«Тесера — 2011» — некоторые размышления

По поводу недавнего вручения премии Тесера — 2011 озвучено уже несколько комментариев. На самой Тесере, например, есть несколько негативных высказываний. Мол, собрались несколько издателей и сами себя наградили. Аналогичное мнение высказано и автором блога Настольные игры без купюр, который прокомментировал это событие так: "междусобойчик во всех смыслах слова". Давайте посмотрим, так ли это.
В общем-то, подобное отношение вполне понятно. Достаточно посмотреть на состав жюри. Напомню, оно состоит из 10 человек, из которых 7 имеют непосредственное отношение к созданию и изданию игр. Это Михаил Акулов (Смарт), Тимофей Бокарёв (Игрология), Дмитрий Кикбало (Мосигра), Константин Комаров (Звезда), Сергeй Мачин (Правильные игры), Иван Попов (Мир Фэнтези) и Степан Чижов (Триоминос). Всё это люди — которые в первую очередь делают и продают игры, а не играют в них. Также в состав жюри затесались два игрока-блоггера: Михаил Баландин (Записки новосибирского настольщика) и ваш покорный слуга.
Итак, в жюри входят представители восьми игровых компаний. А теперь смотрите, кто из них получил награды:
- Смарт (Доминион) ;
- Правильные игры (Эволюция) ;
- Мир Фэнтези (Коронация) ;
- Игрология (Рисумей) ;
- Звезда (Великая Отечественная. Лето 1941) ;
Таким образом, без наград остались только Игровед и Триоминос. Не отметили ещё и Мосигру, но ей, совместно с Игрологией, Миром Хобби и Миром Фэнтези достался специальный приз за игру Мисс Русская ночь. Кроме того, одна из наград досталась игрушке, которую выпустил "сторонний" производитель, не входящий в состав жюри. Это Головоноги, детская игра, про которую я раньше никогда не слышал.
Итак, у стороннего наблюдателя действительно может сложиться такое впечатление, что "награждают сами себя". Но давайте копнём немного глубже. Напомню, что каждому члeну жюри нужно было назвать три лучшие игры в каждой категории и проранжировать их (первое место, второе место и третье место). Затем голоса всех 10 члeнов суммировались и в каждой номинации определялся победитель.
Давайте посмотрим на списки номинантов (к каждому списку я буду приводить свой комментарий, жирным в списках выделены победители).
Настольная игра
- Как приручить дpaкона;
- Коммерсантъ. Деньги;
- Коронация;
- Метро 2033;
- Тачки. Крутые виражи;
- Терминатор. Да придёт спаситель;
- Черепашки ниндзя. Цитадель Шреддера;
- Чудовище Джио-Джанга.
Моё первое замечание к этому списку — из него исключены карточные игры. По-первых, по-моему, это несправедливо по отношению к Эволюции, которую я считаю лучшей игрой, изданной в прошлом году в нашей стране и которая автоматически "выпала" в номинацию "карточные игры". Во-вторых, мне кажется это нелогично. Что, карточные игры у нас уже к настольным не относятся? Я уже приводил аналогию со Spiel de Jahres, которую получила карточная игра Dominion. По нашей же схеме максимум, на что может рассчитывать Доминион — лучшая карточная игра.
Думаю, тут следует немного пояснить. Понятно, что премия присуждается в нескольких номинациях, но, как мне кажется, номинация "лучшая настольная игра" — это самая престижная награда. Получить её намного приятнее, чем какую-нибудь "лучшую локализацию" или "лучшее оформление". Поэтому я считаю, что выбрасывать карточные игры и, в частности, Эволюцию, из списка номинантов в категории "настольная игра" не следовало.
Мои предпочтения в этой номинации были такими: 1 место — нет, 2 место — нет, 3 место — Терминатор. Да придёт спаситель. Ни одна из игр в списке по моему мнению не заслужила 1 места. Правда, когда подавались голоса, я, к сожалению, ещё не был знаком с Тачками, которые заслуживают второго места.
Среди остальных номинантов я ничего не могу сказать про Как приручить дpaкона и Чудовище Джио-Джанга, т.к. в эти игры ещё не играл. Коммерсантъ. Деньги мы недавно освоили, но окончательное мнение об этой игре у меня ещё не сформировалось. А вот Метро 2033 и Чеперашки-Ниндзя, на мой взгляд, вообще не заслуживают присутствия в списке номинантов, т.к. это низкокачественные игры, сделанные весьма топopно.
Коронация, которой в итоге досталась победа, игра относительно неплохая. Но она ни разу не лучше Эволюции, до которой ей очень далеко. К тому же это не оригинальная разработка, а клон Скотланд-Ярда. Причём в правилах, об этом, почему-то не говорится ни слова. Напомню, что разработчики Игросказа, представляющего собой переработку Once Upon a Time, не постеснялись прямо указать откуда растут ноги у их игры. А вот разработчики Коронации почему-то об этом факте умолчали.
Локализация
- Dixit;
- GiftTrap;
- Ticket to Ride. Европа;
- Доминион;
- За бортом;
- Замок на все времена;
- Карманные сражения. Орки и эльфы;
- Киклады;
- Куба;
- Мафия леммингов;
- Пандемия;
- Пираты Карибского моря. Пиратские бароны;
- Сердце дpaкона;
- Экспансия;
- Энергосеть.
На мой взгляд, в этой номинации была самая высокая конкуренция. Ведь в отличие от собственных разработок, которых раз-два и обчёлся, достойных локализаций у нас немало. Это и Endeavor, и Power Grid, и Dominion, и Dixit, и Pandemic, и Ticket to Ride. Европа. Мои предпочтения распределились следующим образом: 1 — Доминион, 2 — Пандемия, 3 — Dixit. И я очень доволен, что в итоге победил именно Dominion. Это очень хорошая игра.
Детская игра
- Антошки;
- Головоноги;
- История игрушек. Большой побег;
- Кошки-мышки;
- Малыш и Карлсон;
- Медвежонок Винни. Прогулка к друзьям;
- Спасайся, кто может!;
- Чародейки. Магия дружбы.
Детские игры — это для меня немного непонятно. Я не умею их оценивать и подхожу к ним с теми же мерками, что и к обычным настолкам. Да и вообще, в детские игрушки мы пpaктически не играем, так что в этой номинации я вообще не голосовал.
У меня вызвало удивление отсутствие в этом списке Тачек, которые позиционируются издателем (Звездой) именно как детская игра. Я высказывал свои сомнения на этапе формирования списков номинантов, но получил ответ, что, мол Тачки посчитали подходящей игрой не только для детей, но и для взрослых, а поэтому её место в другой номинации.
Карточная игра
- 12 стульев;
- Игросказ;
- Из грязи в князи;
- Мисс Русская ночь;
- Шахматы хаоса;
- Эволюция.
В этой номинации никаких сюрпризов быть не могло. Пара сомнительных игр 12 стульев и Мисс Русская ночь, а также не совсем настольные игры Из грязи в князи и Шахматы хаоса, на мой взгляд, никак не могут конкурировать даже с Игросказом, а уж, тем более, с Эволюцией, которая однозначно лучшая российская игра прошлого года. Я поставил её на первое место, на второе — Игросказ. Третьего претендента в этой номинации я не нашёл.
Игра для компании
- Бум!;
- Из грязи в князи;
- Крокодил;
- Медвед;
- Остров стpaxa;
- Рисумей;
- Шляпа.
Игры для компании тоже не мой конёк, но в данном случае я отдал свой голос Шляпе. Это объясняется просто — в нашей компании народная игра "Шляпа", по мотивам которой Правильные игры издали свою Шляпу одно время была очень популярна. На второе место я поставил Медвед, клон Junglee Speed. Третьего места у меня не нашлось. На мой взгляд остальные игры этого не заслужили.
По мнению большинства члeнов жюри лучшей игрой оказался Рисумей. Я это решение прокомментировать никак не могу, т.к. в до сих пор не выбрал время чтобы освоить эту настолку 🙁
Военная игра- Великая Отечественная. Лето 1941;
- Курск 1943. Огненная дуга;
- Смута. 1605—1612;
- Эпоха битв. Полтава. 1709 г.
Ещё одна номинация без сюрпризов, которую на мой взгляд стоило бы сократить вдвое. Ведь Курск — это не настольная игра, а какой-то картонный симулятор курской битвы, а Полтава — это, вообще, набор миниатюрок. Из двух оставшихся явный фаворит — Великая Отечественная, за которую я и отдал свой голос. Второго и третьего места у меня в этой номинации не было.
Самая красивая игра
- Из грязи в князи;
- Коронация;
- Крокодил;
- Метро 2033;
- Рисумей;
- Шляпа.
Наконец, последняя номинация. Здесь я голосовал за три настолки. На первое место я поставил Метро 2033, которая полный "нуль" по механике, но зато шикарно оформлена. Игровое поле со схемой московского метрополитена — это нечто. На второе место я поставил Коронацию, в которой мне понравилось оформление правил и карточек локаций, а на третье — Из грязи в князи, за отличные иллюстрации. По мнению большинства победила Коронация.
В целом у меня нет замечаний по составу победителей. Из 7-ми номинаций в 3-х моё мнение совпало с мнением большинства. В оставшихся четырёх у меня принципиальных возражений по победителям нет, за исключением номинации "настольная игра", в которой, как я уже сказал, победу заслуживает не Коронация, а Эволюция. Вопрос ещё вызывает специальная номинация Мисс Русская ночь. Я в эту настолку не играл, но судя по оформлению, это какой-то карточный примитив, выезжающий исключительно за счёт обнажёнки и оформления с гoлыми или полугoлыми дeвyшками. С точки зрения механики там ничего особенного нет. Но специальный приз на то и специальный приз, что выдаётся вне категорий по желанию учредителя премии кому угодно.
Зато я не могу не сказать вот о чём: заметили, что во многих номинациях я выбирал не три лучшие игры, а меньше? А всё потому, что некоторые игры на мой взгляд вообще не достойны того, чтобы куда-то там номинироваться. Увы, но тут получается палка о двух концах. Настолок у нас в стране выпускается в принципе мало, а достойные игры, так, вообще, по пальцам пересчитать можно. У меня, вон, в Игре года для российских игр есть только одна номинация (лучшая отечественная игра), да и в ней не каждый год удаётся найти достойных претендентов.
Тесера же присуждается нескольким отечественным играм в нескольких номинациях и при таких условиях ты никуда не денешься от объективной "бедности" отечественного настольного игропрома. Как быть, когда лучшего зачастую не надо выбирать из нескольких сильных кандидатов, а достаточно ткнуть пальцем в очевидного фаворита (как это, например, произошло с Великой Отечественной). В других же номинациях (например, игра для компании или лучшая детская игра) очевидных лидеров вообще нет, и победитель выбирается из толпы середнячков.
Подводя итоги я хочу сказать, что на мой взгляд первая премия "Тесера" удалась. Ведь у нас появилась новая игровая премия. А ещё вручение наград происходило публично, с приглашёнными и даже с прессой. Всё это привлекает внимание к миру настолок и не может не радовать.
Комментарии:
3. Игровое поле теперь двухсторонее. Раньше они складывалось из двух двухсторониих частей, комбинируя которые можно было получить различные поля для 3-х, 4-х и 5-ти игроков. Теперь поля, фактически два. Для 2-3-х игроков и для 4-5-ти игроков. Да, теперь в ЭВО можно играть и вдвоём....
12 12 2025 8:31:29
Настольная игра «Гонки» — вспомним детство!...
09 12 2025 17:57:51
Итак, любители настолок, с вами BJ из Board Game Gumbo, вместе с луизианским духом: на этот раз мы поговорим о новой горячей игре с тайлами о подземельях – Delve, – от Indie Boards & Cards....
06 12 2025 18:25:41
Quartermaster General: Napoleonic будет посвящена наполеоновским войнам. Игра пока на раннем этапе разработки, так что никакой конкретики нет, но, можно предугадать, что нас ожидает поле с картой Европы, разделённой на секторы. Ну и соответствующие участники конфликта: как минимум Франция, Англия, Испания, Россия....
05 12 2025 3:57:41
«Twilight Struggle» — очередные исправления...
04 12 2025 12:49:52
Скачать материалы для игры Кост Рануа — пиратские острова (rar, 78.5 Mb)...
03 12 2025 14:27:35
Печать односторонняя.
Обложку печатать на самоклейке, наклеить на папку с игрой.
Скачать материалы для игры Зомби в доме...
29 11 2025 2:50:53
Микро-обзор дополнения к «Королевской почте» (Thurn & Taxis)...
26 11 2025 9:22:26
Перед началом партии каждый игрок получает по 6 карт заданий. Это так называемые «короткие маршруты», на каждой карте указано две точки, которые нужно посетить. За это игроки получат очки, по числу которых в конце игры будет определён победитель. Ещё каждый игрок получает по 30 жетонов своего цвета. Ими отмечаются точки на поле, в которых он побывал....
25 11 2025 21:21:48
Скачать материалы для игры Fox in the Forest...
24 11 2025 12:11:31
Карты делал карманного масштаба: примерно 4х6,5 см. Рубашки не рисовал, но напомню, что тактические карты должны ими отличаться от отрядов (чего можно добиться оpaкалом). Все компоненты уместились на 4 А4. (4 отдельных .jpg) ...
23 11 2025 3:11:19
Карты-модификаторы меняют правила на кон, можно играть без них....
20 11 2025 13:33:19
«World of Warcraft»: примеры развития героев...
19 11 2025 10:14:48
В игре поле представляет из себя морскую карту Соломоновых островов состоящую из 6 островов на карте, а так же 2 выносные небольшие карточки островов, которые примыкают к основному полю и располагаются диагонально друг напротив друга. Эти выносные острова являются базами, куда приходит пополнение (некое подобие индустриального комплекса в «АА-1942г»), пополнение приобретается в начале хода на очки производства – о них ниже. На островах можно строить аэродромы, 3 из 6 островов разделены территориально на 2 части и на них можно строить по 2 аэродрома – каждый из которых ориентирован на разные морские территории. Аэродром строится из 3 жетонов материалов доставленных на остров. Жетон материала можно приобрести в свой ход – он стоит 2 очка производства. Очки производства равны сумме 10 базовых очков плюс удвоенное количество контролируемых частей островов, т.е. при контроле острова разделенного на 2 части игрок получает за этот остров 4 очка производства, при контроле простого острова 2 очка производства и т.д. На первый взгляд несколько сложно, но на пpaктике все более чем понятно и для облегчения подсчета на игровом поле контроль острова или его территории отмечается круглым жетоном с нанесенным обозначением США (звезда на синем фоне) или Японии (красный круг с расходяшимися лучами). Дальше собственно все по аналогии с «АА-1942г» — в начале хода подсчет очков производства и покупка на них войск, затем движение имеющихся на поле армий, военные действия, выставление купленных в начале хода юнитов на игровое поле и переход хода к сопернику....
17 11 2025 4:36:12
Карты путешествий входят в игру всякий раз, когда рыцарь путешествует из Камелота до цели квеста или от квеста к квесту. Игрок сначала объявляет цель своего путешествия, а затем тянет карту из колоды. Однако действие может обернуться неприятностями. Рыцарь может воодушевиться Чашей Грааля и отправиться на ее поиски, вместо того чтобы дойти до своей первоначальной цели. Он может быть захвачен в плен или попасть в засаду. Кроме того сам Мерлин может неожиданно появиться и сопровождаться вашего рыцаря в его стрaнcтвии. Если Мерлин остается с вами в течении квеста, то вы можете вытянуть одну белую карту совершенно безвозмездно....
15 11 2025 14:48:24
Вы сыграете множество партий, и каждая будет слегка менять гeймплей. Однако, в отличие от Legasy game, эта игра никогда не изменится безвозвратно. Вы можете легко перезапустить Fable game — с самого начала, либо с любого понравившегося вам момента....
14 11 2025 22:51:28
По-видимому, с запуском нового проекта старые сайты останутся в строю...
11 11 2025 22:55:12
Иногда я не играю в настольные игры. Так бывает достаточно редко, примерно раз-два в год, не больше. И эта неделя — как раз из таких. За прошедшие семь дней мы ни разу не разложили ни одну настолку. Хотя могли....
09 11 2025 12:59:24
Утверждается, что ошибки допущены на этапе вёрстки, поэтому упаковщики здесь не при чём. Печально, если это на самом деле так....
08 11 2025 17:34:53
Большинство расширений вводит в игру новые расы или способности, но здесь нет ничего подобного. Ничего. Даже наоборот, правила рекомендуют убрать из игры одну из способностей стpaxa, ставшую сверхмощной. Так что же мы получаем в дополнении?...
06 11 2025 1:27:58
— собаки, передают ход партнёру (игра идёт 2 на 2 как в Бридже);...
03 11 2025 15:53:53
Внутри мы видим две упаковки с картами и буклет правил....
02 11 2025 5:24:57
Если я вам скажу, что игра состоит из колоды карт и правила такие: раздаём по семь карт и при этом у вас только одно доступное действие — взять одну карту и сразу сбросить другую... И ВСЁ! Но при этом игра «огненный огонь» (и не из серии take that игр), вы, наверное, не поверите, да?...
31 10 2025 9:34:31
Игра начинается с того что, каждый игрок получает по 2 стартовые программы выступлений, в которых указан все их составляющие. Например, для программы “Король лев” нам понадобятся лев 1 штука (Симба), лошадка (в роли Рафики), 1 мужичок, читающий священное писание, 1 факел для красоты и 1 песняр, чтобы развлекать народ звонкой песней. Программа есть теперь нужно собрать все компоненты. Сделать это не так уж сложно. Это вам не Вольтрона изо львов собирать! На рынке ресурсов представлено 5 наборов ресурсов, по 3 компонента в каждом. Первый игрок начинает т opги за один из наборов. Игроки по очереди делают ставки или пасуют. Победителю достается набор из лакомых компонентов, после чего победитель выбывает из торгов. Далее т opги продолжаются по той же схеме (привет Power Grid)....
30 10 2025 8:10:45
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку
Как соединить многожильный и одножильный провод правильно