несколько неожиданных решений. Термин "stacking limit" (максимальное количество фишек на одной клетке) я перевёл как "размер группы", а "battle hand size" (количество карт юнитов, набираемых в руку перед начало боя) у меня называется "размер армии". Тут, конечно, может возникнуть небольшая пyтaница, т.к. "размер группы" похож на "размер армии", но четыре наши тестовые партии никаких неудобств не выявили.
Что ещё? В правилах встречается термин "trump" (по русски — "козырь"). Им обозначается тип юнитов, который слаб против другого типа юнитов (например, кавалерия против пехоты). Поначалу я его вообще проигнорировал и не придумывал специальное слово, но потом махнул рукой и написал "козырь".
Ещё один технический нюанс. Я не знаю как так получилось, но на страницах 14, 17, 28 и 32 шрифты почему-то отображаются немного иначе и выглядят какими-то жирными. Как это побороть — не знаю.
Так получилось, что вскоре мы увидим официальную локализацию Цивилизации. С нетерпением жду этого момента. Мне очень любопытно сравнить свой перевод с тем, что вложен в коробку с игрой 🙂
Кстати сказать, правила Цивилизации написаны очень хорошо. В них подробно, и, что немаловажно — последовательно, описываются все-все-все элементы игры. Важные моменты вынесены в отдельные врезки, а некоторые нюансы повторяются по два-три раза, чтобы они наверняка отложились в голове у читателя.
PS: вскоре опубликую свой перевод свойств наций, карт культурных событий и технологий — всё, что нужно для освоения игры на английском.
Скачать правила игры Цивилизация Сида Мейера на русском языке (pdf, 19 Mb)
Комментарии:
Эволюция моего персонажа (внеигрового) шла примерно так. Когда была объявлена новость о локализации, я пропустил её мимо ушей — не мой продукт. Когда её издали, я немного заинтересовался — прокачка героя и режим кампании привлекали. Когда меня позвали в неё сыграть, я втянулся — основные механики оказались простыми, за нюансами все следили хором, но больше всего понравился ИИ монстров. Когда мы закончили кампанию, я огорчился — казалось, сценариев мало и хотелось бы поскорее продолжить. Кстати продолжить получится, Gaga Games обещали в апреле открыть предзаказ на большое дополнение к игре, в котором будет второй акт истории....
02 12 2025 14:45:27
MOON (2019)
– Автор: Pablo Garaizar
– Абстpaктная, 1-4 игрока, 25 минут
– Abstract Strategy, Educational, Math
– Pattern Building, Simulation
– Проект заканчивается: 1 мая
– Помощники: 512
– Список игр на BGG
Изучение принципов работы компьютера....
28 11 2025 17:54:15
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша....
25 11 2025 5:18:12
Помогите освоить «Великую Отечественную»...
23 11 2025 7:53:50
Готовится неофициальное дополнение к «Манчкину»...
21 11 2025 18:58:49
Всё, что вы делаете в игре, стоит Времени, это самый ценный ресурс в AuZtralia....
20 11 2025 15:10:44
Видео-обзор «Zombie Dice» и «Cthulhu Dice»...
18 11 2025 0:58:19
Америка 19 века: вы заводчик скота и регулярно гоните подросшее стадо по великому западному пути из Техаса в Канзас и далее, по железным дорогам континента. На протяжении всего пути вам необходимо поддерживать отличную форму вашего стада; грамотно выбирать места привалов на разветвленном маршруте; нанимать ковбоев, строителей и инженеров; встречаться с индейцами; вести строительство на пути; оборудовать железнодорожные станции и вкладываться в разведение дорогостоящих пород скота....
17 11 2025 17:47:39
Все игроки совершают действия одновременно, а значит, одновременно играть может множество игроков. Используйте различные стратегии и случайно выпадающие карты, чтобы ваши игры были уникальны и неповторимы!...
16 11 2025 23:59:19
Почему то считается, что хорошая игра это обязательно, наполненный миниатюрами, «гроб» на 8+ часов. Попробуем вас в этом переубедить....
15 11 2025 10:32:59
«Куликовская битва» — распечатай и играй...
14 11 2025 15:26:41
50 часов непрерывной игры в «Колонизаторов»...
13 11 2025 23:14:48
С конкурсными работами можно ознакомиться вот здесь: ...
12 11 2025 5:24:34
С первого взгляда непросто разглядеть хорошего человека, так и к «Ганимеду» нужно приглядеться. Новенькая коробка встречает весьма спopным графическим дизайном, от которого у некоторых просыпается ностальгия по играм из начала 90-х, а другие (и я среди них) корчат кислую мину. К счастью, в коробке лежит россыпь карамельно-акриловых мипплов, которые здорово разбавляют темные тона, выбранные художником. Итоговое впечатление скорее положительное, но понравится не всем....
07 11 2025 12:46:45
Внимание!
Файл является многослойным PDF. Для манипулирования слоями Вам необходимо программное обеспечение (Adobe Acrobat Reader, Foxit Reader), поддерживающее работу со слоями в PDF-файле....
06 11 2025 22:32:30
Многие разработчики пишут правила только когда игра полностью готова, оттестирована и её уже можно нести издателю. Это не мой вариант. Как написать правила полностью – это одно из первых, о чём я начинаю думать применительно к новой игре, возможно даже ещё до того, как сделаю первый прототип. Затем после каждого тестирования я обновляю правила и присваиваю новой версии номер, примерно как с компьютерными программами. Например, если посмотреть на две мои последние изданные игры, Greedy Kingdoms и Fist of Dragonstones, у них версии правил 2.3 и 3.10 соответственно. В конце года выйдет ещё одна моя игра, Minstrels, её правила доросли до версии 7.5. Любое, даже небольшое изменение в игре, приводит к тому, что я перечитываю большую часть правил, часть переписываю и, заодно, смотрю, где их можно подсократить и сделать понятнее. Единственный минус такого подхода – приходится быть очень внимательным, чтобы в новой версии правил не осталось что-нибудь из старой версии. Такое иногда случается....
03 11 2025 13:15:19
В отличие от большинства подобных игр, в которых каждый игрок просто что-то записывает в своём личном бланке, и все подобные игры похожи на групповые пасьянсы, здесь все игроки дополнительно чертят свои маршруты на общей карте города – примерно так, как игроки строят свои маршруты в играх серии Ticket to Ride. И если в играх с проездным билетом есть ограничение на число вагончиков, занимающих каждый отрезок сети, то в игре с автобусными маршрутами действует другое правило. Если игрок хочет проехать по той же улице, по которой ранее уже проехал другой игрок, то ему приходится отмечать это на своём бланке. Тот из игроков, кто за всю игру чаще других способствовал увеличению числа пробок в городе, штрафуется – от 3 очков при игре вдвоём до 5 очков при игре вчетвером-впятером. Если же игрок, наоборот, за всю игру ни разу не проехал по чужому маршруту, он поощряется тремя очками....
30 10 2025 3:44:29
Качество материалов то, которое было доступно на момент начала и в процессе работы. На сегодняшний день есть базовая карта на английском в отличном качестве, но нет в таком же разрешении карты Внешнего Пояса. Карта в сборке приведена к последней редакции....
29 10 2025 20:54:55
Следом идёт игрушка MauseZocken, которая выйдет на русском под названием Берегись мышей!. Если я ничего не напутал, то это небольшая сенсация — игра разработана Райнером Книзя специально для Звезды и будет издаваться как у нас в стране, так и за рубежом под маркой "Сириуса"....
28 10 2025 21:34:50
Перевод авторской настольной соло-игры E-Lite Astra, созданной по мотивам знаменитой «спектрумовской» Elite. Эта игра вышла в 80-х годах прошлого века и была родоначальником жанра космических симуляторов с элементами торговли....
25 10 2025 8:50:52
Часть Интернет – сообщества впрочем недолюбливает «Пегас», утверждая, что новые механики хоронят игру непродуманными локациями и персонажами. Однако при ближайшем рассмотрении это не более чем расстройства игроков или малоопытных или же особо «хитрых». Заявления о том, что в «Галактике»+»Пегас» теперь много неиспользуемых локаций не соответствует действительности. Единственная мало посещаемая локация на крейсере – это Комaндный мостик, активировать 2 вайперов редко когда имеет смысл, при огневой мощи «Пегаса» и наличии в экипаже пилотов-людей локация становится действительно мертвой, лечится это домашним правилом: можно активировать не 2, а 4 вайперов....
24 10 2025 6:29:23
Правила игры просты в освоении и незатейливы, но сам процесс не раз заставит задуматься в течение партии. Игроки ходят по очереди, у них есть четыре вида действий: взять карту из своей колоды и сразу сыграть карту из руки, перейти в соседнюю комнату, использовать возможность одного из своих героев или монстров, использовать артефакт. Эти действия можно комбинировать любым способом, но за ход можно сделать не более четырёх. Пример: можно переместиться в соседние комнаты двумя героями, потом взять и сыграть карту и использовать особенность своего монстра....
23 10 2025 2:39:17
Без жетонов и кусков карты — не ставил себе ткой цели, т.к. хотел русифицировать имеющиеся у меня иностранные версии игры и допа....
21 10 2025 3:41:31
Отдельных «восхищений» достойны тайтлы влияния на станции. Они не вырублены и приходится тратить время на их вырезание. Естественно они не получаются круглой формой как того хотелось, что в очередной раз вызывает досаду. Качество картона из которого изготовлено поле, тайтлы, карты умопомрачительно для русской настолки, наконец можно не переживать ,что можно порвать или замочить компоненты, некоторые из них даже заламинированы!...
20 10 2025 4:26:44
Scythe.
Лучшее качество компонентов:
...
19 10 2025 10:39:38
Время: 15 minutes (Fear & Fortress), 75-90 minutes (Flee)...
18 10 2025 20:17:28
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку