К вопросу о дополнениях к настольным играм

Дополнения для настольных игр. Что это и какие они бывают. Хорошо это или плохо. Нужны они или не нужны. Эти и другие вопросы затрагиваются в статье, подготовленной читателем по имени Александр.
На разных стадиях моего увлечения настольным миром менялось моё отношение к дополнениям для игр. В пору знакомства с картоном, деревом и пластиком я хватал игры вместе со всеми официальными и неофициальными дополнениями, делал ПНП и шёл по принципу «всё или ничего» (конечно, постоянно выбирая «всё», кого я тут обманываю?). Когда первая волна необозримого счастья отхлынула, я начал более взвешенно относиться к приобретению дополнений даже для полюбившихся игр. Сейчас же я считаю, что дополнения нужно брать лишь в исключительных случаях, ведь всегда можно задать вопрос: а что, если купить новую настолку вместо допа к уже имеющейся?
Согласитесь, лавина по-настоящему годных игр всё больше охватывает нас. Среди нашей страны вовсю орудуют локализаторы, не позволяя откладывать деньги на отпуск или автомобиль. Поэтому появление допов к играм может стать серьёзной дилеммой для покупки.
Ведь не всё так просто – нельзя взять и сказать: «допы – мастхэв» или «допы – в топку»! Лично я для себя выработал небольшую классификацию и хочу поделиться мыслями с вами. Получить обратный отклик о вашем внутреннем мире было бы тоже приятно.
Когда после допа игра расцветает
Первый случай для меня исполнен уважения к издателю. Мы имеем на входе отличную игру, в которой (надеюсь, что неумышленно) был допущен косяк в механике. В этом случае исправление критически необходимо. И если автор и издатель находят в себе смелость признать ошибку, выпустить корректирующий доп, а после поставлять игру уже совместно с исправлениями, то это и называется заботой о нас, потребителях.
В качестве примера отлично подходит Кингсбург. Здесь в базе явно была сделана недоработка. В конце каждого игрового года игрокам приходилось испытывать удачу или тестировать интуицию, бросая кубики. Их результат олицетворял количество подкреплений, присылаемых королём для схватки с монстрами. Не знаю, то ли виной всему было некачественное тестирование, то ли очень спешили с выпуском, но это стало серьёзным уязвимым местом игры. Здесь очень сильно страдала стратегия, ведь результат бросков мог повергнуть ваши планы в хаос. Но если бы нам нужна была слепая удача, мы бы просто сели играть в пьяницу или кости (хотя и там игроки уменьшают фактор удачи за счёт ловкости рук и шулерства). Хочется же погрузиться в процесс и получить удовольствие от результата.
И вот, казалось бы, мелочь, но разработчики придумали систему жетонов подкрепления, когда игроку выдаётся их ограниченное количество и разные номиналы. И здесь наоборот, стратегия включается с ещё большей силой. Теперь можно думать, играешь ли ты в первую очередь на войну или на развитие движка. Доработка небольшая с точки зрения затрат, но очень полезная.
Разработчики внедрили ещё кучку мини-допов, а локализаторы собрали всё это богатство в одну коробку, и вот мы имеем полноценную качественную игру, в которой и реиграбельность на высоте, и процесс приятный (в меру сложный и для семьи, и для бывалых).
Очевидно, это тот случай, когда брать обязательно. Или продавать оригинал. Ведь зачем дома чемодан без ручки? А с допом всё комфортно и удобно.
Когда игра умышленно распилена и механики страдают
Здесь можно включить гнев и ненависть. Зачем, зачем вы так поступаете с нами? Могу ошибаться, но увлечённый настольщик не посмотрит на увеличение ценника, чтобы купить полноценную игру. А случайный человек ограничен Монополией и Имаджинариумом, сколько ему ни предлагай Старкрафт, он всё равно откажется.
И антигероем для моего примера выступает Брюгге. Мне игра целиком очень нравится. И Фельд, как автор, тоже внушает уважение. Но зачем так грубо разделять базу и доп (который залив Звин) – мне непонятно? Может быть, уважаемые издатели не заметили, что не все значения, выпавшие на кубиках, используются механиками игры? И из-за этого сильно провисает строительство каналов, как одна из составных частей.
Всё равно, что продавать автомобиль без дверей. Производитель мог бы сказать, что не желал увеличивать стоимость автомобиля, ездить он будет и так, а если что, то двери можно заказать и за рубежом, правда крепления не подойдут и плотно закрываться они не будут. Перегибаю, конечно, палку, согласен, но вы понимаете, о чём я.
Всё это вызывает вопросы и к нашим локализаторам. Естественно, люди будут негодовать и требовать допа. Почему же сразу не договориться там, за рубежом, и для нашего пользователя выпустить полноценную версию? Тем более, что всё шло через площадку народного финансирования.
Я не стал дожидаться допа и не покупал его из-за бугра, а сделал себе ПНП. Конечно, это не очень эстетично, зато играть можно в полноценную версию. Не знаю, буду ли покупать, если договорятся о локализации, но, как говорится, осадочек остался.
На эту тему сломано уже много копий, могу сказать от себя: каждый из нас в конечном счёте сам заботится о своём удовольствии, и если есть подозрения, что радость от покупки будет не та, лучше тысячу раз подумать. Поэтому мой личный вердикт – либо игра целиком, либо вообще не брать, здесь полумеры не работают.
Экстенсивное расширение
Большинство карточных игр как бы предрасполагают, что будут выходить новые колоды, и это рассматривается, как норма, и вопросов не вызывает.
Взять, например, Поселенцев Тшевичека. Он каждый год колдует над минидопами и новыми фpaкциями. И по-своему успешен в своём деле. Не могу сказать, что игра как-то по-особенному расцветает. Просто появляются дополнительные вариации, которые благотворно сказываются на реиграбельности в целом.
Дополнения к Seasons, Race for the Galaxy, 7 Чудес – вода на ту же мельницу. Лично для меня ситуация складывается так: пока увлечение игрой на высоте – эти допы его не ухудшат, но и радикально ничего не изменят. А вот если интерес стал угасать – тут, скорее, лучше сэкономить деньги, ведь, наверное, вам уже поднадоела механика, а не просто захотелось новых значков на картах.
Я для RFTG взял 3 допа, пока меня не «отпустило», и больше уже не хочется. Мне трудно представить, что там сильно можно что-то поменять. Более того, сейчас бы я, как и многие, ограничился только первым допом, так как они вместе с базой дают уйму стратегий на множество партий. Что и говорить, в своё время я только в базу сыграл на BGA 429 партий, не считая бумажные гонки.
Для 7 Чудес в пору фанатичного улучшения взял Города и Лидеры, но не считаю любой из допов сколь-нибудь необходимым. Более того, здесь база полноценна, как мне кажется, без недостатков, так что и новичкам, и бывалым её надолго хватит.
На счёт Поселенцев пока думаю, и в этом мне помогают локализаторы, пока не выпустившие ничего, кроме Атлантов. Для себя пока решил так: выйдут Ацтеки – куплю, по минидопам скорее всего – пас.
Кроме карточных игр можно привести кучу примеров наборов дополнительных игровых полей (Ticket To Ride, Railways of the World, Trains, Энергосеть и пр.). Здесь в пользу приобретения может сказаться фактор масштабирования на разное число участников. Но в целом картину игры такие допы не изменяют. Сейчас я не вкладываю деньги в подобные расширения.
Ещё есть дополнения, слегка расширяющие гeймплей (Five Tribes, Стамбул, Tzolk’in). Тут необходимости никакой нет, игры и без них неплохо работают. Сегодня я придерживаюсь мысли, что эти допы мне не нужны, вокруг есть много всего интересного и помимо их. Зато в пору увлечения Tzolk’in доп к нему всё же приобрёл. Но скажу вам честно: играли в него всего один раз за два года, так что сами делайте выводы.
Когда игра распилена (якобы) для экономии наших денег
А тут речь об интересных аспектах, и о них можно судить двояко. Я из доброты отнесу данную категорию к заботе о пользователях.
Речь о допах, которые представляют всевозможные расширения для большего числа участников.
И как тут не вспомнить Серп (куда же без него???)? Базовая коробка рассчитана на игру от 1 до 5 человек, и на несколько десятков партий её вполне должно хватить. Не знаю, интересно ли играть в Серп маленьким составом, но для меня партии на 4-5 человек полны интереса и азapта. А вот 6-я и 7-я фpaкции – это для любителей масштабных действий. Вот вроде бы, игра изначально задумана для 7 фpaкций (места под них уже забронированы на базовой карте). Но если не собираться большим составом, то смысла переплачивать нет, и так всё хорошо. И здесь для нас плюс, можно сэкономить деньги.
Или та же Кровь и Ярость… Нужен ли вам набор миниатюр для 5-го игрока? Да, там будут дополнительные карты для каждой эпохи, но основной смысл – адаптация для игры впятером. Мы в своей компании собираемся таким составом, поэтому я думаю над приобретением. А для четверых – всё сделано очень хорошо и качественно: ощущается и напряжённость, и давление, всё, как нужно.
Умышленно включил доп к Tzolk’in в другую категорию, давайте говорить честно: и четверых человек собрать на партию проблематично, а собраться впятером – вообще несбыточная мечта. Так что относитесь с вниманием ко всем этим расширениям, потому что сама игра может быть и отличной, но дayнтайм никто не отменял.
Подводя итог, можно подумать ещё об одном факте. Сколько есть на свете шедевров кинематографа? И многие из них имеют продолжения или приквелы. Но какая часть из них столь же гениальна, как и оригинал? Лично я не смогу подобрать множество примеров (на ум приходит только второй Терминатор, да и то, наверное, лишь из-за спецэффектов). Конечно, есть неплохие серии, которые смотришь с удовольствием. Но чаще обсуждаешь с друзьями и с многозначительным видом заявляешь: «Да, до оригинала как-то не дотягивает!»
С играми проще – тут не требуется такого всепоглощающего восторга. Поэтому допы выпускаются и продаются. Лишь бы хватало финансов, чтобы полностью обеспечить себя всем желаемым да ещё и коллекционными наборами миниатюр в придачу. Чего вам всем искренне и желаю.
PS: Кстати, мои мысли о дополнениях можно прочесть тут.
Комментарии:
В очередной раз за Цивилизацию мы сели вчетвером: трое из нас с игрой уже были знакомы, а четвёртому она была в новинку. Из-за этого около 30 минут пришлось потратить на ознакомление с игрой. Я рассказал про фазы хода, про действия городов, про бои, про исследования и про условия победы, и мы начали....
15 12 2025 11:42:10
Автором этой игры является человек, подаривший миру Манчкина — Стивен Джексон. Что касается ценности Lord of the Fries для любителей настольных игр, могу сказать только, что судя по рейтингу на BGG.COM (6.0/10), ничего особенного эта настолка собой не представляет....
14 12 2025 20:16:27
Завершается конкурс обзоров игр от «Мира Фэнтези»...
13 12 2025 10:53:47
Новые правила для игры в настольный баскетбол...
12 12 2025 19:12:18
Правила «Каркассона» и «Охотников и собирателей»...
09 12 2025 14:54:17
Ход начинается с того, что первый игрок бросает набор специальных кубиков с числами от 0 до 3. Выпавший результат определяет типы (имеется в виду вес) доступных каменных исполинов на этом ходу. Соответствующие результату броска статуи берутся из «банка» и выставляются на специальную картонную подставку. После этого происходит аукцион за право первому получить статую. Он происходит посредством ставки, роль которой играют рабочие и маски (являющиеся символом развития племени) которые есть у игрока. Всё что вы поставили, в оставшейся части раунда не участвует, так как считается, что эти ресурсы были затрачены на высечение исполина из камня. Стоит учитывать, что для изготовления каждой статуи нужно своё определённое количество рабочих. Так что если вы поставили много-много масок, и лишь одного рабочего, то хоть вы и будете выбирать первым, но про постройку больших исполинов можете забыть....
08 12 2025 1:58:43
Вот как выглядит игровое поле:...
05 12 2025 5:52:23
Описание настольной игры «Друзья» (Friends)...
04 12 2025 23:21:35
Правила игры «World of Warcraft: The Burning Crusade Expansion»...
03 12 2025 7:42:22
Внутри — не так уж много компонентов. Листок с правилами, пакетик с жетонами, да небольшая стопка карт травы и грибов. Сами эти с позволения сказать «карты» — несколько необычные. Это скорее небольшие планшеты....
02 12 2025 17:45:23
Настольная игра Ingenious от Райнера Книция судя по данным Boardgamegeek.com появилась аж в 2004 году. С момента появления игра заработала 8 титулов на всяческих международных выставках и интернет-голосованиях, даже стала лучшей игрой 2008 года у Юры Тапилина! 🙂...
01 12 2025 10:53:45
Картинки, как показал опыт, у нас не зашли, а вот слова – ого-го! Поэтому от новой версии ожидания самые высокие...
26 11 2025 23:43:35
Обычно мы играем с "драфтом", когда перед началом партии каждый игрок получает 7 карт занятий, выбирает себе одну и передаёт карты другому оставшиеся 6. Сам берёт 6 карт, которые даёт ему сосед, снова оставляет себе одну и оставшиеся 5 передаёт дальше и т.д. И стартовые колоды мы формировали по принципу "2-2-3", то есть по 2 карты из двух колод и по 3 — из третьей. Например, каждому игроку в начале партии достаются 3 карты из колоды E, 2 — из колоды I и ещё 2 — из колоды K. А тут я подумал: а что если сыграть только одной колодой (точнее, колодами). Сначала — занятиями и улучшениями из колоды E, потом — из колоды I, а затем — из колоды K. Вот мы и попробовали....
23 11 2025 1:36:46
22 11 2025 6:38:41
Цель игры: Игроки должны захватить центр галактики до 9 хода. Условие поражения: Республика захватывает родной мир одного из игроков, либо им не удаётся захватить центр галактики до завершения 9 хода....
19 11 2025 20:43:22
Ещё один очаровательный элемент – свойство «хищник». Повесьте его на одного из своих кротких травоядных, и ваше животное сможет съесть животных, принадлежащих другим игрокам. Это особенно забавно, если ваше существо было антилопой с ядовитыми железами. Конечно, хищникам требуется больше еды, так что они будут ужасно склонны к поеданию стада ваших любимых закамуфлированных овец, что делает хозяина хищника первым кандидатом на уничтожение....
18 11 2025 13:11:24
В свой ход у вас есть немного очков действия, которые можно потратить на перемещение, атаку или поиск вещей. Можно поделиться ими с другими игроками. Так же есть возможность собирать выживших. После того, как все игроки сделали ход, зомби атакуют. Выживших они атакуют в первую очередь, чтобы обратить из в себе подобных, затем набрасываются на игроков, нанося увечья. Если у игрока кончается здоровье, то он умирает и проигрывают все....
17 11 2025 13:23:57
Ставим первые поселения на кирпичи и дерево. Есликакой то ресурс встречается очень часто или цифры на гексах с этим ресурсом хорошие — то стоит подумать о захвате соответствующего порта. Но не стоит забывать и о овцах с пшеном — важно не только настроить как можно больше дороги по возможности перекрыть проход противнику к новым землям, но и настроить на самых лакомых местах по поселению....
16 11 2025 12:50:48
Любопытно, что на BGG люди пишут, что Агрикола с дополнением и без — это две очень похожие, но, всё-таки, разные игры. Время покажет, воспримем ли предлагаемые Уве Розенбергом новшества и как нам больше понравится играть в Agricola — с дополнением или без....
15 11 2025 22:35:37
С помощью друга Чарльз Дэрроу изготовил и продал 5000 самодельных копий «Монополии» в универмаге Филадельфии. Через некоторое время он уже не мог справляться с возросшим спросом, и решил снова обратиться к представителям Паркер Бразерс. Монополия вошла в историю — уже в 1935 году она стала самой продаваемой игрой в Америке....
12 11 2025 1:12:17
В «Громовом Камне» ничего такого нет. Там сpaбатывают все действия, указанные на картах. Поэтому ход намного более детерминирован. Весь выбор делается между деревней/пещерой, да ещё нужно будет решать, какие из опциональных эффектов применять, а какие нет. (В основном это выбор типа «если я затрэшу эту карту, то получу ещё несколько карт или — реже — несколько монет»). И что совершенно возмутительно, есть лишь одна карта, дающая дополнительную покупку («Barkeep»). Для сравнения, в базовом «Доминионе» таких карт четыре («Council Room», «Festival», «Market», «Woodcutter»)....
11 11 2025 2:47:24
Это Territory Control игра, с пвп-боёвкой, без Player Elimination, с несколькими очень конкретными триггерами выигрыша, без очков победы....
10 11 2025 20:39:19
Среди этих 79 игр было 42 новинки, т.е. настолки, в которые я играл впервые. В 2009 году новинок, опять же, было больше — 54. В 2008 почти столько же — 41. Количество новых игр уменьшилось, и это не случайно. После безумной гонки 2009-го я ощутил себя преданным поклонником "культа новья" и понял, что так жить нельзя. Не дело это, когда мы каждую неделю гоняем в новую игру и, не успев её толком опробовать, перескакиваем на следующую. ...
09 11 2025 4:54:45
В правила игры заложен механизм, позволяющий брать любую из доступных карт, так что выбор игрока несколько ограничен. Хотя, по большому счёту, скорее всего он достаточно прост: если есть недостающая часть — бери её. Вероятно, игра имеет две стратегии: собирай любых животных и получай очков, сколько получится, либо пытайся создать "правильных" существ, приносящих больше очков. Вопрос лишь в том, как это выглядит на пpaктике. Не получится ли, что в первом случае игра будет идти на автомате, а во втором всё будет зависеть от случая — пришли нужные карты или нет....
06 11 2025 7:10:22
01:00 — Локализовали War of the Ring и Twilight Struggle...
04 11 2025 8:46:11
Видео-обзор «Зельеварения» от Тома Визела...
30 10 2025 9:27:11
Куда обиднее, что пластиковые подставки для Магдара и Входа в Пещеру имеют в основании круглую форму, притом что отверстия в лежбище и преддверии вырезаны под квадратную. Из-за этого конструкция становится неустойчивой, и несчастный демон норовит плюхнуться всякий раз, как кто-то заденет стол. Конечно, эти компоненты можно и вовсе оставить лежать в коробке, но удовольствия от игры от этого не добавляется....
29 10 2025 0:53:11
Для тех, кто ждал. Для тех, кто спрашивал. Для тех, кто надеялся. У нас есть новости. ?...
28 10 2025 20:26:39
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку
Как соединить многожильный и одножильный провод правильно