Подробный урок освещения в 3ds max
Приветствуем читателей нашего сайта. Представляем вашему вниманию статью — уроки освещения в 3ds max. Конечно, данную тему нельзя отнести полностью к профильным, но так как наш сайт посвящен электрике и свету, мы решили: а почему бы и нет — ведь свет, он и есть свет, где бы он ни был.
К тому же, данная тема наверняка заинтересует многих людей, желающих разобраться с этой весьма непростой программой.
Содержание
- Стандартные источники света
- Создаём рабочую сцену
- Создаем источник освещения
- Типы осветителей
- Настройки света
- Фотометрические источники света
- Типы осветителей
- Настройки фотометрического света
Стандартные источники света
Приступая к прочтению данного материала, мы уже предполагаем, что вы начали изучать основные принципы работы в 3D максе, и у вас не вызовут затруднения такие операции, как создание объектов, перемещение их по сцене, и прочие основы. В противном случае, боимся, что материал вам покажется сложным для освоения.
Но, как и всегда, мы попытаемся подать тему максимально просто. Перед вами небольшая фото инструкция по работе — так вы наверняка без проблем сможете сделать все своими руками.
Создаём рабочую сцену
Итак, запускаем программу. Если у вас её ещё нет, то вы можете приобрести её тремя способами:
- Купить лицензионную версию за очень немаленькие деньги — цена на лицензионный продукт стартует от 50 тысяч рублей — и то, в период проведения распродаж;
- Скачать и установить пробную версию абсолютно бесплатно, в которой вы прекрасно сможете проходить полноценное обучение, ведь функционально такой продукт ничем не отличается от уже купленного.
- Ну или воспользоваться другим, всем известным способом, о котором мы, пожалуй, промолчим.
Мы же будем работать с программой версии 2012 года. Конечно, она уже немногим устарела, но основные принципы остались неизменными до сих пор.
Для начала, давайте создадим простенькую сцену, с которой мы и будем работать на протяжении всего урока.
Урок освещения в 3д максе: создание сценыВызываем панель примитивов — для этого кликните по соответствующей кнопке в комaндной панели, расположенной в правой части экрана.
Теперь давайте создадим в рабочем поле плоскость (Plane). На фото выше, красным выделены все кнопки, которые потребуется нажать для выполнения описываемой операции. Так же мы будем поступать и на всех остальных изображениях, чтобы вы могли лучше ориентироваться в сухом тексте.
Создание примитивных фигурДалее, нам потребуется установить в центре сцены какие-нибудь фигуры, которые мы и будем освещать в дальнейшем. Вы можете использовать абсолютно любые свои модели, а мы установим два примитива, чтобы упростить сцену.
На открывшейся панели поочередно выбираем и устанавливаем куб (Box), и цилиндр (Cylinder), придавая им совершенно произвольные пропорции и размеры. Чтобы наши фигуры контрастировали на фоне друг друга, давайте изменим их цвета.
Для этого выделите цилиндр, и перейдите по вкладке «Modify». Перед вами откроется меню, в котором доступны все свойства выделенного объекта.
Изменение цвета объектаВ выделенной, прямоугольной области отображается тип выделенного вами объекта — тут вы можете убедиться, что выделили нужный объект. Чуть выше находится окошко, в котором можно задать его имя.
Справа от него, расположен небольшой цветной квадратик — нажмите по нему, и перед вами откроется панель выбора цвета. Здесь мы выделяем синий, и жмем «ОК».
Аналогичным способом, меняем цвет куба на красный. В результате, мы получаем два контрастирующих ярких цвета, что позволит лучше наблюдать за тем, что происходит на сцене во время настройки освещения.
Создаем источник освещения
Уроки освещения 3д максе: создание источника светаТеперь пришло время создать наш первый источник освещения. Для этого, на комaндной панели перейдите во вкладку Create (Создать). Затем нажмите на подменю Lights (Свет), и вы увидите перед собой панель создания освещения.
Самое первое выпадающее меню позволяет определить тип устанавливаемого осветителя. Их в программе всего три:
- Standart (Стандартный) — самый простой и менее реалистичный свет, создаваемый программой. Именно его мы и изучим в первую очередь;
- Photometric (Фотометрический) — более реалистичный свет, для создания живых сцен;
- VRay — это профессиональный инструмент, которого мы не будем касаться в данном уроке.
Совет! Рекомендуем изучение VRay, лишь после освоения всех основных принципов работы в программе.
Типы осветителей
Выбираем стандартное освещение, и перед нами открывается панель всех доступных осветителей и их основные настройки.
уроки освещения в 3д макс: установка осветителяСейчас нас интересуют первые два осветителя Target Spot (нацеленный светильник) и Free Spot (свободный светильник). Оба они имеют форму конуса, и отличаются лишь тем, что первый имеет цель, на которую будет направлено освещение, а второй — нет.
- Выбираем Target Spot, и устанавливаем его на сцене. Для этого зажмите левую клавишу мыши, и вытяните конус нужной длины
- Далее, при помощи стрелок осей координат, меняем его местоположение в прострaнcтве.
- При этом угол направления света всегда будет падать в сторону указанной цели.
При необходимости цель освещения можно передвинуть на новое место.
Задаем угол наклона осветителяКак видите, после установки осветителя над сценой, у нас появилось какое-то подобие освещения, и даже появились тени. То есть, сцена стала более реалистичной. Но то, что вы видите сейчас, не совсем соответствует конечному результату.
Чтобы его увидеть, нужно визуализировать сцену, или, как говорят моделлеры — отрендерить. Для выполнения рендера, воспользуемся сочетанием горячих клавиш. По умолчанию, они назначены в программе, как Shift+Q.
Как можно увидеть на фото выше. После нажатия указанных клавиш, открывается отдельное окошко, в котором отображается наша сцена, но уже в визуализированном формате. То есть, мы видим, как падает наш свет. Он отображается в виде четкого круга, со слегка размытыми краями.
Удаляем Target Spot, и создаем Free Spot.
Установка ненаправленного осветителяДанный источник света не имеет кубика, и по умолчанию направлен вниз. Чтобы осветить сцену, просто расположите его над плоскостью. Free Spot даст ровно такое же освещение, как и предыдущий источник.
Снова удаляем свет, устанавливаем новый, но теперь уже Target Direction (Целевое направление).
Уроки освещения в 3д максе: Target DirectНовый источник света, в отличие от предыдущих, имеет форму цилиндра. Так же как и Target Spot, он имеет кубик для указания цели освещения. Как вы, наверное, догадались Free Direction (Свободное направление), нацеливаться не может и светит, как и Free Spot вниз.
И последний тип осветителя, которого мы коснемся в данном разделе, называется Omni. Обозначает он точечное всенаправленное освещение, которое не имеет ограничений в виде зон.
Форма источника света важна для правильного освещения сцены, к тому же каждый параметр можно предварительно настроить, о чем мы и поговорим в следующей главе.
Настройки света
Настраивать мы будем источник освещения типа Target Direct. Для того чтобы перейти к меню настроек, выделите источник и перейдите во вкладку Modify, как это было показано ранее.
Меню настроек источника светаВ открывшемся меню, можно увидеть множество строк, справа от которых стоят плюсики. Это означает, что перед вами название выпадающего меню, которое можно открыть или закрыть просто, кликнув по нему.
Настроек очень много, поэтому мы пробежимся лишь по самым основным. Остальное вы можете просмотреть самостоятельно, наблюдая за тем, как меняется свет.
Но давайте обо всем по порядку:
- Первая вкладка называется General Parameters (Основные настройки);
- Здесь можно изменить тип осветителя, выбрав нужный из выпадающего списка;
- Убирая, или устанавливая галочку напротив пункта On, мы включаем или выключаем свет;
- Галочка Targeted определяет нацеленный наш источник, или нет;
- В подпункте Shadows мы можем включать отображение теней, и выполнять их тонкую настройку.
Следующая вкладка Intensity\Color\Attenuation (Интенсивность\Цвет\Затухание) является одной из самых важных, так как в ней находятся очень интересные настройки.
Настройка светаРазбираем все по очереди:
- Первый пункт Multiplier (Множитель) — определяет мощность нашего света. Увеличивая этот параметр, мы заставляем светить источник ярче, то есть делаем его насыщеннее, и наоборот, уменьшая — приглушаем.
- По соседству расположен белый квадратик. Нажав на него, мы откроем панель, в которой сможем изменить цветовую температуру света.
- Следующий пункт называется Decay (Распад) — позволяет ограничить распространение света, а точнее, выставить преграду, которая станет приглушать свет после себя. Чтобы увидеть процесс в действии, установите галочку напротив Show (Показать), смените тип на Inverse (Обратный), и добавьте параметр Start.
Совет! По сути, данная функция напоминает действие рассеивателя, делая свет более мягким и приглушенным.
Изменение параметра DecayЧтобы увидеть эффект от данного пункта, вам также потребуется визуализировать сцену.
Но идем далее:
- Далее идут параметры Near Attenuation и Far Attenuation, которые ограничивают распространение света в прострaнcтве сцены.
- Если мы активируем первый параметр, путем установки галочки в пункте Use (Использовать) и Show, то увидим два ограничителя, которыми мы определяем зону, где свет будет попадать на объекты.
- Пригодится для использования, в случаях, когда какие-то из объектов сцены не должны освещаться.
Давайте посмотрим, что будет, если вынести ограничители за пределы наших примитивов.
Действие параметров Near Attenuation и Far AttenuationВторой параметр работает аналогично первому, но лишь с той разницей, что затемняет с обратной стороны — то есть, удаленной от источника света.
Управляющие формой параметрыСледующий пункт настроек — это Directional Parameters, который содержит в себе очень интересные настройки.
- Первое, что можно сделать — это изменить форму источника, сделав её прямоугольной. Для этого нужно отметить пункт Rectangle (Прямоугольник).
- Hotspot\Beam (луч) — параметр регулирующий размер основного луча. Меняя значения в окошке, вы увидите как изменяется радиус внутреннего круга источника света.
- Falloff\Field (поле) — аналогично предыдущему параметру, меняет размер внешнего круга.
На пpaктике данные настройки позволяют создать плавное затухание света от центра к краям.
На этом, обзор основных настроек мы, пожалуй, закончим, так как более глубокое изучение остальных параметров новичкам на данном этапе будет бесполезно.
Фотометрические источники света
Теперь давайте попробуем создать более насыщенный и реалистичный свет на нашей сцене. Для этого мы используем фотометрические осветители.
Типы осветителей
Данные источники света бывают двух видов: Target Light (Нацеленный свет) и Free Light (Ненаправленный свет). Как вы уже знаете, разница между ними заключается в наличии цели. Данные источники не имеют какой-либо формы, так как имитируют естественный свет, который не ограничен в прострaнcтве ничем.
Установка фотометрического светаКак вы уже могли заметить, внешнее отображение подобного источника света в программе отличается от стандартного. Он показан как сетчатый шар, связанный линией с кубиком, который и есть цель освещения.
Так же, как и в случае со стандартными источниками, его можно свободно перемещать и настраивать удобным способом. Вот как теперь стали выглядеть фигуры после рендера.
Для большей реалистичности, мы включили у объектов параметр тени. Как это сделать, можно узнать, вернувшись к описанию основных настроек.
Настройки фотометрического света
Как и прочие источники освещения в 3Ds Max, фотометрические обладают своими настройками. Какие-то из них ничем не отличаются от уже описанных выше, а какие-то уникальны. Давайте их и разберем.
Тип светаПервый пункт настроек, который нас интересует — это Template (Шаблон). Здесь можно выбрать вид освещения нашей лампы, и сделать её, например, галогенной или флуоресцентной, и сразу установить её мощность в Ваттах.
Параметр Intensity\Color\Attenuation позволяет менять не только цветовую температуру, но и задать мощность освещения, выставляя значения в наиболее удобных для пользователя единицах (например в Люменах).
Настройка мощностиЧем выше значения данных параметров, тем ярче и мощнее становится наш свет. Далее рассмотрим пункт Shadow Parameters (Параметры тени).
Он состоит из следующих параметров:
- Пункт Color отвечает за цвет теней, так что при желании, вы можете сделать их даже желтыми.
- Density (Плотность) — отвечает за прозрачность теней. Если увеличить данный параметр, то тень станет очень четкой. Если же приблизить значение к нулю, то она станет еле заметной.
- Значения ниже нуля приведут к тому, что тень исчезнет вовсе.
Далее идет пункт Shadow Map Param (Карта теней). Нас интересует две строки:
- Size (Размер) — также регулирует насыщенность тени;
- 2 Sided Shadows — делает тени двусторонними.
На этом мы закончим наш 3ds max урок освещения. Мы разобрали его основные типы, а также их параметры.
Данные знания позволят вам начать работу со светом, и делать свои первые творения более реалистичными. Дополнительно советуем вам узнать, как правильно расставлять освещение на сцене. Для этого поищите в сети видео соответствующей тематики.
Комментарии:
Разберем как правильно подключить светодиод параллельно и последовательно, как подключить без резистора и можно ли подключить LED к сети переменного тока?...
18 06 2025 5:24:52
Хаpaктеристика неоновой лампы. Чем холодный неон отличается от обычного? Особенности работы неоновой лампы. Сфера применения. Схемы подключения и питания. Можно ли получить разный спектр свечения...
16 06 2025 21:37:28
Потрeбление электроэнергии диода зависит от его мощности. Разберем основные типы светодиодов, их потрeбление, от чего оно зависит и как его определить....
15 06 2025 6:31:13
Узнайте преимущества и недостатки параллельного подключения лампочек. Читайте, когда выгодно последовательное соединение источников света. Смотрите здесь, как не допустить ошибок при монтаже выключателя....
14 06 2025 15:10:13
Подключение трехклавишного выключателя: конструкция и принцип работы. Как правильно соединить провода для трехклавишного выключателя света в распределительной коробке. Инструменты и материалы для монтажа....
12 06 2025 10:28:28
Полное руководство по выбору и эксплуатации светодиодов для дневных ходовых огней (ДХО) "Орлиный глаз". Выбор. Подключение к авто. Доработка...
11 06 2025 13:15:11
Смотрите здесь, как можно своими руками сделать светодиодный светильник для освещения аквариума. Варианты подсветки, подброр оптимальных ламп, светодиодной ленты, процеДypa страивания лед-света в крышку....
09 06 2025 1:23:54
Узнайте, как выбрать лучшую светодиодную лампочку домой. На какие хаpaктеристики стоит обратить внимание. Продукцию каких компаний лучше выбирать, сколько должна стоить светодиодная лампа....
08 06 2025 16:44:14
Наша сегодняшняя тема — электрический инфpaкрасный теплый пол. Мы выясним, как он устроен, по каким параметрам превосходит конкурирующие решения, и каким образом монтируется под чистовое напольное покрытие. Приступим....
07 06 2025 10:54:51
Теплый белый свет – самый универсальный тип освещения, который подходит под большинство помещений и создает комфортную для человека обстановку....
06 06 2025 16:15:20
Читайте, какие светодиодные лампы 12 В предлагаются на рынке. Узнайте, какие критерии самые важные при выборе. Изделия каких производителей самые качественные, как можно сэкономить. Почему не выгодно покупать дешевые светодиоды неизвестных производителей....
05 06 2025 17:39:48
Включение подсветки клавиатуры на ноутбуке — как узнать, есть ли такая функция. Описание включения в зависимости от производителя, комбинация клавиш для Asus, Lenovo, Acer, HP и других моделей. Почему подсветка не работает, причины и их решение....
04 06 2025 3:28:51
Читайте, что такое светильники ЖКХ, какие основные виды их встречаются в продаже, какими видами ламп они оборудуются, каковы основные особенности каждой модификации, а также с какими системами автоматического управления их совмещают для установки в подъезды, и что такое антивандальное исполнение....
02 06 2025 4:56:37
Узнайте, какие схемы используются для подключения светодиодов к различным источникам питания. Читайте, как определить сопротивление и мощность ограничивающего резистора для любой цепочки. Рассчитайте схему для себя, используя предоставленные формулы и примеры....
01 06 2025 0:24:55
Как правильно подключить люстру к двух клавишному выключателю? Вариант посоединения пятирожковои и 3 рожковой модели. Как доработать люстру, если она расчитана на выключатель с одной клавишей...
31 05 2025 2:42:17
Использование освещения в ландшафтном дизайне — что и как можно подсветить на дачном участке. Основные виды ландшафтного освещения, какое бывает в зависимости от выполняемой функции. Как выбрать светильники для подсветки ландшафта....
29 05 2025 8:43:17
Солнечная батарея своими руками: преимущества и недостатки самодельных изделий. Пошаговая инструкция по самостоятельному монтажу. Разновидности солнечных батарей. Какие инструменты и материалы необходимы....
28 05 2025 16:28:40
Сегодня мы расскажем вам много интересного про уже давно изобретенные машины постоянного тока, которые до сих пор пpaктически ни в чем не изменились....
27 05 2025 18:13:53
Правильное освещение садового участка является важным элементом уюта и привлекательного внешнего вида всего дом....
26 05 2025 11:34:15
Сегодня нам с уважаемым читателем предстоит выяснить, насколько пpaктична проводка в электрических плинтусах....
25 05 2025 0:38:58
Граждане, мечтающие о коттедже за городом для постоянного проживания и / или комфортного летнего отдыха, могут просмотреть проекты привлекательных двухэтажных...
24 05 2025 15:24:39
Читайте здесь о выборе ламп для аквариума и организации правильного освещения. Что предпочесть для светильника: люминесцентные лампочки, светодиодные. Как рассчитать свет на количество литров воды....
23 05 2025 11:48:13
Чем привлекательно светодиодное декоративное освещение на фоне подсветки лампами накаливания или галогенками? Какие разновидности декоративных светильников можно встретить в продаже? Сегодня мы ответим на эти вопросы, и в качестве примера разберем монтаж одного из видов декоративного освещения — скрытой подсветки светодиодной лентой....
21 05 2025 23:34:34
В Этой Статье Представлен Наш Взгляд На Лучшие Игровые Процессоры 2020 Года, Информация Пригодится и Тем, Кто Собирает Компьютер Своими Руками, и Тем, Кто Покупает Готовый в Магазине....
20 05 2025 7:31:41
Розетки с дистанционным управлением Как выбрать розетки Розетки с таймером Установка розеток. Как правильно Подключение двойной компьютерной (internet) розетки...
18 05 2025 13:24:31
Почти каждый настоящий домашний мастер имеет навыки электромонтера, поэтому прокладку электропроводки в новом доме или квартире многие не доверяют никому, а делают своими руками. Первый этап - это сделать проект и определить, сколько и какого провода и фурнитуры нужно закупить. Постараемся рассказать, как сделать расчет электропроводки в доме....
16 05 2025 16:55:37
Сегодня мы поговорим о такой сложной и интересной теме, как проектирование освещения в музеях. Очень важно, чтобы от воздействия светового излучения, никак не пострадали раритетные экспонаты, о чем мы и поговорим в этой статье....
15 05 2025 19:22:13
Индекс цветопередачи – параметр, имеющий большой значения для восприятия предметов интерьера. Узнайте, у каких лампочек самые высокие показатели. Читайте, как подобрать источники света для монтажа системы освещения из светодиодов и люминесцентных лампочек....
14 05 2025 3:44:44
Как сделать светящийся натяжной потолок. Можно ли использовать световой эффект в качестве основного освещения. Альтернативные варианты света на потолке и рекомендации....
12 05 2025 13:16:46
Как известно, в любых электрических системах именно качественное соединение обеспечивает пpaктически 90% надежности. Поэтому, в нашей статье мы решили разобрать существующие виды наконечников для опрессовки, их достоинства и недостатки, и, конечно, сферу применения....
11 05 2025 11:51:23
Читайте, как делается оригинальный и привлекательный светильник из эпоксидной смолы. Узнайте, какие могут быть варианты дизайна. Уточните для себя порядок действий при изготовлении подобного изделия своими руками....
10 05 2025 21:16:39
Читайте об особенносятх устройства и эксплуатации светодиодных прожекторов с датчиком движения. Плюсы и минусы уличного led-светильника для поддержания освещенности. Инструкция и схема подключения и установки....
09 05 2025 12:26:19
Читайте, какими особенностями и возможностями обладают светодиоды мощностью 1 Вт. Узнайте, каковы их хаpaктеристики, выясните способы определения полярности. Выясните для себя особенности и схему подключения приборов....
08 05 2025 20:38:51
Диммеры для светодиодных ламп: полная информация о диммируемых светодиодных лампах, способах подключения, видах диммеров....
06 05 2025 1:49:14
Ночь, давно перестала быть временем суток, когда страшно выйти из дома. Современные города утопают в иллюминации, делая некогда тёмные улицы наряднее и красивей. В этой статье мы поговорим фасадное и ландшафтное освещение, и про то, как с его помощью можно украсить даже самое невзрачное здание, придав ему совершенно новый облик....
05 05 2025 11:48:53
Любое управление освещением с 4 мест, подразумевает установку четырех коммутационных аппаратов....
04 05 2025 21:55:45
Выясните, зачем необходима подсветка для орхидей, выращиваемых в домашних условиях, как организовать систему освещения и когда ее использовать. Основные требования к используемым в установке лампам....
03 05 2025 23:46:12
Провод типа ВВГ нашел широкое применение в промышленности и на бытовом уровне. Достичь этого удалось за счет широкой номенклатуры модификаций кабеля....
02 05 2025 19:22:22
50) Как выполняется проклaдкa электропроводки нa чердaкaх...
01 05 2025 10:27:33
Узнайте, как можно использовать понижающий трaнcформатор в качестве источника питания для светодиодных ламп. Читайте, какими особенностями он обладает, выясните для себя достоинства и недостатки такого варианта конструкции....
30 04 2025 6:50:50
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 ::